Темы для проектов в старшей группе детского сада по музеям экспозициям
Обновлено: 07.07.2024
Материал будет интересен и полезен воспитателям и старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.
Оценить 1878 0
Познавательно проект
1 квалификационной категории
Кашеварова Анастасия Анатольевна
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: художественно-эстетический.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
Структура проекта:
Проблема: Несмотря на то, что наше село маленькое и имеет всего лишь один музей, большая часть воспитанников детского сада, ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея посещения экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям?
Актуальность:
Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области истории, искусства, науки и техники.
Согласно требованиям ФГОС развивающая среда в группе должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Для этого мы решили создать “Мини-музеи” в группе. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.
Становление культуры музейной коммуникации и формирование начального опыта коллекционирования значимых предметов.
- формирование у старших дошкольников представления о музее, уточнить знания детей о назначении музеев, их разновидностях;
- развитие познавательного интереса и коммуникативной компетентности через новые формы работы;
- развитие познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;
- развитие связной речи;
- умения общаться со сверстниками и взрослыми;
- умения вести себя в общественных местах;
- воспитание осознанно бережного отношения к культурному наследию народов.
Для родителей:
- повысить статус семейного воспитания;
- повысить мотивацию на активное сотрудничество.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- постановка целей и задач проекта;
- подборка наглядного материала, мультимедийной продукции;
- подборка книг с иллюстрациями;
- подбор методической литературы по теме, подбор настольно-печатных и дидактических игр;
- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- определение тем и содержания экскурсий.
Опрос детей проходил в форме индивидуальной беседы по следующим вопросам:
1. Что такое музей?
2. Для чего он нужен?
3. Какие бывают музеи?
Цель опроса: выявить объем знаний и представлений детей о музее.
Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.
План реализации проекта:
Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности
Консультации для родителей.
Презентация собственной коллекции кукол и флаконов для духов А. В. Кругловой.
Презентация собственной коллекции кукол из разных стран Е. А. Сёминой.
Консультации для родителей.
Виртуальная презентации: собственной коллекции книг В. Б. Ивановой.
Презентация собственной коллекции снежных шаров из разных стран В. Пыжова.
Мастер-класс по изготовлению снежного шара Н. Г. Пыжова.
Строительство музея из конструктора.
Консультации для родителей.
Виртуальное посещение музеев России.
Консультации для родителей.
Экспонаты для мини-музея.
Планирование деятельности. Практическая часть проекта.
Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей, воображение, творчество. Повысить самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства.
Формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. Развивать любознательность. Формирование навыков сортировки. Систематизировать информацию об окружающем мире. Расширять кругозор детей. Воспитывать интерес к своим предкам, соблюдать традиции. Бережно относиться к культурному наследию народов. Приобщить детей к общечеловеческим ценностям. Воспитывать культуру поведения в музее и общественных местах.
Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря за счёт новых понятий и слов, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Способствовать формированию эмоционального отношения к изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.
План осуществления проекта
Методы, использованные педагогами:
Словесные: рассказы, беседы, слушания, обсуждения.
Практические: создание атрибутов для с/р игры, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, презентаций, альбомов, слайдов.
Интерактивные: посещение музеев.
Виды детской деятельности, задействованные в ходе реализации проекта:
Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)
Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)
Двигательная: (подвижные игры)
Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация; рассматривание иллюстраций, картин, экспонатов)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Познавательно-исследовательская: (проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.
Чтение художественной литературы:
Игровая деятельность: представление собственной коллекции: динозавры – М. Кузовлев.
Музыкальные двигательные упражнения:
Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы
Аппликация: Кактус из Ботанического сада.
Музыкальные занятия: (по плану муз. руководителя) Наглядно-дидактические пособия:
Конструктора из разных материалов.
Оборудование для самостоятельного творчества: трафареты, обводки, раскраски.
Заключительный этап работы:
Ожидаемый результат:
-оснащение развивающей среды в группе;
- повышение познавательной активности у детей;
- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности;
- раскрытие творческих и организаторских способностей.
Рефлексия проекта (выводы):
После завершения проекта дети приобрели следующие умения:
-У детей стали формироваться представления о музее, многообразии и видах музеев.
- повысился интерес и к музеям родного города.
- дети могут самостоятельно проводить экскурсию по мини-музею для сверстников, выступая в роли экскурсоводов.
- улучшилось художественно-эстетического воспитания детей.
- с использованием семейных коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.
- повысилось активное сотрудничество с родителями.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие.
Список литературы:
Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслом, бытом. [Книга] / авт. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. - Спб: Детство-пресс, 2004.
Мини-музей в детском саду [Книга] / авт. Н. А Рыжова. - Москва: "Линка-пресс", 2008.
Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!" Мы входим в мир прекрасного. [Книга] / авт. Вербенец А. М Столяров Б. А., Зуева А. В., Зудина М. А., Коршунова О. А. - Санкт-Петербург: [б. н. ], 2008. - Т. Второе издание.
Образовательная область "Познавательное развитие" (Методический комплект программы детство) [Книга] / авт. .Михайлова З. А Полякова М. Н. ,Березина Т. А., Никонова Н. О. - Москва: ООО "Детство пресс", 2016.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" Методитечкий комплект программы детство. [Книга] / авт. Бабаева Т. И. Березина Т. А., Гусарова Т. Г., Деркунская В. А., Римашевская Л. С, А. А. Крулехт, М. В. Крулехт, В. А. Новицкая. - Москва: ООО "Детство-пресс", 2017.
Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. [Книга] / авт. И. А. Бойчук. - Москва: ООО Детство-пресс, 2013.
Секреты музейной педагогики. Дошкольное воспитание [Книга] / авт. М. Трунова. - Москва: Детство-пресс, 2006.
Что было до. Игры-путешествия в прошлое предметов [Книга] / авт. О. В. Дыбина. - Москва: ТЦ Сфера, 2004.
Актуальность проекта. В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом.
Фольклорные произведения ярко выражают эмоциональный настрой, гуманны и человечны, направлены на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.
В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации. Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.
Включение музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).
Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
- создать пердметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики;
- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством;
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.
Направление деятельности музея:
- пополнять фонды музея путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;
- проводить сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников;
- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;
- осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проводить экскурсии для воспитанников, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта.
I этап – теоретический.
На данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея, методическая литература, подбирается материал для будущего музея, проводится его систематизация, определяется структура музея.
II этап - методический.
- устройство русской избы,
- русская народная одежда,
III этап – практический.
Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.
Работа с педагогическими кадрами
Формы работы
Мероприятия
- Роль музейной педагогики в формировании звуковой культуры речи детей.
- Эффективность педагогической деятельности по реализации музейной педагогики.
- Техники нетрадиционного рисования.
- Изготовление народных кукол.
Анализ проблемных ситуаций
- Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.
- Решение воспитательных и образовательных задач средствами музейной педагогики в различных образовательных областях.
- Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.
- Интеграция образовательных областей в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре.
- Работа педагогов по самообразованию.
- Проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми.
Фестиваль педагогических идей
- Знакомство с предметами народного быта в музее.
- Просмотр открытых занятий, обсуждение форм работы с детьми.
Работа с детьми в музее народного быта
Формы работы
Мероприятия
- Экскурсия по музею народного быта с детьми старших групп.
- Путешествие по русской избе для детей подготовительной группы (Приложение 2).
Интегрированные и комплексные занятия
- Рассказывание сказок с опорой на свои рисунки.
- Мимические телесно-ориентированные этюды.
Взаимодействие с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры в МБДОУ детском саду № 355
Формы работы
Мероприятия
Общие родительские собрания
Групповые родительские собрания
Консультации групповые, подгрупповые. индивидуальные
- Фестиваль детского творчества по мотивам народных игрушек.
- Экскурсии в музей народного быта.
- Экскурсия с детьми в Театр юного зрителя.
- Семейные экскурсии по достопримечательностям города Самары.
IV этап — аналитический.
- анализ результатов работы (исследования, педагогическая диагностика),
- передача опыта (районные методические объединения, смотры, конкурсы в ДОУ).
Итоги работы. Проведенные организационные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания - музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения художественно-эстетического воспитания детей.
Расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.) с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детей.
Анализ проведённой работы показал перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, поэтому данный проект будет продолжаться в текущем учебном году.
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Педагогический проект
по созданию мини-музея в детском саду
предметов русской старины (быта семейских Забайкалья)
воспитатель МДОУ Сенотрусова Н.И.
Пояснительная записка
Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном городе, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.
Музейная педагогика - одно из новых и актуальных направлений современной дошкольной педагогики. Она ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре
Вопросами патриотического воспитания, краеведения в должном понимании этих слов в семье практически не занимаются. Эти задачи решаются в школе, детский сад должен заложить основу для воспитания патриотических чувств у воспитанников, сформировать чувство гордости за свою малую Родину, воспитывать детей гражданами своего села, понимающими и любящими свой родной край.
Значение музея в воспитании ребёнка нельзя переоценить. Работа в музее формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно- действенное мышление.
Вид проекта: познавательный, творческий .
повышение качества духовно-нравственного воспитания; воспитание гражданских чувств;
систематизация педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников накопленного педагогами ДОУ;
недостаточная информированность семьи о работе ДОУ по данной теме;
формирование единого образовательного пространства, включающего семью и ДОУ;
реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.
Задачи проекта:
• Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.
Познакомить детей со старинными бытовыми предметами , промыслами русского народа , семейских Забайкалья.
Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;
Формировать представление о Родине как месте, где человек родился, селе и стране, маленьким гражданином которой он является.
Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
• Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа .
Формы реализации проекта:
Участниками проекта являются: заведующая ДОУ, педагоги, дети дошкольных групп , родители и гости из других учебных заведений, заинтересованные представители общественности .
Проект ориентирован на все возрастные ступени:
Младший дошкольный возраст – 2-3 года;
Средний дошкольный возраст – 4-5 лет;
Старший дошкольный возраст – 6-7 лет.
Проект построен на основе главных методических принципов:
- учет возрастных особенностей детей;
- постепенность его усложнения.
Создание и размещение мини-музея:
Музей в нашем ДОУ функционирует с августа 2018 года. В создании данного музея принимали участия не только коллектив ДОУ, но и родители, которые помогали в подготовке помещения.
Отличительной особенностью нашего музея является: то, что если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее детского сада не только можно, но и нужно. Его можно посещать каждый день, пополнять экспозиции, переставлять экспонаты и рассматривать их, обыгрывать.
Родители оказывают помощь:
Участвуют в мероприятиях МДОУ: праздниках, посиделках, выставках, создании фотоальбомов, пополнении мини-музея экспонатами.
Помогают в приобретении и пошиве костюмов для посиделок, театрализованных представлений и праздников.
В структуре проекта мы выделили три этапа.
I. Подготовительный этап . Он включал в себя:
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
- Изучение литературы по музейной педагогике;
- Разработка модели мини-музея;
II. Практический этап (этап реализации проекта).
1.Подготовка помещения .
Для создания музея нам потребовалась отдельная комната. Готовой (свободной) комнаты в ДОУ не оказалось. Поэтому нам предстояло подумать, что-то передвинуть, освободить, перенести. После осмотра здания, приняли решение – перегородить одну из имеющихся подсобных комнат. После согласования с администрацией ДОУ принялись за ремонтные работы: возведена перегородка, вставлены двери, наклеены обои.
2. Создание экспозиций в мини-музее.
Весь коллектив нашего детского сада принял участие в пополнении музея предметами старина: одни принесли самотканые половики, варежки, носки из овечьей шерсти, связанные бабушкой, другие – ухват, квашню, весёлку, третьи – туеса, самовар, рушник. За годы предыдущей работы в нашем ДОУ были накоплены различные предметы быта наших предков – семейских. Мы их бережно перенесли и разместили в подготовленной комнате.
В процессе работы мини-музей пополняется новыми экспонатами.
3 . Разработка плана работы мини-музея, назначение ответственных лиц .
4. Разработка содержания экскурсий в мини-музее.
- Оформлены материалы по описанию экспозиций (для педагогов);
- Оформлена подборка конспектов игр-занятий с детьми в мини-музее.
III. Заключительный этап – Практический выход
В мини-музее организуются:
- Тематические выставки, выставки экспонатов, предметов декоративно – прикладного творчества, русского быта, народных промыслов, фотографий, предметов быта, и т. д. ;
- Игры - занятия проводятся в соответствии с планом и расписанием работы, с учетом интересов и желание детей и их родителей. В группах занимаются дети 2 - 7 лет, продолжительность игр-занятий определяется действующими нормативами;
- Экскурсии в мини-музей, развлечения, посиделки, в соответствии с планом работы;
- Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.
- Для родителей организуются открытые игры-занятия с детьми в мини-музее, игры-развлечения, постановка сказок с использованием экспонатов музея.
Интеграция образовательных областей.
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
Результат проектной деятельности:
Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, уважение к его истории и людям, которые в ней живут.
Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться, эстетический вкус.
Заинтересованность родителей к проекту, истории родного края.
Повышение профессионального мастерства педагогов.
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.
Ожидаемые результаты:
В средней группе к концу года дети могут знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват и т. д.) уметь их называть, отличать русский национальный костюм, одежду семейских Забайкалья, уметь создавать декоративные композиции, знать потешки, словесные игры.
В старшей, подготовительной группе к концу года дети могут знать: устройство старинной избы, убранство, домашнюю утварь, устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ прошлого века, уметь их называть, русские национальные праздники, различать русские орнаменты. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, играть словесные игры.
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
Народоведению в ДОУ.- М.,1999.
Цель проекта: Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Тип проекта: творческий, познавательный
По количеству участников: коллективный.
Возраст обучающихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года (долгосрочный)
Участники проекта: ПДО по ИЗО, рабочий по обслуживанию здания, педагог-психолог, воспитатели старших и подготовительных групп, родители.
Автор проекта:
ПДО по ИЗО Карцева Жанна Игоревна
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества созданье
В картинах, письменах, стихах.
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.
Не принято здесь громко говорить,
И строгие глядят с портретов лица,
Ты понимаешь: стоило родиться,
Чтобы узнать, как мастер мог творить.
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
Актуальность проекта:
Почему мы приняли решение создать мини-музеи в ДОУ?
Мы задались вопросом - часто ли наши дети бывают в музеях? Ответ очевиден. Причины самые разные.
Как же привлечь внимание родителей и детей к музеям?
Так возникла необходимость создания мини–музеев и в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагогов, детей. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании коллектива ДОУ, детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты, пополняют их своими поделками. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, педагога, детей и их семей.
Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Мини-музеи в нашем ДОУ способствуют полноценному развитию воспитанников, расширяют представления детей о мире, приобщают к культурным и духовным ценностям.
Цель проекта:
Приобщение детей к музейной культуре, помощь дошкольникам в художественно-эстетическом, духовном развитии, практическом участии в сохранении русских народных ремесел, традиций, в познании мировых культурных ценностей. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
Задачи проекта:
Собрать информацию о мини-музеях, разработать эскизы, организовать сбор экспонатов.
Способствовать вовлечению родителей и коллектива ДОУ в единое образовательное пространство.
Пополнить развивающую среду ДОУ.
Расширить кругозор дошкольников, развивать познавательные способности.
Формировать культурные, художественно-эстетические качества личности ребенка.
Предполагаемый результат:
Создание мини-музеев в ДОУ позволит:
- приобщить дошкольников к миру общечеловеческих культурных и исторических ценностей, расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- усовершенствовать предметно-развивающую среду в ДОУ;
- поможет в усвоении детьми элементов культуры, расширит словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, пословиц и поговорок, методических пособий.
- обогатит предметно – развивающую среду в ДОУ;
- повысит компетентность родителей в вопросах приобщения детей к музейной культуре.
Этапы организации работы над проектом:
Первый этап - подготовительный.
Планирование мини-музея.
Определение перспективы создания мини-музеев и разработка алгоритма по их созданию:
1) выбор темы мини-музея.
2) определение места размещения мини-музея.
3) планирование экспозиций.
4) выбор дизайна оформления мини-музея.
5) подбор экспонатов.
Поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
Второй этап – практический
Создание мини-музея.
1.Определение места размещения мини-музея, замеры.
Месторасположение мини-музея определяли с учетом пространства и психологической комфортности, безопасности деятельности.
2. Создание экспозиций.
3. Установка, оформление мини-музея.
4. Подбор экспонатов, наполнение мини-музея.
В процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.
Третий этап – презентационный.
Представление мини-музея.
На этом этапе происходит презентация-открытие мини-музея.
Четвертый этап – деятельностный.
Функционирование мини-музеев.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Сентябрь 2018г.:
Октябрь, ноябрь 2018г.
Создание первого мини-музея "Русская изба" - коллекция предметов старинного русского быта. Сбор экспонатов. Отличительной чертой и преимуществом этого мини-музея является возможность увидеть старинные редкие экспонаты-достопримечательности.
Декабрь 2018 г.
консультация для родителей старших и подготовительных групп.
Январь, февраль, март 2019г.
Апрель, май 2019г.
Сентябрь, октябрь, ноябрь 2019г.
Составлены конспекты образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, познавательному развитию по темам созданных мини-музеев.
Проведены открытые занятия и утренники с использованием экспонатов из мини-музеев.
Активизировалось взаимодействие с родителями, ими была оказана посильная помощь в оснащении и пополнении экспонатами мини-музеев.
В процессе создания мини-музеев мы учитывали следующие принципы:
- интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в особенности художественно-эстетической и познавательной направленности;
- деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты во время занятий, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
- научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
- культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
- динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
- разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
- регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, что способствует формированию чувства патриотизма.
Подводя итоги проекта хочется сказать, что нами была проведена большая и увлекательная работа. Но это еще не окончание! Интересная работа по созданию музейного пространства в нашем ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи детского сада пополняют свои экспозиции. Педагоги и воспитатели ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие пособия по тематике мини-музеев, даны рекомендации родителям о пользе посещения с детьми различных музеев и т. д.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками коллектива детского сада, воспитанников и родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Встреча с экспонатами мини-музеев в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится интересной и познавательной для детей.
Читайте также: