Почему в школе девочки больше мальчиков

Обновлено: 05.07.2024

почему девочки обычно превосходят мальчиков в успеваемости в школе и в вузе, в то время как подавляющее большинство ученых, экономистов, политиков и прочих специалистов мужчины?
связано ли это с гендерной несправедливостью или женщины просто не интересуются предметами своего изучения в школе/вузе, просто зубрят их чтобы забыть и выйти замуж за успешного человека?
каково ваше мнение?

Девочки, действительно, обычно превосходят мальчиков в успеваемости в школе и в вузе. В ранней юности многие из них мечтают о карьере, но так уж устроена женская природа, что с появлением семьи, а особенно детей, на первом плане у женщин оказываются дела семейные, дети, тогда как редко какой мужчина откажется от карьеры ради близких ему людей, наоборот, он будет стараться подниматься по карьерной лестнице всё выше и выше, мотивируя это заботой о семье. А настоящая женщина, если таковой окажется его жена, будет всеми силами содействовать этому продвижению, создавая мужу домашний уют, решая многие его проблемы (среди моих знакомых, например, много семейных пар, в которых муж получил высшее образование только потому, что жена делала за него контрольные работы, писала курсовые и дипломные и пр.) .

Женщины интересуются многим, а мечтают выйти замуж непременно за успешного человека единицы из них. В большинстве своём именно женщина делает мужчину успешным. То есть карьера мужчины напрямую зависит от того, на какой женщине он женился.

Классический пример – роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин", размышления поэта о том, какой удел мог бы ожидать Ленского, если бы не дуэль с Онегиным.



Дуэль Онегина с Лнским. РисунокИ. Репина. 1899 год

Пушкин рисует два возможных пути:

XXXVII
Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX
А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
(ГЛАВА ШЕСТАЯ)

Естественно, что рядом с такой женой, как Ольга Ларина, Ленскому была бы уготована судьба обычного обывателя, а не великого поэта.

С юных лет ребёнок начинает познавать мир и учиться жить в нем. В этом плане смело можно утверждать, что любопытство – главный двигатель прогресса. Родители привыкли к вечной любознательности маленьких почемучек: почему небо синее, почему идет дождь, почему люди видят сны? Все это нормально и свидетельствует о закономерном развитии ребёнка. Мальчики и девочки задаются тысячей вопросов и непременно хотят получить исчерпывающие ответы. Но как только ребёнок начинает учиться в школе, родители отмечают новую тенденцию. Девочки не теряют интереса к знаниям, прилежно учатся и высоко ценят собственную успеваемость. В то же время мальчики вдруг оказываются увлечены куда более животрепещущими вопросами: что это за птица села на забор или что будет, если бросить камень в окно? О чем свидетельствует такая закономерность?

кто умнее мальчики или девочки

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Сама по себе разница в развитии полушарий не столь принципиальна. Гораздо большее значение имеет тот факт, что у девочек лучше сформировано мозолистое тело – оно на 20 % больше, чем у мальчиков. А это тело, представляющее собой ветвистый пучок нервов, соединяет полушария головного мозга.

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

Учёные уже давно доказали, что в среднем девочки действительно учатся лучше мальчиков. Причина – в мозге, причем в буквальном смысле. Согласно исследованиям, женский мозг достигает зрелости гораздо раньше, чем мужской. Для девочек вообще характерно более быстрое созревание – как умственное, так и физическое. В 12-13 лет многие девочки уже выглядят вполне сформировавшимися девушками и довольно серьёзно смотрят на мир, в то время как их сверстники-мальчики все еще остаются детьми. Они игривые, гиперактивные и не настроены на решение взрослых вопросов.

Кроме того, учёные установили, что при решении определенной задачи у девочек активизируются различные участки головного мозга. У мальчишек же, как правило, максимально задействованным оказывается один.

Выводы очевидны: девочкам гораздо легче схватывать новую информацию и сразу приступать к ее обработке и использованию. Добавьте к этому большую усидчивость, любовь к чтению и прилежность – и вы поймёте, почему в основном девочки лучше учатся и получают более высокие оценки.

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

В старшей школе парни обычно вырываются вперед, стараются учиться лучше. Всё потому, что теперь их развитые качества (скорость реакции, развитое пространственное мышление) становятся востребованными в алгебре, физике, геометрии.

В целом, существующие условия школьного обучения более удобны именно для девочек. Их не стесняют стены, они не отвлекаются на баталии, разворачивающиеся прямо за школьным окном, им гораздо проще запоминать учебный материал. Тем не менее, в старшей школе парни полностью догоняют, а то и перегоняют девушек в развитии.

Невозможно точно сказать, кто умнее: мальчики или девочки. Конечно же, уровень успеваемости много в чем зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Есть мальчики, которым настолько интересно учиться, что никакие птицы за окном не заставят их оторваться от учебника, и девочки, которым не очень нравится зубрить школьную программу.

Многие родители и педагоги понимают эту закономерность на интуитивном уровне. Тем не менее, в нашем обществе распространены всевозможные мифы, согласно которым одни предметы легче даются девочкам, а другие – мальчикам. Некоторые из них соответствуют реальному положению вещей, другие же очень далеки от правды. Ниже приведен разбор самых распространенных мнений о гендерных различиях в склонности к обучению и успеваемости. Проверьте себя, может, вы до сих пор верите в давно разоблаченные факты и думаете, почему девочки умнее мальчиков.

ДЕВОЧКИ VS МАЛЬЧИКИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

  1. Девочки лучше решают тесты и задачки на время.

Совсем нет. Согласно исследованиям, мужчины тяготеют к дедукции, а женщины – к индукции. Проще говоря, мальчик усваивает некий общий принцип и на его основании анализирует частные случаи, а девочка лучше понимает конкретные примеры, которые потом применяет к общим случаям. Тесты и задачи с ограниченным временем для решения относятся как раз к дедуктивному методу познания. Видя множество вариантов, мальчик быстро делает выбор, исходя из усвоенного общего принципа. Девочка же немного теряется, ведь ей недостает тех самых конкретных примеров.

Поначалу в это сложно поверить, но нет. Как мы помним, именно у девочек лучше развито левое полушарие. Но это еще не всё – женщинам нужны не только конкретные, но и наглядные примеры. Другими словами, чтобы оперировать тем или иным предметом, им нужно его увидеть, потрогать и изучить. А мужчины отлично справляются с умозрительными задачами – им легче представить предмет, его характеристики и реакции на определённые воздействия.

Опять мимо. В большинстве случаев девочки используют простую обиходную речь. А вот мальчики придумывают собственные словесные шифры или даже секретные языки.

Далеко не всегда. Мы же помним: левое полушарие – логика, рациональное мышление. К слову, согласно недавнему исследованию американских ученых, девочки знают математику на 70 % лучше, чем мальчики. Впрочем, как и большинство других школьных предметов.

К сожалению, нет. Девочки более внимательно слушают учителя и запоминают то, что он рассказал на уроке. Никто не винит мальчиков в глупости – просто они чаще отвлекаются и большинство информации вылетает из левого уха, не успев задержаться в правом.

Тут не поспоришь. Мужчины лучше воспринимают символы, да и графический материал вообще. Может, поэтому среди инженеров и программистов больше представителей сильного пола?

И снова да. Девочки вполне хорошо чувствуют себя в замкнутом пространстве – недостаток свободной площади практически не сказывается на их внимании и концентрации. Мальчики же вскоре ощущают скуку и уныние – им гораздо меньше нравится сидеть в школьном классе.

Так почему же среди учёных женщин меньше, чем мужчин? Здесь нужно принимать в расчет гендерные стереотипы и шаблоны поведения, активно поддерживающиеся в нашем обществе. Большинство женщин выбирают семью вместо карьеры и поддержание домашнего уюта вместо научной деятельности. Тем не менее, особенности женского мозга дают массу преимуществ в плане социального продвижения. И счастливы те женщины, которые сумели гармонично соединить свои умственные способности, личные интересы и привычные установки.

Они перехватили инициативу в школе, институте и на работе. Почему девочкам легче получать образование и чем это угрожает их личной жизни? Вопрос к экспертам.

Мальчики меньше занимаются и меньше читают

Впрочем, из отчета ОЭСР ясно, что ситуация не так драматична. Преимущество девочек проявляется не везде: в математике, например, пятнадцатилетние мальчики обгоняют своих сверстниц — разрыв соответствует трем дополнительным месяцам обучения. В естественных науках оба пола в целом равны, однако по литературе во всех 64 странах, где проводилось тестирование, девочки вырвались вперед и обгоняют мальчиков примерно на год обучения.

Такие результаты тестирования — прямое следствие разницы в мужском и женском отношении к образованию. Ученицы в среднем тратят на домашние задания по пять с половиной часов в неделю, ученики — на час меньше. Три четверти девочек любят читать, среди юношей таких чуть больше половины. Время, проводимое за чтением, год от года сокращается для обоих полов, но мальчики отказываются от книг быстрее.

Выясняется, что среднестатистический мальчик — куда худший ученик, чем среднестатистическая девочка. Так говорит статистика, и таково общее мнение. Но не нужно делать неверные выводы.

Гендерный перевес

Именно умение читать и понимать прочитанное, которым на выходе из средней школы девушки владеют значительно лучше, оказывается ключевым для дальнейшего обучения, как в старших классах, так и в университете. Во многом из-за этого соотношение поступающих в университеты изменилось: в 1986 году 54% абитуриентов составляли мужчины, сейчас большинство (56%) — женщины.

Тот же фактор чтения во многом объясняет, почему юноши в среднем учатся хуже девушек и чаще бросают, не закончив, высшее образование. Такой вариант был приемлем век назад, когда на рынке труда было много хорошо оплачиваемой мужской работы, не требующей высшего образования, но те времена давно закончились, и что теперь делать с растущим числом недообразованных молодых мужчин?

Торжество феминизма?

Существует точка зрения, согласно которой женщины уже обошли мужчин не только в образовании, но и в политике и в социальной иерархии. Но сложившаяся ситуация, радующая феминисток сейчас, может огорчить женское население в будущем: если в прошлом женщины чаще всего выходили замуж за мужчин своего или более высокого социального круга, то через некоторое время образованных, хорошо обеспеченных мужчин перестанет хватать на всех желающих.

Женщины по-прежнему значительно проигрывают мужчинам по двум важным параметрам: они зарабатывают в среднем на 25% меньше мужчин, а их число среди управляющих высшего звена не превышает одной трети.

В современном мире особенно ценится работа в неурочные часы, доступность по телефону 24/7, готовность быстро менять место работы — качества, традиционно в большей степени присущие мужчинам. Выдержит этот мужской бастион или падет, как и все предыдущие, остается только гадать.


Девочки в средней школе учатся лучше мальчиков в подавляющем большинстве стран мира. Образовательные успехи девочек не зависят от равенства полов, уровня экономического и социального развития (и равенства в обществе в целом). К такому выводу пришли американские ученые, собрав данные по успеваемости полутора миллионов 15-летних школьников 74 стран мира. Исследование представлено в журнале Intelligence, а коротко о нем сообщается в пресс-релизе Университета Миссури.

Ученые работали с информацией ООН, а также Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, собранной с 2000 по 2010 год. В отличие от большинства подобных исследований, посвященных лишь математике (где мальчики показывают сравнимые с девочками результаты), ученые взяли различные предметы: чтение, математику, естественные науки (физику, химию, биологию).

Оказалось, что в 70 процентах обследованных стран (регионов) девочки учатся лучше мальчиков. Исключением стали три региона: Колумбия, Коста-Рика и индийский штат Химачал Прадеш. О причинах попадания в список именно этих территорий ученые не знают (общего у них только то, что там выращивают кофе).

Интеллект по наследству Как гены и среда влияют на уровень интеллекта

В развитых странах (Великобритании, США и некоторых других) разрыв в успеваемости у обоих полов сокращается до минимума. А больше всего девочки-школьницы обходят мальчиков в государствах, известных жестким неравенством полов: Катаре, Иордании, ОАЭ.

Полученные выводы заставили ученых поставить вопрос: если по окончании средней школы девочки учатся лучше, почему они столь слабо представлены в политике, бизнесе и науке? Хотя в развивающихся странах это сильно связано с экономическими и социальными факторами, то в более богатых регионах планеты существуют еще и внутренние причины. Дело в том, что среди отличников в Европе, США и Японии мальчиков столько же, сколько и девочек (а иногда и больше). Таким образом, именно из этой когорты отличников, возможно, и рекрутируется будущая деловая, политическая и научная элита.

Читайте также: