Тифлопедагог в детском саду что делает
Обновлено: 08.07.2024
В нашем детском саду в специальных группах одновременно осуществляется лечение и воспитание детей с нарушениями зрения. Лечение глазных заболеваний, развитие зрительного восприятия, повышение остроты зрения и устранение косоглазия у детей, является одной из самых главных задач для всех специалистов нашего учреждения. Помимо лечения на аппаратах, с детьми занимаются специалисты – учителя-дефектологи (тифлопедагоги).
Кто такой тифлопедагог?
Тифлопедагог занимается воспитанием, обучением и развитием детей с нарушениями зрения. Коррекционно-педагогическая работа ведется им по следующим направлениям:
- тифлопедагогическое обследование воспитанников ДОУ;
- проведение специальных коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения: развитие зрительного восприятия, социально-бытовая ориентировка, пространственное ориентирование и мобильность, развитие познавательной деятельности;
- индивидуальное консультирование воспитателей;
- пропаганда тифлопедагогических знаний;
- работа с родителями, имеющими детей с нарушениями зрения.
Занятия тифлопедагога направлены на развитие зрительного восприятия детей, совершенствование их сохранных анализаторов, на подготовку к обучению в массовой или специализированной школе (для слабовидящих детей). При планировании специальных коррекционных занятий тифлопедагог учитывает зрительные возможности каждого ребенка и период его лечебно-восстановительного процесса, формирует умение пользоваться нарушенным зрением, развивает зрительно-познавательную активность детей, обогащает зрительно-сенсорный опыт. Развитие мелкой моторики и осязания дают возможность детям с нарушениями зрения выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора. Для дошкольников с нарушениями зрения характерны трудности в выделении формы, величины, в пространственном ориентировании, поэтому особое внимание уделяется тем методам работы, которые помогают овладеть пространственными понятиями об отношении предметов друг к другу, умениями моделировать окружающую среду.
Тифлопедагог ориентирует детей в правильном восприятии времени, а также к нормам социально-адаптивного поведения в общественно значимых и бытовых ситуациях. Благодаря этому у них формируются адекватные, реалистические и наиболее полные представления об окружающем мире.
Развитие ребенка только в стенах детского учреждения может получиться однобоким, если нет подкрепления и поддержки со стороны семьи. Только вместе с родителями мы сможем добиться максимальных результатов в деле развития детей. С этой целью необходимо выполнять все рекомендации врача-офтальмолога, тифлопедагога и других специалистов.
Положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родными могут способствовать выработке у него волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Родители, охваченные естественным чувством жалости, сострадания, окружают ребенка чрезмерным вниманием и оказывают ему помощь там, где он мог бы без этого обойтись. Родители стараются сделать все за ребенка: кормят, умывают, одевают его в том возрасте, когда он может уже это сделать самостоятельно. В некоторых семьях наблюдается другая крайность: родители и окружающие ребенка взрослые открыто выражают недовольство им, подчеркивают нарушения в развитии ребенка, раздражаются из-за его ошибок и неудач, не уделяют ребенку должного внимания, недостаточно заботятся о нем.
Родители должны помочь в осуществлении чрезвычайно важной задачи – сохранить, и при возможности, улучшить зрение ребенка. Для этого необходимо:
- соблюдать зрительный режим и все рекомендации и назначения врача-офтальмолога, учителя-дефектолога;
- следить за правильным ношением очков и окклюзий, за их состоянием;
- создавать дома определенные условия для комфортного зрительного восприятия (рациональное освещение, правильный выбор мебели и ее расположение, строго дозированный просмотр телепередач, обеспечение безопасности и т.д.).
Весь процесс развития ребенка зависит от того, как сумеют врачи, педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы были учтены все стороны его здоровья и психического состояния.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим коррекционно-педагогическую работу.
Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.
Основная цель, которую тифлопедагог ставит перед собой в работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных занятиях, к самостоятельному участию в других видах деятельности.
Коррекционная работа осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно-восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции.
Зная особенности патологии органов зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия на нее, понимая зрительные возможности ребенка, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, тифлопедагог становится участником возвращения детям возможной полноты зрительных функций.
В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
Тифлопедагоги имеют специальную литературу, специальные приборы для развития компенсаторных способов познания мира и развития сохранных функций, пособия по развитию тактильно-кинестетических ощущений, слухового восприятия, дидактический материал по развитию зрительного восприятия.
Направления коррекционно-педагогической работы тифлопедагога:
- Тифлопедагогическое обследование детей.
- Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
- Участие в методической работе дошкольного учреждения.
- Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Рассмотрим каждое из названных направлений.
1. Тифлопедагогическое обследование детей
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии. Это позволяет тифлопедагогу составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями.
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребенке позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Информацию, полученную при изучении документации и во время обследования, тифлопедагог дополняет наблюдениями за детьми во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты их жизни в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полными и объективными эти характеристики могут быть в результате длительного наблюдения за детьми в различных видах их деятельности.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведенных обследований (в начале, середине и конце года). Так он получает возможность проследить динамику развития каждого ребенка в процессе коррекционного обучения.
2. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях (например, дети с тяжелой зрительной патологией, сопровождающейся слепотой или глубоким слабовидением; с сопутствующими заболеваниями - такими как ОНР, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.), тифлопедагог ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. Такая программа предполагает учет тифлопедагогом зоны ближайшего развития ребенка.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения.
Занятия по подготовке детей к определению характера зрения на цветотесте.
Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев тифлопедагог может проводить и с небольшими подгруппами детей.
В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (М.,1997г.) тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие осязания и мелкой моторики.
- Ориентировка в пространстве.
- Социально-бытовая ориентировка.
Остановимся коротко на каждом виде коррекционных занятий.
Развитие зрительного восприятия.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Вернадской; И.В. Блинниковой; О.Г. Солнцевой; Л.В. Рудаковой.
Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.
Так, на каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоскопическом) на коррекционных занятиях тифлопедагог использует соответствующий дидактический материал, проводит специальные игры и упражнения.
Ортоптическое лечение: специальные упражнения по подготовке к лечению на синаптофоре; упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате (накладывание одного изображения на другое); подбор цветных или контурных изображений к силуэту, точное совмещение их.
Со слепыми детьми, имеющими остроту зрения 0,01-0,04, тифлопедагог проводит занятия по развитию остаточного зрения: сосредотачивает внимание ребенка на заданном объекте, проводит игры и упражнения на повышение световой и цветовой чувствительности глаза.
Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия у детей формируют умение рационально пользоваться нарушенным зрением; получать с его помощью информацию об окружающем; развивать мыслительную деятельность и познавательную активность детей.
Развитие осязательной и мелкой моторики.
Коррекционная программа по развитию осязания и мелкой моторики (составители: В.З.Денискина и Л.И.Плаксина, 1997г.) рекомендует обязательное включение в каждое коррекционное занятие упражнений для рук.
Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием.
Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога.
Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев тифлопедагог предлагает детям упражнения с использованием различных мячей (массажных, теннисных, матерчатых), резиновых и поролоновых губок, клубков ниток.
В занятиях по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей (конструирование, лепка, аппликация, пластическое моделирование, работа с бумагой, фольгой, нитями, палочками, мозаикой).
Ориентировка в пространстве.
Обучение пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения проводятся по методикам, разработанным Л.А. Семеновым, Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной.
Основой обучения является формирование у детей целенаправленного зрительного восприятия пространства, а также пространственных признаков и расположения наполняющих его предметов.
1-ый этап - создание у детей четких представлений о своем теле, о пространственном расположении его частей.
3-ий этап - моделирование предметно- пространственных представлений.
4-ый этап - обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем.
На всех этапах обучения тифлопедагог большое внимание уделяет формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов и расположение в пространстве с чувственным восприятием детьми.
Таким образом, в результате проведенные обучением представления детей об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками свободного самостоятельного ориентирования.
Социально-бытовая ориентировка.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся по методикам, разработанным В.З. Денискиной, Е.Н. Подколзиной, Л.И. Плаксиной, Л.А. Дружининой.
В обучении детей социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки (умения пользоваться нарушенным зрением, получать информацию об окружающем и ориентироваться в пространстве на полисенсорной основе).
Детей знакомят с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.); учат выполнять с ними определенные действия, правильно, т.е. в соответствии с назначением, пользоваться ими; получать также сведения о безопасном пользовании различными предметами домашнего обихода.
Представления детей расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.
Большое место на специально-коррекционных занятиях тифлопедагога по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В этих играх у детей совершенствуются компенсаторные способы познания окружающего мира. Тифлопедагог выступает активным участником игры.
Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и, включаясь в общеобразовательные занятия. В этом случае тифлопедагог садится рядом с ребенком, испытывающим трудности, и, используя метод совместного выполнения действий, оказывает ему индивидуальную коррекционную помощь.
Во время прогулки тифлопедагог проводит индивидуальную работу.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Гимнастика для глаз.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.
Гимнастика для мышц глаза через каждые 7-10 минут зрительной работы, является эффективным средством для профилактики нарушений зрения. При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики, флажки и др.). Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения - сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.
Подвесные игрушки, рисунки на потолке используются для зрительной гимнастики при сходящемся косоглазии.
3. Участие в методической работе дошкольного учреждения.
Общеобразовательные занятия тифлопедагог посещает с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают при этом, как овладевают и как используют приемы познания окружающего мира.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционную работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушениями зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.
Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.
При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).
Направления работы тифлопедагога:
- Тифлопедагогическое обследование детей.
- Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.
- Участие в методической работе дошкольного учреждения.
- Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.
Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий
На основании полученных при обследовании детей данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения; имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.
Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут – в младшей и средней группах, 25 минут в старшей, и 30 минут – в подготовительной группе.
Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.
Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:
- Закрепление материала предыдущих занятий.
- Преподнесение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление нового материала.
- Заключительная часть.
Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие осязания и мелкой моторики;
- ориентировка в пространстве;
Важнейшая задача , которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства к.
Интерактивные формы и методы работы с родителями руководителя физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детског.
Опыт работы инновационной площадки регионального уровня по реализации УМК "Тропинки".
Выступление на педагогическом совете на тему: Содержание, формы и методы работы с родителями, направленные на воспитание и развитие детей.
Выступление на педагогическом совете на тему: Содержание, формы и методыработы с родителями, направленныена воспитание и развитие детей.
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной.
Современные формы и методы работы по развитию речи в дошкольном учреждении
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик».
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Краткое описание документа:
Методическая разработка предназначена для тифлопедагогов и молодых специалистов в ДОУ III-IV вида.
Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного лечения.
Тифлопедагог должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения. Ее основой является – управление процессами обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих.
Читайте также:
- Что такое компьютер кратко для детей
- Что такое рост кратко биология 5 класс
- Что такое вариационный ряд в биологии кратко
- Почему замеченные не слишком заметные детали вызывают больше положительных эмоций кратко
- Как вы определите суть позиции россии в восточном вопросе как эта позиция воспринималась кратко