Типовые проекты советских школ

Обновлено: 04.07.2024

Серия Общеобразовательные школы, проект 222-1-193, 222-1-193/75

Серия Общеобразовательные школы, проект 222-1-193, 222-1-193/75

Назначение: Средняя общеобразовательная школа на 30 классов (1176 учащихся)
Дата утверждения: 1973

Проектная организация: ЦНИИЭП учебных зданий.

Архитекторы: Газеров Л.

Инженеры: Колесников А., Маргулец В., Нижегородова И., Рапопорт А., Восканян О., Веселовский И., Колганова В., Дедов Э., Мытарева Т., Белов В., Лущенков В., Дё

Кем утверждён (введён в действие): ЦНИИЭП учебных зданий

Дата утверждения: 24.11.1975


Строительная информация
Этажность: 3
Высота этажа: 3,3 м

Описание проекта
Для строительства в 1В климатическом подрайоне, 2 и 3 климатических районах.

После темы гимназия 10 решил найти название проекта типовых школ. Для меня наиболее характерными запомнились трехэтажные школы коробкой с внутренним двориком.

Как мне, кажется, под этот проект в Северном попадают -

85 школа Маршала Жукова, 2 (год постройки 1979)

87 школа Хользунова, 78 (год постройки 1982)

88 школа Маршала Жукова, 6а (год постройки 1984).

Лицей 8 бывшая 89 школа Генерала Лизюкова, 52 (год постройки 1985)

с 8 лицеем они впритык стоят.

95 школа Владимира Невского, 42 (год постройки 1989)

Лицей 1 бывшая 96 школа Генерала Лизюкова, 81 (год постройки 1989)

Гимназия 1 Беговая, 146 (год постройки 1990)

Гимназия 2 Московский проспект, 121 (год постройки 1991)

Гимназия УВК 1, Беговая, 176 (год постройки 1992)

Школы, как им и положено однотипные. Если фотки не с высоты, то даже скучноватые, без внешнего фона – зданий, деревьев, стадиона , не так легко и отличить, какая это школа. Различия минимальны – чуть различаются пристройки, входы в подвал, расположение трудов, теплиц, стадиона и т.д.

Серия Общеобразовательные школы, проект 222-1-193, 222-1-193/75

Серия Общеобразовательные школы, проект 222-1-193, 222-1-193/75

Не помню, но как то так. Впрочем, от школы к школе, кабинеты могли иметь чуть разное предназначение.

1 – гардероб
2 – столовая
3 – служебный вход в столовую
4 – запасной вход в школу
5 – начальные классы
6 – труды у девочек
7 – какие-то административные кабинеты - директор, завучи, медработник (?)
8 – учительская
9 – здесь часто был кабинет географии, глядя на здание его можно угадать по "ящику" висящему у окна. Там была советская метеостанция, термометр, психрометр, анемометр.
10 – начальные классы
11 – кабинет музыки (?)
12 – спортзал в два этажа
13 – актовый зал
14, 15, 16, 17 – спец кабинеты физики, химии, биологии. С характерными для советской школы таблицами царств, Бекетова, длин волн излучения, с розетками (?) с устройствами для проведения хиопытов. Может класс информатики (?).
18 – по-моему, кабинет НВП, но может он был на 2 этаже. Кажется рядом был кабинет медсестры или даже стоматологический (если он был только).
19 – кажется радиоузел, но не помню.
20 – кажется спец класс математики с розетками под калькуляторы?

В упор не помню, где были классы иностранных языков. Впрочем я много чего не помню и путаю.

У школ часто были теплицы. Например на фото школ 93, 88. В них так же были зимние раздевалки. Большое остекление способствовало, тому, что дети нечаянно или чаянно били их. Теплицы защищали сеткой рабицей, в конце 80х и в начале 90х при развале страны стекла меняли на жесть и фанеру. При этом в самой теплице становилась темнейшая африка, понятно ничего не росло. В 90е теплицы окончательно забросили, в конце 90х начале 00х в них иногда вселялись арендаторы парикмахерские, магазинчики и т.п., например в 46 была пекарня, недолго. Сейчас они кажется полностью заброшены.

Что было в крупных пристройках, я не знаю, наверно труды, детский спортзал, кружки, продленка и т.п. В одноэтажной мог быть бассейн.

Часто были одноэтажные панельные труды, с боксами для машин. Наверное предполагалось готовить автомехаников, в части школ такое и было, но были и просто труды. В 00е в них вселяются школы вождения.

В подвале школы могли были быть секции, например в 87 самбо, в 46 легкая атлетика, в 93 карате (но не уверен, что там в подвале, а не в пристройке). В 90е в подвалах часто организовали спортзалы и качалки, для культуристов, а может и для кого еще. Сейчас можно встретить там фитнесы, но и секции опять вернулись.

Возле школ были . огороды для, нет не для выполнения продовольственной программы 1982 и борьбы с голодом в КНДР в СССР, для приобщения к труду школьников. Как вспомню летнюю практику так вздрогну. Впрочем огороды были не везде, во второй половине 80х их наверное уже не стали делать.


образование: Имеет два образования — техническое и гуманитарное. В 1997 году получила диплом системного программиста в МГТУ им. Баумана. Затем отучилась на искусствоведа в Институте художественного творчества. В 2002 году защитила диплом о конкурсах на строительство Дворца Советов.

Проектирование школьных зданий в советское время можно примерно разделить на три основных периода — революционные эксперименты до начала 1930-х, поиск оптимальной формы и выработка типовых проектов на базе освоения классического наследия и окончательный переход к типовому проектированию с 1960-х годов с редкими штучными образцами в духе советского модернизма.

Следуя актуальным авангардным принципам, архитекторы 1920-х составляли план школьного здания из отдельных разновысоких функциональных блоков. Как правило получалось здание сложной асимметричной формы, напоминающей буквы Е или Н, где отдельные элементы соединялись между собой переходами. Венцом планировочного решения и символом передовой системы обучения, ориентированной на науку и технику, была школьная обсерватория.

Один из первых осуществленных проектов по такому принципу — школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927) по проекту архитекторов Александра Никольского и Александра Крестина. Школа, напоминающая в плане серп и молот, была составлено из нескольких элементов разной этажности. При этом здание было очень функционально и разработано с учетом лабораторно-бригадного метода обучения.


Школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927). Арх. Александр Никольский, Александр Крестин

Школа на 1000 учеников на улице Стачек в Ленинграде (1926-1927). Арх. Александр Никольский, Александр Крестин

Школа на ул. Стачек (1930) в Ленинграде. Арх. Иван Фомин

Школа на ул. Стачек (1930) в Ленинграде. Арх. Иван Фомин

Школа на Лесном проспекте (1930-1932) в Ленинграде. Арх. Александр Никольский, Владимир Гальперин

Школа на Лесном проспекте (1930-1932) в Ленинграде. Арх. Александр Никольский, Владимир Гальперин

Несмотря на поиски новых форм обучения — от Дальтон-плана, ориентированного на самостоятельного учащегося, до бригадного метода, предусматривавшего коллективное выполнение задания группой ребят с итоговым докладом одного из них, — общая планировочная структура здания в большинстве случаев все равно основывалась на классной системе.

Интересен типовой проект школы-семилетки, сделанный для Москвы архитекторами Иваном Рыбченковым и Алексеем Жаровым в 1928 году. В трехэтажном здании, рассчитанном на 650 учащихся, спроектировано 14 классов, два актовых зала, библиотека, три лаборатории, две мастерские, столовая, физкультурный зал. По этому проекту было построено несколько школ в Москве. К 1929 году тот же Рыбченков разработал для Москвы типовой проект четырехэтажной школы-десятилетки на 890 учащихся, работающей по лабораторно-кабинетной системе с индустриальным уклоном.





Школа на на 2400 учеников на Дровяной площади (Хавская ул., 5) в Москве, 1935. Арх. Анатолий Антонов, Игорь Антипов

Школа на на 2400 учеников на Дровяной площади (Хавская ул., 5) в Москве, 1935. Арх. Анатолий Антонов, Игорь Антипов

В это время советской властью ставится вопрос об активизации и систематизации школьного строительства. Наметился возврат к строго кабинетной системе обучения с четким расписанием и утвержденным набором дисциплин.

Школа на Большой Переяславской улице, построенная в 1930 году по проекту Михаила Мотылева и Бориса Малышева, выделяется простотой плана — прямоугольник с боковыми ризалитами. На фоне сложных планов 1920-х она стала прообразом типовых школ сталинского времени, строившихся до конца 1950-х годов.

Эти же архитекторы построили две школы в начале Комсомольского проспекта и на Усачевской улице. Первая имела ряд недостатков — такие, например, как запроектированная на крыше спортплощадка, практически не используемая в нашем климате, не открывающиеся для мытья окна и переусложненный план, затруднявший школьникам передвижение внутри. Вторая школа оказалась удобнее, тем не менее, нерационально был расположен главный вход, а классы занимали всего треть от общей площади здания, в котором при этом напрочь отсутствовали подсобные помещения.

Это были в целом удобные и обустроенные здания, но огромные, вмещавшие до 1500 учащихся. Чтобы их укомплектовать, приходилось приписывать к ним дома в радиусе нескольких километров, откуда дети были вынуждены приходить пешком. Поэтому со временем большинство этих школ были перепрофилированы под иные нужды, преимущественно административные.

Школа на Большой Переяславской улице в Москве, 1930. Арх. Михаил Мотылев, Борис Малышев

Школа на Большой Переяславской улице в Москве, 1930. Арх. Михаил Мотылев, Борис Малышев

Школа на шоссе Энтузиастов. Арх. Иван Рыбченков

Школа на шоссе Энтузиастов. Арх. Иван Рыбченков

Школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских в Москве, 1933-1935. Арх. Иван Звездин, А. Антонов

Школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских в Москве, 1933-1935. Арх. Иван Звездин, А. Антонов

Школа на Садовнической набережной в Москве, 1935. Арх. Иван Звездин

Школа на Садовнической набережной в Москве, 1935. Арх. Иван Звездин

В школах 1933–1934 годов проявилось стремление архитекторов оживить декоративное оформление, прежде ограниченное скупой серой штукатуркой. Примером здания переходного периода стала московская школа №201 имени Зои и Александра Космодемьянских. Облицовка светлым камнем, выделенная центральная часть, просторный вестибюль с колоннами напоминал фойе театра, а в актовом зале была с настоящая сцена и гигантские люстры.

Другим важным проектом 1930-х стала школа на Садовнической набережной (1935) архитектора Ивана Звездина. Строительство совпало с критикой школьной гигантомании и бригадного метода обучения — и, одновременно, с началом периода освоения классического наследия. Здание, еще контруктивистское по своей сути, с увеличенными окнами третьего этажа, лоджией, крупными круглыми окнами наверху и по бокам крыльца, получило в фасадном оформлении элементы сильно упрощенного классического ордера.

Еще одна большая школа была построена в 1935 году на проспекте Мира, 87 по проекту архитектора Аркадия Аркина. Несмотря на большие площади остекления, здесь мы видим уже строго симметричный план и композицию, напоминающую трехчастное членение классического усадебного дома.

В тот период новые школьные здания строились с большим количеством общественных помещений (мастерские, столовые, залы и т.д.) в ущерб количеству классов для занятий. Полезная площадь классов составляла всего 35% или даже 30 %. В начале 30-х была поставлена задача рационализировать школьные помещения. Появилась компактная школа на 880 учащихся (по два класса с первого по десятый и два подготовительных) с двадцатью двумя классными помещениями. Удобно, что эта же планировочная типология могла использоваться и для школ с тремя классами с пятого по десятый и одним комплектом с первого по четвертый класс. Было установлено требование довести учебную площадь до 62% за счет сокращения вспомогательных помещений.

Были выбраны три типологии школ: двухкомплектная (рассчитанная на две параллели классов) на 880 учащихся с 22-мя классными комнатами, однокомплектная на 400 учащихся с 10-ю классными комнатами и неполная средняя школа на 280 учащихся с семью классными комнатами. В 1938 году провели всесоюзный конкурс на лучший образцовый проект школьного здания. Победил проект школы на 880 учеников архитекторов Леонида Евгеньевича Асса и Александра Соломоновича Гинцберга. Этот проект следующие 20 лет воспроизводился во всех городах Советского Союза.

Здания школ, построенные в 1938—1939 гг. в Москве (Михаил Барщ, Георгий Зундблат, Юрий Емельянов, Даниил Фридман, Алексей Машинский и др.), Ленинграде (Леонид Асс, Александр Гинцберг, Борис Рубаненко и другие) варьируют планировку на основе широких коридоров с двумя входами по бокам, с гардеробами и вестибюлями. Благодаря отсутствию актового и физкультурного залов здания стали более компактными, но это же являлось их недостатком, поэтому в течение последующих лет проекты постоянно совершенствовались.

В 1950 году Лидия Степанова разработала новый типовой проект кирпичной пятиэтажной школы на 880 человек. Узнаваемый фасад для этой шк олы — с медальонами писателей, портиком у входа и картушем над карнизом — создал архитектор Семен Юсин.

Школа на Большой Певческой улице в Ленинграде (типовой проект), 1938. Арх. Леонид Асс, Александр Гинцберг

Школа на Большой Певческой улице в Ленинграде (типовой проект), 1938. Арх. Леонид Асс, Александр Гинцберг

Школа на Авиамоторной улице в Москве, 1935. Арх. Даниил Фридман

Школа на Авиамоторной улице в Москве, 1935. Арх. Даниил Фридман

Школа на ул. Красных зорь в Ленинграде. Арх. Сергей Евдокимов

Школа на ул. Красных зорь в Ленинграде. Арх. Сергей Евдокимов




Школа на Васильевском острове в Ленинграде (Наличная ул., 32 корп.2), 1970. Арх. Сергей Евдокимов

Школа на Васильевском острове в Ленинграде (Наличная ул., 32 корп.2), 1970. Арх. Сергей Евдокимов

С 1954 года типовые проекты разрабатывались уже на основе индустриального домостроения. Школа Т2, созданная в мастерской № 3 САКБ, отличалась большим количеством декора и, соответственно, большим количеством нестандартным бетонных элементов. Ей на смену пришла школа типа МЮ (Моспроект, южная ориентация фасада), где коридоры были заменены залами-рекреациями. В следующем поколении новых школьных зданий (типа 65-426 на 25 классов) дополнительно предусматривались производственные помещения, еще бОльшие актовые и спортивные залы. Использовалось до 50 типовых проектов, но они не отличались большим разнообразием архитектуры.

В Ленинграде новый типовой проект на 920 учеников был разработан в 1957 году архитектором мастерской № 3 Ленпроекта Сергеем Евдокимовым. Эта школа для раздельного обучения младших, средних и старших классов имела три фасада и размещалась в основном в центре кварталов, а не вдоль улицы, как раньше. Она имела симметричный П-образный план и состояла из трех блоков – учебного корпуса и вспомогательных помещений по бокам. Этот проект был использован в Северной столице более 40 раз.

Редкие экспериментальные постройки конца 1960-х — начала 1970-х по своей архитектуре отсылали к конструктивистскому прошлому, с его сложной организацией пространства и обилием стекла. Два авторских проекта для Ленинграда были разработаны Сергеем Евдокимовым — тем самым автором типовых школ. Школа на бульваре Красных Зорь состоит из четырех корпусов: двух учебных для старших и младших классов, спортивного (со спортзалом и бассейном) и клубного со столовой и залом. У каждого из блоков был свой вход, а у начальных классов — отдельный выход с гардеробом из каждого кабинета. Также в школе работала собственная обсерватория. Клубный блок и зимний сад украшала декоративная керамика, а на фасаде был установлен бетонный рельеф и металлические панно.

В школе на Васильевском острове (Наличная ул., 32 корп.2) 1970-го года постройки самым выразительным элементом стал уступчатый объем актового зала, корпус младших классов, где есть выходы из каждого класса, и игровые комнаты. Перед главным входом проходили линейки, а внутренний двор с противоположной стороны был украшен декоративным бассейном и предназначался для прогулок.

Здание физико-математической школы в Черноголовке также вызывает в памяти проекты 20-х годов. Здание (проект разработан авторским коллективом Константина Френкеля, Леонида Газерова, Владимира Толмачева, Анатолия Дубовского и Валерия Степанова) имеет четкое деление по функциям. В четырехэтажном учебном блоке расположены классы, а в корпусе в форме каре находятся гимнастический и актовый залы, школьные мастерские, столовая и помещения интерната. Школа располагает лабораториями физики и химии, обсерваторией с вращающимся куполом и телескопом. Фасады и интерьеры школы украшают панно из металла и мозаичные панно в рекреационных залах.

Произведения монументально-декоративного искусства — отличительная особенность экспериментальных проектов позднесоветского периода. Этот же прием отличает здание средней школы № 1 имени В. И. Ленина, разработанное ЦНИИЭП учебных зданий в Ульяновске. Замкнутый 3-этажный объем с внутренним двором раскрывается через колоннаду первого этажа. Из внутреннего двора в здание ведут два раздельных входа. В школе есть актовый и спортивный залы, а также закрытый плавательный бассейн. В архитектуре школы основной стала идея взаимопроникновения внутреннего и внешнего пространств. На главном фасаде расположено большое мозаичное панно с портретом Владимира Ленина.

Показательно, что сегодня намечается возврат тех тенденций, которые были актуальны в 1920-е годы. Например, использование школ как досуговых и спортивных центров в спальных районах с недостаточно развитой инфраструктурой. Кроме того, сегодня снова наметилась тенденция к укрупнению школ, расположенных в больших жилых кварталах. Даже возводимые по типовым проектам, школьные здания становятся все более сложными по своей структуре.

Как известно, год постройки четвертой школы Мценска – 1962. [1]. Интересно, что улица, на которой она появилась, получила имя Тургенева только 11 сентября 1963 года [2], получается, школа изначально располагалась на улице Широкой? Средняя школа №4 была рассчитана на 1280 ученических мест, а население Мценска тогда составляло примерно 18 000 человек [3].

ф1. Школа №4. Дата снимка неизвестна, но судя по низеньким липкам и деревянным опорам линии электропередач, наверное, это 1970-е (возможно, 1973). Источник.

ф2. Школа №4 со стороны Сквера Танкистов. Памятник И.С. Тургеневу стоит на месте Т-34, значит датировка фото – 1962-1975 гг. Источник.

Еще в начале 1970-х годов здание хорошо просматривалось с улицы Мира – ведь Сквера Танкистов еще не было, низкорослые деревья и кустарники не загораживали обзор.

Сегодня средняя общеобразовательная школа №4 г.Мценска продолжает функционировать, в отличие от некоторых ее близнецов.

ф.4. Липы теперь сильно заслоняют фасад. Фото.

Посмотрим, как схожий проект был реализован в других городах страны.

Пожалуй, самая помпезная реализация, из тех, что я видел, это школа-интернат №33 Томска.

ф.5. Томск. Школа-интернат №33 для обучающихся с нарушениями зрения. Фото.

Во Владивостоке здание школы №42, построенной в 1963 году [5], выглядит скромнее, зато располагается на полуострове между двумя бухтами.

ф.7. Школа №42 г.Владивостока в 1963 году. Фото.

ф.8. Она же, настоящее время. Фото.

Здесь хорошо виден ризолит (выступ) на боковом фасаде с межэтажными окнами (сравните с Мценском); если не ошибаюсь, внутри там расположены лестницы. На этих фотографиях, к сожалению, не видно окружения, но судя по Яндекс-карте, из окон должен открываться вид на Японское море.

А вот Черное море и горы видны из окон другой школы – двадцать второй города Новороссийска.

ф.9. Новороссийск, школа №22, 1964 год. Фото.

Яндекс-панорама дает такую картину маслом:

ф.10. То же здание, наши дни. Источник.

Слева просматриваются горы на противоположной стороне Цемесской бухты.

Не только клоном, но еще и тёзкой мценской школы является школа №4 города Сыктывкара.

ф.9. Сыктывкар, СОШ №4. Источник.

В 1961 году ее порог переступили 1250 учеников 1 - 10 классов [6]. Лучше передает атмосферу советского времени, по-моему, эта фотография:

ф.10. Сыктывкар. Школа №4 и торговый техникум. 1980-е годы.

Школа выглядит неплохо и сегодня.

ф.11. Школа №4, Сыктывкар, наши дни. Источник.

Как видите, в этих зданиях явно производился капитальный ремонт, и некоторые смотрятся даже лучше, чем в шестидесятые. Естественно, так повезло далеко не всем.

Школа №13 во Владимире, похоже, не поменяла свой аскетический облик:



ф.12. Владимир, школа №13, построена в 1961. Окна четвертого этажа здесь ниже остальных. Источник.

Может тринадцать – несчастливое число?

Но такую же картину лицезреем и в городе Узловая, Тульской области:

ф.13. Узловая, Тульская область. Школа №22. Дата снимка: 18.10.2011. Источник.

Но эти, хотя бы, действуют. Среди школ, построенных в 1960-е, есть такие, что останутся только в памяти их выпускников.

В городе Шумерля (Чувашия) с 2008 года пустует здание школы №7.

ф.14. Шумерля, Чувашия. Бывшая школа №7. Апрель 2013. Источник.

В июле 2016 года оно загорелось [7]:

Пострадали актовый и спортивный залы, обвалилась крыша.



ф.16. Шумерля, Чувашия. Источник.

Трудно сказать, сколько еще она простоит.

Школа №4 (опять совпадение) в Приволжском посёлке Энгельса Саратовской области, которая когда-то была очень похожа на своих близнецов,

ф.17. Приволжский поселок, Энгельс, Саратовская область, школа №4. 1960-е. Источник.

в 2004 году начала обрушаться:

ф.18. Приволжский поселок, Энгельс, Саратовская область. Источник.

Авария произошла из-за отсутствия гидроизоляции фундамента и полной негодности санузлов здания. Кирпичи из-за этого постоянно сырели, в зависимости от времени года замораживались и размораживались. Местные власти приняли решение снести здание. Школа простояла 43 года [8].

Чтобы не заканчивать статью на столь печальной ноте, приведу пример модификации нашего проекта. В Углегорске Сахалинской области, где у школы №6 явно схожая архитектура, здание как бы урезано по всему периметру.

ф.19. Углегорск. Сахалинская область. 1962 год. Источник.

Вместо 15 окон на лицевом фасаде видим 11, причем 5 центральных на ризалите; уменьшены и боковые фасады.
Произошла поразительная метаморфоза, и в этом здании теперь располагается суд:

ф.20. Углегорск. Сахалинская область. Источник.

И еще три школы (близнецы мценской) для иллюстрации.

Бийск, школа №18 (1963, фото)

Иваново, школа №6 (1961, фото)

Краматорск, школа №22 (1957, фото)

Государственная, светская общеобразовательная система появилась на территории бывшей России в XVIII в. Именно в это время возникли представления о возведении школы, как о самостоятельном виде общественного строительства, а также были разработаны первые проекты училищ. В ХIX – начале ХХ века появились уже типовые проекты, в основу которых легко строительное нормирование, отвечавшее педагогическим и санитарно-гигиенические требованиям.
Первоначально гимназии состояли из помещений учебных классов, расположенных на втором этаже, вестибюля и квартир учителей на первом. В ХIХ веке состав помещений пополнился гимнастическими залами, кабинетами физики, химии, истории и рисунка. В начале ХХ века проектировались классы пения, библиотеки, актовые залы и медицинские кабинеты. Но все эти проекты не имели отношения к учреждениям общедоступного образования. Дети бедных слоев населения по-прежнему занимались в плохо приспособленных для этого помещениях.
Развитие основного помещения-класса началось с класса приходского училища площадью 120 кв. м, который служил единым и многофункциональным помещением, где обучались дети разных возрастов. С появлением науки об охране здоровья учащихся - школьной гигиены площадь класса ограничилась 60-72 кв. м при глубине до 6-7,2 м с наполнением в 30 учащихся, предлагалась предпочтительная схема зонирования здания с ориентацией учебных помещений на юг и юго-восток.

Типовые проекты в СССР

В 1920 году было введено всеобщее начальное образование. Борьба с неграмотностью требовала переоборудования существующих зданий под школы. Новое строительство почти не велось, нормативное обоснование для него появилось на рубеже 1920-1930-х годов. Несмотря на то, что системный подход к формированию школ отсутствовал, уже тогда учитывались основные положения: возрастное разделение учащихся, организация внеурочной деятельности, спортивное и трудовое воспитание. В 1932-1934 году постановлениями правительства были установлены единые требования в организации учебного процесса, это послужило основанием для разработки программ проектирования на 280, 400 и 800 мест. Типовые здания строились в 2-4 этажа, учебные помещения составляли 60-65%, а вспомогательные-35-40% площади всего здания. Классно-урочная система с закреплением за классом отдельного помещения являлась основополагающей.

здание школы на 400 учащихся, типовой проект конца 50х годов


здание школы на 400 учащихся, реализованный типовой проект конца 50х годов XX века

Здание школы. Типовой проект 65-426/1 на 960 мест


здание школы, рассчитанное на 960 учащихся (построено по типовому проекту 65-426/1)

наиболее массовые типовые проекты школьных зданий


Здания школ наиболее массовых типов.
А - типовой проект МЮ, Б - типовой проект 65-426/1, В - типовой проект V-76,
Г - проект повторного применения И-1605А, Д - проект повторного применения И-1577А

история и типовые проекты в СССР > современные проекты школ

2009. Все права на статью принадлежат Анне Северенчук, статья размещена в рубрике"Проекты" портала Форма с согласия автора. Перепечатка запрещена.

Читайте также: