Туризм как феномен культуры и объект профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержимое работы - 1 файл

Туризм как социокультурное явление.docx

Туризм как социокультурное явление

Туризм – социальная деятельность, которая носит целенаправленный, целеполагающий характер, детерминированная потребностями людей в цивильном использовании досуга (свободного времени) на основе приобретения ими туристических услуг. Как любая форма деятельности туризм включает в себя разделение и кооперацию, обмен деятельностью, основана на общении и официально признается законом. Ее возникновение связано с потребностями людей в получении определенных жизненных благ (отдых, просвещение, культурное обогащение, лечение, спорт). Если принять во внимание положения А. Маслоу о дефицитарных и бытийственных потребностях, то можно утверждать, что возникновение туризма в культуре общества и его развитие обусловлено дефицитарными потребностями, так как данная деятельность способна поддерживать факт биологической и социальной жизни людей, продлевая здоровье и долголетие человека.

Содержание туризм как социокультурного явления раскрывается в различных аспектах, каждый из которых характеризует определенную сторону этой деятельности, а в целом они позволяют понять ее сущностью. Гносеологический аспект проявляется в том, что туризм направлен на получение определенной информации и знаний, с одной стороны; с другой – гносеологический аспект можно определить как предпосылку успеха туризма. Эта деятельность требует от субъекта определенных знаний, в частности о регионе, его географии, природно-климатических особенностях, а также знаний по ведению туристической деятельности. Эти знания системы и неотделимы от самой деятельности.

Праксиологический аспект туризма выражается в том, что благодаря этой деятельности человек развивается как личность, культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал. В тоже время туризм как деятельность способен изменить социальную и природную среду. Туристы нередко нарушают спокойное течение жизни людей и их социальный уклад, а местные органы самоуправления вынуждены расходовать больше средств на строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог, необходимых для обслуживания большого числа гостей и т.д.

Аксиологический аспект туризма проявляется, во-первых, в ценностном сознании ее субъектов, то есть системе установок, взглядов, идей, предпочтений, выработанных в их культуре. Во-вторых, сама туристическая деятельность представляет собой социокультурную ценность и, в-третьих, ценностным является продукт туристической деятельности.

Роль, место и значение туризма в жизни культуры и общества определяются его основными функциями:

1) удовлетворением потребностей в самоактуализации;

2) познавательной, через данную деятельность открываются возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;

3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением границ общения;

4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с возможностью усвоения социальных и культурных норм;

5) мотивационной, то есть данная деятельность способна сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы поведения, и даже стиль жизни.

Туризм является неотъемлемой частью культуры. Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов. Туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т. д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п. При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности.

Туризм является одной из преуспевающих отраслей малого и среднего бизнеса России. Несмотря на сезонность такого вида услуг, количество туристических фирм в нашей стране постоянно увеличивается, сейчас их примерно 6-8 тысяч. Без специальной подготовки работать в туристическом бизнесе невозможно, поэтому спрос на высококвалифицированных специалистов очень высок.Туризм занимает видное место в подготовке работников туристской сферы деятельности. Объектами его профессиональной деятельности являются туристские ресурсы, туристская индустрия и организационно-управленческие услуги. Основные виды деятельности специалиста по туристским услугам:организационно-управленческая – принятие управленческих решений по оказанию туристских услуг, планирование туристской деятельности, документационное обеспечение сферы туристских услуг; сервисная – организация сервисной деятельности; разработка проекта оказания туристских услуг; обеспечение необходимого качества туристских услуг;В функции специалиста по туристским услугам, работающего в компаниях-туроператорах, входит разработка маршрутов, составление экскурсионных программ и планов развлекательных мероприятий; бронирование мест в гостиницах, выкуп билетов на регулярные авиарейсы и организация чартерных рейсов; ведение переговоров с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами; участие в проведении рекламных кампаний;Туристская сфера деятельности отличается от других сфер профессиональной деятельности тем, что ее направления столь разнообразны и разноплановы, что представляют собой широкое поле для приложения самых различных способностей и интересов. Деятельность в сфере туризма как никакая другая позволяет раскрыть будущему специалисту свой творческий потенциал.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


Рассматриваются основные аспекты культуры, важность культурного наследия, культурные аспекты воздействия туризма и культуры.

Ключевые слова: культура, туризм.

В современном мире набирающий обороты туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики.Культура является важнейшей основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народов. Цель развития культуры состоит в обеспечении благосостояния и удовлетворении потребностей общества и каждого человека. Это означает, что каждый человек, каждый народ обладает правом получать информацию, приобретать знания и передавать свой опыт.

Схожесть путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию: в течение последних сорока лет в большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма. Культура и туризм составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Самосознание и знание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей — все это немыслимо без получения знаний культурного характера дома, на работе и во время путешествий.

Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества — совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п., а также нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.

Конвенция (1972 г.) по охране мирового природного и культурного достояния отмечала лишь его материальные или физические аспекты [1]. ВТО рекомендовала государствам — членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться как ее принципами, так и принципами Хартии культурного туризма, принятой на Международном семинаре по туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам [2]. Принимая во внимание, что решение вопросов, связанных с охраной природы и культурного наследия, требует значительных финансовых ресурсов, мнения соответствующих организаций по вопросу о том, кто должен отвечать за это направление деятельности, часто не совпадают. В этой связи было бы целесообразно поднять вопрос о классификации, основным критерием которой должно быть положение о том, что потребитель должен оплачивать расходы по содержанию.

На основе этого принципа можно предложить следующую классификацию:

 достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т. п.)

 достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);

 достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

Культурные аспекты воздействия туризма — это то влияние, которое туризм оказывает на материальную и духовную сферы деятельности человека и прежде всего на его систему ценностей, знания и общественное поведение.

Исходя из анализа туристской политики государств, исследований Всемирной Туристской Организации (ВТО) и специализированных международных организаций по туризму, туризм понимается как деятельность, непосредственно влияющая на социальную, культурную и экономическую жизнь государства.

Следует отметить, что в отличие от разносторонних экономических и политических отношений, сотрудничество в сфере туризма долгое время не получало широкого и целенаправленного охвата. До обретения Казахстаном независимости туризм, как и все другие отрасли экономики, был жестко регламентирован центром в Москве. Основными регионами туристской деятельности в СССР были Кавказ, Крым, Прибалтика, исторические центры России и Средней Азии. В то же время историческая значимость цело­го ряда архитектурных, археологических, культурных памятников и природных достопримечательностей Казахстана фактически не была известна и оставалась невостребованной.

В последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей, источник сохранения наследия. В современном мире происходит возрастание взаимозависимости культуры и туризма, растут возможности поддержки культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры.

В районах, где наблюдается активная и разнообразная социально-культурная деятельность, где туризм носит традиционный характер и где количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, практически не отмечается особого культурного воздействия туризма. Вместе с тем в ряде промышленно развитых районов рост туризма может повлечь за собой значительные перемены в социальной структуре, а также в окружающей среде и местной культурной жизни.

Это явление заложило основы изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактами между культурами. Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Контакт между ними вызывает культурный шок, который усугубляется еще и тем обстоятельством, что он происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает. К тому же подобные контакты носят временный характер и происходят обычно в рамках взаимоотношений между покупателем и продавцом.

Общее воздействие туризма, однако, носит более сложный характер и может быть как положительным, так и отрицательным. Наиболее известные положительные аспекты воздействия туризма:

 создание рабочих мест;

 увеличение доходов, что приводит к повышению уровня жизни;

 обеспечение более активной роли для женщин и молодежи в сфере услуг, вызывающее перестройку социальной структуры на современных началах;

 расширение масштабов производства кустарных изделий и прежде всего сувениров.

Сооружение средств туристского размещения положительно сказывается на состоянии конъюнктуры в строительстве. Расширяется и модернизируется местная инфраструктура (обеспечение питьевой водой, строительство дорог, новых школ и т. д.). Развитие туризма благотворно сказывается на возрождении народных промыслов, традиций и фольклора. Это, в свою очередь, приводит к оживлению местной культурной жизни, вызывает интерес к историческим памятникам, обычаям и местным традициям, тем самым внося вклад в защиту и правильное использование природного и культурного достояния.

Развитие туризма вызывает также и отрицательные последствия прежде всего в том случае, если оно происходит без предварительной подготовки, спонтанно или никаким образом не контролируется. В таких обстоятельствах местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям. Отрицательные последствия также носят разнообразный характер:

 спекуляция земельными участками;

 загрязнение окружающей среды;

 превращение искусства и традиций в предмет купли-продажи и т. д.

Для развивающихся районов разработка туристских ресурсов является непростым делом. Опыт учит, что чем выше уровень развития региона, крупномасштабней и разнообразней другие направления его экономики, тем больше вероятность того, что развитие туризма будет носить положительный характер. Вот почему можно сделать заключение о том, что не туризм способствует развитию региона, а само развитие способствует расширению туристской деятельности.

В соответствии с другой точкой зрения туризм лишь играет роль катализатора, которое обусловлено индустриализацией, урбанизацией, а также воздействием СМИ.

Если развитие туризма осуществляется широко и социально мыслящими руководителями, операторами, то он может обеспечить широкий контекст развития территории, способствовать реализации антикризисных программ, помогая наполнению бюджетов всех уровней, повышению покупательной способности населения, подъему экономики в целом. Туризм способствует улучшению межкультурного взаимодействия, вносит вклад в формирование социального согласия. Туризм оживляет работу культурных институтов, активизирует фестивальную жизнь и развитие локального искусства, он — гарант наполняемости выставок, музеев, театров, концертных залов, фестивалей.

Развитие туризма может уменьшить бедность, обеспечить занятость населения, в том числе на основе традиционных занятий, возродить центры городов, сохранив их уникальный облик, — важнейший аспект идентичности и ощущения исторических корней. Туризм вносит свой вклад в развитие транспортных коммуникаций, курортов, строительство отелей, оживление промышленности и сбыта местной сельхозпродукции.

Росту доходов от туризма способствует деятельность в тех сферах, которые связаны с производством и продажей разнообразных информационных продуктов об исторических и культурных достопримечательностях, шедеврах архитектуры, искусства, художниках и пр.

Увеличение числа туристов посещающих то или иное историко-культурное место и денежных сумм, которые они там тратят, всегда желательно, так как увеличивается поток прибыли, необходимый чтобы поддерживать памятники культуры в нужном состоянии. Тем не менее интенсивность потока туристов необходимо регулировать для обеспечения сохранности памятника и ландшафта. Осуществлять управлении потоками туристов достаточно сложно, но возможно и необходимо. Это зависит не только от предоставляемой туристам информации и учета их интересов, а также от стратегии развития региона или исторического города, от координации действий туристических организаций и городских служб, партнерства всех заинтересованных в развитии туризма органов, а также жителей.

Выше была подчеркнута ведущая роль ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, а также на разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и ЮНЕСКО в их деятельности.

Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является первейшим условием успешного осуществления их деятельности. В целях обеспечения действенного характера подобного сотрудничества необходимо, чтобы культурные и туристские организации информировали друг друга об основных направлениях своей работы.

Создание новых форм культурного туризма является неотъемлемой частью процесса постепенного утверждения новой концепции культуры и туризма в рамках общего процесса развития, в котором человеку отводится центральное место. Это обусловливает необходимость трансформирования старых форм туризма по мере того, как его роль в жизни современного общества становится все более значительной.

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся сегментов международной торговли услугами. При этом рост туризма часто происходит за счет появления новых посещаемых территорий, поскольку традиционные районы мирового туристского рынка уже практически достигли предела рекреационной емкости.

Путешествия и туризм стали сегодня одной из самых значительных индустрий в мире. В России доходы от туризма пока низки, он функционирует как замкнутая система: деньги из индустрии туризма не возвращаются в культуру, более того эта высокодоходная сфера порой выпадает из-под контроля государственных органов. В то же время при нормальном положении вещей туризм мог бы быть неотъемлемой частью программ развития культуры. С помощью туризма возможно выполнение сложных задач по выполнению проектов возрождения и сохранения культурного наследия, реставрации памятников культуры. Феномен рынка — туризм является рычагом самофинансирования наследия, источником инвестиций в его сохранение, стимулирует поддержание культурных, этнических, религиозных традиций, ремесел и промыслов.

Россия располагает огромными возможностями партнерства культуры и туризма. Опережающее развитие этих сфер может в значительной степени способствовать разработке федеральных, межрегиональных, территориальных программ, оказать воздействие на характер сотрудничества стран СНГ, международное сотрудничество в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): туризм, местное население, развитие туризма, культура, культурное наследие, окружающая среда, том, турист, культурное достояние, культурный туризм.

Читайте также: