Тематический план уроков по черчению

Обновлено: 05.07.2024

Данный курс разработан на основе примерной программы основного общего образования по черчению. При работе с учащимися 5-х классов необходимо акцентировать внимание на развитие их абстрактного мышления, поэтому в работе с учащимися этого возрасти рекомендуется, использовать средства зрительной наглядности: плакаты, предметы (геометрические тела, детали), макеты, презентации. Наглядные средства обучения позволяют развивать у обучающихся логическое мышление и воображение.

Методические пособия для учителя:

Учебно-методический комплект для учащихся:

Цель и задачи курса.

Цель обучения черчению – научить школьников читать и выполнять чертежи, приобщать их к графической культуре.

  • формировать основные знания о правилах оформления чертежей и требованиях ЕСКД;
  • научить учащихся аккуратно и правильно применять чертежные инструменты и принадлежности;
  • развивать пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  • научить основным правилам и приемам построения графических изображений;
  • формировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей, аксонометрических проекций;
  • содействовать привитию школьникам графической культуры и грамотности;
  • научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
  • развивать глазомер, умение на глаз определять размеры детали (геометрических тел);
  • формировать познавательный интерес и потребность к творчеству;
  • прививать культуру графического труда.

(1 час в неделю, всего 34 часа, из них 2 часа – резервное время)

Правила оформления чертежа, построение параллельных и перпендикулярных прямых, простейших геометрических тел и фигур.

Анализ геометрической формы детали.

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Расположение видов на чертеже. Выбор главного вида.

Построение комплексного чертежа детали.

Аксонометрические проекции. Построение геометрических фигур и тел в изометрической и диметрической проекциях.

Для контроля за уровнем обученности учащихся 5-х классов предусмотрено:

Графических работ – 24

Контрольных работ – 2 .

Основные вопросы курса:

  1. Какие бывают фигуры и геометрические тела?
  2. Какие существуют отличия между геометрическими телами и фигурами?
  3. Что изучает Черчение?
  4. Как пользоваться чертежными инструментами?
  5. Как наносить размеры на чертеже?
  6. Как оформить графическую работу?
  7. Зачем нужны правила оформления чертежей?
  8. Чем отличается параллельное проецирование от аксонометрических проекций?
  9. Какие бывают аксонометрические проекции?
  10. Какими приемы работы чертежными инструментами используются в аксонометрических проекциях?

В результате изучения предмета учащиеся должны приобрести определенные знания и умения.

Учащиеся должны знать:

  • основы прямоугольного (ортогонального) проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости;
  • алгоритм построения комплексного чертежа;
  • расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
  • алгоритм построения изометрической проекции геометрических фигур и деталей.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать чертежные инструменты;
  • выполнять построения комплексного чертежа детали (геометрических тел);
  • выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения чертежа;
  • анализировать геометрическую форму предметов;
  • выполнять построения геометрических фигур и изображений деталей в аксонометрических проекциях.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся 5 –х классов по черчению.

За устные ответы и графические работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе.


. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности.

Содержимое разработки

Календарно-тематическое планирование по черчению (2 года обучения)

Учитель Базакина А.В. Первый год обучения

Месяц

уч недели

ур в разд

Контрольные

точки

Приме-чание

1. Правила оформления чертежей (7 часа)

Правила оформления чертежей. Формат, рамка, основная надпись чертежа. Понятия о гос. стандартах. Линии чертежа.

Сведения о чертежном шрифте. Цифры и знаки на чертежах. Прописные буквы.

Чертёжный шрифт. Строчные буквы.

Правила нанесения размеров. Цифры и знаки (, R, , S, l ) на чертежах. Масштаб.

2. Чтение и выполнение чертежей (17 часов).

Геометрические построения: деление окружности на равные части, деление углов и отрезков на равные части.

Сопряжения в технике. Назначение, правила выполнения.

3. Способы проецирования (9 часов)

Понятие о проецировании. Способы проецирования: центральное и параллельное.

Проецирование предмета на 3 взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Метод Монжа. Плоскости проекций. Расположение видов на чертеже и их название. Определение необходимого и достаточного количества видов на чертежах. Местные виды.

Понятие о наглядном изображении детали (предмета) в аксонометрических проекциях. Направление осей, показатели искажения. Нанесение размеров.

Изображение плоских фигур в аксонометрических проекциях. Составление изображений.

Эллипс как проекция окружности в изометрии. Построение овала.

Технический рисунок. Особенности выполнения.

4. Чтение и выполнение чертежей (продолжение - 14 часов).

Анализ геометрической формы предмета по его наглядному изображению. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы и т.д.)

Чертежи и проекции геометрических тел (призма, пирамида, цилиндр, конус, куб, шар)

Вершины, рёбра и грани предмета.

Анализ формы детали по чертежу. Построение проекций вырезов и срезов на геометрических телах. Построение третьего вида.

Развёртки поверхностей геометрических тел.

Порядок чтения чертежей деталей.

Эскизы. Правила их составления.

Решение занимательных задач (Моделирование по чертежу).

Т «По 2 пр найти чер

5. Обобщение знаний (1 час)

Обобщение и повторение знаний, полученных учащимися. Подведение итогов работы за год.

Календарно-тематическое планирование по черчению (2 года обучения)

Второй год обучения

Месяц

уч недели

ур в разд

Контрольные

точки

Дата проведенияпо плану/фактическ

1. Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа)

Повторение правил проецирования и правил оформления чертежа. Построение третьего вида.

2. Сечения и разрезы (14 часов)

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение и расположение сечений.

Разрезы. Различия между разрезом и сечением. Обозначение разрезов на чертеже.

Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные, профильные). Местные разрезы.

Решение графических задач.

Соединение вида и разреза.

Особые случаи разрезов. Общие сведения о разрезах в аксонометрии.

Определение необходимого и достаточного кол-ва изображений на чертеже детали. Неполные изображения.

Условности и упрощения на чертежах.

3. Сборочные чертежи (12 часов)

Общие сведения об изделии. Общие понятия о соединениях деталей.

Резьба: условное изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы.

Разъемные соединения: болтовое, винтовое. Штриховка смежных деталей, изображаемых в разрезе. Понятие об упрощенном изображении резьбовых изделий и их соединений.

Разъемные соединения: шпонкой, штифтом.

Неразъемные соединения: сварные, заклепочные, паяные, клееные

Конструктивные элементы деталей.

Общие сведения о сборочном чертеже: изображения на сб/ч, размеры, номера позиций, спецификация, штриховка смежных деталей.

Основные условности и упрощения на сб/ч. Рациональная последовательность чтения сб/ч. Чтение сб/ч с выполнением чертежа.

Деталирование. Пропорциональный масштаб. Выполнение чертежа простой сб/единицы.

4. Строительные чертежи (6 часов)

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначение. Основные отличия строительных чертежей от машиностроительных.

Фасады, планы, разрезы на строительных чертежах. Нанесение размеров. Масштабы в строительном черчении.

Условное изображение дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Контрольная работа (1 час)

Обзор разновидностей графических изображений (1 час)

Области применения технических рисунков, чертежей, схем. Подведение итогов работы за два года.

Итого: 34 часа

Материально-техническое обеспечение

Дидактические материалы по каждому разделу курса

Раздаточный материал по каждому разделу курса

Мультимедийный комплекс, кабинет №4, №11

Презентации к урокам.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программа курса математики для 5-11 классов общеобразовательных учреждений


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (8 часов).

Типы линий. Чертёжные инструменты, материалы и принадлежности.

Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.

Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком

Правила нанесения размеров на чертеже

Учебник, тетрадь, инструменты, чертежи

Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Виды и количество контроля

Планируемые результаты

Правила оформления чертежей

Графическая работа №1, 2

- основы прямоугольного проецирования на одну, две, три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений;

1.1 Умения, связанные с познавательной деятельностью:

- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки задачи до получения и оценки результата);

- уметь использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- уметь оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для описания разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

1.2. Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

- уметь использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных.

1.3 Умения, связанные с рефлексивной деятельностью:

- владеть навыками контроля и оценки своей деятельности;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- организовывать учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

2. Специальные предметные умения.

Уметь: - рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по черчению школьный компонент ФКГОС 8,9 класс 0,5 часа в неделю.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области –

Криводановская средняя общеобразовательная школа № 22

___________________ Шупило Л.И

школьный компонент

Составитела: Якуба Наталия Григорьевна

обязательной предметной области "технология" для основного общего образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1897 с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 08.04.2015, авторской программы Ботвинников А.Д..

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 22

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник основной школы в ходе освоения программы может научиться:

решать учебно-познавательные задачи, способствующие освоению систематических знаний (ознакомление, отработка, осознание теоретических моделей и понятий, осознание сущности и особенности изучаемых объектов, процессов и явлений, выявление и анализ существенных и устойчивых связей между объектами и процессами;

решать учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, требующие более глубокого понимания, выдвижения новых идей, иной точки зрения, создания, исследования новой информации, ее преобразования;

решать учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в условиях неопределенности;

решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы;

решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами;

решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации. саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания;

решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки и анализа собственной учебной деятельности;

решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и своей позиции по обсуждаемой проблеме;

решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся;

решать учебно-практические задачи, направленные на сохранение окружающей среды обитания, реальные практические задачи по охране природы родного края.

Личностные универсальные учебные действия

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Планируемые предметные результаты.

- знать правила оформления и выполнения чертежей;

-понимать основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;

- иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- знать геометрические тела и их проекции;

- знать правила чтения чертежей предмета и анализа геометрической формы предмета;

- выполнять простейшие геометрические построения (деление отрезка на

равные части, деление окружности, сопряжения).

-рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- применять графические знания при решении задач с преобразованием формы и

пространственного положения предметов и его частей;

-анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных проедметов;

- знать основные технические понятия;

основные правила выполнения и обозначения проекций,сечений и разрезов;

- применять условности изображения и обозначения резьбы при выполнении чертежа;

- основные тины разъемных и неразъемных соединений деталей;

- особенности выполнения и чтения чертежей общего вида и сборочных чертежей, их условности и способы упрощения;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

- выполнять необходимые проекции, разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником

Читайте также: