Туризм в доу как эффективное средство формирования здорового образа жизни

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 4737 0

Исследовательская работа на тему :

Руководитель : учитель физической культуры

Нечаев Сергей Иванович

Исследователи : 9 класс

В деле физического воспитания детей школьного возраста, правильно организованный туризм имеет бесспорную ценность . Он способствует укреплению здоровья , физическому развитию , закаливанию учащихся , является хорошей тренировкой в ходьбе , в беге , воспитывает ловкость , выносливость , быструю ориентировку . Туристические походы формируют чувства коллективизма , ответственности , взаимопомощи .

Хорошо организованная туристическая работа в школе может дать учащимся глубокие и прочные знания о здоровом образе жизни , сформировать и совершенствовать навыки физической активности.

Влияние туризма на формирование здорового образа жизни велико . Это связано с тем , что , в свою очередь , в здоровом образе жизни основная роль отводится правильно организованной двигательной активности , как главному и решающему фактору сохранения и укрепления здоровья и ни чем не заменимому универсальному средству профилактики недугов .

Объект исследования : процесс формирования здорового образа жизни и навыков туризма у учащихся 8 класса.

Предмет исследования : формы , методы и средства повышения уровня здоровья и развития физических качеств при занятиях туризмом .

Целью исследовательской работы является исследование влияния туризма на формирование здорового образа жизни .

Задачи исследовательской работы :

Раскрыть специфику туризма как средства физического воспитания .

Определить пути формирования здорового образа жизни .

Показать важность туризма в системе физического воспитания школьника .

Раскрыть понятие здорового образа жизни и взаимосвязь его с понятием туризма .

Определить пути подготовки учителя к решению задач оздоровления школьников средствами туризма .

Гипотеза : Предполагается , что занятия в секции туризма в школе и внешкольная работа преподавателя в значительной мере способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья .

Методы исследования : теоретические (изучение и обобщение педагогического опыта , анализ литературы по теме исследовательской работы , конкретизация ) , эмпирические (наблюдение , беседы , причинно-следственный анализ ).

В первой главе мы раскрыли такие понятия как :ЗОЖ и пути его формирования . Во второй рассмотрели историю развития туризма , его виды ,место которое он занимает в системе воспитания школьника , а так же влияние туризма на формирование ЗОЖ .В третьей (практической): доказывали гипотезу объектом нашего исследования . Была выбрана группа детей , учащихся 8 классов МКОУ Оленинской ООШ поселка Оленино Тверской области . Все дети занимаются на занятиях в основной группе .

Целью исследования является , определить , подтвердится ли поставленная нами гипотеза : Предполагается , что занятия в секции туризма в школе и внешкольная работа преподавателя в значительной мере способствует формированию здорового образа жизни и уровня здоровья .

Подобрать тесты для определения уровня здоровья и физических качеств .

Определить комплекс мероприятий по развитию туристических навыков и развитию физических качеств необходимых в туризме .

Ознакомиться с влиянием на организм при занятиях туризмом .

Во время выполнения исследовательской работы мы провели опрос детей по следующим вопросам :

В настоящее время, педагогам ДОУ предоставлена возможность расширять образовательные услуги, включая в режим дня, кроме програмных, еще и дополнительные методики и технологии. Одной из инновационных методик, которую я использую в своей работе, является элементарный туризм. Актуальность выбранной темы обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся необходимостью введения детского туризма в физическое воспитание дошкольника, как эффективного способа оздоровления, воспитания и познания.
Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Таким средством физического воспитания дошкольников и является элементарный туризм. Он несет в себе оздоровительную, образовательную (познавательную) и воспитательную ценность, сочетает в себе элементы морально-нравственного, трудового и эстетического воспитания, расширяет кругозор и обогащает духовную жизнь детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Туристические прогулки имеют оздоровительный эффект. Нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство. Связано это с укреплением сердечно - ­сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. В туризме интегрируются все основные стороны воспитания: нравственная, трудовая, физическая, эстетическая. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья. Этот вид деятельности хорошо воспринимается педагогами, родителями, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств. В нашем ДОУ большое внимание уделяется психологическому здоровью детей, как одному из условий сохранения и укрепления общего здоровья воспитанников. Нами были исследованы факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка и одним из которых является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми — все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Так как наш детский сад находится в непосредственной близости от соснового массива и луга, этот факт позволяет полноценно использовать методы и технологии оздоровления и полноценного развития наших воспитанников.

Задачи туризма в ДОУ :

1.Формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели. 2.Развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий. 3.Совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. Воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

5. Расширять функциональные возможности детей путём развития основных органов и систем организма в ходе выполнения физических упражнений.

6. Совершенствовать естественные виды движений и обогащать двигательный опыт ( учиться простейшим упражнениям туристского многоборья, выполнять двигательные задания педагога на ориентировку в пространстве).

7. Развивать координационные способности и выносливость как основу физической подготовки ребёнка - будущего туриста.
8. Способствовать развитию психических процессов и расширять объем знаний в области физической культуры и туризма, краеведения.
9. Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма;
10. Формировать межличностные, в частности, дружеские отношения дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям.

11. Развитие познавательных способностей – ознакомление с природой.

12. Воспитание любви к родному краю.

Содержательные цели туризма:

Ø Физическая активность туризм прекрасно подходит для привлечения детей к занятиям туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Ø Поддержка хорошего состояния здоровья одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Ø Характер приключения ожидание результата туристского похода, повышает интерес к нему, стимулирует подготовку к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, что и делает его интересным.

Принципы детского туризма:

В своей работе использую разные виды деятельности:

Ø туристические соревнования.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада, представляют собой интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Прогулки и экскурсии и предусматривают пребывание детей на воздухе с целью повышения сопротивляемости организма воздействиям внешней среды, удовлетворения потребности в движениях, а также решения воспитательных и познавательных задач. Уже первые прогулки-разведки показывают положительное влияние леса на самочувствие детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополучие.

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных способов двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

— переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

— наблюдение в природе и сбор природного материала;

— выполнение имитационных движений;

— комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

— самостоятельные игры (на привале).

Чтобы разнообразить свою педагогическую деятельность, в сосновом массиве провожу праздники, соревнования, тематические развлечения.

Главное отличие обычных прогулок от прогулок-походов и туристских прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, в насыщенной двигательной активности детей: около 80 % времени могут составлять циклические движения: ходьба, бег, ходьба на лыжах.

Для повышения педагогической ценности похода, я использую следующие методы работы:
- наблюдение;
- диагностика;
- опросники;
- викторины;
- беседы с использованием иллюстраций;
- экскурсии, прогулки и мини-походы;
- опыты;
- экологические праздники;
- подвижные игры,

- ИКТ( для наиболее наглядной демонстрации преимущества ЗОЖ).

При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок ), способствует укреплению внутрисемейных отношений.

Для обеспечения эффективности данной образовательной работы в нашем ДОУ старшим воспитателем разрабатывается перспективный годовой план по работе с родителями, что позволит им принимать активное участие в организованных прогулках-походах. Подобная работа способствует изучению педагогами положительного опыта семейного воспитания в укреплении здоровья детей и пропаганде его среди родителей воспитанников.
Результатом использования инновационной методики – элементарный туризм, является значительное снижение случаев простудных заболеваний и уменьшение числа часто болеющих детей, создание условий подготовки ребенка к школе, к успешному преодолению нагрузок, меньшей утомляемости.

Я считаю, что применение средств туризма в основных формах организации физического воспитания дошкольников способствует более эффективному развитию физических качеств, усвоению знаний в области физической культуры, природы, правил поведения в природе, по сравнению с детьми, занимающимися по традиционной программе. Занятия туризмом имеют много преимуществ: туризм, как средство физического воспитания, позволяет круглогодично разнообразить двигательную деятельность детей и в полной мере использовать циклические движения на свежем воздухе, которые стимулируют развитие общей выносливости и способствуют повышению уровня развития основных физических качеств ребенка. Элементарный туризм обладает познавательным потенциалом и может способствовать более эффективному и качественному усвоению знаний в соответствии с программными требованиями, а также развивать познавательные способности детей.

По итогам мониторинга использования данной методики, отмечаю : снижение количества простудных заболеваний; повышение уровня двигательной активности; снижение утомляемости; улучшение качества знаний теоретической подготовки; улучшение качественных показателей физического развития детей (скорость, сила, выносливость, ловкость); улучшение качественных показателей технической подготовки; формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств (выдержка, смелость, взаимопомощь). Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии туризма на всесторонние развития детей нашего учреждения, т ак как в нашем детском саду созданы все условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей. И, занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.

Список литературы.

2. : Метод. реком. - М.: ЦДЮТ РФ, 1992.

3. Бочарова Н.И. Туристские прогулки в детском саду. – М., 2004г. Бурашникова А. В

6. Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 1998.

Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остра. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последние десять лет число здоровых дошкольников уменьшилось в несколько раз и составляет 5-7%; среди контингента детей, поступающих в школу: 25% имеют хронические заболевания, свыше 60% функциональные отклонения и физиологическую незрелость. (Вестник образования России №24, 2004, с. 33).

Физическое развитие ребенка - неотъемлемая составляющая любых комплексных образовательных программ в дошкольном учреждении. Почему же здоровье дошкольника вызывает тревогу у медицинских и педагогических работников? В докладе Государственного Совета РФ от 24.03.2006 г. "О развитии образования в Российской Федерации" говорится, что за последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи. Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость. Именно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья детей на основе тесного взаимодействия врачей, педагогов, родителей.

Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. Родители редко покупают детям игрушки двигатели, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Родители ссылаются на большую занятость, многие отцы семейства вынуждены работать на 2-3 работах, однако и при такой сверх занятости родителей, при грамотном построении работы можно заинтересовать их проблемой физического воспитания дошкольника.

С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщению детей к здоровому стилю жизни в нашем детском саду был проведен анкетный опрос с участием 170 респондентов. Результаты анкеты показали, что постоянно занимаются спортом 7% родителей, 6 % водят детей старшего дошкольного возраста в спортивные секции, цирковую студию, 14% принимают участие в днях Здоровья, которые проводятся 1 раз в квартал одним из подразделений АвтоВАЗа.

Поэтому назрела необходимость в планировании совместной работы детского сада и семьи по физическому развитию дошкольника и расширению знаний родителей о здоровом образе жизни семьи. Была составлена программа сотрудничества ДОУ и семьи "Здоровый ребенок", в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по ДЕТСКОМУ ТУРИЗМУ "Гора Здоровья", который предусматривает проведение работы не только с семьями воспитанников нашего ДОУ, но и привлечение неорганизованных детей и их родителей.

По данным экологического отдела г. Тольятти с каждым годом отмечается снижение культуры поведения тольяттинцев в лесных массивах. Наше желание – привлечь жителей города к решению проблемы: активный отдых с детьми в чистом лесу, заинтересовать родителей детским туризмом (проведение пеших походов в пригородном лесном массиве с проведением привалов, на которых ребенка обучают навыкам установки палатки, безопасным приемам разведения костра - для ребенка и леса, экологическому поведению - не вредить лесу и его обитателям - растительному и животному миру).

Актуальность проекта заключается в следующем:

  • ребенку с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры,
  • взрослые повышают свой уровень педагогической и общечеловеческой культуры,
  • родители проводят большее количество времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений, повышению ответственности за сохранение природы.

В нашем городе спортивные секции туризмом с дошкольниками не занимаются, поэтому реализация данного проекта будет интересна для социума. Центр детского и юношеского туризма с 2006 курирует данный проект, оказывая консультативную и практическую поддержку.

Общие цели и задачи проекта:

Цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни.

Задача 1: заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного пешего туризма. Задача 2: расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника, научить проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.

Задача 3: формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

Задача 4: воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей. Деятельность в рамках проекта:При планировании мероприятия учитывали комплекс условий и средств, которые уже созданы в детском саду и то, что еще нужно приобрести для реализации данного проекта.

Поставленные задачи будут решаться поэтапно:

1 этап: рекламная акция по презентации проекта и создание материальной базы;

2 этап: реализация совместного проекта детского сада и семьи по детскому туризму "Гора Здоровья";

3 этап: рефлексия деятельности взрослых и детей (отзывы Центра детского и юношеского туризма г.Тольятти, родителей, анкеты, педагогическая диагностика дошкольников), анализ полученных данных .

Отбор участников проекта будет осуществляться через проведение групповых родительских собраний в детских садах № 66, 67, 82, 64, № 73 реабилитационный центр "Дельфин", Общественный Совет 2-го квартала и информационные стенды для жителей микрорайона Наша задача объяснить родителям, что в дошкольном возрасте происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность детей, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях, поэтому личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребенка в стремлении вести здоровый образ жизни.

Результаты проекта:

результаты рекламной акции:

  • познакомятся с информационными листами о совместном проекте семьи и детского сада № 67 "Гора Здоровья" - 1000 человек
  • прочитают газету "Семейный поход" – 1000 человек.

результаты деятельности:

  • познакомятся с опытом семейного воспитания по теме "Путешествуем семьей" - 100-150 семей;
  • увидят видеофильм "Идем в поход" (подгрупповой способ просмотра в детском саду, семейные просмотры дома) - 400-600 человек
  • познакомятся с методической литературой о туризме, содержанием работы Центра детского и юношеского туризма, туристическими маршрутами разной категории сложности - 600-700 человек;
  • посетят семинар "Оздоровительный семейный досуг"- 150-200 человек,
  • примут участие в работе кружка "Юный турист" – 150-300 человек.
  • примут участие в Дне сотрудничества – 150-200 человек
  • примут участие в соревнованиях "Веселый привал (с элементами туризма)" 150-200 человек,
  • примут участие в спортивном празднике "Невероятные приключения на горе Здоровья" 5 дошкольных учреждений и команда жителей (неорганизованные дети), 120 участников и 300 болельщиков.
  • поедут в семейный поход в пригородный лес 100-120 семей

Таким образом, проект повышает активную социальную позицию родителей, вовлекает их в работу детского сада, обобщает знания родителей о здоровом образе жизни; формирует доверие к работникам детского сада, дает возможность родителям получить подробную консультацию на тему "Детский туризм", для семьи создаются благоприятные условия для личностного самовыражения.7. Мониторинг и общие цели и задачи проекта:

Цель: объединение усилий детей, родителей, педагогов на пути к здоровому образу жизни.

Задача 1: заинтересовать родителей детским туризмом, как средством совместного здорового семейного отдыха, дать простейшие навыки безопасного туризма.

Задача 2: расширить педагогические знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольника, научить проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребенком.

Задача 3: формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

Задача 4: воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру, повышая экологическую культуру родителей и детей.

Задача 5: воспитывать у детей гордость за успехи своих родителей.

Актуальность проекта заключается в следующем:

  • ребенку с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры,
  • взрослые повышают свой уровень педагогической и общечеловеческой культуры,
  • родители проводят большее количество времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений, повышению ответственности за сохранение природы.

В нашем городе спортивные секции туризмом с дошкольниками не занимаются, поэтому реализация данного проекта будет интересна для социума. Центр детского и юношеского туризма согласен курировать данный проект, оказывая консультативную и практическую поддержку.

Проблема, на решение которой направлен проект: Актуальность проблемы физического развития и сохранения здоровья детей, как никогда остра. Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за последние десять лет число здоровых дошкольников уменьшилось в несколько раз и составляет 5-7%; среди контингента детей, поступающих в школу: 25% имеют хронические заболевания, свыше 60% функциональные отклонения и физиологическую незрелость. (Вестник образования России №24, 2004, с. 33).

Физическое развитие ребенка - неотъемлемая составляющая любых комплексных образовательных программ в дошкольном учреждении. Почему же здоровье дошкольника вызывает тревогу у медицинских и педагогических работников? В докладе Государственного Совета РФ от 24.03.2006 г. "О развитии образования в Российской Федерации" говорится, что за последние десять лет в стране сложилась устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи.

Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость. Именно в детском саду должна проводиться работа по укреплению здоровья детей на основе тесного взаимодействия врачей, педагогов, родителей. Одной из причин медленного улучшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей. Нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни, дети много времени проводят у телевизора, компьютера, потребность в движении удовлетворяется не полностью. Родители редко покупают детям игрушки двигатели, в современных квартирах не находится места спортивным уголкам. Опыт работы показал, что ребенок показывает более высокое физическое развитие, если семья ведет здоровый образ жизни. Родители ссылаются на большую занятость, многие отцы семейства вынуждены работать на 2-3 работах, однако и при такой сверх занятости родителей, при грамотном построении работы можно заинтересовать их проблемой физического воспитания дошкольника.

С целью выявления роли родителей в формировании здоровья и приобщению детей к здоровому стилю жизни в нашем детском саду был проведен анкетный опрос с участием 170 респондентов. Результаты анкеты показали, что постоянно занимаются спортом 7% родителей, 6 % водят детей старшего дошкольного возраста в спортивные секции, цирковую студию, 14% принимают участие в днях Здоровья, которые проводятся 1 раз в квартал одним из подразделений АвтоВАЗа.

Поэтому назрела необходимость в планировании совместной работы детского сада и семьи по физическому развитию дошкольника и расширению знаний родителей о здоровом образе жизни семьи. Была составлена программа сотрудничества ДОУ и семьи "Здоровый ребенок", в которую составной частью вошел совместный проект детского сада и семьи по ДЕТСКОМУ ТУРИЗМУ "Гора Здоровья". Наша задача объяснить родителям, что в дошкольном возрасте происходит становление ценностей здорового образа жизни, совершенствуется двигательная активность детей, развиваются представления о своем теле и своих физических возможностях, поэтому личный пример родителей будет самым главным стимулом для ребенка в стремлении вести здоровый образ жизни.

Элементарный туризм в дошкольном образовательном учреждении как средство формирования навыков здорового образа жизни

Организация работы по туристическому образованию в дошкольном учреждении рассчитана на дошкольников от 5 до 7 лет. Для каждой возрастной группы педагогом разработана своя программа мероприятий, в которой прослеживается преемственность. Содержание работы по элементарному туризму предусматривает в каждой возрастной группе свои цели и задачи, формирование эколого-туристских умений, предполагается обогащение знаний у дошкольников на основе базовых знаний для формирования полноценной развитой личности каждого ребенка.
При проведении учебных занятий педагог использует средства туризма познавательного и двигательного характера, физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, а также активизации их самостоятельной деятельности. Используются различные формы организации деятельности дошкольников.
Программный материал по элементарному туризму реализуется в трех организационных формах: учебной, физкультурно-оздоровительной и активном отдыхе.
В основе учебной работы по элементарному туризму лежит система взаимосвязанных познавательных (беседы, дидактические игры, конкурсные задания) и физкультурных мероприятий, объединённых одной сюжетной линией, проводимых на протяжении всего учебного года.
Физкультурно-оздоровительная работа: двигательный и познавательный материал закрепляется и совершенствуется на утренних и дневных прогулках с помощью подвижных игр поискового характера, физических упражнений с туристской направленностью.
Активный отдых. Туристские прогулки и экскурсии осуществляются с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, ин¬дивидуальных показателей и рекомендаций врача. К туристским прогулкам допускаются все желающие дети, отнесённые к основной группе здоровья.
1 раз в месяц во время дневной прогулки организуются туристские экскурсии и прогулки за территорию детского сада, практические мероприятия на местности (тренировки); туристические походы – 3 - 4 раза в год, продолжительностью 1,5 - 2 часа в зависимости от сезона (в каникулярный период).
В конце учебного года проводится туристический праздник, а в течение года тематические мероприятия – День туриста, День рыбака, День эколога, День воды.

Читайте также: