Туристско краеведческая деятельность в школе

Обновлено: 03.07.2024

I. История туризма и особенности самодеятельного туризма.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природу. Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.
В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.
По характеру организации туризм делится на плановый и самодеятельный. Плановые совершаются по заранее разработанному и подготовленному какой-то организацией маршруту, с предоставлением всевозможных услуг и размещением на специальных базах и гостиницах. Этим видом туризма занимаются специальные туристические организации. В своей практике я использую самодеятельный туризм, поэтому больше остановлюсь на этом виде туризма.
Организация самодеятельного туризма строится в основном на принципах самообеспечения и самообслуживания, т.е. в самодеятельных путешествиях туристы находятся на полном самообслуживании, сами решают все вопросы, связанные с выбором маршрута, обеспечением снаряжением
разработкой графика движений. Это не значит. что самодеятельный турист полностью бесконтролен. Он вполне организован, действует по разработанному маршруту и графику движения, включает в себя различные соревнования, краеведческую работу. Самодеятельный туризм способствует оздоровлению организма, имеет большую познавательную ценность, активно воздействует на всестороннее развитие личности и ее нравственных качеств, воспитывает чувство самоутверждения условиях борьбы с трудностями, со стихийными силами природы.

II. Туристско-краеведческая деятельность учащихся

Как учитель я использую в своей педагогической деятельности самодеятельный туризм как внеклассную форму занятий.
Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств, закрепить привычку регулярно тренироваться.
Взяв на вооружение туристско-краеведческую деятельность в своей работе с 1986 года, стараюсь соединять три основных блока: воспитательный, образовательный и оздоровительный.
Рассмотрим каждый блок отдельно.

2.1. Образовательный блок имеет познавательный характер.

2.2. Воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является самым важным и имеет несколько направлений.

2.3. И, наконец, самый любимый учащимися, оздоровительный блок туристской деятельности.

Оздоровительный блок включает в себя различные соревнования, спортивные игры, развивающие ловкость, быстроту, сноровку. В зависимости от способов передвижения содержание игр и соревнований меняется. Например, при лыжных походах во время игр и соревнований отрабатываем поведение в лавиноопасной зоне, подъемы, спуски, торможения, повороты, трапление лыжни, а при водных путешествиях учу технике работы веслами, плавания на байдарке, так как при путешествии на байдарке гребец должен соблюдать определенные правила. Во время привалов изучаем азы туриста: правила страховки при переправах и правила завязывания узлов. За время туристского похода ребята уже самостоятельно учатся к начальным приемам всех туристских навыков.

Заключение

Список литературы

1. Абухов А.Х. Туризм на новом этапе. М., Профиздат, 1983.
2. Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. М., Ф.и С., 1989.
3. Пасечный П.С. На туристкой тропе. М., Ф. и С., 1986.
4. Рогатин Б. В ногу со временем. М., Ф. и С., 1986.
5. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста М., Профиздат, 1985.

Для всестороннего развития обучающихся значение туристско-краеведческой деятельности велико.

Туризм - это специфический вид спортивной деятельности. В начальной школе (1-2 класс) эта деятельность может осуществляться только при дублирующей роли, участии родителей.

Эта деятельность открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. К чему и призывают нас требования новых стандартов образования, требования, выдвигаемые реальным течением событий.

Педагогическими принципами организации туристско-краеведческой деятельности учащихся начальных классов являются:

- постепенное расширение границ познания окружающего мира от семьи, школы, микрорайона (улицы, села), близлежащей зеленой зоны в туристических прогулках и экскурсиях до небольших походов, например, по микрорайону;

- последовательное ознакомление, позже обучение начальным туристским и краеведческим навыкам и умениям;

- непрерывное участие в туристско-краеведческой деятельности (беседы, встречи, экскурсии, игры, практические занятия и т.п.).

Краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход из различных ситуаций.

Туристско-краеведческая деятельность в школе является профилактикой бездуховности, эмоциональной бедности и различных правонарушений. Она решает проблему внеурочное (внеаудиторной) занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью. Ребенок, с самого детства, познавший красоту окружающего мира в коллективе друзей и единомышленников и укрепивший свое здоровье во время туристических походов, не будет вовлечен в сомнительные компании, будет уверенно смотреть в будущее.

Оценить 2107 2

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

ОРГАНИЗАЦИЯ

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ

(методические рекомендации)

Нолинск 2018

Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2018. – 46 с.

Составитель:

Учителю о школьном туризме

Туризм и краеведение в современном их понимании - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, фор­мирование ценных духовных качеств личности. Теория физического воспитания рассматривает туризм как одно из средств воспитывающего воздействия на подрастающее поколение наряду с физической культурой и спортом.

Обычно небольшая часть де­тей в школе, независимо от подхода к туризму администрации и учителей, проявляет осо­бый, повышенный интерес к туризму, и этот интерес школа не может оставить без внимания.

В школе должно быть два разных ту­ризма:

Оба эти туризма в школе сильно различаются между со­бой по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности, формам мероприятий и по контингенту де­тей.

Педагогический потенциал школьного ту­ризма, если иметь в виду весь комплекс его форм и видов, и, прежде всего, походы, очень велик. Но коэффици­ент полезного педагогического дейст­вия туризма зависит от под­хода к нему организаторов, от их умения и опыта, персональной концепции и профессиональной подготовки.

Из истории детского туризма

В России детский туризм возник в середине XIX в. и носил характер общеобразовательных экскурсий.

Еще до революции школьные программы рекомендовали для каждого класса разрабатывать планы и программы экскур­сий, которые следовало проводить в учебные часы. Для дальних экскурсий рекомендовалось выделить несколько полных учеб­ных дней в течение года.

Официально годом создания государственной системы дет­ско-юношеского туризма считается 1918 год, когда по предло­жению Н.К. Крупской было создано Центральное бюро школь­ных экскурсий.

С 1924/25 учебного года началось широкое внедрение краеведения в школьную практику. Государственным ученым советом были разработаны комплексные программы (в отличие от традиционных,предметных). Этими программами пытались устранить существенный недостаток старой школы - разрыв ме­жду учебными школьными предметами. Весь объем знаний, на­меченных к изучению в общеобразовательной школе, был пред­ставлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе. Ярким примером обучения детей по комплексным программам ГУСа являются групповые школьные тетради Дряз­гинской школы, которые хранятся в музее СОШ с. Октябрьское Усманского района.

В 1932 году Наркомпрос РСФСР принимает постановление, в котором отмечалось, что экскурсионно-туристская работа среди детей является одним из наиболее актуальных и необходимых приемов в деле макси­мального повышения качества работы школы, общеобразова­тельной и политехнической подготовки детей, ставилась задача каждой школе включить в учебный план минимум проведения местных экскурсий.

Дальнейшему развитию экскурсионно-ту­ристской работы с детьми помешала Великая Отечественная война. Перед детским туризмом встали задачи военно-физической подготовки школьни­ков, привития туристских навыков, имеющих оборонное значе­ние, вовлечения школьников в общественно полезную работу в помощь фронту.

К 1957 году во всех территориях России были созданы дет­ские экскурсионно-туристские станции, которые подняли туристско-краеведческую работу на новый, более высокий уровень.

туристско-краеведческой деятельности обучающихся

Концепция туристско-краеведческой деятельности была разработана ав­торским коллективом во главе с А.А. Остапцом-Свешниковым в 1986 году. [2, с.54]

Основные положения концепции:

освоение окружающего мира средствами туристско-крае­ведческой дея­тельности осуществляется по принципу расши­ряющейся и углубляющейся спирали: от своей семьи, дома - к родному краю и другим регионам Отечества; от созерцания-оз­накомления - к научному исследованию действительности;

структурной основой любого туристско-краеведческого мероприятия является туристско-краеведческий цикл (подго­товка, проведение и подведе­ние итогов);

связанные между собой циклы создают круглогодичную систему этой деятельности;

на каждый туристско-краеведческий цикл ставится ком­плекс воспита­тельно-образовательно-оздоровительных задач, ориентированных на гармо­ничное развитие личности учащихся;

реализация принципа самодеятельности и самоуправле­ния осуществля­ется через подсистему туристских и краеведче­ских постоянных и временных (дежурных) походных должно­стей, имеющих определенный функционал жизненно важных обязанностей;

функционирование подсистемы воспитательного воздейст­вия: турист­ско-краеведческих традиций, законов, пра­вил и норм, воспитание на исто­рии, культуре и природе своей Родины;

открытость, гибкость, вариативность системы, демократич­ность ее по­строения

четкое понимание сущности концепции необходимо всем работникам школы и учреждений дополнительного образования, т.к. только при этом можно целесообразно, педагогически гра­мотно и с максимальной пользой применять различные формы и нормы туризма к разным контингентам детей.

Туризм или краеведение?

Туризм по своей природе всегда содержит элементы позна­ния края. Не­возможно путешествовать, ничего не узнавая. Но в спортивном туристском походе приоритетным является прохождение намеченного мар­шрута.

Простые поверхностные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет в школе и серьезное глубокое крае­ведение. И нет необходимости такому научному краеведению навязывать спор­тивные нормы туризма - маршрут, километраж, преодоление ес­тествен­ных препятствий. Серьезную научную работу учащихся трудно соединить со спортивными целями.

Содержанием туристского краеведения явля­ются изучение природы и истории края. Этим проблемам чаще всего посвя­щается общешкольная экспедици­онная деятельность, а также работа класса, кружка.

Опыт крае­ведческой деятельности свидетельствует о следующем:

словесное, книжное краеведение педагогически неэффек­тивно. Гото­вое знание - тормоз мышления, поэтому необ­ходимо идти путем деятельностного изучения окружаю­щей действительности, ее предметов и явлений.

для детей важна мотивация работы: зачем изучать.

Ответ однозначен: для педагогики лучше, если это будет туристско-краеведческая работа. Научная, исследовательская деятельность учащихся и занятия физической культу­рой, спортом вообще вполне сочетаемы и хорошо дополняют друг друга при условии, если они разнесены по времени.

Большую роль в развитии ТКД имеет интерес учителя и его физические воз­можности. Как показывает практика, краеведческой деятельно­стью в школе чаще всего занимаются женщины, которые по тем или иным причинам (возраст, здоровье, семейное положение) не могут ходить в походы, но в краеведении видят эффективное средство педагогического воздействия на учеников. Поэтому краеведение мо­жет быть самостоятельным занятием, может су­ществовать как отдельный вид внеклассной учебно-воспита­тельной работы.

Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм ТКД, т.к. только при этом можно макси­мально полно удовлетворить и разнообразные интересы детей.

Туристские походы во всем их собственном разнообразии состав­ляют главное содержание школьного туризма, т.к. только в этой форме наибо­лее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.

туристско-краеведческой деятельности в школе

Многообразие форм обеспечивает комплекс­ный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональ­ной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художествен­ной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспе­цифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: по­ходы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. [1,с.64] Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экс­курсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.

Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, на два ру­бежа - массовый и любительский. И обе ветви нужны школе:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многообразие форм обеспечивает комплекс­ный характер ТКД в обучении, воспитании, оздоровлении и профессиональ­ной ориентации детей. Здесь заложены широкие возможности для всякой творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художествен­ной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого, составляющие в школе ТКД, равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные, вторичные, неспе­цифические. Ю.С. Константинов и В.М. Куликов выделяют группу из шести элементов, наиболее важных: по­ходы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Они предлагают формулу туризма в школе, состоящую из этих основных элементов: ТКД = 2 (П+Э+С), где 2П - прогулки и походы, 2Э - экс­курсии и экспедиции, 2С - слеты и соревнования.

Туристские формы - это прогулки, загородные тренировки, экскурсии, однодневные и многодневные походы, путешествия на разных видах транспорта, экспедиции, туристские слеты (школьные, районные, городские, областные, республиканские), которые связаны с выездом за пределы населенного пункта.

Стационарные формы - это физическая, учебно-методическая, техническая, географическая и другая необходимая подготовка, работа на географической площадке, фенологические наблюдения, встречи со знатными земляками, воображаемые путешествия по стране, краеведческие олимпиады, конференции, лектории, школьные краеведческие эстафеты, конкурсы, выставки, викторины, выпуск краеведческого журнала, радиогазеты и стенгазеты, переписка и обмен краеведческой литературой, издание альманахов и другие мероприятия, которые проводятся в условиях школы, на улицах населенного пункта.

Групповые формы охватывают группы людей до 30–35 человек: кружки, секции, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, оформители и хранители туристско-краеведческих музеев, уголков и выставок и т.д.;

Индивидуальные формы работы рассчитаны на конкретных людей и отличаются от групповой тем, что это, во-первых, работа исполнительного характера (подготовка доклада, изготовление пособий или инвентаря, составление альбомов, коллекций, гербариев и др.); во-вторых, индивидуальная работа чаще имеет творческий, исследовательский характер. Все формы работы можно разбить на четыре группы: а) теоретическая работа (кружки, факультативы, конференции); б) краеведческая деятельность (экскурсии, походы, экспедиции); в) творческая самодеятельность (культурно-массовые мероприятия и игровая деятельность); г) общественно полезная работа (оборудование географического кабинета или площадки, выставок и музеев, проведения природоохранных мероприятий и т.п.).

Эстафета - это такая форма детского туризма, которая предусматривает изучение определенного района или всей страны не одной группой, а несколькими, которые на определенных отрезках маршрута сменяют друг друга. Заблаговременно трассу туристского путешествия разделяют на участки. Пройдя свой участок и выполнив поставленные перед ней задания, туристская группа передает эстафету следующей, и т.д. На районном или областном туристском слете все материалы эстафеты обобщаются и подводятся итоги. Слеты имеют целью обмен опытом и подведение итогов туристско-краеведческой работы. Они предусматривают также соревнование по туристскому многоборью или спортивному ориентированию, смотр художественной самодеятельности.


Ключевые слова: поход, детский туризм, динамика в развитии, требуемое количество туризма, кружковый туризм.

Проблема развития туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, является одной из основных. В Положении "Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе", утвержденном еще приказом Минпроса СССР № 190 от 15.10.85 г., в пункте 1.3 дан перечень, состоящий из 18 форм такой работы, в который входят: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи и даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы. Этот перечень можно дополнить еще и такими формами, как туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сбор, семинары, консультации, игры, смотры готовности. Но и теперь его нельзя считать полным и окончательным: возможны и еще какие-то формы, пока не рожденные практикой, но которые родятся в будущем.

Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер ТКД в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической.

Но не все части целого (составляющие в школе ТКД) равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные (вторичные), неспецифические. Как наиболее важные мы выделяем группу из шести элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно этот ряд составляет костяк, основное ядро содержания ТКД в школе.

Сущностью туристской деятельности, той самой существенной формой ее, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Вообще всякие походы во всем их собственном разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и категорийные. Действительно, без походов туризма нет и быть не может. Существующее у некоторых педагогов мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, вполне заменяющие походы и дающие тот же результат, ошибочно. Только поход, являясь самой комплексной формой туристско-краеведческой деятельности, которая обязательно включает в себя и краеведение, экскурсии в том числе (без экскурсий, наблюдений поход и немыслим), позволяет одномоментно, одноразово достигать всех целей, которые вообще ставятся перед ТКД.

Если в школе проводится много экскурсий, поездок, реализуется краеведческий принцип преподавания основ наук, устраиваются выставки и даже создан свой школьный музей, - все это не делает туризм в школе фактом, а школу - туристской. И музей, и подготовка значкистов, разрядников, инструкторов по туризму, и проведение слетов, соревнований, конкурсов - все это производное от походов.

Зачастую в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы - экскурсий, экспедиций, выставок или музея. Или наоборот - идет работа по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой. К сожалению, отрыв краеведения от туризма, такая однобокая туристско-краеведческая деятельность - весьма распространенное явление в школах.

Какое же количество туризма требуется школе? Простое общее количество проведенных за учебный год туристских походов еще не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Если, например, в школе много походов, но все они одно-двухдневные, нет ни степенных, ни категорийных, то говорить о высоком уровне туризма в этой школе не приходится, это точный признак отсутствия в школе кружковой формы туристской работы. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят только в небольшие походы, их мастерство, их туристский опыт не растет, их краеведческий горизонт не расширяется, их туристские интересы искусственно урезаны. В такой школе нет динамики в развитии ТКД.

Часто наблюдается и обратная картина, когда в школе проводятся разные по сложности походы и их довольно много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе. В таких показателях "замаскирована" обычная ситуация: один-два молодых учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (или кружками) чуть ли не каждое воскресенье, а больше в походы никто не ходит. Фактически в такой школе в туристскую деятельность вовлечены лишь 30-40 учащихся. Тут понятно, что в школе развита кружковая форма туристской работы и почти отсутствует массовая.

Туристско-краеведческие кружки работали и продолжают действовать во многих школах Российской Федерации. Последняя государственная статистика 1991 года, отражавшая охват учащихся общеобразовательных школ туристско-краеведческими кружками показала, что в школьных кружках занималось более 547 тыс. человек, что составляло 2,6% от всех учащихся. Экспертная оценка состояния кружковой работы в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 2001 год позволяет сделать вывод, что снижение охвата учащихся, занимающихся в туристско-краеведческих кружках школ, по разным причинам, вызванным социально-экономическими изменениями в стране, составило в ряде территорий более 50%.

Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс - количество, разнообразие и охват детей походами (см. таблицу). Чем больше охват походами, тем выше уровень системы ТКД. Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, которые одинаково нужны школе: "малый, массовый туризм" - для большого числа учащихся, "большой, кружковой туризм" - для малого числа учащихся. Эти ветви взаимосвязаны, дополняют и питают друг друга. Школе нужен баланс массового и кружкового туризма.

Отношение (мотивы, причины)


Чтобы определить, сколько надо в школе туризма, надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей. А они у них очень разные: у этого футбол, у того марки, у кого-то техника. Надо разобраться, каково отношение реальных школьников к туризму, всем ли он нравится и в какой мере. Исходя из многолетней практики можно выделить четыре группы отношений.

Как только в классе (уже в 4-м, 5-м) проведены первые однодневные походы, сразу происходит поляризация (пока неустойчивая) отношений детей к туризму, выявляются все четыре группы таких отношений. Впрочем, первая обнаруживает себя еще и до похода.

Поэтому, чтобы конкретно решить вопрос о количестве туризма в школе, надо понаблюдать за интересами ребят, узнать их. Практика показывает, что с повышением уровня ТКД у детей возрастает и потребность в туризме. Интересы детей не стоят на месте, они бурно развиваются: кому-то все еще мало, а кому-то уже достаточно. Предел насыщения потребностей в туризме надо уметь определять на ходу и планировать работу адекватно уровню сегодняшних интересов детей, чуть превосходя его.

Необходимо четко разграничить рубежи - общий для всех (массовый) туризм и туризм любительский (кружковой). Это желательность походов и экскурсий в каждом классе и обязательность походов двух кружков в средней школе для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму. Если это не учесть, очень скоро в школе может появиться неконтролируемый самовольный туризм школьников.

Для системы туристско-краеведческой деятельности важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование, это не что-то раз и навсегда заданное, одномерное, это движение вперед, постоянное обновление.

Для сохранения и развития туристско -краеведческой деятельности в школе необходимо решить много задач, в том числе:

1. Отдать приоритет развитию самодеятельного спортивного туризма.

Сейчас очень велика опасность крена в пассивный плановый экскурсионный туризм. Дальние образовательно-развлекательные экскурсионные поездки по городам и "святым местам" - это очень заразное увлечение. На основе экскурсионного туризма система ТКД полноценно развиваться не будет. Дело ведь не только в том, много в школе туризма или его мало, важно еще и то, каков он по своим педагогическим качествам. А плановый и самодеятельный туризм по своим педагогическим свойствам разительно отличаются.

Самодеятельный (и спортивный, и познавательный) туризм нужен школе, так как в его основе лежит самостоятельное действование школьников, а оно и есть та база, тот фундамент, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания. Впустив в школу плановый туризм, отняв у детей возможность действовать самим, мы обкрадываем педагогику. Это ошибка - строить воспитание на результатах чужого труда. Туристско -краеведческую деятельность в школе надо понимать как совместную работу учителя и учеников, и чем больше доля труда самих детей в организации и проведении туристских походов и экскурсий, тем лучше для дела.

2. Учитель - главное действующее лицо и основной источник инициативы в туристско-краеведческой работе. По крайней мере он должен таковым быть. Поэтому необходимо постоянно и энергично заботиться об идеологической, физической и технической туристской подготовке учителей.
3. Нельзя внедрять в школе туризм административно -командными, насильственными методами. Также не следует навязывать участникам походов и экскурсий непосильные для них пока физические и умственные нагрузки. Всегда надо исходить из сегодняшнего уровня развития туристских интересов и способностей детей. "Что сегодня хотят и могут дети?" - этот вопрос должен быть руководящим целеуказателем во всех туристских делах. И решать его надо всегда совместно с детьми. Если же они хотят невозможного, надо показать им варианты, как сделать исполнение желаний возможным в будущем. Однако надо не только учитывать интересы детей, но и формировать их. Нельзя насильно навязывать такие цели похода, до которых сегодня дети еще не доросли, так как такой туризм они не примут. Пусть пока их интересы примитивны - необходимо принять их де-факто и идти в поход с этими понятными и желанными для ребят целями, а в походе исподволь формировать новые, более сложные интересы.

Особую заботу организаторы ТКД в школе должны проявить к тем школьникам, которых мы отнесли к 4-й группе отношений. Надо организовывать для них кружки, в которых будут расти будущие разрядники, инструкторы, организаторы и пропагандисты туризма. Система туристской работы не будет успешно развиваться без крепкого актива учащихся-туристов. Актив (кружковая
ветвь ТКД) должен качественно расти с опережением развития массового туризма. Обе эти ветви тесно взаимосвязаны: массовые однодневные походы, прогулки и экскурсии питают кружковую работу, а воспитанники кружков - квалифицированный актив юных путешественников и краеведов очень нужны для развития и укрепления массовой туристской работы.

Но ошибкой будет, если ограничиться только развитием сети кружков для юных любителей туризма и не заниматься туризмом в классах. Ведь минимум туризма нужен всем школьникам.

4. Всемерно надо развивать внешние связи школьного туризма с самыми различными учреждениями и организациями: с домом детского творчества, станцией юных туристов, с музеями, различными обществами, редакциями газет, туристскими клубами, секциями туризма предприятий и учебных заведений, с методкабинетом, лесхозом и лесничествами, отделом культуры, здравоохранения, санэпидемстанцией, опытными краеведами, с соседними школами и т.д.

Все эти контакты, хотя они и требуют немало хлопот от организаторов, необходимы для успешного развития ТКД .

5. В обществе считается, что туризм - это отдых, но для школы он - часть учебно-воспитательного процесса. Есть профессии, которые обеспечивают отдых другим людям, их обучение и воспитание на туристской тропе. Сами школьники, уже получившие серьезную, почти профессиональную инструкторскую подготовку по туризму, могут принять в этом участие.

Высший уровень развития туризма в школе предполагает обязательное участие учащихся в таком труде, в работе по совершенствованию системы ТКД в своей школе, а потом и районе, в городе - помощь соседним школам.

В процессе туристско-краеведческой деятельности имеется реальная возможность использовать старшеклассников (да и средний возраст) - опытных туристов - в реальном деле - в производстве туризма для своей родной школы. Увлечение школьников туризмом постепенно перерастает в их разнообразную деятельность, но не только для личной пользы, для своей тургруппы, а на общее благо всей школы. Труд по организации ТКД ничуть не менее значим, чем, например, ремонт и покраска парт, прополка свеклы, уход за молодыми лесопосадками и т.п. Работа в школьных органах туристского самоуправления - это школа воспитания организаторов, пропагандистов, руководителей.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Читайте также: