Участие в общественной деятельности школы

Обновлено: 02.07.2024

Данная публикация посвящена вопросам построения эффективного взаимодействия между школой и окружающим местным сообществом и включает в себя две главы, одна из которых рассматривает преимущества и возможности участия общественности в жизни образовательного учреждения, вторая посвящена созданию и деятельности некоммерческих организаций на базе образовательного учреждения. Эта книга для педагогов и родителей, партнеров образовательных учреждений и заинтересованных лиц, которые неравнодушны и хотят изменить жизнь в школе и вокруг нее собственными силами.

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Участие в общественной жизни Урок обществознания в 5 классе

Описание презентации по отдельным слайдам:

Участие в общественной жизни Урок обществознания в 5 классе

Участие в общественной жизни Урок обществознания в 5 классе

Общественная жизнь в школе Что такое общественная жизнь в школе?

Общественная жизнь в школе Что такое общественная жизнь в школе?

Общественная жизнь = Внеурочной деятельности Внеурочная деятельность – деятел.

Общественная жизнь = Внеурочной деятельности Внеурочная деятельность – деятельность, которой обучающиеся занимаются в свободное от уроков время.

Внеурочная деятельность Связанная с учёбой Не связанная с учёбой Олимпиады Пр.

Внеурочная деятельность Связанная с учёбой Не связанная с учёбой Олимпиады Предметные недели Школьный тур Районный Региональный Всероссийский Выставки Интеллектуальные игры Концерты Спортивные соревнования Творческие конкурсы Поездки

Общественная жизнь в школе Что относится к общественной жизни в школе, не свя.

Общественная жизнь в школе Что относится к общественной жизни в школе, не связанное с учёбой? Спортивные соревнования Концерт Интеллектуальный конкурс Олимпиада по обществознанию Дискотека

Общественная жизнь в школе Что относится к общественной жизни в школе, связан.

Надо ли участвовать в общественной жизни? Главное правило общественной жизни-.

Надо ли участвовать в общественной жизни? Главное правило общественной жизни- добровольное участие. Что же нам дает участие в общественных делах ? Ответ на этот вопрос мы можем найти найдем на стр 45-46 последний абзац

Юный гражданин Гражданин – это человек, имеющий в своей стране права и обязан.

Юный гражданин Гражданин – это человек, имеющий в своей стране права и обязанности. Гражданственность – это готовность понять общественные интересы и действовать в интересах общества.

Юный гражданин Патриот – это человек, искренне любящий свою Родину, интересую.

Юный гражданин Патриот – это человек, искренне любящий свою Родину, интересующийся её культурой, чтящий память предков, гордящийся её достижениями и победами.

Продолжите предложение: сегодня я узнал(а)……… я понял(а), что… мне захотелось…

Продолжите предложение: сегодня я узнал(а)……… я понял(а), что… мне захотелось…

Домашнее задание § 7, выполнить задания на странице 50 № 4.

Домашнее задание § 7, выполнить задания на странице 50 № 4.

Источники Учебник Соболева О. Б., Иванов О. В. . Обществознание. 5 класс, М.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 980 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.01.2018 5198
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 9 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пастухова Елена Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для школьников регулярно проводятся олимпиады, где выявляется уровень их подготовки, сообразительности и некоторые другие качества. При этом возможности проявить эти качества для решения серьёзных жизненных задач почти не предоставляли.


Они и сами редко проявляли инициативу в этом, отчасти потому, что к ней их так же редко побуждали, частично же из-за того, что дети сами неспособными себя считали хоть сколь-нибудь существенно влиять на жизнь, не видя способов и не пытаясь их искать. К тому же, мало кто из взрослых им задавал серьёзные вопросы и верил в то, что именно они сумеют верное решение найти.

Чтобы изменить такое положение дел, должны быть приняты меры и в сфере общего образования для раскрытия и развития творческого потенциала детей в направлении общественной деятельности.

Для этого проводятся собрания и занятия, на которых совместно со школьниками или ими самими разрабатываются и развиваются региональные и федеральные проекты в разных областях — экологии, творчества, сфере социальных отношений. Организуется и поддерживается взаимодействие с другими учебными заведениями всех уровней — от дошкольных до высших. Причём обязательно должно быть налажено взаимодействие с интернатами и детскими домами, нужно сделать так, чтобы стали устраиваться совместные встречи и обсуждения проектов при взаимном интересе к ним, и поддерживать такой интерес.

Значимость развития в направлении общественной деятельности будет заключаться в следующем.

Кстати сказать, это направление уже развивается — отчасти как элемент внеурочной деятельности в системе общего образования, а отчасти и на региональном, и даже федеральном, уровне с привлечением как административных, так и общественных ресурсов.

В одном из университетов который год проводится мероприятие с элементами деловой игры для студентов направлений журналистики и массовых коммуникаций, а также школьных команд. В его рамках ребята готовят материал на социально значимые темы, проникаются ими сами, а по итогам (по крайней мере, в этом году) предполагается и публикация их работ в реальных СМИ, а это привлечение внимания и широкой общественности. Мало того, что в ходе подготовки и проведения мероприятия налаживается взаимодействие молодёжи (студентов и школьников) между собой, так участие старшего поколения и его поддержка оказываются ещё более значимыми — это и официальные лица из госструктур, и представители компаний-партнёров, и организаторы, и те же СМИ.

Общественное участие в деятельности образовательных учреждений

Современный мир – мир конкуренции. Один из главных ресурсов, способных обеспечить конкурентоспособность страны, – человеческий ресурс. Господствуют в геополитическом пространстве и определяют принципы мировой экономики высокоразвитые страны, а уровень их экономического развития напрямую связан с уровнем развития образования. Иными словами, качество образования и конкурентная способность экономики взаимообусловлены.

Ни в одной стране система образования не существует отдельно от государства. Служа средством передачи последующим поколениям опыта и знаний, процесс образования служит проводником идей и принципов именно этого государства. Кроме того, обучение и воспитание с самого начала призваны осуществить социализацию личности, сформировать активного члена общества. А значит, не только привить нормы морали и правила поведения, но и стать основой дальнейшего образования человека, помочь определиться с выбором сферы своих профессиональных и жизненных интересов. Иными словами, и государство, и общество заинтересованы в том, чтобы деятельность системы образования отвечала их насущным потребностям. От того, насколько государство чутко к нуждам общества, а, по сути, к своим собственным, зависит деятельность важнейшей из его систем – образования.

Изменения в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве постсоветской России, интеграция страны в мировое политическое, экономическое и социокультурное пространство требуют совершенно иного подхода к образованию современного гражданина. Образование в XXI веке должно удовлетворять духовные запросы отдельной личности и в то же время соответствовать культурному разнообразию человечества и своей страны, учитывать интересы, как государства, так и общества.

Система образования выполняет социальный заказ и требования к ней постоянно растут, поэтому, оставаясь ведомственной государственной структурой, она просто не выдержит груз стоящих перед ней новых задач, следовательно, расширение общественного участия в управлении школой является стратегической задачей инновационного развития образовательной системы. Управление современным образованием должно иметь государственно-общественный характер, предполагающий равноправие государства и общества в решении важных вопросов реализации российской образовательной политики.

Органы государственно-общественного управления образованием могут создаваться на региональном уровне, на уровне муниципалитета, на уровне образовательного учреждения. В основу их деятельности положены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении.

В каждом регионе, муниципалитете существуют специфические социальные, экономические, культурные, демографические и другие условия, поэтому и отношения в сфере государственно-общественного управления образованием имеют свои особенности. Тем не менее, можно назвать наиболее распространенные региональные модели реализации государственно-общественного управления: общественно-активная школа, социальное партнёрство (реализуемое преимущественно в системе профессионального образования), ученическое самоуправление, деятельность родительских комитетов, Попечительских советов, Советов выпускников, Советов отцов и т.д.

Практика последних лет показывает, что одним из наиболее успешно действующих и, пожалуй, ведущих коллегиальных органов управления признан управляющий совет образовательного учреждения. Именно Управляющий совет позволяет реализовывать право учащихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией, поскольку в его состав могут входить представители всех участников образовательных отношений.

При соблюдении рационального баланса полномочий между коллегиальным стратегическим управлением и единоличным текущим руководством Управляющий совет позволяет реально и максимально ответственно вовлечь представителей достаточно широкой общественности в следующие функции стратегического управления:

  • стратегическое планирование, определение основных особенностей образовательной программы общеобразовательного учреждения и направлений его развития;
  • повышение эффективности финансово-экономической деятельности общеобразовательного учреждения;
  • содействие созданию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации образовательного процесса;
  • контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в общеобразовательном учреждении.
  • содействие повышению качества образования, обеспечение открытости и доступности информации об образовательном учреждении;
  • контроль за реализацией стратегии, мониторинг и публичная отчетность перед государством, обществом и учредителем.

Порядок формирования, структура, срок полномочий, порядок принятия решений и компетенция Управляющего совета обуславливаются наличием соответствующих норм в Уставе. Как правило, процедурные вопросы деятельности такого органа регламентируются соответствующим локальным актом – положением об Управляющем совете.

Управляющий совет образовательного учреждения – это представительный коллегиальный орган государственно-общественного управления, имеющий определенные Уставом полномочия по решению вопросов функционирования и развития образовательной организации, формируемый из представителей учредителя, руководства и работников образовательной организации, обучающихся старше 14 лет и родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 18 лет, а также из представителей местного сообщества.

Управляющий совет может выполнять следующие роли:

- разработка стратегии развития государственно-общественного управления в своей образовательной организации;

- участие в реализации программы развития образовательного учреждения;

- определение целей и задач в качестве социального партнера образовательной организации;

- выработка принципов образовательной политики образовательного учреждения;

- наблюдение за тем, насколько выбранная стратегия обеспечивает соотношение целей и результатов, то есть качество результатов образования.

2) ресурсная: создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов (внебюджетных средств), а также участие в финансово–экономической деятельности образовательного учреждения, то есть качество условий для образования.

3) информационно-координирующая: обеспечение прозрачности и доступности в получении информации всеми заинтересованными сторонами (участниками образовательного процесса) с целью содействия развитию образования.

Управляющий совет образовательной организации создается и действует на принципах законности, дисциплины, гласности, сочетания единоначалия и коллегиальности, свободного обсуждения и решения всех вопросов, подотчетности. Управляющий совет ни в коем случае не является оппозицией администрации школы, не отменяет и не заменяет собой органы внутришкольного самоуправления, призванные защищать групповые интересы участников образовательного процесса, – педагогический совет, родительский и ученический комитеты и т.д.

В состав Управляющего совета избираются родители (законные представители) обучающихся всех ступеней общего образования, обучающиеся третьей ступени общего образования, работники образовательного учреждения, представитель учредителя, а также иные лица – представители национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций. Сегодня достаточно организаций, фондов, родителей, которые готовы вкладывать определенные средства в развитие конкретных учреждений и которым небезразлично, как будут использованы эти средства, какие дополнительные образовательные услуги смогут получить учащиеся.

Однако возможности Управляющего совета простираются гораздо дальше материальной поддержки образовательных учреждений. Родителям Управляющий совет дает возможность:

  • участвовать в управлении образовательной организации, в выработке и принятии Устава и других нормативных документов;
  • стать полноправным участником образовательного процесса, непосредственно влиять на качество обучения и воспитания ребёнка;
  • реально влиять на положение своих детей в школе, защищать их права и свободы;
  • расширить каналы информирования о состоянии знаний, воспитанности и жизни ребёнка в образовательном учреждении;
  • улучшить взаимопонимание с педагогами и детьми, участвуя вместе с ребёнком во внеклассных мероприятиях, проводимых школой;
  • получать материальную помощь семье при финансовых затруднениях.

Не меньше возможностей Управляющий совет предоставляет и обучающимся, они могут:

На первый взгляд, совет, наделенный столь внушительными полномочиями, изрядно ограничит власть директора школы. Однако, если директор готов к сотрудничеству с общественностью, он также найдет несомненные выгоды от создания Управляющего совета для возглавляемой им образовательной организации.

Во-вторых, как упоминалось выше, школа является исполнителем социального заказа на образовательные услуги. Как бы прагматично это ни звучало, но школьный Управляющий совет – это то место, где заказчик и потребитель (ученики и родители) не только озвучивают исполнителю (администрация и педагоги) свои потребности, но и выступают в роли своеобразной маркетинговой службы образовательного учреждения, рекламируя (бесплатно) его услуги.

В-третьих, администрация может освободиться от малоприятной процедуры урегулирования конфликтов, которые будут всегда, пока существуют школы. Процесс рассмотрения всевозможных инцидентов с участием членов Управляющего совета помогает конфликтующим сторонам лучше понять позицию друг друга.

И наконец, поддержка совета позволяет администрации школы чувствовать себя защищенной перед органами управления образованием и другими организациями, которые выполняют по отношению к школе контролирующие или инспекторские функции.

Таким образом, Управляющий совет действительно является эффективной формой согласования интересов государства и общества в рамках деятельности конкретной школы. И не только в плане пополнения и рационального распределения ее бюджета. Это площадка для открытого обсуждения вопросов функционирования и развития школы, механизмов влияния на изменение учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учащихся, родителей и педагогов с учетом потребностей всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день известно немало конкретных примеров того, как Управляющие советы помогают в решении школьных проблем, особенно в столице и крупных городах. Однако возникает и немало практических проблем. Так, например, деятельность многих Управляющих советов в регионах носит формальный характер и не оказывает какого-либо влияния на управленческие решения. Это касается, в том числе, влияния общественности на содержание образования вследствие низкой активности Управляющих советов в процессе согласования основных образовательных программ.

Для получения достоверных сведений относительно того, как обстоит дело с общественным участием в деятельности образовательных организаций на местах с точки зрения главных субъектов образовательного процесса (не считая обучающихся) – педагогов и родителей (законных представителей), было предпринято масштабное исследование, реализованное в 74 регионах Российской Федерации.

Анализ полученных данных показывает существенную разницу в оценке общественного участия в деятельности образовательных организаций со стороны директоров школ и родителей и позволяет сделать определенные выводы.

Как администрация и педагоги, так и родители чаще всего не воспринимают обучающихся, даже старшеклассников, в качестве равноправных партнеров в деле управления их же образованием.

Показательно еще и то, что, по оценке большинства руководителей образовательных организаций, органы управления образованием явно недостаточно включены в процессы организации взаимодействия школ и родителей при разработке вариативной части основной образовательной программы, хотя обязаны предоставлять им юридическую, организационную и методическую помощь.

Таким образом, с одной стороны, государство законодательно оформило государственно-общественную форму управления образованием, с другой стороны, система образования, выстроенная государством, сопротивляется общественному участию в ее деятельности, а гражданское общество подтверждает незрелость и нерешительность в реализации своих прав.

К сожалению, формирование гражданского общества в России — процесс непростой. И самодержавие российское, и советская власть представляли собой всевластие государства и рассматривали инициативу на местах как досадную помеху, которую для всеобщего блага следует по возможности искоренять. Всесторонняя зависимость людей от государственной политики и практики закрепила в сознании россиян единство государства и общества, государства и народа, государства и страны.

Улучшение функционирования Управляющих советов общеобразовательных организаций возможно. Необходимо наличие информации о роли управляющих советов образовательных учреждений, просветительские мероприятия о возможностях, которых дает участие в Управляющем совете образовательной организации и обучающимся, и их родителям. В том числе должен быть сделан акцент на важности влияния обучающихся и их родителей (законных представителей) на содержание образования, защиту прав и законных интересов обучающихся, развитие общеобразовательной организации.

Современная система образования оказалась в ситуации, когда динамика общественно-экономического развития настолько высока, что период изменений стал меньше, чем образовательный цикл. А значит, подготовка к жизни (собственно, главная задача школы) должна решаться с учетом постоянной изменчивости внешней среды: экономики, общества – всего, в чем будет жить подрастающее поколение. Система образования должна быть гибкой, способной отвечать на любые вызовы любого возможного построения общества и без участия общества, в первую очередь, родителей и самих школьников, как самой заинтересованной его части, стать такой не сможет никогда. Управляющие советы общеобразовательных организаций должны быть активно вовлечены в обсуждение образовательных программ. Это обеспечит соблюдение принципа сочетания государственных и общественных начал в управлении образовательной организацией.

Современные ФГОС ориентированы на фундаментальные личностные и гражданские ценности, а не на фундаментальные знания. Доступ к информации в наше время достаточно прост, а вот научиться взаимодействию с другими людьми, кроме системы образования, человеку попросту негде. И примером такого взаимодействия для юных граждан России может и должно стать всестороннее общественное участие в деятельности образовательных учреждений.

Читайте также: