Трансформация школы как института воспитания

Обновлено: 05.07.2024

Мир переехал в онлайн, а в провинциальных школах по прежнему пишут мелом вместо маркеров. Есть мнение, что это не навсегда. Рано или поздно ученики классических школ перейдут на удаленку, создадут новый рынок и обеспечат экспоненциальный рост онлайн-образования. По-моему, это хороший повод для стартапа.

В статье я собрал информацию по теме, оценил потенциальный рынок и описал конкурентов. От читателей жду обсуждения перспектив, разумных и неразумных предположений, адекватной и неадекватной критики. В общем говорите что думаете, а там разберемся.

Ничего не предвещало беды, я спокойно листал ленту инстаграма. Вдруг в мое личное пространство вторглось видео одного харизматичного человека. Обычно Сергей говорит про недвижимость, но неожиданно он выступил на тему детского онлайн-образования. Не знаю предысторию этого решения, однако снимаю шляпу за отличный эфир. Советую внимательно посмотреть запись и после этого двинуться дальше.

Если вы пропустили видео, то вот резюме:

  • Онлайн-образование продвинулось на новый качественный уровень. Это не Zoom-конференция, как думают люди. Это комплексный продукт, который сочетает образовательную программу, обратную связь, интерактивное взаимодействие и систему контроля.
  • Хорошая онлайн-школа даст школьнику больше знаний, чем физическое посещение занятий. Технологии онлайн-школы не позволяют ученику отвлекаться от обучения, перескакивать темы или прогуливать уроки. Учитель контролирует процесс и результат занятий. Родители видят историю прогресса. Если школьник что-то не понял, то он возвращается к нужному уроку и проходит его заново (включая тесты и контрольные задания). Перейти на следующий уровень, не пройдя предыдущий, ученик не может физически.
  • Онлайн-образование лучше традиционного. Классические школы исчезнут через пять лет. Пока вы спали, мир изменился — признайте это уже наконец.

Не уверен, что школы вымрут так быстро, но остальным тезисам импонирую. За последний век среднее образование не изменилось. Постепенно оно деградирует. Если технологии изменят тренд и повысят качество образования, то будет здорово.

С коммерческой точки зрения это окно возможностей. Коронавирус ускорил цифровизацию мира, и под раздачу попал не только бизнес. Традиционные неповоротливые сферы будут меняться. Отсюда очевидная идея стартапа — открыть частную общеобразовательную онлайн-школу и прокатиться на тектоническом изменении рынка.

Обращаю внимание, что ставка идет на последнюю часть предложения. Мы рассчитываем на изменение парадигмы образования, которое случится с нами или без нас, а не на создание уникального и никому не нужного продукта.

Хороший признак успешного стартапа — большой размер рынка, на котором он функционирует. Школьное образование проходит этот критерий:

  • В 2021 году в школы пошли 17 миллионов учеников.
  • Предположим, что 1% прогрессивных родителей готовы перевести детей на онлайн-образование. Получится 170,000 учеников.
  • Предположим, что за образование они готовы платить от 2,000 до 5,000 рублей в месяц или от 18,000 до 45,000 рублей в год.

Перемножив школьников на деньги, мы получим от 3 до 8 триллионов рублей потенциальной выручки. Это хороший размер для российского рынка, особенно с учетом консервативного расчета. Если допустить более оптимистичный сценарий, то мы попадем в хороший рынок даже по международным масштабам.

Лидеров рынка школьного онлайн-образования удачно собрал Тинькофф-Журнал (плюс я добавил мастодонта Учи.ру). Кстати, советую прочитать статью и комментарии — там есть интересная информация с точки зрения пользователей. А мы пока отойдем от конкурентных преимуществ онлайн-школ и посмотрим, сколько денег они зарабатывают:

Больше половины рынка занимает Учи.ру, который вырос на 70% с 2019 года. Компания успешна благодаря административному ресурсу — качество сервиса слабое (тестировал на младшей сестре-четверокласснице), но общеобразовательные школы перевели на него директивно.

Остальные участники любопытнее — зарабатывают меньше, но растут хорошо. Семь школ из десяти прибыльные, что редкость для компаний, которые функционируют в новой рыночной нише.

Глобально про рынок и конкурентов:

  • Конкуренты зарабатывают, а значит рынок существует
  • Конкуренты растут, а значит рынок растет
  • Конкурентов мало, если учесть потенциальный объем рынка

Подробнее я проанализировал конкурентов здесь. Кликайте, если интересно.

Про преимущества, недостатки и риски я говорю не в разрезе онлайн-образования как концепции, а разрезе онлайн-образования как идеи для бизнеса. Спорные моменты надеюсь обсудить в комментариях.

Преимущества вижу такие:

  • Школьное образование — это большой и обязательный рынок. Если бизнес-курсы или английский для взрослых можно пропустить, то школу закончить придется. Это отличная новость, потому что продать обязательный продукт проще, чем продать необязательные полезные навыки.
  • Довольный клиент будет платить одиннадцать лет. Да, я взял по максимуму, но даже половина срока — все равно долго. Сойдется любая юнит-экономика.
  • Треть россиян тратят на ребенка треть семейного бюджета. Еще 20% — половину. Мы снова попадаем в большой и приоритетный для потребителей рынок.

Недостатки тоже присутствуют:

  • Сделать качественную общеобразовательную программу, построить процесс обучения и проконтролировать учеников онлайн — задачка со звездочкой. Требует организационных навыков. К тому же ряд задач реально проще сделать вживую (да, большинство детей списывает).
  • Мнение, что оффлайн лучше онлайна сидит у родителей в печенках. Рынок пройдет семь кругов ада, перед тем как станет массовым.
  • Реальность такова, что школьный онлайн — это глобальный эксперимент. Такое образование будет либо хуже, либо лучше обычного. Объективные результаты мы увидим через десять-пятнадцать лет, когда первая партия онлайн-школьников пойдет в институт или на работу.
  • Основные конкуренты зашли на рынок в прошлом десятилетии. Они привлекли инвестиции, набили шишки, отладили бизнес-процессы. Запустив еще одну онлайн-школу, придется догонять.

Если совсем глобально, то существует два риска:

  • Традиционное образование победит, переезд в онлайн не состоится. Онлайн-школы остануться нишевым рынком. Проиграют все.
  • Рынок школьного образования трансформируется, но новых пользователей получат старые игроки. Они заработают, мы прогорим.

В остальном это понятный, масштабируемый и потенциально крупный бизнес. Он держится на сильной реализации, а не на гениальной идее.

Собрал факты и кейсы про школьный онлайн, которые мне приглянулись. Посмотрите. Думаю, вам понравится:

  • Одесский учитель физики Павел Андреевич Виктор из любви к детям запустил бесплатную онлайн-школу задолго до то того, как это стало мейнстримом. На его YouTube подписаны 910 тысяч человек, а видео-лекции содержат полный курс физики для старшеклассников. Если вы думаете, что онлайн хуже оффлайна, то сравните лекцию Павла Андреевича с обычным школьным уроком.
  • Интервью основателя Нетологии Максима Спиридонова. Максим рассказывает про влияние COVID на цифровизацию и темпы роста рынка онлайн-образования. В том числе он делится инсайтом про синхронное и асинхронное образование, а также рассказывает про проект Фоксфорд, который нацелен на школьников.
  • Статья в РБК Тренды, которая подошла к онлайну с разных сторон и расписала плюсы и минусы домашнего обучения. Там же есть дополнительные причины перехода и размышления насчет социализации.
  • Еще одна статья в РБК Тренды. Авторы рассмотрели edtech рынок России целиком.

Давайте обсудим школьный edtech с разных сторон:

Не стесняйтесь отвечать частично или развернуто. Лучше с аргументами. Поднятие новой темы или постановка нового вопроса тоже приветствуются. Если перед ответом вы сделаете краткое интро, то будет вообще здорово. На этом все. Спасибо!

В телеграм-канале @fedotovjournal я пишу про все, что связано с инвестициями. От венчура до фондового рынка. Подписывайтесь, если материал вам понравился, и вы не хотите пропустить новый.

p.s. простите, что отнял много времени и спасибо, что прочли

Несколько моментов от родителя (частный детский сад -> общеобразовательная школа -> онлайн школа -> частная школа).

"используют школу не как место образования, а как детский сад с чуть расширенным функционалом" - отчасти верно, но скорее нужна и дневная занятость и образование. Нельзя просто оставить ребенка один на один с экраном, ему сложно держать фокус самостоятельно, часто нужна помощь и пояснения учителя. Чего не хватает, так это командных уроков, чтобы помимо обычного социального взаимодействия была практика достижения общей цели и умения понимать других и договариваться.

"жутко затянутое прохождение материала", "великолепная возможность списывать" - это давняя проблема школьного образования, изначальной его целью было выучить до среднего уровня большое количество безграмотных детей, но при этом страдают те кто слабее (тяжело успевать за классом) или сильнее (скучные уроки). Нельзя загонять всех под одну гребенку. Решается на удивление просто: у каждого ученика свой прогресс (и соответственно задания) по каждому предмету, каждый движется со своей скоростью, есть промежуточное тестирование которое позволяет перейти на следующий уровень. Есть каталог изучаемых тем, которые можно проходить/перепроходить в разном порядке.

ОГЭ, ЕГЭ в этом плане кастрированный вариант подобных тестов, ребенок не привык к такому тестированию, для него это стресс. В таком формате тестирование не позволяет понять реальное покрытие знаний и не дает шансов на ошибку и возможности ее исправления.

Чего реально не хватает, так это качественной образовательной программы (контента). Не просто набор тем, а дерево знаний. Не просто книги с картинками, а современные красочные интерактивные программы. Не просто тесты набранные на скорую руку, а полноценное покрытие изученного материала. Не просто оценки, а разбор и понятное объяснение ошибок.

P.S. В текущей школе нет оценок, ~10 учеников на 1 учителя, можно закончить один из предметов за несколько лет (один из учеников закончил курс математики в 9+ лет). Мне бы такую школу в мое время :)

Ничего себе! Поздравляю, вы молодцы:)
Понятное дело, что школы разные и ответственный родитель найдет для своего чада подходящий вариант.
Я же про общие моменты рассказываю. В обычных школах.

А разве учи.ру заменяет школу? Мне казалось это такое приятное дополнение.

Не совсем понятно с чем поздравляете? Если вы про "закончил курс математики в 9+ лет", то это "один из учеников", а не "один из моих детей" :)
Учи.ру конечно не заменяет, просто пример удачной реализации. Онлайн школа была из списка в статье. Частный детский сад был вынужденной мерой (спасибо Собянину), остальное по выбору.

Поздравляю с ответственным родительством:)
Не отдали ребенка на произвол стандартной системы образования.

Да, знаю.
Но сделать школу всегда интересной и веселой - это невероятно трудная и дорогая задача. Поэтому такие сервисы являются по сути "доп.образованием".
Если же вы посмотрите как школы реализуют классическое онлайн-обучение, вы обнаружите все то же, что есть в школе офлайновой

Вижу тезиз и антитезис. Предлагаю синтез. Дети сидят в школе с педагогами, но весь учебный процесс в системе. Педагог не методист, а скорее надзиратель и мотиватор. Родительский комитет согласовывает понятную ему учебную программу.

В таком случае педагог не педагог:)
Мне это видится достаточно печальным, если честно
У ребенка появятся вопросы, мол зачем я хочу сидеть в компе в школу, если я это могу делать дома? И это логично.
Плюс вопрос финансовый. Получается, мы будем платить и за этот сервис обучения и учителям? Есть ощущение, что как-то дороговато выйдет. И непонятно зачем, если учитель/ментор/етс все равно в классе находится?

Педагогом в античности называли человека который доводил ученика от дома школы и обратно. Поэтому скорее возвращаем слову его начальный смысл.
Хочет дома, отлично, хочет пообщаться приходит в класс. Как гибридный офис в пандемию. Дороговато это надо считать и работать стартапу над этим вопросом.

Кстати ещё про дороговато
Есть в школьном образовании неприятный момент. Клиент и плательщик - разные люди.
И если для клиента (ученика) ещё можно придумать что-то оригинальное и интересное, то вот как пересадить плательщика (родителя) на новый вид образования - неизвестно пока что. Потому что есть ОГЭ и ЕГЭ и они обязательны для получения аттестата о полном среднем образовании. А научат ли в "иной" школе их чадо как надо эти тесты сдавать - непонятно.

Выходные тесты и документы остаются прежние. Мое предложение это вообще не затрагивает. Если не научат, натянут на 3. Это то же я не предлагал ворошить.

Почему же? Затрагивает.
Не дети выбирают школу, а родители. Попробуйте им объяснить ваши нововведения и посмотрите сколько из них согласятся на такой эксперимент. А это напрямую влияет на доход

Если система отлажена и полезна, родители первые за нее проголосуют. Они же не враги своим детям.

1 из 10 и это уже будет хорошо но остальные " по течению " и конечно прискорбно видеть как на автомате ребенка отдают в школу где в лучшем случае будет "время провождение"

Система может выявить способности выше среднего и задать более адекватный индивидуальный трек обучения, тем самым нивелировать пассивность упомянутых 9 из 10, про которых вы упомянули.

Допустим, вы придумали какую-то гениальную систему обучения. Такую, что успеваемость всех растет невероятными темпами, детям в ней классно и весело, родители не беспокоятся и тд - то есть она со всех сторон идеальна. И дальше вы решаете открыть свою полноценную школу.

И первое, с чем вы столкнетесь - в рф общеобразовательная (пусть даже и частная) школа обязана быть некоммерческой. Что вряд ли понравится инвесторам, а на гос.деньги претендовать не приходится - без аккредитации их не дадут. Но, представим, что у вас неограниченный бюджет и пойдем дальше.

Второе - получение лицензии. Для нее нужно предоставить все ваши планы, расписание, оснащение и тд. Все вышеописанное обязано соответствовать федеральному закону. То есть у вас еще ничего нет, а вы уже потратили деньги на здание (кстати да, у школы обязано быть свое здание), его обустройство и соответствие всем нормам, что ну вообще недешево.
Естественно, так как ваша новая система имеет больше общего с логикой и здравомыслием, чем с нормами, то лицензию вам не дадут просто так. Придется подстраиваться и придуманная система становится хуже (из самого простого, например, вы решили преподавать детям не по 7 разных уроков в день, а по 2, чтобы увеличить продуктивность и убрать расфокус у детей - вам это сделать не позволят не только вышеупомянутые нормы, но и постоянные впры, срезовые и тд, которые ориентируются на стандартные планы прохождения тех или иных предметов). Но ладно, представим, что и это вы подстроили без ущерба вашей системе.

Третье - аккредитация. Эта штука нужна, чтобы вы могли сами выдавать аттестаты. И чтобы ее получить, ваша организация должна будет проработать несколько лет без нее. То есть несколько первых лет ваши ученики будут обязаны прикрепляться к другим школам для сдачи экзаменов. Как минимум, это повлечет за собой сильное сокращение списка желающих поучиться у вас.

Четвертый пункт - родители воспринимают в штыки нововведения. Вот хотите вы или нет, но они сами учились в школе, и их окружение тоже, и окружение детей тоже. И все это была одна единая система, которая не менялась годами. Как вы думаете, захотят ли они отдать свое чадо туда, где нет аккредитации, выпускников и лишь обещание, что ваш метод образования лучше? Родители ценят стабильность, а не инновационность. Количество учащихся сокращается до мизерного в этом моменте.

И наконец, даже допустив, что у вас все получается на малом количестве учащихся и вот вы уже с аккредитацией ждете новых учеников. Вы уверены, что при масштабировании ваша система не рухнет? По личному опыту скажу, что уже после 5-6 учеников в классе, средняя скорость обучения сокращается драматически с каждым новым учеником. То есть вам нужны новые классы и новые учителя, что ведет к радикальному повышению трат.

И это все только цветочки. Потому что это лишь общая картина без частностей типа поиска учителей. Найти хотя бы 20 отличных учителей для своей школы - практически невыполнимая задача. И очень дорогая. Плюс, как вы будете искать классных педагогов в стране, где пед.вузы до сих пор остаются этаким местом, куда поступают по остаточному принципу и над частью "пед" в названии гыгыкают - я хз. С кадрами, в общем-то будут проблемы.
И это я еще про "индивидуальные обучающие треки" не заикался - с ними вообще веселье.

И на этом моменте, мне хочется остановиться, ибо список этих проблем нескончаемый. А теперь посмотрим правде в глаза. Бизнес это не то что невыгодный, он абсолютно убыточный, значит инноваций с той стороны ждать не стоит. А государство смотрит лишь в сторону больших чисел (вся страна учителей, вся страна учеников), стабильности (чтобы и в Москве работало, и каком-нибудь Ковылкино на 20к человек) и равноправия (чтобы по итогу у всех был плюс-минус равный шанс поступить в ВУЗ). Поэтому системы образования, которые основаны на индивидуальном подходе (что уничтожает равенство и стабильность) и рушатся при масштабировании точно рассматривать не будут.

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:


18 августа состоялась конференция "Организация системы воспитательной работы в условиях всеобщей цифровизации образования" , целю которой было обсуждение разработки и реализации рабочих программ воспитания как составных частей основной образовательной программы уровня общего образования, механизмов, инструментов и формирования развития профессиональных компетенций педагогических работников, необходимых для ведения профессиональной деятельности в области воспитательной работы в условиях цифровой образовательной среды.

Открывал конференицю Александр Михайлович Кондаков, выступление которого мы приводим в текстовом виде для наших читаталей.

Я думаю, сегодняшняя встреча - это только начало большого, длительного, интересного и конструктивного разговора об особенностях развития и формирования личности в условиях цифровой образовательной среды.

На сегодняшний день одна из главных задач образования – обеспечение жизнестойкости и жизнеустойчивости человека в условиях стремительно меняющейся среды его существования. Причем смешанной среды – она и виртуальная, она и реальная. Эти две среды взаимодействуют между собой, формируют этот новый мир, в котором мы с вами живем, в котором происходит развитие личности наших детей.

Сегодня вряд ли кто-то будет говорить о монополии школы на социализацию, воспитание и развитие ребенка. Это ушло в прошлое. Школа приобретает новое, более значимое качество и становится центром взаимодействия всех участников образовательных отношений (социальных партнеров, семьи, педагогических работников, и, конечно же, самих детей, а еще – общества, государства, бизнеса), который должен обеспечить формирование личности каждого ребенка. И в этом отношении ключевой особенностью современной среды является ее человекоцентризм, детоцентризм.

О некоторых моментах я все же скажу отдельно. В прошлом году в школах разрабатывали программы воспитания. И у меня всегда стоя вопрос: рабочая программа воспитания школы – это вообще что? Как она монтируется в повседневный образовательный процесс? Получилась некая матрица мероприятий, которые должны свидетельствовать о том, что школа реализует задачи воспитания и развития личности детей. Однако интеграции не было: есть основная образовательная программа, а есть программа воспитания. А на самом деле процессы воспитания и образования, конечно же, неразделимы. И мы с вами начинаем сложный длительный разговор, процесс взаимного поиска, сотрудничества, взаимодействия.

Сейчас родители начинают предъявлять некий социальный заказ к школе не только по обучению, но и по формированию личности. Родители уже давно знают, что такое 4К и мягкие навыки и т.д. Это и требования и вызовы внешней среды, требования бизнеса по отношению к системе образования.

Готовы ли мы с вами к безопасному и эффективному сетевому поведению? В научный оборот этот термин вошел 2,5 месяца назад при разработке концепции безопасности детства Ленинградской области. Поскольку, анализируя ситуацию безопасности современного ребенка и человека, мы зафиксировали то, что помимо традиционных факторов, угрожающих жизни и деятельности человека, возникло огромное поле новых явлений, связанных с сетевой жизнью. Поэтому я вас приглашаю к большому и серьезному разговору на тему воспитания и развития личности в сетевой среде.

Очень важно понять, каковы стратегические ориентиры переосмысления темы воспитания гражданина России в общественном сознании. Я буду выступать с позиции ученого, с позиции практика, с позиции родителя, с позиции гражданина. Вы точно так же попробуйте относиться к тем вещам, о которых я говорю, с разных точек зрения, а не только с инструментальной точки зрения разработки рабочих программ воспитания.
Воспитание всегда было ключевым приоритетом государственной образовательной политики любого государства. Обратите внимание на следующие документы и меры:


На что здесь нужно обратить особое внимание? Прежде всего, мы должны понимать, что воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности. В некоторых документах начинало звучать, что обучение – это первая половина дня, а воспитание – вторая. Но такого не может быть! Образование по определению – это совокупность обучения и воспитания.

Вы видите достаточно понятные и узнаваемые вещи, но задумайтесь, насколько они глубоко интегрированы в образовательный процесс.

Говоря о формировании рабочих программ воспитания, мы не начинаем с чистого листа. Обратите внимание на две эти замечательные фразы, которые актуальны и сегодня если мы с вами под воспитанием понимаем не трансляцию некоего культурного поля, а развитие личности обучающихся.
Но сложность и проблематика воспитания, в которой мы сегодня с вами находимся в современном мире, потребовала научного переосмысления прежних подходов, разработки новой методологии и уточнения понятийно-терминологического аппарата.
Что лежит в основе программ воспитания и социализации? Это, конечно, портрет гражданина России 2035 года. Дети, которые в этом году пойдут в школу впервые, закончат ее в 2032 году. Мы с Вами представляем, что это будет за жизнь?

В основу разработки портрета выпускника, который мы делаем совместно с Институтом развития детства, семьи и воспитания, мы положили Конституцию Российской Федерации, которая аккумулировала те ценности российского общества, которые были накоплены годами и которые объединяют нас в российский народ. Из нормативно-правовых оснований воспитания гражданина России особенно обращаю ваше внимание на документы стратегического планирования.

Есть достаточно серьезные социальные и технологические контексты развития современных детей и молодежи.

Это все не просто слова, а подготовка человека к жизни в новой социокультурной ситуации. Это и автоматизация производства, это и внедрение инструментов искусственного интеллекта, это и создание информационно-сервисных платформ, цифровой среды, это и возрастающая доступность социальных услуг.
Исходя из вышеперечисленного, я хочу сказать, что воспитание прежде всего должно обеспечить жизненную устойчивость человека. Его ответственное, безопасное поведение в сетях. Социальную и профессиональную успешность, эффективную деятельность молодежи в новом социальном и технологическом контексте.

И здесь мы также видим зрелое сетевое поведение, о котором уже говорилось ранее.
Если мы возьмем ФГОС 2009/2010/2011 года, то увидите, насколько этот портрет существенно отличается от данного в во ФГОСах. Я, как автор концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая была активно использована при подготовке стратегии воспитания и социализации и других документов, включая письмо Министерства по программам воспитания, хочу сказать, что уже два или три года назад, когда мы как авторы встретились, обсудили эту проблему и поняли, что ее актуализировать нельзя и ее надо писать заново. И это новая концепция воспитания гражданина в условиях быстро и стремительно развивающейся среды. Это то, что мы готовы представить на ваше обсуждение.
Программы воспитания в системе образования целостны и преемственны. Важно чтобы рабочие программы воспитания и социализации были преемственны дошкольному образованию. Мы готовы делиться опытом и помогать вам в формировании рабочих программ воспитания и их включении в основные образовательные программы. Кстати, рабочие программы по предметам разрабатываются с учетом рабочих программ воспитания.

Единство и вариативность процесса воспитания начинаются с единого воспитывающего пространства образовательной организации, муниципалитета, региона, страны. Мы сейчас начинаем реализовывать интересный проект по созданию такой целостной среды в городе Перми. Особенность проекта в том, что здесь включены семьи, видящие необходимость своего активного участия в процессе воспитания собственных детей.
Воспитательно-образовательное пространство школы мы привыкли называть единым укладом образовательной организации. Именно в рабочих программах воспитания, в планируемых результатах воспитания и закладываются те характеристики уклада, которые формируют атмосферу образовательной организации, которая становится домом для поколений горожан. Которые с удовольствием потом возвращаются на встречи со своими учителями и другими выпускниками.

Очень важно чтобы рабочая программа воспитания в основной образовательной программе фиксировала уникальность образовательной организации через портрет выпускника. Очень хорошая методика и методология – обсуждение портрета выпускника с педагогами, семьями, учащимися. Так вырабатывается тот образ желаемого будущего, которое позволяет в дальнейшем определить особенности программ учебных предметов – междисциплинарные, трансцисциплинарные. Также и особенности проектной деятельности, внеурочной деятельности, дополнительного образования, нормы и правила поведения, принятые в той или иной организации.

По моему мнению, командообразование в большей степени готовит людей к будущему. Это готовность к смене команд, к взаимодействию с разными людьми, смене социальных ролей. Очень важно чтобы педагогический коллектив был единой командой.
В системе наставничества хочу выделить также и систему взаимодействия старших школьников с младшими, а не только специалистов с различным опытом друг с другом.
Во внутреннем контуре процесса воспитания важно появление сетевой среды социализации личности. Она должна формировать комфортную среду жизни на уровне микрорайона, муниципалитета, региона. Здесь стоит посмотреть, как взаимодействует школа с садиками, организациями дополнительного образования, здравоохранения, культуры и так далее, максимально удовлетворяя запросы семей на формирование и развитие личности детей. Формирование и развитие личности – это в целом более широкое понятие, чем воспитание. Таким образом, представляется единое сетевое пространство, в котором мы живем и работаем.

Результативность воспитания при создании таких сетевых форм зависит от того, насколько согласованы действия всех участников, насколько они вовлечены в эти социальные институты, насколько они готовы к сетевому партнерству и взаимодействию. Сетевое партнерство и сетевое взаимодействие должны быть акцентированной часть рабочих программ воспитания.


Воспитание в современном мире – это сложнейший вид человеческой деятельности. Здесь невозможно использование простых решений или заимствование прежних подходов. Попытки реинкарнации воспитательных подходов советского периода результатов не дают: жизнь другая, общество другое, социум другой, среда развития другая. Поэтому необходимы научный поиск, практическая апробация, широкая государственная и общественная поддержка.

Мы приглашаем вас к взаимодействию, обсуждению этой важнейшей, социально значимой задачи. Даже, я бы сказал так: жизнезначимой задачи, которую мы обязаны с вами решить.

Цифровая образовательная среда

Лазутова Мария Николаевна, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, д.ист.н., проф.

Вопросы воспитания настолько многогранны, что определить их границы порой невозможно. Каждый исторический период ставит перед обществом и прежде всего школой свои задачи по воспитанию человека, формирует свою систему ценностей, свой идеал. Рассмотрим тенденции развития российской системы воспитания на примере московских школ.

1. Сформирован серьезный пласт воспитательных проектов, которые связаны с расширением уровня знаний, оказанием конкретной помощи учителю в организации учебного процесса (рисунок 1).


Подобная серия мероприятий расширяет границы обучения ребенка.

2. Вектор воспитательной работы все сильнее смещается из учебного процесса в систему дополнительного образования (рисунок 2).


3. Сегодня образование и воспитание стали общей задачей всех институтов общества (рисунок 3). В частности, в Москве различные структуры органов исполнительной власти все активнее участвуют в работе по формированию у школьников целостных ценностей, универсальных знаний и навыков поведения.


Таким образом, можно отметить, что сегодня создается единая система обучения и воспитания, которая, к сожалению, на определенном этапе развития российского общества была разрушена. По сути, уже не отдельные школы, а целые города становятся центрами обучения, воспитания, социализации подрастающего поколения.

Нужно ли отказываться от хорошо зарекомендовавших себя форм воспитания, если они имеют положительные результаты и в значительной степени понятны, полезны и эффективны?

Конечно, нет, но они должны постоянно корректироваться с учетом времени. Эти наработанные приемы воспитательной деятельности способны быть гибкими, массовыми и индивидуальными.

Если посмотреть на историческую ретроспективу, то легко заметить, что на протяжении развития цивилизации выделялись главные формы воспитательной работы, которые обеспечивали жизнедеятельность школьников в настоящем и будущем (рисунок 4):

1. Мероприятия, связанные с самосохранением и безопасностью человека.

2. Воспитательная работа, связанная с формированием навыков, необходимых для дальнейшего самообеспечения.

3. Работа, направленная на помощь школьнику в самовоспитании и формировании самодисциплины для своего будущего.

4. Работа, направленная на формирование умения и способности жить в гармонии с социальными и политическими установками общества.

5. Работа, связанная с интересами и увлечениями школьника, его досугом.


Что же не устраивает государство, общество в существующей системе воспитания школьников и почему так остро, амбициозно поставлена задача поиска новых подходов в воспитании?

Сегодня впервые выделяется потребность в фиксации того факта, что предвестником будущего необходимо считать человека, а не социальное явление. Одновременно с взрослением детей, подростков, студенческой молодежи происходят изменения в каждой конкретной школе, колледже, в нашей стране, в мире в целом. Физическое и нравственное взросление молодого поколения происходит на основе взаимного переплетения со всем, что происходит в обществе, и дети также являются продуктом общественно-исторического процесса трансформации всех структур совместной жизни людей. Перед педагогическим сообществом поставлена задача прежде всего осознать, что молодое поколение – это активные граждане, которые находятся в процессе не только физического взросления, но и усвоения социальных норм поведения.

Сегодня как никогда происходит дифференциация жизненных взглядов взрослого и подросткового населения (рисунок 5). Именно этим в значительной степени объясняются наши порывы гнева, осуждения и порицания поступков подростков. Нередко внутри одной семьи существует целый водораздел между родителями и детьми.


Говоря о значительном изменении в российском обществе, в системе образования, и это закономерно, нельзя не заметить, что меняется и современный школьник, поскольку он становится объективным свидетелем эпохи реформ, когда на смену уходящему прошлому приходят новые технологии, утверждаются новые приоритеты и ценности.

В этих условиях воспитание должно стать понятным современному поколению детей, подростков, студентов и, безусловно, тем, кто работает с детьми, кто растит их в семье. Воспитание может быть эффективным только тогда, когда в обществе, в каждом педагогическом коллективе создана атмосфера, в которой высоко ценится личность, мотивы ее действий, понимание этих мотивов и их принятие. К сожалению, сегодня этого пока не происходит. И поэтому мы должны четко определить, в чем смысл, сердцевина наших действий по воспитанию.

Нельзя забывать, что мы живем в мировом информационном изобилии, следовательно, первейшая задача воспитания – научить ребенка различать, выделять, что существенно и что имеет смысл, а что нет (рисунок 6). Школьник должен понимать, и наша задача – его научить, за что он будет отвечать, а за что нет. А это задача непростая, так как она объективно влечет за собой постановку конкретной цели мероприятия и полную заинтересованность ребенка в его подготовке, участии и результате. Ребенок – не абстрактное понятие, он сам подсказывает нам, что ему нужно и какая у него есть потребность в том или ином мероприятии. Он ждет от нас ответа на смысл предстоящих действий и в то же время сам в значительной степени может находить позитивное в организации мероприятий и в их осмыслении.


Мы научились проводить массовые акции, флешмобы, квесты, квизы, но не научились одному – уметь оценивать результаты этих действий. Значительная часть детей от этих акций не получает нужных мировоззренческих установок. Следовательно, и не формируется культура собственного ума.

Сегодня практически отсутствует принцип оценки действий со стороны школьника, очень мало у нас мероприятий в виде дискуссий, полемики, где бы высказывалась любая точка зрения ребенка, даже если она идет вразрез с какими-то установившимися нормами. Наши дети не умеют давать оценки, отстаивать свои убеждения, свои интересы либо интересы других.

Почему это происходит? Наши педагоги сами не всегда готовы к открытой дискуссии со школьниками. Гораздо проще заставить детей что-то делать, чем прислушаться к их мнению. Проще провозгласить установку, чем найти точку пересечения интересов. А уж создать проблемную ситуацию, которая предполагает возможную поведенческую ошибку со стороны ребенка и самостоятельный поиск им пути исправления ситуации, – это доступно единицам! Мы должны уметь слушать, понимать и показывать возможные пути, к которым может привести та или иная установка школьника. Массовые мероприятия практически не дают детям возможности развивать свои мысли, речь, давать оценки, отстаивать убеждения.

Еще одна проблема: как сохранить человеческие качества в цифровом пространстве?

День ото дня нарастает проблема погруженности детей в мир информации, в котором они уже находятся, довольствуясь виртуальным пространством, которое для них все больше становится удобным и интересным. Этот процесс имеет негативную сторону с точки зрения формирования мышления, способного отличать вымышленный контент, зачастую вредный, от реального и нужного. Но есть в этом и положительная сторона, поскольку это нам дает возможность научить детей и подростков не только получать информацию, но и критически относиться к тем материалам, которые появляются в интернете.

Для этих целей должна быть разработана специальная программа, без нее сегодня невозможно вести работу по формированию мировоззрения и культуры школьника. Здесь большую роль может сыграть развитие функциональной грамотности и критического мышления. Но для такой работы необходима специальная подготовка педагогов.

Как известно, дети не переносят нравоучений. Они способны сами организовывать себя, свой коллектив. Они хотят деятельности, и мы должны расширить горизонты для ее воплощения. Недоверие к школьникам, студентам – вот где кроется еще одна педагогическая проблема. Мы должны дать дорогу инициативам ребят. И пусть эти инициативы как можно раньше помогают детям сформировать ответственность за поступки, смелость в принятии решений. Тогда мы в значительной степени застрахованы от неправильных поступков детей в будущем.

Следующая важная проблема – воспитание патриотизма у школьников. Без понимания границ этого серьезного воспитательного процесса мероприятия переходят в прямолинейность, и это приводит к тому, что понятие патриотизма выходит у детей за рамки определенных базовых принципов.

В этом контексте важным является учет всех нюансов: национальных, этнокультурных, конфессиональных, географических – без этого подростку трудно перейти от малых форм патриотизма к патриотическим убеждениям, любви к своей Родине, Отечеству, уважению к историческим завоеваниям.

Не нужно увлекаться массовыми мероприятиями. Кроме констатации необходимости усиления патриотического воспитания в настоящее время, к сожалению, мало реальных дел, затрагивающих душу подрастающего поколения. И наконец, требуется единый учебник истории, где не должно быть нагромождения информации и большого количества дат, которые часто вымывают смысл исторических событий. А вот наполнить учебник яркими событиями отечественной истории очень важно, поскольку к истории своей страны прирастаешь через эмоциональное сопереживание происходящего.

Рассматривая проблемы воспитания, невозможно не сказать о роли семьи (рисунок 7). Современные пороки общества объективно повлияли на семейные отношения. Нередко можно заметить, что родители имеют весьма поверхностные понятия о морали, ответственности перед детьми и обществом, бывают склонны к неискренности по отношению к детям, подвержены ложным представлениям о смысле жизни и т.д. В последние годы встречаются факты, когда родители даже из благополучных, обеспеченных семей своим поведением внушают детям неправильные представления о национальной гордости, о патриотизме, о любви к родине, культурным традициям и обычаям.

Читайте также: