Троянская война план урока

Обновлено: 04.07.2024

Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня со мной совершить виртуальное путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами аэда Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что - реальность.

II. Актуализация знаний

Отдать швартовые! Право руля! Курс на Балканский полуостров!

О событиях того времени сложено немало легенд, среди которых героические песни слепого аэда Гомера, в них тесно переплетаются действительность и вымысел.

Можно ли узнать о действительных причинах Троянской войны по поэмам Гомера?

Сформулируйте ваши предположения. (1мин)

IV. Открытие новых знаний

Итак, в основе поэмы Гомера “Илиада” лежит миф о последнем – десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от второго названия города Троя – Илион. Мы уже знаем, что на полуострове - Малая Азия располагался город Троя с первоначальным названием Илион. Именно здесь происходили события, описанные в героических поэмах Гомера.

Давайте совершим виртуальное путешествие по древнему городу Троя, который окружен двумя рядами крепостных стен. В первой стене находятся городские ворота, за которыми - дворцы знати. За второй же стеной на возвышении величественно расположился дворец правителя. Широкие улицы города вымощены камнем.

В наши дни ученые считают, что поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы в VII в. до н.э.

Так что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны?

Переселившись в Малую Азию, греки вступили в столкновение с жителями Трои, что привело, по мнению современных учёных, к войне, которая началась около 1200 г. до н.э. Греки разграбили и сожгли Трою.

В них поэт ярко изображает быт военного времени: битвы, подвиги героев, жестокости войны, в них отражены события войны между греками и троянцами, вследствие чего эта война получила название “Троянская”.

Греки больше всего ценили в человеке храбрость, силу, любовь к Родине.

- Каково современное значение этого крылатого выражения?

У Ахиллеса был самый близкий друг – Патрокл. Но военный вождь троянцев – Гектор – убил его. Ахиллесу удалось отомстить за смерть своего друга.

Вы спросите “как”?

Наш бортовой журнал на странице 131 очень красочно это повествует.

Давайте просмотрим этот эпизод

- Каково современное значение этого выражения?

(Со слов: “Другая поэма Гомера” и до слов “много лет мешал им вернуться на родину”)

До нас эти произведения дошли благодаря переводу известного русского романтика В.А. Жуковского.

Перевод “Одиссеи” - литературный подвиг Жуковского.

Сверьте ваши ответы по слайду.

- Никто вас не подвел в дальнем путешествии?

Спасибо за чудесное путешествие и слаженную работу. Только дружба помогла нам перенести все испытания. Мы еще раз убедились в правильности девиза: “Один за всех и все за одного”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ деформированный текст.doc

Черная, мрачная ночь покрыла глаза _________________…

На стену быстро взошла и, взглянув, увидала: по полю

Гектора прочь волокли от стены быстролетные кони.

Никто не мог удержать старого царя _________. Отправился он во вражеский лагерь, бросился в ноги Ахиллесу, умоляя его отдать для похорон ____ Гектора. Вспомнил Ахиллес свою судьбу – предсказанную ему раннюю смерть под стенами Трои.

С кресла стремительно встал он и за руку поднял Приама,

Тронутый белой его бородой и седой головою:

«О, злополучный! Как много ты горестей сердцем изведал!

Отдал Ахиллес престарелому Приаму убитого сына. На время похорон заключили _______. Тело отважного Гектора сожгли троянцы на большом костре. Кости его уложили в могилу и насыпали холм.

(будут разрезаны)

Гектор Ахиллес Патрокл перемирие Приам (отец Гектора)

Андромаха (жена Гектора) Афина удар копье тело

Выбранный для просмотра документ работа с картой.docx

Как правильно работать с исторической контурной картой ?

Контурная карта - это особый вид карт, позволяющий изобразить любые географические и исторические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений.

Контурные карты потому и называются контурными, что на них обозначены только общие очертания тех или иных географических объектов.

Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?

Работа с контурными картами позволяет лучше усвоить исторический материал, развивает память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие, способствует запоминанию картографического содержания.

Памятка для работы с контурной картой.

1.Для работы с контурной картой используйте атлас и карты учебника.

2.Внимательно прочитайте задание для работы с контурной картой. Найдите требуемые в задании объекты на соответствующей карте атласа или учебника. Посмотрите, какими условными знаками обозначены требуемые объекты в легенде карт атласа и учебника.

Легенда карты - перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним.

3.Прежде чем начать работу с контурной картой, продумайте все её этапы от начала до конца и только потом приступайте к нанесению требуемых объектов на карту:

А) продумайте, какие условные обозначения будете использовать для выполнения именно этого задания (по форме и цвету), для разных символов используйте разные цвета;

Б) продумайте, где и как обозначите границы, направления походов, напишите необходимые названия (рек, стран, городов) так, чтобы надписи и значки не мешали друг другу.

В) если подписи объектов слишком длинные и будут занимать много места, ОБОЗНАЧЬТЕ ИХ ЦИФРАМИ НА КОНТУРНОЙ КАРТЕ, ПОЯСНЕНИЕ К КОТОРЫМ НАПИШИТЕ В ЛЕГЕНДЕ ВАШЕЙ КОНТУРНОЙ КАРТЫ.

4.При заполнении используйте тонко заточенные цветные и простые карандаши (НЕ ФЛОМАСТЕРЫ. ). Не давите сильно на стержень карандашей, но надписи делайте четко и разборчиво.

5.Территории государств раскрашивайте ровно, бледным цветом, ЧТОБЫ ПОТОМ ПО НИМ МОЖНО БЫЛО НАНОСИТЬ БРУГИЕ ОБЪЕКТЫ И НАДПИСИ.

6.Названия стран, рек, городов, годы и пр. пишите тонким синим или черным стержнем шариковой ручки. Пишите разборчиво, четко, небольшими по размеру буквами, чтобы оно не занимали много места.

7. На каждой карте, даже если нет такого задания, наносите названия основных географических объектов: названия океанов, морей, рек, столицу изучаемого государства.

8.Не забывайте заполнить легенду контурной карты, в которой обозначь и расшифруй используемые тобой символы. Условные знаки на контурной карте и в легенде должны совпадать!

Цель: Сформировать представление о микенской культуре Древней Греции и о причинах и итогах Троянской войны.

Задачи:

Образовательные: формирование у учащихся представления о временных промежутках Троянской войны, ее причинах и итогах;

Воспитательные: развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.

Планируемые результаты:

Предметные: Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; датировать события Троянской войны; получить целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные: Воспитывать уважение к окружающим, осознавая себя частью общей культуры; развивать творческую активность.

Содержимое разработки

Крыжняя Анастасия Викторовна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Сформировать представление о микенской культуре Древней Греции и о причинах и итогах Троянской войны.

Образовательные: формирование у учащихся представления о временных промежутках Троянской войны, ее причинах и итогах;

Воспитательные: развитие личностных качеств: умение слушать друг друга; формирование у учащихся положительной мотивации к изучению истории посредством использования мультимедиа технологий.

Планируемые результаты:

Предметные: Работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; датировать события Троянской войны; получить целостное представление об историческом развитии греков периода Гомера.

Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные: Воспитывать уважение к окружающим, осознавая себя частью общей культуры; развивать творческую активность.

Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И Годер, И.С Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 ; интернет ресурсы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, доска, мел.

Организационная структура урока

Этапы урока

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

Организационный момент (1 мин)

Добрый день. Начинаем урок.

Регулятивные: Умение организовать свою деятельность

Опрос домашнего задания (14 мин)

Работа с картой, лентой времени.

1 ученик: работа с датировкой событий по ленте времени (появление древнейшего человека, появление человека разумного, появление земледелия и скотоводства, первых цивилизаций, объединения Египта, падения Критской цивилизации)

2 ученик: Работа по карте с природными особенностями Древней Греции.

2 млн лет назад; 40 тыс лет назад; 10 тыс лет назад; 5 тыс до н.э., 3 тыс до н.э., 15 век до н.э.

Признаки цивилизации: города, государство, письменность, неравенство.

В Древней Греции 3 природных особенности: 1)горный рельеф(природные ископаемые); 2)отсутствие крупных рек(нет внутреннего судоходства); 3)извилистое побережье (множество заливов и бухт).

Омывается тремя морями. Самый большой остров – Крит.

На востоке п-ов Малая Азия.

Фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски

Регулятивные: Умение организовать свою деятельность

Актуализация знаний(3 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Задания на основе материала из презентации учителя.

После падения Критской цивилизации греки начали переселяться на п-ов Малая Азия(показ на карте), но там проживали воинствующие троянцы(показ на карте г Троя (Илион)). Как вы думаете, что произошло дальше?

Записываем число и тему урока (тема на доске закрыта листами А4).

Тема: Троянская война.

Началась война между греками и троянцами.

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Личностные: Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

Постановка цели и задач урока(2 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, целеполагание.

- Определите цель урока.

- Определите способы достижения цели.

Сформировать представление о причинах и итогах Троянской войны.

-Работа с текстом учебника, картой, атласом, источниками.

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.

Регулятивные: самостоятельная постановка цели на основе изученного и неизученного материала.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и классом.

Личностные: рассуждения учеников

Изучение нового материала(20 мин)

Работа с параграфом учебника, вопросами и заданиями в конце параграфа, работа с презентацией учителя, работа с документом, картой.

1200 – 1190 г до н.э. – годы Троянской войны.

Сформулируйте причину войны.

Причины Троянской войны:

1)желание греков захватить большой и богатый город Трою; 2) Желание переселиться в Малую Азию.

Разработка урока

Греция расположена в Европе, в южной части балканского полуострова.

На морях, омывающих Грецию, много островов ( Самые известные острова – Родос, Крит, Миконос, Лесбос и Керкира. Самым показательным считался остров Делос, который находился в западной части Эгейского моря и входил в состав архипелага Киклады. В античной Греции этот остров считали священным, так как, как гласит миф, именно тут родился известный бог Апполон, который в результате стал одним из главного богова пантеона) в Греции , самый большой из них

Более трех с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города: (Микены, Тиринф, Пилос, Афины)

Цари Крита стали властвовать на эгейском море.

Критское царство погибло в 15 веке до н.э. в результате землетрясения на острове Фера.

Откуда ученые узнают об истории Др.Греции? (мифы, раскопки)

Сегодня наша речь пойдет о таком греческом городе как Микены. Где же располагается этот город? (Южная Греция). Давайте побольше узнаем о этом известном археологическом памятнике бронзового века.

(1) самый могущественный из древнейших греческих городов.

(2) один, из самых известных археологических памятников бронзового века.

Микены

Легендарную крепость Агамемнона обнаружил в 1874 г. немецкий археолог Генрих Шлиман, открывший Трою
Микенский дворец (дворец легендарного царя Агамемнона. На территории Микен расположены древние гробницы царей, древний акрополь и львиные ворота (вход в акрополь))

Располагается на Пелопоннесе в 90 км к юго-западу от Афин рядом с деревней Микинес.

При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.

Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?

а) У древних микенцев существовало неравенство, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.

б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.

в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах

Работа с документом

Беседа по вопросам к документу.

- Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?

- О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?

В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе.

Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов.

Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь.

Троянская война (Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII—XII вв. до н. э.)

Повод (Мифологический): Спор между тремя богинями.

Агамемнон (царь Микен, предводитель греческого войска, во время троянской войны)

Ахиллес (сын Пелея, царя мирмидонов (ахейское племя в Фессалии)

Менелай (царь Спарты, брат Агамемнона)

Приам (Последний царь Трои)

Парис (сын Приама)

Гектор (сын Приама, храбрейший вождь троянского войска)

Елена прекрасная (жена Менелая)

Одиссей (царь острова Итака, один из предводителей ахейцев в Троянской войне)

Причина троянской войны : Стремление Греков утвердиться на восточном побережье Эгейского моря.

Подготовка к войне:

У острова Эвбея собрались ахейцы (наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён, при этом наиболее древними), их силы насчитывали сто тысяч воинов, две тысячи кораблей, возглавил их Агамемнон брат Менелая.


Троянцы, были храбрыми воинами, имели современное вооружение. Обладали быстроходными колесницами. Троя была защищена прочными крепостными стенами.

Читайте также: