Тон и фактура в композиции план урока

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Конспект урока живописи

1 класс 201 5 -201 6 учебный год

Программа Астаховой Л.Л.

Выполнил преподаватель БГДХШ

Лаушкин Алексей Геннадьевич

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Познакомиться с понятием фактура; ознакомить с техническим приёмом передачи фактуры; сформировать навыки работы в этой техники.

Задачи урока:

развить познавательный интерес и творческое мышление.

сформировать навык выполнения самостоятельной работы с применением изученной техники.

воспитать художественный вкус и эстетическое восприятие окружающего мира; воспитать трудолюбие и настойчивость в достижении творческих целей.

Вид художественной деятельности:

Изображение по памяти и по представлению.

Оборудование:

1. Рисунки с изображением животных выполненные в другой технике.

2. Изображение животных (фотографии, рисунки художников).

1. Чистый лист (формат А2).

2. Щетинная кисть, гуашевые краски.

Принадлежности для работы: бумага для выполнения работы (формат А3), кнопки, карандаш, стирательная резинка, гуашевые краски, щетинная кисть, бумажная палитра, тряпочка, карандашные наброски животных выполненные дома.

Объяснение этапов выполнения практической работы.

Выполнение практической работы

Завершение урока

Подведение итогов. Просмотр работ учащихся.

Итоговый опрос учащихся.

Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Изложение учебного материла

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием, как фактура в изобразительном искусстве. За годы учёбы в художественной школе вы ещё не раз услышите это слово на уроках рисунка, живописи, композиции и скульптуры.

Для того, что бы вам легче было понять то, о чём мы с вами сегодня будем говорить, я подготовил изображения животных. Давайте посмотрим рисунки сделанные на уроке декоративной композиции.

hello_html_m7935ca60.jpg
hello_html_77f088cf.jpg

hello_html_4a4b2373.jpg
hello_html_7e2ca2ee.jpg

Хотя эти рисунки цветные, но они целиком созданы из линий нарисованных воском и масляными карандашами.

Давайте внимательно посмотрим на то, как изображены эти животные:

Ёж - колючий. Его иголки изображены прямыми, упругими линиями.

Лев - мохнатая грива. Торчащие в разные стороны вокруг головы волосы и хаотичные штрихи на теле, создают ощущение напряжения. Тем самым передавая грозный характер льва.

Заяц - трусишка. Прижатые к спине уши. Волнистые штришочки по телу и трава наклонённая вправо, создают ощущение ветра.

Баран - кудрявый. Множество непрерывных завитушек создают впечатление кучерявого меха на его теле.

Все внешние качества поверхности животных можно назвать одним словом - фактура

Как вы понимаете это слово? Что такое фактура?

Фактура - характер поверхности предмета. Фактура, это осязательное качество поверхности (гладкий, шероховатый, шелковистый, бугорчатый).

Давайте потрогаем различные материалы. Для начала возьмите в руки кисточку с мягким ворсом (белка, пони), потрогайте её, можете ей погладить себя. Опишите ваши ощущения. Какая она? А теперь возьмите жёсткую щетин н ую кисть и проделайте с ней тоже самое. Какая она?

Так же пытаемся описать ощущения от осязания гладкой лощеной и шершавой наждачной бумаги.

Фиксируем понятие фактуры.

Практическая работа.

3.1. В отличие от рисунков, висящих на стене мы не будем применять воск и мелки, а воспользуемся щетинной кистью и гуашевыми красками.

В чём же особенность жёсткой кисти? Такая кисть не гладит, а как бы царапает. И если её не смачивать и сильно на неё не нажимать, то 5

она будет не гладко покрывать бумагу краской, а оставлять прозрачные, рваные мазки, на примере тех, которые вы сейчас видите на примере (наглядное изображение мазков сделанные сухой щетинной кистью).

Пример выполнения работы:

На примере изображения вороны показываю, как нужно пользоваться кисточкой.

hello_html_m42dabc23.jpg

Методическая рекомендация:

Если вы помыли кисть, то её необходимо протереть тряпочкой.

Мазки наносить по направлению роста шерсти животного. От головы к хвосту. От спины к лапам.

Помнить о смешивании красок. Наносить различные цвета один по верх другого.

Для того, что бы работать было интересней, животные изображаемые вами, должны быть мохнатыми, а не гладкошерстными.

Изображение животного должно быть крупным. Оно основное.

3.2. Из набросков сделанных дома учащимися, я выбираю наиболее выразительный. Их ученики переносят на формат и начинают работу цветом. Напоминаю то, что мех у животного не бывает по всему телу одного цвета. Он может переливаться, а у некоторых даже быть пятнистым. 6

Ученики делают зарисовки. Я слежу за композицией. Подсказываю, помогаю.

Главная задача этого урока, передача фактуры шерсти животного. Но если учащиеся быстро справляются с этой задачей, тогда рисунок усложняется введением пейзажа. Трава не закрашивается локально, а выполняется в той же технике мазка, что и при выполнении животного. Подрисовываю траву к изображению вороны.

Уважаемый посетитель, позвольте для начала предложить Вам Зарегистрироваться или войти на сайт под своим именем.
Это займет всего минуту, и вы сможете воспользоваться множеством дополнительных возможностей нашего сайта.

ЦЕЛЬ: усилить впечатления от объекта/действия/настроения изображения, и сделать его легко читаемым и, в то же время, эстетически привлекательным для зрителя.

В композицию входит: цвет, фигура, линия, контраст, пропорция, местоположение, раскадровка, точка обзора, ритм, перспектива, геометрия и многое-многое другое!

Одним словом, композиция – это все, что вы видите на рисунке! (именно поэтому так сложно стать мастером в этом деле, приходится держать в голове кучу мелочей!)

ПРАВИЛО ТРЕТИ

Разделите свое изображение на трети и расположите фокусную точку(и) рядом с точками пересечения линий.

Урок по Композиции


ПРАВИЛО ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ (ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ)

Поделите изображение на восьмые и расположите фокусную точку(и) в местах пересечения линий 3/8 и 5/8.

Урок по Композиции

Это дает более приятную глазу, сбалансированную картинку!

Урок по Композиции

Урок по Композиции

НЕ делите изображение по вертикали или горизонтали на две части!
НЕ размещайте важные объекты слишком близко к краям! (если только вы не хотите создать неудобную композицию)

Урок по Композиции


РАСПОЛОЖЕНИЕ

Помимо правила трети или золотого сечения, есть и другие техники расположения фокусных точек на рисунке:

Очень сильной и привлекающей внимание композицией может быть расположение по центру. Симметрия усиливает ощущение авторитета и величия.

Урок по Композиции

Для придания большей динамики, нужно чередовать разную высоту и размер элементов изображения…

Урок по Композиции

… если, конечно, вы не хотите показать равнозначность этих элементов. Например, если вы хотите нарисовать двух людей с разными, но равнозначными точками обзора.

Урок по Композиции

Урок по Композиции

Чтобы сделать рисунок более интересным и добавить в него глубины, добавьте несколько перекрещивающихся объектов!

Урок по Композиции

Будьте осторожны с тангенсами (касательными) – это те места, где линия или объект соприкасается с другой линией или объектом. Дайте им больше пространства, или наложите друг на друг!

Урок по Композиции


ФИГУРЫ И ЛИНИИ

Горизонтальные фигуры позиционируются как стабильные и расслабляющие.

Урок по Композиции

Вертикальные фигуры привносят мощную энергию и ощущение роста (или падения).

Урок по Композиции

Диагонали – самые яркие средства выражения динамики в рисунке. Они дают ощущение движения или напряжения.

Урок по Композиции

Продумайте настроение вашего рисунка и подберите фигуры, которые этому настроению подойдут. Если рисунок получился скучным, значит, ему не хватает диагоналей!

Изгибы дают более мягкие/комфортные ощущения, остроконечные фигуры дают ощущение скорости и какой-то опасности.

Урок по Композиции

Треугольник – отдельная композиционная фигура. Разместив фокусную точку(и) в треугольнике, вы заставите зрителя глазами пробежаться по всему полотну.

Круги также привлекают внимание зрителя. Можно, например, обрамить фокусную точку кругом (солнцем, луной, и т.д.).

Урок по Композиции

Урок по Композиции


РИТМ И ПОВТОРЕНИЕ

Повторяющиеся одинаковые фигуры или линии создают приятную ритмику в изображении …

Урок по Композиции

Урок по Композиции

Повторение одинаковых/похожих элементов в определенном организованном порядке усиливает ощущение структурности и формальности…

Урок по Композиции

тогда как группирование таких элементов придает рисунку естественность и непринужденность.

Урок по Композиции


КАДРИРОВАНИЕ

В зависимости от кадрирования, рисунок будет обретать тот или иной контекст. Вдобавок, некоторые рисунки смотрятся гармоничнее в горизонтальном или вертикальном пространстве. Когда перед вами стоит выбор, делайте его очень осторожно!

Пейзажи обычно хорошо смотрятся в горизонтальном оформлении. Когда задний фон превосходит в размерах присутствующую на рисунке фигуру, все внимание обращается на величие окружения, а не на фигуру.

Урок по Композиции

Портреты в полный рост хорошо смотрятся в вертикали. Если кадрировать изображение ближе к герою, внимание будет приковано к его действиям или мыслям. НИКОГДА не обрезайте изображение по местам соединения или суставам (шея, колено, локоть, кисть, талия, т.д.).

Урок по Композиции

Вертикальный кадр может усилить разницу в росте/высоте. Обрезая какую-то часть объекта, создается впечатление, что за границами изображения он еще долго продолжается.

Урок по Композиции

Обрезая маловажные объекты или фон, можно привлечь больше внимания к главному объекту. Здесь главное ПРОСТОТА!

Урок по Композиции

На что мы тут смотрим?

Урок по Композиции

Урок по Композиции

Урок по Композиции


ТОЧКА ОБЗОРА

Точка обзора, которую вы выберите, влияет на общее восприятие иллюстрации зрителем!

Если смотреть на персонажа снизу вверх, то появляется ощущение величия и угрозы.

Урок по Композиции

И наоборот, обзор сверху вниз дает обратный эффект.

Урок по Композиции

Обзор персонажем отдельной сцены за пределами вашей иллюстрации (например, когда персонаж смотрит через окно) может оказаться хорошим приемом разделения или добавления контраста. Это также хороший способ обрамления.

Урок по Композиции

Урок по Композиции

Помните об этих моментах, когда будете создавать сцену борьбы хорошего и плохого персонажа!


В данном видеоуроке мы с вами поговорим об основах композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Рассмотрим несколько средств композиции.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства"

Если говорить о декоративно-прикладном искусстве, то композиция – это расположение изобразительных элементов по определенной схеме так, чтобы выразительность изделия была наибольшей.

Когда создается какое-либо изделие, очень важно учитывать основные правила композиции.

К ним относятся:

· Передача движения или динамики, покоя или статики;

· Правило золотого сечения, то есть одной трети.

Эти правила уже знакомы вам из уроков по изобразительному искусству.

К приемам композиции относятся:

· Симметрия и асимметрия,

· Равновесие частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

К средствам композиции можно отнести:

· Динамика и статика;

· Симметрия и асимметрия;

Статичная и динамичная композиция.

Статичная или замкнутая композиция передает состояние покоя или устойчивости. Для такой композиции характерны линии, которые направлены к центру, также характерно построение по форме квадрата, круга, четкие внешние контуры.


В отличии от статичной, динамичная композиция передает движение, ощущение простора. Основное направлений динамичной композиции – от центра.


Ритмическая и пластическая композиция.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Ритм можно задавать линиями, пятнами цвета, света и тени. Еще его можно создавать чередованием отдельных элементов композиции, например, фигур людей, растений, геометрических фигур.

В русском народном искусстве простейшая форма ритма использовалась и используется очень широко. Примером может быть кайма, которая состоит из орнамента, на салфетке, скатерти, полотенце, узор в центре подноса, шкатулки.


Пластичная форма - это рельефная форма, с мягкими переходами основных элементов.


Симметрия и асимметрия.

Симметрия переводится с греческого как соразмерность. При таком принципе построения композиции элементы располагаются правильно относительно плоскости, оси или центра.


Асимметрия – это отсутствие симметрии.


Фактура, текстура и колорит в композиции.

Слово фактура происходит от латинского слова, которое обозначает обработка или строение. Это свойство, которое характеризует внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть гладкая, шероховатая, матовая, глянцевая и так далее.




Текстура, в свою очередь, это рисунок материала, который создала природа. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и так далее.




Для художественной выразительности текстура и фактура играют очень большую роль.

Колорит происходит от латинского слова краска или цвет. Это одно из важных средств эмоциональной выразительности, которое передает все цветовое богатство окружающего мира.


Стилизация – это средство композиции, которое связано с изменением реальной формы фигуры или предмета, ее объемных и цветовых отношений.




Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечно, постоянно открывая его новые стороны.

Итоги урока. Мы узнали об основах композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Рассмотрели несколько средств композиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планы уроков по композиции. Основные понятия в декоративной композиции, последовательное изложение материала дает возможность пройти путь от простого к сложному.

ПЛАН УРОКА 31-32

Группа Р-11(б) Преподаватель Солнцева Екатерина Валентиновна

Цели урока: Развитие профессиональных навыков необходимых при работе с графическими материалами при выполнении декоративной композиции. Развитие самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание.

Материально-техническое обеспечение: иллюстративный и видеоматериал по теме.

Организационная часть – 5 минут

Изложение нового материала – 10 минут.

Самостоятельная работа учащихся - 70

Подведение итогов урока и выдача домашнего задания – 5 минут

Организационная часть: контроль присутствия и готовности к уроку.

Проверка домашнего задания: незаконченная работа по теме.

Изложение нового материала: Взаимосвязь орнаментальных мотивов и тонального решения в композиции. Использование нескольких тонов в работе (от белого до черного через оттенки серого). Общее тональное решение композиции.

Самостоятельная работа: Выполнение практических упражнений по созданию композиции из орнаментальных мотивов с использованием нескольких тонов (от белого до черного через оттенки серого).

Домашняя работа: завершение работы.

Группа Р-11(б) Преподаватель Солнцева Екатерина Валентиновна

Цели урока: Закрепление полученных знаний. Развитие профессиональных навыков необходимых при выполнении работ в цвете. Развитие самостоятельности и самоконтроля в учебной деятельности. Нравственное и эстетическое воспитание.

Материально-техническое обеспечение: иллюстративный и видеоматериал по теме.

Организационная часть – 5 минут.

Проверка домашнего задания – 5 минут.

Повторение предыдущего материала – 10 минут.

Объяснение практического задания (цели и задачи) – 5 минут.

Самостоятельная работа учащихся – 15 минут.

Подведение итогов урока и выдача домашнего задания – 5 минут

Организационная часть: контроль присутствия и готовности к уроку.

Проверка домашнего задания: подготовленный для дальнейшей работы фон.

Повторение пройденного материала:

Вопросы для повторения и закрепления пройденного материала:

Что такое пропорции?

Какие орнаментальные мотивы могут использоваться в композиции?

Виды орнаментальных мотивов?

Есть ли отличия в орнаментах разных стран?

Два способа художественного видения при организации композиции: 1.Сосредоточение внимания на отдельном элементе как доминанте. 2. Видение в целом, без выделения отдельного предмета.

Пропорции – соотношение элементов изображаемой формы и соотношение форм относительно друг друга.

Варианты орнаментальных мотивов которые могут использоваться в композиции.

Варианты использования членения плоскости на части.

Варианты фактурных разработок которые можно использовать как в самом орнаменте, так и в фоне.

Самостоятельная работа: Практическая работа по созданию эскизов на соотношение орнамента к фону.

Домашняя работа: Завершение работы в цвете.

Группа Р-11(б) Преподаватель Солнцева Екатерина Валентиновна

Материально-техническое обеспечение: иллюстративный (иллюстрации 1-38) и видеоматериал по теме.

Организационная часть – 5 минут

Изложение нового материала – 80 минут.

Подведение итогов урока и выдача домашнего задания – 5 минут

Организационная часть: контроль присутствия и готовности к уроку.

Изложение нового материала:

Читайте также: