Тристан и изольда анализ произведения кратко

Обновлено: 18.05.2024

И все-таки, невзирая на поистине всенародную симпатию, никакой из пергаментов не донес до нас сюжет романа целиком. Его пришлось восстанавливать из отдельных частей, эпизодов, фрагментов текста XII-XIII веков. Сделал это на рубеже XIX-XX веков французский ученый-филолог Жозеф Бедье.

По сравнению с эпической поэмой роман поражает прихотливостью сюжета. Изложение истории роковой любви Тристана и Изольды заторможено многочисленными препятствиями, которые любящим предстоит преодолеть верностью, преданностью, а то и хитростью. Рыцарь Тристан, вассал короля Корнуэльса Марка, сватает для него ирландскую принцессу - Изольду Белокурую. Взаимная любовь делает их жизни цепью непрерывных радостей и мучений.

Отведав на корабле в жаркий полдень этого зелья, Тристан и Изольда забывают все на свете. Здесь видится наивная уловка средневекового автора, пытающегося примирить естественное право на любовь с еще крепким понятием феодального долга вассала перед господином, невесты и жены ­перед законным супругом. С героев романа словно бы снимается ответственность за ложь и измену, которые они творят. Волшебный напиток позволяет им оставаться правыми и благородными перед правым и благородным королем Марком, отечески привязанным к Тристану.




Влюбленные осознают незаконность и трагическую безысходность своей любви. Однако это ощущение придает их чувству и оттенок самопожертвования, готовности заплатить за любовь не только житейским благополучием, но и жизнью. При всей двусмысленности ситуации, в которой оказываются герои, вынужденные непрерывно изобретать хитрости, чтобы встречаться, их страсть нисколько не похожа на банальную интригу ловких любовников. Это именно страсть - чувство всепоглощающее и губительное. Средневековый автор уже великолепно владеет изображением ее свойств, страдание любви мучительно и одновременно притягательно.

Глубокое проникновение в психологию любовного чувства - свойство настоящей литературы и романа как жанра.

Именно этими сомнениями, а не корыстными расчетами или новым чувством, продиктовано опрометчивое решение Тристана принять предложение правителя освобожденной им страны и жениться на его дочери, носящей то же имя, что и его любовь:

« - Друг, не знаю, как выразить тебе мою любовь. Ты мне сохранил эту страну, и я хочу отблагодарить тебя. Дочь моя, Белокурая Изольда, происходит из рода герцогов, королей и Королев. Возьми ее, я отдаю ее тебе.

Бессмертным роман о Тристане и Изольде делают его великие идеи:

- природная любовь сильнее человеческих законов;

- любовь сильнее смерти.

Волшебный напиток и зеленая ветвь соединили могилы Тристана и Изольды - фантастические образы, несущие глубинный философский смысл.

Куртуазный роман делится на три основные цикла в соответствии с тремя типами сюжетов, которые они разрабатывают: античный, бретонский (артуровский цикл, романы о Святом Граале, Тристане и Изольде) и византийско-восточный.

И все-таки, невзирая на поистине всенародную симпатию, никакой из пергаментов не донес до нас сюжет романа целиком. Его пришлось восстанавливать из отдельных частей, эпизодов, фрагментов текста XII-XIII веков. Сделал это на рубеже XIX-XX веков французский ученый-филолог Жозеф Бедье.

По сравнению с эпической поэмой роман поражает прихотливостью сюжета. Изложение истории роковой любви Тристана и Изольды заторможено многочисленными препятствиями, которые любящим предстоит преодолеть верностью, преданностью, а то и хитростью. Рыцарь Тристан, вассал короля Корнуэльса Марка, сватает для него ирландскую принцессу - Изольду Белокурую. Взаимная любовь делает их жизни цепью непрерывных радостей и мучений.

Отведав на корабле в жаркий полдень этого зелья, Тристан и Изольда забывают все на свете. Здесь видится наивная уловка средневекового автора, пытающегося примирить естественное право на любовь с еще крепким понятием феодального долга вассала перед господином, невесты и жены ­перед законным супругом. С героев романа словно бы снимается ответственность за ложь и измену, которые они творят. Волшебный напиток позволяет им оставаться правыми и благородными перед правым и благородным королем Марком, отечески привязанным к Тристану.

Влюбленные осознают незаконность и трагическую безысходность своей любви. Однако это ощущение придает их чувству и оттенок самопожертвования, готовности заплатить за любовь не только житейским благополучием, но и жизнью. При всей двусмысленности ситуации, в которой оказываются герои, вынужденные непрерывно изобретать хитрости, чтобы встречаться, их страсть нисколько не похожа на банальную интригу ловких любовников. Это именно страсть - чувство всепоглощающее и губительное. Средневековый автор уже великолепно владеет изображением ее свойств, страдание любви мучительно и одновременно притягательно.

Глубокое проникновение в психологию любовного чувства - свойство настоящей литературы и романа как жанра.

Именно этими сомнениями, а не корыстными расчетами или новым чувством, продиктовано опрометчивое решение Тристана принять предложение правителя освобожденной им страны и жениться на его дочери, носящей то же имя, что и его любовь:

« - Друг, не знаю, как выразить тебе мою любовь. Ты мне сохранил эту страну, и я хочу отблагодарить тебя. Дочь моя, Белокурая Изольда, происходит из рода герцогов, королей и Королев. Возьми ее, я отдаю ее тебе.

Бессмертным роман о Тристане и Изольде делают его великие идеи:

- природная любовь сильнее человеческих законов;

- любовь сильнее смерти.

Волшебный напиток и зеленая ветвь соединили могилы Тристана и Изольды - фантастические образы, несущие глубинный философский смысл.

Куртуазный роман делится на три основные цикла в соответствии с тремя типами сюжетов, которые они разрабатывают: античный, бретонский (артуровский цикл, романы о Святом Граале, Тристане и Изольде) и византийско-восточный.

Описание главных героев при ознакомлении с кратким пересказом поможет разобраться в их многообразии. При чтении в легенде встречаются такие персонажи:

  • Тристан — главный герой легенды, рыцарь и воин, легко преодолевающий все преграды, по совместительству поэт и моряк;
  • Изольда Златокудрая (Белокудрая) — супруга Марка, однако питает чувства к Тристану;
  • Изольда Белорукая — супруга Тристана и дочь короля Бретани;
  • Король Марк — дядя главного героя и супруг Изольды Златокудрой;
  • Моргольт — великан, который требовал дань с короля Марка, но был повержен Тристаном.

Очень краткий пересказ

Тристан стал сиротой почти в тот же миг, что родился. В день совершеннолетия им было принято решение поехать к своему дяде, королю Марку, в Тинтагель. Именно там произошел его дебют в рыцарских подвигах — он убил надоедливого и жуткого Моргольта. Во время поединка с великаном его поранили, а исцелять взялась Изольда Златокудрая.

Позже птица доставила для Марка волос золотого цвета. Правитель принимает решение о женитьбе на его обладательнице. Тристан сразу опознал, чей он, и отправился к Изольде свататься. Когда они вместе плыли обратно на корабле, то случайно вместе выпили любовное зелье, пробудившее в них чувства друг к другу. Однако Изольда была вынуждена выйти замуж за другого. Действие любовного зелья так и не проходило, и скрывать чувства становилось сложнее. Позже Тристан с Изольдой сбегают из-за публичных обвинений.

Марк не долго таил злобу и простил супругу, но выгнал Тристана со своего двора. Тому пришлось вернуться в родные края Бретани. Там он женится на дочери местного короля, которую звали Изольда Белорукая. Однако даже после женитьбы он не переставал любить другую.

События развивались так, что Тристан получил рану отравленным мечом, от которой должен был умереть. Он попросил посланника сообщить об этом Изольде Златокудрой и установить белые паруса, если возлюбленная плывет с ним или черные, если она отказалась. Изольда Белорукая не могла смириться со своей ревностью и отдала приказ сообщить о черных парусах. Тристан не может пережить этого и умирает. Когда любимая сошла с корабля и увидела его, то упала рядом и ее сердце остановилось.

Краткое содержание легенды

Юноша рос с необычайной силой и красотой, однако, боясь за судьбу ребенка, Гувернал принял решение отвезти его в Галлию. Прибыв ко двору короля Фарамона, Тристан мог получить необходимое для рыцаря воспитание. Когда ему исполнилось двенадцать лет, он уехал служить в Корнуэльс, где правил его дядя Марк.

В то время королевство обязано было платить Ирландии дань: по сто особ женского и мужского пола, а также коней чистой масти. Когда Моргольт вновь приехал к Марку, Тристан решил вызвать великана на бой. Для этого королю пришлось посвятить его в рыцари и назначить место для поединка. Выбор остановился на острове святого Самсона.

Во время боя Тристан и Моргольт поразили один другого копьями, однако, как оказалось, орудие последнего было с ядом. К счастью, до того, как он успел подействовать, юноша умудрился вложить столько силы в удар, что проломил шлем великана мечом, который так и остался у него в голове. От полученных ран он умер, а Корнуэльс освободился от обязанности платить дань.

Полученные в бою раны не давали Тристану спокойно жить, но исцелить юношу никто не мог. Единственный совет, который он получил — поискать лекаря на других землях. От безысходности он несколько недель кружил по морю и в конце концов остановился у ирландского берега, где правила королева, сестра убитого Моргольта, и ее супруг. Тристан представился ложным именем и попросил лекаря. Король предложил заняться лечением единственную дочь, которую звали Белокурой Изольдой. Она сразу приглянулась рыцарю.

Как только он начал приходить в себя, на королевство стал нападать змей, который каждый день совершал разбои. Король Анген пообещал полгосударства и Изольду в супруги тому, кто сможет побороть противника. Рыцарь справился с задачей и в скором времени планировал свадьбу. Однако один из внимательных ирландцев заметил, что щербина на мече Тристана идентична с той, что была в голове Моргольта. Королева была в ярости и хотела убить обидчика своего брата, однако тот попросил, чтобы суд провел король. Анген не стал убивать героя, но изгнал из своих земель.

Вернувшись в Корнуэльс, Тристан по приказу Марка стал руководить замком и владениями. Через некоторое время король вспыхнул гневом к рыцарю и захотел отстранить его. Для этого он решил сыграть свадьбу с Изольдой, которую Тристан должен был привезти. Подразумевалось, что, ступив на землю Ирландии, он сразу будет убит. Однако события стали развиваться иначе: Тристан с сорока сопровожающими попал в бурю, которая занесла их на землю к королю Артуру, там же оказался и король Анген. Последний должен был поборол Блоамора, но рыцарь сделал это за него. Это стало причиной полного прощения Тристана за смерть Моргольта. Кроме того, король пообещал исполнить любое желание и юноша озвучил приказ дяди.

Король собирал молодых в дорогу, а королева тем временем отдала Бранжьене, горничной своей дочери, емкость с любовным зельем. Она хотела, чтобы Марк и Изольда выпили напиток в брачную ночь и их любовь вспыхнула. Однако в пути чудодейственный напиток вместо охлажденного вина по случайности попал к девушке и ее сопровождающему. С этого момента у них проснулись чувства друг к другу.

Когда Изольду привезли к королю Марку, он настолько был удивлен ее красотой, что сразу же решил сыграть свадьбу. Однако невеста уже не была невинна, поэтому, чтобы король не понял этого, было принято решение, что в супружеском ложе в первую ночь с ним была невинная Бранжьена. Изольда в первую брачную ночь задула все свечи и уступила место подставной девушке. Все прошло по плану.

Одре это не понравилось, и он принялся искать способы подставить рыцаря. Он разложил режущие косы по спальне Изольды, о которые Тристан поранился. Женщина вовремя это заметила и поняла, в чем дело. Чтобы ее возлюбленного не оклеветали, она порезала свою ногу и рассказала супругу, что ее хотели убить. Король не стал разбираться в произошедшем.

Одре совершил еще одну попытку. Он собрал двадцать рыцарей, которые были настроены против королевского племянника, чтобы те напали на него. Однако Тристана предупредили, поэтому он первый бросился на них с мечом. Это уже насторожило короля. Он заточил свою супругу в башню, куда был закрыт вход всем мужчинам. Рыцарь чуть-было не скончался от тоски, но Бранжьена переодела его в платье и отвела к возлюбленной. Он три дня провел с Изольдой, но Одре узнал это и отдал приказ схватить Тристана.

Марк был на столько зол, что приказал сжечь племянника, а супругу отдал прокаженным. Однако они оба вырвались и сбежали, поселившись в одном из замков в Моруа. Впрочем, не долго они жили в покое: вскоре король узнал о них и похитил супругу силой. Тристана ранили орудием с ядом, а излечить это могла лишь Изольда Белорукая, ребенок короля Хоэля.

Девушка понравилась рыцарю. В Бретане он совершило очередной подвиг, расправившись с войском графа Агриппа. Тут же Хоэль предложил ему в жены дочь, а, так как она ему нравилась, они поженились.

Со своей новой женой он забывал свою возлюбленную, которая также страдала. Тристан придумал вернуться в Корнуэльс, где прикинулся сумасшедшим. Там Марк его и оставил на два месяца. За это время он часто виделся со своей любимой. Когда пришло время уезжать, Изольда выразила опасение, что они более не увидятся, и горько заплакала.

Во время очередного ранения Тристан чувствовал, что ему осталось не долго, поэтому попросил привезти его возлюбленную. Он поставил условие, что если она согласится, то на корабле следует поднять белые паруса, если нет — черные. Супруга нарочно сообщила о черных, но это оказалось обманом. Сердце рыцаря не выдержало, и он умер. Когда его возлюбленная спустилась с корабля и увидела это, то также умерла от тоски.

Оба тела вернули в Корнуэльс вместе с запиской для Марка. В ней была вся правда о чудодейственном напитке. Король очень расстроился, что узнал об этом только сейчас и долгие годы препятствовал истинной любви. Возлюбленные были похоронены в одной часовне.

Действие 1

Ирландская принцесса Изольда, просватанная за короля Марка, плывёт на корабле в Корнуолл. Везёт её Тристан. Слуга Изольды, Брангена, удивлена нежеланием своей госпожи выходить замуж за короля, так как считает, что нет судьбы лучше. Дело в том, что Изольда и Тристан любят друг друга, но не один из них не знает о том, что эта любовь взаимна. Тристан желает Изольде лучшего и хочет устроить ей брак с королём.

Слуга Тристана, Курвенал, надменно рассуждает, что после победы над Ирландией, Изольда – не больше, чем пленница, и Тристану не стоит иметь с ней никаких дел. В ходе разговора Изольды с Брангеной, выясняется, что Тристан – рыцарь, которому принцесса хотела отомстить за убийство её жениха, но вместо этого вылечила от ран. Будучи оскорблённой от того, что Тристан хочет выдать её замуж за короля, Изольда требует подать ей две чаши с ядом.

Она обманывает Тристана, говоря ему, что это – чаши с вином и что принцесса хочет выпить их в честь примирения. Тристан догадывается о её истинных намерениях и, в надежде на близкую смерть, они оба перестают скрывать свои чувства и бросаются в объятия друг друга. В это время корабль пристаёт к земле короля Марка.

Действие 2

Двор вместе с королём отправляются на охоту. В саду около покоев Изольды горит факел – это знак для Тристана, который спешил на свидание с Изольдой этой ночью. Тристан должен был прийти к ней после того, как факел будет потушен. Изольда приказывает Брангене потушить его. Но служанка предупреждает свою госпожу, что рыцарь Мелот внимательно следит за Тристаном и в случае чего расскажет обо всём королю.

Изольда же не беспокоится по этому поводу: она думает, что Мелот – верный друг Тристана и ни за что не предаст его, ведь именно он собрал всех на охоту. Принцесса сама тушит факел, а Брангена отправляется караулить. Влюблённые встречаются. Позже вбегает Курвенал и говорит Тристану скорее спасаться, но он не успевает.

В комнату врывается король, Мелот и свита. Мелот обвиняет Тристана в преступлении, которое тот совершил. Король Марк же обвиняет своего племянника в ужасной неблагодарности. Тристан задаёт Изольде вопрос, сможет ли она уйти вместе с ним. В это время Мелот убивает его.

Действие 3

Курвенал привёз Тристана в его замок в Бретани. Слуга точно знает, что единственный врач, который может спасти его господина – Изольда. Вместе с пастухом они ждут корабль, на котором должна прибыть принцесса. Пастух играет заунывную мелодию. Тристан пробуждается, мелодия пастуха навевает ему мрачные мысли. Он хочет умереть, но не может сделать это без Изольды. Тристан падает в обморок.

Тут же пастух играет весёлую мелодию – прибыл корабль. Слуга бежит встречать долгожданную гостью. Тристан, забыв про все раны, бросается к ней, чтобы умереть. Пастух играет следующую мелодию, означающую, что прибыл корабль Марка.

От Брангены он узнал, что влюблённые пили яд, чтобы умереть вместе, и теперь он хочет сделать Изольду свободной. Но, только увидев короля, Изольда в тоске бросается на тело Тристана и умирает. Король Марк благословляет умерших влюблённых.

Заключение:

Чему же учит опера? Тому, что настоящую любовь разлучить не получится. Тристан и Изольда смогли сохранить свои чувства и умерли вместе. А король Марк, осознав свою ошибку, смог отпустить Изольду и, как хороший человек, хотел благословить их, но было слишком поздно.

Основная идея

Если посмотреть на сюжет легенды, то можно выделить две основных идеи. Первая касается любви двух героев, которая стала причиной многих конфликтов, поскольку противоречила этическим и общепринятым нормам. Полюбив друг друга, оба близких Марку человека нарушили целый ряд законов: феодальный, кровный и брачный. Однако они не в силах противостоять своим чувствам.

Вторая идея заключается в фатальности любви, которая имеет право на жизнь, только если герои будут постоянно держать свои чувства в напряжении, осознавая запретность и неправомерность. Это наблюдается на протяжении всех 19-ти глав.

Осиротевший в младенчестве Тристан, достигнув совершеннолетия, отправляется в Тинтагель ко двору короля Марка, своего родственника. Там он совершает первый подвиг, убивает страшного великана Моргольта, но оказывается ранен. Его исцеляет Изольда Златокудрая.

Король Марк прощает жену, но приказывает Тристану удалиться от двора. Тот возвращается на родину, в Бретань, где его слава растет благодаря многим подвигам. У короля Бретани есть дочь по имени Изольда Белорукая, он отдает ее замуж за Тристана, но тот продолжает хранить верность любимой даже в браке с другой.

Вывод:

В знаменитой легенде о любви Тристана и Изольды раскрывается распространенный средневековый конфликт между нормами общественной морали и верностью своим чувствам. Мотив любовного напитка помогает снять с героев ответственность за их взаимное влечение, “очистить” их, однако в самом тексте отчетливо прослеживается скрытое осуждение церковных догм, прославление полноты жизни и свободы.

Что послужило такому успеху романа в литературных кругах? Почему описанный сюжет считается бессмертным и актуален до сих пор?

Средневековые романы — явление довольно интересное в литературе. С одной стороны, художественная литература основывается на клирикальной, церковной литературе, благодаря которой появились книги в современном их понимании: с обложкой, корешком, страницами, миниатюрой и другими традиционными атрибутами. С другой, присутствует неутолимое стремление фантазировать и придумывать необыкновенное истории. Правда, авторы пока ещё не привыкли детально описывать героев, окружающее пространство и происходящие события. Взамен они уделяют всё своё внимание быстрой смене обстоятельств, неустанно приправляя их магией.

Эти черты характеризуют и “Тристана и Изольду” — одно из самых знаменитых французских произведений. Им вдохновлялся великий Шекспир при написании “Ромео и Джульетты”. Мы также найдём параллели с историей Франчески да Римини из “Божественной комедии” Данте. Что послужило такому успеху в литературных кругах? Почему описанный сюжет считается бессмертным и актуален до сих пор?

Жить им в разлуке было ни жизнь, ни смерть, но то и другое вместе

Первые упоминания Тристана обнаружены ещё в валлийских рукописях. Валлийцы — кельтский народ, населяющий Уэльс. Таким образом, легенда содержит в себе элементы валлийского фольклора и их мифологии. Безусловно, без короля Артура и рыцаря Говена не обошлось: именно они примиряли короля и племянника в рукописях.

В XII столетии начали появляться книги о Тристане. Они именовались “Роман о Тристане”, “Тристан Юродивый”, но известной версией, объединившей в своём заглавии обоих влюблённых стала книга Томаса, англо-норманнского поэта. Именно у него впервые встречается имя Изольда.

Позднее свои версии трагической любви предлагали Готфрид Страсбургский, Мария Французская, итальянские и немецкие поэты. В начале XX века Жозеф Бедье собрал все дошедшие тексты и попытался реконструировать первоначальный. Сегодня его реконструкция считается наиболее полной историей о судьбе молодых людей.

По Бедье, Тристан в детстве лишается родителей, и его воспитывает король Марк, его дядя. Тристан вырастает выдающимся воином и верным вассалом короля, он сражается с чудовищами и всегда чудесным образом одерживает победу над ними. Марк решает жениться, и Тристан отправляется на поиски его будущей жены — Изольды, у которой было любовное зелье для неё и Марка. В пути домой, Тристан и Изольда случайно выпивают зелье и влюбляются друг друга без памяти. Они продолжают встречаться за спиной ничего не подозревающего Марка и всячески ухищряются сохранить свою любовь в секрете. Жестокая судьба преподносит им одно испытание за другим. Одно из них становится для них смертоносным.

Условно произведение можно поделить на две части: в первой Тристан представляется перед нами несокрушимым героем, полубогом, сражающимся за честь королевства и Марка; во второй части главенствует любовная история, с её радостями и печалями, удачами и поражениями. Даже тут Тристан занимает ведущую роль и первостепенная проблема романа связана с ним: вассал влюблён в жену сюзерена. Эту проблематику немного позднее позаимствует и рыцарско-куртуазная литература.

Нет, то было не вино – то была страсть, жгучая радость, и бесконечная тоска, и смерть

Образ Тристана вызывает во мне противоречивые чувства. Слишком многое легко даётся ему, невозможное становится возможным, но разве не это результат упорного труда или развитого таланта? А его мужское начало! Казалось бы, он, верный поданный своего короля, да ещё и его племянник, не имеет права претендовать на любовь своей тёти, ни при каких обстоятельствах. Здесь же, он поддаётся своим чувствам, навязанными извне. Может быть, ему это даже нравится: страдать, выискивать драгоценные минуты для свидания, любить недоступную.

В свою очередь Изольда, хоть и отошла на второй план, но своего обаяния и значения не потеряла. Временами она кажется мне более храброй, серьёзной и взрослой, нежели Тристан. Наверняка тяжело быть замужем за нелюбимым взрослым (если не старым) мужчиной, которого она увидела впервые практически в день свадьбы. Ещё тяжелее “любить” убийцу своего брата, скрывать от мужа свои “настоящие” эмоции и не быть замеченной на публике — навыки, требующие изящества, смекалки и ловкости. В дополнение, Изольда родом из враждующей страны, а обычаи и традиции королевства Марка ей чужды. Как только она не сошла с ума от стресса, жизненных испытаний и затянувшейся депрессии?

Король Марк — наименее очевидный персонаж в моём понимании романа. Его поведение в семейной жизни полностью отражается на проводимой политике. Будучи слепцом или безумно влюблённым, он не замечает измен жены и предательства вассала. В качестве короля он не признаёт науськивания приближённых рыцарей на Тристана и их желания избавиться от него. Я задумываюсь, действительно ли Марк столь хороший король, любимый народом? Да, он милостив, что мы видим в одном из эпизодов, когда он не убивает влюблённых в лесу. В другие моменты он более вспыльчив, податлив эмоциям и действует без раздумья.

В какой-то степени столь сильное влияние чувств на жизнь героев объясняется реальной жизнью, где ощущения имеют весомое значение. Однако в реальных событиях мы склонны к размышлению, анализу ситуации и принятию наилучшего исхода. Отсюда следует неловкость средневекового сюжета. Тем не менее это тот литературный опыт, который необходимо получить для лучшего представления развития и становления мировой литературы, а также умения авторов писать и описывать.

Роман принадлежит к бретонскому циклу. А некоторые романы этого цикла основывались на кельтских сказаниях. Параллели роману в ираландских сагах – “Изгнание сыновей Уснехта”, “Преследование Диармайнда и Грайне”.

2) Версии романа.

Кельтское сказание о Тристане и Изольде было известно в большом кол-ве обработок на французском языке, но многие из них совсем погибли, а от других сохранились лишь небольшие отрывки. Путем сличения всех полностью и частично известных нам французских редакций романа, а также

их переводов на др. языки, оказалось возможным восстановить фабулу и общий характер древнейшего, не дошедшего до нас франц. романа середины XII в., к которому все эти редакции восходят. Что успешно и провернул фр. ученый Бедье (он жил в к. XIX-н.

XX. Ванникова просила не называть его трувером или трубадуром.) Наиболее известные версии – стихотворные версии французов Беруля и Тома, обширный роман Готфрида Страсбургского н. XIII (немца, сами понимаете). Прозаическая французская обработка была седлана около 1230 г. В ней появились рыцари Круглоого Стола, и тем самым роман был включен в круг артуровских романов.

В рыцарских романах композиция обычно линейная – события следуют одно за другим. Здесь цепь ломается + симметрия эпизодов. Каждому эпизоду в начале романа соответствует зеркальное отражение в более мрачных тонах: история рождения Т. – рассказ о смерти; парус Морольда (победа, ликование) – парус Изольды (намеренный обман, смерть), яд Дракона, от которого излечивает И. – рана от отравленного оружия, но И. рядом нет и т. д.

4) Концепция любви и характер конфликта.

Любовь представлена здесь как болезнь, разрушающая сила, над которой сила человека не властна (это древнее мифологическое представление). Это противоречит куртуазному пониманию любви. Смерть над ней тоже, кстати, тоже не властна: из могил вырастают два дерева и сплетаются ветвями.

Конфликт между долгом и чувством (прямо трагедия классицистов! Правда, в учебнике это названо не догом, а общественной моралью. Судите сами, что вам ближе.): Т. не должен любить Изольду, потому что она жена его дяди, который его воспитывал и любит как родного сына, и доверяет во всем (в том числе и в добывание Изольды).

А Изольда тоже не должна любить Т., потому что замужем. Отношение автора к этому конфликту двойственное: с одной стороны он признает правоту морали (или долга), заставляя Т. мучится сознанием вины, с др. – сочувствует ей, изображая в положительных тонах все, что способствует этой любви.

Читайте также: