Теория и методика продуктивных видов деятельности в доу погодина

Обновлено: 05.07.2024

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва

кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики преподавания изобразительного искусства Московского педагогического государственного университета С. Е. Игнатьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева О. И. Максимкина; заместитель директора по научно-методической работе педагогического колледжа № 15 Москвы, заслуженный учитель России Н. Ф. Климкина

В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

УДК 373.2(075.8) ББК 74.201я73

Погодина С.В., 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования эстетической, духовной культуры человека, его твор­ческого становления является доминантой цивилизованного разви­тия. В образовании как явлении цивилизации также происходит ориентация на личность, ее субкультуру, что превращает искусство в важнейший фактор духовного обновления, как общества в целом, так и отдельного человека. Разрабатывая современные теории и кон­цепции образования педагогическая наука опирается на Федераль­ный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для учреждений среднего профессионального образования, в котором значительная роль отводится подготовке специалиста, способного организовать различные видов продуктивной деятель­ности детей, в том числе и изобразительную.

Именно поэтому очень важно в условиях среднего профессио­нального образования обеспечить возможность приобретения обу­чающимися практического опыта в определении цели, задач, содер­жания, методов и средств руководства изобразительной деятельно­стью детей раннего и дошкольного возраста. А это становится воз­можным только тогда, когда у студентов будет сформирована хорошая теоретико-методическая база, лежащая в основе организации про­цесса ознакомления дошкольников с основами изобразительного и монументально-декоративного искусства на практике.

Свободное владение методами, приемами, формами организации продуктивной деятельности формируется при условии наличия у педагога теоретических знаний и качественного уровня практической подготовки обучающихся педагогических колледжей. Теория помо­гает обогатить новыми знаниями практическую деятельность буду­щего воспитателя, разнообразить ее. Практика способствует апро­бированию теоретических положений, делая их педагогически ак­тивными. Поэтому только корреляция теории и практики является показателем овладения обучающимися всеми необходимым компе­тенциями, прописанными в ФГОС нового поколения.

В этой связи представляется важным и значимым обеспечить бу­дущих специалистов дошкольного образования необходимой систе­мой знаний, включающей вопросы психологии, педагогики, фило­софии, эстетики и, конечно, искусствоведения. На основе знаний о видах искусства можно формировать у студентов представление о детском изобразительном творчестве и особенностях организации различных видов изобразительной деятельности. Это положение от­личает данное пособие от уже существующих. Имея представление, к примеру, о выразительных средствах архитектуры, студент сможет более профессионально подойти к обучению детей особенностям создания конструктивного образа.

Основные положения теории искусства являются центральным компонентом изобразительной грамоты, которые должны включать­ся в общетеоретическую и практическую подготовку студентов. Бу­дущему педагогу необходимо свободно владеть не только методиче­скими аспектами организации детского изобразительного творчества, изобразительной деятельности, но и художественными техниками, позволяющими многосторонне раскрывать детям способы отобра­жения окружающего мира, своих впечатлений о нем.

Отличительной чертой данного пособия является предоставление студентам материала, связанного с анализом методики ознакомления дошкольников с видами изобразительного искусства. В нем показа­но, каким образом знания по отдельным видам искусства могут быть использованы в работе с дошкольниками, и какое значение они мо­гут иметь в процессе их творческого развития. Такой взгляд продик­тован тем, что гуманизация образования как одна из проблем со­временной науки предполагает сосредоточение внимания на станов­лении творческой индивидуальности каждого ребенка.

Пособие состоит из ряда глав, которые включают в себя вопросы теории методики развития изобразительного творчества детей. Теоретический материал обобщается и конкретизируется в примерах, приводимых в ходе объяснения того или иного положения пособия. В конце каждой темы имеются вопросы и задания, позволяющие студент осуществить самоконтроль за качеством усвоения пред­ставлен ого материала. Рекомендуемая литература позволяет студен­там бол глубоко рассмотреть интересующие их вопросы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

Глава 1

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.
Глава 1. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
§ 1. Живопись как вид искусства.
§ 2. Графика как вид искусства.
§ 3. Скульптура как вид искусства.
§ 4. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста.
§ 5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой.
§ 6. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой.
Глава 2. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями монументально-декоративного искусства.
§ 7. Архитектура как вид искусства.
§ 8. Дизайн как вид искусства.
§ 9. Народное декоративно-прикладное искусство.
§ 10. Методика ознакомления с произведениями архитектуры.
§ 11. Методика ознакомления с дизайном.
§ 12. Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Глава 3. Теория развития детского изобразительного творчества.
§ 13. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
§ 14. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества.
§ 15. Сущность и структура детского изобразительного творчества.
§ 16. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
§ 17. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 18. Этапы развития изобразительного творчества дошкольников в игре со строительными материалами и конструкторами.
§ 19. Этапы развития детского пластического творчества.
Глава 4. Теория и методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 20. Особенности овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 21. Цвет как выразительное средство искусства.
§ 22. Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста.
§ 23. Рисунок как выразительное средство искусства.
§ 24. Особенности овладения детьми дошкольного возраста рисунком.
§ 25. Композиция как выразительное средство искусства.
§ 26. Особенности овладения дошкольниками композиционными закономерностями.
Глава 5. Методика развития детского изобразительного творчества.
§ 27. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 28. Методика развития детского конструктивного творчества.
§ 29. Методика развития детского пластического творчества.
§ 30. Детское декоративное творчество.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1.
Рекомендуемые произведения архитектуры.
Рекомендуемые произведения скульптуры.
Рекомендуемые произведения живописи.
Приложение 2.
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества.

(Профессиональное образование. Профессиональный модуль: организация различных видов деятельности и общения детей)
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика -- Дошкольная педагогика -- Российская Федерация -- Воспитание -- Виды воспитания -- Эстетическое воспитание -- Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства -- Учебник для средних специальных учебных заведений
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика -- Дошкольная педагогика -- Российская Федерация -- Воспитание -- Виды воспитания -- Эстетическое воспитание -- Воспитание художественных способностей детей -- Рисование. Лепка -- Учебник для средних специальных учебных заведений
эстетическое воспитание дошкольников
рисование для дошкольников
Шифр хранения:
FB 3 17-31/162
Недоступно для просмотра Электронный заказ

Обязательный экземпляр печатного издания в электронном виде. Доступ к документу возможен только в читальных залах Российской государственной библиотеки.

О произведении

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Читайте также: