Учащиеся начальной школы изучают вопросы обж в программе окружающий мир почему предметы объединили

Обновлено: 02.07.2024

Конференция: Современный урок. Методика и практика

Автор: Баринов Андрей Сергеевич

Организация: МОУ Внуковская СОШ

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

Автор: Баринова Елена Александровна

Организация: МОУ Дмитровская СОШ № 1 им. В.И. Кузнецова

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

1. Теоретические основы формирования безопасного образа жизни у младших школьников

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей [9,123].

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия [21, 84].

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в воспитание детей. При организации педагогического процесса учителю начальных классов необходимо учитывать возрастные особенности физиологического и психического развития детей, характеристики мыслительных процессов (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение внимание) [7, 36].

Выполнение учителем задачи по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагает формирование и развитие у младшего школьника безопасного образа жизни и воспитание ценностного отношения к здоровью.

Безопасный образ жизни является неотъемлемой частью развития общей культуры младшего школьника. Для его формирования следует использовать творческие, разноуровневые задания, опыты и лабораторные работы, наглядный материал, информационные технологии и т.д.; применение личностно–ориентированного подхода на каждом уроке [13, 30].

2. Возрастные особенности и формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет [20, 11].

Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника безопасного поведения на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Ведь чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно, а не эпизодически, от случая к случаю. Лишь таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни, укрепление здоровья и улучшение состояния окружающей природной и социальной среды [18, 11].

3. Организация учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения младших школьников

Основными положениями учебной дисциплины ОБЖ можно назвать следующее:

  • С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.
  • Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом [5, 12].

Значит, профилактика опасностей и защита от них - актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [12, 41].

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира [15, 11].

Разработку оптимальных педагогических условий можно представить, как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды, играет большую роль в формировании поведения ребенка. И его компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

  • На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
  • На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;
  • На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями [8, 13].

Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий. Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым [4, 63].

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок (см. Приложение).

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие - создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников [10, 37].

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

В качестве основных форм и методов по формированию безопасного поведения младших школьников выбраны игровые формы обучения, поскольку игра – основной вид деятельности всех детей.

Чтобы ребёнок понял суть задания, ему её нужно объяснить. Поэтому вначале каждой игры будут объяснятся правила, совершаемые ребёнком действия. Занятия и игры будут проводится 1-2 раза в неделю.

• что-то поднести до квартиры;

• что-нибудь найти (например, выпавший ключ);

• что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с

таким-то номером и т.д.).

Правило:

  • Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
  • Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить перезвонить или спросить, кому перезвонить).

В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку ответить на любой вопрос по телефону. Необходимо убедиться, что ни у кого из детей подобная ситуация общения уже не вызывает сложностей, и он знает, как отвечать на телефонный звонок.

Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу, пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут отвести в безлюдное место.

Правило: Ничего не брать у незнакомца!

После того, как вы объяснили детям это правило, попросите каждого из них показать вам это расстояние. Спросите у детей, почему небезопасно подходить ближе.

Следующее правило: Не садиться в машину! Проиграть все возможные предлоги, по которым взрослый может заманить ребенка в машину. Предложите детям придумать просьбы, с которыми могут обращаться к детям взрослые, находящиеся в автомобиле.

Например, взрослый может сказать:

  • что в машине больной и нужно показать, где аптека или поликлиника;
  • что мама или папа попросили подвезти куда-либо;
  • что кто-то из близких оказался в больнице, и предложить подвезти туда ребенка;
  • или взрослый может попытаться привлечь внимание красивой игрушкой в машине, экзотическим животным, сладостями, украшениями, деньгами и т.п.

В ход игры рекомендуется включить следующую ситуацию: взрослый пытается затащить ребенка в машину.

Важно объяснить ребенку, что это правила его безопасности. Помочь детям запомнить, что с родителями и другими взрослыми лучше заранее договориться о месте встречи, если вдруг они отстанут от родителей или потеряются в общественном месте. (Такую же информацию дать родителям). Если место встречи не оговорено, значит, в случае, если потерялся, действовать по схеме: Иди к прилавку магазина (аптеки, киоска, к окошку кассы и т. п.) или подойди к полицейскому, и сообщи, что тебе нужна помощь в поиске твоих родителей.

Перед проведением игровых занятий объяснить ребенку, что дорога домой должна быть безопасной. Рассказать о том, что, если ребенок отказывается от предложения сократить путь и пройти через пустырь, темный двор, стройку и т.д., - это не проявление трусости, а разумное поведение.

Правило: идти домой знакомой и безопасной дорогой! Никакие оскорбления, посулы, деньги не должны сбить ребенка с безопасного маршрута (эти моменты необходимо проиграть). Перед началом игры детям можно предложить разбиться по парам. Каждый ребенок в ходе игры будет выполнять и ту, и другую роль. Пары играют по очереди - группа наблюдает.

После проигрывания данной ситуации целесообразно задать детям вопросы:

После того, как каждый ребенок побывал в той и другой роли, следует предложить всей группе обсуждение игры, где каждый выскажет свое мнение. В ходе анализа поощрять высказывания детей об испытанных ими чувствах в той или иной роли.

Вымогательство сродни грабежу, и поведение людей, занимающихся этим, обычно непредсказуемо. В любом случае такая ситуация может привести к физическому насилию со стороны вымогателей, особенно при сопротивлении жертвы. Поэтому ребенку необходимо усвоить правило: физическое благополучие - это самое важное, а собственность - дело наживное!

Важно научить детей самостоятельно оценивать ситуацию и действовать максимально безопасным образом. Непременное условие при проигрывании - участие каждого

игрока в роли, как жертвы, так и вымогателя. (Обязательно проиграть ситуацию, когда в роли вымогателя выступает сверстник). После проведения игры участникам задаются следующие вопросы:

В ходе игры подвести детей к мысли о том, что такое поведение - не трусость, а проявление благоразумия. Когда вымогателем является сверстник и силы равны, нужно отстаивать свое имущество, но очень неблагоразумно и небезопасно вступать в конфликт с теми, кто старше и сильнее.

Чрезвычайные ситуации в жизни происходят довольно редко, но лучше, если дети будут знать, как действовать безопасно для жизни в экстремальной ситуации. Обязательное условие: раздать детям карточки, с телефонами служб, сделанные по следующей форме:

03 - скорая помощь

04 - аварийная газа

Детям дается домашнее задание:

  • Принести заполненную карточку.
  • Попросить родителей закрепить карточку рядом с телефонным аппаратом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Ячменникова, Т. С. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент – М.: Смысл, 2011.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Материал данного курса рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

ВложениеРазмер
vneklassnaya_rabota_po_osnovam_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti_v_nachalnykh_klassakh.zip 15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности в начальных классах

Тарасова Ирина Викторовна,

учитель МКОУ Карлукская НОШ

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

  • распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
  • определить способы защиты от них;
  • приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
  • оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

  • Освоение знаний о здоровом образе жизни;
  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
  • Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
  • Опасные ситуации и правила поведения на воде.
  • Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
  • Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
  • Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, с неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.

Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых младших школьников намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.

Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.

При проведении занятий, для достижения определённых целей, используются способы восприятия в совокупности.

Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

ИГРА – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, предпринимающих в опасных или аварийных ситуациях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, правила поведения на дорогах. Младшие школьники во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

  • быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);
  • иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) – в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;
  • быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
  • поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (проста, реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.

Программа-план занятий по ОБЖ в начальной школе

Содержание программы ОБЖ в 1 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Опасность и безопасность

а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

а) Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

б) Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

в) Усвоить общие правила безопасности жизни.

г) Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире.

Занятие – Театральное представление.

Что такое здоровье.

а) Хорошо ли вы знаете, что такое здоровье?

б) Каждый знает, здоров, значит, не болен.

в) Каждый должен с юных лет заботится о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

а) Что такое здоровье и от каких факторов оно зависит.

б) Всё ли правильно делаем, чтобы сберечь здоровье.

Занятие-Викторина “На страже здоровья”.

3.Как беречь здоровье.

а) здоровье-это не только наследственная предрасположенность, но и разумное к себе отношение.

б) Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно.

в) Как и зачем соблюдать гигиену.

в) понять суть здорового образа жизни,

г) связь образа жизни здоровья.

Занятие- “Аэробика – здоровый образ жизни”

4.Правила здорового образа жизни.

а) Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.

б) Не переедать и не голодать, питаться 4-5 раз в день.

в) Не переутомляться умственной работой.

г) доброжелательно относиться к людям.

д) ежедневно заниматься закаливанием своего организма.

е) Не привыкать к вредным привычкам.

Проанализируйте свой образ жизни и отметьте, какие черты поведения могут сказаться на вашем здоровье.

Занятие-Соревнование-игра (две команды, обыгрывают в стихах).

Содержание программы ОБЖ во 2 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

1.Поселение как среда обитания человека.

а) Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

б) В каких местах нашего села надо быть особенно внимательным.

в) Какие источники загрязнения окружающей среды могут быть в нашем населённом пункте.

г) Какие опасности таятся в загрязнении воздуха, воды.

а) Особенности среды обитания человека.

б) Влияния факторов среды на здоровье человека.

в) Как город влияет на природную среду.

Путешествие по картинкам.

2.Обеспечения безопасности личности и общества.

а) Как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью,

б) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Полицейская служба.

д.) Запомнить номера телефонов экстренных служб.

а) Система обеспечения безопасности жителей села.

Соревнуются три команды:

3.Дом, в котором мы живём.

а) Что такое гигиена жилища и как её соблюдать,

б) Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы быть добрым жизнерадостным.

а) Гигиена и культура быта,

б) Гигиена жилища,

в) Личная гигиена,

Занятие – “ВЕЛИКАЯ СТРАНА КРОССВОРДИЯ”.

4.Опасности, подстерегающие человека дома.

а) Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией.

б) Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники.

в) Ожог – повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока.

г) Правила личной безопасности.

а) Какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,

б) как оказывать само- и взаимопомощь при ожогах и отравлении.

“Если случилась беда, ОГОНЬ И ЧЕЛОВЕК”.

Содержание программы ОБЖ в 3 классе

Требование к уровню подготовки учащихся

1. Транспорт как зона повышенной опасности

а) Кто относится к участникам дорожного движения.

б) Транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе.

а) Уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах,

б) правильно пользоваться различными видами транспорта.

Занятие – Ребус угадай-ка.

2. Будьте внимательны на дорогах

а) Правила дорожного движения.

б) Как правильно перейти проезжую часть.

в) Правила пешехода.

а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения.

Занятие – Путешествие по правилам дорожного движения, наша безопасность в наших руках.

а) Транспортная культура поведения.

б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте.

а) Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве.

Викторина “СПРОСИ – ОТВЕЧУ” (Правила поведения в транспорте в вопросах и ответах)

4. Как не стать жертвой преступления.

а) Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

б) Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащие уголовной ответственности.

в) Преступность, современная криминогенная обстановка.

в) Усвоить несколько заповедей подростка.

а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице.

Занятие – Театральное представление – показ приемов самозащиты.

- показ обыгранных заповедей

Содержание программы ОБЖ в 4 классе

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Природная среда и безопасность человека.

а) Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья.

б) Причины несчастных случаев на природе.

в) Правила личной безопасности при нахождении на природе.

а) Какое влияние оказывают различные природные факторы на здоровье человека.

б) Какие опасности подстерегают человека в природе.

в) Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью.

Занятие – Путешествие в природу.

2. Ядовитые растения, грибы.

а) Какие растения и грибы называются ядовитыми.

б) Ядовитые растения и грибы, которые, попав в организм, вызывают отравления, и может привести к тяжелому заболеванию и даже смерти.

в) Как избежать отравления ядовитыми растениями.

г) первая медицинская помощь.

а) Как оказывать само- и взаимопомощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Занятие – “Великая страна КРОССВОРДИЯ”

3. Ядовитые змеи и насекомые.

а) Как избежать встречи с ядовитыми змеями и насекомыми, и что предпринять, если такая встреча произошла.

б) Как распознать змей, изучить некоторые повадки.

в) первая медицинская помощь.

а) Как оказывать само- и взаимопомощь при укусах змей и насекомых.

4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

а) Находясь на природе, имеем большие возможности для укрепления здоровья путём закаливания.

б) Любой водоём зона повышенной опасности.

в) Общие правила купания в открытых водоёмах.

а) Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе.

Занятие – “Помоги себе сам”

  1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
  2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
  3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс.

Интегрированный урок окружающего мира и технологии. 4 класс

Данный конспект урока можно использовать при подготовки урока в 4 классе по теме "Лес- природное сообщество".

Тематическое планирование.Интегрированный курс - окружающий мир/литературное чтение. 2 класс.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.А.А.ПЛЕШАКОВ. 2 классИнтегрир.

Интегрированный урок во 2 классе по окружающему миру и труду


Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор.


Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века.

Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов

Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов.

Внимания к сохранению жизни и здоровья детей мало быть не может. Как учить существовать в мире безопасно?

ФГОС начального образования предусматривает содержание данной тематики в программах курса Окружающий мир и Физкультура, а в основой — Физкультура, ОБЖ и естественно-научные дисциплины. Если в начальной школе главное — формирование поведения и установок на здоровый и безопасный образ жизни, то в основной это еще и формирование культуры, убеждений, способности предвидеть опасные ситуации.

Окруждающий мир 4 класс

Самое примечательное: Концепция ОБЖ опирается на возрастную психологию. Отсюда и Принципы отбора содержания: актуальность знания для возраста, пропедевтика, возможность практического применения, культурологическая составляющая. Отсюда и Цель курса: формировать действующие мотивы поведения.

Младший школьник знает, как надо и как не надо поступать, но пока не может проецировать эти знания на себя. Задача учителя — помочь перевести знаемое в действующее. Подросток же охвачен юношеским максимализмом, он категоричен — при этом не рефлексивен, не видит последствий своих действий, не умеет справляться с негативными ситуациями (страдает воля). Задача — поддержать стремление к социализации в деловой игре и коллективной работе. Отмечается, что в парах и группах работа идет более результативно, ложные утверждения и неконструктивные суждения естественным образом отметаются.

А в целом — что надо:

  • усвоить эталон;
  • включить в практическую деятельность;
  • вести себя в соответствии с эталонами в самостоятельной повседневной жизни.

Рассмотрим поведенческую модель человека. Это айсберг, верхушка которого — действия, а три четверти, которые под водой, — знания, мотивация, личностные смыслы и ценности.

ОБЖ 5-6 класс

Словом, практика — приоритет обучения ОБЖ. Отдельно предусмотрена работа с документами, задания на интеллектуальную деятельность (анализ, классификация, обобщение, формулировка суждения, вывод). Примечательно, что документы даны реальные. Формы представления результатов — разные: диаграммы, таблицы, схемы.

Мы увидели примеры заданий, формирующих умения действовать в сложных ситуациях. В них расписана структура практической работы: оценить обстановку, составить алгоритм действия, определить мгновенные и отсроченные действия. Предложены не только темы, но и формы организации тренировок.

Записала Людмила Кожурина

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности в начальных классах

Князева Ольга Михайловна, преподаватель ОБЖ

Статья отнесена к разделу: Преподавание ОБЖ

Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумели подавить в себе страх, и будем действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил помогает нам и том случае, если ситуация не знакомая, так как в своей памяти мы всегда отыщем аналогичную ситуацию, проанализировав ее, сможем определить верные способы своего поведения.

Курс “Основы безопасности жизнедеятельности” призван помочь:

распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;

определить способы защиты от них;

приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;

оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.

Курс ОБЖ нацелен на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.

ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.

Освоение знаний о здоровом образе жизни;

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;

Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.

Опасные ситуации и правила поведения на воде.

Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.

Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.

Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.

Изучение ОБЖ на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано.

В начальной школе есть предмет “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса ОБЖ удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время.

Младшие школьники по-разному усваивают знания, неодинаковой скоростью и разными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров с семьей и с друзьями, радио и телепередач. Поэтому рационально использовать самые разнообразные способы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Зрительный: эффективный способ восприятия усвоения материала для младших школьников. Воспринимается в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов.

Слуховой: использование аудиокассет, CD дисков.

Осязательный: предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых младших школьников намного важнее, чем возможность увидеть или услышать.

Кинестетический: усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся сами участвуют в занятиях.

При проведении занятий, для достижения определённых целей, используются способы восприятия в совокупности.

Материал данного плана рассчитан не на механическое заучивание, а на осмысленное восприятие разнообразной информации, на выработку способности самостоятельно искать решение многочисленных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Поэтому урок строится не как обычный, а может иметь различные формы. В данном плане это урок-игра.

В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

ИГРА – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях, предпринимающих в опасных или аварийных ситуациях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях.

При обыгрывании определённых ситуаций, например: пожар в доме, наводнение, правила поведения на дорогах. Младшие школьники во время игры стараются пережить эту ситуацию, осмыслить и затем воспринять её и лучше усвоить. Чтобы в последствии в определённый момент воспользоваться полученными знаниями и применить их на практике.

При подготовке игр нужно учитывать, что создаваемая ситуация должна:

быть простой и понятной (одна задача, один приём, одно место действия);

иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах (в классе, на улице) – в этом случае не надо каждый раз придумывать новые сюжеты;

быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;

поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (проста, реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.

Программа-план занятий по ОБЖ в начальной школе

1 классТема занятий Содержание программы ОБЖ в 1 классе Требования к уровню подготовки учащихся Форма проведения

1.Опасность и безопасность а) Опасностями принято называть: вещи, предметы и явления, которые при определённых условиях способны вызвать, причинить человеку, какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний.

- социальные опасности. а) Уяснить, что всякая деятельность (труд, учёба, игра и т.д.) потенциально опасна.

б) Получить представление о том, как рождаются опасные ситуации.

в) Усвоить общие правила безопасности жизни.

г) Как сберечь здоровье и сохранить жизнь в современном мире. Занятие – Театральное представление.

Что такое здоровье. а) Хорошо ли вы знаете, что такое здоровье?

б) Каждый знает, здоров, значит, не болен.

в) Каждый должен с юных лет заботится о своём здоровье, обладать знаниями в области гигиены и первой медицинской помощи, не вредить своему организму. а) Что такое здоровье и от каких факторов оно зависит.

б) Всё ли правильно делаем, чтобы сберечь здоровье. Занятие-Викторина “На страже здоровья”.

3.Как беречь здоровье. а) здоровье-это не только наследственная предрасположенность, но и разумное к себе отношение.

б) Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно.

в) Как и зачем соблюдать гигиену. в) понять суть здорового образа жизни,

г) связь образа жизни здоровья. Занятие- “Аэробика – здоровый образ жизни”

4.Правила здорового образа жизни. а) Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю.

б) Не переедать и не голодать, питаться 4-5 раз в день.

в) Не переутомляться умственной работой.

г) доброжелательно относиться к людям.

д) ежедневно заниматься закаливанием своего организма.

е) Не привыкать к вредным привычкам. Проанализируйте свой образ жизни и отметьте, какие черты поведения могут сказаться на вашем здоровье. Занятие-Соревнование-игра (две команды, обыгрывают в стихах).

2 классТема занятий Содержание программы ОБЖ во 2 классе Требования к уровню подготовки учащихся Форма проведения

1.Поселение как среда обитания человека. а) Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт.

б) В каких местах нашего города (района или посёлке) надо быть особенно внимательным.

в) Какие источники загрязнения окружающей среды могут быть в вашем населённом пункте.

г) Какие опасности таятся в загрязнении воздуха, воды. а) Особенности среды обитания человека.

б) Влияния факторов среды на здоровье человека.

в) Как город влияет на природную среду. Занятие-Игра-лабиринт.

Путешествие по картинкам.

2.Обеспечения безопасности личности и общества. а) Как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью,

б) Пожарная охрана.

в) Скорая медицинская помощь.

г) Милицейская служба.

д.) Запомнить номера телефонов экстренных служб. а) Система обеспечения безопасности жителей города. Занятие-Турнир

Соревнуются три команды:

3.Дом, в котором мы живём. а) Что такое гигиена жилища и как её соблюдать,

б) Что и как надо делать в домашних условиях, чтобы быть добрым жизнерадостным. а) Гигиена и культура быта,

б) Гигиена жилища,

в) Личная гигиена,

г) Осанка. Занятие – “ВЕЛИКАЯ СТРАНА КРОССВОРДИЯ”.

4.Опасности, подстерегающие человека дома. а) Усвоить несколько известных правил безопасного обращения с электрической энергией.

б) Усвоить правила, чтобы телевизор не причинил вред здоровью и не стал причиной огорчений, как действовать при возгорании телевизора, и другой бытовой техники.

в) Ожог – повреждение тканей организма в результате действия высокой температуры, химических веществ, электрического тока.

г) Правила личной безопасности. а) Какие опасности подстерегают человека в жилище и как их избежать,

б) как оказывать само- и взаимопомощь при ожогах и отравлении. Занятие-Представление

“Если случилась беда, ОГОНЬ И ЧЕЛОВЕК”.

3 классТема занятий Содержание программы ОБЖ в 3 классе Требование к уровню подготовки учащихся Форма проведения

1. Транспорт как зона повышенной опасности а) Кто относится к участникам дорожного движения.

б) Транспорт, который мы видим в городах и посёлках, на земле, на воде и в воздухе. а) Уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах,

б) правильно,пользоваться различными видами транспорта. Занятие – Ребус угадай-ка.

2. Будьте внимательны на дорогах а) Правила дорожного движения.

б) Как правильно перейти проезжую часть.

в) Правила пешехода. а) Повысить свою безопасность в условиях интенсивного дорожного движения. Занятие – Путешествие по правилам дорожного движения, наша безопасность в наших руках.

3. Мы пассажиры. а) Транспортная культура поведения.

б) Обязанности пассажира, соблюдение правил поведения в общественном транспорте. а) Понять причины дорожно-транспортных происшествий.

б) Не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспортном средстве. Викторина “СПРОСИ – ОТВЕЧУ” (Правила поведения в транспорте в вопросах и ответах)

4. Как не стать жертвой преступления. а) Какими приёмами пользуются преступники, чтобы заманить подростка в укромное место для совершения преступления.

б) Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащие уголовной ответственности.

в) Преступность, современная криминогенная обстановка.

в) Усвоить несколько заповедей подростка. а) Научиться правильно вести себя с незнакомыми людьми, находясь дома и на улице. Занятие – Театральное представление – показ приемов самозащиты.

- показ обыгранных заповедей

4 классТема занятий Содержание программы ОБЖ в 4 классе Требования к уровню подготовки учащихся Форма проведения

1. Природная среда и безопасность человека. а) Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для здоровья.

б) Причины несчастных случаев на природе.

в) Правила личной безопасности при нахождении на природе. а) Какое влияние оказывают различные природные факторы на здоровье человека.

б) Какие опасности подстерегают человека в природе.

в) Что нужно для того, чтобы природа не приносила вреда вашему здоровью. Занятие – Путешествие в природу.

2. Ядовитые растения, грибы. а) Какие растения и грибы называются ядовитыми.

б) Ядовитые растения и грибы, которые, попав в организм, вызывают отравления, и может привести к тяжелому заболеванию и даже смерти.

в) Как избежать отравления ядовитыми растениями.

г) первая медицинская помощь. а) Как оказывать само- и взаимопомощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами. Занятие – “Великая страна КРОССВОРДИЯ”

3. Ядовитые змеи и насекомые. а) Как избежать встречи с ядовитыми змеями и насекомыми, и что предпринять, если такая встреча произошла.

б) Как распознать змей, изучить некоторые повадки.

в) первая медицинская помощь. а) Как оказывать само- и взаимопомощь при укусах змей и насекомых. Занятие-Тестирование

4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. а) Находясь на природе, имеем большие возможности для укрепления здоровья путём закаливания.

б) Любой водоём зона повышенной опасности.

в) Общие правила купания в открытых водоёмах. а) Как оказывать само – и взаимопомощь при солнечном ударе. Занятие – “Помоги себе сам”

В Приложениях представлены варианты двух учебных занятий по данной программе:

Тема: Изучение правил дорожного движения “Наша безопасность в наших руках”.

Тема: “ВЕЛИКАЯ СТРАНА КРОССВОРДИЯ”. Ядовитые растения, грибы.

Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.

Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.

Читайте также: