Тургенев деревня анализ кратко

Обновлено: 04.07.2024

Стихотворение “Деревня” открывает цикл “Стихотворений в прозе” Тургенева. Оно было написано в 1878 г. В 1882 г. Тургенев предложил редактору “Вестника Европы” Стасюлевичу материалы, которые попросил напечатать только после его смерти. Первое стихотворение, которое прочитал Тургенев Стасюлевичу, было “Деревня”. Редактор был очарован миниатюрами и уговорил Тургенева отобрать полсотни стихотворений, которые не носили бы “личного или интимного характера”.

Цикл стихотворений в прозе был назван

Первые 50 стихотворений были напечатаны в “Вестнике Европы” за декабрь 1882 г.

Литературное направление и жанр

Будучи одним из основоположников классического русского реализма, Тургенев постоянно стремился всячески обогащать его жанровую систему.

Представляя стихотворения Стасюлевичу, Тургенев описал их как соответствие эскизов, этюдов с натуры у художников. Придумывая названия для цикла, Тургенев назвал его “Стихотворения без рифм и размера”, потом “Стихотворения в прозе”.

в прозе – относительно новый литературный жанр позднеромантического происхождения, у истоков которого стояли Эдгар По и Шарль Бодлер, – в позднем творчестве Тургенева получает реалистическое переосмысление. Манифестом такового переосмысления и выступает стихотворение в прозе “Деревня”, которым открывается этот лирический цикл.

Тема, основная мысль и композиция

На первый взгляд, перед нами пейзажная лирика в прозе. Русская деревня, повседневная жизнь которой и является темой данного стихотворения в прозе, предстает перед его читателем как ностальгическая идиллия. Эта жизнь для “городских людей” непостижима, недоступна и невозвратима, а между тем, по мысли автора, она-то и есть подлинная, настоящая жизнь.

Композиция движущегося пейзажа Тургенева “кинематографична”. Сначала – широкое июньское небо. Мы видим единственное облачко на этом небе, залитом ровной синевой. Затем в небе появляются стаи птиц.

Рея в синем небе вместе с ласточками, взгляд повествователя постепенно снижается в глубокий, но пологий овраг, на дне которого и расположилась маленькая (пять-шесть бревенчатых изб) русская деревня. “Общий план” сменяется “средним”: мы видим разом все эти избы, лавочки, завалинки, постепенно приближаясь к порогу, за которым “прохладно темнеют сени”.

Далее на секунду “крупным планом” дан повествователь или (что в стихотворении в прозе то же самое) лирический герой. Он лежит у самого края оврага на разостланной попоне, вокруг – вороха сена, из каждого вороха торчит по детской головке. Следуют беглые наброски групповых и индивидуальных портретов: русокудрые парни, смеющаяся круглолицая молодка, другая молодка у колодца вытаскивает ведро сильными руками.

Старуха в праздничном наряде (который тут же и описан во всех этнографических подробностях) подносит повествователю горшок холодного молока и ломоть теплого хлеба. Слышится восторженный голос кучера, который и привез нашего повествователя в деревню: “Ай да овес!” Всюду довольство и покой, тишь и благодать, рождающие у повествователя довольно неожиданный (и потому – кульминационный) вопрос “под занавес”: да на что же нам и крест воздвигать на куполе константинопольской Святой Софии (цель жизни политически озабоченного россиянина), если и без того так прекрасна простая деревенская жизнь?!

Тропы и образы

Образы неба, земли, деревни, ее обитателей важны не сами по себе, а только для выражения внутреннего мира лирического героя, наслаждающегося гармонией русской деревни.

Пейзаж рисуют метафоры: небо залито ровной синевой, облачко тает, воздух – парное молоко, звенят жаворонки, конопляники вошли в силу, ручей бежит по оврагу.

При описании деревни образ создается с помощью слов с уменьшительно-ласкательным значением: опрятные амбарчики, клетушки, крылечка, крутогривый конек, нарядные лавочки, кошки, свернувшиеся клубочком. В этом описании – разнообразие форм, материалов и цветов, запахов (сена), фактур (курчавее головки, хохлатые курицы), движений (качающееся мокрое ведро, роняющее длинные огнистые капли).

В образе старухи яркость ее наряда противопоставлена тусклым глазам, смуглой худой шее, загорелым пальцам, морщинистому лицу.

Включается осязание, лирический герой ощущает прохладу молока и теплоту хлеба. Три резких звука выводят героя из созерцательного состояния и побуждают философствовать: крик петуха, мычание теленка и голос кучера.

Главные герои и их характеристики:

Рассказчик – рассудительный, наблюдательный

О чем произведение:

Рассказчик описывает прекрасную деревню.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Красота и душевность деревни не оставляют никого равнодушным.

Чему учит этот рассказ:

Рассказ учит любить природу и всё, что нас окружает.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Прекрасное произведение! Удивительное описание природы!

Новые слова и выражения:

Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли

Крупинка – небольшое пятнышко как часть окраски чего-н.

Ракиты – ива, русское народное название некоторых деревянистых растений из рода Ива

Пословицы к произведению:

Всякому мила своя сторона.

Счастье Родины дороже жизни.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Автор рисует картины деревенской жизни. Лирический герой является приезжим гостем. Его незамыленный взгляд подмечает все прелести русской деревеньки, окруженной великолепной природой. Только здесь человек может обрести счастье и покой, а не в городской суете.

Читайте по теме:

Композиция

В произведении отсутствует рифма и размер. Каждая новая мысль начинается с абзаца. Текст повествуется от имени лирического героя, также присутствует прямая речь старушки и кучера.

Поэт делится пейзажными зарисовками и образа деревенского уклада. Творение начинается с описания жаркого летнего дня. Окружающий мир благоухает. Далее Тургенев изображает дома местных жителей. Затем читатель видит лирического героя, прилегшего у оврага и наслаждающегося мгновением. В следующих строчках автор знакомит с жителями деревни: детишки, молодые парни и девушки, старушка в ярком наряде. В завершении поэт идеализируют деревенский быт.

Средства выразительности

Тропы активно использованы поэтом при создании это уникального творения.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Множество поэтов 19 века обращались к образам природы и народной жизни в своем творчестве. Либеральные настроения, проникнувшие в литературу накануне и после декабристского восстания 1825 года, побудили художников слова проникнуться интересом к жизни простых людей: крестьян, рабочих…Отличился в этом плане и известный живописец природы в прозе – Иван Сергеевич Тургенев.

История создания

В это время автор находится за границей, где стал свидетелем революционных событий. Находясь под впечатлением от увиденного разгрома, он начал скучать по мирному дому.

Жанр, размер, направление

Все составляющие цикла созданы Тургеневым в реалистическом направлении, однако в описании картин природы и мирной жизни крестьян можно увидеть некую идеализацию, характерную для романтического метода.

Лирик выбирает для каждого стихотворения свой размер, в зависимости от настроения, преобладающего в самом произведении. В одном случае это шестистопный ямб, в другом – четырехстопный хорей, или же акцентный стих; с рифмой и без.

Композиция

Образы и характеристики

Падай обильнее, снег! Зовёт меня город далёкий;
Хочется встретить опять старых врагов и друзей.

Эти строки проникнуты некоторой грустью, однако она светла. Герой, с одной стороны, сожалеет о необходимости прощаться с миром деревни, но в то же время он желает вернуться в светское общество города, поскольку это тоже значимая часть его жизни и его души. Очень интересно, что теплое летнее время для героя является метафорой искренности, открытости и душевности народа, а зима символизирует формальную и холодную деловую обстановку города.

Герой счастлив находиться на лоне природы, где все возбуждает в нем желание жить и творить, однако настает тот момент, когда необходимо возвращаться в свой мир, среду своего обитания – город и светское общество.

Темы и проблемы

Главной темой цикла является близость человеческого духа и природной жизни. Наблюдая за простыми людьми, лирический герой проникается их искренностью, теплотой, неподдельностью их чувств и эмоций. В народе он видит силу, свойственную только русскому человеку, которой он восхищается.

Также именно светское общество является важной здесь проблемой. Этот мир появляется на мгновение в завершении последнего стихотворения, но мы уже понимаем, как относится к нему герой. Он противопоставляет ту жизнь простоте и честности народного бытия, отсутствию масок, притворства и игры.

Средства художественной выразительности

Читайте также: