Убеждение и внушение как способы воздействия в педагогическом процессе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Наряду с убеждением как методом педагогического воздействия определённая роль в педагогическом процессе принадлежит внушению. Внушение одно из средств взаимодействия людей в процессе их общения и деятельности.

Его основная особенность заключается в том, что оно осуществляет влияние на психику и поведение человека незаметно для него, бесконтрольно проникает в психическую структуру личности и реализуют, в повседневной жизни в виде поступков, стремлений, мотивов и установок. При этом активная роль человека, испытывающего внушающего воздействия, снижается.

Долгое время роль внушения в педагогическом процессе не признавалась. Однако хотим мы этого или нет, элемент внушения имеет место практически в любом акте педагогического взаимодействия.

Правильное организованное внушение опосредованно стимулирует сознательную активность школьников. Различные виды внушение обогащают, арсенал средств педагогического воздействия дают учителю возможность наиболее тонко и тактично осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Поэтому учитель не должен игнорировать этот метод воздействия, пренебрегать им. С помощью слова мы можем вызвать в ребенке бодрости или страха, радости или угнетения, веры в себя или без верия, интереса или скуки, доверия или подозрительности. Причём эти чувства вызываются не смысловым значением слова, не содержанием и логикой речи, вернее, не столько этим, сколько самой интонацией слова и речи, их яркостью, выразительностью, а также подкрепляющим их жестами, мимиками, движениями, которые непосредственно воздействуют на эмоции ребёнка. Чем же, кроме внушения, можно объяснить, что плохое настроение учителя, как волна, захлёстывает класс, передается ученика? Или когда классный руководитель? обладающий нервным раздражительным характером, через некоторое время

замечает, что раздражительность стало нормой общения в классном коллективе?

Психологи провели в обычной школе серию исследований, в результате которых были выделены несколько якобы особых одарённых детей. Их фамилии были сообщены учителям. Никто и не догадывался, что исследователи взяли эти фамилии произвольно, на самом же деле отмеченные дети ничем особым не выделялись среди сверстников. Через год психологи вновь пришли в школу. Оказалось, что данные ученики действительно значительно опередили своих одноклассников по уровню интеллектуального развития. Не осознавая этого, учителя строили своё отношение к данным ученикам по-другому, создавая им реальные условия для более интенсивного развития.

Общими условиями эффективности педагогического внушения являются: содержание учебного материала; обстановка, в которой проводится внушения; отношение самого педагога к тому, что он внушает; отношение учеников к учителю; учёт возрастных особенностей, индивидуальных качеств и состояния детей в момент внушения; владение учителем техникой внушения; создание условий для реализации обусловленных внушением качеств.

ВИДЫ ВНУШЕНИЯ.

Для классификации видов внушения наиболее часто используются следующие основания:

1.В зависимости от источников внушающего воздействия различают:

а) внушение - действие, производимое другим человеком,

б) самовнушение объект внушения совпадает с его субъектом.

2. В зависимости от состояния субъекта внушения различают: а) внушение в состоянии бодрствования; б) внушение в состоянии естественного сна; ё) внушении в гипнотическом состоянии. Не смотря на то, что в состоянии гипноза, и внушении в состоянии сна, нас особенно интересуют особенности внушении в состоянии бодрствования как наиболее перспективные в педагогическом отношении.

Формы педагогического внушения и условия их эффективности.

Остановимся подробнее на наиболее часто встречающихся в педагогической практике формах внушения. Довольно типично для школы использование преднамеренного открытого внушения, которое реализуется через такие формы: как команды, приказы и внушающие наставления.

Команды и приказы способствуют выработке у школьников действий, выполняемых автоматически, т.е. практически без контроля со стороны сознания. В этом случае ученики как бы полностью доверяют учителю относительно целесообразности совершения требуемых действий подобные словесные воздействия, рассчитанные на автоматизм выполнения, широко используется в спорте, играх, ситуациях наведения порядка, военно-спортивных командах, лаконичных приказаниях, применяемых учителем с целью дисциплинированию ребят.

Однако стоит помнить, что и приказы как особые формы вербального воздействия, выраженные в краткой форме, будут выполняться только в том случае, если не противоречат сложившемся в данном коллективе традициям или существующим нормативным указаниям. В противном случае безоговорочного выполнения не будет.

Условно все команды и приказы, используемые в учебно-воспитательной практике делят, на следующие типы:

1. Предварительные или мобилизующие, задача которых -автоматическая, мгновенная мобилизация к какому - ни будь действию.

2. Исполнительные, большинство которых - так называемые строевые команды.

3. Запретительные, призванные тормозить совершений тех или иных действий.

4. Действия по образцу, ориентирующие учеников на точное копирование тех или иных действий. Давая ребятам, задание на совершение того или иного действия, учитель обязательно должен учитывать, что точное, безукоризненное выполнения команд является результатом длительной, кропотливой работы, формирующей у соответствующие навыки их выполнения. Применение команд в школьной практике носит довольно ограниченный характер. Более широко используется внушающее наставление, которое отличается от команд и приказом тем, что используется для решения более сложных задач - перестройки сложившихся установок, формирования готовности к требуемым действиям. Внушающее наставление осуществляется в виде фраз - так называемых формул внушения.

Внушающее наставление применяется в случае возникновения необходимости запрещения или ограничения детей в нежелательных действиях, а так же для выработки уверенности в себе у робких, излишне тревожных учеников.

Однако учитель должен помнить, что использование внушающего наставления возможно только при установившихся положительных отношениях между учителем и учеником. При стабильном, затяжном конфликте оно заранее обречено на неудачу. Кроме прямого педагогического внушения большое значения в практике школы имеет и косвенное внушение, которое подаётся не в императивной форме, а в виде раскрытия какого-то внешне

нейтрального по отношению к происходящим событиям
фактам или описания, какого- либо случая. Часто, при
правильной методической подготовке, например подборе
примера или рассказа большой силы эмоциального
воздействия, косвенное внушения оказывается более
эффективным, чем прямое. в

Различают следующие формы косвенного внушения: намёк, внушающее косвенное одобрения, внушающее косвенное осуждения.

САМОВНУШЕНИЕ.

Применение самовнушения в воспитательных целях возможно только при достаточно высоком развитии личности.

Оно осуществляется тогда, когда ученик реально осознал свой недостаток, желает от него избавится и умеет сам создавать в себе условия для соответствующего само воздействия. В этом случае задача педагога - вооружить ученика методикой самовнушения.

Он должен разъяснить, что успех этой работы придёт не сразу, а будет зависеть от последовательности в преодолении недостатка. От умении сосредоточится на предмете внушения, самовнушение особенно эффективно при преодолении страха перед трудностями, при преодолении неуверенности в своих силах и других случаях связанных с внутренними противоречиями.

ВНУШЕНИЕ И РЕЛАКСАЦИЯ

До сих пор мы рассматривали внушения, осуществляющееся в обычных условиях деятельности и педагогической практики. Однако эффективность его
значительно повышается. Если внушение или самовнушение реализуется на фоне психического и" физического расслабления человека, подвергающегося внушению. Этот метод - релаксопедия в последние годы всё шире применяется в педагогике.

Релаксопедия в педагогических целях эффективна в особо ответственных и сложных ситуациях, в частности, при работе с педагогическими запущенными детьми, проявляющими различные отклонения от социальной нормы поведения, имеющими антисоциальные установки. Обычные методы воздействия здесь часто оказываются малоэффективными.

Применение же внушения на фоне релаксации, когда повышается восприимчивость ребёнка к внушению, приносит положительные результаты. Дело в том. Что в состоянии релаксации внешние и внутрении, каналы

поступлении информации резко ограниваются, останется только один внушающий голос педагога, эффективность воздействий которого повышается.

В состоянии мышечной релаксации повышается действенность и самовнушения.

ТЕХНИКА ВНУШАЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Обращаясь к методу педагогического воздействия, каждый учитель должен чётко определитель. А если у него арсенал средств, необходимых для его эффективного осуществления? При отсутствии надлежащей техники попытки учителя осуществить внушения будут явно нерезультативной или что ещё хуже, вызвать смех у учеников. Наблюдение за работой молодых учителей показала, что многие из них не имеют мимикой и жестами, обладают скудным арсеналом выразительных средств монотонным голосом. Разговор с учениками чаще всего строится на поучениях и назиданиях.

Часто эффективность внушающего воздействия зависит и от таких мелочей, как постановка голоса взгляд, движение. Так, при проведении внушающего наставления жест и мимика должны подкреплять содержание словесного воздействия и его интонацию, а не противоречить ему.

Практическое применение внушающих воздействий должно базироваться на таких качествах. Как управление эмоциями умение подобрать точную форму для выражение своих чувств или для выполнения соответствующей педагогической задачи.

К сожалению, часто даже учителя с большим стажем читают эти компоненты педагогической деятельности не актуальными. Пытаясь скудными педагогическими средствами добиться высоких успехов, они заведомо обречены на неудачу.

Но чаще всего объясняют причину своих поражений негативными качествами детей.

Не всегда эффективным оказывается и самовнушение, и часто именно в силу того, что при его реализации не были учтены некоторые технические моменты. В определённом техническом отношении нуждается и применение активных методов обучения на фоне мышечной релаксации. Учитель обращающийся к этой форме работы, должен не только овладеть теорией проведения подобных занятий, но и тщательно отработать технику их исполнения.

ВНУШАЕМОСТЬ И ЕЕ ПРИЧИНЫ.

Одним из необходимых условий эффективного внушения является особое качество психики человека, на которого оказывается воздействие - внушаемость. Под внушаемостью понимается способность человека изменять свое поведение по требования другого лица или группы людей, не опираясь при этом на логику или сознательные мотивы, т.е: без отчётная подчиняем ость требованиям других людей. Причём человек, выполняющий подсказанное ему действие, часто сам искренне уверен, что оно является результатом самостоятельно принятого решения.

Внушаемость - нормальное свойство нервной системы, однако его выразительность в каждом конкретном случае различно. Она зависит от возврата, пола, интеллекта, состояния здоровья и других факторов. Кроме того, она значительно варьирует в зависимости от вида внушения и авторитетности того лица, которое производит внушение.

Особенно велика зависимость внушаемости от возраста. Дети в возрасте 7-10 лет настолько восприимчивы к внушению. Что при работе сними часто просто нет необходимости использовать специальные приемы, усиливающие внушающие роль слова. В начальных классах авторитет учителя безмерно велик.

Подростки обладают высокой критичностью подвергают сомнению вчера ещё признанные авторитеты, ниспровергают, казалось бы, бесспорной мысли.

Если же высокий уровень внушаемости сохраняется, то это за частую характеризует человека с негативной стороны. В этом случае можно ожидать, что у него недостаточно развито логическое мышление, либо отсутствует собственные убеждения, критерия и оценки окружающей действительности и своего поведения и образа жизни.

Интересные соотношения между степенью внушаемости и эффективного самовнушения: чем более внушаема личность, тем менее результативно ее обращение к самовнушению. И наоборот, чем в меньшей степени человек подтвержден внушениям извне, тем выше его результативность его^само воздействий. Таким образом, на действенность внушения в первую очередь оказывает влияние особенности людей, вступивших во взаимодействие. Однако определёнными суггестивными свойствами обладает и форма предъявляемого материала. Так, внушающее воздействие, используемое учителем средств повышается в следующих случаях:

1. Конкретность выразительных средств - использование слов, смысл которых конкретен, повышает внушаемость, а слова с абстрактным смыслом повышает её.

2. Особенности темы - чем выше степень абстракций при описании образа, тем меньше силы его внушающего воздействия.

Музыка обладает большим внушающим воздействием, поэтому ритм является основным элементом строевой подготовки в армии, важным средством повышения воинской дисциплины, с её помощью формируется установки на выполнения команд.

Подростки обладают высокой критичностью подвергают сомнению вчера ещё признанные авторитеты, ниспровергают, казалось бы, бесспорной мысли.

Если же высокий уровень внушаемости сохраняется, то это за частую характеризует человека с негативной стороны. В этом случае можно ожидать, что у него недостаточно развито логическое мышление, либо отсутствует собственные убеждения, критерия и оценки ^ окружающей действительности и своего поведения и образа жизни.

Интересные соотношения между степенью внушаемости и эффективного самовнушения: чем более внушаема личность, тем менее результативно ее обращение к самовнушению. И наоборот, чем в меньшей степени человек подтвержден внушениям извне, тем выше его результативность его само воздействий. Таким образом, на действенность внушения в первую очередь оказывает влияние особенности людей, вступивших во взаимодействие. Однако определёнными суггестивными свойствами обладает и форма предъявляемого материала. Так, внушающее воздействие, используемое учителем средств повышается в следующих случаях:

1. Конкретность выразительных средств - использование слов, смысл которых конкретен, повышает внушаемость, а слова с абстрактным смыслом повышает её.

2. Особенности темы - чем выше степень абстракций при описании образа, тем меньше силы его внушающего воздействия.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УБЕЖДЕНИЙ ВНУШЕНИЙ

Убеждения и внушение часто настолько связанны между собой, что их нельзя чётко дифференцировать. Общие черты убеждений и внушений следующее:

1) основным средством влияния, как при убеждении, так и при внушении является слово;

2) по результатам воздействия в большинстве случаев трудно различать, является ли соответствующий акт поведения воспитанника следствием внушения и следствием убеждающего воздействия. Убеждения произнесённое вялым даже при безукоризненной логике часто оказывается бесполезным, также как и внушение, невозможно, если нарушается законы логики. Убеждения должны носить внушающий характер, также. Как и внушение обязано подготовить почву для убеждений.

Основное отличие убеждений от внушения можно считать условным, так как в любом случае слово действует как на сознание, так на чувства. Одна и та же мысль может быть высказана и в виде убеждающего воздействия и в виде внушения, поскольку в словесной форме, выражающий смысл информации, в контексте всегда реализует компоненты педагогической деятельности, которые могут усилить или ослабить этот смысл.

Таким образом, задача учителя при организации коммуникативного воздействия на ребёнка - чётко определить степень воздействия и подобрать соответствующие средства, делающие его убеждения внушительным, а внушение убеждающим.

Педагогическая практика постоянно сталкивается с проблемой внушающего воздействия, поскольку намеренно или непреднамеренно для достижения определенного эффекта и результата преподаватель использует в своей работе разнообразные суггестивные приемы.

Внушение базируется на способности человека к восприятию. Физиологической его основой является взаимодействие первой и второй сигнальных систем на базе упрощенного рефлекса на смысловое содержание слова, когда происходит снижение тонуса коры головного мозга и внушение осуществляется за счет наличия торможения в коре головного мозга, концентрации раздражения при одновременном индукционном торможении.

Внушающее воздействие имеет два этапа:

- подготовительный, во время которого происходит подготовка суггеренда к принятию внушения; задача суггестора при том состоит в том, чтобы разными способами снизить сопротивляемость внушению;

- исполнительский, который заключается в непосредственной работе суггеренда с использованием определенных приемов внушения с учетом психических и физических возможностей внушаемого.

Внушение осуществляется в следующих состояниях: естественном, бодрствующем, под гипнозом. Все эти виды разделяются на разновидности в соответствии с определенными критериями.

По критерию наличия цели и усилий суггестора внушение бывает:

- преднамеренным, т. е. представляющим собой сознательно организуемое воздействие с четко поставленными целями и усилиями со стороны суггестора для достижения планируемого результата.

По способу воздействия внушение делится:

- на закрытое, опосредованное, косвенное воздействие, которое обладает такими признаками: цель воздействия всегда закрыта, иногда внушение содержит лишь намек на то, что желает внушить суггестор.

Выделяют несколько приемов косвенного внушения:

Обобщая материал о психологических механизмах и сущности внушения, следует отметить, что оно осуществляется на основе речевого воздействия, отличается сниженными аргументацией, степенью осознанности и критичности со стороны внушаемого человека, для которого действия суггестора приобретают вид установки, направляющей, регулирующей и стимулирующей то психическую и физическую активность. Суггестор намеренно использует определенные приемы внушения, чтобы ввести в психику суггеренда установки, изменяющие его деятельность.

Внушение в педагогическом процессе не требует каких-либо специальных средств, преследующих цель сужения сознания. Сравнительно высокая степень внушаемости детей и студентов, претерпевающая определенные изменения в соответствии с возрастом, обеспечивает широкое поле действий. Для внушения в педагогическом процессе характерны неосознанность влияния и опора на имеющиеся потребности, отношения или стремления, что приводит к созданию установки и ее реализации в адекватных условиях.

Внушение, рассматриваемое как метод педагогического воздействия, реализуется через следующие его разновидности.

1. Прямое наставление предполагает наличие в лексиконе педагога лаконичных фраз, так называемых формул внушения, произносимых максимально повелительным тоном, и выразительного взгляда в глаза воспитаннику, а также команд и приказов. Эта разновидность внушения позволяет: сформировать автоматизм действия в ответ на слово-сигнал; преодолеть нежелание воспитанника следовать требованиям педагога; осуществить самоконтроль действий и поступков. Чаще всего используется в ситуациях, требующих дисциплины, концентрации внимания, безоговорочного выполнения и принятия указаний преподавателя.

2. Косвенное внушение оказывает воздействие на состояние или поступки воспитанника в конкретной ситуации, когда требуется наиболее тонкий подход или когда прямое внушение не достигает результата. Его еще можно назвать сопутствующим, поскольку в любой ситуации воспитатель или преподаватель оказывает своеобразное влияние на психику дошкольника или студента. На эмоциональность, впечатлительность воспитанников оказывают влияние и условия протекания педагогического процесса, и внешний вид педагога, и своеобразие коллектива учебной группы, и слова преподавателя.

3. Самовнушение направлено на преодоление неуверенности в своих силах или недостатка, осознаваемого самим студентом. Эта разновидность внушения эффективна в применении при условии развитого самосознания воспитанника.

4. Релаксопедия в целях нравственного воспитания сочетает в себе методы убеждения и упражнения в нравственных поступках при повышенном или пониженном уровне притязаний. Применяется в работе со студентами, у которых сложились негативные установки поведения.

5. Релаксопедия в дидактических целях решает задачу организации репродуктивного воспроизведения при условии заинтересованности студента в учении и положительной самооценке.

Техника внушающего воздействия строится на творческой возбудимости преподавателя, которая предполагает владение им навыками управления собственными эмоциями и способность находить точную форму передачи своих чувств: уход от словесных штампов, интонационная окраска речи, сдержанность и выразительность жестов. Следует зафиксировать внимание на принципах, составляющих основу техники внушающего воздействия: целесообразность, педагогический такт, лаконизм вербальных воздействий, сочетание новизны информации со стереотипизацией формул внушения.

Еще одним методом психолого-педагогического воздействия является убеждение, которое влияет на сознание личности через ее обращение к собственному критическому суждению (Д. А. Зарайский).

Одним из ключевых моментов в формировании убеждения является личный опыт человека, приобретаемый им в деятельности. Убеждение как метод действенно: в рамках одной потребности, но с выбором из нескольких вариантов ее удовлетворения; в рамках нескольких потребностей одинаковой силы; при малой интенсивности эмоций; с интеллектуально развитым партнером.

Ограничения в использовании убеждений.Существуют и ограничения в использовании убеждений. Назовем некоторые из них.

1. Убеждение действенно только при определенной активности человека, которого хотят убедить; если же пытаются это сделать помимо его воли, то возникает своеобразный негативизм по отношению к формируемой точке зрения.

2. Убеждение связано с необходимостью осознания и логического осмысления предлагаемой информации, если же человек делает это с трудом, то отношение к ее содержанию возникает по механизму внушения.

3. При убеждающем воздействии необходимо наличие единой информационной базы для обеих сторон, поскольку создаются одинаковые условия для понимания приводимых аргументов.

Поскольку процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух и более лиц, цель которой состоит в Достижении единства переживания и понимания, то Последнее выступает в качестве еще одного основания формирования убеждения.

Следует оговориться, что знание преподавателем основ понимания как процесса играет значительную роль в его профессиональной деятельности, так как без этого нет сознательного усвоения, познавательной активности, творчества и самостоятельности студентов в учебно-воспитательном процессе, как, впрочем, самого педагога.

Процесс понимания связан с поиском неизвестного субъекту способа объединения в единое целое разрозненных элементов ситуации. Философия трактует его как сложную систему различных объективных и субъективных, теоретических и практических действий.

Упрощенно этот процесс сконцентрирован в ответах на вопросы: что было на самом деле? Что еще должно быть?

В любом случае понимание связано с мыслительным процессом: с гипотезами, сравнениями, пробами и даже ошибками. Во взаимодействии процесс понимания начинается с выделения проблемы, ситуации, затем вычленяются противоречия, оценивается информация и источники, ее дающие, далее всему этому дается определенное толкование с помощью разных способов: догадок, интуитивного предвосхищения, логических путей.

Выделяется несколько постулатов понимания как процесса духовно-практического усвоения информации:

- логический, очерчивающий единство логических средств, их соотносимость, непротиворечивость в процессе коммуникации;

- гносеологический, характеризующий процедуру понимания в терминах познания, осмысления, истинности;

- онтологический, определяющий культурно-исторический, конкретно-предметны и статус этого процесса;

- психологический, квалифицирующий совместимость психологических установок, стимулов общения, мотивов и интересов.

Факторы, влияющие на повышение эффективности понимания.Эффективность понимания зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них:

- язык, на котором говорят субъекты взаимодействия: форма обращения, эмоциональная окраска голоса, употребление профессиональной терминологии. Если употребляется специальный малознакомый термин, то его следует тут же расшифровать, давая пояснения относительно сущности сказанного;

- логика и последовательность изложения мысли, так как перескакивание с одной мысли на другую, ее незавершенность или слишком пространные примеры отнюдь не способствуют пониманию;

- привлечение внимания аудитории, для чего в арсенале преподавателя должно быть достаточное количество приемов. Например, в случае утомления и отключения внимания во время лекции можно использовать психогимнастические упражнения, гимнастику для глаз, телесно-ориентированные психотехники, приемы музыкальной психотерапии, рисование, а также изменение интонационной выразительности речи преподавателя;

- предоставление реальной возможности осознать и понять, как достигается результат через вербальное описание признаков предметов и явлений на основе эмоционально-образного восприятия: чтение преподавателем стихов или отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов;

- установка на восприятие сказанного. Реально для этого использовать содержательную установку, которая формирует направленность на тему, поэтому принимается и понимается любая информация обозначенной темы;

- понимание становится результативным благодаря причинно-следственному рассуждению с включением в него аудитории. Известные факты, истины, посылы, принятые всеми, группируются в такие связи и отношения, которые помогают студентам принять новые истины и сделать новые заключения. Таким образом, каждая предыдущая мысль становится обоснованием последующей, ход мыслей преподавателя разделяется как бы на две части: на данное, т. е. известные факты, и новое, т. е. то, что вытекает из них.

Понимание осуществляется в ситуации взаимодействия посредством речи, поэтому выделяют несколько уровней восприятия слов педагога:

- выделение речевого акта, т. е. концентрация на слове преподавателя как на осознанном сигнале познания;

- осмысление речевого акта, происходящее путем усвоения информации;

- выявление значения речевого акта, т. е. соотнесение его с тем, что он означает;

- прагматическое понимание, т. е. интерпретация речевого акта в направлении понимания, кто, когда, кому, в каких условиях формулирует его;

- установление психологической нагрузки речевого акта, г. е. для чего нужна получаемая информация и какая от нее практическая польза.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«Убеждение и внушение как

Участники разбиваются на пары: один сжим ает кулак, а второй пытается разжать пальцы за одну минуту. Потом партнеры меняются ролями и ситуация повторяется. Далее следует обсуждение, кому и как удал ось это сделать. Возможны варианты: силой, просьбой, легкими поглаживаниями.

Слад 2 Современная сложившаяся ситуация в школе требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка учителя, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.

Слайд3 Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Особую роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников.
Не секрет, что для многих педагогов в современной школе характерны такие психологические качества как неприятие критики, социальный инфантилизм, неспособность воспринимать жизнь во все ее полноте, сосредоточенность на проблемах, повышенная тревожность, ориентация на недостатки детей и коллег и т.п. Эти негативные проявления психологического плана окрашивают всю деятельность педагога, формируя его культуру взаимодействия и воздействия на учащихся.

Слайд4 Методы воздействия являются неотъемлемыми и важнейшими факторами в мастерстве педагога.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным . В первом случае оно осуществляется по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения. Педагог, намеренно или ненамеренно предлагая образцы своей субъектности другим людям, и прежде всего воспитанникам, становится объектом подражания, продолжая себя в других. Если учитель не является для учащихся референтным лицом, то его воздействия не вызывают необходимого преобразующего эффекта, сколь бы ни были высоко развиты его личностные, индивидуальные и функционально-ролевые параметры.

Слайд5 Традиционно в психологической науке выделяют два основных вида педагогического воздействия:

Убеждение и внушение являются механизмами преднамеренного влияния.

Слайд6 Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, должное отношение к шедевру художественной культуры, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника.

Слайд 7 психологическое воздействие, адресованное сознанию, воле ребёнка. Это логически аргументированное воздействие одного человека или группы лиц, которое принимается критически и выполняется сознательно.

Суть убеждения в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

. Цель убеждения - стремление добиться того, чтобы воспитанник сознательно принял взгляды, отношения и следовал им в своей деятельности. Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника. Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убежденности в том, о чем он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника. Несомненно, надо хорошо знать личность и индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 8 Искусство убеждения состоит в умении находить веские аргументы (факты, примеры, закономерности) и связывать их с личным опытом воспитанника.

Эффективность убеждения зависит от авторитета педагога, от его собственной убеждённости в том, о чём он говорит, от степени эмоциональной насыщенности убеждения, поскольку в процессе убеждения должна быть также задействована эмоциональная сфера воспитанника.

Например: В младших классах часто используется рассказ на этическую тему . Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Слайд 9 При помощи убеждения возможно достижение различных педагогических целей, задач, установок. Более того, при грамотном использовании технологий убеждения повышается авторитет педагога, что значительно упрощает процесс образования, воспитания и межличностного взаимодействия.

В упражнении отрабатываются навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Время. 20-25 минут.

Размер группы. 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одной участницы, которая будет играть роль царевны.

Тренер предложит группе, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомнить и разыграть сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Слайд 10 Внушение –

психологическое воздействие, которое отличается сниженной аргументацией, принимается при сниженной степени осознанности и критичности.

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого (суггеренда) вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

Слайд 11 Рассматриваются следующие виды внушения: преднамеренное и непреднамеренное Суггестор (в данном случае в его роли выступает педагог) преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить.

При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.

Слайд 12 Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.

По способу воздействия выделяются прямое и косвенное внушение.

Косвенное внушение, в том числе может происходить и в виде раскрытия какого-либо внешне нейтрального по отношению к происходящим событиям факта или описания какого-либо случая. При правильной методической подготовке, педагогически целесообразном подборе примера или рассказа большой силы эмоционального воздействия, косвенное внушение может оказаться более эффективным, чем прямое.

Слайд 14 В з а и м о с в я з ь у б е ж д е н и я и в н у ш е н и я в х о д е п е д а г о г и ч е с к о г о процесса

Убеждение и внушение бывают настолько взаимосвязаны, что в определенных ситуациях их трудно дифференцировать. Это обусловлено существованием ряда общих для них черт, а именно: основным средством влияния при убеждении и внушении является слово; коммуникативное воздействие на сознание ученика должно быть комплексным, то есть убеждение должно иметь внушающий характер, а внушение должно быть убедительным и готовить почву для дальнейшего убеждающего воздействия; и убеждение, и внушение воздействуют как на сознание, так и на чувства учащихся.

Отличие между этими методами заключается в том, что убеждение, как правило, не имеет косвенной формы и не может формулироваться кратко в виде команд и приказов. При организации коммуникативного взаимодействия с ребенком педагогу следует четко определить степень убеждающего или внушающего воздействия и подобрать соответствующие ситуации средства, делающие его убеждение внушительным, а внушение – убедительным.

15 слайд Дорогие коллеги! Поздравляю всех Вас с началом Нового учебного года! Желаю Вам крепкого здоровья, отличного настроения, творческих успехов, хороших учеников, адекватных родителей, достойной зарплаты.

Педагогическая культура — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура педагога выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

-профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

-профессионально-педагогическая культура— это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество- это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от педагога адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Убеждение– это способ педагогического воздействия, при кот педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности.

Цель убеждения: научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Методы убеждающего воздействия: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция, пример. Содержание и форма учителя должны соответствовать уровню развития, учитывать индивид особенности человека,




Учитель должен быть тактичным и максимально доказательным, оно должно содержать конкретные факты и выводы.

Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности.

Оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Педагогическое Внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосознаваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и порождающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.

1)в бодрствующем состоянии

4)состояние естественного сна.

1. Непреднамеренное. Это влияние всей окружающей обстановки на эмоциональную сферу человека, протекает непроизвольно. Влияние могут оказать цвет стен, тон разговора.

4.Отрицательное по способу воздействия: прямое (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение), косвенное(рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка).

Общее в Убеждении. и Внушении.:

Инструмент воздействия –слово.

Преодоление психических барьеров. Различия:

Убеждение обращено к сознанию, цель-формировать мировоззрение, внушение обращено к неосознанному, цель-повлиять на эмоциональное состояние и сформировать установку на моральное поведение.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, шесть групп способов (методов) воздействия на личность:

2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

3. упражнения и приучения;

6. контроль и оценка.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника.

Культура педагогического общения.

Культура в педагогической деятельности.

Педагогическая культура — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура педагога выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.

Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:

-профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;

- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;

-профессионально-педагогическая культура— это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;

- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;

- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.

Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество- это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от педагога адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.

Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Убеждение и внушение в педагогическом процессе.

Убеждение– это способ педагогического воздействия, при кот педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности.

Цель убеждения: научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Методы убеждающего воздействия: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция, пример. Содержание и форма учителя должны соответствовать уровню развития, учитывать индивид особенности человека,

Учитель должен быть тактичным и максимально доказательным, оно должно содержать конкретные факты и выводы.

Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности.

Оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Педагогическое Внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосознаваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и порождающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.

1)в бодрствующем состоянии

4)состояние естественного сна.

1. Непреднамеренное. Это влияние всей окружающей обстановки на эмоциональную сферу человека, протекает непроизвольно. Влияние могут оказать цвет стен, тон разговора.

4.Отрицательное по способу воздействия: прямое (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение), косвенное(рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка).

Общее в Убеждении. и Внушении.:

Инструмент воздействия –слово.

Преодоление психических барьеров. Различия:

Убеждение обращено к сознанию, цель-формировать мировоззрение, внушение обращено к неосознанному, цель-повлиять на эмоциональное состояние и сформировать установку на моральное поведение.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, шесть групп способов (методов) воздействия на личность:

2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

3. упражнения и приучения;

6. контроль и оценка.

Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника.

Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний


Заключительный урок нашего курса посвящён теме, которая является одной из самых важных в педагогической практике – вопросу воздействия педагога на личность учащегося, ведь в большинстве случаев именно от того, как и какое влияние оказывает учитель на ученика, зависит эффективность всего педагогического процесса. В дополнение к основной теме мы поговорим о том, при помощи каких методов сегодня оцениваются успеваемость и знания.

Педагогические методы воздействия на личность учащихся

Технологию педагогического процесса можно описать примерно следующим образом: изначально педагог доносит до учащихся информацию о необходимости и важности решения определённой задачи, после этого обучает их, чтобы они усвоили конкретные знания, способствующие достижению поставленной цели, а затем формирует у них соответствующие навыки и умения. Любой из этапов предполагает стимулирование познавательной деятельности, её контроль и оценку.

Чтобы педагогический процесс был максимально эффективным, специалисты рекомендуют включать в него такие методы воздействия на личность как убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование и оценку.

Исследования ведущих отечественных педагогов М. И. Махмутовой и Ю. К. Бабанского позволили установить, что в выборе методов и их сочетании следует опираться на то:

  • Соответствуют ли методы целям и задачам педагогического процесса
  • Соответствуют ли методы содержательной части занятий
  • Соответствуют ли методы реальному учебному потенциалу учащихся: возрасту, уровню развития, личностным особенностям
  • Соответствуют ли методы актуальным условиям и времени, предназначенному для занятий
  • Соответствуют ли методы возможностям самих педагогов, которые определяются имеющимся у них опытом, степенью психологической, педагогической и методической подготовки

Теперь же давайте рассмотрим и сами методы.

Убеждение

Убеждение является разноплановым воздействием на сознание, волю и чувства человека, направленным на формирование определённых качеств. Исходя из того, какова направленность педагогического воздействия, убеждение может иметь форму внушения, доказательства или их комбинации.

Продуктивность данного метода зависит от того, соблюдаются ли особые требования, наиболее значимыми из которых считаются:

  • Учёт жизненного опыта учащихся
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
  • Авторитет педагога
  • Доступность, конкретность и искренность
  • Совокупность убеждения и приучения на практике

Особое значение в убеждении имеют такие приёмы как диспут, лекция и беседа.

Упражнение и приучение

Упражнение представляет собой структурированное и организованное выполнение учащимися определённых действий, направленное на развитие и формирование их личности.

Приучением называется организация систематического выполнения определённых действий, направленного на формирование продуктивных привычек.

Как метод педагогического воздействия упражнение и приучение применимы для реализации всевозможных задач эстетического, физического и нравственного развития и воспитания. Результаты педагогической работы напрямую зависят от регулярного и систематического применения конкретных упражнений.

В рамках данной темы, как правило, используются следующие упражнения:

  • Режимные упражнения
  • Упражнения в полезной деятельности
  • Специальные упражнения

Режимными упражнениями называются упражнения, основной педагогический эффект которых заключается не в результате, а в режиме, способствующем адаптации психофизиологических реакций организма к внешним условиям. Такие упражнения оказывают положительный эффект на здоровье учащихся, их интеллектуальные и физические возможности.

Упражнениями в полезной деятельности называются упражнения, целью которых является выработка учащимися привычек в практической работе, труде и взаимодействии друг с другом. Основной составляющей таких упражнений является осознание учащимися пользы от упражнений, ощущение удовлетворения, радости и самоутверждения посредством труда.

Упражнение может представлять собой простейшее повторение только на ранних этапах. На последующих оно должно стать совершенствованием с постоянно нарастающим результатом.

Обучение

С методами обучения мы уже успели познакомиться в предыдущих уроках. Здесь же просто скажем о том, что они могут подразделяться на практические, наглядные, словесные и другие, исходя из доминирующих средств представления информации.

Среди методов обучения выделяют:

  • Методы получения новых знаний
  • Методы формирования навыков и умений с применением теории к практике
  • Методы оценки и проверки полученных знаний, навыков и умений

Классификация методов обучения зависит от задач и целей педагогического процесса.

Стимулирование

Стимулирование означает побуждение, придание импульса мыслительному процессу или практическому действию. Несмотря на то, что стимулирующим эффектом обладает каждый метод, существуют методы, предназначенные для оказания дополнительного стимулирующего воздействия и усиления прочих методов, не являющихся основными по отношению к стимулирующим.

Базовыми стимулирующими методами являются:

  • Соревнование
  • Поощрение
  • Наказание

Соревнование заключается в стремлении к лидерству и самоутверждению, свойственному каждому человеку. В образовательной среде соревнование можно назвать аналогом спортивных состязаний, однако нельзя допускать, чтобы оно приняло форму жёсткого соперничества и желания победить любыми способами.

Поощрение служит сигналом состоявшегося самоутверждения, т.к. включает в себя признание окружающими или самим учащимся эффективности тех действий, стратегий и отношения к ним, которые он выбрал для реализации. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, энергетический всплеск, придаёт уверенности в себе, повышает старательность и результативность. Но наиболее существенных эффектом поощрения является желание продолжать вести себя таким образом, чтобы вышеназванные ощущения появлялись как можно чаще. Но и чрезмерно частым поощрение быть не должно, иначе оно может обесцениться, а награда всегда будет ожидаемой.

Наказание является как бы самоутверждением наоборот, т.к. оно формирует желание скорректировать своё поведение и вызывает гамму неприятных эмоций и чувств, связанных с прошлым опытом, в процессе планирования предстоящей деятельности; вызывает нежелание повторения негативных событий. Наказание порождает чувство отстранённости и отчуждённости, и способствует мотивации учащегося к осуществлению серьёзных перемен в себе самом и своих действиях.

Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах основные методы педагогического воздействия на личность учащихся. Но, как вы помните, был указан и ещё один метод – это метод оценки знаний, умений и навыков, о котором мы не сказали. Учитывая то, что он является не только одним из элементов комплекса педагогических методов воздействия, но ещё и самостоятельным методом диагностики познавательной активности учащихся, а также состоит из нескольких составляющих, мы рассмотрим его в отдельности от остальных.

Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Различные этапы обучения подразумевают и применение различных видов оценки знаний, умений и навыков.

  • Текущую проверку и оценку знаний, которая проводится в процессе ежедневных занятий
  • Четвертную проверку и оценку знаний, которая проводится по итогам каждой четверти
  • Годовую проверку и оценку знаний, которая проводится по итогам каждого года
  • Выпускные и переводные экзамены

Помимо этого, существует разделение методов оценки знаний на традиционные и современные. Расскажем вкратце о каждом из них.

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков

К традиционным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:

  • Повседневное наблюдение за деятельностью учащихся
  • Устный опрос
  • Письменная проверка
  • Поурочный балл
  • Контрольная работа
  • Проверка домашних работ

Повседневное наблюдение за работой учащихся помогает педагогу в формировании представления о том, как ученики ведут себя на уроках, чем занимаются, как воспринимают и анализируют учебный материал, насколько хороша их память и сообразительность, насколько они самостоятельны и способны применять на практике получаемые знания.

Устные опросы состоят в постановке педагогом вопросов на тему содержания учебной информации и последующих ответах учащихся. По сути, данный метод считается самым распространённым. Посредством устных опросов выявляется качество и полнота усвоения знаний.

Учитывая то, что устный опрос — это вопросно-ответный способ диагностики знаний, его также называют беседой. В процессе такой беседы педагог разделят учебный материал на смысловые блоки, и по каждому из них задаёт вопросы. Нередко устный опрос дополняется устными или письменными упражнениями. Однако недостаток этого метода состоит в том, что за одно занятие можно проверить всего 3-4 человека, по причине чего метод может быть модифицирован во фронтальный опрос, уплотнённый опрос или поурочный балл.

Фронтальный опрос предполагает разделение учебного материала на ещё более мелкие блоки, чтобы проверить максимум учащихся, задавая им по 1-2 вопроса. Но глубину усвоения материала установить невозможно. Уплотнённый опрос заключается в том, что педагог проверяет одного из учащихся сам, а остальным даётся задание в письменной форме ответить на подготовленные вопросы. По причине последующей письменной проверки и выставления оценок опрос и называется уплотнённым – деятельность педагога уплотняет время, требующееся на проверку.

По мере практики метода уплотнённого опроса сформировался самостоятельный метод – письменная проверка. Смысл его сводится к раздаче педагогом заблаговременно подготовленных на бумаге учебных заданий, на которые учащиеся должны ответить, как правило, в течение 10-15 минут. Метод способствует оценке знаний учащихся в течение всего одного занятия.

Поурочный балл представляет собой популярную модификацию устного опроса. Выставляется этот балл за знания, проявляемые учащимися в течение одного занятия. Представленный метод способствует поддержанию познавательной активности и произвольного внимания учащихся, а также производить систематическую проверку их знаний.

Метод контрольной работы предельно эффективен для проверки знаний, умений, навыков и творческих способностей учащихся. Смысл метода сводится к тому, что по окончании изучения какой-либо темы или раздела учебного материала педагог осуществляет письменную или практическую проверку того, что знают и/или умеют учащиеся.

Проверка домашних работ играет огромную роль в процессе анализа успеваемости учащихся, т.к. предоставляет педагогу возможность выяснить общее отношение учащихся к занятиям и самостоятельной работе, степень усвоения учебного материала, уровень самостоятельности, а также помогает определить наличие пробелов в знаниях.

Помимо рассмотренных выше методов, считающихся традиционными, в педагогической практике применяются более современные методы.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков

К современным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:

  • Программированный контроль
  • Рейтинговая оценка
  • Тестирование

Программированный контроль нередко называют альтернативным методом, а также методом выбора. В процессе его применения учащимся задаются вопросы с вариантами ответа (обычно вариантов три или четыре), но правильным является лишь один. Учащиеся же должны выбрать правильный вариант. Ряд вопросов с ответами может задаваться всем учащимся в течение одного занятия в письменной или цифровой (компьютерной) форме, благодаря чему всего за несколько минут можно произвести оценку их знаний. Но здесь нужно учитывать то, что метод позволяет оценить только отдельные стороны усвоения учебной информации, а полную проверку знаний произвести нельзя.

Рейтинговая оценка относится к наиболее прогрессивным методам оценки знаний, навыков и умений, т.е. её применение представляет собой систему, посредством которой организуется учебный процесс и повышается его результативность.

В рейтинговой оценке учитывается активная деятельность учащихся, которая связана с получением знаний и навыков, а также других показателей, оказывающих формирующее воздействие на личностные характеристики учащихся.

Метод рейтинговой оценки по праву считается методом системного подхода к освоению различных дисциплин. А его стандартом в большинстве случаев является тест.

Тестирование представляет собой такой метод оценки, согласно которому учащиеся выполняют тестовые задания, позволяющие определить, насколько прочно усвоен ими учебный материал или навыки, а также установить их личностные характеристики. В процессе выполнения тестов учащимся предлагается совокупность вопросов (в некоторых случаях до 50 вопросов и более), на которые они должны дать верный ответ из предложенных нескольких вариантов.

Тестирование, как метод, является очень оперативным, а результаты проверки подсчитываются крайне просто, т.к. тесты всегда разрабатываются с соответствующими ключами. Чаще всего для прохождения предлагаются тесты на бумаге, однако сегодня всё чаще используются и особые высокотехнологичные устройства, такие как компьютеры, ноутбуки, дистанционные пульты и т.п. Ещё одна положительная черта тестирования заключается в том, что его можно применять к большим группам учащихся.

Подводя итог теме методов оценки знаний, умений и навыков, следует отметить, что их применение позволяет не только оценить и проанализировать степень усвоения учащимися изученной информации и приобретённых умений, но оказывает на них ещё и мотивирующее воздействие. Результаты оценки могут послужить и стимулом к познавательной активности, и поощрением, и наказанием, и толчком к соревновательной деятельности.

И в заключение хочется лишь дополнить, что верно подобранные методы, как педагогического воздействия, так и проверки знаний, умений и навыков учащихся всегда будут побуждать их узнавать новое, развиваться, совершенствоваться, личностно расти и преуспевать в обучении. Педагогическая же деятельность будет осуществляться педагогами с максимальной отдачей и эффективностью, и позволит достигать любых поставленных образовательно-воспитательных целей.

На этом мы завершаем наш курс по педагогике. Мы искренне верим, что его изучение доставило вам приятные эмоции, повысило вашу профессиональную подготовку и сможет вывести вашу педагогическую работу на качественно новый уровень!

Проверьте свои знания

Читайте также: