Как написать воспоминания о школе и учителях

Обновлено: 02.07.2024

В этом году исполнилось 20 лет с той весны, когда для нашего класса прозвенел последний звонок. Мы, конечно, отметили :). Съездили в Сунтар, потоптали место, где стояло здание, в котором учились (оно сгорело сразу после нашего выпуска), попили чай с учителями, сходили в поход. Выпустили много кого потрясший непринужденный и красочный буклет со страницами одноклассников (мы с Юлей там такое нафантазировали про некоторых, что, нврн, мало кто себя узнал в описаниях, бхыхых). О классе, встрече и прочем еще расскажу, мож быть. А сейчас хочу разместить (чтоб тут тоже) несколько добрых слов о школьных годах и учителях прежде чем поржать над альтернативными воспоминаниями . Этот текст писала 3 года назад для книги к юбилею школы, с тех пор воспоминания не изменились и благодарности все так же актуальны. Правда, самостоятельной ССШ №2 уже нет, но это другой, грустный, разговор.

Большая часть человеческого детства и юности проходит в школе. Школа оказывает огромное влияние на становление личности, влияние, сравнимое разве что с родовым, семейным, родительским. Все мы – родом из школы, здесь закладываются первые кирпичики фундаментальных знаний, да и вообще знаний об устройстве мира и жизни, умения работать мозгами, мыслить и рассуждать, умения взаимодействовать с обществом себе подобных, в школе формируется уважение к старшим, прививается дисциплинированность, закрепляются моральные ценности.

Если задуматься на минутку, оказывается, что за школьные годы иной человек получает столько новой для себя информации, и не просто проходных новостей, которые можно забыть на следующий день, а именно знаний - плодов развития всех ветвей науки, сколько потом за всю оставшуюся жизнь не получит. В ВУЗ-е человек изучает выбранную специальность, а потом всю жизнь углубляет и расширяет знания по своей профессии. Кто-то пойдет в науку и окопается в своем и смежных направлениях. И не все находят время на изучение вещей, которые не касаются профессии. Так и получается, что кругозор человека резко расширяется именно в школе, а потом уже дело самой личности и обстоятельств. Но чем шире и крепче фундамент, который дает школа, тем – потенциально! - разнообразней, богаче и успешней жизнь человека. Когда думаешь об этом, понимаешь, какая большая ответственность лежит на общеобразовательных школах. Но еще понимаешь, почему для большинства людей школа – понятие великое. Потому что она – часть основы их личностей.

Я, как личность, умеющая это и знающая то, тоже родом из школы. Училась в трех школах, но главной моей, родной школой является Сунтарская средняя №2, в которой училась с четвертого по одиннадцатый классы.

Именно в школе меня научили выражать свои мысли устно и письменно. И не только вызывая на уроках к доске или в письменных сочинениях, но и в диспутах и спорах после уроков с нашей классной руководительницей Еленой Егоровной, и в занятиях журналистикой с ней же.

Здесь меня научили писать каллиграфическим почерком. Вроде бы в настоящий век развития компьютерных технологий это такой анахронизм – писать вручную. Но иногда пригождается и выручает. А еще людям приятно получать открытки, написанные от руки. Помню, как учительница русского языка Лия Николаевна билась над исправлением моего почерка, в котором буквы никак не хотели друг с другом соединяться. Лия Николаевна была строга и справедлива, и казалась мне не простым человеком, а кем-то выше. Я трепетала перед ней, и до сих пор образ уважаемого учителя у меня неразрывно связан с ее образом.

Любимым предметом являлась химия. Химия – проникновение вглубь строения вещества, удивительные на первый взгляд и такие логичные и красивые при близком знакомстве реакции и превращения, – казалась волшебством, тайны которого приоткрываются перед тобой. Органическая химия была любимым предметом сразу после биологии, и все эти предметы естествознания преподавала Люция Павловна, хрупкая, добрая и увлеченная своим делом.

Самым сложным предметом в школе для меня была физика. То ли потому, что учителя у нас часто менялись, то ли мое сознание к тому времени не было готово адекватно воспринять физические законы мироздания. Честно скажу, что школьный курс физики я одолела исключительно с помощью зубрежки, за что прощу прощения у Галины Егоровны и Руслана Николаевича. Зато потом, будучи взрослым уже специалистом, я однажды скупила учебники за все классы и заново прошла весь путь ученика по физике. И теперь продолжаю интересоваться достижениями и новостями науки. А книги современного физика Стивена Хокинга входят в число любимых, настольных книг.

Математические предметы нам преподавали Алексей Николаевич, Тамара Доржиевна и Алиса Изосимовна. Математика не входила в число любимых предметов, я училась автоматически, наверно, к ее изучению к тому времени тоже еще не созрела. Думала стать биологом, химиком или историком-археологом. Первое просветление я помню на уроке Алексея Николаевича – когда до меня вдруг дошло, что доказывать теоремы интересно! А полюбить математику и даже выбрать себе профессию, связанную с цифрами, мне помогла замечательный педагог Иванова Тамара Доржиевна.

С ностальгией вспоминаю уроки пения и занятия хора. Так было жаль, когда Эдуард Васильевич ушел в другую школу. Кажутся слегка нереальными времена, когда с удовольствием солировала в хоре.

Я назвала не все предметы и не всех учителей, оказывается, воспоминания - это бесконечный процесс. Дополнительно скажу одно. Забавно, но, оказывается, именно в школе я научилась шить на машинке, соединять источники тока и провода в электрическую цепь, рисовать тени на предметах, петь в два голоса, бинтовать раны, пользоваться компасом и правильно ставить палатку, и даже делать простейшие столярные работы. И все эти умения потом пригодились. Но мы также учились собирать и разбирать автомат и правильно надевать противогаз и маскировочный комплект! Когда рассказываю об этом, о том, чему нас успели научить в нашей школе, многие удивляются, а некоторые завидуют.

О двух учителях хочу сказать особо и отдельно.

Недавно у Тамары Доржиевны был юбилей. Я поздравляю Вас, Тамара Доржиевна, и желаю, чтобы Ваше терпение никогда не иссякало, чтобы Ваши усилия никогда не пропадали даром, чтобы проблемы и задачи решались, ответы находились. Будьте здоровы, благополучия Вам. Пусть Вас окружает любовь.

Мы закончили школу в 1992 году. С тех пор каждый прошел часть своего пути самостоятельно. Какие-то цели достигнуты, какие-то мечты исполнены. А какие-то нет. Наверно, и наши учителя когда-то возлагали на нас свои надежды и чаяния, ожидая определенных свершений и достижений во взрослой жизни. Если мы пока или уже не оправдали Ваших надежд, не огорчайтесь, дорогие учителя. А во всех достигнутых наших успехах есть и Ваша доля.

Поздравляю родную школу с юбилеем, и хочу сказать спасибо своим учителям и всем тем, кто сейчас трудится в нашей школе, всем передающим свои знания, отдающим частицу своей души, свою энергию ученикам, вкладывающим в них доброту своих сердец. Поздравляю Вас и желаю здоровья, благополучия, хороших учеников, хороших условий труда, хороших источников знаний - чтоб было на чем учить, чему учить, и кого учить. Желаю успешной, любимой и благодарной работы. Пусть наша школа всегда растет и развивается!

Я всегда с большой теплотой вспоминаю школу, все 10 лет обучения, которые пролетели как одно счастливое мгновение. Мне непонятны современные грязные разговоры об учителях, об их неправильных методах обучения и воспитания. Для меня мои бывшие учителя САМЫЕ ЛУЧШИЕ ( все с большой буквы)

Первая учительница - Варвара Яковлевна, наша вторая мамочка, добрейшей души человек. Мы ( я и несколько девочек из класса) немало попортили ей крови своей неусидчивостью, бойким характером, учились отлично, а вот на переменах отрывались по полной. Но не помню, чтобы она нас унижала перед всем классом за неудовлетворительное поведение или жаловалась родителям. Справлялась как-то с нашей неуемной энергией. Научила всех без исключения красиво писать, быстро читать, никого не оставила на 2-ой год, всех отстающих вытащила из болота безграмотности. Низкий ей поклон за это. К сожалению, не сохранились фотографии с начальной школы с моей первой учительницей.

Очень боялись все в школе нашу химичку-биологичку Валентину Павловну. Валентина Павловна родом из Крондштадта, пережила тяжелую ленинградскую блокаду. Не понимаю, как ей удавалось ни разу не повысив голоса наладить в каждом классе железную дисциплину. Химию и биологию знали все. Да и как не знать. Начинался урок с опроса : один отвечает у доски, трое следующих готовятся отвечать дальше, 4 человека трудятся у доски большой, 2 - у маленьких досок, 2 или 3 парты заняты теми, кто отвечает письменно. Попробуй не выучить! Учили все. И все были записаны в кружок по химии ( вначале насильственно, так как учитель была еще и нашим классным руководителем), но потом все посещали этот кружок с огромным желанием, всем нравилось работать с химическими реактивами. Даже сейчас я много чего помню. Получить у Валентины Павловны 5 было из области фантастики, она любила повторять: " Даже я не знаю химию на пятерку" Но разве можно что-нибудь сказать плохое про человека, который помог нам понять и полюбить сложную науку химию. А сейчас современные родители, наверняка осудили бы за излишнюю строгость и требовательность.

Вообще, это я сейчас поняла, в мой школе работали энтузиасты своего дела. До Валентины Павловны у нас классным руководителем была Полина Михайловна - учитель географии. Куда мы с ней только не ездили и ходили на экскурсии. Были и на металлургическом заводе, на шахте, на шлам-поле, смотрели как моют золото на прииске, в краеведческом музее и музее изобретателя радио Попова. Это ж сколько надо было иметь желания, чтобы нас так просвещать, заботиться о нашем развитии.

Не могу промолчать про нашу любимицу - молодую учительницу математики Татьяну Михайловну. До нее я как-то прохладно относилась к алгебре и геометрии, но после ее прихода в школу все изменилось. Даже те, кто вообще ничего не мог решить, стали делать успехи. Влюблены в нее были все: и девочки, и мальчики. И вот эта любовь к педагогу и ее высокий профессионализм дали хорошие плоды.

А какой у нас был физрук Леонид Иванович. У нас были настоящие уроки физкультуры. Я лихо скакала через козла, прыгала в длину и высоту, крутилась на кольцах, кидала гранаты и бегала на короткие и длинные дистанции, у меня был золотой значок ГТО по лыжам. Но наш учитель физкультуры еще и регулярно водил ребят в походы в горы. Ооо как это было здорово! И родители не боялись нас отпускать в такую даль!

Невозможно рассказать про всех учителей, они все замечательные. Пишу эти строки, а на глаза наворачиваются слезы, многих уже нет в живых, а память о них всегда будет согревать душу.

И никогда ни один родитель не усомнился в профессиональной компетентности учителей, не было такого, чтобы с учителем на повышенных тонах разговаривали папы и мамы учеников, пытались их учить как правильно писать изложение или решать задачу. Может быть поэтому мы уважали их и любили, ведь дома сказать плохое про учителя было преступлением. Помню как моя мама все время повторяла: " Самые лучшие люди - это учителя!" На этом и выросло наше поколение!

Спасибо, что прочитали мое сочинение до конца! Делитесь, пожалуйста, своими мыслями по поводу прочитанного.

Учитель, друг и вдохновитель. Новогрудчане делятся воспоминаниями о своих любимых учителях


У каждого из нас свои воспоминания о школе, о первых отметках, о любимых занятиях и, конечно же, об учителях. О тех уважаемых людях, которые оставили след в нашем сердце, образы которых сопровождают нас на протяжении всей жизни, вдохновляют только на добрые поступки и служат опорой в трудную минуту. Накануне праздника своими воспоминаниями о любимых учителях поделились бывшие ученики, которые стали успешными людьми.


Юлия (Коледюк) Максимович, врач функциональной диагностики Новогрудской центральной районной больницы.


У каждого из нас есть любимые учителя, воспоминания о которых мы проносим через всю жизнь. Мы взрослеем, становимся папами и мамами, но память о школе остается с нами навсегда! С большой теплотой я вспоминаю Елену Иосифовну Познанскую.


Дмитрий Пивоварчик, председатель Валевского сельского исполнительного комитета.


– Первая учительница – это как первая любовь, как первый вздох, как первая весна, как первая зима. Самые яркие впечатления из школы у нас связаны именно с первым учителем, тем, кто открыл для нас двери в огромный мир знаний. До сих пор помню мою первую учительницу в нашей Валевской школе – Данильчик Валентину Константиновну.
Она не просто давала нам знания по школьным предметам – она учила нас жизни. Валентина Константиновна знала характер, увлечения, мечты каждого ученика. Преподавала она очень ярко и образно, рассказывала обо всем с восхищением и большой любовью, и эти чувства передавались всем ученикам. Очень терпеливо и душевно учительница учила тому, что человек должен быть разносторонне развит. И все дети чувствовали теплоту ее сердца и тянулись к ней. Всем знакомый ее дом в деревне никогда не пустовал, к учительнице постоянно приходили бывшие ученики. Валентина Константиновна была и остается очень искренним человеком, и нас она учила именно этому. Не столько на словах, сколько на деле, на своем примере объясняла нам, что нужно с любовью и пониманием относиться к другим людям, быть трудолюбивыми, уметь радоваться работе. Поэтому сегодня я поздравляю мою дорогую учительницу с профессиональным праздником, желаю крепкого здоровья, долголетия и бодрости духа!



Школа – это несравненный, увлекательный и волнующий мир. И этот мир создают учителя. Каждого из своих учителей СШ № 4 я вспоминаю с большой любовью и почетом – они большие профессионалы. В среднюю школу № 4 я пришла ученицей 6 класса, и моим первым уроком была русская литература. Прозвенел звонок – и в классе установилась непривычная тишина. Я с интересом ждала прихода учителя. В класс вошла невысокая женщина с добрыми голубыми глазами и улыбкой на лице, а голос, которым обратилась к нам учительница, сразу взял в плен – так произошло мое знакомство с прекрасным педагогом, учителем с большой буквы, – Еленой Ивановной Сакович.

Добрая и строгая одновременно, с тонким чувством юмора, Елена Ивановна видела в каждом из нас личность. Она позволяла нам спорить, высказывать свои мнения. Мы не боялись быть непонятными и неуслышанными, жадно ловили каждое ее слово. Вместе с учительницей и литературными героями мы учились быть целеустремленными, ответственными, преодолевать трудности. Я ни разу не слышала, чтобы учительница повышала на нас голос. Своей мудростью, тактом она очаровала и покорила нас. А мы в свою очередь старались не огорчать любимого учителя. Неугомонная, ответственная, добросовестная, она и на переменах всегда была с учениками. Всю себя отдавала служению детству. И сегодня мне кажется: зайду в школу и услышу мягкий, звонкий голос любимой учительницы, который вернет меня в детство.

С профессиональным праздником. Здоровья Вам, Елена Ивановна! Спасибо за терпение, поддержку, знания, доброту, за то, что все школьные годы были вместе с нами.




Любимые учителя – это люди, о которых можно говорить бесконечно и вспоминать. Как ювелиры создают из неограненных камней произведения искусства, так и талантливые педагоги шаг за шагом превращают неопытных учеников в настоящих профессионалов. В моей жизни тоже была такая учительница.

Лилия Халиловна Полуян стала для меня не только проводником в мир химии, но и человеком, на которого хочется равняться и за которым хочется идти. Она была строгой, но мы ее не боялись, а уважали. Неизменным спутником учительницы было прекрасное чувство юмора, которое не унижало человека, а иной раз могло даже возвысить. На ее уроках даже самые отпетые хулиганы сидели так тихо, что можно было услышать, как трещат лампы накаливания. Но она впечатляла не только этим. Светленькая, худенькая, для девочек Лилия Халиловна всегда была законодательницей вкуса и моды. Она одевалась с таким чувством стиля, так умело использовала различные шарфы, что я всегда с восторгом наблюдала за ней, когда учительница шла по коридору. Я очень благодарна Лилии Халиловне за то, что она прививала нам – своим ученикам – очень важные качества, которыми я и сейчас пользуюсь в жизни. Это самодисциплина, любовь к порядку и стремление доводить начатое до конца, которые помогают мне достигать значительных высот в работе.

Хочу поздравить всех учителей с этим замечательным праздником и пожелать крепкого здоровья, множества счастливых дней, прекрасных знаменательных событий и позитивных эмоций. Спасибо за то, что на протяжении всей жизни делаете доброе дело, воспитывая молодое поколение. Как писал Некрасов, сеете разумное, доброе, вечное.


Решетникова (Касаткина) Е.Л.:

«Школьные годы, прошедшие в Мортковской школе, — одни из лучших периодов в моей жизни. Кажется, что в памяти остался каждый день, прожитый в ее стенах. Это было самое счастливое время. А какая веселая жизнь бурлила в школьном интернате! Это было большое деревянное здание с кухней и четырьмя комнатами: две – для девочек и две – для мальчиков. В интернате с осенней распутицы до весенней проживали разновозрастные школьники из 11 деревень. Поваром была тетя Фая, готовила она очень вкусно. Мы ей помогали, как могли: чистили картошку, носили воду с колодца, мальчишки кололи дрова и укладывали их в поленницы. Было очень весело и задорно. А когда все сделаем, устраивали танцы. Был старый проигрыватель и несколько пластинок, которые мы крутили до отбоя. Вечерами мы играли около интерната в разные игры, читали книги, влюблялись. Мальчишки и девчонки вели друг с другом переписку записочками.

Стрямина (Глухарева) В.Н.:

Многие выпускники отмечают талант, душевную теплоту, ум, чуткость, терпение, неиссякаемую энергию, духовную искренность учителя Тихменевой Галины Павловны.

Светлым, позитивным человеком с невероятно доброй душой и справедливым прямым характером запомнился им молодой, красивый, подтянутый Серой Николай Иванович.

С особой нежностью, теплотой и благодарностью вспоминают всех учителей начальных классов: Вагину Марию Александровну, Беликову Галину Елизаровну и других.

Но особое место, точнее первенство, во всех воспоминаниях отводится участнику Великой Отечественной войны Красильникову Григорию Михайловичу. Его уроки каждый выпускник помнит до сих пор, подробно описывая его способы обучения и воспитания. Для примера приведу воспоминания о нем Балакирева Н.Ф.:

«Я часто задаю себе вопрос, почему я выбрал профессию учителя? Отвечая на него, углубляясь в воспоминания, пришел к выводу, что решающее влияние на меня оказала моя первая школа, в которой я учился, и те учителя, которые там работали. Это школа в селе Мортки, где я родился, вырос и получил основное общее образование.

Чем же она такая знаменательная? Думаю, что атмосферой, которая там была. Это был некий такой семейный дом. Дом, в котором есть хозяин, это бывший тогда директор Волкова Нина Николаевна. Ее слушались все беспрекословно, уважали дети и взрослые. Директор имел заслуженный авторитет на селе, а для нас, малышей, было за честь получить из ее рук грамоту на торжественной линейке.

Решетникова (Касаткина) Е.Л.:

«Учителя были профессионалами своего дела и подготовили нас достойно по всем основным предметам. Это я понял и смог оценить, когда в 1980 году поступил без труда в ивановский сельхозинститут и закончил его с отличием.

Надо, надо, надо нам, ребята,

Жизнь красивую прожить.

Надо что-то важное, ребята,

В нашей жизни что-то

Само собой жизнь ведь

Вода под камешек не потечет.

Нам на достигнутом

И не снижать души

Приятно, что и сегодня, через четыре десятилетия, в сердцах учеников сохранилась добрая память об этих замечательных, умных, талантливых, но очень скромных учителях. Подтверждением этого являются поступки выпускников, ставших достойными гражданами нашего общества, любящих свою малую родину. Я имею в виду Соколова Сергея Капитоновича, подполковника в отставке, в настоящее время проживающего в г.Кинешма, который на свои собственные средства заказал гранитный памятник супругам Кожановым и вместе со своими сыновьями Павлом и Александром установил его на сельском кладбище в Мортках в августе 2015 года, тем самым сохранив вечную память о своих любимых учителях.

Читайте также: