Кем была основана сикионская школа рисунка

Обновлено: 19.05.2024

Методы преподавания в Древней Греции (Поликлет, Полигнот, Апполодор Афинский, Зевскис, Паррасий).

Искусство классической Греции реалистично – реальность лежит в основе каждого образа. Греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Они утверждали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. В 432 году до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Поликлет установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры, разработал внутреннюю подвижность стоящей фигуры с упором на одну ногу. Полигнот призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу такой, какой видит ее художник в жизни. Полигнот еще не умел передавать явления светотени.

Настоящая же революция в области рисования и методов обучения приписывается Аполлодору Афинскому. Он впервые ввел светотень и стал моделировать тоном объем формы в рисунке. До Аполлодора художники изображали форму предметов одними линиями. Зевскис имел много учеников и последователей. Желая помочь ученикам понять прекрасное в жизни и в искусстве, старался найти и установить идеал и канон красоты. Зевскис рисовал красивейшею женщину Греции Елену. Многое внес в методику построения изображения формы предметов средствами светотени. Зевскис был очень требовательным как к себе, так и к ученикам. Греческие художники стремились к реальности, показывали реальный мир. Паррасий первый придал живописи симметрию, первый стал передавать игру лица, изящество волос, красоту лица. Паррасий еще раз говорит о том, что методика обучения рисунку в то время в Греции была поставлена на должную высоту. Он требовал, прежде всего, обратить внимание ученика на роль и значение линии как основного средства выражения формы на плоскости.

Сикионская школа –Эвпомп, Памфил, Апеллес.

К 4 веку до н.э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская, Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка. Она оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Прекрасно понимая, что во время рисования натуры человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию, как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисования входят не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

В IV веке до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Эти школы имели различные методические установки.

Фиванская школа большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Сикионская школа рисунка, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красот природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Фактически главой Сикионской школы был Памфил – ученик и последователь Эвпомпа.

Итак, мы видим, что в Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения. Памфил призывал своих воспитанников изучать природу, наблюдать ее красоту и показывал, в чем она заключается.

Итак, в древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

Древний Рим Отсутствие прогресса в методике и системе преподавания в Древнем Риме. Сравнение с греческими художниками педагогами. Ремесленно-техническая сторона преподавания. Преобладание копирования, отход то греческих методов обучению рисунку и реалистического рисунка. Уничтожение теоретических трудов великих мастеров Греции, уничтожение произведений искусств. Уничтожение турками последних очагов античной культуры отсутствие четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Отсутствие рисования как общеобразовательного предмета.

Эпоха древнего Рима, казалось бы, должна была развить дальше достижения греческих художников-педагогов.

Римляне любили изобразительное искусство. Многие знатные вельможи и патриции сами занимались рисованием и живописью, как, например, Фабий Пиктор, Педий, Юлий Цезарь, Нерон. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

Эпоха Древнего Рима, казалось бы, должна была развить достижения греческих художников-педагогов. Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки. Широкое распространение картин ввел Юлий Цезарь. Он создал первую галерею. После цезаря в том же духе действовал и Агриппа М.

Кажется, было создано все для дальнейшего развития изобразительного искусства и обучения ему. Однако, на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников, более того. Много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

Греческие художники – педагоги стремились разрешить высокие проблемы искусства, они призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки, стремились к вершинам творчества и осуждали художника, который по-ремесленнически подходил к искусству.

В эпоху Римской империи художник – педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники – педагоги Греции.

Несмотря на это, в Риме был развит фаюмский портрет. Фаюмские портреты, так названные по месту первой находки близ Фаюмского оазиса в Египте, почти единственные дошедшие до нас образцы станковой живописи римской эпохи. Написанные на дереве восковыми красками, нередко еще при жизни изображенного. В основе лежит точное, реальное рисование. Людей изображают без прикрас. Работы очень тонкие по рисунку и звучные по цветовой гамме. Но уже в портретах 3 века начинает преобладать жесткий линейный рисунок: они суше и схематичнее, с меньшим выявлением индивидуальных черт.

Также впервые для рисования начали употреблять сангину и соус.

Обобщая выше изложенное, мы пришли к выводам: при обучении рисованию преобладает копирование с образцов, механическое повторение приемов в работе, что заставило римских художников отходить от тех идеалов, которые были созданы греками.

Алексей Кондратьевич Саврасов - Зимний пейзаж

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: сикионская, эфесская и фиванская.

Сикионская школа оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика любовь к изучению красот природы. В результате всего этого сикионская школа рисунка давала очень высокую профессиональную подготовку молодым художникам. Из сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Говоря о сикионской школе, необходимо, прежде всего, сказать об основателе этой школы — Эвпомпе (400-375 гг. до н. э.). Эвпомп был прекрасным педагогом и очень хорошим живописцем. Особое же место в истории изобразительного искусства Эвпомп занимает как выдающийся представитель художественной педагогики.

Как говорят историки, Памфил был крупным теоретиком, однако мы ничего не знаем о его теоретических трудах; были ли это теоретические труды в области только изобразительного искусства или были среди них и труды в области теории преподавания — методики. Продолжателями дела Памфила были его ученики — Мелантий и Апеллес. Они продолжали развивать дальше его методические положения и принципы искусства, методические приемы обучения рисунку. Самой крупной фигурой сикионской школы, да и всего античного искусства был Апеллес (356-308 гг. до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.

1317674659_www.nevsepic.com.ua_planche-04a-rome-antique-ancient-rome

После некоторого перерыва я возвращаюсь к истории обучения рисунку в разных странах. В сегодняшней статье продолжается речь об обучении рисунку в Древней Греции. Предыдущие части вы можете прочитать , перейдя по ссылкам ниже.

В Греции IV века до н. э. уже существовали три школы рисунка. Это были Эфесская , Фиванская и Сикионская школы. Впоследствии именно Сикионская школа окажет большое влияние на развитие методов преподавания в дальнейшем , и сейчас мы узнаем почему.

Фиванская школа рисунка была основана Никомахом ( по другим источникам это был Аристид). В обучении преобладал уклон в светотеневые эффекты , которые могли создавать иллюзии. Такие рисунки казались красивыми , но пропорции и анатомические формы могли быть неточны.

Эфесскую школу , которую создал Зевксис , упомянутый в прошлых частях ( по другим источникам создателем школы был Эфранор из Коринфа). Школа была ориентирована на изучение особого восприятия природы и так же , как и Фиванская школа , стремилась к иллюзорности и так же пренебрегала точностью и пропорциями в рисунке.

33877_html_21add561

А вот Сикионская школа , которую основал Эвпомп , придерживалась точности и строгости в построении рисунка. В этой школе учили наблюдать , изучать , замерять. Так что можно сказать , что преподаватели школы были сторонниками научного подхода к обучению рисунку. Это похоже на то , что сейчас преподают в наших университетах по рисунку и живописи.

Именно благодаря своему научному подходу Сикионская школа выпускала высококлассных специалистов-художников .

Отдельной строкой стоит упомянуть создателя школы Эвпомпа ( 400-375 гг. до н. э.). Он был отличным живописцем и оставил большое наследие после себя. Он стремился к изучению природы , человеческого тела , предметов. Точные замеры давали возможность создавать академически правильные рисунки. В этом и был метод обучения. Так и образовалась Сикионская школа рисунка.

1317674664_www.nevsepic.com.ua_planche-03b-grece-antique-ancien-greece

Поскольку обучение у Памфила было серьезным , то и занимало оно немало времени — 12 лет. И плата за обучение была немаленькая , около 26 кг золота. У кого не было этих денег , того он не обучал.

Самым известным и прославленным художником древности был Апеллес ( 356-308 гг. до н. э.), ученик Памфила. Он продолжал дело своего учителя и добился больших успехов в этом. О нём мы поговорим в следующей части.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект на тему:

Учитель ИЗО и черчения СОУСОШ №570

Происхождение понятия педагогическая деятельность, истоками уходит в Античную Грецию( VI - IV вв. до н. э). До поступления в обучающие, частные, заведения дети свободных граждан получали домашнее воспитание. За ними присматривал специальный раб – педагог (буквально поводырь). Отсюда и буквальное значение слова педагогика – детовождение. Чуть позже, на ранних этапах развития общества постепенно возникает потребность в специализированном обучении и воспитании. Появляются люди, которые знают своё дело, его тайны, секреты, основы лучше других. Именно поэтому возникает феномен учительства-ученичества, возникают роли учителя и ученика, их особые взаимоотношения, благодаря которым опыт, знания, мудрость учителя как бы “перетекают” в ученика. 1

hello_html_a74cd18.jpg

Древнегреческие цивилизации дали человечеству первые образцы школ. Дальнейшее развитие школы осуществляюсь уже на следующей ступени исторического развития – в эпоху античности, греко-римской древности. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме, эллинистических государствах и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли.

Карта Древней Греции

Территория и временные границы античного мира огромны: от третьего тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря, на островах и материке, лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н.э., когда греко-римский мир рухнул, смешался с так называемым варварским миром, христианством и породил эпоху Средневековья. Территориально античный мир на разных ступенях своего развития охватывал земли трёх материков – от Атлантического океана до Египта, Средней Азии и Индии . 2

Достижения египетских художников в области обучения изобразительному искусству, естественно, интересовали и греческих художников. Они внимательно изучали методы построения изображения и те каноны, которые во многом облегчали работу начинающего художника.

Греческие художники многое позаимствовали у египтян и в области методики обучения рисунку — например метод рисования заостренной палочкой по не очень твердой гладкой доске. Правда, глиняную поверхность они заменили восковой, но принцип нанесения изображения на плоскость оставался тот же: при изучении пропорциональных закономерностей строения человеческой фигуры — математический расчет.

Коренные изменения в системе образования Древней Греции связаны, в первую очередь, с изменением мировоззрения и, как следствие, изменение религии и общественного сознания в рамках все той же рабовладельческой экономической формации.

В дальнейшем греки по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания. Реализм – основа греческого искусства. Художники утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в гармонии частей и целого, в правильных математических пропорциях. Они призывали молодых художников внимательно изучать жизнь, находить в ней прекрасное и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек-женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами. Для греков “прекрасным” стала земная жизнь, а не загробный мир. 3

В Снкноне, скульптором Поликлетом были введены новые пропорциональные членения человеческой фигуры. В процессе рисования он впервые разрешил проблему внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Была введена градация красок сообразно цвету и тени, применялось смешивание красок при рисовании. Обучаясь рисованию с натуры, греческие художники изучали анатомию, что отражено в работах того времени. Считалось, что рисование развивает пространственное мышление необходимое человеку любой профессии, греческие художники полагали, что красота заключена в пропорциях и соразмерности частей, что воплощено в фигуре человека.

hello_html_m1a047a2b.jpg

Велика роль античной культуры в развитии реалистического искусства, в становлении и развитии академической системы обучения. Система обучения рисованию Древней Греции и сегодня вдохновляет педагогов на поиски более эффективных методов обучения рисованию. 4

Одну из главных ролей в зарождении Древнегреческого искусства занимает рисовальщик Полигнот. В Афинах, где ему были дарованы права гражданства, он стал при Кимоне во главе кружка художников. Здесь он и развернул свою педагогическую деятельность. Он призывал учеников стремиться к реальности изображения, передавать в рисунке природу так, как видит ее художник в жизни. Владея лишь средствами линейного рисунка (Полигнот еще не владел светотенью), он тем не менее стремился передавать даже фактуру предметов.

Краски, которыми пользовался Полигнот и его современники, были следующие: мелосская земля — для белил, аттическая глина (род охры) — для желтого, понтийский синопис — для красного, и для черного — сажа с добавлением какого-либо склеивающего вещества. Позднее палитра живописцев стала много богаче. Так, один из учеников Полигнота, Апеллес, кроме нескольких оттенков прежних тонов, имел в своем распоряжении еще голубую и зеленую краски.

Настоящая же революция в области рисования и методах обучения приписывается Аполлодору (около V века до н. э.), которого Плиний относит к светочам искусства. Аполлодор Афинский считается первым скиографом, то есть тенеписцем, и вместе с тем первым станковым живописцем, введшим в технику живописи смешивание красок между собой и их градации сообразно свету и тени. Заслуга Аполлодора заключается в том, что он первый стал моделировать объем формы в рисунке, тоном. До Аполлодора художники Греции изображали форму предметов одними линиями, они не представляли себе, как можно иначе изобразить на плоскости форму предметов. Теперь современному художнику тональная моделировка формы кажется обычным делом, но было время, когда светотень в рисунке, создававшая иллюзию реального объема, почиталась за чудо.

Это были принципиально новые положения не только в практике изобразительного искусства, но и в методике его преподавания. Появилась необходимость в совершенно иных методах обучения. Передача формы, объема на плоскости требовала своей теории, своей методики, особых приемов работы.

Совершенно бесспорно, что при рисовании соблюдались ясность и четкость изображения предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов и росчерков, линиями наметить форму предмета. А это можно было сделать только в результате многолетней школьной выучки. Мало того, что греческие художники владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами.

Изображая форму предметов, как это явствует из сведений древних писателей, греческие художники не ограничивались только линейными изображениями, но наглядно и убедительно передавали средствами светотени (тона) объем и фактуру предметов. 7

При рисовании соблюдались ясность и четкость изображения предмета, без лишних штрихов и росчерков. Линия играла первостепенную роль. Развитие и совершенствование мастерства, а вместе с тем и методов преподавания всегда требовали общения и соревнования между художниками-педагогами. Отсюда ясно, что для приобретения навыков подобного мастерства нужна была хорошая школа рисунка, рисунок был основой изображения.

Уже IV веку до н. э. в Греции существовало несколько известных школ рисунка: фиванская, эфесская и сикионская. Эти школы имели различные методические установки. 8

Фиванская школа, основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии.

Сикионская школа оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, научить его чтить закономерности строения природы, воспитывала у ученика любовь к изучению красот природы. В результате всего этого сикионская школа рисунка давала очень высокую профессиональную подготовку молодым художникам. Из сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

Говоря о сикионской школе, необходимо, прежде всего, сказать об основателе этой школы — Эвпомпе (400-375 гг. до н. э.). Эвпомп был прекрасным педагогом и очень хорошим живописцем. Особое же место в истории изобразительного искусства Эвпомп занимает как выдающийся представитель художественной педагогики. 9

В основе правил сикионской школы лежала хрестография, которая теоретически развивала традиции скульптора Поликлета. Канон Поликлета — подход к изображению натуры — сделался основным принципом сикионских живописцев. Живописные достижения предыдущего периода — архаического — были, конечно, широко использованы, но главное внимание было направлено на построение и моделировку фигуры.

Свой опыт преподавания Памфил изложил в сочинении, которое, к сожалению, не дошло до нашего времени. К созданию художественного произведения Памфил шел не от капризов фантазии, первого непосредственного впечатления или счастливо найденной натуры. Художник искал общие законы пропорционального построения фигуры, распределения света и тени, перспективы. Твердое знание этих законов Памфил считал основой живописи.

Как говорят историки, Памфил был крупным теоретиком, однако мы ничего не знаем о его теоретических трудах; были ли это теоретические труды в области только изобразительного искусства или были среди них и труды в области теории преподавания — методики. Продолжателями дела Памфила были его ученики — Мелантий и Апеллес. Они продолжали развивать дальше его методические положения и принципы искусства, методические приемы обучения рисунку. Самой крупной фигурой сикионской школы, да и всего античного искусства был Апеллес (356-308 гг. до н. э.). Этот художник достиг наивысшей славы среди всех художников древности, впоследствии его имя стало нарицательным среди художников и теоретиков искусства.

hello_html_m2d97f5ef.jpg

Все основные положения изобразительного искусства Апеллес старался закрепить в своих теоретических трудах, дать им научное обоснование. Одна из знаменитых его работ Фреска "Афродита Анадиомена" ( см. рис. 2) . Как утверждают историки, им было написано несколько томов о правилах искусства. Одно из сочинений об искусстве Апеллес посвятил своему ученику Персею. К сожалению, о содержании этих трудов ничего не известно.

В портретах Апеллес достигал поразительного сходства. В своих методах овладения изобразительным искусством, рисунок по памяти, у художника, играл не последнюю роль. 13


Неизвестный художник Зевксис пишет мальчика с виноградом (Деталь росписи галереи древней живописи).

Благодаря глубокому знанию законов природы, техники и технологии изобразительного искусства, Зевксис приобрел огромную славу. За свои картины он получал огромные деньги и накопил колоссальное состояние.
Это развило в нем непомерную гордость. На склоне лет он даже перестал работать за деньги и дарил свои произведения царям и городам, заявляя, что его картины превосходят всякую цену. Вел он роскошную жизнь и показывался в публичных местах, особенно во время праздников, в золоте и пурпуре, расшитом его шифрами.


Johann Georg Hiltensperger Zeuxis präsentiert sein Kentaurenbild.

Историки утверждают (интересно, на основании чего?), что Зевксис писал фигуры в размере несколько большем против натуры, что главное его достоинство заключалось в колорите, а рисунок у него был небезукоризнен.
По утрате Грецией независимости лучшие произведения Зевксиса попали в Рим, оттуда впоследствии они были перевезены в Константинополь, где и погибли все до единного при неоднократно случавшихся пожарах.


Миниатюра из средневекового манускрипта


Средневековая миниатюра "Зевкис отбирает самых красивых женщин для картины Елена Троянская"


Иллюстрация XV века к трактату Цицерона


Доменико Беккафуми фреска "Зевксис рисует портрет Елены для храма Геры в Кротоне" Около 1524-1525 гг., палаццо Бинди Сегарди,Италия


Joachim von Sandrart The scene depicted is of Zeuxis here painting the goddess Jun


Ангелика Кауфман Зевксис выбирает модель для картины "Елена Троянская" 1764 г.


Ангелика Кауфман Zeuxis malt die schönen Frauen der Stadt Kroton. 1760-е г.г. Kunstmuseum Basel


Jacques Albert Sénave Zeuxis. Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussel


François-André Vincent Zeuxis Choosing Models from the Beautiful Women of Croton 1789 г. Музей Лувр


Nicolas André Monsiaux Выбор моделей в мастерской Зевксиса.


Nicolas Andre Monsiaux Zeuxis Choosing his Models 1797 г.


Francesco Solimena Zeuxis and the Maidens of Croton.


Joseph Goupy Zeuxis painting Helena (after Solimena).


Edwin Longesden Long The Chosen Five 1885 г. Russell Cotes Gallery and Museum


Edwin Longesden Long The Chosen Five (Zeuxis at Crotona) 1885 г.


Victor Mottez Zeuxis choosing a model for Helen


Федор Бронников Зевксис выбирает себе натурщицу Шадринский городской краеведческий музей имени В.П. Бирюкова

Хочу заметить, что картина Бронникова на сайте "ART-каталог" представлена, как "Апеллес выбирает себе натурщицу". Но сюжет явно посвящен Зевксису. Конечно, Апелесс и Зевксис были современниками, мало того, друзьями-соперниками. Но "недоработки" создателей сайта, а, может, и музейных работников и искусствоведов Шадринска стали следствием неправильной, ошибочной информации.


Eleuterio Pagliano Zeuxis chooses five models from Croton for his Helen of Troy 1889 г.

Информация из Словаря Брокгауза и Эфрона и Энциклопедии мирового искусства.

Читайте также: