Требования к организации исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. При формировании познавательной активности воспитанников исследовательскую деятельность и экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Организация исследовательской деятельности воспитанников учреждений дошкольного образования особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Основа организации исследовательской деятельности – познавательный интерес, который характеризуют вопросы детей, активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений, стремление поделиться с другими новой информацией, эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ребёнка (жест, мимика, обмен впечатлениями), регулятивные процессы (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость), поведение детей при затруднениях.

Взрослый обучает ребенка, сообщает ему разные знания, в том числе доступно и обоснованно отвечает на его вопросы. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности.

Одной из потребностей, лежащих в основе познавательного развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, представлениях.

Потребность общества в активных, образованных, одаренных, интеллектуально развитых людях и способности ребенка к развитию.

Признание в теории и практике познавательно - исследовательской деятельности, как деятельности, где активность ребенка направлена на постижение устройства мира и не разработанность приемов по ее организации.

Необходимость определенной познавательно - исследовательской среды как условия эффективного развития познавательного интереса и отсутствие нежелания у педагогов создавать эту среду.

Выявленные противоречия определили проблему, связанную с развитием познавательного интереса на основе условий организации познавательно - исследовательской деятельности.

Таким образом, можно сделать соответствующие выводы. Исследовательская деятельность содержит огромный потенциал для формирования у старших дошкольников познавательного интереса. Она обеспечивает постоянную открытость ребёнка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем.

Определив научные основы и методики развития познавательного интереса у детей старшего возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению я выработала стратегию деятельности, которая является для меня и моих воспитанников оптимальной и эффективной.

Наблюдая за деятельностью детей во время прогулок, проводя с ними опыты и эксперименты с различными материалами и предметами, я обратила внимание на то, как в глазах ребят загораются искорки любопытства: сейчас произойдёт что-то интересное и необычное. Эти наблюдения подтвердили убеждения в том, что детское экспериментирование - замечательное средство для познавательного развития воспитанников, так как оно порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы ребёнок мог самореализоваться. Для познавательного развития детей вместе с родителями воспитанников создала в группе уголок познавательной практической деятельности, оснастив всем необходимым оборудованием для определения свойств различных веществ: твердости, мягкости, по сыпучести и вязкости, по растворимости, по цвету, запаху и температуре. Материалы, подлежащие исследованию: пищевые материалы, растворимые ароматические вещества, природные материалы, бросовый материал, бумага разной фактуры и цвета и другие. При проведении детских опытов и экспериментов детям предоставляю свободу выбора и доступности для исследовательской деятельности. К оформлению и содержанию уголка познавательно- практической деятельности предъявляю требования в соответствии с перечнем средств оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.

В ходе работы систематизировала методический и практический материал по проблеме, разработала методические памятки, советы для родителей и педагогов.

Уверена, что создание соответствующих предметно-игровых условий в группе и учреждении дошкольного образования является необходимым фактором всестороннего развития ребёнка, помогает повысить качество образовательного процесса.

Образовательный процесс с воспитанниками начала на втором этапе, реализующем. Работу с детьми проводила по определённой системе, при наличии определённых условий: последовательно и систематически. Образовательный процесс организовывала таким образом, чтобы ребёнок являлся активным участником, а не пассивным наблюдателем. Всё воспитание и обучение детей строила в личностно-ориентированной модели. На занятиях и в процессе самостоятельной деятельности воспитанников преподносила не готовые истины, а давала возможность самим исследовать, экспериментировать, наблюдать, чтобы дать возможность прийти к желаемому результату своего исследования.

1. Форма проведения: совместная деятельность взрослого и детей. Это организация режимных моментов в течение дня, развлечения, театрализации, игры, конструирование, прогулки, наблюдения, опыты, экскурсии, чтение
познавательной литературы, самостоятельная деятельность детей.

3.Методы: словесные: рассказывание, объяснение, чтение художественных произведений, прослушивание аудиоматериалов, игровые ситуации; наглядные: рассматривание иллюстраций, показ воспитателем, наблюдения, просмотр мультимедийных презентаций, видео- и фотоматериалов; практические: дидактические игры, опыты, эксперименты, элементы
театрализации, сюжетные игры.

В своей работе использую три уровня реализации исследовательской деятельности по принципу от простого к сложному:

1. Ставлю проблему, намечаю стратегию и тактику её решения, само решение ребёнок находит самостоятельно.

3. Постановку проблемы, поиск методов её исследования и разработку решения ребёнок осуществляет самостоятельно.

Работа с воспитанниками показывает, что самый эффективный для их познавательного развития третий уровень. Ребёнок самостоятельно ищет способ решения поставленных перед ним задач, пробует, ошибается, экспериментирует и получает неожиданный ответ на свои вопросы. Исследовательская активность играет огромную роль в саморазвитии детей, они не просто усваивают информацию, которую даёт взрослый, они активно приносят в этот сложный процесс содержание собственного опыта.

В организации познавательной практической деятельности часто тему исследования подсказывают сами дети. Стоит только не пропустить, что именно им интересно: почему в холодильнике холодно, где растёт пирожное, откуда к нам приходит сыр?

Существенным итогом моей работы можно считать появление и повышение интереса воспитанников к исследовательской деятельности.

Меня радует то, что я вижу результаты своего труда. Воспитанники коммуникабельные, целеустремлённые, раскрепощённые, умеют свободно общаться со взрослыми и сверстниками. Так же хочется отметить положительное влияние исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребёнка, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Я считаю, что элементарную исследовательскую деятельность необходимо внедрять, уже начиная с младшего дошкольного возраста и видеть перспективу развития познавательного интереса у детей на протяжении всего дошкольного периода.

Отслеживая успехи обучения своих воспитанников в начальных классах, я получаю хорошие отзывы от учителей и благодарность от родителей.

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерствообразования Республики Беларусь. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 416 с.

3. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 184 с.

4. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского,
Е. А. Панько. — Мозырь : Белый Ветер, 2014. — 184 с.

5. Казаручик, Г. Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Г. Н. Казаручик. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 72 с.

6. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) :учеб.­метод. пособиедля педагогов учреждений дошк. образования / Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. — 255 с.

7. Ладутько, Л. К. Удивительный мир природы (от 5 до 6 лет) : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования /
Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. — Минск : Нац. ин­т образования, 2014. —
48 с. : ил.

8. Лобынько Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников /Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск :ИВЦ Минфина, 2010. — 220с.

12. Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк.образования / Е.А. Стреха. – Минск: Нар. асвета, 2012. – 64 с.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является исследование. Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи) и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе исследования помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Работая в данном направлении, мы пришли к выводу, что исследовательская деятельность позволяет ребенку проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.

3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.

5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

*** О мире животных, насекомых и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).

*** О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.

*** О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.

*** О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д.

*** О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.

*** О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

Создание условий для самостоятельной исследовательской активности детей

• безопасности для жизни и здоровья детей;

• доступности расположения материалов и оборудования.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.

Организация совместной деятельности воспитателя c детьми

выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников :

-Первый вид (специально организованная совместная деятельность) познавательно–исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется воспитателем, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены воспитателем.

Основной формой познавательно-исследовательской деятельности первого вида являются опыты, которые чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. На первых этапах экспериментирования предлагаем детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дается возможность им самим самостоятельно экспериментировать. Воспитанники принимают активное участие, с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом, тем самым у них развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций. Опыты проводятся как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.

Познавательно – исследовательская деятельность — это интегрирующийся вид деятельности с другими видами.

• Взаимоотношения между экспериментом и трудовой деятельностью тесно связано, так как экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

• Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.

• Также прослеживается связь познавательно – исследовательской деятельности и с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

• Прослеживается связь и с чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, а также в игровой деятельности.

Считаем важным при организации познавательно – исследовательской деятельности задействовать все органы чувств ребенка. Придаем большое значение игровым технологиям: дидактические, словесные игры, строительные игры с песком, водой, сюжетно-ролевые игры.

Применяя ИКТ средства в познавательно-исследовательской деятельности, мы увидели, что это способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности, задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы). У детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности, они проявляют активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментирования. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоение нового.

Для положительной мотивации детей мы используем различные стимулы такие как: новизна, необычность объекта; тайна, сюрприз; мотив помощи; познавательный момент (почему так); ситуация выбора.

При организации самостоятельной исследовательской работы детей необходимо формировать умение придерживаться следующих определё нных правил:

- самостоятельное выдвижение детьми или принятие от взрослого познавательной задачи;

- анализ её условий самостоятельно или с помощью воспитателя;

- выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

- отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи (при использовании карточек – алгоритмов, схем, рисунков – символов);

- непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

- анализ полученных фактов и формирование выводов;

- обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследовательского поиска.

Для проведения самостоятельных исследований нами были разработаны различные карточки - алгоритмы, схемы проведения опытов и рисунки-символы (ладошка, глаз, нос, рот, ухо, подсказывающие, как и с помощью чего можно изучить предмет.

Работа требует соблюдение техники безопасности. Их дети составили совместно с игровым персонажем. Они очень просты и легко запоминаются:

- бери только нужные для работы материалы;

- работай с сыпучими материалами, с водой, со стеклом, с огнем на подносе;

- пробовать на вкус вещество можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество ты пробуешь;

- центр любит порядок: клади на место все материалы по окончании работы.

Привлечение родителей к детской экспериментальной деятельности

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, было постоянное стремление узнать новое, выяснить непонятное, вникнуть в сущность предметов, явлений, действий мы рекомендуем родителям проводить простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях. Для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников проведены следующие формы работы:

• собрана подборка консультаций для родителей с целью дать педагогические советы родителям по экспериментальной деятельности детей, развитию познавательной активности.

• изготовлены памятки для родителей с целью соблюдения правил техники безопасности во время экспериментирования, для ознакомления родителей с видами экспериментальной работы с детьми.

• проводим мастер-классы, чтобы дать практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию.

Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Результаты проведенной работы показали позитивную динамику роста уровня элементарных основ исследовательской деятельности. Познавательно – исследовательская деятельность оказала влияние на :

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);

- развитие навыков планирования своей деятельности, умение выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы;

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);

- расширение кругозора детей, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней;

об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах;

о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т. д.) о применении их человеком в своей деятельности.

В своей работе будем продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в познавательно-исследовательской деятельности своих детей.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности

    Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

    Задачи: Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)

    Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

    Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

    Формирование способов познания путем сенсорного анализа Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции Классификация детского экспериментирования

    По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

    Читайте также: