Тематический план уроков по черчению
Обновлено: 05.07.2024
Данный курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по черчению. При работе с учащимися 5-х классов необходимо акцентировать внимание на развитие их абстрактного мышления, поэтому в работе с учащимися этого возрасти рекомендуется, использовать средства зрительной наглядности: плакаты, предметы (геометрические тела, детали), макеты, презентации. Наглядные средства обучения позволяют развивать у обучающихся логическое мышление и воображение.
Методические пособия для учителя:
Учебно-методический комплект для учащихся:
Цель и задачи курса.
Цель обучения черчению – научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.
- формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ЕСКД;
- научить учащихся аккуратно и правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
- развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- научить основным правилам и приемам построения графических изображений;
- формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций;
- содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
- научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
- развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали (геометрических тел);
- формировать познавательный интерес и потребность к творчеству;
- прививать культуру графического труда.
(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время)
Правила оформления чертежа, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических тел и фигур.
Анализ геометрической формы детали.
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже. Выбор главного вида.
Построение комплексного чертежа детали.
Аксонометрические проекции. Построение геометрических фигур и тел в изометрической и диметрической проекциях.
Для контроля за уровнем обученности учащихся 5-х классов предусмотрено:
Графических работ – 24
Контрольных работ – 2 .
Основные вопросы курса:
- Какие бывают фигуры и геометрические тела?
- Какие существуют отличия между геометрическими телами и фигурами?
- Что изучает Черчение?
- Как пользоваться чертежными инструментами?
- Как наносить размеры на чертеже?
- Как оформить графическую работу?
- Зачем нужны правила оформления чертежей?
- Чем отличается параллельное проецирование от аксонометрических проекций?
- Какие бывают аксонометрические проекции?
- Какими приемы работы чертежными инструментами используются в аксонометрических проекциях?
В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного (ортогонального) проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
- алгоритм построения комплексного чертежа;
- расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
- алгоритм построения изометрической проекции геометрических фигур и деталей.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- выполнять построения комплексного чертежа детали (геометрических тел);
- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
- анализировать геометрическую форму предметов;
- выполнять построения геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся 5 –х классов по черчению.
За устные ответы и графические работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе.
. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.
Содержимое разработки
Календарно-тематическое планирование по черчению (2 года обучения)
Учитель Базакина А.В. Первый год обучения
Месяц
№ уч недели
№ ур в разд
Контрольные
точки
Приме-чание
1. Правила оформления чертежей (7 часа)
Правила оформления чертежей. Формат, рамка, основная надпись чертежа. Понятия о гос. стандартах. Линии чертежа.
Сведения о чертежном шрифте. Цифры и знаки на чертежах. Прописные буквы.
Чертёжный шрифт. Строчные буквы.
Правила нанесения размеров. Цифры и знаки (, R, , S, l ) на чертежах. Масштаб.
2. Чтение и выполнение чертежей (17 часов).
Геометрические построения: деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части.
Сопряжения в технике. Назначение, правила выполнения.
3. Способы проецирования (9 часов)
Понятие о проецировании. Способы проецирования: центральное и параллельное.
Проецирование предмета на 3 взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов на чертеже и их название. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Местные виды.
Понятие о наглядном изображении детали (предмета) в аксонометрических проекциях. Направление осей, показатели искажения. Нанесение размеров.
Изображение плоских фигур в аксонометрических проекциях. Составление изображений.
Эллипс как проекция окружности в изометрии. Построение овала.
Технический рисунок. Особенности выполнения.
4. Чтение и выполнение чертежей (продолжение - 14 часов).
Анализ геометрической формы предмета по его наглядному изображению. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы и т.д.)
Чертежи и проекции геометрических тел (призма, пирамида, цилиндр, конус, куб, шар)
Вершины, рёбра и грани предмета.
Анализ формы детали по чертежу. Построение проекций вырезов и срезов на геометрических телах. Построение третьего вида.
Развёртки поверхностей геометрических тел.
Порядок чтения чертежей деталей.
Эскизы. Правила их составления.
Решение занимательных задач (Моделирование по чертежу).
Т «По 2 пр найти чер
5. Обобщение знаний (1 час)
Обобщение и повторение знаний, полученных учащимися. Подведение итогов работы за год.
Календарно-тематическое планирование по черчению (2 года обучения)
Второй год обучения
Месяц
№ уч недели
№ ур в разд
Контрольные
точки
Дата проведенияпо плану/фактическ
1. Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа)
Повторение правил проецирования и правил оформления чертежа. Построение третьего вида.
2. Сечения и разрезы (14 часов)
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение и расположение сечений.
Разрезы. Различия между разрезом и сечением. Обозначение разрезов на чертеже.
Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Местные разрезы.
Решение графических задач.
Соединение вида и разреза.
Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии.
Определение необходимого и достаточного кол-ва изображений на чертеже детали. Неполные изображения.
Условности и упрощения на чертежах.
3. Сборочные чертежи (12 часов)
Общие сведения об изделии. Общие понятия о соединениях деталей.
Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.
Разъемные соединения: болтовое, винтовое. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе. Понятие об упрощенном изображении резьбовых изделий и их соединений.
Разъемные соединения: шпонкой, штифтом.
Неразъемные соединения: сварные, заклепочные, паяные, клееные
Конструктивные элементы деталей.
Общие сведения о сборочном чертеже: изображения на сб/ч, размеры, номера позиций, спецификация, штриховка смежных деталей.
Основные условности и упрощения на сб/ч. Рациональная последовательность чтения сб/ч. Чтение сб/ч с выполнением чертежа.
Деталирование. Пропорциональный масштаб. Выполнение чертежа простой сб/единицы.
4. Строительные чертежи (6 часов)
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Основные отличия строительных чертежей от машиностроительных.
Фасады, планы, разрезы на строительных чертежах. Нанесение размеров. Масштабы в строительном черчении.
Условное изображение дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Контрольная работа (1 час)
Обзор разновидностей графических изображений (1 час)
Области применения технических рисунков, чертежей, схем. Подведение итогов работы за два года.
Итого: 34 часа
Материально-техническое обеспечение
Дидактические материалы по каждому разделу курса
Раздаточный материал по каждому разделу курса
Мультимедийный комплекс, кабинет №4, №11
Презентации к урокам.
Учебно-методическое обеспечение
1. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений
-75%
Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).
Типы линий. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.
Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.
Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком
Правила нанесения размеров на чертеже
Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи
Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Учебно-тематический план
Наименование раздела, темы
Количество часов
Виды и количество контроля
Планируемые результаты
Правила оформления чертежей
Графическая работа №1, 2
- основы прямоугольного проецирования на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;
1.1 Умения, связанные с познавательной деятельностью:
- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки задачи до получения и оценки результата);
- уметь использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- уметь оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для описания разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:
- уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных.
1.3 Умения, связанные с рефлексивной деятельностью:
- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;
- предвидеть возможные результаты своих действий;
- организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
2. Специальные предметные умения.
Уметь: - рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по черчению школьный компонент ФКГОС 8,9 класс 0,5 часа в неделю.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
Криводановская средняя общеобразовательная школа № 22
___________________ Шупило Л.И
школьный компонент
Составитела: Якуба Наталия Григорьевна
обязательной предметной области "технология" для основного общего образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1897 с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 08.04.2015, авторской программы Ботвинников А.Д..
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 22
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник основной школы в ходе освоения программы может научиться:
решать учебно-познавательные задачи, способствующие освоению систематических знаний (ознакомление, отработка, осознание теоретических моделей и понятий, осознание сущности и особенности изучаемых объектов, процессов и явлений, выявление и анализ существенных и устойчивых связей между объектами и процессами;
решать учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, требующие более глубокого понимания, выдвижения новых идей, иной точки зрения, создания, исследования новой информации, ее преобразования;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в условиях неопределенности;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации. саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки и анализа собственной учебной деятельности;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и своей позиции по обсуждаемой проблеме;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся;
решать учебно-практические задачи, направленные на сохранение окружающей среды обитания, реальные практические задачи по охране природы родного края.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые предметные результаты.
- знать правила оформления и выполнения чертежей;
-понимать основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- знать геометрические тела и их проекции;
- знать правила чтения чертежей предмета и анализа геометрической формы предмета;
- выполнять простейшие геометрические построения (деление отрезка на
равные части, деление окружности, сопряжения).
-рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания при решении задач с преобразованием формы и
пространственного положения предметов и его частей;
-анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных проедметов;
- знать основные технические понятия;
основные правила выполнения и обозначения проекций,сечений и разрезов;
- применять условности изображения и обозначения резьбы при выполнении чертежа;
- основные тины разъемных и неразъемных соединений деталей;
- особенности выполнения и чтения чертежей общего вида и сборочных чертежей, их условности и способы упрощения;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
- выполнять необходимые проекции, разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником
Читайте также: