Традиция как основа духовного бытия кратко

Обновлено: 28.06.2024

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика - это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.




Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.

Духовное бытие – это и сознательное, и бессознательное стремление к преодолению материального, интеллектуального уровня индивидуального и общественного бытия во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии, производственной деятельности. Конечно, между сознательным и бессознательным стремлением существует различие по принадлежности: если сознательное стремление – феномен духовного, то бессознательное стремление – феномен душевного опыта.

Бессознательное в жизни индивидов есть выражение не духовного бытия, т.к. в нем в равной степени проявляется как стремление к возвышению подлинно человеческого бытия, так и стремление к выражению животных форм бытия.

В науке на сегодняшний день существуют трудности в определении духовности. Но если бессознательное признать духовным, следовательно, все живые формы можно наделить духовностью. Т.е. должны согласиться с Ф.Ницше – признать волю к власти универсальным двигателем прогресса. Так ли это?

Но можно ли согласиться и с тем, что духовность – это все формы сознания? Сознательная деятельность наркомана, алкоголика - это духовность?

Объективированное духовное существует вне отдельных индивидов, в различных формах духовной культуры, материализуется в языке, в звуках, в словах, в телодвижениях…

Наиболее ярким примером объективированного духовного является воплощение в жизнь идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного – это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, фильмы, картины, ноты).

Специфика объективированного бытия духовного состоит в том, что его фрагменты и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

Духовная жизнь общества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь в целом – это и есть объективированное духовное бытие.

Количественно и качественно духовное бытие, феномен духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и профессиональных групп общества.

Количественно наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики: она не всегда есть стремление к возвышенному, к красоте многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована религиозными догмами, иерархией церковных чинов. Качеству духовности можно позавидовать духовенству и интеллигентам. Большинство из них не поддаются искушениям деньгами, доходным должностям, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании.

Духовные люди – честные, образованные, последовательные в реализации своих жизненных идеалов, способные жертвовать материальным состоянием во имя достижения гуманных целей.

В силу многократности феномена духовности и ее интерпретации в различных культурах, тема духовного бытия не поддается систематизации. Рост или уменьшение объема духовного бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного прогресса. Дикие племена молились Богу, боролись со злыми духами, но это не сказывалось на улучшении их жизни, или перед войной – а где духовность? В США самый высокий уровень прогресса – при этом низкий уровень образования, недооценка морали.…

В диалектико-материалистической концепции, соотношения материи и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, следовательно, и духовное бытие вторичным.

Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше материальных благ, или биологических ценностей, т.е. ценность духовного бытия выше ценности общественного бытия.

Предмет Богословия. Апофатическое и катафатическое Богословие. Антропологическая основа Богословия. Смысл Традиции. Традиция как передача антропологических изменений. Новизна Традиции. Роль Учителя в Традиции. Богочеловечество как сокровенное содержание христианской Традиции. Христос как объект и субъект религиозной Традиции. Служебность внешних форм Традиции. Богословие как поиск не наиболее подходящих, а наименее неподходящих слов и форм. Условие смены форм Традиции. Богатство догматики как выражение богатства духовного опыта. Смысл догмата не как выражения Истины, а как ее ограждения от попыток ложного перетолкования. Догмат и ересь. Синкретизм и экуменизм.

ПОЗИЦИИ

1. Понятие о духовной традиции.

2. Основа христианской традиции.

3. Форма и содержание традиции.

4. Догмат.

5. Экуменизм в антропологической перспективе.

Рекомендуемая литература

Булгаков С. Н. Свет Невечерний. — М., 1917.

Булгаков Сергий, прот. Православие. — М., 1991. (Церковь как Предание).

Бунин И. А. Жизнь Арсеньева. Разные издания (кн. 2. гл. 9).

Восток-Запад. Материалы. Исследования. Публикации. — М., 1988. — 1992. № 2.

Лосский В. Н. Предание и предания // Журнал Московской Патриархии. — 1970

Софроний (Сахаров), архим. Основы православного подвижничества //ЖМП. — 1992. № 7.

Шмелев И. С. Лето Господне (повесть). Разные издания. — Париж, 1977.

Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. — М., 1992. — С. 45–52.

Позиция 1. ПОНЯТИЕ О ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ

ВОПРОСЫ

Чем отличается апофатическое богословие от атеизма?

Чем отличается апофатическое богословие от агностицизма?

Позиция 2. ОСНОВА ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

ВОПРОСЫ

Какой силой меняет себя человек в буддийской традиции, и какой в христианской?

Какое место из Евангелия говорит о необходимости второго рождения — рождения в Боге?

Позиция 3. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ТРАДИЦИИ

ВОПРОСЫ

Возможна ли речь о Боге или о человеке содержательная, но бесформенная?

Есть ли опасность, что форма подменит собою содержание? (Беседа прп. Серафима с Мтовиловым)

Какую ценность отстаивает консерватизм? (о. А. Ельчанинов. С. 92)

Позиция 4. ДОГМАТ

2. Смысл догмата не как выражения истины, а как её ограждение от попыток ложного перетолкования. Догмат и ересь.

ВОПРОСЫ

Что есть формулировка догмата?

Сравните ответственность богослова и ответственность врача?

Позиция 5. ЭКУМЕНИЗМ В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

3. Терпимость к человеку и терпимость к ошибке. Две обязанности христианина: быть открытым и терпимым к любому человеку и обязанность открытого и внятного свидетельства о том, чем истина отличается от заблуждений.

ВОПРОСЫ

Ваше отношение к идее синтеза религий. Будет ли это связано с обогащением или обеднением духовного мира человека?

Приведите наставления из православной духовной (святоотеческой) литературы, учащие отличать осуждение греха от осуждения человека, совершающего грех?

Покажите логическую противоречивость суждения «человек не может претендовать на знание истины?

Тема греха

Тема греха Внимательный читатель не может не заметить, что в гл. IX постоянно ставится и тотчас же снимается тема греха. В первый раз ее ставят ученики, и притом не только о самом слепце, но и о его родителях (ср. ст. 2). Господь ее отводит и для слепца, и для родителей (ср. ст. 3):

Тема персоны

Тема персоны Основной темой богословия отца Софрония является учение о персоне: о Боге как персональном бытии и о богообщении как встрече между личным Богом и человеком–личностью. «Ипостась–Персона есть первичный принцип и последнее, всеобъемлющее измерение в

Тема 1. БИБЛИЯ.

Тема В свете сказанного нами в предыдущем параграфе нет ничего удивительного в том, что (согласно мнению многих ученых) основной темой послания является непрерывность истории спасения. В качестве основной части послания исследователи нередко выделяют гл. 9–11. С другой

Тема. Бог умер

Тема 9. Троица

Тема 10. Христология

Тема 10. Христология ПРОГРАММАЗначение подлинности и полноты воплощения Бога во Христе для православного богословия. Отличие христианского понимания Боговоолощения от инкарнаций языческих божеств. Аполлинарианство, несторианство, монофизитство. «Что не воспринято —

Тема 4 Преподобные

Тема 4 Преподобные Продолжателями мучеников в деле евангельской проповеди считают преподобных. Действительно, повсеместное распространение этого подвига совпадает по времени с прекращением гонений в Римской империи.Но неверно было бы думать, что появление подвига

62. Главная тема Гал.

Духовная практика и духовная традиция. Концепт

Имплицитная тема

Имплицитная тема В предыдущей главе мы коснулись вопроса структуры метафоры и сравнения и подчеркнули тот факт, что тема может оказаться имплицитной, неявной. В этой главе мы приведем ряд дополнительных примеров, иллюстрирующих данное явление. В Ин 12:24 сказано: "Если

Лекция №5. Традиция жрецов и традиция пророков

Доктор философских наук,
профессор кафедры истории, методологиии философии
науки Нижегородского государственного университета

Итак, в предельно широком плане традицией можно назвать область сохранения меняющихся характеристик любого предмета, когда он рассматривается как социокультурный феномен. Традиция – это проявление универсалий бытия, иммунная система общества, фундамент и субстанция культуры. Проблема традиции является социокультурной формой проблемы сохранения сущности чего угодно. Это проблема идентичности, тождественности, самости и самобытности явлений.

Ответ очевиден, но за него надо бороться.

[1] Геббель Ф. Слово о драме. // Избранное: В 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 565.

Русская духовная традиция Успенский собор во Владимире

Для того, чтобы выяснить, что такое русская духовная традиция следует обратиться к уточнению понятий. В первую очередь определим, что такое традиция? Традиция — это аккумуляция наследия и ценностей, их сохранение, инструмент трансляции (передачи) этих благ во времени от поколения к поколению. Традиции всегда противостоит новация, которая стремится к преодолению традиции. В борьбе этих противоположностей происходит развитие общества.

Русская духовная традиция - русская природа

Русская природа как источник вдохновения духовной жизни

Соотношение традиций и новаций

В науке существуют различные трактовки понятий духовная традиция, религиозная традиция, культурная традиция, народная традиция. Вот и мы, следуя подобной дифференциации, кратко представим различия и общность данных понятий, которые помогут нам разобраться в особенностях русской духовной традиции. Таким образом, следует различать:

  • Духовную традицию
  • Религиозную традицию
  • Культурную традицию
  • Народную традицию

Духовная традиция — это сохранение и продуцирование опыта, ведущего человека к развитию его нетелесной сущности, углублению надмирного опыта, к нравственному тонкому развитию, трансляция знаний и практик, которые не дают сиюминутного материализованного результата. И поэтому духовные традиции могут расцениваться как бессмысленные для людей, не живущих духовной жизнью. Духовная традиция является ядром традиции религиозной.

Культурная традиция — это сохранение и трансляция всего богатства культурного наследия, выраженного, кроме религии, в идеях, в философии, в научных и профессиональных знаниях, в искусстве, в памятниках культуры, в особенностях этнографического, существования народа. Можно сказать, что культурная традиция имеет проекцию в сознании народа, это его осознаваемое богатство.

Но можно выделить еще и пласт народной традиции, в котором, аккумулируется кроме сознания ещё и подсознание народа. В народной традиции сохраняются архаические пережитки, архетипы и коды культуры, коллективное бессознательное, которое во многом формирует реальность народной жизни.

Традиции русского Православия в праздниках: преображение как основа духовного развития

Например, в славянской традиции после дня зимнего солнцеворота (солнцестояния) 21 декабря начинается празднование рождества Коляды, воплощения одного из верховных славянских богов Дажьбога и праздновались многодневные Святки, весёлые сытые праздники с гуляньями, переодеваниями, колядованиями и гаданиями. В христианской традиции этот праздник преобразился в Рождество Христово, а Святки стали праздничным периодом от Рождества до Крещения. Весёлый славянский праздник Встречи весны, сопровождаемый масленичными гуляниями, в православной традиции происходит перед Великим постом. Имеют свои православные аналоги, преображённые православной традицией языческие праздник: Радуница (Радоница), Семик или Триглав (Троица), Ивана Купалы (День Петра и Февроньи), Кузьминки (Косьмы и Дамиана) и др.,

Традиции русского православия - Масленица

Таким образом, в основе традиций русского православия лежит идея преображения, которая отражена в праздниках, в преображённом виде хранящих народные традиции. Самыми почитаемыми праздниками в традиции русского православия являются:

  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  • Покров Богородицы (14 октября)
  • Кузьминки (14 ноября)
  • Рождество Христово (7 января) с последующими Святками
  • Крещение (19 января)
  • Масленица (неделя зависит от Пасхи)
  • Вербное воскресенье (7 апреля)
  • Пасха Христова (подвижная дата)
  • Радоница (первый вторник после Пасхи)
  • Троица (подвижная дата, зависит от Пасхи)
  • День Петра и Февроньи (День любви и верности)
  • Медовый спас (14 августа)
  • Яблочный Спас или Преображение Господне (19 августа)
  • Успение Богородицы (29 августа)

Многоплановость русской духовной традиции

На русской почве происходит встреча духовных византийских традиций (внутренний пласт) с народными славянскими традициями (внешний пласт). Особенностью русской православной традиции является её нанизанность на дохристианский славянский каркас. Связующим звеном в этом является годовой календарный земледельческий цикл. Кроме того, в народной славянской традиции выработалось особое отношение к святости и к идее защиты русской земли, что повлияло на формирование духовных основ русского христианства. Сама же русская духовная традиция произрастает из византийской паламитской духовной практики — исихазма, святоотеческого наследия, стремления к обожению. Таким образом, в русской православной традиции можно выделить внутренние и внешние пласты. В XVI веке осознание наличия этих пластов вылилось в противостояние нестяжателей и иосифлян. Первые опирались на духовные (внутренние) основы Православия — византийскую духовную практику, помноженную на чисто русское особое почитание святых. Вторые — делали акцент на внешних, в том числе обрядовых сторонах, на особенностях общественного служения православной церкви,

Русская духовная традиция - Григорий Палама

В заключение можно отметить, что русская духовная традиция имеет сложный состав и особую историю своего формирования. На её характер влияли византийские духовные практики, дохристианские особенности духовной жизни восточных славян, народные традиции, сложные историко-культурные факторы. Но что является бесспорным — это то, что традиции русского православия являются истоками русской духовной традиции.

Читайте также: