Трудности в организации педагогического взаимодействия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности.

Социальные изменения, произошедшие в последнее время в образовании, диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учащихся. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся учебно-воспитательных задач.

- пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;

- следование сложившимся стериотипам воспитания, принесённым из собственного детства;

- непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;

- ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны и могут активно участвовать в учебно-воспитательном процессе, в управлении школьной жизнью.

Одной из форм участия родителей в учебно-воспитательном процессе является деятельность школьного и классного родительского комитета. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Р/к осуществляет свою деятельность на основе положения о родительском комитете школы, Уставе учебного заведения. В поле зрения р/к входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или лиц их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.

Большую роль сыграть в обеспечении успешности учебно-воспитательной деятельности имеют возможность родители-профессионалы, которые помогают организовывать различные кружки, секции, клубы, способствующие всестороннему развитию ребёнка.

Очень хорошо, если родители проявляют активность в проведении разовых внеклассных мероприятий.

Не менее интересными станут классные часы, если в их проведении и подготовке принимают участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры.

Неоценимую помощь оказывают современные родители в обеспечении учебно-методических комплектов, соответствующих образовательной программе, оснащению кабинетов, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Это выражается не только в материальном плане, но и практическом, а также физическом.

Перечисленные выше формы сотрудничества далеко не все, но являются наиболее значимыми в достижении решения проблемы взаимоотношений педагогов и родителей в процессе организации учебно-воспитательной деятельности.

Отдельно хотелось бы отметить такую форму сотрудничества как диагностика. В нашем учебном заведении действует проект систематической диагностики учащихся и родителей. Её проводят различные специалисты, обеспечивающие учебно-воспитательный процесс: учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, психолого-социальная служба, медработники, администрация.

Приведём несколько обработок диагностических тестов, проведённых учителями начальных классов среди учащихся и родителей.

Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь.

1.Сколько раз тебе повторять?

2.Посоветуй мне, пожалуйста.

3.Не знаю, что бы я без тебя делал(а).

4.И в кого ты такой(ая) уродился(ась)!

5.Каие у тебя замечательные друзья!

6.На кого ж ты похож(а)?

7.Вот я в твоё время.

8.Ты нам опора и помощник!

9.Ну что за друзья у тебя!

10.О чём ты только думаешь!

11.Какая ты у меня умница!

12.А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13.У всех дети как дети, а ты?!

14.Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

2 балла – за ответы №1,4,6,7,9,10,13 и 1 балл за остальные ответы.

7-8 баллов. Живёте душа в душу. Ребёнок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребёнок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идёте по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребёнком.

7-8 баллов 23% 45% 47%

9-10 баллов 46% 47% 43%

11-12 баллов 20% 8% 10%

А так вот выглядит уровень обученности в эти же классах:

% успеваемости 100% 100% 100%

%качества знаний 36% 54% 52%

Абсолютно понятна и ясна картина соответствия. Вывод: успешность обучения тесно связана и во многом зависит от родителей.

В диагностике взаимоотношений можно использовать и проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей, родителей и школы. Не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений и мнений может привести к конфликтным ситуациям.

Для проективного исследования мы использовали такие вопросы:

-Школа для меня - это…

-Класс, в котором я учусь,- это…

-Учителя для меня -это люди, которые…

-Мои одноклассники – это…

-Уроки для меня – это…

-Предметы, которые мне нравятся, это…

-Предметы, которые мне не нравятся, это…

-Школа, в которой учится мой ребёнок, это…

-Класс, в котором учится мой ребёнок, это…

-Одноклассники моего ребёнка- это…

-Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это…

-Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это…

-Учебные предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это…

Ещё раз повторимся, возвращаясь к уровню обученности в этих классах, что успешность обучения зависит от благоприятного климата взаимоотношений между родителями и детьми.

Только совместные усилия педагогов и родителей позволяют добиться успехов в образовании детей. Поэтому, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов.


Взаимодействие школы и родителей как залог успеха учебно-воспитательного процесса.

Данное выступление можно использовать во время проведения родительских собраний, выступлений на педсоветах.



взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предмета орксэ

Предмет ОРКСЭ играет важную роль в расширении образовательного куругозора, в воспитании порядочного, честного, достойного гражданина.


Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду.


Использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса .
Взаимодействие педагога и родителей в проектной деятельности ребенка с овз

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) Для социализации ребёнка в современном мире, формирования жизненно.

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с родителями, коллегами, детьми, реализуемое педагогом в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Понятие и задачи педагогического общения

Педагогическое общение является важной стороной деятельности педагога, создающей необходимую атмосферу психологического развития и становления личности ребенка. Педагог, способный посредством общения создать оптимальную рабочую обстановку, сплотить и сдружить детский коллектив, предпочтительнее педагога, у которого дети обладают высоким уровнем знаний, но при этом перегружены, скованы и имеют низкую самооценку. Исходя из этого, можно сказать, что педагогическое общение является важным элементом профессионального мастерства педагога.

Перед педагогическим общением стоит ряд задач:

  1. Осуществление эффективного процесса обменом информацией между педагогом и детьми.
  2. Установление взаимопонимания между участниками общения.
  3. Выявление сильных сторон ребенка, мобилизация его резервов в процессе обучения.
  4. Осуществление взаимодействия и совместной деятельности педагога и детей.
  5. Представление личности педагога детям и знакомство педагога с детьми.

Широкий спектр задач, стоящих перед педагогическим общением требует от педагога наличия личностных качеств, владение коммуникативными навыками и технологией педагогического общения.

Конфликт как одна из основных проблем педагогического общения

В процессе организации педагогического общения зачастую возникают различного рода конфликтные ситуации между педагогом и детьми. Причинами конфликтов могут быть:

  • неумение и нежелание педагога слушать ребенка
  • неумелое разрешение педагогом конфликтных ситуаций между детьми
  • отсутствие у педагога необходимых личностных качеств, для организации эффективного общения (сочувствия, сопереживания и т.д.)
  • нарушение взаимодействия между педагогом и детьми, по причине возникновения личной неприязни
  • нежелание ребенка идти на контакт с педагогом

Готовые работы на аналогичную тему

Основная вина в возникновении конфликтов в процессе общения, чаще всего, лежит на педагоге. Это связано с тем, что педагог как взрослый человек и организатор педагогического процесса не всегда умеет правильно выстроить взаимоотношения с детским коллективом и организовать эффективное общение.

Конфликт, как одна из основных проблем педагогического общения имеет ряд особенностей:

  • профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение конфликтной ситуации
  • различный социальный статус участников педагогического конфликта (разный возраст, жизненный опыт, наличие и объем знаний и т.д.)
  • различное понимание событий и причин конфликта, в силу разного положения субъектов конфликта
  • присутствие других детей во время конфликта делает их свидетелями, а сам процесс приобретает воспитательный характер
  • профессиональная позиция педагога обязывает его взять инициативу по разрешению конфликта на себя
  • возможная ошибка педагога приводит к ухудшению конфликтной ситуации

Таким образом, ошибки, которые могут быть допущены педагогом в процессе организации общения, приводят к конфликтам. Конфликтные ситуации являются одними из главных проблем педагогического общения.

Основные проблемы педагогического общения

Проблемы педагогического общения принято объединять в три основные группы:

Проблемы социально-психологического фактора, чаще всего проблемы такого характера испытывает именно педагог, реализующий процесс управления педагогическим общением. Выделяют три группы проблем, имеющих социально-психологический характер:

Таким образом, к проблемам социально-психологического происхождения относятся различного роды барьеры педагогического общения, связанные с личностными характеристиками участников общения и профессиональной несостоятельностью педагога.

Особый вид проблем педагогического общения связан со спецификой профессиональной деятельности педагога. Педагогическая деятельность подразумевает тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, то есть педагогу приходиться выстраивать взаимоотношения и общаться не только с детьми, но и с родителями, коллегами. Все это требует от него не только овладение коммуникативными навыками и профессиональными компетенциями, но и знания прав и обязанностей каждого из субъектов общения.

Большое значение в возникновении проблем педагогического общения имеют и психологические особенности личности, такие как природная застенчивость, стеснительность, внутренняя закрытость, эгоцентричность, чрезмерная эмоциональность, тревожность, истероидность и т.д. К проблемам личного характера относят и возможные физические недостатки логопедического направления (например, заикание).

Проблемы педагогического общения весьма обширны и требуют пристального внимания со стороны педагогов, с целью их профилактики и устранения.

Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор.

Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т. п.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т. п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без взаимодействия между людьми. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности общения, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация!

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами.

Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Возможны явления большей или меньшей психологической несовместимости в связи с некоторыми особенностями эмоциональности, проявлений типы высшей нервной деятельности, элементарных потребностей, моторики.

Список используемой литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. У нас разные характеры …. Как быть? : Астрель; Владимир:ВКТ, 202-256с. ;ил.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?-М. : АСТ:Астрель,2009-238, (2)с.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком…. Так? М. : АСТ:Астрель,2009-258, (2)с.

5. Владимир Леви «Нестандартный ребенок. -2-е изд., доп. И перераб. :Знание, 1988.-256с.

7. Климов Е. А. Общая психология. Общеобразовательный курс : Учеб. пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001г.

9. Донцов А. И. "Психология коллектива", Москва 1999г.

Анкета для воспитателей (отношение к занятиям в бассейне) Анкета для воспитателей 1. Ф. И. О. 2. Какое Ваше отношение к посещению бассейна детей вашей группы? (Отрицательно, положительно) Почему?.

Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная. Эти области, естественно, перекрываются, взаимодействуют в единой целостной системе, но с целью более глубокого и подробного анализа могут быть условно рассмотрены отдельно.

Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека. Каждый субъект деятельности и партнер по общению, являясь носителями определенного менталитета, взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, образом мира и мироощущением, присущими народу, представителем которого они являются. Процесс глобализации, с одной стороны, стал причиной существенного повышения вероятности возникновения этносоциокультурных затруднений, а с другой – создает возможность для адаптации к ним представителей разных народов и в конце концов подготавливает почву, для того чтобы рано или поздно подобные затруднения исчезли. Глобализация в наибольшей степени затрагивает образ мыслей и мировоззрение молодого поколения, поэтому какие-то национально-культурные особенности общения представителей собственного народа становятся чужды молодежи. Например, российские педагоги традиционно стараются наладить с учениками личный контакт, а у современных подростков и старшеклассников это часто вызывает протест, так как они уже ориентируются на принятый повсеместно более сдержанный деловой стиль общения. Кроме того, эта область затруднений выявляется в недостатке понимания стиля общения представителей других народов, что создает барьеры при соблюдении этикета общения. Так, в российской и европейской культурах принято, чтобы ученик, отвечая, смотрел на учителя, тогда как у тюркских народов смотреть прямо в глаза старшему, даже отвечая на его вопросы, не принято и расценивается как вызов. Столкновение столь разных представлений о поведении в общении может не только серьезно затруднить, но и вообще прервать общение.

Трудности общения, относимые к этносоциокультурной области, преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он сможет контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать, но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу – он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников. Авторитет объединяет в себе две равноправные составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Если в восприятии младших школьников первичной является вторая из этих составляющих, то у подростков и старшеклассников авторитет учителя в целом гораздо больше зависит от его авторитета как личности. Если же данный педагог личностно для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию. Если официальные отношения сопровождаются позитивными межличностными отношениями, то эффективность деятельности повышается, в то время как негативные межличностные отношения отрицательно сказываются и на официальном взаимодействии, причем как на учебной, так и на педагогической деятельности.

Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в общении могут возникнуть и в том случае, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь, не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры. В данном случае он не имеет общего предмета общения с учениками. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявления им интереса к миру молодежи.

Индивидуально-психологическая область затруднений чаще всего служит причиной возникновения коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, аналогичных черт ученика и их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра– или интроверсия, локус контроля, особенности когнитивного стиля. Когнитивный стиль деятельности представляет собой систему особенностей познавательной деятельности, организации памяти, стратегии выбора средств и способов действий и принятия решений. Выделены два полярных когнитивных стиля: с низкой и высокой дифференциацией. Люди с низкой психологической дифференциацией предпочитают коллективную деятельность и более успешны в общении, тогда как люди с высокой дифференциацией когнитивных структур лучше понимают другого человека. Достаточно большой дискомфорт вызывает и общение с человеком, имеющим низкий уровень эмоциональной регуляции: он не умеет контролировать внешние проявления своих реакций и легко попадает под влияние стрессовых ситуаций. Все, что вызывает затруднения в педагогическом общении, должно быть предметом осознания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека выполняемой деятельности.

Деятельностная область затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. Трудности педагогического воздействия на личность учащегося заключаются прежде всего в неумении увидеть в нем целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития. В результате ученик оказывается личностно не включен в общение, что вызывает у него чувство неудовлетворенности. Затруднения в обучающей деятельности могут быть вызваны отсутствием связи между применяемыми методами обучения, их несоответствием возможностям учащихся или индивидуально-психологическим особенностям учителя. Преодолеваются подобные затруднения только постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма.

В большинстве этих сфер затруднения общения могут быть преодолены либо самостоятельной коррекцией, либо специальными тренингами. В то же время общепризнана необходимость первоначальной ориентации педагога в собственных коммуникативных особенностях. Преодоление затруднений в общении в любом случае требует от участников взаимодействия осознания и коррекции вызвавших их причин.

Ни для кого не является секретом тот факт, что большинство учителей, особенно среднего и приближающегося к пожилому возрасту, отличаются чрезмерным консерватизмом. Они насто­роженно воспринимают любые новшества, которые неизбежны в настоящее время. С одной сто­роны, они боятся навредить детям и опасаются, что любые непроверенные нововведения отрица­тельно скажутся на формировании личности их воспитанников и сведут к нулю их педагогиче­ские усилия, затраченные в течение многих лет безупречной педагогической деятельности. С дру­гой стороны, такие учителя опасаются, что не смогут овладеть новыми педагогическими техно­логиями, требующими активного использования различных технических средств, включая муль­тимедийные системы. Это приводит их к настороженному отношению к любым предложениям по психологическому изучению личности педагога и особенностей профессионально-педагогической деятельности. Они не ждут помощи от таких исследований, а боятся, что их уличат в недостаточ­ной образовательной подготовке, связанной с использованием новых образовательных техноло­гий, т.е. в профессиональной некомпетентности. Это свидетельствует о том, что культура психо­логической службы в системе образования пока еще недостаточно сформирована. Видимо, все это оказалось своеобразным барьером в наших диагностических исследованиях по выявлению комму­никативных затруднений в профессиональном общении педагогов. С учетом вышеизложенных труд­ностей эмпирическую часть исследования мы ограничили проведением двух методик. Первая из них – это опросная процедура в виде комбинированной анкеты, с помощью которой мы попыта­лись выявить наиболее типичные трудности в педагогическом общении учителей с учащимися и с коллегами. Вторая методика была направлена на изучение эмоционального профиля личности и позволила установить связь между коммуникативными затруднениями педагогов и индивидуаль­ными особенностями их эмоциональной сферы. Всего исследованием было охвачено 35 человек: 24 женщины и 11 мужчин, которые работают в разных образовательных учреждениях Волгограда. Стаж педагогической деятельности колебался в пределах от 2 до 35 лет. Среди испытуемых были как рядовые педагоги, так и представители администрации школы (завуч и директор).

Первоначально учителям предлагался специально разработанный нами опросник, который они заполняли в произвольном порядке, т.е. могли отвечать на предложенные вопросы в любой удобной для них последовательности. Если кто-то из респондентов испытывал затруднения при от­вете на вопросы в произвольной форме, т. к. это требовало серьезного обдумывания и определен­ных временных затрат на то, чтобы максимально объективно оценить свой ответ, он мог сделать это дома в спокойной обстановке и принести свои материалы через несколько дней. Ни одного из учителей мы не торопили с ответами, понимая, насколько серьезными являются для них вопросы, предложенные в нашем исследовании.

После заполнения комбинированных опросников каждый из участников исследования ра­ботал с тестовым заданием К. Изарда, по результатам которого составлялись эмоциональные про­фили (определялись основные эмоциональные черты, которые являются фоном профессиональ­ной деятельности педагога и облегчают либо затрудняют его общение с учащимися и коллегами).

Результаты анализировались сначала по каждой из исследовательских процедур отдельно, а затем устанавливалась взаимосвязь характера эмоциональных переживаний и наличия коммуни­кативных затруднений в педагогическом общении. В таблице (см. с. 345) представлены показате­ли, касающиеся наиболее распространенных в педагогической среде трудностей общения (смыс­ловых и психологических барьеров) с главными субъектами профессионального взаимодейст­вия – учащимися и коллегами .

Как свидетельствуют данные, представленные в таблице, большая часть педагогов (66%) ис­пытывают затруднения в виде смысловых барьеров в общении с учащимися, а в отношениях с кол­легами эта проблема возникает только у 34% респондентов. В то же время обращает на себя вни­мание тот факт, что применительно к появлению психологических барьеров картина резко меня­ется: только 26% педагогов сталкиваются с такой коммуникативной трудностью в общении с уча­щимися, а вот в общении с коллегами показатель по этому параметру возрастает до 89%. И толь­ко два педагога из нашей выборки (это составляет 6% от общего числа респондентов) не отмети­ли особых проблем в общении как с учениками, так и с коллегами. Детальный анализ показал, что это учителя с большим педагогическим опытом, стаж их профессиональной деятельности состав­ляет 30 и 34 года соответственно. Вместе с тем хотелось бы заметить, что эти же педагоги отмеча­ют у себя наличие смысловых барьеров и ряда психологических защит, что на самом деле свиде­тельствует о том, что все-таки определенные трудности в общении они имеют, но не придают им существенного значения или же не воспринимают как серьезные коммуникативные проблемы, по­лагаясь на свой профессиональный опыт, тем более, что один из этих педагогов относится к чис­лу административных работников (завуч). Можно предположить, что этот должностной статус де­лает педагога более категоричным в своих отношениях как с учащимися, так и с коллегами, поэто­му он не допускает мысли о том, что его обращение (просьбу, приказ) может кто-то не понимать, а тем более игнорировать.

Результаты опроса позволяют заключить, что наличие трудностей профессионального об­щения в виде смысловых и психологических барьеров, а также защитных форм поведения в ситуа­циях затрудненной коммуникации присущи почти всем респондентам. Примечателен тот факт, что на это мало влияют как возраст педагогов, так и стаж профессиональной деятельности. На основа­нии этого можно сделать вывод о том, что к трудностям в профессиональном общении в одинако­вой степени могут быть склонны все категории людей, занимающихся педагогической деятельно­стью. Допускаем, что это может быть обусловлено спецификой профессионального труда, предпо­лагающего многообразие контактов как с воспитанниками, так и с коллегами, что в конце концов может приводить к пресыщению общением, следствием чего и являются разного рода затруднения и защитные механизмы, к которым прибегают многие учителя, чтобы частично обезопасить себя от возможных негативных последствий затрудненного общения.

Читайте также: