Трудности при организации проектной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Дунаева Ольга Владимировна, учитель английского языка ГБОУ школы №140 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Метод проектов получает все большее распространение в системах образования разных стран. Проектная деятельность не только формирует саморазвивающуюся и самореализующуюся личность, но и развивает коммуникативную компетенцию, рефлексивное мышление учащихся, их активность и инициативность. Метод проектов является способом реализации личностно-ориентированного подхода, который является важным условием эффективности процесса обучения. При использовании данного метода происходит обучение (воспитание) действием и в действии.

Проведенная мною исследовательская деятельность позволила выяснить следующее. Существуют различные классификации проектов, которые позволяют не только интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, реализовывать межпредметные связи, но и применять знания практически, генерировать новые идеи. Основная идея метода проектов – создание условий для активной совместной деятельности учителя и учащихся. В зарубежных школах метод проектов довольно широко приветствуется и используется педагогами, в то время как в отечественной педагогике его реализация в учебном процессе составляет некую трудность. Результаты анкетирования, которое я проводила среди учителей предметников, показали, что не всегда учителям удается использовать данный метод и приходить к ожидаемым результатам. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает достаточно много времени и учителя сталкиваются с рядом трудностей на всех этапах проектной работы. Но, в то же время данный метод имеет довольно много преимуществ. Например, в рамках курса иностранного языка, метод проектов способствует более эффективному развитию умений говорения учащихся (мотивирует к речевой деятельности учащихся).

Мною была проведена серия уроков с использованием проектного метода на средней ступени обучения и проведен анализ данной деятельности, который показал, что участие в проектной деятельности увеличивает развивающий потенциал у учащегося, происходит формирование определенного типа мышления. С помощью проекта раскрывается индивидуальная самореализация учащегося. Эксперимент показал, что проектная работа в отличие от классического урока позволяет повышать мотивацию учащихся к осуществлению внеклассной образовательной деятельности. Учащиеся, задействованные в учебном проекте, проявляли свою поисковую активность, тем самым получая возможность по-другому взглянуть на окружающий мир. У них развивалось творческое воображение и критическое мышление. Также проектная деятельность развивала у учащихся способности к рефлексии. Уровень развития умений говорения у учащихся значительно улучшился. Все учащиеся стали активными участниками учебного процесса.

Однако в ходе работы над проектом выяснилось, что учащиеся сталкивались с рядом трудностей, которые мы решали в процессе проектной работы. Это позволило разработать методические рекомендации для учителей, направленные на снятие трудностей при реализации проектной деятельности на уроке.

Рассмотрим трудности, связанные с организацией. Проект в учебной деятельности представляет собой очень трудоемкую работу. И организация работы учащихся является, пожалуй, самым трудным моментом в процессе обучения. Дети не готовы принимать решения самостоятельно, поэтому роль учителя на этом этапе очень важна. Инструкции с описанием их задач должны выдаваться на каждом этапе, четко сформулированные, с указанием сроков и распределением обязанностей. Необходимо уделить время на уроке обучению учащихся умению работать в команде, умению общаться и принимать решения. Для этого необходимо провести ряд упражнений, которые позволят сплотить детей, тем самым улучшив атмосферу в классе.

Рассматривая урок иностранного языка, можно выделить лингвистические трудности. У детей наблюдается явный недостаток словарного запаса, им трудно читать имена собственные, с которыми они не сталкивались, отсюда вытекает трудность в сборе необходимой информации. Необходимо детям предложить источники информации, более или менее адаптированные для их уровня.

Рассматривая учебную деятельность учащихся, можно отметить, что они столкнулись со следующим рядом трудностей: неумение работать в команде, неорганизованность, неумение распределять свое время, неумение работать с информацией (непонимание заданий). Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Начальное обсуждение является залогом эффективного выполнения упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все учащиеся правильно поняли задание. Трудность составляет также неумение учащихся работать в программе MS Power Point. Следует это предвидеть и в рамках курса информатики организовать межпредметный проект.

Что касается обучающей деятельности учителя, то необходимо учитывать следующие моменты. Правильно и четко поставленная учителем цель проектной деятельности позволит успешно реализовать проект. Важно учитывать возраст учащихся и ориентироваться на уровень их развития с целью абсолютного понимания их роли в данном процессе. Проект это не просто творческая работа. В нем должна присутствовать проблемная ситуация, решение которой находят сами учащиеся. Данная проблема должна быть сформулирована самими учащимися. Зачастую учителя сами выдвигают проблемы, которые учащиеся должны решить. Но ведь она может и не являться личностно значимой для них. С другой стороны, учащимся трудно определить проблему самостоятельно, исходя из учебной темы. Для этого можно задать учащимся наводящие вопросы, которые помогут сформулировать проблему.

Необходимо учитывать, что подведение итогов в конце проектной работы учителем, а также рефлексия самих учащихся позволяет не только систематизировать знания по изучаемому разделу (темам), но и развивает и формирует алгоритмическое мышление у учащихся, что, в свою очередь, приведет к уверенному и автоматизированному использованию предлагаемых учителем решений. При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности, а также создании системы работы в рамках внеучебной деятельности, учащиеся получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения. Необходимо побуждать учащихся к письменному оформлению результатов проектной деятельности. Это воспитывает у них способы грамотного изложения и обмена информацией.

Итак, исходя из своего опыта проведения проектной работы, перечислим основные моменты, которые необходимо учитывать при ее подготовке и проведении:

1) Начинать проектную деятельность необходимо с выбора темы, типа проекта и количества участников в нем. Разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности выбранного типа проекта.

2) На первом этапе необходимо продумать возможные варианты постановки проблем, которые учащиеся будут исследовать. Помочь учащимся придти к той или иной проблеме с помощью наводящих вопросов или показом видеофрагмента.

3) Организовать коллективное обсуждение, которое приводит к постановке проблемы.

4) Для постановки проблемы учащимися, учитель может: изложить учащимся разные точки зрения на обсуждаемый вопрос; предложить противоречивую ситуацию; сталкивать противоречия в практической деятельности; предложить рассмотреть проблемную ситуацию (явление) с различных позиций.

5) Проведение проектной работы осуществляется последовательно и системно.

6) Необходимо развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся. Необходимо всячески поощрять активность, творческую деятельность и самостоятельность учащихся.

7) Необходимо равномерно распределять учащихся по уровню обученности.

Подводя итог, можно отметить следующее: имея в своей основе творческую составляющую, проект не гарантирует увлеченности и интереса у учащегося. Необходимо учитывать личностные потребности и интерес каждого. Данный метод может достаточно широко использоваться не только на средней ступени обучения, но и в начальной школе.


Модернизация образования, приведение его в соответствие с новыми историческими условиями требует последовательного и кардинального его изменения на всех уровнях и во всех элементах. Важнейшей задачей реформирования образования является внедрение в практику обучения новых технологий, обеспечивающих интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности. Специфической формой творчества, способом развития человека являются, по мнению современных ученых, проектная деятельность и метод проектов.

Методу проектов посвящено немало исследований в зарубежной и отечественной педагогике. А как обстоит дело с практикой его использования в системе общеобразовательной, средней и высшей профессиональной школы? Автором данной статьи было проведено анкетирование среди преподавателей школ, колледжей и вузов Ленинградской области. Был задан вопрос: “Используете ли Вы метод проектов в своей работе?” Только 2% респондентов дали положительный ответ. На вопрос: “Что мешает Вам использовать метод проектов?” 29,5 % респондентов ответили, что они слышали о методе проектов, но не знают о нем ничего. 43% респондентов ответили, что им мешает недостаток времени и на подготовку, и на проведение проектной деятельности на уроке. Действительно, подготовка к использованию метода проектов занимает очень много времени. Кроме того, каждый преподаватель старается экономить учебное время. 27,5% респондентов сказали, что они пробовали использовать метод проектов, но успеха не добились. Учащиеся выполняли проект без энтузиазма, как обычную работу. В чем причины неудачи?

Какие передачи Вы любите смотреть по телевизору?

Что Вы думаете о фильмах, демонстрируемых по телевидению?

Что Вы думает о рекламе на телевидении?

Отвечая на данные вопросы, студенты могут прийти к формулировке проблемы: “Влияние телевидения на подрастающее поколение в основном отрицательное”. Иногда, чтобы ответить на наводящие вопросы, обучаемые могут не владеть достаточной информацией. Преподаватель должен дать возможность студентам ознакомиться с ней, дав текст для чтения. Таким образом, первая трудность, с которой сталкиваются педагоги, состоит в организации самостоятельного определения студентами, учащимися проблем, т.е. первого этапа проектной деятельности.

Следующей трудностью является организация следующего этапа – целеполагания. Чаще всего цели бывают сформулированы нечетко. Можно использовать “Дерево целей” и метод SMART для постановки конкретной, реалистичной и достижимой цели.

На третьем этапе проектной деятельности – этапе выдвижения гипотезы – учителя сталкиваются с новой проблемой. Не всегда удачно идет “мозговая атака”. Зачастую учителя не до конца понимают ее назначение, которое состоит в выдвижении как можно большего количества идей. Автор книги “Латеральное мышление” Эдвард де Боно предупреждает, что нельзя критиковать идеи на данном этапе [2, с. 187]. Ведь критикуя некоторые из них, которые нам кажутся на первый взгляд бессмысленными, неудачными или неподходящими, мы рискуем потерять в лице студентов и учеников генераторов идей. Ведь гипотеза – это предполагаемый способ решения проблемы. Для ее выдвижения необходимо иметь как можно больше идей, которые должны анализироваться и подвергаться выбору только после “мозговой атаки”, а не во время ее проведения.

Четвертый этап – планирование проекта – сопряжен с двумя трудностями. Первая из них заключается в неумении студентами и учениками составить план деятельности. Т. Лазарев в своей статье “Проектный метод: ошибки в использовании” указывает на следующие типичные ошибки, встречающиеся при анализе планов школьных проектов: туманная логика достижения целей, слабо прописанные связи между деятельностью, задачами и целями проекта; отсутствие графика выполнения мероприятий и работ по проекту; определение требуемых ресурсов “на глазок”; отсутствие распределения ресурсов по времени и по работам, неиспользование объективных критериев выполнения пунктов плана; отсутствие анализа возможных рисков проекта [6, с. 10]. Преподаватель должен научить студентов, учащихся сопоставлять цели и задачи, выработать график выполнения мероприятий для достижения цели, определять ресурсы, определить время выполнения того или иного пункта плана, установить время текущего, промежуточного и итогового контроля выполнения проекта. Для того чтобы формировать элементарные навыки составления плана, можно использовать обычные уроки. На занятии по иностранному языку можно предложить написать план пересказа текста, план сочинения. На занятиях по математике, физике, химии можно дать задание написать план решения задачи. Кроме того, на данном этапе преподаватель может столкнуться с тем, что студенты и ученики часто не умеют работать в команде. Во-первых, необходимо правильно сформировать микрогруппы. А.В. Конышева, исследующая проблемы организации проектной деятельности при обучении иностранному языку, предлагает организовывать группы согласно психологической совместимости. Она считает, что в микрогруппе должны быть ученики с разным уровнем владения языком, мальчики и девочки [5, с. 144]. Во-вторых, необходимо научить их работе в сотрудничестве. Для этого существуют различные методы, например, метод jigsaw (пила), разработанный профессором Эллиотом Аронсоном. Применение данного метода на обычных занятиях способствует развитию умения работать в сотрудничестве.

На следующем этапе проектной деятельности – выполнении проекта – преподаватель очень часто сталкивается с отсутствием или недостаточным уровнем развития информационных умений у студентов и учеников. Ведь они должны уметь не только находить необходимый материал из нескольких источников, но и уметь анализировать его и делать выбор. Преподавателю необходимо отрабатывать данное умение на занятиях. Кроме того, на данном этапе многим преподавателям трудно проследить, как идет работа над проектом. Необходимо организовать не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль. Однако следует избегать мелочной опеки. Ведь функция преподавателя на всех этапах – консультационно-координирующая.

Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)

Как мы это сделали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)

Зачем мы это делали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)

Какие умения нужны были для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)

Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? (В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: художника, декоратора, гида и т.п.)

Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке”. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результаты, осознавать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы [1, с. 10].

Таким образом, преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках. В связи с этим Н.Ю. Пахомова выделяет три вида уроков. Первый вид — проектный урок, включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Второй вид — урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний. Третий вид — урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой [10, с. 108].

Для достижения целей обучения в нашей педагогической деятельности мы придерживаемся общедидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности. Они определены нашими отечественными учеными. В качестве таковых Т.В. Душеина называет принцип решения проблем [3, с. 38], И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская – принципы пошаговости, обратной связи, продуктивности [4, с. 39], Н.В. Матяш – принцип ориентации на зону ближайшего развития, принцип совместной деятельности [7, с. 26]. При организации проектной деятельности преподаватель обязан опираться на них, если он желает достичь цели. Е.С. Полат в своей работе “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования” отмечает, что умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся [8, с. 67]. Это показатель высокой креативности, которая помогает преподавателю, опираясь на позитивные моменты традиционного обучения, использовать современные технологии. Ведь сочетание инноваций и традиций как проявление одного из законов диалектики - закона единства и борьбы противоположностей - способствует развитию педагогической науки и практики.

Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода // Иностранный язык в школе. – 2005. - №8

Боно Э. Латеральное мышление. Минск: ООО “Попурри”, 2005 – 384 с.

Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранный язык в школе. – 2003. - №5

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007

Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб.: Каро, 2005 – 208 с.

Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. – 2011. - № 1. – С. 9-10

Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников. Автореф. дис. … докт. психол. наук. – М., 2000.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2003

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, преподаватель, умение, учебный проект, этап, работа, студент.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Трудности в организации проектной

деятельности на уроках в начальной школе

“ Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы.

Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.

Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. Но для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. И, по моему мнению, именно метод проектов помогает достичь всего этого.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

Главная идея метода проекта: развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. Наиболее сложным для педагога является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие задачи, возникшие перед проектной группой, должен решить учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы через их сотрудничество? Очевидно, что степень самостоятельности зависит от множества факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, их предыдущего опыта проектной деятельности, сложности темы проекта, характера отношений в группе и др.

Несмотря на популярность и достоинства этого метода, его реализация вызывает затруднения в практической деятельности учителя из-за недостаточно разработанной и систематизированной методической базы. Из-за того, что работа над проектом обширна и кропотлива, она занимает много времени и у учителя, и у детей. Возникает проблема перегрузки учащихся, возрастает нагрузка на учителя. Проекты в начальной школе не должны быть длительны. Младшие школьники работу начинают с интересом и желанием. Но сталкиваясь с трудностями, а это, например, большой объём информации, которую нужно найти, изучить, проанализировать, систематизировать, возможно, провести исследование, могут потерять интерес и бросить работу над проектом. Тогда учителю приходится использовать различные приемы, даже превратиться в ментора, который диктует свое мнение, что, безусловно, нельзя допускать. Или он вынужден взвалить на себя основную часть работы, оставив детям лишь самый минимум. Детям не всегда хватает умений и навыков работы с компьютером. И опять учитель берет на себя эту функцию. Поэтому, к сожалению, неудивительно игнорирование данного метода некоторыми педагогами.

Проблемы при организации проектной деятельности решаются с помощью сотрудничества учителя и родителей. Тогда учителю необходимо дополнительно консультировать родителей о сущности проектного метода. Родители должны понять, что основной целью является сотрудничество, партнерство с собственным ребенком. Подключение родителей к проектной деятельности решает многие семейные проблемы, в т.ч. дефицит общения.

Следующим этапом должно стать выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. Если проекты выполняются детьми дома, то вы двигают гипотезы и планируют деятельность родители. В таком случае ребенок обычно не узнаёт новую информацию, а оформляет на бумаге уже известные ему сведения. Осложняет ситуацию доступность любых сведений в Интернете. Очевидно, что подобные задания приводят не к формированию новых компетенций, а к накоплению знаний, которые не способствуют развитию личности школьника, не делают его учебную деятельность более осмысленной. Только взрослый может подвести ребёнка к проблеме истинного понимания полученной информации, и происходить это может только в форме диалога.

Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.

Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету предпочитают индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.

Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать впоследствии собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает ученик.

Групповая проектная работа на уроке и особенно исследовательские проекты представляют определённую трудность: формирование проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.

Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;

● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

● такой проект способствует групповому сплочению.

● труднее организовать и координировать работу;

● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

● труднее оценить вклад каждого члена группы

● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

Приступая к проектированию с первоклассниками, учитываю, что большинство ребят еще не имеют постоянных увлечений. Поэтому, если тема выбрана, приступить к ее выполнению нужно немедленно, пока интерес не угас. В первое полугодие было реализовано два проекта, они были несложные. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнения других более сложных проектов. Зная способности, наклонности и индивидуальные качества каждого ученика, я беру на себя смелость и самостоятельно определяю задачи проекта, но предоставляю полную свободу действий для поиска и сбора информации. На этапе обобщения информации мы составляем план проекта и выбираем форму презентации.

- повысить интерес учащихся к истории своей семьи.

Ресурсы: семья, семейные фотографии.

* Составление рассказа о своей семье.

* Дети рисуют своих близких.

Домашнее задание: подобрать фотографии о своих родных и оформить в альбоме. Подготовка устной презентации. Также можно было проявить творчество:

* Вставить рисунок семьи или снимок коллажа из фотографий.

* Подписать всех членов семьи.

* Записать звуковой рассказ о семье.

2 урок: презентация продукта.

В результате дети познакомили друг друга со своей семьей, научились общаться, созданы странички портфолио семьи ребенка. Данный проект можно назвать – семейный. Он расширил кругозор детей и взрослых, наполнил их творческой энергией, способствал позитивным изменениям в семье, помог выстроить взаимодействие и сотрудничество семьи.


К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема организации проектной деятельности в школе приобрела в настоящее время особую актуальность 1) в связи с современным характером и содержанием учебной деятельности; 2) в связи с тем, что многих обучающихся сложно сейчас заинтересовать учебной деятельностью и многие учителя испытывают сложности в решении этой проблемы. Изучением и описанием данной проблемы занимались такие ученые, как Э.А. Красновский, Н.А. Масюкова, Е.А. Гилева , А.М Гаврилин и др. Они предлагают педагогам для вовлечения обучающихся в учебную деятельность делить учеников на группы для выполнения учебных заданий.

Данная статья посвящена изучению проблемы организации проектной деятельности в школе.

Проведённый анализ научной литературы позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость. Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.

Целью проектной деятельности школьников является создание продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.

В качестве мотивов проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.

Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции.

Содержание проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности. Определяя содержание проектной деятельности в школе, мы можем задавать предметную область формирования новых элементов структуры личности в учебном процессе, рассматривая проектную деятельность как средство обучения и развития личности школьника. Каждый этап проектной деятельности имеет свои цели и задачи, которые адаптированы для школьников с учётом возрастных, психологических особенностей, а также тех знаний и умений, которые они приобрели ранее.

Психологическая структура проектной деятельности представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий на основе психологических механизмов интериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождение внешних действий)

Результатом проектной деятельности является определённый продукт и развитие личности ребёнка

Результаты анкетирования педагогов МОУ СОШ № 7 г. Шуя Ивановской области показали, что все учителя знакомы с методом проектов. Данный результат не является для нас удивительным, так как ФГОС за 2015 год дает подробное определение проектной деятельности, кроме того, проектную деятельность данный документ рекомендует для активного внедрения в работу образовательных учреждений.

Но также анкетирование позволило выявить, что использование проектного метода в школе носит разрозненный характер. Часть учителей не использует метод проектов в своей работе, но большинство активно его применяют. Для того чтобы успешно организовать проектную деятельность, учителю необходимо в полной мере изучить сущность метода проектов, этапы работы над ним, принципы, знать критерии оценки проектной деятельности и то, какие знания, умения и навыки формируются у участников такой деятельности.

Н а сегодняшний день учителя нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности школьников. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности школьников и, конечно, об особенностях её организации.

Список литературы

Гаврилин А.М. Организация работы над проектом // Школьная педагогика, № 3, 2007,– С. 43-49.

Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.С. 53-59.

Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов Е.С. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании, № 4, 2004. С. 33-40.

Масюкова Н.А. Проектирование в образовании/ Н. А. Масюкова. – М.: Просвещение, 1999. – 211 с.- 342 с.

Читайте также: