Тургенев ася краткое содержание и анализ

Обновлено: 05.07.2024

Повесть “Ася” - это произведение, которое получило такой массовый отклик, что до сих пор главная героиня является эталоном “тургеневской” девушки. Иван Тургенев внес огромный вклад в развитие национальной культуры. В своей повести “Ася” он показывает самобытность русской души, не приукрашая ее и не заменяя шаблонами. Краткое содержание повести “Ася” пригодится тем, кто не имеет возможности прочесть ее полный вариант.

История создания произведения

Прообразом девушки Аси стала незнакомка, встреча с которой состоялась во время путешествия писателя по Европе. Иван Тургенев случайно увидел милую барышню, которая выглядывала из окна. Тургенев в это время находился в душевном и творческом кризисе, и эта незнакомка, которая жила в двухэтажном полуразрушенном доме, произвела на него неизгладимое впечатление.

Рис. 1. Ася. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский В письмах Тургенев рассказывал, как идет работа над повестью. Он пишет, что начал повесть в европейском городе Зинциге в июле 1857 года. В середине ноября Тургенев отправляет письмо Л .Н. Толстому и сообщает, что повесть готова. Повесть была опубликована в журнале “Современник” под названием “Рассказ Н.Н.” в 1858 году.

Главные герои

  • Ася - молодая девушка 17 лет. Настоящее имя героини - Анна Николаевна Гагина, но все домашние звали ее Асей. Девушка одевалась скромно, ходила в соломенной шляпке, которая закрывала лицо. У Аси были красивые черные волосы и темного цвета глаза.
  • Гагин - старший брат Аси. Воспитывает Асю, так как родители погибли. Гагину 24 года. Красивый молодой человек, с неспешной речью.
  • Господин Н - молодой мужчина, от лица которого ведется повествование. Студент, решивший посетить Европу.

Краткое содержание по главам

Повесть “Ася” - это воспоминания рассказчика, которому было уже 45 лет. История произошла с ним 20 лет назад. Автор дает рассказчику только инициалы - господин Н. и Н.Н. Повесть состоит из 22 глав.

Главы 1-2

Рассказчик отправляется в путешествие по Европе, останавливается в маленьком городе З. недалеко от реки Рейн. Во время прогулки по Рейну Н.Н. идет на звуки вальса, которые доносились с другого берега. Заинтересовавшись, он отправляется на тот берег, откуда слышна музыка.

Рис. 2. Господин Н. Иллюстрация к повести Ася. Художник Д. Боровский Н.Н. узнает, что это проходит студенческая встреча. Среди толпы рассказчик знакомится с двумя русскими студентами - Асей и ее братом Гагиным. Гагин сразу понравился Н.Н., он считал его добродушным и милым. Сестра также произвела впечатление на Н.Н. Гагины пригласили господина Н. к ним в гости на ужин. Дом Гагиных располагался в красивом и живописном месте прямо около реки Рейн. За ужином девушка немного стеснялась гостя, но потом расслабилась и начала “даже улыбаться”. Через два часа после ужина Ася уходит спать. Попрощавшись, Н.Н. уходит. Ему кажется, что он попал домой, рассказчик счастлив.

Главы 3-4

В гости к Н.Н. приходит Гагин. Гагин делится с новым другом мыслями о своей заветной мечте стать художником. Господин Н., в свою очередь, делится своей историей трагической влюбленности. Н.Н. влюблен в молодую вдову, которая не отвечает взаимностью. После разговора оба друга отправились домой к Гагиным рассматривать зарисовки молодого художника. Н.Н. не нравятся рисунки Гагина, он считает их небрежными и незаконченными, Гагин соглашается с ним. Аси дома не было, хозяйка сказала гостям, что девушка в “развалинах”. “Развалины” - местное название высокой башни, которая находилась на самой высокой точке горы. Башня уже была полуразрушенная, но все равно привлекала к себе молодежь. В “развалинах” Ася дразнила брата и господина Н. Она карабкалась по стенам и притворялась как будто падала, такое поведение не понравилось Н.Н. Ася насмехалась над тем, что у рассказчика есть дама сердца, герою непонятно было, то ли она издевается, то ли ее это задевает.

Глава 5

Утром господин Н. вновь отправляется к Гагиным. Рассказчику хотелось увидеть Асю. Войдя в дом, он восхитился этой девушкой, которая с легкостью могла “перевоплощаться” из бунтарки, которая скачет по стенам заброшенного феодального замка, в кроткую красавицу, вышивающую на пальцах. Именно за этим занятием застает герой Асю. Ася одета была в простенькое платье, сидела у окна и не отвлекалась от своей работы. Автор впервые сравнивает Асю с истинной русской девушкой. Господин Н. любуется ею, но она кажется ему хамелеоном. Н.Н. задумывается, действительно ли Ася сестра Гагина.

Глава 6

Главы 7-8

Главы 9-10

Н.Н. приглашает Асю на прогулку по винограднику. Во время разговора девушка спрашивает, какие черты нравятся Н.Н. Рассказчик вспоминает письмо Татьяны и говорит, что такой должна быть девушка. Впервые Ася говорит о смерти, что очень беспокоит героя. После прогулки они отправились в дом к Гагиным потанцевать вальс. Герой все больше влюбляется в девушку, он счастлив.

Главы 11-15

Н.Н. видит, что Ася влюблена в него, но быть с ней герой не может, так как она незаконнорожденная. Господин Н. решает поговорить с девушкой, но, придя домой к Гагиным, он застает Асю в плохом самочувствии, она даже не вышла из комнаты поприветствовать гостя. На следующий день рассказчик гулял по городу, в это время к нему подбежал маленький мальчик и передал послание от Аси с просьбой о встрече у часовни. Герой вернулся домой взволнованным, не зная, что делать. Во время этих мыслей приходит брат Аси и сообщает что его сестра влюблена в Н.Н.

Глава 16

Н.Н. приходит в дом фрау Луизы. Старушка провожает героя в маленькую комнатку, где напротив окна сидела запуганная Ася. Рассказчику стало жаль девочку, но он сдерживает свои чувства, говорит о невозможности их свадьбы. Герой в дополнение еще и обвиняет Асю, что та рассказала все брату и раскрыла их любовь. Ася в слезах выбежала из комнаты.

Главы 17-20

Н.Н. огорчен, что девушка так отреагировала, он чувствовал за собой вину. Герой понял, что не хочет расставаться с девушкой. Он отправляется в дом к Гагиным, девушки там нет. Н.Н и брат Аси идут на поиски девушки. Господин Н. ищет Асю по всему городу, он воодушевлен и хочет признаться девушке в своих чувствах. Так и не найдя Асю герой возвращается домой к Гагиным, где узнает, что она нашлась и спит. Н.Н. принял окончательное решение жениться на Асе.

Глава 21-22

На следующее утро Н.Н. приходит в дом возлюбленной, но служанка передает ему, что брат с сестрой уехали рано утром. Господин Н. хочет их догнать, но осознает, что ему это не удастся. Опечаленный, Н.Н пошел домой.

Важно! По пути его встретила знакомая, которая передала письмо от любимой. В письме Ася прощается с господином Н., и говорит, что одно лишь его слово способно было ее остановить, но он его не произнес.

Н.Н. едет в Кельн искать Асю, но не находит. Долгие годы рассказчик ищет своих друзей. Да и даже сейчас, когда прошло уже 20 лет, он не оставляет надежды вновь встретить ту Асю, которая пробудила в нем истинные чувства любви. Повесть “Ася” - это жемчужина русской литературы. Тургеневу удалось отразить широкую русскую душу в лице Гагина, который хотел всеми силами помочь и другу Н.Н., и своей сестре Асе. Гагин не обижался на Н.Н по поводу замечаний о его творчестве, наоборот, со смирением принимал их. Ася - это образец того, как любовь может превратить девушку из маленькой бунтарки в настоящую статную девушку, которая знает себе цену. Господин Н. предстает перед нами в образе нерешительного человека, который думает о мнении общества и забывает о своих чувствах. Когда же он все же дает раскрыться чувству любви, уже поздно. Иван Тургенев говорит, что каждое слово и каждый поступок имеет цену, и они навсегда могут изменить судьбу человека. Поэтому, прежде чем сказать или сделать дело, необходимо подумать, как это отразится не только на себе, но и какую лепту привнесет в судьбу другого человека. Аудио-вариант повести “Ася” в сокращении вы найдете в видео ниже.

История создания

Писатель был занят написанием этого произведения несколько месяцев (с июля по ноябрь 1857 года). Писал тяжело и медленно, ведь болезнь и усталость уже давали о себе знать. Кто является прототипом Аси, точно не известно. Среди версий преобладает точка зрения о том, что автор описал свою незаконнорожденную дочь. Также в образе могла отразиться судьба его сестры по отцовской линии (ее матерью была крестьянка). Тургенев по этим примерам хорошо знал, что чувствует подросток, оказавшийся в таком положении, и отразил свои наблюдения в повести, показав весьма щекотливый социальный конфликт, виной которому был и он сам.

Почему повесть так называется?

Это перевоплощение и показывает Тургенев. В финале книги мы прощаемся с Асей-ребенком и знакомимся с Анной Гагиной – искренней, сильной и знающей себе цену женщиной, которая не согласна на компромиссы: когда Н.Н. побоялся отдаться чувству полностью и сразу признать его, она, превозмогая боль, навсегда покинула его. Но в память о светлой поре детства, когда Анна еще была Асей, писатель называет свой труд этим уменьшительно-ласкательным именем.

Жанр: повесть или рассказ?

О чем произведение?

Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю — нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!

Главные герои и их характеристика

Внимание читателя привлекают, прежде всего, основные герои произведения. Именно они воплощают авторский замысел и являются опорными образами, на которых строится повествование.

Проблематика

  • Проблема нравственного выбора. Герой не знает, как правильно поступить: стоит ли брать на себя ответственность за столь юное и обиженное судьбой создание? Готов ли он распрощаться с холостой жизнью и привязать себя к одной единственной женщине? Кроме того, она уже лишила его выбора, сказав обо всем брату. Он был раздосадован, что девушка взяла всю инициативу на себя, поэтому и обвинил ее в том, что она была слишком откровенна с Гагиным. Н.Н. был сбит с толку, да еще и недостаточно опытен, чтобы разгадать тонкую натуру возлюбленной, так что неудивительно, что его выбор оказался неправильным.
  • Проблемы чувства и долга. Нередко эти начала противостоят друг другу. Ася любит Н.Н., но после его колебаний и упреков понимает, что он не уверен в своих чувствах. Долг чести повелевает ей уехать и больше не встречаться с ним, хотя сердце ее бунтует и просит дать возлюбленному еще один шанс. Однако непреклонен в вопросах чести и ее брат, поэтому Гагины покидают Н.Н.
  • Проблема внебрачных связей. Во времена Тургенева незаконнорожденные дети были почти у всех дворян, и это не считалось ненормальным. Но писатель, хоть и сам стал отцом такого ребенка, обращает внимание на то, как плохо живется детям, чье происхождение вне закона. Они страдают без вины за грехи родителей, мучаются от сплетен и не могут устроить свое будущее. Например, автор изображает учебу Аси в пансионе, где все девушки относились к ней пренебрежительно из-за ее истории.
  • Проблема переходного возраста. Асе на момент описываемых событий всего 17 лет, она еще не сформировалась как личность, поэтому ее поведение столь непредсказуемо и эксцентрично. Брату очень тяжело с ней обходиться, ведь он еще не имеет опыта на родительском поприще. Да и Н.Н. не смог понять ее противоречивую и сентиментальную натуру. В этом и кроется причина трагедии их взаимоотношений.
  • Проблема трусости. Н.Н. боится серьезных чувств, поэтому не говорит того самого заветного слова, что ждала Ася.

Основная мысль

Любовь в данном случае открывает героине взрослый мир, буквально выдергивая ее из блаженного детства. Счастье было бы для нее не уроком, а продолжением девического сна, оно не раскрыло бы этот противоречивый характер, и портрет Аси в галерее женских типажей русской литературы сильно обеднел от счастливого финала. В трагедии же она обрела необходимый опыт и стала богаче духовно. Как видно, смысл повести Тургенева заключается еще и в том, чтобы показать, как испытание любовью отражается на людях: одни проявляют достоинство и силу духа, другие – трусость, бестактность и нерешительность.

Чему учит повесть?

Критика

Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их…

Корректуру читал я, корректор и сверх того Чернышевский. Уж если еще будут ошибки, — то значит, сделали всё, что могли, и лучше не умеем. Анненковым повесть прочтена, и, вероятно, уже мнение его о ней тебе известно. Он в восторге

Замечание одно, лично мое, и то неважное: в сцене свидания у колен герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждешь, разразившись упреками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел, тем более, что Анненков против этого

В итоге, книгу оставили без изменений, ведь за нее вступился даже Чернышевский, который хоть и не отрицал грубости сцены, отметил, что она лучше всего отражает реальный облик того сословия, к которому принадлежит рассказчик.

Позднее повесть не была забыта и часто фигурировала в высказываниях известных общественных деятелей эпохи. Например, Ленин сравнивал российских либералов с нерешительным персонажем:

Путешествуя по миру, Н.Н. попал в небольшой немецкий городок N на берегу Рейна. На одном из мероприятий он встретил двух русских — молодого художника Гагина и его сестру Анну (Асю). И хоть Н.Н. не любил в путешествиях знакомиться с земляками, эти двое сразу расположили его к себе. Молодой человек отправился домой совершенно счастливым после проведенного вечера в такой компании.

Однажды Гагин пригласил Н.Н. к себе и поведал историю Аси. Когда он был ребенком, его мать умерла, отец воспитывал его сам. В двенадцать лет Гагина отправили учиться в Петербург, но спустя время ему пришлось вернуться — отец был при смерти. На прощанье тот признался, что у него есть тринадцатилетняя дочь от горничной Татьяны, и попросил позаботиться о ней.

Гагин стал ее воспитателем, но вскоре девочку отдал в пансион. Асе жилось несладко: сказывалось отсутствие подруг и сомнительное происхождение. В семнадцать лет учеба закончилась, и Ася отправилась с братом за границу.

Выслушав рассказ, Н.Н. ощутил, будто ему стало легче. Прибежала Ася, и под аккомпанемент Гагина они станцевали вальс. Через несколько дней девушка передала Н.Н. записку с просьбой о встрече. Вскоре явился и Гагин: он передал, что Ася влюбилась героя-рассказчика. Понимая, что Н.Н. не женится на ней, Гагин попросит его честно поговорить с девушкой.

Когда Н.Н. пришел к Асе, та была сама не своя. Растерявшись, он сказал, что не стоило делиться с братом своими чувствами и теперь они не могут быть вместе. Со слезами на глазах девушка убежала.

Н.Н. долго бегал по городу в поисках Аси, винил себя в случившемся и повторял, что любит ее. Увидев свет в окне Асиной комнаты, успокоился и решил, что завтра попросит ее руки.

Однако на следующий день Гагиных не оказалось дома. Служанка рассказала, что хозяева уехали, и передала записки. Гагин уверял, что разлука пойдет на пользу, а Ася написала, что непременно осталась, если бы Н.Н. попросил об этом.

Герой ехал за Гагиными до Лондона, но там их след оборвался. В его жизни было много женщин, но он всегда вспоминал Асю и хранил те чувства, которые она в нем пробудила.

Краткий пересказ повести наталкивает на рассуждения. Однако далеко не все идеи, заложенные Тургеневым, очевидны. Чтобы понять авторский посыл, предлагаем глубже проанализировать произведение:

Судьба героини Аси была для автора больше, чем вымыслом. Она напомнила историю жизни его сестры Варвары Житовой. У матери Тургенева был роман с молодым врачом, от которого родилась девочка. Она жила в доме Тургеневых как сирота и воспитанница.

Повествование ведет аноним, которого автор назвал Н.Н. Итак:

  1. Он спокойный и неконфликтный человек, но в то же время крайне нерешительный. Н.Н. ценит душевный комфорт, отвергает все, что его нарушает.
  2. Несмотря на чувства к Асе, ему сложно сделать выбор и остаться с ней. Но чего добивается герой такой жизненной позицией?
  3. Не решившись на серьезный поступок, до конца жизни жалеет об этом и перед смертью предается воспоминаниям о прошлом.

По другую сторону повествования — девушка Ася, красивая и очень добрая. Родилась от связи барина с горничной, все детство прожила с матерью в простой крестьянской избе, а затем попала в дворянское общество.

Чувствуя себя скованно, Ася остается открытой и ранимой девушкой, но в то же время куда более решительной, чем главный герой. Она способна на чистые чувства, но, получив отказ, сразу и навсегда исчезает из жизни избранника.

В повести И. С. Тургенев затронул ряд общечеловеческих проблем:

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

История создания

Жанр и направление

Композиция

Для каждого произведения роль композиции чрезвычайно важна. Например, для того чтобы передать точную картину происходящего. Благодаря особым композиционным приёмам, читателю приятно и интересно читать книгу, так как текст выстраивается в единое целое.

  1. I Экспозиция. Воспоминания Н. Н. о своей молодости и жизни в Германии.
  2. II-VIII Завязка. Знакомство с Гагиным и его сестрой Асей. Сближение Н. Н. с ними. История детства Аси. Первый серьёзный разговор Н. Н. с героиней. Героиня больше его не боится и начинает доверять.
  3. X-XV Развитие действий. Сближение Аси и Н. Н. Переживания девушки и признание Гагину по поводу любви к повествователю. Записка от Аси.
  4. XVI -XXI Кульминация действия и мгновенная развязка. Свидание Н. Н. с Асей, которое закончилось расставанием. Неожиданный отъезд героев из города.
  5. XXII Эпилог. Раздумья Н. Н. о жизни и счастье. Сожаление об упущенном моменте.

Повествователь Н. Н. делится воспоминаниями о минувших днях своей беззаботной молодости. Он путешествовал за границей и с упоением наблюдал за людьми. Без цели и обязанностей. Основные события повести разворачиваются в немецком городке З., на берегу реки Рейн. Место было уединённым, как и требовала его душа. Сердце Н. Н. было разбито молодой вдовой, которая променяла повествователя на лейтенанта.

Расположение города, в котором поселился повествователь, было прекрасным.

Однажды Н. Н. попал на коммерш, где развлекались студенты. Там он случайно услышал беседу двух русских и ненароком с ними познакомился. Это оказалась семья Гагиных. Старший брат и младшая сестра Ася, лет семнадцати. После недолгой беседы, они пригласили повествователя к себе в гости, в одинокий домик, который находился за городом, где они отведали молока, ягод и хлеба. Когда наступил бледный вечер, и луна поднялась, Н. Н. отправился на лодке домой и ощутил себя по-настоящему счастливым.

На следующий день Гагин приехал к его дому и разбудил стуком палки, после чего они выпили кофе и поговорили о том, что волнует каждого. Н. Н. поведал о несчастной любви, а его собеседник о том, что слишком поздно начал заниматься живописью и боится не реализовать себя в творчестве. С каждым днём рассказчик всё больше и больше привязывается к Гагину и его сестре. Ася вела себя странно и всегда по-разному. То она напряжена, то весела и беззаботна, как ребёнок. Н. Н. часто присматривается не только к поведению девушки, но и к её внешности. По его мнению, у неё было самое изменчивое лицо из всех, что он видел. То оно было бледным, то в нём пряталась усмешка.

Однажды после обеда, Гагин провожал Н. Н. к лодке, чтобы тот отправился домой. По пути они сделали крюк к дому пожилой дамы, где находилась Ася. Девушка бросила Н. Н. ветку гераниума и предложила ему представить, что она дама его сердца. Мысли повествователя стали путаться. Его начала одолевать тоска по родине. Перед сном он думал об Асе, называя её в своей голове капризной девочкой. Также Н. Н. был уверен, что она не сестра Гагину. Две недели подряд он навещал их и с интересом наблюдал за поведением героини. Н. Н. понимал, что девушка привлекает его, даже когда она сердится. В один из вечеров он услышал разговор Аси и её брата. Сидя в беседке, девушка признавалась в вечной любви Гагину. С горечью на сердце Н. Н. отправился домой. Он посчитал, что его нагло обманули, и они вовсе не родственники, а любовники.

Несколько дней Н. Н. провел наедине с природой. Он не хотел видеться с Гагиным и Асей. Прогуливался по горам, рассматривал облака и разговаривал с местными жителями, которые встречались ему по пути.

Под конец третьего дня, вернувшись домой, Н. Н. обнаружил записку. В ней Гагин просил его приехать. Каково было удивление Н. Н., когда узнал он всю правду. Гагин рассказал, что познакомился с Асей, когда ей было около девяти лет. Она была дочерью его отца и горничной. Позже девочка стала сиротой, и он забрал её к себе. После того, как Н. Н. узнал всю правду, на душе стало легко. В какой-то степени он понял Асю, её беспокойство и детскую наивность. Его начала привлекала ее душа. После разговора с Гагиным, Н. Н. отправился с Асей гулять. Первый раз она не боялась что-то рассказывать и спрашивать. Н. Н. начинает замечать за собой, что ему не до её рассказов. Он любуется Асей, а она мечтает о том, чтобы у неё выросли крылья. После они отправились домой и танцевали вальс до самого вечера. Когда Н. Н. ехал домой, от счастья на его глазах были слёзы. Он не хотел думать, влюблён он или нет. Ему просто было хорошо.

На следующий день, после ещё одного разговора с Асей, Н. Н. понял, что девушка его любит. Она выглядела взволнованной. Говорила о смерти и задавала странные вопросы. В один из дней, прогуливаясь по городу, он встретил мальчика, который передал ему записку от Аси. Девушка хотела немедленно с ним увидеться, в четыре часа у часовни. Времени было только двенадцать, и он отправился к себе в комнату. Вдруг к нему пришел взволнованный Гагин. Он сообщил, что ночью у Аси был жар и лихорадка. Она призналась брату о своей влюблённости к Н. Н. и желает уехать из города. Повествователь был озадачен и рассказал Гагину о записке, которую получил от Аси. Он понял, что не женится на семнадцатилетней девочке, и нужно с этим немедленно покончить. Отправившись к назначенному месту, Н. Н. вновь встретил мальчика, который ранее передал записку от Аси. Он сообщил, что девушка изменила место встречи и ждала его в доме фрау Луизи, через полтора часа. Возвращаться домой было незачем, и Н. Н. отправился ждать в маленький сад, где выпил стакан пива. Когда пришло время, он направился к дому старухи и слабо стукнул в дверь. Фрау Луизе проводила его на третий этаж, где уже сидела Ася. Обратившись к ней по имени отчеству, Н. Н. увидел, как она дрожит. Ему стало жаль её, и он растерялся. Тогда он потянул Асю к себе, и её голова легла на его грудь. Но вдруг Н. Н. вспомнил о Гагине и их разговоре. Он начал винить Асю, что она рассказала о своих чувствах брату, и из-за этого им нужно немедленно прекратить отношения. Девушка молча слушала его, но, не выдержав, упала на колени и горько заплакала. Н. Н. испугался и понял, какую ошибку он допустил. Но она вскочила и выбежала прочь. Он направился к дому Гагиных, но Аси там не было. Бродя по улицам, Н. Н. искал её, но безуспешно. Он чувствовал раскаяние и сожаление из-за того, что не сказал Асе, как сильно любит её и не хочет терять. Вернувшись вновь к их дому, Гагин сообщил, что героиня нашлась, но она уже ложится спать. Н. Н. решил, что завтра непременно во всём признается ей. Он даже готов был на ней жениться. Но его планам не суждено было сбыться. В шесть часов утра Ася и Гагин покинули город.

Н. Н. больше никогда не видел Асю, не зная даже, жива ли она. Вскоре он смирился и всё сослал на рок судьбы. Но только лишь героиня пробуждала в нём сильные и яркие эмоции.

Краткое содержание повести и отзыв для читательского дневника Вы можете найти здесь.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Мотив России. В начале произведения, когда Н. Н. ни о чём не думал и направлялся домой, он был поражён редким для Германии запахом. Рядом с дорогой он увидел грядку конопли. Запах был ему знаком и напомнил родину. Внезапно для него же самого, его пронзила тоска по родной земле. Возникло желание вернуться обратно, чтобы вновь ходить по русским просторам и наслаждаться этим воздухом. Н. Н. стал спрашивать себя, зачем он тут и почему. После этого даже Ася стала напоминать ему абсолютно русскую девушку, и это ощущение усилило влечение героя к ней. В этом отрывке заключены личные переживания И. С. Тургенева. Хоть и проживал он за границей, тоска по родине всё равно одолевала писателя.
  2. Трагедия Аси заключается в первую очередь в её происхождении. Девушка совершенно не умеет вести себя в обществе и застенчива в общении с незнакомыми людьми. Хотя главной трагедией повести всё-таки является то, что Ася позволила себе полюбить того, кто не смог ей дать тех чувств, которые она заслуживает. Юная, искренняя и гордая девушка не смогла подавить в себе трепетную любовь и привязанность. Трагедия Аси связана с темой лишнего человека в произведениях Тургенева. Н. Н. был беззаботным и не целеустремлённым юношей. Из-за страха стать счастливым он сделал несчастной главную героиню.
  • К примеру, описывая судьбу Аси, писатель поднимает проблему внебрачных связей. Он обращает внимание читателей на то, что это ненормально, и от этого больше всего страдает ребёнок. Подобные союзы общество принять не готово, поэтому не стоит обрекать детей на непризнание и отчуждение.
  • С этим же и связана проблема переходного возраста. По сути, Ася ещё подросток, ей только семнадцать лет, и её поведение для Н. Н. не всегда понятно. Тургенев показывает, что она совсем ещё юна и не сформирована как личность, поэтому она приняла достаточно заурядного и бестолкового человека за свой идеал.
  • Проблема трусости и нравственного выбора также ярко отражена в повести. Главный герой ошибся из-за страха совершить решительное действие, также он боялся реакции общества на его брак с незаконнорожденной девушкой. Он слишком зависим от мнения со стороны, от общепринятых канонов, и даже любовь не смогла освободить его от социального рабства.

Основная идея

Главная мысль Тургенева неоспорима, но все же в ее правоте нас лишний раз убеждает трагедия первой любви, которая часто сопровождается несбыточными иллюзиями и драматическими поворотами. Писатель наглядно показывает, как трусость и страх Н. Н. перед собственными чувствами всё разрушили, как молодая девушка ошиблась в нем, но не смогла убедить в этом свое сердце.

Чему учит?

Тургенев заставляет читателей задуматься о том, что же всё-таки такое любовь. Он не желает показывать это чувство лишь через призму чего-то прекрасного. Для него важнее изобразить хоть и суровую, но реальность жизни. Любовь может излечить человека и подарить ему самые прекрасные эмоции, но иногда он не находит в себе сил, чтобы бороться за неё. Её легко потерять, но невозможно вернуть… Но не всё так печально. Важно понять, что благодарю тому, что Ася познала чувство искренней любви, она стала намного сильнее и мудрее. Ведь всё в нашей жизни — урок.

Мораль повести тоже весьма поучительна. Каждый из нас хоть раз в своей жизни сожалел о не правильном поступке или же о слове, которое было сказано от злости или усталости. Но сказанного слова назад не воротишь, поэтому люди должны ответственно подходить к тому, что говорят.

Художественные детали

Психологизм и своеобразие

Художественное своеобразие произведения заключается в том, что Тургенев переходит на так называемый новый этап своего творчества. Изучение личности с помощью психологических приемов достигается реализмом. Также Тургенев мастерски применяет литературный приём, благодаря которому он акцентирует внимание читателей на том, что воспоминания Н. Н. связаны исключительно с прошлым, показывая тем самым, что он так и не смог найти ничего значительнее и важнее в своей жизни, чем любовные отношения с Асей.

Критика

Простое, но в то же время такое глубокое и проникновенное произведение получило как положительные, так и отрицательные отзывы.

Важно отметить, что и сам Тургенев в письме к Л. Н. Толстому признавался, что согласен со всеми отзывами и был бы удивлён, если бы его творение всем понравилось:

Я знаю, Вы недовольны моей последней повестью; и не Вы одни, многие из моих хороших приятелей ее не хвалят; я убежден, что все вы правы;

Герой неожиданно выказал ненужную грубость натуры, которой от него не ждёшь, разразившись упрёками: их бы надо смягчить и поубавить, я и хотел, да не посмел.

Читайте также: