Теоретические методы психолого педагогического исследования кратко

Обновлено: 05.07.2024

В психолого-педагогическом исследовании применяются следующие теоретические методы: абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, индукция и дедукция, моделирование. Все эти методы не являются собственно педагогическими, они имеют общенаучный характер. Исследователь прибегает к ним и на теоретическом, и на эмпирическом этапах исследования.

Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их невозможен без абстракции. Невозможно, скажем, представить себе такие явления, как обучение, воспитание, развитие, метод и т. д., не прибегая к абстрагированию.

Предельным случаем абстракции является идеализация, в результате которой создаются понятия об идеализированных, реально не существующих объектах.

В основу абстрагирования при идеализации берутся связи и качества явлений, принципиально существующие или возможные, но абстрагирование проводится настолько последовательно, предмет настолько полно изолируется от сопутствующих условий, что создаются объекты, не существующие в реальном мире. Однако именно эти идеализированные объекты служат моделя-

ми, позволяющими гораздо глубже и полнее выявить некоторые связи и закономерности, проявляющиеся во многих реальных объектах 35 .

В педагогике тоже возможно создание идеализированных объектов, например, образ идеального воспитанника, идеальной структуры самоуправления и др.

Какие знания приобретаются в результате абстракции? Это могут быть обобщения, переходящие в понятия. Это могут быть и чувственно-наглядные образы (чертежи, схемы, диаграммы, модели, графики, таблицы, карты, формулы).

С абстракцией тесно связан метод конкретизации (от лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся). Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.

Конкретизация направлена на воспроизведение развития предмета как целостной системы. Мышление из выделенных отдельных абстракций конструирует цельный предмет, в результате чего получается конкретное, но уже мысленно-конкретное (в отличие от реального конкретного, существующего в действительности). Конкретным называется единство многообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным, наоборот, – односторонние, изолированные от других моментов развития свойства или характеристики данного предмета.

Психолого-педагогическое знание по самой своей сути должно быть конкретизировано, чтобы воссоздать самые разнообразные связи педагогических явлений, взаимодействия социума с образованием и личностью, воссоздать саму личность как целостность и обеспечить процесс развития этой личности в педагогической системе, а также самой педагогической системы 36 .

Известно, что нет абстрактной истины – истина всегда конкретна. В процессе конкретизации изучаемый объект, например

урок, включается в многообразие различных связей и отношений (содержание обучения на уроке, принципы, методы, приемы обучения, структура урока и т. п.). Благодаря этому удается воссоздать возможно более полное знание о реальном педагогическом явлении. Результатом применения метода конкретизации являются наглядные педагогические примеры, частные случаи с их полным анализом и описанием.

Восхождение от абстрактного к конкретному, направленное на воспроизведение развития и его источников (внутренних факторов, противоречий), является особым диалектическим методом познания – м етодом восхождения от абстрактного к конкрет-

ному. Этот метод необходим как для познания сложных процессов, так и для такого изложения результатов познания, которое позволило бы наиболее адекватно воспроизвести развитие и функционирование сложных объектов 37 .

Покажем это на примере. Взаимодействие детей в разновозрастной группе весьма абстрактно, но оно наполняется конкретным содержанием, если мы определим характеристики этого взаимодействия, раскроем его функции и принципы. Ещё более конкретными являются технологии, приемы организации взаимодействия детей в разновозрастной группе на конкретном этапе учебного занятия.

С помощью анализа можно выявить строение исследуемого объекта, его структуру (например, структуру урока, структуру познавательной деятельности, структуру проблемной задачи и т. п.). Анализ позволяет отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Анализ позволяет свести сложное к

простому. Результатом анализа становятся также классификации, типологии явлений. Если применять анализ к какому-либо развивающемуся педагогическому процессу, можно выделить в этом процессе этапы, а также противоречивые тенденции.

Процедуры анализа входят в любое исследование и образуют его первую стадию, когда исследовать от общего описания изучаемого объекта переходит к выявлению его строения, состава, отдельных свойств и признаков. Одно и то же явление можно анализировать во многих аспектах. Так, например, урок или воспитательное мероприятие можно анализировать в аспекте системного, гендерного, индивидуально-ориентированного, деятельностного и других подходов. Всесторонний анализ явления позволяет глубже раскрыть его. Тем не менее выбор аспектов анализа и их количество определяется целями исследования и особенностями исследуемого явления.

В психолого-педагогическом исследовании также различают классификационный анализ, анализ отношений, каузальный и диалектический анализ.

Наиболее прост классификационный анализ: он позволяет упорядочить, классифицировать явления, разбить их на группы на основе сходства и повторяемости.

Гораздо более сложен анализ отношений объектов. На основе анализа отношений мы изучаем процесс развития определенных явлений, и простым классификационным сравнением здесь не обойтись. Изучая отношения между отдельными сторонами развивающегося явления, необходимо разложить явление на составные части и исследовать отношения между частями. Результатом анализа отношений становятся знания либо об условиях возникновения и протекания явления, либо о функциональных зависимостях между явлениями.

Однако, рассмотрев условия существования и функции како- го-либо педагогического явления, мы еще не можем судить о причинной связи между явлениями. Возможность вскрыть эти связи дает каузальный анализ, он ведет к открытию наиболее существенных отношений, являющихся причинами явлений, научных законов, главных, причинных зависимостей.

Итак, результатом классификационного анализа являются классификации и типологии; в результате анализа отношений – условия существования и функции явлений; результатом каузального анализа – причины педагогических явлений; результатом диалектического анализа – причинно-следственные отношения между явлениями.

Однако абсолютизировать аналитические методы исследования нельзя. Изучая целостные педагогические явления, педагогический процесс, мы должны обращаться к широким синтезирующим связям, чтобы понять его внутреннюю логику, закономерности движения целого, взаимодействие всех его частей. Так строятся отношения анализа и синтеза.

Если при анализе мы разделяем целое на части, то синтез есть процесс объединения в одно целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. При этом синтез – не простое суммирование, а соединение разных сторон и признаков явлений

в смысловое единство. Синтез позволяет рассмотреть педагогическое явление в единстве и связи всех его частей. Результатом синтеза становятся обобщение, выводы из фактов.

«После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, композиции, интеграции результатов анализа

в общей системе. На основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них. Только на основе синтеза может быть, например, воссоздана модель современной системы

Разделить анализ и синтез невозможно, так как внутренне они едины. Это единство заключается в том, что «анализ исходит из определенного целого, которое он разлагает. Целое, например, целостный процесс обучения, определяет направление анализа. Это означает, что синтез содержится уже в самом анализе, а не существует вне его. После определенного аналитического процесса мы опять стремимся плавно подойти к целому, из которого

Метод сравнения представляет собой сопоставление объектов с целью выявления черт сходства, черт различия или того и иного вместе. Без сравнения не может быть обобщения. В результате сравнения различных объектов мы получаем о них более глубокое представление. Сравнение тесно связано с анализом и синтезом. Оно занимает особое место при теоретическом анализе и синтезе в педагогических исследованиях и состоит

в определении сходства или различия между явлениями. При

сравнении исследователю необходимо определить основу сравнения – критерий. Например, при сравнении результатов воспитательной работы в отдельной группе детей в качестве критерия можно взять количество лидеров, организаторов дел, участников общественно значимых дел. Для того, чтобы сравнить между собой определенные явления, исследователю необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены в сравниваемых объектах. Чем точнее оценены признаки, тем основательнее будет сравнение явлений.

Очевидно, что составной частью сравнения всегда будет анализ, так как во время сравнения в явлениях следует вычленять измеряемые признаки. Поскольку сравнение – это установление определенных соотношений между признаками явлений, то в ходе сравнения используется и синтез. В педагогическом исследовании используются три вида сравнения:

1) сравнение педагогических явлений по одному признаку (сравнение воспитанности в контрольных и экспериментальных группах после проведения воспитательной работы);

2) сравнение однородных педагогических явлений по нескольким признакам (сравнение результатов воспитательной работы контрольных и экспериментальных групп по развитию коллектива, взаимодействию участников образовательного процесса и др.);

3) сравнение различных этапов в развитии одного педагогиче-

ского явления (сравнение воспитанности детей на различных этапах развития коллектива в разные годы обучения) 41 .

Индукция (от лат. inductio – наведение) – метод познания, суть которого состоит в переходе от единичного знания об отдельных предметах и явлениях данного класса до общих предметах и явлениях этого класса, от части элементов класса – ко всему классу. Для того чтобы сделать такой вывод, нужно глубоко изучить у исследуемых элементов класса существенные связи, которые неопровержимо подтверждают: да, данный признак принадлежит всему классу. Или: да, данный предмет принадле-

41 Чечель И. Д., Новикова Т. Г. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 54–55.

жит к данному классу предметов, так как обладает теми же признаками, что и другие предметы данного класса.

Способом же выявить эти существенные связи становится практика. После накопления фактов и их осмысления появляются обобщения в виде классификаций, типологий, гипотез. Индукция – это обобщение на основе данных опыта, совокупность ряда эмпирических приемов перехода от неизвестного к известному, это форма движения познания, ведущая от эмпирического уровня к уровню теоретическому. Цель индукции – проникновение в сущность явлений, постижение их закономерностей.

В научном исследовании индукция тесно связана с дедукцией . Если индукция – это заключение от частного к общему, то дедукция – это заключение от общего к частному, от общего знания о предметах данного класса к единичному, частному знанию об отдельных предметах класса. Связь между индукцией и дедукцией состоит не только в том, что одна дополняет другую на эмпирическом и теоретическом уровнях познания, но и в том, что в индукцию проникают элементы дедукции, дедукция же опирается на результаты индукции.

Индукция и дедукция должны применяться пропорционально. Односторонний индуктивизм ведет к простому регистрированию фактов без глубокого их анализа и обобщения. Однобокая ориентация на дедуктивный метод исследования ведет к образованию голых абстрактных схем, и тогда теория становится замкнутой сферой искусственных конструкций (Я. Скалкова).

Некоторые авторы также среди теоретических методов исследований выделяют обобщение и систематизацию , которые связывают со сравнением, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией.

В исследовании явления необходимо не только выделять главные его особенности, но и обобщать их. Обобщение тем доказательнее, чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению.

Обобщение – мыслительное действие, выявляющее отношение и связи частных и общих свойств в явлении или процессе. Позволяет исследователю обнаруживать в многообразии предметов нечто общее, выделять в знаниях объединяющее их общее свойство, дающее им некоторую целостность.

В. И. Загвязинский и Р. Атаханов рассматривают метод обобщения в контексте изучения массового и передового опыта 42 .

Обобщение основано на установлении закономерных связей, сквозных линий между задачами, замыслами, идеями, средствами, способами деятельности, различными сторонами педагогического процесса.

Пути достижения обобщения:

описать достигнутые положительные результаты, затем выяснить способы и условия их достижения;

описать содержание, средства, способы деятельности, условия среды, а затем рассмотреть закономерность достигнутых результатов.

Обобщение основывается на умении видеть единое в многообразном (общие идеи, подходы, закономерности), многообразие

в едином (разные варианты решений, вариативность педагогических средств, гибкость тактики в достижении целей, реализации идеи и замысла и т. д.).

Систематизация – мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид систематизации – классификация, т. е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними. К систематизации приводит также установление причинноследственных отношений между изучаемыми фактами, выделение основных единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы (В. В. Давыдов).

По В. И. Загвязинскому систематизация накопленного материала заключается в отборе и установлении наиболее характерных и интересных фактов, раскрывающих систему работы педагога и коллектива, а также в установлении временных и причин- но-следственных связей между наблюдаемыми явлениями.

К теоретическим методам исследования относят и моделирование, метод, который более подробно представим далее.

Методы теоретического поиска, необходимые для проникновения в сущность изучаемого явления или процесса.

К методам теоретического исследования относятся следующие: абстракция, конкретизация, индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Конкретизация – логическая форма, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизацией называется мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстрактного к конкретному, которое является всеобщей формой развертывания научного знания, систематического отражения объекта в понятиях.

Индукция – один из типов умозаключения и методов исследования. Она выступает определенным способом обобщения. Индуктивное обобщение необходимо при изучении психолого-педагогического опыта.

Дедукция – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. В широком смысле под дедукцией понимается любой вывод вообще, в узком смысле – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок).

Анализ – логический прием, метод исследования, в процессе которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы, каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. Анализ может быть произведен с целью выделения свойств предмета, расчленения классов на подклассы, расчленения на противоречащие стороны. Анализ позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому. Анализ должен производиться ступенчато, поэтапно. На каждой ступени анализа должно выбираться одно основание деления, а не несколько сразу. Выделяемые в результате анализа элементы должны исключать друг друга, а не входить один в другой.

Синтез – мысленное воссоединение, объединение в единое целое частей, свойств, отношений, расчлененных посредством анализа. Он всегда связан с анализом, который является началом исследования предмета.

Синтез соединяет общее и единичное, единство и многообразие. Синтез в научном исследовании необходим при решении важных теоретических вопросов: 1) представлении изучаемого предмета как координированной системы связей с видением существенных сторон; 2) выяснения наличия у изучаемых явлений единой природы, общих существенных элементов различных явлений; 3) выявление связей между законами и зависимостями, относящимися к одному объекту.

Синтез не простое сложение частей, а логически-конструктивная операция, используемая как метод исследования для выдвижения идеи, гипотез, развития их в научные теории. На первом этапе исследования, когда происходит общая ориентировка, сбор данных, уточнение проблемы, выработка гипотезы, применяется преимущественно анализ компонентов педагогического процесса и их предварительный синтез. На втором этапе обычно происходит изучение выделенных элементов в изменяющихся, варьируемых условиях. Здесь нередко преобладает поэлементный анализ. На третьем этапе полученные результаты обобщаются, соотносятся с целым, проверяются и апробируются в системе целостного педагогического опыта. На этом этапе преобладает синтез.

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов, при этом каждый класс в свою очередь делится на подклассы. Классификация представляет собой особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов). Обычно в качестве оснований деления выбирают признаки, существенные для данных предметов. Классификация может применяться и для систематизации предметов.

Составление классификации подчиняется определенным логическим правилам: 1) в одной и той же классификации должно быть одно и то же основание для выделения каждого элемента, например, нельзя классифицировать учащихся какой-либо школы одновременно в одной и той же классификации по таким основаниям, как возраст, успеваемость и любимое хобби; 2) объем членов классификации должен соответствовать объему классифицируемой совокупности, то есть сумма членов классификации должна исчерпывать совокупность и не превышать ее (требование соразмерности деления); 3) члены классификации должны исключать друг друга, т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого; 4) подразделение на подклассы должно быть непрерывным, т.е. идти по линии постепенного нарастания или ослабления выделенного в качестве основания признака, не перескакивая через ближайший подкласс.

  1. Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования.

генетический метод,раскрывая специфику, тенденции раз­вития исследуемого явления, новые подходы к решению задач, опре­деляя результативность этих подходов и прогнозируя развитие си­туации, реализуется в форме срезов. Это значит, что изменение соответствующих показателей устанавли­вается в определенные временные интервалы. По существу, данный метод представляет собой одну из форм диалектического метода, по­зволяющего выявить сущностные характеристики явлений, определить причинные зависимости и тем самым установить оптимальные условия развития личности, ее движущие силы.

метод сравнения,устанавливающий сходство или разли­чие между предметами и явлениями и дающий возможность прийти к синтезированному выводу.

исторический метод.Он применяется прежде всего при изучении проблем истории психологии и педагогики. Эта отрасль психолого-педагогической науки раскрывает возникновение, состоя­ние и развитие учебно-воспитательных учреждений, психологиче­ских и педагогических теорий в конкретных исторических условиях.

сравнитель­но-исторический метод,обеспечивающий такое изучение психоло­го-педагогических явлений, которое прослеживает и сравнивает их в развитии.

  1. Математические методы в психолого-педагогическом исследовании.

Широкому внедрению методов анализа данных в 60-х и 70-х годах нашего века немало способствовало появление компьютеров, а начиная с 80-х годов — персональных компьютеров. Статистические программные пакеты сделали методы анализа данных более доступными и наглядными. Теперь уже не требуется вручную выполнять трудоемкие расчеты по сложным формулам, строить вручную сложные диаграммы и графики — всю эту черновую работу взял на себя компьютер, а исследователю осталась главным образом творческая работа: постановка задач исследования, выбор методов педагогического исследования и грамотная интерпретация результатов.

Математическая статистика возникла (XVII в.) и развивалась параллельно с теорией вероятностей. Даль­нейшее развитие математической статистики (вторая по­ловина XIX — начало XX в.) обязано, в первую очередь, П. Л. Чебышеву, А. А. Маркову, А. М. Ляпунову, а также К. Гауссу, А. Кетле, Ф. Гальтону, К. Пирсону.

Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типичный уровень явления. В средних величинах погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами.

Дисперсия - 1) статистическая мера вариативности какого либо признака, главная характеристика отклонения значений признака от его средней величины; 2) степень разброса в серии результатов, дающая определенное понятие об изменчивости этих результатов.

Корреляция– это статистическая зависимость между случайными величинами, не имеющими строго функционального характера, при которой изменение одной из случайных величин приводит к изменению ожидания другой.

Статистическая гипотеза - это формальное предположение о том, что сходство (или различие) некоторых параметрических или функциональных характеристик случайно или, наоборот, неслучайно

К наиболее часто употребляемым в психологии многомерным методам анализа экспериментальных данныхотносятся множественный регрессионный анализ, дискриминантный анализ,кластерный анализ, факторный анализ, многомерное шкалирование и др. Эти методы можно классифицировать по трем основаниям:

А) интеллектуальная операция (или способ преобразования исходной информации) — по назначению метода;

Б) по способу сопоставления данных — по сходству (различию) или пропорциональности (корреляции);

В) по виду исходных эмпирических данных.

I. Классификация методов по назначению:

II. Классификация методов по исходным предположениям о структуре данных:

  1. Методы, исходящие из предположения о согласованной изменчивости признаков, измеренных у множества объектов: факторный анализ, множе­ственный регрессионный анализ, отчасти — дискриминантный анализ.
  2. Методы, исходящие из предположения о том, что различия между объек­тами можно описать как расстояние между ними. Надистантной модели ос­нованы кластерный анализ и многомерное шкалирование, частично — дис­криминантный анализ. Многомерное шкалирование и дискриминантный анализ добавляют предположение о том, что исходные различия между объек­тами можно представить как расстояния между ними в пространстве неболь­шого числа шкал (функций).

III. Классификация методов по виду исходных данных:

  1. Методы, использующие в качестве исходных данных только признаки, измеренные у группы объектов. Это множественный регрессионный анализ, дискриминантный анализ и факторный анализ.
  2. Методы, исходными данными для которых могут быть попарные сход­ства (различия) между объектами: это кластерный анализ и многомерное шкалирование. Многомерное шкалирование, кроме того, может анализировать данные о попарном сходстве между совокупностью объектов, оценен­ном группой экспертов. При этом совместно анализируются как различия между объектами, так и индивидуальные различия между экспертами.
  1. Психолого-педагогическое обследование

Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагно­стических процедур,необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изу­чения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответ­ствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внеш­них связей.

Обследование предполагает целенаправленное и пла­номерное изучение личности, коллектива, образовательного уч­реждения согласно принятой программе.

В обследовании, как и в других комплексных методиках, необ­ходим как анализ — поэлементное, отдельное изучение компо­нентов, блоков, подсистем изучаемого процесса, так и последу­ющий синтез — создание целостного представления, обобщен­ных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тен­денциях развития объекта изучения.

Можно выделить несколько видов обследования.

Разведыватель­ное(поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связа­но с опробованием подобранных методик, предварительной ори­ентацией в ситуации, получением исходных данных для разработ­ки всего комплекса процедур изучения.

Комплексноеобследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходи­мом объеме работы и последовательного (систематического) изу­чения компонентов объекта.

Системноеобследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое обследование предполагает акцентирование внимания на ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлия­нии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.

Любое обследованиедолжно производиться по заранее наме­ченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и подведение ито­гов (конструирование выводов).

Сбор информации требует тщательной подготовки.

Собранная информация (экономическая, демографическая, социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна быть систематизированасогласно заранее определенным крите­риям и обработана на основе определенных логических схем вруч­ную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизиро­ванными.

подведение итогов и выводы связаны с интерпретацией, объяс­нением, истолкованием собранной информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта.

Метод педагогического исследования – это способ познания объектов и процессов педагогической действительности, ориентированный на получение научных данных о связях, закономерностях, признаках, отношениях, исследуемого объекта или процесса, выявление конкретных зависимостей и построение научных теорий.

Педагогическое исследование имеет важное значение для развития педагогической науки. Они позволяют создать теоретический фундамент функционирования педагогического процесса, выявить его динамику и разработать практические рекомендации эффективной реализации научно-педагогической деятельности.

Методы педагогического исследования используются педагогической наукой для получения информации о законах функционирования и специфике конкретного педагогического процесса или явления. Они дают представления о его динамике и функциональной роли. Кроме того, они позволяют изучить педагогический опыт и найти ему практическое применение в современных педагогических условиях.

Методы педагогического исследования подразделяются на три большие группы, исходя из характера его проведения:

  • Теоретические методы педагогического исследования.
  • Эмпирические методы педагогического исследования.
  • Математические методы педагогического исследования.

Виды теоретических методов педагогического исследования

Теоретические методы педагогического исследования – это способы получения научных данных, формирования концепций и теорий педагогической науки, отражающих закономерности существования различных объектов и процессов педагогики, их связи и зависимости.

Теоретические методы педагогического исследования составляют его фундамент, поскольку на их основе формируются концептуальные основы педагогического процесса и теоретическая база педагогической науки.

К основным теоретическим методам педагогического исследования относятся:

  • Анализ – разделение исследуемого объекта на составные компоненты с целью выявления его устройства и особенностей отдельных частей, составляющих целостную систему.
  • Синтез – объединение отдельных компонентов педагогической действительности или отдельного педагогического процесса в единое целое и исследование его целостных параметров развития и функционирования.
  • Сравнение – сопоставление отдельных педагогических объектов, процессов, явлений, их признаков и функций для выявления общих черт и различий на основе определенных критериев сравнения.
  • Ранжирование – выявление существенных параметров исследуемого объекта и отброс несущественных. Оно используется для отделения второстепенных факторов, оказывающих воздействие на развитие того или иного педагогического процесса, объекта или явления.
  • Обобщение – подведение итогов исследования, затрагивающих существенные признаки педагогических объектов, процессов или явлений.
  • Абстрагирование – отделение определенного свойства объекта педагогического исследования от него самого и его других свойств. Педагогическое исследование методом абстрагирования используется для рассмотрения реальных свойств, связей, признаков и отношений исследуемого объекта или процесса. Реализуется путем исследования архивной документации образовательного учреждения, института, научной литературы.
  • Методы логических обобщений. Они включают в себя исследования общих свойств объекта и их перевод на частные характеристики т.е. метод индукции и, исследование частных характеристик изучаемого объекта и их перенос на общие его параметра т.е. метод дедукции.
  • Моделирование – это создание образа, прототипа признаков, свойств, отдельных характеристик и целостного объекта и их исследование в приближенных к реальности условиям. Педагогическая модель должна адекватно отображать параметры исследуемого предмета педагогической действительности, быть способной заменить реальный объект и отразить новые пути использования исследуемого объекта в реальном педагогическом процессе.

Готовые работы на аналогичную тему

Метод моделирования в педагогическом исследовании

Педагогическое моделирование основывается на исследовании не реального объекта педагогики, а его образа, т.е. исследуется созданный прототип, итоговые параметры исследования которого, становятся реальными характеристиками объекта исследования т.е. переносятся на него. Естественно, что их достоверность и целесообразность должны быть подтверждены в ходе исследования.

Моделирование отображает исследуемый педагогический объект или процесс через комплекс целенаправленных действий исследователя т.е. построение модели, ее анализ, сравнение его данных со свойствами реального объекта, исправление модели или ее отдельных характеристик, проверку итогов моделирования.

Моделирование в педагогическом исследовании ориентировано на достижение следующих целей:

  • Эвристическая цель – формулирование новых законов и теорий педагогики, их группировка, обозначение, формулирование и представление новой научной информации, касающейся конкретного педагогического объекта, процесса или явления.
  • Экспериментальная цель – модель помогает проверить гипотезу педагогического исследования.
  • Вычислительная цель – отражение количественных параметров различных объектов и процессов педагогики, изменение их количественных характеристик в динамике, отражение количественных аспектов функционирования педагогического процесса.

Посредством использования метода моделирования удается получить целостное представление о закономерностях исследуемого предмета и его функционировании в определенных условиях и обстоятельствах, при воздействии различных внешних и внутренних факторов. Объект педагогического исследования, благодаря моделированию, удается представить в разных условиях и обстоятельствах социального и педагогического пространства, исследовать изменение его сущностных признаков, их связей и отношений, составить полную картину развития того или иного объекта, процесса или явления педагогики.

Методы исследования в педагогике

Методы педагогического исследования – это совокупность действий, нацеленных на добывание информации об изучаемом предмете, явлении и ее обработку для последующего включения в общую систему знаний. Уровень и темпы развития науки напрямую зависят от системы методов научного исследования. Чем удачнее подобраны методы, тем быстрее шагает наука вперед, так как взору открываются новые горизонты. Рассмотрим наиболее применяемые способы познания: перечислим основные методы учебно-педагогических исследований.

Пример метододы педагогического исследования

Классификация методов педагогического исследования

Множество научных методов исследования, применяемых в педагогике, можно классифицировать и разделить на три группы:

  1. Теоретические. Например, анализ, сравнение, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.
  2. Эмпирические. Изучение реального педагогического опыта на основе наблюдений опросов, бесед, анкет, тестов.
  3. Математические или статистические. Применяются для обработки полученной информации и отражении ее в количественных показателях.

методы исследования в педагогике

Теоретические методы исследования в педагогике

Теоретические методы связаны с изучением литературы, они помогают определить проблему, сформулировать гипотезу, оценить и логически структурировать собранные информационные источники. При работе с литературой используются такие практики как конспектирование, аннотирование, цитирование, реферирование, составление биографий.

Эмпирические методы педагогического исследования

Некоторые из них подробнее рассмотрим ниже.

Пример методов исследования в курсовой по педагогике

Характеристика методов исследования в педагогике

Несомненно, методы, используемые для научной работы, должны обеспечить объективность, надежность и актуальность выводов. Собственно, педагогические методы исследования, как известно, тесно связаны с объектом познания, поэтому и выбирать их следует в зависимости от особенностей изучаемых явлений в той или иной науке. Что касается педагогики, методы обязательно подбираются в зависимости от неоднозначности протекания педагогических процессов, так как на исследуемый предмет воздействует множество факторов. Также, проводя научную работу, следует учесть тот факт, что неудачные эксперименты могут нанести психологическую травму испытуемым, вред здоровью и полноценному развитию. Подобных педагогических методов, противоречащих этическим и нравственным нормам, следует избегать.

пример методы педагогического исследования

Этапы педагогического исследования

Представим алгоритм, по которому проводят научно-педагогическое исследование и перечислим его основные этапы:

  1. Ознакомление с темой, обоснование ее актуальности, формулировка конечной и промежуточных целей.
  2. Выбор концепции и общих теоретических положений.
  3. Формулировка научного предположения, нуждающегося в проверке.
  4. Подбор методов исследования.
  5. Организация и проведение эксперимента.
  6. Обработка данных и оформление результатов.
  7. Подготовка практических рекомендаций.

Педагогические методики

Основные методы педагогического исследования

Метод наблюдений, как метод педагогического исследования

Наблюдение, как метод педагогического исследования опирается на получении информации, основанной на восприятии поведения людей, их переживаний, состояний с целью дальнейшего анализа и обобщения. В зависимости от регулярности проведения наблюдения различают:

  • периодическое – проводится в течение определенного промежутка времени;
  • случайное – не запланировано.

Исходя из типа взаимодействия между исследователем и наблюдаемым существует:

  • прямое наблюдение – процесс изучает непосредственно исследователь;
  • косвенное наблюдение – об особенностях процесса он узнает через третьих лиц.

В зависимости от занимаемой позиции экспериментатора различают:

  • нейтральное наблюдение;
  • исследователем является руководитель воспитательного или учебного заведения;
  • в роли исследователя выступает собственно участник процесса.

Для фиксации результатов используют такие способы как: протоколы, дневники, видеорегистрацию, аудиозапись.

Пример. Методы исследования в дипломной работе по педагогике «Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей«

Методы исследования в дипломеИспользование приемов творческого рассказывания в процессе развития связанной речи детей

Диагностический эксперимент

Под этим термином подразумевают процесс вмешательства исследователя в педагогическое явление с целью открытия закономерностей, которые позволили бы изменить существующую практику.

Для начала четко продумываются цели, задачи, предмет и объект исследования, составляется программа и прогнозируются познавательные результаты. Только затем исследователь планирует эксперимент, его этапы, определяет свою роль в экспериментальном процессе и те преобразования, которые вводятся в практику, оценивает характер внешних влияний на педагогический эксперимент.

Результатом преобразующего эксперимента может быть:

  • новый метод обучения;
  • перечень условий, влияющих на эффективность педагогического процесса;
  • методические принципы;
  • модель процесса развития.

Метод беседы и интервью

Довольно популярный научно-педагогический метод при проведении педагогических исследований, который основывается на общении. Успех контакта исследователя и респондента зависит от обстановки, в которой проводится беседа. Желательно выбрать комфортную для опрашиваемого человека обстановку. Если это ученик, вызывать его в учительскую не нужно, так как он расценит такое общение как допрос. Подросток, как впрочем и взрослый, не сможет преодолеть этот психологический барьер. Опрос лучше проводить в классе или в другом привычном для него месте. Беседу обычно проводят по предварительно разработанному плану. Для педагогических исследований подойдет такой метод опроса как формализированное интервью. Оно практически ничем не отличается от анкетирования. Единственная разница – это то, что ответы записывает исследователь, одновременно он получает возможность следить за собеседником и улавливать его реакцию на предмет исследования, что позволяет лучше интерпретировать суждения.

Если исследователь еще не определился с темой и проблемой исследования, тогда лучше обратить свое внимание на свободное интервью. Оно выполняется по общей программе, но без детализации вопросов. Их формулировка зависит от конкретной ситуации и направления мысли интервьюера.

С большой осторожностью при проведении подобных бесед следует отнестись к регистрации диалога при помощи диктофона. Мальчики, например, с интересом относятся к такому эксперименту, а вот девочек он стесняет. Это, в свою очередь, мешает доброжелательному, искреннему разговору.

Методы в педагогической курсовой пример

Метод тестирования

В педагогической практике данный метод нашел широкое применение благодаря своим преимуществам:

  • надежности;
  • валидности;
  • объективности.

Действительно, он охватывает полный объем знаний и позволяет быстро, объективно и адекватно оценить уровень подготовки учащихся.

Как метод научно-педагогического исследования, тестирование позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, других особенностей и характеристик личности путем выполнения специальных заданий. Обычно результаты сравниваются с эталоном, а чтобы корректно их интерпретировать, важно выбрать определенную единицу измерения. Подобные задания – это своего рода диагностика личности, ее свойств и психологических характеристик. Она показывает меру выраженности у человека исследуемой особенности.

Метод анкетирования

Анкета – это опросный лист, в котором по определенной программе составлены вопросы. Они могут быть двух типов:

Метод рейтинга

Данный метод научно-педагогического исследования еще называют методом экспертных оценок. Он подразумевает оценку сторон деятельности опытными экспертами. Ими могут быть квалифицированные сотрудники, которые имеют соответствующие знания и опыт в педагогике – лица которые обладают такими качествами как объективность, справедливость, самокритичность.

Метод обобщения независимых характеристик

Данный метод пополняет группу опросных и используется, наряду с другими, при проведении исследования. Он заключается в активном сборе, анализе и обобщении разнообразной информации об исследуемом объекте. Если опытно-экспериментальная работа проводится с учениками, в опросе могут участвовать те лица, которые их окружают: учителя, родители, руководители творческих коллективов, спортивных секций, медицинские работники и т.д. Это позволяет лучше узнать их индивидуально-психологические, организаторские и другие особенности.

Диагностические методы

Методы количественного и качественного анализа

Любой из перечисленных методов не является универсальным и может применяться в каждом конкретном случае в зависимости от поставленных исследовательских задач курсовой, дипломной работы или магистерской диссертации. На практике желательно использовать комплекс взаимодополняющих методов, которые представят более полную картину для решения научной проблемы.

Читайте также: