Тематический план урока по истории таблица

Обновлено: 07.07.2024

Планирование работы – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок, – это поурочное планирование. Основными документами, на которые опирается учитель в течение своей деятельности, являются учебный план школы и отдельная программа учебного предмета.

Требования к тематическому и поурочному планированию

Перед работой учитель согласно положенным часам распределяет программный материал на весь учебный год и приступает к формированию календарно-тематического планирования. Для этого педагог использует специальную брошюру с программами, применяемыми к определенным предметам и примерным делением часов на конкретную тему курса. Тематическая расчасовка может быть изменена при помощи учителя по его усмотрению.

Тематическое планирование служит для отображения материала любой темы небольшого раздела программы и распределяется согласно урокам. В БУПе прописаны темы каждого урока, виды планируемых практических работ, домашнее задание, контрольные работы.

Тематическое планирование условно может подразделяться на:

  1. Нумерацию урока по теме.
  2. Тематику урока и форму его проведения.
  3. Цели и задачи урока.
  4. Используемые методы.
  5. Межпредметные связи.
  6. Практическую часть (под руководством учителя).
  7. Самостоятельную работу учащихся.
  8. Визуализацию.
  9. Домашнее задание.

Следующим звеном в работе учителя считается поурочное планирование. Оно позволяет точно проследить структуру урока, тему, цели, формы работы и его содержание.

Его наличие позволяет учителю структурировать все составные части урока, их смысловую и хронологическую последовательность, временно разгружая внимание педагога, позволяя концентрировать его на работе класса. Планирование урока составляется посредствам желания учителя, но наличие его структуры, темы, целей, задач, методов, домашнего задания, используемых учебных пособий и оборудования обязательны. Молодым специалистам необходимо оформлять полный и подробный конспект урока.

Технологическая карта урока

Технологической картой называют вид методического материала, обеспечивающего действенное и высококачественное ведение учебных занятий в общеобразовательном заведении.

Она считается приемом графического проектирования урока в виде таблицы, позволяющая подробно структурировать урок.

Технологическая карта имеет определенную структуру:

  • название темы с указанными часами на изучение материала;
  • планируемые результаты (предметные, личные, метапредметные);
  • межпредметные связи и особенность организации рабочего места;
  • этапы в изучения темы;
  • срез знаний в виде контрольного задания для проверки усвоения материала и формирования умений и навыков.

Наличие технологической карты позволяет четко и эффективно организовывать учебный процесс, обеспечивать реализацию предметных, метапредметных и индивидуальных умений согласно требованиям ФГОС второго поколения, распределить собственную работу на четверть, полугодие и год, сэкономить время подготовки учителя к уроку.

При наличии такой карты администрация школы может производить контроль над исполнением программы и для достижения планируемых результатов, определить проблему и помочь в ее решении с методической стороны.

Анализ и самоанализ урока

Для выявления и устранения недочетов существует анализ. При этом необходимо основываться на психолого-педагогической науке и на передовом педагогическом опыте.

Во время анализа необходимо соблюдать предложенные пункты:

  • оценка правильности и обоснованности постановки учебной и воспитательной целей урока, учитывая специфику учебного материала, места урока в целостной системе уроков по заданной теме, уровень подготовленности класса;
  • выполнение структуры урока и ее соответствие поставленным целям и задачам, правильное временное распределение этапов урока;
  • рациональное использование форм и методов обучения;
  • наличие оборудования на уроке;
  • организация деятельности учителя и учащихся;
  • наличие соответствия между содержанием урока и требований программ по предмету;
  • полнота, достоверность, научность, эмоциональность, доступность изложения информации;
  • степень нравственного воздействия, выполнение и достижение воспитательных целей;
  • связь урока с жизненным примером или с трудовым воспитанием;
  • развитие познавательного интереса учащегося;
  • работа с новыми понятиями;
  • актуализация опорных знаний;
  • организованность самостоятельной работы;
  • оценка профессиональной подготовки педагога;
  • общая оценка работы класса;
  • культура общения и соблюдение норм с этикой;
  • объяснение домашнего задания;
  • научная обоснованность выводов и оценок;
  • оценка санитарно-гигиенических критериев урока;
  • недочеты урока, выявление причин и предложения по их устранению.

Поле проведения урока учитель должен выполнить самоанализ, содержание которого отражает характеристику общего анализа урока от первого лица с наличием пункта об удовлетворенности или неудовлетворенности проведения своего урока. Самоанализа рассматривается в качестве одного из важных критериев творческой деятельности учителя.

Соблюдение всех норм, оформление тематического и поурочного планирования, наличие тематической карты урока позволяет плодотворно заниматься педагогической деятельностью. После выявления недочетов учитель принимает меры сам или при помощи коллектива и самосовершенствуется в практике проведения урока, что в особенности касается молодых специалистов. Они обязаны четко соблюдать предписанные требования и руководствоваться подробным поурочным планированием и тематической картой для оттачивания мастерства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;

воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;

развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.

формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.

Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,

Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.

Литература: Учебник по Истории России С.В. Перевезенцев и Т.В. Перевезенцев

Практическая работа учащихся

Организационная часть

Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.

Слова учителя.

Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).

Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)

Ответ детей:

это борьба народов за что – то

это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки

это боль, страдания людей и слезы детей

Что обозначает термин Великая Отечественная война?

Ответ детей:

Это война СССР с Германией

Это борьба советского народа против фашизма

Это испытание русских людей на стойкость

Это проявление героизма людей

Слова учителя.

22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики - так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)

Слова учителя. (Слайд 4)

Ответы учеников:

Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики

Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР

Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.

Слова учителя.

Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.

В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.

Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)

1. Московская битва (1941 - 1942 гг.)

Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.

Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.

К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.

2. Сталинградская битва (1942 - 1943 гг.)

Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.

Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.

Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.

Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.

3. Курская битва (1943 г.)

Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.

5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.

Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.

По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.

Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.

4. Берлинская операция (1945 г.)

Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.

Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.

Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.

По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.

30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)

Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)

На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.

Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.

Практическая часть

На слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По - желанию учеников)

Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.

Завершение урока(Слайд 12)

Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.

Список используемой литературы:

1. Бобылев, П.Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П.Н. Бобылев, С.В. Липицкий, М.Е. Монин, и др.. - М.: Политиздат, 2011. - 430 c.

2. Бурляй, А.А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М.М. Минасян, А.А. Бурляй, Н.В. Крестникова, и др.. - М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. - 632 c.

3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. - М.: АСТ, 2012. - 395 c.

4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П.А. Жилин. - М.: Воениздат, 2016. - 624 c.

5. Великая Отечественная Война Советского Союза. - М.: Воениздат, 2002. - 617 c.

6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. - М.: Наука, 2009. - 560 c.

7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. - М.: Издательство политической литературы, 2013. - 528 c.

Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными госу­дарственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, прини­маемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подго­товки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспече­нию образовательного процесса.

На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.

Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:

Простой календарный план

Разделы тем (тематические блоки) Количество часов Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (тематические блоки) Количество часов Занятия и основные вопросы Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование

№ п/п Название раздела, главы, темы урока Кол-во часов Основные понятия, термины, идеи Основные умения Межпредметные и внутрикурсовые связи Тип и форма урока Средства обучения Способы проверки знаний и умений примечание

Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.

После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует не­сколько вариантов оформления. Приведем один из них.

Методы работы Деятельность учите­ля Деятельность уча­щихся Отведенное время

Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными госу­дарственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, прини­маемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подго­товки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспече­нию образовательного процесса.

На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.




Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:

Простой календарный план

Разделы тем (тематические блоки) Количество часов Календарные сроки изучения

Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.

Поурочный календарный план

Темы (тематические блоки) Количество часов Занятия и основные вопросы Календарные сроки

С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.

Расширенное поурочное планирование

№ п/п Название раздела, главы, темы урока Кол-во часов Основные понятия, термины, идеи Основные умения Межпредметные и внутрикурсовые связи Тип и форма урока Средства обучения Способы проверки знаний и умений примечание

Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.

После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует не­сколько вариантов оформления. Приведем один из них.

Развитие культуры в 1920-30 годы

Автор: Григорьева Елена Владимировна
Учебное заведение: МБОУ СОШ №29 города Хабаровска
Краткое описание работы: Технологическая карта урока

В Александрии Египетской

Автор: Тарлецкая Наталья Федоровна
Учебное заведение: МКОУ Никольская СОШ
Краткое описание работы: Конспект к уроку истории в пятом классе. Подробное описание особенностей древней Александрии с вопросами.

Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова в 1837-1847 гг.

Конспект урока по истории на тему “Государство на берега Нила”

Методическая разработка урока ” Мировые войны в истории человечества и их последствия”

Автор: Перевалова Екатерина Николаевна
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания
Краткое описание работы: Разработка урока по мировой истории, представляет из себя сравнительную таблицу по двум мировым войнам, которую заполняют ученики и делают выводы.

Конспект урока по истории на тему “Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны”

Автор: Перевалова Екатерина Николаевна
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ярославский колледж индустрии питания
Краткое описание работы: Описание боевых действий и переход стратегической инициативы к красной армии в ходе ВОВ. Описание Сталинградской и Курской битвы, а также освобождение Левобережной Украины.

Маршрутный лист урока истории в 5 классе “Знать своих предков – знать историю”

Автор: Смирнова Елена Викторовна
Учебное заведение: Бахаревский им. Героя Советского Союза Е.И.Комбарова филиал МБОУ "Сатинская СОШ"
Краткое описание работы: маршрутный лист урока истории в 5 классе при дистанционном обучении

Конспект урока по истории на тему “Применение современных образовательных технологий на примере изучения деятелей эпохи XVIII века”

Автор: Морозова Наталья Александровна
Учебное заведение: МБОУ г. Мурманска ООШ №37
Краткое описание работы: Невозможно однозначно оценить роль личности в истории. Проблемный подход к вопросу, использование различных источников помогает учащимся выработать свою позицию

Конспект урока по истории Отечества на тему: “Жизнь и быт людей в Киевской Руси”

Читайте также: