Трудности организации проектной деятельности в доу

Обновлено: 17.05.2024

Проектная деятельность стала частью учебного процесса и в нашем ДОУ: она внедряется в практику педагогов детского сада уже с 2003 года. Первыми откликнулись и с большим интересом начали осваивать эту форму работы воспитатели старших и подготовительных групп. Я тогда работала в подготовительной группе, и мои дети выбрали тему “Мой любимый город”. В рамках проекта проводились экскурсии по городу, беседы о разных домах, о доме каждого ребенка. Дети приносили в группу фотографии своих домов. В результате были составлены фотолетописи “Улицы родного города” и “Дом, в котором я живу” в сопровождении составленными детьми рассказами о своем доме, их рисунками. Итогом реализации проекта стало создание книги “Мой любимый город Стерлитамак”.

Мы работали по проектам “По следам Салавата”, “Таланты и способности животных”, “Мое дерево”, “Что рассказало растение”, “Любимые сказки”, “И поэт он, и батыр он…” и другие. Приложение 1

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию воспитателя. Требования к работе над проектом – совершенно особые.

1. Неообходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы. Эта проблема может быть обозначена и воспитателем, и самими детьми.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, т.е. определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект требует исследовательской работы детей, т.е. поиска информации, которая затем будет обработана, осмыслена и предоставлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проекта для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Т.о., проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Т.е. проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы и схемы и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Хотелось бы добавить еще одно “П”, еще один этап – Подготовительный. Конечно, существует предпроектный подготовительный этап. Здесь речь идет о том, что, приступая к работе над проектом, необходимо оповестить об этом администрацию детского сада, т.к. проектная деятельность требует отклонения от заранее составленного плана педагогического процесса, отодвигает временные рамки и т.д. Еще один важный момент подготовительного этапа – это организация соответствующей предметно– развивающей среды, так как для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной поисковой деятельности в группе должно быть создано богатое ресурсное обеспечение (книги, иллюстрации, видеоматериалы и т.д.). Но я говорю о другом подготовительном этапе. Одним из самых сложных этапов проектной деятельности с детьми в методическом отношении является момент включения детей в собственную исследовательскую деятельность. С чего и как начать работу с детьми в направлении проектного обучения?

Результаты проекта не возникают сами по себе. Основная цель, какая ставится в любом вопросе, – развитие творческой личности. Помимо этой цели на каждом этапе ставятся и другие задачи: воспитание у ребенка нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной и информационной, художественной, экологической, экономической культуры и культуры труда, адаптированности к современной жизни.

Работа над проектом планируется и проводится во 2– ом блоке в утренние и вечерние часы, на специальных занятиях в рамках всех предметных занятий, на занятиях по интересам.

При организации работы существуют свои трудности. Не все дети одинаково могут и умеют самостоятельно заниматься в той среде, которая создается для совместной (со сверстниками и взрослыми) и самостоятельной поисковой деятельности. Для того, чтобы развить способности детей к саморегуляции своей поисковой деятельности, необходима систематическая творческая работа со стороны воспитателя. Чтобы “заразить” детей поисковой активностью, воспитатель сам должен быть увлечен проектной деятельностью; в подготовке к проекту должен “погрузиться” в познавательную литературу (справочники, художественные и документальные книги, энциклопедии и т.п.), найти для себя новые сведения. Проблемные методы идут от педагога, поэтому он должен быть творческим. В своей работе мы должны использовать как традиционные, так и инновационные методы.

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что– либо изучать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Естественно, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности.

Темы проектов часто вырастают из специальных занятий по познавательному развитию, из экскурсий, посещений зоопарка, цирка, театра и т.д. Проще, конечно, подобрать интересную (как нам кажется) и полезную тему исследования, а затем предложить детям. Но дошкольника бесполезно “нагружать” темой исследования. Он, конечно, исследователь от природы, но его на первых порах надо учить всему: как выявлять проблемы, как разрабатывать гипотезы, как собирать информацию и т.п.

Второй этап – планирование – включает в себя несколько шагов:

– Совместное составление воспитателем и детьми плана реализации проекта. Обсуждается план в кругу, в форме индивидуальной беседы:

– Что мы знаем? (Ответы детей записываются на большом листе бумаги, указывая рядом с каждым ответом имя ответившего ребенка).

– Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать? (Снова записываются ответы детей).

Эти ответы детей определяют содержание проекта, причем принимаются всякие ответы, какими бы они не были. Затем снова ответы зачитываются, обобщаются. После этого вывешиваются карточки с методами исследования /“Подумать!”, “По страницам книг и журналов”, “Спросить у взрослого”, “Обратиться к видеомагнитофону, Интернету”/.

Важно также обучать детей разным способам составления и фиксации их действий. Устно обсуждается с ребенком последовательность его действий (“Что ты будешь делать вначале, а что – потом?”).

Также обсуждается конечный продукт, который будет показывать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Ребенку задаются вопросы: “Что необходимо сделать? Когда? Где? Кто будет делать? Что тебе понадобится для этого?”.

Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, создать богатое пространство для поиска информации. Для реализации проекта подключаются родители. Нужно помочь ребенку выбрать центр активности и того вида деятельности, которая для него привлекательна и могла бы привести ребенка к получению определенного результата. Но нужно стараться подвести к такому выбору так, чтобы он считал его своим.

На 3– ем этапе предполагается использование таких методов и приемов: “Звездочка обдумывания”, “Папка исследователя”, работа с художественной, научной литературой, историческими документами, сочинениями, информационная поддержка (поиск технологии изготовления объекта) и многое другое.

Работа над какой– либо проблемой не только обогащает содержание образования, но и формирует первичные проектные умения: умение извлекать информацию из разных источников, отбирать материал и грамотно фиксировать его (конечно, пока не самостоятельно, а с помощью воспитателя или родителей).

Для того чтобы информация, собранная во время поиска, не забылась и не потерялась, нужно заранее учить детей их фиксировать. Такие упражнения, как: “Напиши другу письмо”, “Прочти, что тебе написал друг”, “Угадай, что это”, “Запишем сказку”, “Говорящие рисунки” и другие помогают в обучении детей фиксировать собранную информацию в виде кодирования в “Папках исследователя”.

Особо нужно отметить поиск информации путем изучения текстовых и иллюстрированных источников: книг, фильмов, Интернета. Ребенок так собирает большую информацию, которую надо не только понять, но и проанализировать, обобщить. Это очень сложная интеллектуальная работа. Этому тоже следует обучать детей.

Первым делом, нужно учить детей работать с книгой: полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, попросить прочитать кого– нибудь из взрослых, а что случайно привлекло внимание – повторно прочитать, задать себе вопрос: “Что нового я смогу узнать?”, “Что мне понадобится для решения проблемы?”.

Для успешного выступления во время защиты требуется владение четкой дикцией, разнообразными интонациями, правильной речью, жестикуляцией. Поэтому к выступлениям дети готовятся не только с воспитателем, но и с родителями, а иногда и рассказывают вместе. Совместное выступление имеет огромное воспитательное значение: ребенок испытывает гордость за родителей, которые так много знают.

Еще раз подчеркнем: только личная заинтересованность ребенка в получении результата может поддержать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу трудности и проблемы. Все это способствует воспитанию культуры труда и здоровья ребенка.

Выбор формы продукта проектной деятельности – важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача. Вот перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В проектной папке находится вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, распечатки из Интернета; записи всех идей, гипотез и решений; эскизы, чертежи, наброски продукта; другие рабочие материалы и черновики.

Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов могут быть различными:

воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игра; диалог исторических или литературных персонажей; игра с залом; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий…; инсценировка; научная конференция; научный доклад; отчет исследовательской работы; пресс– конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия, театрализованное представление, концерт и т.д.

Ребенок часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Сообщить об усвоенном важно не столько тем, кто слушает, сколько тому, кто рассказывает. Поэтому этап защиты выполненного проекта пропустить нельзя. Защита – венец исследования, один из главных этапов обучения начинающего проектировщика. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения.

Обычно защита проходит как праздничное мероприятие. Но практика показывает, что презентацию следует проводить по мере готовности проектов, это один из особенностей использования метода проектов в работе с дошкольниками.

Итак, подведем некоторые итоги:

Обучение детей проектным умениям и навыкам проводится в несколько этапов.

На I этапе воспитатель дает детям первичную информацию, а основная задача детей – ее воспринять, осмыслить, запомнить.

II этап – репродуктивный, т.е. строится диалог. По вопросам и заданиям воспитателя дети воспроизводят элементы изученного материала.

III этап – проблемное изложение. Воспитатель ставит проблему и сама же ее решает, показывая путь решения в доступных детям противоречиях. Т.е., вскрывая основной ход мыслей при движении к решению, показывает детям вроде образца научного познания, научного решения проблем. Ребенок на этом этапе мысленно следит за логикой движения.

IV этап – практический. Воспитатель дает детям частично– поисковые задания с целью обеспечения поэтапного усвоения опыта проектной деятельности (умения видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезу и др.).

После прохождения всех этих этапов с детьми можно переходить к проектной деятельности.

Т.о., ребенок постепенно превращается из слушателя в собеседника, а затем в исследователя, в результате чего на доступном ему уровне включается в творческо– исследовательскую деятельность.

В конце каждого проекта проводится самоанализ, отвечая на следующие вопросы:

– Какая часть проекта оказалась наиболее удачной?

– Чему научились дети?

Постепенно, работая по такой системе, можно добиваться каких– либо результатов по проектной деятельности.

Результаты обучения на проектной основе:

Самый важный результат – создание настоящего сообщества детей; детей и воспитателей; детей, воспитателей и родителей.

Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Проекты учат верить в свои силы.

Проекты помогают детям использовать и развивать свой внутренний потенциал, помогают действовать в зоне ближайшего развития.

Проекты позволяют использовать знания, идеи, навыки тогда, когда у ребенка в этом действительно возникает необходимость.

Ребенок может научиться: аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками; быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника, быть руководителем или исполнителем, занимать творческую позицию.

Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.


Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Так что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проект это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

План работы воспитателя по подготовке кпроекту:

  1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор (накопление материала).
  6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Этапы реализации проектной деятельности:

Правила для педагогов при работе над проектом:

  1. Глубоко изучите тему проекта;
  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
  3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
  5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.
  8. Создавайте атмосферу сотворчества.
  9. Используйте индивидуальный подход.
  10. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
  11. Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.

− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,

− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

В работе с детьми:

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

− Воздушное контрастное закаливание.

− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)

− Выставка рисунков о спорте.

В работе с родителями:

− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, Проект, совместная двигательная деятельность, здоровый образ жизни, родитель, двигательная деятельность, детский дизайн, исследовательская деятельность, педагогический процесс.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения.

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные. - воспитание потребности в здоровом образе жизни

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка имеет не только педагогическое, но и важное социальное значение.

Педагогические условия формирования здорового образа.

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Воспитатель Гришакова С.В.

Особенности организации проектной деятельности в ДОУ

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Этапы реализации метода проектов:

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную)

Формулирует задачу (нежёстко).

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность

Объединение детей в рабочие группы.

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами :

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности. Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве — она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Педагог

должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

Необходимость формирования субъектной позиции педагога. Проектная деятельность — сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего педагогического процесса в ДОУ. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса.

Для проектирования (из опыта работы ДОУ) удобнее всего выделять один день в две недели. В этот день изменяется режим жизни детей: творческая работа начинается в 11 часов (после завтрака и прогулки). При этом желательно, чтобы в проектной деятельности участвовали оба воспитателя, поскольку на первых порах она должна реализовываться в ходе занятий с детьми по подгруппам (по 5—9 человек). Таким образом, каждая подгруппа детей занимается своим проектом.

Поскольку проектная деятельность предполагает активную аналитическую и рефлексивную работу воспитателя, администрация должна способствовать выделению времени и места для специальных встреч педагогов, а также участвовать в этих собраниях. Итак, если администрация готова включиться в процесс внедрения проектной технологии в жизнь детского сада, то следующим этапом станет организация творческой группы педагогов. Создание творческой группы должно быть инициировано старшим воспитателем при поддержке заведующей.

Полноценная творческая группа должна реализовывать две основные функции: осуществлять мониторинг проектной деятельности и способствовать формированию личной философии профессиональной деятельности педагогов. Мониторинг проектной деятельности подразумевает систематическое отслеживание текущих и промежуточных результатов, а также их оценивание как проблемных или успешных. Формирование личностной философии профессиональной деятельности педагогов в большей мере связано с пониманием собственной роли в организации совместной деятельности с детьми, своего отношения к ситуации, с открытием новых профессиональных возможностей.

Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

Ответы на вопрос Что мы узнали? дают воспитателю понять, чему научились дети. Анализ отдельных занятий позволяет улучшить будущие

проекты. Воспитатель должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему?

Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой. Можно задать детям следующие вопросы:

Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше?

Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Что нужно изменить в организации следующего проекта?

В специальной книге дети могут оценить каждый этап реализации проекта, иллюстрируя повествование рисунками, текстами, записанными под диктовку. В книге о проекте должно быть также отмечено участие в его реализации родителей.

Подводя итоги, воспитатель продумывает, как можно изменить организацию занятий для их улучшения; как индивидуализировать занятия для каждого ребенка; как включить в реализацию проекта детей с особыми потребностями; какие занятия можно организовать в будущем.

Для документирования осуществляемых проектов ведется журнал тематических планов, например.

План тематического проекта

Тема и ее происхождение

Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта

Вопросы детям по предлагаемому проекту:

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на наши вопросы?

Оценка. Что нового узнали дети? (С точки зрения детей и воспитателя.)

Предложения по расширению и совершенствованию проекта.

Типы проектной деятельности в ДОУ

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант классификаций типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)

По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Обращая внимание на классификацию типов проектной деятельности по доминирующему методу, важно отметить, что в практике современных дошкольных учреждений чаще используются следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

нормативные ( описан Н.Е. и А.Н. Веракса).

Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности

При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проек- тировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения.

В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки. Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.

Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей.

Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и

технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.

Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. -

Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М., 1991.

Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2001. - №5. - с. 4-6.

Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Вып. 4. М.: Сентябрь, 1996. – 36 с.

Джонс Дж.К. Методы проектирования / пер. с англ. Т.П.Бурмистровой, И.В.Фриденберга; Под ред. В.Ф.Венды, В.М.Мунипова. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326с.

Дьюи, Джон . От ребенка - к миру, от мира - к ребенку [Текст] : пед. ст. /

Д. Дьюи. - М. : Карапуз, 2009. - 348, [3] с. - (Педагогика детства).

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова –

М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).

Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения - М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000. -

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий. - 2005. - 288 с.

Словарь – справочник по педагогике. / авт. – сост. В.А.Межериков; под общ. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: ТС Сфера, 2004. – 448 с.

Флегонтова Н. П. " Метод проектов " в педагогике Джона Дьюи, [1852- 1952 гг.] [Текст] / Н.П. Флегонтова // Ребенок в дет. саду. - 2003. - N 4. - С. 39-43. - (Классика педагогики).

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.

Изучение проблемы организации проектной деятельности в детском саду в психолого-педагогических исследованиях. Теоретические и методологические основы этой сферы. Основные особенности, структура и содержание технологии проектной деятельности в ДОУ.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 21.02.2018
Размер файла 873,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Как показывает практика, в работе с детьми дошкольного возраста удобнее всего использовать одно-двух недельные проекты.

Любой проект завершается получением продукта проектной деятельности или итоговым мероприятием. Возможны различные формы: альбом, видеофильм, викторина, выставка поделок и рисунков, газета, дневник наблюдений, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, театрализованная и т.д.), самописная книга или журнал, коллаж, коллекция, концерт, макет, модель, праздник, путешествие, посадка растений, реклама, развлечение. Спектакль, сочинение сказки, создание атрибутов игры, утренник, фотовыставка, экскурсия и др.

Кроме продукта проектная деятельность имеет результат. Важно понимать отличие продукта проектной деятельности от результата проекта. Результат всегда связан с целью проекта, то есть с развитием тех или иных личностных качеств детей, когнитивной сферы, формированием представлений, умений или навыков дошкольников.

Для детей дошкольного возраста очень важно, чтобы основу проекта составляло конкретное творческое дело. Наглядно типология и классификация проектов ДОУ представлена в Приложении 1.

3.3 Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОО и семьи

Изменения, происходящие на нашей планете, в обществе, требуют от человека нового мышления, умения взаимодействовать с преобразованным миром, требует иного понимания своей роли в мире, новых компетенций, связанных, прежде всего с деятельностью.

Вполне понятно, что в таких условиях требуется переосмысление роли дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно-воспитательный идеал нового времени. Существующие сегодня проблемы в сфере дошкольной организации и трудности вызваны теми явлениями и процессами, которые происходят в современном мире.

Традиционное понимание дошкольной образовательной организации как присматривающего, дающего основные знания, умения и навыки, которые требуют в школах, уже вытесняются более широким взглядом на становление личности ребенка в условиях детского сада. Концептуальным ориентиром для современной системы дошкольного образования должны стать парадигма культуры, построенная на идеях целостности, любви, поддержки.

Педагогическая поддержка рассматривается как система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь педагогам, родителям в преодолении личностных, психологических, социальных трудностей. Данная деятельность раскрыта в исследованиях О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, И.С. Якиманской и др.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВНы, викторины, фактически не проводятся. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностного ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации.? В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители, и воспитатели, и специалисты ДОО.

Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в философских, психоло - педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Почти параллельно шли исследования в этой области отечественными ученными - С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы рассматривали особенности и условия применения проектной деятельности и метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста. [18]

2000 год можно назвать началом применения проектной деятельности метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные многими педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н.А. Рыжковой, Б. В. Хозиевым и Е. Евдокимовой, Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной и др.). Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, развитие познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н. Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”. [7]

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, мероприятий, работ, замысел для создания реального объекта, предмета, создания уникального продукта.

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и образование.

Проектная деятельность - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практические заданий (проектов).

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели (Киселева Л.С., Данилина Т.А., Пахомова Н.Ю.).

Проекты могут иметь разную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи.

Существует типология проектов по Е. С. Евдокимовой:

1. По методу, доминирующему в проекте: исследовательский, информационный, творческий, игровой, приключенческий, практико - ориентированный.

2. По характеру содержания проекта: ребенок и его семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребёнка в проектировании: заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта.

4. По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями.

5. По количеству участников проекта: индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный.

6. По продолжительности реализации проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный. [17]

Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. [7]

В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско - родительских отношений.

Педагоги дошкольных организаций знают, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку необходимо помощь взрослого, поэтому к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Совместное выполнение замысла ребенком и его родителями укрепляет детско - родительские отношения.

Особенность детского - родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно, сказывается на результатах.

В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.

Доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и само реализуется. При этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.

Эффективным средством интеграции ДОО и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомесова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность дает педагогу возможность помочь ребенку, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия. Таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

2. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

3. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение, энтузиазм, у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.

Проектирование меняет роль родителей в управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли отдельных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.

Таким образом, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия ДОО и семьи, поскольку благодаря реализации детско - родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствовали установлению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Изменилась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта.

3.4 Этапы работы над проектом

Подготовительный этап.

Определение проблемы. Актуальной и интересной для всех предполагаемых участников, решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и специалистов.

Этап целеполагания.

- мотивирующее начало проекта. По внешней форме это задача , учебная проблема или коллизия , вызывающая у детей интерес , потребность участвовать в ее разрешении . Осознание сути проблемы , учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты . Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать , сформулировать цели , желания , проблемы. понимаемое как создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий

Этап планирования.

Связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю);

- в каких источниках найти информацию;

- какие предметы (оборудование, пособия) использовать;

- с какими предметами научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.

Основной этап.

- этап реализации работы над проектом.

Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации , ее анализу, освоению необходимых навыков.

Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников , педагогов . родителей, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.

Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания .

Презентационный этап.

( представление продуктов проектной деятельности)

Рефлексивно-оценочный этап.

На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям , испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности , помимо задуманного результата . можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.

Проектировочный этап.

Определение перспективы развития проектирования. Определяющее значение для успеха реализации проекта имеют профессионализм педагога , его понимание задач и возможностей ,неформальное отношение к ней, значимость возможности пережить вместе с детьми минуты вдохновения , превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

Читайте также: