Учебная деятельность и труд в младшем школьном возрасте

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тамбовское областное государственное автономное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

Тарусова Маргарита Николаевна

студент группы КПН-41

Характеристика учебной, трудовой, игровой деятельности и общения младшего школьника

Коррекционная педагогика в начальном образовании

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Учебная деятельность

Поступив в школу, ученик приобретает новую ведущую деятельность- учебную. Этот переход сопровождается кризисом 7 лет, когда из детского сада ребенок попадает в школу, адаптируется к новому помещению, знакомится с новыми людьми.

Как один из видов деятельности, учение имеет единую для всех видов деятельности структуру. По мнению Т.И. Шамовой, в самом общем виде в ней могут быть выделены мотивационный, ориентационный, операционный, энергетический и оценочный компоненты. А.А. Люблинская и Н.Ф. Талызина считают, что о полноте и осознанности реализации учебной деятельности можно судить по состоянию наиболее важных из них: мотивационного и операционного компонентов.

В современной педагогической психологии учебную деятельность принято определять как форму социальной активности человека, направленную на овладение способами предметных и умственных (познавательных) действий.

Учебная деятельность протекает под руководством учителя и предполагает включение ребенка в определенные общественные отношения. Согласно своей специфике учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и преобразующей функциями (развитие ребенка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями).

В основе учебной деятельности лежат познавательные потребности, мотивы и интересы. Сила мотивации оказывает непосредственное влияние на успешность деятельности: постоянное нарастание силы познавательной мотивации не приводит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией, в частности с познавательными интересами, связывают продуктивную творческую активность личности в процессе обучения. В этом случае учение является полноценной деятельностью, направленной на усвоение знаний: ребенок испытывает потребность узнать что-то новое, эта потребность в новых впечатлениях опредмечивается конкретными знаниями в какой-то предметной области (познавательный мотив), получение которых одновременно выступает и как цель деятельности.

При внешней мотивации значимыми являются, например, социальный престиж, материальная выгода, боязнь наказания, угрозы или требования, желание награды, давление группы. Внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения, долга и ответственности, самоопределения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты).

Трудовая деятельность

К достижению младшего школьного возраста, данный вид деятельности приобретает особое значение- ребенок умеет занять себя на длительный срок. Ребенок воспринимает мир с любопытством, каждый день он учится не только видеть, но и делать, слушать, различать предметы и их свойства.

Возрастной рост ребенка сопровождается ростом исследовательской активности, самостоятельности и критичности мышления.

А.С. Макаренко указывал на общественный характер трудового воспитания школьников, а поэтому видел необходимость в воспитании не только исходя из интересов ребенка, но и из общественной ценности, пользы трудовой деятельности.

А.Н. Белоус исследовал то, как младшие школьники определяют содержание труда родителей и на основании этого формируют собственные представления о труде. Этой же проблематике посвящены работы В.И. Логиновой, О.И. Соловьева, В.И. Глотова и др.
Я.З. Неверович занималась проблемой формирования у детей положительного отношения к труду по самообслуживанию. Автором были выделены основные этапы формирования такого отношения, показана роль труда в психическом развитии личности.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский исследовал и выделил специфические черты труда детей. Автор показал тесную вязь между трудовой и игровой деятельностью младших школьников, необходимость использования игры в качестве воспитания и развития трудовых мотивов ребенка.

Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Подготовка ребенка к будущей трудовой деятельности начинается задолго до того, как он сможет принять участие в общественно полезном труде. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
В детском возрасте подготовка к труду осуществляется в нескольких направлениях. Прежде всего, необходимо сформировать у ребенка психологические предпосылки будущей трудовой деятельности. К ним относится формирование умения действовать целесообразно, в соответствии с обстоятельствами и требованиями других людей, развитие произвольных движений руки, согласующихся с некоторыми физическими и функциональные особенностями используемых предметов, развитие способности заранее представлять результаты своих действий и планировать последовательность их выполнения, формирование различных двигательных навыков.

Игровая деятельность

Данный вид деятельности подразумевает собой воспроизведение реальных жизненных ситуаций, которые уже встречались в жизни. Через игру можно узнать о потребностях ребенка, о его способностях и интересах.

1.3.1. Стадии развития творческого мышления

На каждой из этих стадий у ребенка есть свои задачи, которых необходимо достичь через выделение необходимых свойств тех или иных предметов, с которыми придется столкнуться. Еще с дошкольного возраста ребенку известно, что с предметами можно взаимодействовать различными способами: говорить за куклу, ехать за машинку, что помогает понять предназначение этих предметов в реальной жизни.

К концу младшего школьного возраста, вся самостоятельная деятельность управляется теми воспоминаниями, которые уже есть в сознании ребенка. Он старается воссоздать ситуации в более углубленном¸ проработанном варианте.

Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам. Игровая деятельность способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Т.Ф. Пожидаева обосновала синергетическую функцию игры младших школьников, которая представлена как назначение игры для самоорганизации, реализуемой в самоутверждении, самоопределении и самореализации личности младшего школьника.

Переход от игры к серьезным занятиям происходит не резко, а постепенно и имеет определенные переходные формы, в качестве которых могут выступать дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом с целью обучения и воспитания, направленных на решение конкретных задач обучения, но в то же время оказывающих воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Специфика дидактической игры заключается в том, что дидактическая задача в ней скрыта от учеников. Внимание детей направлено в первую очередь на выполнение игровых действий, а задача обучения ими может не выделяться и не осознаваться. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непроизвольно усваивают определенные знания, умения, навыки. Взаимоотношения между учениками и учителем обусловлены не учебной ситуацией, а игровой деятельностью, которая является игрой только для ребенка, а для взрослого она – способ обучения.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1. Общение

К концу обучения в начальной школе, для учеников становится важным общение. Отношения со сверстниками приобретают важность, виды стимулирования (одобрение, соревнование с поощрением) становятся важными для ребенка, а так же активно начинают использоваться в воспитательных и учебных целях. Любая ситуация, которая может быть социально значимой, занимает высшее место при выполнении того или иного задания, поручения.

С ростом критичности мышления, ребенок начинает ставить перед собой цели, задачи, учиться достигать их, а так же начинает оценивать свою и чужую деятельность исходя из уже существующих в его сознании законов поведения. Через призму своего опыта, опыта тех людей, которых ему довелось увидеть, он анализирует деятельность окружающих.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Аристова, Л.П. Активность учения школьника. – М.: Просвещение, 2018. – 452 с.

Вергелес, Т.Н., Матвеева, Л.А., Раев, А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. – СПб.: Лань, 2017. – 370с.

Данилов, М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. – М.: Аврора, 2016. – 387 с.

Егошина, Е.В. Методика исследования мотивов учения // Начальная школа. 2015. №6.

Левитов, Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М.: Парма, 2014. – 542 с.

Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Знание, 2015. – 265 с.

Читайте также: