Требования к педагогическим технологиям кратко

Обновлено: 02.07.2024

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность – технология должна обладать всеми признаками системы: - логикой процесса, - взаимосвязью его частей, - целостностью. Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей. Структура образовательной технологии Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

· Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

· Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

· Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Реализация любой образовательной технологии осуществляется на основе следующих принципов:

· гуманизации — приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса ДОУ;

· целостности образа мира , реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

· учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка - соблюдение в организации образовательного процесса ин­тересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятель­ности, инициативности;

· комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе — свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе та­кого взаимодействия ребенок может выбирать виды дет­ской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

· педагогической поддержки — решение совместно с ребен­ком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ре­бенка способами и приемами; основной критерий реали­зации данного принципа — удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоцио­нальной напряженности;

· профессионального сотрудничества и сотворчества — про­фессиональное взаимодействие воспитателей и специали­стов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

К числу современных образовательных технологий , которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка можно отнести:

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· технология проблемного обучения и др.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.
Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функции.
Структура данной технологии следующая: игровая задача, правила, деятельность и результат. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и ученья. Игровым технологиям присущи следующие особенности (по С. А. Шмакову):
- свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса деятельности);
- творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
- эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

· медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

· физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

· обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

· образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

· К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Классификация учебных проектов:

· по доминирующему методу:

· по характеру содержания:

· включают ребенка и его семью,

· ребенка и природу,

· ребенка и рукотворный мир,

· ребенка, общество и его культурные ценности.

· по характеру участия ребенка в проекте:

· участник от зарождения идеи до получения результата.

· по характеру контактов:

· осуществляется внутри одной возрастной группы,

· в контакте с другой возрастной группой,

· в контакте с семьей,

· общественными организациями (открытый проект).

· по количеству участников:

· по продолжительности:

Технология исследовательской деятельности.

· Состояние и превращение вещества.

· Движение воздуха, воды.

· Свойства почвы и минералов.

· Условия жизни растений.

· Коллекционирование (классификационная работа)

· Виды строительных сооружений.

· Путешествие по карте

· Природные ландшафты и их обитатели.

· История жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

· идти в ногу со временем,

· стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

· наставником в выборе компьютерных программ,

· сформировать основы информационной культуры его личности,

· повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· Развитие воображения, мышления, памяти

· Говорящие словари иностранных языков

· Простейшие графические редакторы

· Обучение чтению, математике

· Использование мультимедийных презентаций

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

· Недостаточная методическая подготовленность педагога

· Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

· Бесплановость, случайность применения ИКТ

· Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога: 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация). 2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий. 3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. 4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. 5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.

· Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.

· Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.

· Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

В.В. Сериков[10] выделяет требования к педагогическим технологиям, которые можно расположить от наиболее общих до частных:

1. Трансформация содержания обучения в целостный проект деятельности, которой должны овладеть обучаемые.

2. Представление проектируемой деятельности в процессуальной форме (в виде системы задач и задачных ситуаций).

3. Разграничение сфер правилосообразной и творческо-импровизационной деятельности.

4. Представление в эксплицитной форме способов решения задач из данной предметной сферы.

5. Построение обучения в виде достаточно жесткой последовательности обучающих и учебных действий, учебных ситуаций, которые произвольно нельзя менять местами.

6. Выявление способов взаимодействия участников учебного процесса, их функций, ролей, связей, сюжетно-игровых линий, развертывающихся на протяжении технологизируемого фрагмента учебного процесса.

7. Мотивационное обеспечение технологий на основе создания возможностей самореализации участников учебного процесса.

8. Использование материально-технических факторов, информационных средств и программных продуктов, способствующих эффективному развитию учебно-воспитательной ситуации.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ И ОБСУЖДЕНИЯ

1. Назовите основные признаки образовательных технологий. Обоснуйте их.

2. Чем отличаются образовательные и педагогические технологии?

3. Что должен сделать учитель для реализации базовой модели образовательного процесса?

4. Чем отличаются технология, метод и методика?

5. Что надо сделать, чтобы поставить обоснованную цель при использовании образовательных технологий?

6. Каким образом можно включить творчество учителя и ученика в обучение с использованием педагогических технологий?

7. Каким образом можно решить проблему авторской позиции учителя при использовании педагогических технологий?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Базовый уровень

1. Выберите любые два определения педагогических технологий и сравните их содержание.

2. Найдите отражение основных признаков педагогических технологий в определениях технологий.

4. Прочтите отрывки из книг В.П. Беспалько и В.А. Сластенина и проанализируйте их.

Повышенный уровень

1. Определите три критерия, по которым можно сравнить определения педагогических технологий. Выберите четыре определения из приложения и заполните таблицу:

Определения педагогических технологий

Критерии для сравнения педагогических технологий

2. Разработайте структуру педагогической технологии.

3. На примере конкретной технологии обсудите требования к педагогическим технологиям.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, Е.О., Осмоловская, И.М. Теория обучения в информационном обществе [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

2. Краткий справочник по педагогической технологии [Текст] / под ред. Щурковой Н.Е. – М.: Новая школа, 1997. – 98 с.

3. Сальникова, Т.П.Педагогические технологии [Текст]: учебн. пособие. – М.: Сфера, 2010. – 128 с.

4.Сергеева, М., Ломакина, Т.Ю. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. – М.: Academia, 2008. – 288 с.

Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика; под ред. В.А. Сластенина. – 10-е изд., перераб. – М.: Академия, 2011. – С. 445-448.

6. Турик, Л.А., Осипова, Н.А. Педагогические технологии в теории и практике [Текст]. – М.: Феникс, 2009. – 288 с.

7. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя [Текст]. – М.: Педагогический поиск, 2001.

8. Чернявская, А.П., Байбородова, Л.В., Харисова, И.Г. Методы формирования научно-исследовательских компетенций будущих педагогов [Текст]: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. – 116 с.

ГЛАВА 2. Организация групповой работы

Достижение метапредметных и личностных результатов обучения возможно только при организации активной самостоятельной деятельности обучающихся в учебном процессе. Учащиеся должны быть активны как в практической работе (на лабораторных, практических занятиях, в учебно-исследовательской работе), так и при освоении теоретических знаний. Основной формой организации активной деятельности школьников в обучении является коллективная познавательная деятельности, которая реализуется в парной работе и в работе по микрогруппам.

В микрогруппе ученики работают над одной и той же проблемой, изучают одну и ту же тему или пытаются общими усилиями, на основе объединения мнений и знаний, выдвинуть свежие идеи, комбинации или нововведения. При этом они приобретают знания и навыки не только по конкретному предмету, но и метапредметные компетентности, развитие которых важно для становления личности, для успешности в будущей жизни.

Опыт показывает, что при активной работе обучающихся в группах развиваются личностно-мотивационные компетенции (при самостоятельном определении целей и методов работы, выборе методов работы и используемых источников, выполнении и координации деятельности), компетенции в области планирования деятельности (при планировании и осуществлении работы, формулировке проблемы, сборе и интерпретации данных), компетенции в области принятия решений, самоконтроля и коррекции результатов деятельности. Учащиеся начинают лучше понимать суть и структуру знаний, начинают видеть их личностный смысл.

Разумеется, для достижения перечисленных результатов необходимо, чтобы работа по микрогруппам использовалась учителями регулярно и включала в себя не просто выполнение заданий педагога, а весь цикл деятельности – от ее планирования до контроля, оценки и коррекции.

Включение общения ребят друг с другом в процесс обучения, которое происходит в микрогруппах, способствует более полноценному образованию. Умение общаться на темы, связанные с обучением, друг с другом и учителем, задавать вопросы и анализировать получаемые ответы – одно из условий прочного усвоения знаний и их последующего использования.

  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

  1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
  2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
    1. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае чаще всего методика и рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

    Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

    Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

    Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

    • педагогическая идея, то есть определенная методолоческая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
    • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
    • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
    • воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
    • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

    Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены Селевко Г .К.:

    • концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
    • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
    • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
    • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
    • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Классификация педагогических технологий

    Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

    Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

    Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

    Классификация педагогических технологий

    по требуемым ресурсам

    • технологии, реализуемые на отдельных этапах урока
    • технологии, охватывающие отдельное занятие
    • технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета
    • технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении
    • технологии, реализуемые с помощью технических устройств
    • технологии, реализуемые с помощью печатных материалов
    • технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

    по целевой ориентации

    СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

    1. Технология проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через поисковые методы, постановку познавательных задач.
    2. Технология модульного обучения – обеспечение гибкости учения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки через использование самостоятельной работы обучающихся с индивидуальной учебной программой.
      1. Технология развивающего обучения – развитие личности и способностей через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека.
      2. Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов учащихся через применение методов индивидуального обучения, создания возможности усвоения материала на различных планируемых уровнях.
      1. Активное (контекстное) обучение – такая организация активности обучаемых, при которой активно используется моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности.
      2. Игровое обучение – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование игровых методов, позволяющих вовлечь обучаемых в творческую деятельность.
      3. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия.

      ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

      При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

      Ключевые элементы программированного обучения:

      • подача материала небольшими порциями;
      • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
      • предъявление ответа для самоконтроля;
      • варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.

      Реализация

      Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

      Достоинства:

      • индивидуализация обучения;
      • большая самостоятельность и активность учащихся;
      • наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.

      Ограничения

      Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

      ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

      Ключевые элементы:

      • четкая структуризация содержания обучения;
      • законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;
      • наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;
      • индивидуальная скорость работы с учебным материалом;
      • контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

      Реализация

      Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

      Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

      УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

      УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

      УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

      Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

      Министерство образования постоянно вводит новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.

      Министерство образования постоянно вводит новые требования к уровню обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач на сегодняшний день является совершенствование системы обучения, разработка новых образовательных методик.

      Перед преподавателями стоит первоочередная задача создания улучшения качества обучения, подбор средств, способов и методик взаимодействия с детьми, которые позволят максимально эффективно организовать их обучение. Все это невозможно реализовать, не имея удобного инструментария. Таким инструментом в системе образования является педагогическая технология.

      Что же такое педагогическая технология?

      Давайте разберемся в значении этого термина. Мы знаем, что технология — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата.

      Иными словами, педагогическая технология – это совокупность методов и средств для достижения определенных результатов в воспитании и обучении детей.

      Повсеместное распространение педагогических технологий историки относят к началу шестидесятых годов прошлого века и обуславливают это началом переформирования американской, а после и европейской системы образования.

      Виды педагогических технологий

      Существует множество различных способов классификаций педагогических технологий. Давайте постараемся в них разобраться. Все технологии можно условно разделить на общие и частные. Общие решают вопросы построения процессов обучения. Частные же отвечают за более тонкие моменты: как заинтересовать учащихся, как лучше оценить их работу и достижения и т.п.

      Школьное образование

      Обучение детей в школах

      Рассмотрим наиболее популярные и значимые виды педагогических технологий.

      Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:

      • Технологии организации общения направлена на создание оптимальных условий для формирования индивидуальности ученика.
      • Педагогические технологии организации учебно-познавательной деятельности направленна на стимулирование учебной деятельности.
      • Технологии диагностической и прогностической деятельности основана на использовании эмпирических способностей преподавателей, их умении пользоваться диагностическими методиками для планирования своей работы.
      • Педагогические технологии инновационной деятельности базируются на новаторском подходе к образовательному процессу.
      • Технологии организации воспитательного дела позволяют раскрыть внутреннюю сущность ребенка и направлены на гармоничное развитие личности подопечного.

      По структуре педагогические технологии можно разделить следующим образом:

      • Процессуальные технологии представляют из себя методический план достижения результатов, который имеет четко обозначенные временные рамки осуществления стадий образовательного процесса.
      • Формирующие технологии позволяют варьировать длительность этапов образовательного процесса.
      • Развивающие педагогические технологии являются элементом масштабного процесса и не имеют конечного результата

      Нужна помощь преподавателя?

      Мы всегда рады Вам помочь!

      Среди педагогических технологий также можно выделить:

      • Проблемное обучение основано на обучении посредством моделирования и решения затруднительных ситуаций
      • Концентрированное обучение представляет из себя процесс обучения посредством расширенного и углубленного изучения дисциплин обусловлено возможностью самостоятельно изучения материалов благодаря разбитию его на функциональные блоки
      • Развивающее обучение опирается на вероятные возможности ребенка и базируется на формировании структуры мышления, а не эксплуатации памяти.
      • Дифференцированное обучение — это объединение в одну группу детей с разными умениями с целью их гармоничного развития и выявления доминирующих способностей каждого члена группы.
      • Знаково-контекстное (или просто контекстное) обучение применяется в высших учебных заведениях, опирается на квалификационную и специализированную подготовку обучающихся с поэтапным внедрением в программу освоения практических навыков.
      • Игровое обучение применяется как в дошкольных учреждениях, так и в высших школах представляя собой моделирование ситуаций в игровой форме.
      • Обучение развитию критического мышления позволяет учащимся развить критическое, творческое мышление методом выдвижения противоречивых теорий и дальнейшего их подтверждения или опровержения.

      Правила использования педагогических технологий

      В реализации любой педагогической технологии важна системность. Задача педагога добиться слаженного взаимодействия всех компонентов образовательном процессе.

      На сегодняшний день в системе образования применяются как традиционные, так и новаторские, эксклюзивные методики и практики.

      Выбор определенной педагогической технологии определяется самим учебным заведением и обуславливается совокупностью различных факторов, влияющих на реализацию процесса обучения.

      Приведём пример. Ребенок пришел обучаться в художественную школу. У него потрясающее врожденное владение техникой рисования акварелью. Казалось бы, занимайтесь с ним акварельной живописью, и не напрягайте ребенка другими специализациями. Но звание художественной школы предполагает, что обучающийся должен приобрести весь комплект необходимых знаний и умений. И это не прихоть учебного заведения, а действительно насущная необходимость. Для полноценного и разностороннего развития ребенка в художественно стезе нужно понимание композиции (выстраивание пространства и тел в нем), умение разбираться в истории искусств (понимание к какому стилю относится та или иная художественная работа, в какое время и почему зародилось это направление), понимании колористки (умение разбираться в природе цвета и подбор тонов и подтонов, их гармоничное сочетание) и многое другое.

      Это единый стандарт художественного образования, имеющий точное определение для педагогов в выборе педагогических технологий. На основании полученного образования в художественной школе ученик получит свидетельство государственного образца.

      Если же родители определили ребенка учиться в художественную студию на направление скульптуры, то его там будут обучать, главным образом, лепке, работе с глиной и другими материалами. Такой курс не стандартизируется, и преподаватели могу по своему усмотрению выбирать удобные им педагогической технологии.

      Но не стоит забывать, что все образовательные учреждения нашей необъятной страны должны опираться на требования ФГОС. Институт образования четко регламентируется на государственном уровне, и все педагогические технологии должны опираться на рекомендации Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

      Читайте также: