Теории обучения в педагогической психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическая психология — отдельное направление, которое возникло под влиянием других наук. Эта отрасль изучает влияние обучения, воспитания на развитие человека. Также она занимается разработкой подхода к обучению отдельных личностей.

Предмет изучения и задачи

Педагогическая психология — самостоятельное направление, главной задачей которого является изучение закономерностей, механизмов развития личности. Предмет изучения педагогической психологии — определение психологических закономерностей, которые касаются воспитания, обучения. Изучается подход преподавателей, восприятие новой информации учеником.

  1. Определение взаимосвязей между уровнем собственного развития, интеллектом и формами воспитания, обучения.
  2. Раскрытие закономерностей воздействия механизмов воспитания, обучения на становление личности, развитие интеллектуальных способностей.
  3. Изучение методов, применяемых педагогами.
  4. Исследование закономерностей, механизмов, усвоения учеником социокультурного опыта, сохранение полученной информации.

Главная цель этой науки — координация педагогического процесса, разработка методов обучения отдельных личностей.

Классификация

Педагогическая психология имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех частей:

  1. Психологии учителя. Аспекты, на основании которых строится работа педагога при обучении студентов.
  2. Психологии воспитания. Становление личности, которое происходит в заранее сформированных условиях организации деятельности ребенка. Это направление изучает усвоение убеждений, нравственных норм, формирование мировоззрения.
  3. Психологии обучения. Изучает развитие процессов познавательной деятельности.

Каждое из направлений изучает разные аспекты, которые формируют педагогическую психологию.

Становление и развитие науки

Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:

В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.

Теории

Педагогическая психология имеет ряд теорий, которые были разработаны в результате развития этой отрасли:

  1. Ассоциативная теория. Она преобладала до конца 19 века. Эта теория объясняла, что мышление является репродуктивной функцией памяти. Движение любой мысли зависит от того, какие идеи будут репродуцироваться из хранилищ памяти.
  2. Теория социального научения. Она объясняет, что для обучения детей чему-то новому, недостаточно применять практики наказаний, поощрений. Важнейшими формами обучения являются — имитация, идентификация, подражание.
  3. Теория самовоспитания. Это процесс, с помощью которого человек усваивает опыт от предшествующих поколений. Для этого задействуются внутренние душевные факторы. При этом воспитать ребенка без самосовершенствования невозможно.
  4. Теория самообучения. Процесс получения человеком опыта предыдущих поколений, который происходит с помощью собственных устремлений.

Помимо теорий, в педагогической психологии существует несколько законов:

  1. Закон готовности. Объясняет скорость реакций человека от его подготовленности к задуманному.
  2. Закон эффекта. Если в процессе установления связи между реакцией и ситуацией человек испытывает удовлетворение, то эта связь укрепляется.
  3. Закон упражняемости. Чем чаще возникают одни и те же временные последовательности стимула, сопутствующие им реакции, тем прочнее связи образуются.

Бихевиористские теории оказали весомое влияние на развитие этой научной отрасли.

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Проблемы направления

Педагогическая психология имеет ряд проблем, которые подвергаются углубленному изучению:

Фото 1682

  1. Взаимосвязь между психологическим развитием ребенка и организованным педагогическим воздействием. Психологи до сих пор не могут ответить, как и насколько сильно обучение, воспитание влияет на развитие, процесс созревания детей.
  2. Поиск, применение сенситивных периодов развития психики детей. Сенситивный период — это временной промежуток, в который проявляется наибольшая чувствительность психических процессов к различным воздействиям.
  3. Взаимодействие между возрастными закономерностями и особенностями развития, которые подходят для различных возрастных категорий, конкретных детей. При выборе метода обучения нужно учитывать, что разные возраста детей открывают различные возможности, которые важны для дальнейшего развития.
  4. Проблема разработки методик обучения детей. При этом подбираются такие программы, методики воспитания, обучения, которые лучше соотносятся с особенностями каждого ребенка. Во время образовательного процесса нужно учитывать способности, задатки разных детей.
  5. Педагогическая запущенность. Часто возникают ситуации, когда один ребенок отстает от сверстников по развитию. Это обуславливается различными причинами, которые являются приоритетными для изучения психологов. При этом специалист должен уметь отличать умственную отсталость из-за психологических нарушений от педагогической запущенности.
  6. Готовность детской психики к применению обучающих методик. Если у ребенка нет задатков к обучению точным наукам, привить желание в этом случае крайне сложно.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Взаимодействие с другими науками

Педагогическая психология связана с такими науками:

Фото1677

  • социологией;
  • философией;
  • анатомией;
  • физиологией.

Эти науки помогают педагогической психологии развиваться.

Вопросы о том, как влияют методики обучения, воспитания на развитие личности интересуют ученых многие столетия. Для изучения этого взаимодействия было создано отдельное направление. На основе получаемой информации в ходе проводимых исследований, ученые составляют новые методы для обучения детей, подростков, студентов.

Полезное видео

В видео подробно рассмотрено понятие педагогической психологии.

Дидактика – это наука, исследующая и изучающая проблемы образования и обучения. Иногда встречается и другое название этому определению – теория обучения.

Дидактика или теория обучения – это раздел педагогики, изучающий проблемы теоретических основ обучения.

Основная задача науки выявить закономерности, которым подчиняется обучающий процесс, и их применение для достижения целей образования. При обучении человек получает знания, практические умения и навыки, а еще узнает о способах творческой деятельности. Цели образования достигаются при получении эмпирических знаний. Информация становится сложнее, в зависимости от ожидаемых результатов.

Психология и дидактика связаны между собой. Они объединись за счет единого объекта – процесса обучения и воспитания, однако, аспекты изучения у них разные. В психологии затрагиваются психологические закономерности формирования психики человека. Дидактика же изучает условия, требуемые для эффективного усвоения. Она строится на педагогической психологии. Базой любой методики обучения выступает знание психологических способов усвоения информации.

Цель учебного процесса – сформировать личность.

Образование – это процесс усвоения знаний, умений, навыков, и результатов, этого процесса.

Существует 4 основных этапа обучающего процесса:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее образование;
  • Общее и специальное.

Объект науки – это реальный процесс обучения. Теория обучения формирует знания о закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Дидактика, как наука, имеет несколько категорий:

  • Сущность обучения, где сам процесс выступает частью воспитательной работы;
  • Методы обучения, используются учителем в профессиональной деятельности;
  • Принципы, состоящие из основных взглядов на учебу;
  • Содержание образования в школе;
  • Организация учебного процесса;
  • Работа учителя, его поведение;
  • Деятельность учеников, их поведение.

Образование – это целенаправленный процесс и результат пополнения научных знаний, основных познавательных умений и навыков, формирование мировоззрения и нравственных качеств человека, на основе полученной информации.

Образование проводится под воздействием обучения.

Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия учителя с учащимися. Во время совместной деятельности проводится образование, дети воспитываются и развивают в себе индивидов.

Обучение не решает все задачи воспитания, поэтому важно параллельно проводить внеурочные воспитательные работы. Посредством проведения двух направлений ребенок всесторонне развивается, как личность.

Учение – это соединение двух процессов: преподавание и обучение. Первое направление – это деятельность учителя при обучении. Под вторым подразумевается работа ученика. Учение возможно и при самообразовании. Закономерности дидактики определяют несколько требований, обеспечивающие эффективное обучение. Это и есть принципы образовательной работы.

Учеба передает новому поколению знания и опыт человечества, умения и навыки, систему взглядов и убеждений. Перед учащимся ставятся негласные задачи – овладеть знаниями. При обучении индивидуальное развитие отстает от общественно-исторического.

Обучение – это особый вид отношений. Во время них проводится образование, воспитание и передача человеческого опыта субъекту.

Процесс учения связан с развитием и формированием у субъекта знаний, умений и навыков в определенной дисциплине.

Учение в отличие от обучения провоцируется мотивацией. Этот процесс побуждает двигаться к цели. Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Учителя зачастую прибегают к внешним возбудителям, принуждая учиться, поощряя или наказывая. Однако такой систематический контроль снижает желание ребенка на обучение. На этом этапе подключаются внутренние мотивы.

Обучение появилось довольно давно, и сначала основывалось на передаче опыта от предков молодым. Эволюция усложнила отношения между людьми, поэтому система обучения усовершенствовалась. Появились обучающие заведения. А потом обучение стало целенаправленным процессом.

Знания не передаются просто от одного человека другому. Для этого нужно активное участие двух сторон обучающего процесса. Поэтому обучение – это двусторонняя работа.

Противоречия обучения

Главная задача учителя – передать информацию слушателям. Параллельно он стимулирует учеников к активности, развивает мотивацию, творческие способности и эстетические взгляды. Учение – развивающий процесс, поэтому имеет некоторые противоречия. Они помогают совершенствовать процесс, изменяясь под потребности общества.

Основные противоречия теории обучения в педагогике такие:

  • Разногласие между объемом мировых знаний и потенциалом ученика;
  • Между задачами практической работы и способностями слушателя;
  • Между учебными задачами и уровнем развития школьника;
  • Между достижениями науки и информацией в школьных предметах.

Закономерности и принципы обучения

Учение основывается на общих закономерностях. Это теоретическая база для понимания процесса. Закономерности обучения субъективны и зависят от работы учителя. Исходя из такого утверждения, учение – это объективный процесс, учитываемый субъективные особенности учеников.

Выделяют две группы закономерностей:

Первый тип зависит от социальных действий, политической ситуации в стране, культурного образования. Внутренние же связаны с целями, методами и формами обучения.

Кроме законов дидактики при обучении еще задействуют психологические, гносеологическое, физиологические законы и закономерности. Они устанавливаются взаимоотношения учащихся и учителя при обучении.

Читайте также: