Теория деятельности лурия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Согласно этой теории мозг – субстрат психических функций - работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.

Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основных качеств функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев. Представления о динамичности, изменчивости мозговой организации психических функций опираются на клинические, физиологические и анатомические данные.

Таким образом, основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:

Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.

Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.

При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает “первичный” дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору).

В то же время в виде системного следствия возникают “вторичные” дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.

В плане перспектив специальной психологии теория функцио­нальных систем, как и современное представление о ВПФ, вселяют оптимизм. Прижизненное формирование не только высших психи­ческих функций, но и обеспечивающих их мозговых систем, пла­стичность этих систем, динамичность их частей, наличие резервных афферентаций открывают огромные возможности для направленно­го формирования ВПФ, коррекционно-развивающего обучения де­тей с нарушениями психического развития.

Функциональные блоки мозга и их роль в психической деятельности

Согласно концепции А. Р. Лурии, структуры мозга можно условно объединить в три функциональных блока, непременно участвующих в любом виде психической деятельности.

Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, второй — получение, переработку и хранение информации, тре­тий — программирование, регуляцию и контроль психической дея­тельности.

ВОПРОС

Согласно этой теории мозг – субстрат психических функций - работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.

Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основных качеств функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев. Представления о динамичности, изменчивости мозговой организации психических функций опираются на клинические, физиологические и анатомические данные.




Таким образом, основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:

Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.

Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.

При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает “первичный” дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору).

В то же время в виде системного следствия возникают “вторичные” дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.

В плане перспектив специальной психологии теория функцио­нальных систем, как и современное представление о ВПФ, вселяют оптимизм. Прижизненное формирование не только высших психи­ческих функций, но и обеспечивающих их мозговых систем, пла­стичность этих систем, динамичность их частей, наличие резервных афферентаций открывают огромные возможности для направленно­го формирования ВПФ, коррекционно-развивающего обучения де­тей с нарушениями психического развития.

Функциональные блоки мозга и их роль в психической деятельности

Согласно концепции А. Р. Лурии, структуры мозга можно условно объединить в три функциональных блока, непременно участвующих в любом виде психической деятельности.

Первый блок обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, второй — получение, переработку и хранение информации, тре­тий — программирование, регуляцию и контроль психической дея­тельности.

Концепция Лурии

А вы замечали, что когда ученый (или группа ученых) пытается создать научное направление, концепцию, которая зиждется на принципах и основах двух дисциплин, то получается нечто качественно новое и интересное? Причем такие идеи обычно значительно опережают свое время. Одним из таких ученых был Александр Романович Лурия, очень удачно попытавшийся создать науку на стыке двух обширных сфер знания – медицины и психологии. Перед тем, как прочитать статью, подумайте, как вы бы определили, что такое нейропсихология? А пока давайте более подробно познакомимся с её отцом и его главной теоретической моделью.

Лурия – неугодный ученый

Как видно, идеи Лурии приносили большую пользу и восторг не в советских пенатах, а за рубежом.

Что же такое нейропсихология?

Сам ученый отмечал, что целями нейропсихологии являются понимание того, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои произошли в остальных психических процессах и, опираясь на здоровые участки мозга, как вернуть обходной путь для восстановления утраченной функции.

Чтобы понять смысл нейропсихологии давайте вспомним два примера из практики А. Р. Лурии.

Исследователю довелось работать в условиях Второй мировой войны, и этот опыт в его практике оказался очень продуктивным. Двое раненых, поступивших в нейрохирургический госпиталь в поселке Кисегач Челябинской области, стали объектом наблюдения и лечения врача Лурии.

Первый пациент, Лев Засецкий, получил ранение в голову, а вместе с этим разучился читать и писать, потерял память и способность ориентироваться в пространстве. Доктор решил сделать уклон на непораженных участках мозга, а именно на письме, которое можно было восстановить. Около 3 тысяч листов было исписано Засецким, что помогло вернуть его к нормальной жизни. Бывшему младшему лейтенанту даже отказывали в выдаче первой группы инвалидности.

Соломон Шерешевский – второй пациент, страдавший синдромом выдающейся памяти. Обратный случай, в котором пациент демонстрировал невероятные способности запоминания различного материала. Как следствие, возникновение странных ассоциаций и образов. Возможно, вы знаете людей, которые очень хорошо запоминают любую информацию, причем даже ненужную, что сильно мешает им нормально жить. Доктор посоветовал Шерешевскому разрабатывать свои системы запоминания только необходимой информации, а свою особенность применить в профессии, чему и последовал пациент, который направил свою жизнь в русло нормального и комфортного состояния.

Таким образом, очевидно, что Александр Лурия был выдающимся ученым двадцатого века, разработавшим концепцию в рамках нейропсихологии, которая смогла помочь многим пациентам и не только. Итак, давайте рассмотрим основные моменты концепции Александра Лурии.

На чем зиждется теория Лурии?

Главной концепцией нейропсихического анализа Лурии стало изучение функциональных блоков головного мозга, располагающихся в разных его частях и выполняющих разные функции. В соответствии с концепцией, в структуре мозга выделяется три блока:

Энергетический блок

По-другому этот блок называется блоком регуляции, поддержания тонуса и бодрствования. Энергетический блок обрабатывает информацию интероцептивного характера (не пугайтесь, это страшное слово означает поступление информации из внутренней среды, то есть непосредственно из органов). К примеру, если вы голодны, из желудка в энергетический блок головного мозга поступает сигнал, что нужна еда для дополнительной энергии. Вот вы и идёте на кухню или в кафе, чтобы пополнить запасы системы.

Данный блок называется так, потому что его главная функция заключается в обеспечении примитивных механизмов, связанных с поддержанием организма в тонусе и режиме бодрствования, а также с непроизвольным биохимическим самообеспечением организма.

Четко прослеживается активация организма благодаря работе энергетического блока, соответственно, отсюда идет непосредственная связь внимания, памяти, хранения и переработки любого вида информации.

При поражении энергетического блока в результате физического воздействия (травмы, контузии, серьезного ушиба и прочего) у пациента будут наблюдаться вялость, истощаемость (для легких форм поражения), ухудшение или потеря памяти, внимания, эмоциональная неуравновешенность и т.п.

Операциональный блок

Этот функциональный блок мозга также называют блоком приема, переработки и хранения информации, получаемой извне (то есть экстероцептивной, еще одно страшное словечко). Очевидно, что неким связующим звеном между нами и окружающей средой служат органы чувств. Соответственно, операциональный блок напрямую связан именно с их работой (естественно, верна и обратная зависимость).

Структура расположения отделов, отвечающих за органы чувств, такова:

  • затылочная часть отвечает за зрение;
  • теменная часть – за кожно-кинестетические сигналы;
  • височная часть – за слуховые.

Получение информации операциональным блоком проходит три этапа, которые именуются информационными полями (или корковыми зонами):

  • Первичные поля (проекционные) воспринимают первичные сигналы извне, осуществляют их примитивный анализ.
  • Вторичные поля получают более сложную информацию из первичных корковых зон, подключают более комплексные анализаторы.
  • Третьи работают с комбинированной, сложной информацией и осуществляют многофункциональный анализ, отвечают за речь, интеллектуальную деятельность, символизацию.

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности

Если первый блок носил характер непроизвольно работающей системы, то здесь вся работа осуществляется благодаря четко поставленным замыслам и целям, которые зависят от нашей воли, самоорганизации и саморегуляции.

Данный функциональный блок располагается в лобных долях головного мозга, где также происходит регулирование опорно-двигательной системы. Поэтому при поражении данного участка головного мозга сформированные двигательные навыки страдают, деятельность, основанная на целеполагании, становится инертной, импульсивной. Проще говоря, повреждая блок программирования, расположенный в лобной части, человек рискует потерять плавность своих физических действий, а также разучиться строить планы, выбирать задачи, средства осуществления этих планов, целей и т.д.

Резюмируя вышеописанное, согласно трактовке структуры и функционирования головного мозга Александра Романовича Лурии, существует три блока: энергетический (отвечающий за внутренние процессы, память и внимание), операциональный (отвечающий за органы чувств, связь с внешним миром) и программирования психических процессов (блок целеполагания, мышления, анализа, движения в пространстве). Безусловно, все три блока между собой связаны и, работая только вместе, могут обеспечить нормальное психическое поведение человека. При этом при повреждении какого-либо из блоков неминуемо ухудшается работа других.

И напоследок

Сравните на секунду свой головной мозг и систему, на которой основано функционирование смартфона. Он также нуждается в поддержании полного или частичного заряда (тонус системы для её активации, способности хранить информацию и реагировать на неё). Смартфоны получают импульсы извне, при помощи сенсора и наших пальцев, тем самым обрабатывая запрос из окружающей среды (органы чувств в данном случае: камера, микрофон, динамик, тот же сенсор).

— создана в советской психологии. Значительный вклад в нее внесли Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и многие другие. Основа ее — представления о строении деятельности (см. деятельность: строение), хотя они не исчерпывают теорию полностью.

Одно из существенных отличий теории деятельности от предшествующих концепций — признание неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа — действии.

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания: при рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и доведения);

4) действия предметны, они реализуют социальные цели (принцип предметности деятельности и принцип социальной обусловленности деятельности).

Разработка теории деятельности началась с анализа деятельности внешней, но затем обратилась к деятельности внутренней. В отношении этих очень важных форм активности выдвигаются два основных тезиса. ;

1. Деятельность внутренняя имеет принципиально то же строение, что и внешняя, и отличается лишь формой протекания. Это значит, что деятельность внутренняя тоже побуждается мотивами, сопровождается эмоциями (часто даже более острыми), имеет свой операциональный состав. Разница — лишь в том, что действия ведутся не с реальными предметами, а с их образами, и продуктом служит образ-результат.

2. Деятельность внутренняя произошла из внешней путем ее интериоризации. Так что для успешного воспроизведения какого-то действия в уме нужно обязательно освоить его реально и получить реальный результат. Вместе с тем при интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется; особенно это относится к ее операциональной части: отдельные действия или операции сокращаются, иные из них выпадают вовсе, и весь процесс проходит намного быстрее.

Через понятие деятельности внутренней теория деятельности в значительной мере приблизилась к описанию своими средствами потока сознания — правда, это понятие не охватывает всего содержания потока сознания. Для полного охвата нужно сделать вслед за теорией деятельности еще один шаг — в направлении таких традиционных объектов психологии, как отдельные процессы психические или функции — восприятие, внимание, память и пр. Развитие психологии в рамках подхода деятельностного позволило описать эти понятия в рамках теории деятельности и ее средствами.

Так, для описания восприятия необходимо ввести понятие действия перцептивного, а предварительно следует выяснить, существуют ли цели перцептивные. Они, бесспорно, существуют и появляются, например, в задаче различения двух сходных раздражителей — вкусов, запахов, звуковых тонов и пр. Для решения всех подобных задач и производятся действия перцептивные, кои могут характеризоваться как действия различения, обнаружения, измерения, опознания и пр. Представления о строении деятельности применимы и к анализу всех остальных процессов психических. Теория позволяет по-новому взглянуть на эти классические объекты психологии — они осмысляются как особые формы деятельности.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответственность за свое поведение и возможность выбирать между разными формами реагирования. В противоположность этому постулируется, что поведение человека произвольно, целеориентировано и сознательно. Считается, что человек есть активное существо, которое ведет себя целенаправленно и намеренно, которое выбирает из альтернатив, выбирает собственные цели и может на что-то решиться, происходящие на этой основе действия - основательны и рациональны. В силу того, что базой этого подхода выступает операционализм, то критика заключается в отказе в возможности операционально описать экзистенциальные и трансцендентальные компоненты человеческого поведения, а также составляющие бессознательного.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Другое название теории старения. Согласно этой теории, акивная деяеятельность и участие в делах общества приводят к большей удовлшлетворенности жизнью и психологическому здоровью в ожилом ы возрасте. В качестве желательной меры предполагается ереноситыть многие виды деятельности и интересы из зрелого возаста в болюлее поздние периоды жизни. Поскольку некоторые главые роли (и (например, родителей или служащих) в социуме утрачиваются по мере старения, предлагается заменять их новыми роляи. Теориюию часто критикуют за упрощенный подход, в том смыс:, что л продолжение активной деятельности и участие в эщественгенных делах само по себе не может обеспечить удовлетворённость жизнью и крепкое здоровье.

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Полезное

Смотреть что такое "теория деятельности" в других словарях:

Теория деятельности — или деятельностный подход школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно историческом подходе Л. С. Выготского. История Время создания теории деятельности 1920 1930 гг. Рубинштейн и Леонтьев… … Википедия

ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Теория Деятельности — (от греч. theoria исследование) западногерманское психологическое направление, авторы Kraiker, 1980; Herzog, 1984. Опирается на критику бихевиоризма за отказ признавать за человеком ответс … Психологический словарь

Теория деятельности — система научного описания деятельности, созданная отечественными психологами и педагогами. В основе ее лежат представления о строении деятельности, признание ее неразрывного единства с сознанием. Исходными положениями и принципами отечественной… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Теория Деятельности, Разработанная — А.Н. Леонтьевым реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность, поскольку сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих ее моментов… … Психологический словарь

теория деятельности Леонтьева — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. А.Н. Леонтьев. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается деятельность. Поскольку… … Большая психологическая энциклопедия

Теория Деятельности, Разработанная — С.Л. Рубинштейном реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через… … Психологический словарь

теория деятельности Рубинштейна — Этимология. Происходит от греч. theoria исследование. Автор. С.Л. Рубинштейн. Категория. Реализация деятельностного подхода к анализу психологических феноменов. Специфика. В качестве предмета анализа здесь рассматривается психика через раскрытие… … Большая психологическая энциклопедия

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ — ТЕОРИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Теория обучения, разработанная А. А. Вербицким (1991, 1999) и предполагающая такую организацию учебного процесса в высшей школе, при которой в различных формах учебной деятельности студента проводится… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Три функциональных блока мозга (А.Р. Лурия)

Важным анатомическим фактом, является неравномерность распределения отдельных слоев коры в топографически различных участках коры головного мозга.

Факты показывают, что над каждой первичной областью мозговой коры, в которой преобладают низшие (афферентные или эфферентные) слои коры, надстраиваются вторичные области, в которых преобладают верхние (проекционно-ассоциационные) слои, играющие, существенную роль в функциональной организации работы отдельных анализаторов.

Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия

А. Р. Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяет объяснить его интегративную функцию (Е. Д. Хомская).

Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока:

а) Энергетический блок,

б) Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации,

в) Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций .

Первый функциональный блок мозга

Первый блок — это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования.

Было доказано (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, М. Н. Ливанов), что для нормальной психической деятельности организм должен находиться в состоянии бодрствования (иными словами, кора больших полушарий должна находиться в состоянии тонуса, т. е. иметь определенный уровень возбуждения).

Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней.

Было установлено, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга.

Таким аппаратом являются неспецифические структуры разных уровней:

  • ретикулярная формация ствола мозга,
  • неспецифические структуры среднего мозга,
  • лимбическая система,
  • область гиппокампа.

Ретикулярная формация представляет собой нервную сеть, в которую вкраплены тела нейронов с короткими аксонами.

Ретикулярная формация

Ретикулярная формация имеет ряд особенностей строения и функционирования, благодаря которым обеспечиваются ее основные функции:

Наличие многочисленных связей в самой ретикулярной формации, конвергенция всех нервных путей на большей части ее нейронов создают дополнительные возможности широкого и одновременного распространения волн возбуждения в первичные, вторичные и третичные зоны коры, а также другие структуры мозга.

Как известно, нервная система всегда находится в состоянии определенной активности и для любого проявления жизнедеятельности обязательно ее наличие.

Принято выделять несколько источников активности: в первую очередь, обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза (белковый, углеводный и т. д.). Затем непосредственный приток информации, поступающей в организм из внешнего мира (от экстерорецепторов).

Известно, что в состоянии сенсорной депривации человек впадает в сон, из которого его может вывести лишь поступление новой информации.

Перечисленные источники активности свойственны и человеку, и животным. Но у человека помимо этого значительная часть активности обусловлена его планами, намерениями, программами. Формируясь в процессе сознательной жизни, они являются социальными по своему заказу и осуществляются при ближайшем участии сначала внешней, а потом внутренней речи.

Функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается,

  1. Во-первых, в регуляции процессов активации, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая функция).
  2. Во-вторых, в передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая функция): За счет нисходящих волокон ретикулярной формации высшие отделы коры управляют работой нижележащих аппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные формы сознательной деятельности.

При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность всех ВПФ (в первую очередь — непроизвольного внимания и памяти), нарушается активность, сон.

В случае массивных поражений ретикулярной формации стирается грань между сном и бодрствованием, человек находится в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте.

Отличительными диагностическими признаками поражения ретикулярной формации является одновременное снижение продуктивности абсолютно всех психических процессов, а также возможность частичной компенсации дефекта за счет усложнения задания.

Вовлечение произвольных процессов и специальная мотивация позволяют ненадолго повысить эффективность психических процессов.

Таким образом, первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния и сознания в целом.

Кроме того, первый блок мозга участвует в регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Лимбические структуры мозга, входящие в этот блок, занимают центральное место в организации эмоциональных и мотивационных состояний.

В связи с этим первый блок мозга воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния.

Второй функциональный блок мозга

Второй блок — блок приема, переработки и хранения информации – расположен в наружных отделах новой коры (неокортекса) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры.

Второй блок мозга

Структурно-анатомической особенностью этого блока мозга является шестислойное строение коры.

  1. первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации),
  2. вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора) и
  3. третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации).

Отличительной особенностью аппаратов второго блока является модальная специфичность.

Эксперименты по регистрации активности отдельных нейронов показали, что нервные клетки первичных зон отличаются высокой модальной специфичностью и узкой специализацией.

Первое означает, что они реагирует на возбуждение только одной модальности (одного вида), например, только зрительное или только слуховое.

Второе предполагает, что эти нейроны реагируют лишь на отдельный признак раздражителя одного вида (например, только на ширину линии или угол наклона и т. п.).

Благодаря этому аппараты второго функционального блока мозга выполняют функции приема и анализа информации, поступающей от внешних рецепторов и синтеза этой информации.

Основные законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга

А. Р. Лурия выделяет основные законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга.

1. Закон иерархического строения корковых зон.

Согласно этому закону соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры осуществляет все более сложный синтез информации.

Более сложно организованные зоны коры обеспечивают более сложные функции.

А. Р. Лурия подчеркивает, что соотношение первичных, вторичных и третичных зон у взрослого и у ребенка различно.

Для нормального развития вторичных зон у ребенка необходимо, чтобы были сформированы первичные, а для развития третичных — вторичные зоны.

Поэтому поражение первичных зон в раннем детстве может приводить к грубым нарушениям в развитии вторичных и, тем более, третичных зон.

У взрослого же человека, при сформированных зонах коры, третичные, наиболее организованные, управляют функцией ниже лежащих вторичных и первичных зон. Поэтому у взрослого человека взаимодействие зон коры осуществляется сверху вниз.

В данном случае поражение первичных зон не приводит к заметным нарушениям психических функций и может компенсироваться работой расположенных рядом структур.

2. Закон убывающей модальной специфичности иерархически построенных корковых зон.

Этот закон предполагает, что по мере перехода от первичных зон к третичным снижается проявление их модальной специфичности.

Первичные зоны каждой из долей мозга, входящих во второй блок мозга, обладают максимальной модальной специфичностью (благодаря громадному числу нейронов с высокодифференцированной, модально-специфической функцией).

Вторичные зоны, в которых преобладают верхние слои с ассоциативными нейронами, обладают модальной специфичностью в значительно меньшей степени.

Таким образом, этот закон описывает переход от дробного отражения частных, модально-специфических признаков к синтетическому отражению более общих схем воспринимаемого мира.

3. Закон прогрессивной латерализации функций.

Закон прогрессивной латерализации функций объясняет связь функций с определенным полушарием (по мере перехода от первичных зон к третичным зонам).

Первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны. На уровне вторичных зон часть функций, выполняемых левым и правым полушариями, остаются одинаковыми, но часть функций левого полушария уже отличаются от функций, выполняемых правым полушарием мозга.

Функции же третичных зон левого полушария уже коренным образом отличаются от функций аналогичных зон правого полушария мозга.

При поражении аппаратов второго блока мозга нарушение функций зависит от того, какие именно зоны пострадали.

При поражении первичных зон возникает нарушение восприятия отдельных признаков воспринимаемого раздражителя одной модальности (слепое пятно, гемеанопсия, нарушение тон-шкалы, анестезия и т. д.).

При поражении вторичных зон коры наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).

Поражение третичных зон приводит к нарушению комплексного синтеза раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.

Причем, согласно закону прогрессивной латерализации, при поражении третичных зон правого полушария нарушается предметная ориентировка в пространстве, а при поражении аналогичных зон левого полушария — страдает символическая ориентировка в пространстве.

Третий функциональный блок мозга

Третий функциональный блок мозга — блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата. Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга.

Аппараты третьего функционального блока мозга расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга.

Третий функциональный блок мозга

Лобные доли отличаются очень сложным строением и большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами.

Отличительной особенностью этого блока является:

  1. Проведение процессов возбуждения от третичных зонах к вторичным, затем к первичным;
  2. Отсутствие модально-специфических зон (состоит из аппаратов только двигательного типа);
  3. Наличие обширных двусторонних связей не только с нижележащими образованиями ствола мозга, но и со всеми остальными отделами коры больших полушарий.

По своей структуре и функциональной организации моторная кора относится к первичным, премоторная — к вторичным, а префронтальная — к третичным зонам коры больших полушарий.

Поэтому они выполняют функции, характерные для этих зон.

Человечек Пенфилда

Премоторная кора обеспечивает двигательные программы, т. е. объединяет отдельные движения в единую кинетическую мелодию.

Префронтальные отделы играют решающую роль в формировании намерений, программ, в регуляции и контроле наиболее сложных форм поведения человека. Они состоят из мелкозернистых клеток с короткими аксонами и обладают мощными пучками восходящих и нисходящих связей с ретикулярной формацией.

Поэтому могут выполнять ассоциативную функцию, получая импульсы от первого блока мозга и оказывать интенсивное модулирующее влияние на образования ретикулярной формации, приводя ее активирующие импульсы в соответствие с динамическими схемами поведения, которые формируются непосредственно в префронтальной (лобной) коре.

Префронтальные отделы фактически надстроены над всеми отделами мозговой коры, выполняя функцию общей регуляции поведения.

При поражении третьего функционального блока мозга характер нарушения функций связан с тем, какой именно аппарат поврежден.

При поражении моторной коры затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (наблюдаются парезы и параличи отдельных групп мышц).

Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков), поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности.

Анализ особенностей строения и функционирования трех функциональных блоков мозга позволяет предположить, что каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.

Выделение этих блоков достаточно условно.

Аппараты первого блока мозга обеспечивают необходимый уровень активации остальных блоков, второй блок отвечает за прием, анализ и переработку информации, поступающей из внешней среды, от экстерорецепторов.

С одной стороны, эта информация составляет основу для интегративной деятельности третьего блока, а с другой — является одним из источников активности первого блока.

Роль третьего блока проявляется в его интегрирующей, регулирующей, модулирующей функции. Обеспечивая важный этап в переработке информации, аппараты третьего блока оказывают модулирующее влияние и на первый и на второй блоки, что приводит как к изменению уровня активации коры, с одной стороны, так и к изменению порогов ощущения и восприятия — с другой.

Анализируя взаимодействие блоков мозга с точки зрения деятельности, следует отметить, что первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй — обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий — отвечает за формирование целей и программ деятельности.

Нарушение работы каждого из этих блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.

Читайте также: