Что такое аллегория в литературе 5 класс кратко определение
Обновлено: 04.07.2024
Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Но льёт и садовое пугало слёзы,
любившее розу тайком.
Аллегория — художественное обособление посторонних понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются от поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению, например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
То с трепетным смаком,
то друга в объятьях душа,
как лилия с маком,
целуется с сердцем душа.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
Итак, аллегория - это иносказание, маскировка истинного смысла, условный перенос явления, признаков предмета, на другое явление или предмет, когда говорится одно, а подразумевается другое.
Аллегория используется как средство выражения во многих видах искусства: в живописи, скульптуре, литературе.
В качестве примеров аллегорий могу привести, например:
- в живописи : "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа - на его картине изображена женщина с красным флагом с оружием в руках, что является яркой аллегорией такого нематериального, абстрактного понятия, как свобода, а то, что женщина возвышается над всеми остальными людьми и держит оружие, символизирует большую силу.
- в скульптуре : "Медный Всадник" Этьена Фальконе подчеркивает величие Петра I, каждая деталь имеет значение: глыба в форме волны – это стихия, а конь – преодоление препятствий, седло в виде медвежьей шкуры символизирует нацию, цивилизованную государем, вся концепция скульптуры построена на аллегории и выражает победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.
- в литературе : массу аллегорий использует в своих баснях Иван Андреевич Крылов, в героях его басен, животных, легко узнать людские манеры поведения или поступки, даже целые устои жизни, отношения между разными слоями общества и исторические моменты. В каждом герое-животном зашифрован какой-то характер: Лиса – хитрость, Осел – упрямство и невежество, Стрекоза – беспечность, Муравей – трудолюбие, Мартышка – глупость.
Ну и , конечно, аллегория не только художественный прием, но и средство познания и передачи информации, посредством которого выражаются эмоции и совершается своего рода интеллектуальная игра)))
Аллегория – это наделение кого-либо или чего-либо признаками другого предмета. Аллегория всегда является иносказательной. Ее используют в том случае, когда говорят одно, а подразумевают другое.
Что такое аллегория?
Аллегория используется во многих видах искусства: в литературе, живописи, скульптуре. Она воплощает и выражает какое-либо абстрактное понятие, которое воплощается и выражается в конкретном образе.
В искусстве примером аллегории может служить античная богиня Фемида. Она символизирует собой правосудие и закон, который равен для всех.
Для чего же используют аллегорию?
- с помощью этого тропа можно на конкретном примере показать сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить самостоятельно
- она помогает автору высказать собственную точку зрения, свое отношение к предмету
- так как аллегория – это всегда иносказание, с помощью которого можно обойти цензуру, писатели 19 века в России часто использовали ее для описания исторических событий. В тех реалиях она имела важное значение и помогала избежать наказания со стороны государства.
Чтобы замаскировать свои мысли, публицисты в России использовали Эзопов язык. Особенно любил использовать этот прием Салтыков-Щедрин в своих произведениях.
Рис. 1. Примеры аллегории.
Что такое аллегория в литературе?
Аллегория в литературе очень популярна. Есть целые жанры, которые построены на этом приеме, например, басня и притча.
в сказках обычно лиса является аллегорией хитрости и ловкости, заяц – трусости, осел – глупости и упрямства.
Что мы узнали?
АЛЛЕГО́РИЯ, -и, ж. Выражение отвлеченного понятия в конкретном художественном образе; иносказание.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Аллего́рия (от др.-греч. ἀλληγορία — иносказание) — художественное представление идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога.
Как троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в изобразительном искусстве. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что получают переносное значение.
Пример: правосудие — Фемида (женщина с весами).
Аллегория — художественное обособление понятий с помощью конкретных представлений. Религия, любовь, душа, справедливость, раздор, слава, война, мир, весна, лето, осень, зима, смерть и т. д. изображаются и представляются как живые существа. Прилагаемые этим живым существам качества и наружность заимствуются у поступков и следствий того, что соответствует заключённому в этих понятиях обособлению; например, обособление боя и войны обозначается посредством военных орудий, времён года — с помощью соответствующих им цветов, плодов или же занятий, беспристрастность — посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством клепсидры и косы.
Очевидно, аллегории недостаёт полной пластической яркости и полноты художественных творений, в которых понятие и образ вполне друг с другом совпадают и производятся творческой фантазией неразлучно, как будто сросшимися от природы. Аллегория колеблется между происходящим от рефлексии понятием и хитроумно придуманной его индивидуальной оболочкой и вследствие этой половинчатости остаётся холодной.
Аллегория имеет особое применение в животном эпосе. Очень естественно, что различные искусства состоят в существенно различных отношениях к аллегории. Труднее всего её избежать современной скульптуре. Будучи всегда обречённой на изображение личности, она принуждена часто давать как аллегорическое обособление то, что греческая скульптура могла давать в виде индивидуального и полного образа жизни бога.
АЛЛЕГО'РИЯ [але], и, ж. [греч. allegoria]. 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. а. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Ггль. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.
Читайте также:
- Какую роль сыграл к п победоносцев в укреплении религиозных начал российского общества кратко
- Какие факты свидетельствуют о том что во вселенной происходит процесс эволюции кратко
- В чем сущность питания биология 6 класс кратко
- На какой основе выделяются задачи развития речи детей кратко
- Как в первом диалоге чацкого и софьи раскрывается отношение героя к барской москве кратко