Типология проектов в доу по е с евдокимовой
Обновлено: 06.07.2024
Данная презентация знакомит с понятием "проектная деятельность", целями и задачами проектного метода, даёт характеристику проектов по Евдокимовой Е.С., выделяет этапы и составляющие проекта, а также формы работы в проектной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.pptx | 197.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность в ДОУ
Актуальность Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Проектная деятельность помогает формированию компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Определение Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Цель и задачи проектного метода Цель : Развитие свободной творческой личности Задачи : Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей Развитие познавательных способностей Развитие творческого воображения Развитие творческого мышления Развитие коммуникативных навыков
Типы проектов (автор: Евдокимова Елена Сергеевна) По доминирующему методу : Исследовательские Информационные Творческие Игровые Приключенческие Практико-ориентированные По характеру содержания: Ребёнок и его семья Ребёнок и природа Ребёнок и рукотворный мир Ребёнок, общество и культура
Типы проектов (автор: Евдокимова Елена Сергеевна) По характеру участия ребёнка в проекте : Заказчик Эксперт Исполнитель Участник от зарождения идеи до получения результата По характеру контактов: Внутри одной возрастной группы В контакте с другой возрастной группой Внутри ДОУ В контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями
Типы проектов (автор: Евдокимова Елена Сергеевна) По количеству участников: Индивидуальный Парный Групповой Фронтальный По продолжительности: Краткосрочный Средней продолжительности Долгосрочный
этапы проекта Выделение и постановка проблемы Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Обобщение полученных данных Подготовка и защита проекта
Составляющие проекта Детская самостоятельность (при поддержке взрослого) Исследовательский поиск Сотворчество детей и взрослых Развитие коммуникативных, познавательных и творческих способностей Применение полученных знаний
Формы работы Наблюдения Проблемные ситуации Дидактические игры и упражнения Беседы Экскурсии Досуги и развлечения Экспериментирование Прогулка Подвижные игры Чтение Рассматривание иллюстраций Драматизация Викторина, КВН и т.д.
заключение В проектной деятельности у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу и ко взрослым, интерес к познанию, критическое и творческое мышление. Проектная деятельность способствует эффективному развитию всех психических процессов и новообразований личности дошкольника.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять .
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего.
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду.
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ.
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей .
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
проектной деятельности в ДОУ
(Е. С. Евдокимова)
Проектная деятельность в ДОУ
Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Цель использования технологии:
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Типы проектов
Актуальной для дошкольного образования является следующая типология проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ДОУ
Последовательность работы педагога над проектом
ü педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
ü вовлекает дошкольников в решение проблемы;
ü намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
ü обсуждает план с семьями на родительском собрании;
ü обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
ü вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;
ü собирает информацию, материал;
ü проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);
ü даёт домашние задания родителям и детям;
ü поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
ü организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
ü подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Описание порядка использования технологии в практической профессиональной деятельности
1 этап
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).
4 этап
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.
На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции детского сада и семьи в совместной творческой деятельности.
Я активно участвуют в проектной деятельности на уровне детского сада и района.
Автор: Капаева Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №41 с. Чернуха
Населённый пункт: Нижегородская область, Кстовский район
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая технология проектирования
Раздел: дошкольное образование
этих действий, то есть является педагогической технологией
доминирующей
деятельности
(исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные);
По характеру содержания
(ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности);
По характеру участия ребенка в проекте
(Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов);
По характеру контактов
(внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);
По количеству участников
(индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)
По продолжительности (
краткосрочный – 1-2 нед, месяц; средней продолжительности – 2-4 мес.; долгосрочный – учебный год).
Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой)
Тип проекта Содержание Возраст детей Исследова- тельско- творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна Старший дошкольный возраст Ролево- игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- Со второй младшей группы
своему поставленные проблемы Информацион но-практико- ориентиро- ванный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на с о ц и а л ь н ы е и н т е р е с ы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) Со средней группы Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
Основные требования
к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы; Самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект; Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий; Практическая, теоретическая психолого-педагогическая, значимость предполагаемых результатов; Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
Структура проекта, адаптированная к ДОУ
1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени 2- Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы) К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу) В каких источниках можно найти информацию Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) С какими предметами научиться работать для достижения цели 3- Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы) 4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза)
Поэтапное развитие проектной деятельности в рамках темы
Распределение деятельности педагога и детей (материал Л.С. Киселевой)
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей 1-й этап 1. Формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта (см. структуру проекта) 2. Вводит игровую (сюжетную ситуацию) 3. Формулирует задачи (нежёстко) 1. Вхождение в проблему 2 . В ж и в а н и е в и г р о в у ю ситуацию 3. Принятие задачи 4.Дополнение задач проекта 2-й этап 1. Помогает в решении задачи 2.Помогает спланировать деятельность 3. Организует деятельность 1. Объединение в рабочие группы 2. Распределение ролей и видов деятельности 3-й этап 1. Практическая помощь (по необходимости, в зависимости от возраста детей) 2. Курирует осуществление проекта (направляет и контролирует) 1.Приобретение специфических ЗУН, опыт а творче ства и ценностного отношения к изучаемому, к деятельности, ее участникам и себе 4-й этап 1. Подготовка к презентации проекта 2. Презентация 1. Подготовка продукта Деятельности к презентации 2. Представление (зрителям или э к с п е р т а м ) п р о д у к т а деятельности
Общие задачи развития детей в проектной деятельности.
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей - развитие познавательных способностей - развитие творческого воображения - развитие творческого мышления - развитие коммуникативных навыков Младший дошкольный возраст Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Старший дошкольный возраст Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы работы педагога над проектом
с детьми дошкольного возраста
1. Выбор темы и создание план-схемы проекта
2. Реализация проекта
3. Презентация
4. Рефлексия достижений и проделанной работы
Первый этап – Выбор темы и создание плана – схемы
Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности Один из способов введения в тему - модель “трёх вопросов”: ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ? Содержание, то что дети уже знают. План (тема проекта) Источники новых знаний т. е. средства
Диалог педагога с детьми способствует:
развитию саморефлексии ребёнка, оценки имеющихся знаний приобретению новых знаний по теме в свободной раскованной атмосфере, развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей/интересов детей, вовлекает их в решение проблемы намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей) обсуждает план с семьями на родительском собрании обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта собирает информацию, материал
Второй этап – Реализация проекта
реализуется
деятельности
(творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов
Исследовательская активность организуется за счет:
проблемного обсуждения (помогает обнаруживать всё новые проблемы), использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов,
Последовательность работы педагога на данном этапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки, организует обсуждение (это мероприятия основной части проекта), даёт домашние задания родителям и детям, поощряет самостоятельные творческие работы и инициативу детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т.д.)
Третий этап – Презентация проекта
В основу презентации
важно заложить
материальный продукт, имеющий ценность для детей
В ходе создания продукта
раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта
Задача воспитателя - создать условия
для того, чтобы каждый из детей имел возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В
выступления
перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.)
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
организуется презентация проекта (праздник, занятие, досуг и др.), составляется книга, альбом (продуктивная наглядность) совместно с детьми; подводятся итоги (выступление на педсовете, родительском собрании, обобщение опыта работы)
Четвертый этап – Рефлексия
1. Узнали ли вы что – либо, чего не знали раньше?
2. Что вас удивило?
3. Какие эмоциональные переживания вам запомнились?
4. Какая деятельность вам понравилась больше всего?
5. Что бы вы хотели узнать (изменить)?
Т.о., в проектной деятельности
формируется субъектная позиция ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Анализ эффективности проектной деятельности
к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой
)
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей; 2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели); 3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей); 4. Обсудить план с семьями; 5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск); 6. Нарисовать вместе с родителями и детьми План-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте; 7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения Плана-схемы с детьми); 8. Провести занятия, игры, наблюдения, поездки — все мероприятия основной части проекта; 9. Дать домашние задания родителям и детям; 10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения); 11. Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.); 12. Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Рекомендации по подготовке к презентации проекта
Выступление с презентацией необходимо построить следующим образом: 1- Кратко, достаточно полно и лаконично (10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта. 2- Продемонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения. 3- Проанализировать ход поиска решения, аргументацию выбора методов реализации проекта. 4- Продемонстрировать найденное решение. 5- Проанализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом. 6- Провести самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня поставленной проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение. 7- Речь должна быть четкой, эмоциональной, органично сопровождаться демонстрацией наглядного материала.
Вопросы к рефлексии:
Почему технология проектирования стала актуальной в работе с дошкольниками? Возможно ли осуществление проектной деятельности в условиях Вашего ДОУ? Почему? В чем вы видите трудности для коллектива? Для детей? Для себя? Насколько необходима самостоятельность детей в исследовании? Нужно ли ее поощрять? Контролировать? В какой степени? Считаете ли вы необходимым привлечение родителей к работе над проектом? Реальным? Использовали ли вы когда-нибудь при организации деятельности детей технологию, аналогичную проектной? Если да, то где именно? Каковы результаты? Литература:
1. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. — М.: Айрис- пресс, 2008. — 208 с. 2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. 3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64 с. 4. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 214 с.: ил. 5. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов/авт.-сост. Т. В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.
Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.
Типы проектов.
Е.С.Евдокимова предлагает следующую классификацию типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Исследовательские проекты.
По мнению Е. Полат, проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов. Например, путешествие по Волге. В течение 3 дней идет разговор о путешественниках: кто на чем путешествовал, определение маршрута, само путешествие, отдых на берегу, возвращение. Обмен впечатлениями, оформление результатов, презентация.
Технология проектирования в ДОУ.
План тематического проекта.
Тема и ее происхождение.
Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- Что мы хотим узнать?
- Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта.
Механизм проектирования.
Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для их понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Частным, конкретным результатом работы для детей может быть рисунок, аппликация, альбом, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль, книга, урожай и др. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.
Развитие у детей проектных умений.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность).
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация технологии проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов.
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией.
Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:
ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно: утренники, вечера развлечений, дни творчества, каникулы.
Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно-транслируемые проекты.
Критерии проектов.
Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.
После защиты проекта переходят к его реализации, т.е. ко второму этапу работы. Третий, завершающий, проводится в форме семинара.
Читайте также: