Типы творцов и стили творческой деятельности кратко

Обновлено: 30.06.2024

Также данная книга доступна ещё в библиотеке. Запишись сразу в несколько библиотек и получай книги намного быстрее.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

  • Объем: 830 стр. 104 иллюстрации
  • Жанр:к лассики психологии, о бщая психология, п рактическая психология, с оциальная психология
  • Теги:р азвитие личности, р азвитие творческих способностейРедактировать

2.2. Инсайт как центральное звено решения проблемы

Инсайт, или внезапное понимание (озарение) того, как можно решить задачу (проблему), открытие принципа ее решения, многими авторами рассматривается как центральный момент креативного процесса (Csikszentmichalyi, 1988; Davidson, 1990; Gruber, 1988). Однако по поводу определения и роли этого феномена в творчестве ведутся споры. Одни сводят креативность к инсайту (Feldman, 1988; Taylor, 1988), другие вообще отрицают роль инсайта в креативном процессе (Weisberg, 1988).

Дж. Дэвидсон (Sternberg, Davidson, 1982; Davidson, 1990) выделила три разновидности его проявления:

селективное (избирательное) кодирование: понимание того, что из имеющейся информации имеет ключевое значение;

селективное комбинирование: понимание того, как нужно соединить фрагменты информации;

селективное сравнение: связывание информации о текущей проблеме с определенной информацией о других проблемах, или решение по аналогии.

Многие авторы (Barron, Harrington, 1981; Barron, 1988; Percins, 1988; Simonton, 1988; Tardif, Sternberg, 1988) подчеркивают, что созревание идей требует длительного времени. В процессе длительного вызревания концепции инсайты могут возникать несколько раз, но не иметь решающего значения для построения концепции в целом.

П. Ленгли и Р. Джонс (Langly, Johns, 1988) отмечают важность памяти в процессе творческого инсайта, так как доступность информации дает возможность создавать неочевидные ассоциации и приходить к оригинальным решениям проблемы. Неслучайно В. Н. Козленко (1990) выявлена связь креативности с высоким уровнем памяти на существенные и латеральные (второстепенные) элементы проблемы.

Л. А. Китаев-Смык (2007) несколько поэтично описал структуру и последовательность развития креативного озарения при решении инновационной проблемы.

«1. Во время достаточно долгого и почти непрерывного напряжения сознания (мучительного или вдохновенного) в поисках интеллектуального решения актуальной задачи или проблемы возникает чувство погружения в пустоту. Такое сновидное (сомнамбулическое) состояние может быть кратким и не запоминающимся.

3. При вспышке вдруг становится видно новое, искомое решение. Оно, как странным образом визуализированное понятие, как зримая истина, может иметь вид сложной геометрической фигуры, или старинного замка с высоты птичьего полета, или чего-то пронзительно ясного, но невыразимого сразу словами…

5. Несмотря на это, возникает полнейшая уверенность в точности, верности, истинности внезапно открывшегося решения. При этом без колебаний отвергаются все остальные предполагавшиеся варианты решений теперь уже решенной проблемы.

6. Включается и двигательная ажитация: человек вскакивает, ходит, смотрит в разные стороны, но внутренним взором рассматривает проблему с разных сторон. Это длится 5-15 секунд, минуту или дольше.

7. Хочется поделиться новым знанием с кем-либо, излить свою радость.

Л. А. Китаев-Смык отмечает, что бывают и совершенно иные структуры инсайта.

2.3. Типы творцов и стили творческой деятельности

Говоря о более современных исследованиях, следует упомянуть о выделении двух стилей: аналитического и синтетического (в западной литературе их обозначают как узкий или широкий диапазон эквивалентности – Р. Гарднер [Gardner et al., 1959, 1960]). Аналитичность – это склонность ориентироваться на выявление различий между объектами, а синтетичность – склонность ориентироваться на сходство объектов (Колга В. А., 1976; Шкуратова И. П., 1994). Колга полагает, что все остальные когнитивные стили являются подстилями аналитичности – синтетичности, а Шкуратова рассматривает аналитичность – синтетичность как сквозную характеристику большинства других когнитивных стилей. Однако доказательств этому в исследованиях пока не найдено. Имеющиеся единичные корреляции между стилями оказались весьма слабыми и противоречивыми.

В экспериментах на свободную классификацию объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объекты на много групп, имеющих малый объем (узкий диапазон эквивалентности), другие же испытуемые образуют мало групп, имеющих большой объем (широкий диапазон эквивалентности). По мнению Р. Гарднера, узкий диапазон эквивалентности предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании этими испытуемыми более точных стандартов в оценке различий объектов. Впоследствии Гарднер предложил трактовать характерный для данного индивидуума диапазон эквивалентности как проявление понятийной дифференциации: чем больше групп объектов выделяется в условиях их категоризации, тем выше понятийная дифференциация. Таким образом, суть этого когнитивного стиля в том, много или мало категорий представлено в индивидуальном понятийном опыте.

Холодная М. А., 2002, с. 50.

В. Попов показал, что по этим двум стилям четко делятся и художники. Аналитический стиль присущ Давиду, Энгру, Дюреру, Пуссену, Кенту, Бруни, Перову, Петрову-Водкину и др., а синтетический – Рембрандту, Делакруа, Ренуару, К. Моне, Ван Гогу, Мунку, Сарьяну, Левитану, Коровину, Врубелю и др.

Другими стилями, имеющими отношение к творчеству, особенно в научной деятельности, являются импульсивность – рефлективность. Наиболее ярко эти стили проявляются при принятии решения в неопределенных условиях, когда требуется осуществить правильный выбор из множества альтернатив. Импульсивные склонны быстро реагировать в такой ситуации, выдвигая не очень обоснованные гипотезы и без анализа всех имеющихся альтернатив. Для рефлективных в этой ситуации характерен замедленный темп реагирования, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается после тщательного предварительного анализа альтернатив. Следовательно, рефлективные собирают больше информации и тратят больше времени, оценивая свои гипотезы.

Д. Прайс (Price, 1961) выделил два типа мышления ученых: визуальный, опирающийся на работу со зрительно-образными моделями, и вербальный, характеризующийся числовым, калькулятивным стилем.

М. А. Холодная (2002) отмечает, что в последнее время исследователи в качестве когнитивных стилей выдвигают конвергентность – дивергентность, дискурсивность– интуитивность (опора при необходимости понимания ситуации на рассуждения либо на спонтанный инсайт) (Allison, Hayes, 1996) и адаптивность – инновативность (предпочтение конвенциональных, устоявшихся способов решения проблем либо усовершенствование имеющихся и изобретение новых способов решения проблемы (Kirton, 1994). Все эти когнитивные стили тоже характеризуют либо склонность к творческому подходу к деятельности, либо ее отсутствие.

У лиц с педантичным стилем преобладает словесно-логический тип мышления (преобладание второй сигнальной системы по И. П. Павлову). У них хорошо выражены саморегуляция и волевые характеристики, они более активны, демонстративны, эгоцентричны, любят выставлять себя напоказ.

Лица с анархичным стилем отличаются преобладанием первой сигнальной системы (образным типом мышления), развитым воображением, они более инициативны, эмоционально чувствительны и обладают выраженной эмпатией. Они легко устанавливают нужные им контакты с другими людьми. При этом у них имеются завышенная самооценка и склонность к конфликтам, но меньшая склонность к демонстративности.

Можно полагать, что эти стили присущи и тем, кто занимается научной деятельностью. Так, писатель Д. Гранин посвятил одну из своих книг ученому А. А. Любищеву, который отличался крайним педантизмом. Он очень тщательно конспектировал работы других авторов, тратил на это много времени. Создается впечатление, что его главной заботой была экономия времени. В поездах читал книги и изучал языки. И в то же время с 1916 по 1972 г. он вел ежедневные подсчеты времени, потраченного за день на те или иные дела и занятия, теряя на этом, как ни парадоксально, в совокупности значительное время.

1. СТИЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИПЫ ТВОРЦОВ

2. Виды творческой деятельности

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем
выделить следующие:
1. социальное
2. научное
3. техническое
4. художественное

3. Творчество как социальное действие

ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ
ДЕЙСТВИЕ
Социальное действие предстает как результат интеграции духовных
(интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий
социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества).
В зависимости от объекта действия и сферы деятельности субъекта следует
различать действия политические, производственные, познавательные,
научные, технические, религиозные и др.
По характеру действие может быть случайным или планомерным, стихийным
или сознательным, одноактным или повторяющимся и т. д.
По отношению к субъекту действия бывают индивидуальные, коллективные,
групповые, классовые, общенародные, государственные, национальные и др.

4. Творчество в науке

ТВОРЧЕСТВО В НАУКЕ
Научное творчество может выражаться:
в открытии чего-то нового, что до этого науке не было известно, но в
действительности существовало;
в обнаружении того, что до этого момента не существовало в
действительности и, следовательно, не было известно науке;
в открытии исторических фактов и документов;
• в новом научном доказательстве какой-либо идеи.
К творческому процессу следует отнести и использование научных
открытий, решение практических задач с помощью науки.

5. Техническое Творчество

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Техническое творчество — это объективно обусловленная практически
духовная формообразующая деятельность человека, специфическим
предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте.
Универсальным средством творческой деятельности является идея.
Продукт технической практики — техника, надежность и эффективность
функционирования технических устройств.
Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и
испытательные стенды, а с точки зрения идей — научно-технические и
естественнонаучные
теории.
Техническая
практика
образует
непосредственную базу технического творчества.

6. художественное Творчество

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО
В искусстве всегда присутствует понимание превосходства над наукой в
возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и
фантазии.
Элементы иллюзорности, фантазирования не только присутствуют в
конечных результатах художественного творчества, но и имеют такую же,
а в существенных моментах — большую ценность, чем итоги
непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и
наблюдения.
Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в
искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.

7. Творческие способности

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:
• одаренность
• талант
• гениальность
К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность,
скорость мысли.
Можно разделить творческие способности на три основных типа:
1.
служат именно созиданию
2.
умеют соединить образованное
3.
могут все полученное преобразовать.

8. Стили творческой деятельности

СТИЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аналитический (ориентируются на выявление различий между объектами)
Синтетический (ориентируются на сходство объектов)
Импульсивный (склонны быстро реагировать в такой ситуации, выдвигая не очень обоснованные
гипотезы и без анализа всех имеющихся альтернатив)
Рефлективный (характерен замедленный темп реагирования, гипотезы проверяются и многократно
уточняются, решение принимается после тщательного предварительного анализа альтернатив)
Анархичный (более инициативны, эмоционально чувствительны и обладают выраженной эмпатией.
Они легко устанавливают нужные им контакты с другими людьми. При этом у них имеются
завышенная самооценка и склонность к конфликтам, но меньшая склонность к демонстративности)
Педантичный (хорошо выражены саморегуляция и волевые характеристики, они более активны,
демонстративны, эгоцентричны, любят выставлять себя напоказ)

9. 9 типов творческого интеллекта

9 ТИПОВ ТВОРЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА
• Социальный или межличностный
• Музыкальный
• Пространственный
• Телесно-кинестетический
• Логико-математический
• Внутриличностный
• Натуралистический
• Вербально-лингвистический
• Экзистециональный

10. Социальный или межличностный

11. музыкальный

12. Пространственный

13. Телесно-кинестетический

14. Логико-математический

15. Внутриличностный

16. Натуралистический

17. Вербально-лингвистический

18. Экзистенциальный

19. заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество можно понимать как созидательную деятельность,
противостоящую деструктивной деятельности. Вместе с тем такое
противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя
и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить
тормозящие факторы, освободить место для нового.
Поэтому в различных сферах человеческой деятельности творчество имеет
право на существование, поскольку именно оно является основным
двигателем, не зависимо от различных стилей творчества.

ненную установку, которая способствует огромной производительности таких неуемных натур.

Говоря о более современных исследованиях, следует упомянуть о выделении двух стилей: аналитического и синтетического (в западной литературе их обозначают как узкий или широкий диапазон эквивалентности – Р. Гарднер [Gardner et al., 1959, 1960]). Аналитичность

– это склонность ориентироваться на выявление различий между объектами, а синтетичность – склонность ориентироваться на сходство объектов (Колга В. А., 1976; Шкуратова И. П., 1994). Колга полагает, что все остальные когнитивные стили являются подстилями аналитичности – синтетичности, а Шкуратова рассматривает аналитичность – синтетичность как сквозную характеристику большинства других когнитивных стилей. Однако доказательств этому в исследованиях пока не найдено. Имеющиеся единичные корреляции между стилями оказались весьма слабыми и противоречивыми.

В экспериментах на свободную классификацию объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объекты на много групп, имеющих малый объем (узкий диапазон эквивалентности), другие же испытуемые образуют мало групп, имеющих большой объем (широкий диапазон эквивалентности). По мнению Р. Гарднера, узкий диапазон эквивалентности предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании этими испытуемыми более точных стандартов в оценке различий объектов. Впоследствии Гарднер предложил трактовать характерный для данного индивидуума диапазон эквивалентности как проявление понятийной дифференциации: чем больше групп объектов выделяется в условиях их категоризации, тем выше понятийная дифференциация. Таким образом, суть этого когнитивного стиля в том, много или мало категорий представлено в индивидуальном понятийном опыте.

Холодная М. А., 2002, с. 50.

В. Петров (1998) пишет о наличии этих стилей у творческих деятелей: «Даже в рамках математики (каковая в целом обладает самой высокой, по сравнению с другими областями

В. Попов показал, что по этим двум стилям четко делятся и художники. Аналитический стиль присущ Давиду, Энгру, Дюреру, Пуссену, Кенту, Бруни, Перову, Петрову-Водкину и др., а синтетический – Рембрандту, Делакруа, Ренуару, К. Моне, Ван Гогу, Мунку, Сарьяну, Левитану, Коровину, Врубелю и др.

Другими стилями, имеющими отношение к творчеству, особенно в научной деятельности, являются импульсивность – рефлективность. Наиболее ярко эти стили проявляются при принятии решения в неопределенных условиях, когда требуется осуществить правильный выбор из множества альтернатив. Импульсивные склонны быстро реагировать в такой ситуации, выдвигая не очень обоснованные гипотезы и без анализа всех имеющихся альтернатив. Для рефлективных в этой ситуации характерен замедленный темп реагирования, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается после тщательного предварительного анализа альтернатив. Следовательно, рефлективные собирают больше информации и тратят больше времени, оценивая свои гипотезы.

Д. Прайс (Price, 1961) выделил два типа мышления ученых: визуальный, опирающийся на работу со зрительно-образными моделями, и вербальный, характеризующийся числовым, калькулятивным стилем.

М. А. Холодная (2002) отмечает, что в последнее время исследователи в качестве когнитивных стилей выдвигают конвергентность – дивергентность, дискурсивность– интуитивность (опора при необходимости понимания ситуации на рассуждения либо на спонтанный инсайт) (Allison, Hayes, 1996) и адаптивность – инновативность (предпочтение конвенциональных, устоявшихся способов решения проблем либо усовершенствование имеющихся и изобретение новых способов решения проблемы (Kirton, 1994). Все эти когнитивные стили тоже характеризуют либо склонность к творческому подходу к деятельности, либо ее отсутствие.

Аллахвердов В. М., 2001, с. 69.

У лиц с педантичным стилем преобладает словесно-логический тип мышления (преобладание второй сигнальной системы по И. П. Павлову). У них хорошо выражены саморегуляция и волевые характеристики, они более активны, демонстративны, эгоцентричны, любят выставлять себя напоказ.

Лица с анархичным стилем отличаются преобладанием первой сигнальной системы (образным типом мышления), развитым воображением, они более инициативны, эмоционально чувствительны и обладают выраженной эмпатией. Они легко устанавливают нужные им контакты с другими людьми. При этом у них имеются завышенная самооценка и склонность к конфликтам, но меньшая склонность к демонстративности.

Можно полагать, что эти стили присущи и тем, кто занимается научной деятельностью. Так, писатель Д. Гранин посвятил одну из своих книг ученому А. А. Любищеву, который отличался крайним педантизмом. Он очень тщательно конспектировал работы других авторов, тратил на это много времени. Создается впечатление, что его главной заботой была экономия времени. В поездах читал книги и изучал языки. И в то же время с 1916 по 1972 г. он вел ежедневные подсчеты времени, потраченного за день на те или иные дела и занятия, теряя на этом, как ни парадоксально, в совокупности значительное время.

2.4. Факторы, затрудняющие творческий процесс

Берельсон и Стейнер (Berelson, Steiner, 1964) в качестве трудностей поиска решения отмечали следующее.

Прочно укоренившееся решение, к которому пришли в одной ситуации, затрудняет, а то и вовсе исключает новое решение, соответствующее требованиям другой ситуации.

Правильное решение проблемы задерживается или становится невозможным в результате того, что человек неосознанно принимает ошибочную предпосылку о якобы существующем внутреннем ограничении рамок возможных решений.

А. Маслоу (2003) тоже выделил ряд барьеров, блокирующих творчество в личностном плане:

• конформизм – желание быть похожим на других; страх высказывать собственное мнение, выглядеть смешным, соглашательство;

• внешняя и внутренняя цензура – сознательное или бессознательное подавление нетрадиционных, необычных мыслей вследствие доминирования в личности суперэго;

• ригидность мышления – стереотипность мыслей, привычка решать типовые задачи стандартным способом, что может быть результатом обучения в школе;

• импульсивность мысли – желание найти ответ немедленно, непродуманные, неадекватные решения, которые возникают при сильной мотивации;

• познавательный эгоцентризм – неспособность перейти от одной точки зрения к другой, менять познавательную перспективу.

Л. Б. Ермолаева-Томина (1975) к факторам, затрудняющим творческий подход к решению проблем, отнесла ошибочные стратегии: предпочтение существующего положения, ожидание случайного озарения идеей, поиск оригинального решения ради оригинальности, безразличие к общественно значимым целям, приспособление к окружающему миру, а не стремление к его изменению.

2.5. Методы изучения творческого процесса

Ведущее место в методах изучения творческого процесса многими авторами отводилось самонаблюдению творцов. Они делятся на преднамеренное и непреднамеренное самонаблюдение.

Что касается преднамеренного самонаблюдения, то Б. А. Лезин (1907) считал, что наблюдать за процессом собственного творчества может каждый человек. Но таким способом можно выявить лишь незначительную аналогию подлинных оснований для суждения об этом процессе. Поэтому гораздо большее внимание, по мнению Лезина, нужно уделять

Другие же полагали, что свидетельства самих творцов – единственное основание для суждения о том, как протекает процесс творчества (Блох М. А., 1920).

хологии – экспериментальные методы изучения мышления, памяти, воображения, креа-

тивности (дивергентного мышления). Большинство этих методов (тестов) скорее выявляли степень выраженности психических процессов (способностей), но не касались изучения психологии процесса творчества.

Для изучения последнего, и в частности – неосознаваемого в нем, стали разрабатываться специальные методы. К их числу относятся анализ результата предметного действия путем выявления в нем прямого и побочного продуктов (Я. А. Пономарев), кинорегистрация движения глаз и другие методы изучения перцептивных процессов.

2.3. Типы творцов и стили творческой деятельности

В экспериментах на свободную классификацию объектов было обнаружено, что некоторые испытуемые разделяют объекты на много групп, имеющих малый объем (узкий диапазон эквивалентности), другие же испытуемые образуют мало групп, имеющих большой объем (широкий диапазон эквивалентности). По мнению Р. Гарднера, узкий диапазон эквивалентности предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании этими испытуемыми более точных стандартов в оценке различий объектов. Впоследствии Гарднер предложил трактовать характерный для данного индивидуума диапазон эквивалентности как проявление понятийной дифференциации: чем больше групп объектов выделяется в условиях их категоризации, тем выше понятийная дифференциация. Таким образом, суть этого когнитивного стиля в том, много или мало категорий представлено в индивидуальном понятийном опыте.
Холодная М. А., 2002, с. 50.

2.4. Факторы, затрудняющие творческий процесс

2.5. Методы изучения творческого процесса

Глава 3
Бессознательное и творчество.
Интуиция

3.1. Различные проявления бессознательного в творчестве

Возможны ли законы, описывающие творчество? Если мы понимаем творчество как процесс, результат которого невыводим из исходного состояния, то кажется, что на этот вопрос следует дать скорее отрицательный ответ. Если законом могут быть описаны детерминированные процессы, то есть ли шанс описать с помощью законов творчество, недетерминированное предпосылками?
…Существуют аргументы в пользу той точки зрения, что человеческое творчество тоже должно быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Для аргументации в пользу этой точки зрения будет рассмотрена проблема роли бессознательного в творчестве, выявляемая в самоотчетах творческих людей о процессах их творчества. Что же существует такого в бессознательном, что делает его преимущественно важным в творчестве?
Ответ, который может быть предложен, заключается в том, что сознание связано с упорядоченностью, а бессознательное – с хаосом. Сознательные процессы выступают в качестве упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового, близкий по своей сути биологическому понятию мутации, оказывается лишенным сознательного контроля.
Осознание появляется там, где наши знания и схемы действия хорошо структурированы. В поле нашего сознания попадают такие элементы нашей мысли, которые мы связываем для достижения цели. Осознанный уровень не допускает мутаций, он связан с сохранением и гармонизацией. Сознание, вернее мыслительные процессы, попадающие в поле сознания, возможно, выполняют консервативную функцию. Они служат применению готовых способов решения задач к относительно новым ситуациям.
Ушаков Д. В., 2007, с. 262.

Слайды и текст этой презентации


СТИЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТИПЫ ТВОРЦОВ


ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:
социальное
научное
техническое
художественное


ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Социальное действие предстает как результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества).
В зависимости от объекта действия и сферы деятельности субъекта следует различать действия политические, производственные, познавательные, научные, технические, религиозные и др.
По характеру действие может быть случайным или планомерным, стихийным или сознательным, одноактным или повторяющимся и т. д.
По отношению к субъекту действия бывают индивидуальные, коллективные, групповые, классовые, общенародные, государственные, национальные и др.


ТВОРЧЕСТВО В НАУКЕ

Научное творчество может выражаться:
в открытии чего-то нового, что до этого науке не было известно, но в действительности существовало;
в обнаружении того, что до этого момента не существовало в действительности и, следовательно, не было известно науке;
в открытии исторических фактов и документов;
в новом научном доказательстве какой-либо идеи.
К творческому процессу следует отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.


Техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте.
Универсальным средством творческой деятельности является идея.
Продукт технической практики — техника, надежность и эффективность функционирования технических устройств.
Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и испытательные стенды, а с точки зрения идей — научно-технические и естественнонаучные теории. Техническая практика образует непосредственную базу технического творчества.


В искусстве всегда присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии.
Элементы иллюзорности, фантазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества, но и имеют такую же, а в существенных моментах — большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения.
Благодаря фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность.


Творческие способности можно условно разделить на следующие виды:
одаренность
талант
гениальность

К особенностям творческих способностей еще относят гибкость ума, оригинальность, скорость мысли.
Можно разделить творческие способности на три основных типа:
служат именно созиданию
умеют соединить образованное
могут все полученное преобразовать.


СТИЛИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аналитический (ориентируются на выявление различий между объектами)
Синтетический (ориентируются на сходство объектов)

Импульсивный (склонны быстро реагировать в такой ситуации, выдвигая не очень обоснованные гипотезы и без анализа всех имеющихся альтернатив)
Рефлективный (характерен замедленный темп реагирования, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается после тщательного предварительного анализа альтернатив)

Анархичный (более инициативны, эмоционально чувствительны и обладают выраженной эмпатией. Они легко устанавливают нужные им контакты с другими людьми. При этом у них имеются завышенная самооценка и склонность к конфликтам, но меньшая склонность к демонстративности)
Педантичный (хорошо выражены саморегуляция и волевые характеристики, они более активны, демонстративны, эгоцентричны, любят выставлять себя напоказ)


9 ТИПОВ ТВОРЧЕСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Социальный или межличностный
Музыкальный
Пространственный
Телесно-кинестетический
Логико-математический
Внутриличностный
Натуралистический
Вербально-лингвистический
Экзистециональный


СОЦИАЛЬНЫЙ ИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ










Творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной деятельности. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового.
Поэтому в различных сферах человеческой деятельности творчество имеет право на существование, поскольку именно оно является основным двигателем, не зависимо от различных стилей творчества.

Читайте также: