Темы для проектов в старшей группе детского сада по музеям экспозициям

Обновлено: 07.07.2024

Материал будет интересен и полезен воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.

Оценить 1878 0

Познавательно проект

1 квалификационной категории

Кашеварова Анастасия Анатольевна

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: художественно-эстетический.

По количеству участников: групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)

Структура проекта:

Проблема: Несмотря на то, что наше село маленькое и имеет всего лишь один музей, большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям?

Актуальность:

Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.

Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.

Становление культуры музейной коммуникации и формирование начального опыта коллекционирования значимых предметов.

- формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;

- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы;

- развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;

- развитие связной речи;

- умения общаться со сверстниками и взрослыми;

- умения вести себя в общественных местах;

- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов.

Для родителей:

- повысить статус семейного воспитания;

- повысить мотивацию на активное сотрудничество.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- постановка целей и задач проекта;

- подборка наглядного материала, мультимедийной продукции;

- подборка книг с иллюстрациями;

- подбор методической литературы по теме, подбор настольно-печатных и дидактических игр;

- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- определение тем и содержания экскурсий.

Опрос детей проходил в форме индивидуальной беседы по следующим вопросам:

1. Что такое музей?

2. Для чего он нужен?

3. Какие бывают музеи?

Цель опроса: выявить объем знаний и представлений детей о музее.

Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.

План реализации проекта:

Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности

Консультации для родителей.

Презентация собственной коллекции кукол и флаконов для духов А. В. Кругловой.

Презентация собственной коллекции кукол из разных стран Е. А. Сёминой.

Консультации для родителей.

Виртуальная презентации: собственной коллекции книг В. Б. Ивановой.

Презентация собственной коллекции снежных шаров из разных стран В. Пыжова.

Мастер-класс по изготовлению снежного шара Н. Г. Пыжова.

Строительство музея из конструктора.

Консультации для родителей.

Виртуальное посещение музеев России.

Консультации для родителей.

Экспонаты для мини-музея.

Планирование деятельности. Практическая часть проекта.

Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей, воображение, творчество. Повысить самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. Развивать любознательность. Формирование навыков сортировки. Систематизировать информацию об окружающем мире. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к своим предкам, соблюдать традиции. Бережно относиться к культурному наследию народов. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям. Воспитывать культуру поведения в музее и общественных местах.

Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря за счёт новых понятий и слов, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.

Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.

План осуществления проекта

Методы, использованные педагогами:

Словесные: рассказы, беседы, слушания, обсуждения.

Практические: создание атрибутов для с/р игры, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, слайдов.

Интерактивные: посещение музеев.

Виды детской деятельности, задействованные в ходе реализации проекта:

Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)

Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)

Двигательная: (подвижные игры)

Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация; рассматривание иллюстраций, картин, экспонатов)

Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)

Познавательно-исследовательская: (проблемные ситуации, образовательные ситуации)

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.

Чтение художественной литературы:

Игровая деятельность: представление собственной коллекции: динозавры – М. Кузовлев.

Музыкальные двигательные упражнения:

Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы

Аппликация: Кактус из Ботанического сада.

Музыкальные занятия: (по плану муз. руководителя) Наглядно-дидактические пособия:

Конструктора из разных материалов.

Оборудование для самостоятельного творчества: трафареты, обводки, раскраски.

Заключительный этап работы:

Ожидаемый результат:

-оснащение развивающей среды в группе;

- повышение познавательной активности у детей;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности;

- раскрытие творческих и организаторских способностей.

Рефлексия проекта (выводы):

После завершения проекта дети приобрели следующие умения:

-У детей стали формироваться представления о музее, многообразии и видах музеев.

- повысился интерес и к музеям родного города.

- дети могут самостоятельно проводить экскурсию по мини-музею для сверстников, выступая в роли экскурсоводов.

- улучшилось художественно-эстетического воспитания детей.

- с использованием семейных коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

- повысилось активное сотрудничество с родителями.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие.

Список литературы:

Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом. [Книга] / авт. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. - Спб: Детство-пресс, 2004.

Мини-музей в детском саду [Книга] / авт. Н. А Рыжова. - Москва: "Линка-пресс", 2008.

Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Мы входим в мир прекрасного. [Книга] / авт. Вербенец А. М Столяров Б. А., Зуева А. В., Зудина М. А., Коршунова О. А. - Санкт-Петербург: [б. н. ], 2008. - Т. Второе издание.

Образовательная область "Познавательное развитие" (Методический комплект программы детство) [Книга] / авт. .Михайлова З. А Полякова М. Н. ,Березина Т. А., Никонова Н. О. - Москва: ООО "Детство пресс", 2016.

Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Методитечкий комплект программы детство. [Книга] / авт. Бабаева Т. И. Березина Т. А., Гусарова Т. Г., Деркунская В. А., Римашевская Л. С, А. А. Крулехт, М. В. Крулехт, В. А. Новицкая. - Москва: ООО "Детство-пресс", 2017.

Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. [Книга] / авт. И. А. Бойчук. - Москва: ООО Детство-пресс, 2013.

Секреты музейной педагогики. Дошкольное воспитание [Книга] / авт. М. Трунова. - Москва: Детство-пресс, 2006.

Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов [Книга] / авт. О. В. Дыбина. - Москва: ТЦ Сфера, 2004.

Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.

Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.

Задачи:

- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Направление деятельности музея:

- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;

- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.

Этапы реализации проекта.

I этап – теоретический.

На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.

II этап - методический.

- устройство русской избы,

- русская народная одежда,

III этап – практический.

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Работа с педагогическими кадрами

Формы работы

Мероприятия

- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.

- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.

- Техники нетрадиционного рисования.

- Изготовление народных кукол.

Анализ проблемных ситуаций

- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.

- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.

- Работа педагогов по самообразованию.

- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Фестиваль педагогических идей

- Знакомство с предметами народного быта в музее.

- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.

Работа с детьми в музее народного быта

Формы работы

Мероприятия

- Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.

- Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).

Интегрированные и комплексные занятия

- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.

- Мимические телесно-ориентированные этюды.

Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду № 355

Формы работы

Мероприятия

Общие родительские собрания

Групповые родительские собрания

Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные

- Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек.

- Экскурсии в музей народного быта.

- Экскурсия с детьми в Театр юного зрителя.

- Семейные экскурсии по достопримечательностям города Самары.

IV этап — аналитический.

- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),

- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).

Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.

Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.

Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.

Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

по созданию мини-музея в детском саду

предметов русской старины (быта семейских Забайкалья)

воспитатель МДОУ Сенотрусова Н.И.

Пояснительная записка

Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре

Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину, воспитывать детей гражданами своего села, понимающими и любящими свой родной край.

Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.

Вид проекта: познавательный, творческий .

повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств;

систематизация педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников накопленного педагогами ДОУ;

недостаточная информированность семьи о работе ДОУ по данной теме;

формирование единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ;

реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.

Задачи проекта:

• Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.

Познакомить детей со старинными бытовыми предметами , промыслами русского народа , семейских Забайкалья.

Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, селе и стране, маленьким гражданином которой он является.

Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

• Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа .

Формы реализации проекта:

Участниками проекта являются: заведующая ДОУ, педагоги, дети дошкольных групп , родители и гости из других учебных заведений, заинтересованные представители общественности .

Проект ориентирован на все возрастные ступени:

Младший дошкольный возраст – 2-3 года;

Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;

Старший дошкольный возраст – 6-7 лет.

Проект построен на основе глав­ных методических принципов:

- учет воз­растных особенностей детей;

- постепенность его усложнения.

Создание и размещение мини-музея:

Музей в нашем ДОУ функционирует с августа 2018 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и родители, которые помогали в подготовке помещения.

Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.

Родители оказывают помощь:

Участвуют в мероприятиях МДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов, пополнении мини-музея экспонатами.

Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.

В структуре проекта мы выделили три этапа.

I. Подготовительный этап . Он включал в себя:

- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- Изучение литературы по музейной педагогике;

- Разработка модели мини-музея;

II. Практический этап (этап реализации проекта).

1.Подготовка помещения .

Для создания музея нам потребовалась отдельная комната. Готовой (свободной) комнаты в ДОУ не оказалось. Поэтому нам предстояло подумать, что-то передвинуть, освободить, перенести. После осмотра здания, приняли решение – перегородить одну из имеющихся подсобных комнат. После согласования с администрацией ДОУ принялись за ремонтные работы: возведена перегородка, вставлены двери, наклеены обои.

2. Создание экспозиций в мини-музее.

Весь коллектив нашего детского сада принял участие в пополнении музея предметами старина: одни принесли самотканые половики, варежки, носки из овечьей шерсти, связанные бабушкой, другие – ухват, квашню, весёлку, третьи – туеса, самовар, рушник. За годы предыдущей работы в нашем ДОУ были накоплены различные предметы быта наших предков – семейских. Мы их бережно перенесли и разместили в подготовленной комнате.

В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспонатами.

3 . Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц .

4. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.

- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);

- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.

III. Заключительный этап – Практический выход

В мини-музее организуются:

- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;

- Игры - занятия проводятся в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 2 - 7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;

- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;

- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.

- Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее, игры-развлечения, постановка сказок с использованием экспонатов музея.

Интеграция образовательных областей.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

Результат проектной деятельности:

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.

Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.

Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.

Повышение профессионального мастерства педагогов.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

Ожидаемые результаты:

В средней группе к концу года дети могут знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать русский национальный костюм, одежду семейских Забайкалья, уметь создавать декоративные композиции, знать потешки, словесные игры.

В старшей, подготовительной группе к концу года дети могут знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники, различать русские орнаменты. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.

Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.

Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.

Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.

Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
Народоведению в ДОУ.- М.,1999.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Тип проекта: творческий, познавательный

По количеству участников: коллективный.

Возраст обучающихся: 5 - 7 лет

Срок реализации: 2 года (долгосрочный)

Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.

Автор проекта:

ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна

Любой музей есть память о веках.

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг.

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Не принято здесь громко говорить,

И строгие глядят с портретов лица,

Ты понимаешь: стоило родиться,

Чтобы узнать, как мастер мог творить.

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

Актуальность проекта:

Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?

Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.

Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?

Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.

Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.

Цель проекта:

Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

Задачи проекта:

Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.

Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.

Пополнить развивающую среду ДОУ.

Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.

Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музеев в ДОУ позволит:

- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;

- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.

- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;

- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.

Этапы организации работы над проектом:

Первый этап - подготовительный.

Планирование мини-музея.

Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:

1) выбор темы мини-музея.

2) определение места размещения мини-музея.

3) планирование экспозиций.

4) выбор дизайна оформления мини-музея.

5) подбор экспонатов.

Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

Второй этап – практический

Создание мини-музея.

1.Определение места размещения мини-музея, замеры.

Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.

2. Создание экспозиций.

3. Установка, оформление мини-музея.

4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.

В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.

Третий этап – презентационный.

Представление мини-музея.

На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.

Четвертый этап – деятельностный.

Функционирование мини-музеев.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Сентябрь 2018г.:

Октябрь, ноябрь 2018г.

Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.






Декабрь 2018 г.

консультация для родителей старших и подготовительных групп.



Январь, февраль, март 2019г.


Апрель, май 2019г.






Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.









Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.

Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.

Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.

В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:

- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;

- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.

Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.

Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.

Читайте также: