Тезисы из статьи добролюбова что такое обломовщина кратко

Обновлено: 05.07.2024


Десять лет ждала наша публика романа г. Гончарова. Задолго до его появления в печати о нем говорили как о произведении необыкновенном. К чтению его приступили с самыми обширными ожиданиями. Но первая часть романа произвела неблагоприятное впечатление на многих читателей. Последующие части романа сгладили первое неприятное впечатление у всех, у кого оно было

Может показаться странным, что мы находим особенное богатство содержания в романе, в котором, по самому характеру героя, почти вовсе нет действия.

Гончаров вам не дает и, по-видимому, не хочет дать никаких выводов. Жизнь, им изображаемая, служит для него не средством к отвлеченной философии, а прямою целью сама по себе. Ему нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора.

В уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. И ею он особенно отличается среди современных русских писателей. Он ничем не увлекается исключительно или увлекается всем одинаково.

Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории. Как же это можно было растянуть на четыре части! Но тем не менее в таланте Гончарова — это драгоценное свойство; чрезвычайно много помогающее художественности его изображения.

История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью;

Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни

Причина обломовской апатии ко всему заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти в образе его умственного и нравственного развития.

От природы Обломов — человек, как и все. Но он раб каждой женщины, каждого встречного, раб каждого мошенника, который захочет взять над ним волю. Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого.

Обломов не есть существо, от природы совершенно лишенное способности произвольного движения. Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина.

Если б Илье Ильичу не лень было уехать из Петербурга в деревню, он непременно привел бы в исполнение задушевную свою идиллию.

Людей обломовцы вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. В отношении к женщинам все они ведут себя одинаково постыдным образом.

Все обломовцы любят уничижать себя; но это они делают с той целью, чтоб иметь удовольствие быть опровергнутыми и услышать себе похвалу от тех, пред кем они себя ругают.

сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их пред миром он никогда не мог

в общественном сознании все более и более превращаются в Обломова. Нельзя сказать, чтоб превращение это уже совершилось: нет, еще и теперь тысячи людей проводят время в разговорах, и тысячи других людей готовы принять разговоры за дела. Но что превращение это начинается — доказывает тип Обломова, созданный Гончаровым.

в самом деле, изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей.

Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к нашим услугам. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово.

Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре — лежебоком.

Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время, когда и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче

Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества

Может быть, Ольга Ильинская способнее, нежели Штольц, к этому подвигу, ближе его стоит к нашей молодой жизни.

Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас.

Долго и упорно, с любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в Обломове и продолжает свои отношения и любовь к нему, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности.

  • Первое впечатление читателей от романа.
  • Талант Гончарова изобразить всю полноту жизни.
  • Характерная черта обломовского характера.
  • Схожесть Обломова с другими литературными героями.
  • Обломовщина: много слова, мало дела.
  • Отсутствие Штольцев в нашем обществе.
  • Образ Ольги.

Талант Гончарова неподатлив. Его произведения кажутся холодными и не производят на читателя впечатления. Однако стоит внимательно присмотреться, и перед нами на полную силу раскроется умение Ивана Александровича изображать, словно художник, природу и каждую деталь окружающей действительности. Именно поэтому произведения Гончарова кажутся растянутыми.

Обломовщина – это знамение времени, отражение русской действительности. Главная черта Обломова – инертность. Апатия Ильи была результатом его воспитания и той среды, в которой он постоянно находился.

Другие литературные персонажи, к примеру, Онегин, Рудин, Печорин, Тентетников, Гамлет схожи с Обломовым. Они находятся в постоянном состоянии скуки. Однако эти герои в трудных ситуациях хоть что-то делают, а Обломов продолжает лениться.

Обломовщина – это привычка разглагольствовать, жаловаться на жизнь. Но ничего при этом не делать. Лучше просто покориться судьбе и жить, словно байбак.

Штольцев, людей не слова, а дела, пока нет в нашем обществе. Андрей Штольц – деятельный и энергичный человек, который, впрочем, еще не дорос до идеала общественного деятеля и реформатора.

Ольга – тот идеал, который только может повстречаться в русских реалиях. Именно в ее образе заключается та неудержимая сила, которая может противостоять обломовщине.

1.Обломов
Образ Обломова - это величайшее создание И. А. Гончарова.
Сам характер этого героя предопределяет его заурядную,
неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения,
значительных и ярких событий, увлекательной интриги.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню
героя, который проводит его не вставая с дивана.
Неторопливое авторское повествование детально и
подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит
печать заброшенности и запустения.
Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи,
ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство.
Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен
своим настоящим положением.
Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой
жизни, свое духовное падение.
Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится
своего барства, сравнивая свою душу с кладом,
заваленным всяким сором.
Крепостнический уклад России не только обрекает
на нищенское и бесправное положение русский народ,
но и калечит душу подрастающего дворянина,
убивая в нем прекрасные задатки характера.
В Обломове часто видят только губительное влияние
крепостного рабства и барства.

Штольц как "противоядие"Обломову

Но главным героем-антиподом Обломова является в
романе его друг Андрей Штольц.
Это натура, полностью противоположная лентяю и
бездельнику Илье. Но в разговоре с другом Илья Ильич
дает удивительно точную и меткую оценку миру
промышленников, куда его настойчиво пытается ввести

Штольц.
Он называет коммерсантов мертвецами, спящими
людьми, которые только имитируют активность,
интерес, бурную деятельность, сквозь которую
проглядывает безысходная скука.

Обломовщина
В романе сказалось новое слово нашего общественного
развития. Слово это = обломовщина; оно служит ключом к
разгадке многих явлений русской жизни.
В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим…
знамение времени.
Лень и апатия Обломова есть создание воспитания и
окружающих обстоятельств.
Главное здесь не Обломов, а обломовщина.
Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.
В него входит весь патриархальный уклад русской жизни
с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой,
любовью, поэтичностью.

Не случайно через весь роман Гончарова проходят неразлучной
парой два героя: Обломов и Захар.
Эти образы связаны своегo рода принципом дополнительности.
Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживают
чужие руки. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь
не принадлежали себе, не совершали самостоятельных
поступков, двигаясь только чужой волей.

За Илью Ильича боролись две силы: деятельное
интеллектуальное, эмоциональное начало,
которое воплощают в романе Штольц, университет,
Ольга, и Обломовка с ее "обломовщиной".
Причем первая сила представляла, скорее, возможность,
вторая была реальностью.
Победа осталась за старой Обломовкой.

Особенности романа
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов
и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять
его, не бог весть какая важная история.
Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед
нами живой, современный русский тип, отчеканенный
с беспощадною строгостью и правильностью.
Лень и апатия Обломова - единственная пружина действия
во всей его истории.

Художественная манера И. А. Гончарова

В этом уменье охватить полный образ предмета,
отчеканить, изваять его-заключается сильнейшая
сторона таланта Гончарова.
Гончаров является перед нами прежде всего художником,
умеющим выразить полноту явлений жизни.

Добролюбов об Обломовщине

Цитаты

“Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, – развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое существование нравственного рабства”

Обломовщина

Ответ на - Тезисы из статьи Добролюбова Что такое обломовщина

Помощь школьнику - Тезисы из статьи Добролюбова Что такое обломовщина

Гончаров в своем романе не дает никаких выводов, оставляет это право читателю. Сильнейшая сторона таланта Гончарова- умение отчеканить,изваять образ предмета. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории. Но в ней отразилась русская жизнь. Перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный строго и беспощадно. Обломовщина – ключ к разгадке многих явлений русской жизни. Причина обломовской апатии кроется в его внешнем положении и в умственном и нравственном развитии.

Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. Сокровища были зарыты в натуре Обломова, только раскрыть их перед миром он никогда не мог. Обломовка – наша прямая родина, ее владельцы – наши воспитатели. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо: он не усиливался надувать других, а являлся в натуре – лежебоком. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь. Кто не согласится, что его-то именно и имел в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче? Отдавая дань своему времени, Гончаров вывел и противоядие Обломову – Штольца. Но таких людей с цельным и деятельным характером еще нет в жизни нашего общества. Ольга – высший идеал, какой только может вызвать теперь русский художник.

Долго и упорно трудится она над тем, чтобы вызвать деятельность в Обломове, возбудить в нем жизнь. Ольга не хочет склонить голову и смиренно переживать трудные минуты жизни. Она бросила Обломова, когда перестала ему верить. Теперь обломовщина ей хорошо знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над ней суд беспощадный.

Читайте также: