Тематическая гостиная как форма воспитательной работы в доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Удальева Любовь Юрьевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ №85
Населённый пункт: Череповец
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительская гостиная - эффективная форма сотрудничества в детском учреждении
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воспитатель высшей кв. категории

ьёва Любовь Юрьевна

Череповец,2016-2017

Актуальность.

Взаимодействие

педагогов (согласно стандарту ФГОС ДО).

воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном

учреждении, которому доверяет воспитание ребенка.

Изучив семьи, ближе познакомившись с родителями, мы отметили, что родители не имеют

специальных знаний в сфере воспитания, образования детей, нередко испытывают трудности

в установлении контактов с детьми, беспомощны в решении проблем детей с задержкой

п с и х и ч е с к о г о

р а з в и т и я .

«Родительская

педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива.

Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями

и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.

становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.

Отличительная особенность родительской гостиной.

Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного

Подготовка каждой семьи к встрече.

Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.

Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и

педаго гиче ском

п р о ц е с с е .

Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и

р а с п р о с т р а н и т ь

с е м е й н ы й

в о с п и т а н и и

И н ф о р м и р о в а т ь

р о д и т е л е й

Ф о р м и р о в а т ь

“ л ю б я щ е г о

в з р о с л о г о ” ;

Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.

Темы встреч в родительской гостиной на учебный год:

Участники родительской гостиной:

Нами разработаны конспекты встреч на родительской гостиной с сентября по декабрь 2016

Цель: взаимодействие детского сада и семьи.

Познакомить с программой совместных мероприятий для педагогов ДОУ, родителей и детей группы, в рамках

расширить психолого-педагогические знания родителей о методах, приёмах и играх для облегчения адаптации у

детей среднего дошкольного возраста;

создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми

среднего дошкольного возраста.

Родителям предлагается встать в круг и передавать друг другу цветок дружбы, при этом рассказав немного о себе.

родителей и детей группы.

Родительская гостиная - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся

необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.

На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность

– создание индивидуальных или коллективных работ.

3. Успешная адаптация детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста в ДОУ.

Адаптация - это приспособление организма к существующим условиям. Дома ребенок привык к определенному образу

жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с окружающими, правилам поведения и т.д. В

приспосабливаться и привыкать.

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети.

Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными

особенностями малыша. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная

позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно влиться в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей

- больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;

- старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи,

- в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое

время ребенка отводят в сад другие взрослые, например папа или бабушка;.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё

делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в

уютный, хорошо знакомый и привычный мир.

Игры и игровые упражнения для облегчения адаптации у детей среднего дошкольного возраста (совместные

Дети стоят в кругу. Водящий встает в круг и закрывает глаза. Из участников 1 человек называет имя водящего, тот

должен угадать, кто его позвал.

Участники сидят на стульях. Выбирается водящий, который стоит в середине круга и говорит следующие слова:

глаза, красная футболка и т.д.). Те участники, для которых характерен этот признак, должны встать и поменяться

местами, а водящий должен успеть занять чье-то место. Кому не досталось места – тот водящий.

Все дети и взрослые берутся за ручки и становятся близко друг к другу. И говорят слова

(вместе со словами все потихоньку отходят назад и получается большой круг)

Взрослый говорит - Лопнул пузырь.

Все вместе говорят "Ш-ш-ш-ш" и сдувают пузырь (опять маленький круг)

На одной стороне – взрослый (ловишка), на другой стороне – дети. Они приближаются к ловишке, взявшись за руки.

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту, а взрослый их догоняет.

5. Рефлексия.

-Родители могут обменяться своими впечатлениями от данного мероприятия.

- В кругу все берутся за руки, и прощаются.

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном

возрасте. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и

Обратить особое внимание родителей на сенсорное развитие детей через использование различных игр.

Объединить и раскрепостить детей и родителей в совместных играх.

Развивать взаимопонимание и доверие друг к другу.

Оборудование: Блоки Дьенеша на пару родителей, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мероприятия.

Взяться за руки и легким пожатием руки передать друг другу радостное настроение от того, что мы здесь собрались.

- Положительные высказывания воспитателей и учителя-дефектолога о детях на тему «Все мы разные, но мы все

3. Консультация учителя-дефектолога на тему «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

Задержка речевого и психического развития предполагает отставание в сенсорном развитии у детей. Это проявляется в

затруднении детьми в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словами. Дети

даже в старшем дошкольном возрасте плохо ориентируются в пространстве и времени, с трудом определяют приметы и

признаки времён года, путают их, испытывают трудности в определении цвета предметов, их формы, не отличают

контрастные по величине предметы и не могут самостоятельно собрать пирамидку, путают геометрические фигуры,

большую сложность для них представляет узнавание их отличительных признаков и запоминание названий.

Гармоничное развитие ребёнка невозможно без игровой деятельности; развитие сенсорно-перцептивной сферы не

является исключением. Процессы познания, ощущения, восприятия, обследования, сравнения проходят через игру.

которая из них больше, поставить их по росту, а потом вложить одну матрёшку в другую.

Лото состоит из табличек, в клетках которых нарисованы кружки разных цветов.

образец, например, три кружочка разных цветов в определённом порядке (красный, жёлтый, синий) и предложить

нанизать на нитку, леску или верёвочку в такой же последовательности предложенные предметы. Таким же образом

целесообразно использование геометрических фигурок.

кукол с разными бантиками. Вся одежда перемешана. Даётся задание – надень всё, что подходит Кате (например, это

будет кукла с красным бантом), Маше (кукла с белым бантом).

разного цвета, в них надо поставить цветы соответствующей окраски, т.е. взять из общего букета красный цветок и

поставить его в красную вазу, жёлтый цветок – в жёлтую и т.д., пока все цветы не окажутся в вазах соответствующего

цвета. Вазы и цветы можно сделать из цветной бумаги.

цветы. Нарисованные на картинке, посчитать, сколько цветов в букете, найти среди них такие, которые встречаются 1,2,3

Надо сосчитать, сколько всего гуляет цыплят, сколько червяков; сколько цыплят осталось без червяков; дорисовать их.

-найди себе пару (по цвету);

- построй цепочку, чтобы рядом не было фигур одинокого цвета;

- раздели фигуры (только круглые, только красные, и т.д.)

- выложи картинку по образцу;

- выложи свою картинку.

-Родителям и детям предлагается выбрать красный кружок, если им понравилась данная встреча, синий кружок – сели

что-то не понравилось.

они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Закрепление положительных эмоций в сотрудничестве детей и взрослых,

установление доброжелательной и свободной атмосферы.

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово о Дне Матери.

Последнее воскресенье ноября – День Матери. В России отмечать День Матери стали относительно недавно. Хотя

невозможно спорить с тем, что этот праздник – праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама -

самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и

- День Матери утвержден Президиумом РФ 30 января 1998 года. Он празднуется в последнее

воскресенье ноября. Его благородная цель состоит в том, чтобы воздать должное труду матерей и их бескорыстной жертве

ради своих детей. И это правильно: сколько бы хороших, добрых слов не было сказано мамам, сколько бы поводов для

этого ни придумали, лишними они не будут.

о нас, оберегают.

2. Стихотворение о мамочке (Выступают дети).

Кто пришел ко мне с утра? – Мамочка.

Кашу кто с утра варил? – мамочка.

В чашку сладкий чай налил? –мамочка.

В доме кто полы подмел? – мамочка.

Кто косички мне заплел? – мамочка.

Кто меня поцеловал? – мамочка.

Кто мне счастья пожелал? – мамочка.

Кто ребячий любит смех? – мамочка.

Кто на свете лучше всех? – мамочка.

7. Сюрпризный момент. Вручение детьми открытки в виде сердца своим мамам со словами «Мама, я тебя

Наша встреча подходит к концу. Ваша мама – самая добрая, самая красивая, она ваша мама.

( использование нетрадиционных технологий)

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего

дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

интересы и занятия.

Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития

Оборудование:

- рабочее место для каждого ребенка с родителем;

- лист бумаги;- гуашь 12 цветов;

- влажные и бумажные салфетки на каждого ребенка и родителя;

- губки;- кисточки №7;

- баночки для кистей;- CD - проигрыватель;

- запись спокойной мелодии для фона;

- зубные щетки;- зубная паста;

- ватные палочки;- баночки с водой.

Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности,

личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подготавливает ребенка к

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро

достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок

собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать

Литературная гостиная как форма воспитания любви и интереса к художественному слову у дошкольников

К сожалению, потребность в чтении литературных текстов и стихов у детей и подростков снизилась. Во многом виной этому - общение в социальных сетях, где снижается ценность художественного слова: часто используются сокращения и сленг. Еще одна причина - обеднение речи взрослых.

По мнению психологов привить любовь к книге и чтению возможно только до девяти лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Поэтому задача по воспитанию интереса к поэзии и литературе должна решаться уже в дошкольном возрасте.

Как же добиться того, чтобы стихи и в жизни детей занимали не последнее место?

В поисках путей повышения интереса к стихотворным произведениям мы пришли к идее создания литературной гостиной.

Данная форма организации литературного досуга широко применяется в школах, мы попробовали адаптировать её к условиям дошкольного учреждения.

Гостиная – это форма непринужденного, дружеского общения участников в соответствии с темой. Предметом обсуждения литературной гостиной становятся вопросы поэзии и искусства, т. к. эти области общественной жизни тесно связаны.

Цель литературной гостиной - прививать любовь к родному слову, способствовать раскрытию творческих способностей, содействовать укреплению дружеских взаимоотношений между детьми и педагогами.

3. Принципы организации литературной гостиной в условиях ДОУ.

Для того, чтобы данная форма организации деятельности детей имела наибольший эффект, необходимо соблюдение некоторых правил, учет нюансов, которые бы отличали данное мероприятие от привычных развлечений и утренников.

Итак, основные принципы организации литературной гостиной таковы:

Стулья расставляются полукругом, чтобы участники видели друг друга. Стол накрывается скатертью, выставляются свечи, книги в соответствии с тематикой, портреты поэтов. Педагог выступает в роли хозяйки гостиной. Очень важно создать атмосферу доброжелательности и душевности.

2) в течение учебного года планируется три встречи (осень, зима, весна).

3) тематика и репертуар отбирается

- в зависимости от речевых, интеллектуальных и возрастных возможностей детей;

- с учетом общественно значимых проблем;

- с учетом сезона проведения встречи.

Так, это может быть встреча, посвященная творчеству А. Л. Барто, если к ней готовятся дети младшего или среднего дошкольного возраста. В год юбилея А. С. Пушкина дети старшей и подготовительной школы группы погружались в атмосферу творчества этого поэта. Чтобы привлечь внимание детей к красоте родной природы, отбираются стихи поэтов об определенном времени года, например, о зиме.

4. Этапы работы

1) планирование

В начале учебного года с учетом контингента детей, годового плана работы учреждения намечаем сроки проведения литературной гостиной.

2) отбор литературных произведений– это следующий этап. При отборе ориентируемся на возрастные, речевые и интеллектуальные возможности детей, а также на значимые события окружающего мира.

3) отбор атрибутики, видео- и аудиоряда

Это очень важный этап. Именно предметное окружение, зрительные картины и образы, музыка и театральные шумы создают атмосферу, усиливают впечатление от литературного произведения. Умелое применение музыки, художественного оформления положительно сказывается на понимании дошкольником поэтического произведения, помогая глубже воспринять художественные образы, воплощенные в нем

4) подготовительная работа с детьми: разучивание текстов, работа над выразительностью речи

Т. к. у детей часто возникают трудности с запоминанием текста, используем различные приемы:

-рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдение за объектами и явлениями;

- применяем графическое моделирование;

- используем инсценировки и драматизации сюжета произведения.

5) собственно встреча в литературной гостиной


5. Алгоритм проведения

1) встреча гостей хозяйкой;

2) объявление темы;

Это может быть загадка, просмотр видеоролика, прослушивание стихотворения в исполнении актеров театра и кино (в записи) или чтение литературного произведения самим педагогом.

3) беседа с детьми в рамках темы встречи (о событии или явлении, которому она посвящена; о поэте или авторе).

4) знакомство с творчеством поэта (поэтов) в рамках тематики.

Приглашение детей к исполнению стихов (при этом используется подходящая музыка, атрибутика, элементы драматизации, прослушивание песен на стихи поэта, просмотр иллюстраций или отрывков радиопостановок по мотивам творчества писателя. Очень важно создать атмосферу непринужденности, отмечается каждый ребенок, поощряется его стремление продекламировать стихотворение.

5) завершение встречи.

В конце мероприятия педагоги вместе с детьми рассматривают подборку книг, тематическую выставку рисунков или создают творческий продукт: панно, картину в соответствии с темой встречи. Понравившиеся книги дети берут в группу и продолжают знакомиться с произведениями вместе с воспитателем.

6. Выводы.

По нашим наблюдениям детям интересны подобные неформальные встречи. Они раскрепощают малышей, повышают интерес к процессу разучивания стихов, прививают интерес к книге, положительно сказываются на речевом развитии, дарят тепло общения, воспитывают эстетический вкус и общую культуру человека.

На современном этапе работы ДОУ актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников. Специалисты нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Творческая гостиная”.

“Творческие гостиные” - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста.

На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ из разных материалов, с использованием нетрадиционных изобразительных техник.

“Творческие гостиные” способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.

Хотелось бы отметить, что центральной сферой психологии ребенка раннего возраста является эмоциональная сфера. Всестороннее развитие малыша непосредственно сопряжено с этой сферой. Как подчеркивал В.В. Зеньковский, “раннее детство является “золотым временем” для эмоциональной жизни, что указывает на особую значимость эмоциональных отношений в этот возрастной период”. [5]

Возникающие эмоциональные отношения между родителями и ребенком во внешнем и внутреннем облике, в поведении, и в зависимости от характера этих отношений (либо отношения направлены на поддержание контакта с ребенком, либо на избежание его) меняется и качество общения между ними. Из вышесказанного следует, что эмоциональные отношения связаны с общением.

  1. Первой и генетически наиболее ранней является непосредственно-эмоциональное общение или ситуативно-личностная форма общения (0-6 месяцев).
  2. Следующая форма общения ситуативно-деловая (с 6 месяцев – 2 лет).
  3. Внеситуативно-познавательная форма общения (3-5 лет).
  4. Внеситуативно-личностная форма общения детей с взрослыми (6-7 лет).

Какова бы ни была форма общения, в любом случае положительные, теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений ребенка раннего возраста с окружающими его людьми.

По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, “развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка, в том числе и формирование его адаптационных возможностей”.

Работа с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, и зачастую попадает в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию взрослых, его окружающих. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Организация взаимодействия педагогов и родителей, отвечает потребностям сегодняшней жизни, способствует объединению усилий детского сада и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей дошкольного возраста, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей.

Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Творческих гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

Отличительной особенностью встреч является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • гармонизация межличностных отношений в семьях;
  • формирование позиции “любящего взрослого”.

Условия проведения встреч. Желательно, чтобы количество пар участников (ребенок-родитель) было не менее 3 (6 человек) и не более 6 (12 человек). Рекомендуется присутствие на встречах двух ведущих: это может быть психолог и воспитатель данной группы. Для проведения встреч необходима площадь помещения не менее 40 м2. Лучше всего если это будет группа детского сада, освобожденная от лишних предметов или музыкальный зал. Для встреч необходимы: подушки (стулья) по числу участников, мягкие игрушки, магнитофон, столы, изобразительные средства, бумага (материалы для каждой встречи указаны в Приложении 1).

В основу данного цикла встреч положены: игротерапия, элементы сказкотерапии и арт-терапия. При разработке учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста и положены следующие методические принципы [11]:

Принцип системности. В основу систематизации материала положены идеи развития эмоциональных отношений взрослого и ребенка и развития личности ребенка раннего возраста. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослыми и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала. Поэтому особое внимание уделялось играм и упражнениям на развитие и укрепление эмоциональных отношений.

Принцип этнопедагогического подхода. Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание, на наш взгляд, должно строиться с опорой на народные традиции, включающие богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим в содержание встреч включен фольклорный материал – потешки, пестушки, сказки, песенки.

Принцип деятельного подхода. Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и др.), природным материалом, в занятиях продуктивными видами деятельности.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога, психолога). Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка с родителями направлено на достижение цели: создание оптимальных условий успешной адаптации детей к детскому саду, к детскому коллективу; эмоциональное развития детей раннего возраста; формирование у детей таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Данный цикл рассчитан на младших дошкольников. Продолжительность одной встречи не должна превышать 20-25 минут (включая свободную игру, т.е. организационную часть).

Основные части встречи Время Наименование составных частей встречи Повторяемость
1. Организационная часть от 10-15 мин

С учетом возрастных особенностей развития детей раннего возраста некоторые фрагменты встречи повторяются. Их повторяемость обусловлена особенностями восприятия детей раннего возраста: материал, неоднократно повторяемый детьми, становится знакомым, легко запоминается и доставляет им радость. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждой встречи и частой смены видов деятельности. При необходимости части встречи могут меняться местами.

Краткая характеристика основных частей встречи

Свободная игра. Цель: сближение участников встречи. В свободной игре дети, под руководством педагога учатся взаимодействовать с игрушками, строить простые диалоги. Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнерским отношениям (катание мяча друг другу, кормление куклы и др.).

Ритуал приветствия. Цель: настроить детей и родителей на предстоящую встречу, погрузить в атмосферу событий, происходящих только на этой встрече; установление контакта между участниками, создание атмосферы группового доверия и принятия друг друга.

Все участники встречи располагаются в форме круга и ведущий (психолог или воспитатель) начинает приветствие, которое потом передается по кругу или выполняется всеми одновременно.

Продуктивные виды деятельности или Творческая работа. Основные задачи на этом этапе – знакомство со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия; развития тактильной чувствительность и сенсорного восприятия; мелкой моторики; сближение родителей и ребенка во время совместной деятельности. Продуктивные виды деятельности включают в себя: рисование разнообразными средствами (пальчиковые краски, восковые мелки, акварель, гуашь), лепка из пластилина, аппликация из бумаги и ткани. Продуктивными видами деятельности дети занимаются совместно с родителями под руководством педагога. Детям дается возможность познакомиться с разными материалами, так как многие из детей раннего возраста впервые видят восковой мелок, пластилин, глину, пальчиковые краски, кисточку, цветную бумагу. Особенностью этого вида деятельности является то, что все продукты детского творчества дети и родители забирают с собой в "Домашнюю коллекцию". Педагоги рекомендуют родителям после встречи еще раз посмотреть на продукт совместной деятельности, похвалить ребенка за умение и сделать "домашнюю выставку".

Музыкально-ритмическая часть. Музыкально-ритмическая часть встречи делится на три подчасти: музыкально-ритмический круг, подвижные игры; упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста; игры на руках и коленях.

Музыкально-ритмический круг, подвижные игры – это музыкально-литературная композиция, используемая в кругу и сопровождаемая движениями в соответствии с текстом. Педагог играет ведущую роль и служит примером для подражания. Литературный материал для композиции (потешки, прибаутки, стихи и песни) подобраны так, чтобы слова и образы были понятны и легко воспринимались зрительно детьми раннего возраста. Этому помогают выразительные движения, жесты, мимика, голос, эмоции педагога и родителей. Родители являются активными соучастниками встречи, они выполняют все движения за педагогом, вместе с детьми поют и играют.

Упражнения на развитие общей моторики детей раннего возраста – это комплекс упражнений, направленных на развитие основных физических движений, приводимый в игровой форме (бег, ходьба, прыжки).

Игры на руках и коленях – основная задача: создание эмоционально-тактильного взаимодействия родителя и ребенка, что, безусловно, способствует укреплению эмоциональных отношений. Эти игры доставляют радость, спокойствие, расслабление и детям и родителям.

Ритуал прощания Цель: “переключение” детей и родителей со встречи на повседневную жизнь; закрепление позитивного настроя членов группы; создание атмосферы единства. Ритуал прощания разучивается на первой встрече и далее повторяется в неизмененном виде. Прощание целесообразно организовывать в краткой, простой стихотворной форме.

Вашему вниманию предлагаю встречи в наших “Творческих гостиных” Приложение 1. и фотоматериалы Приложение 2.


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых и является взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей для более успешной реализации основной образовательной программы ДОУ. ФГОС ДО предъявляет новые требования к совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо рассматривать, как ресурс социокультурного развития ребенка.Новые задачи, встающие перед ДОУ, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями и другими социальными институтами, превращающими детский сад на современном этапе в открытую образовательную систему с более гибким и свободным процессом обучения.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй:

  • сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей,
  • обеспечение целостного развития личности дошкольника,
  • повышение компетентности родителей в области воспитании.

Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей.

Новые задачи диктуют и новые формы взаимодействия с родителями:

- собеседование, диагностика, тесты, опросы на любые темы, анкетирование;

- интервью с родителями и детьми на определенные темы;

- устный журнал для родителей;

- семейные спортивные встречи;

- почта и телефон доверия;

- конкурс семейных талантов;

- интеллектуальные ринги для детей и родителей;

- контрольные для родителей;

- аукцион секретов воспитания;

- портфолио семейного успеха;

Современный воспитатель задает себе вопрос-каким образом добиться взаимопонимания? Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить видеть взрослого личность в ребенке? Учитывая это, актуальным для педагогического коллектива ДОУ является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм в нашем детском саду стала организация творческих мастерских с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Основная цель работы творческих гостиных – укрепление детско– родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.

Непременным условием организации творческих гостиных является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда родители чувствуют себя свободно, раскрепощено, комфортно и могут творить.

Почему все-таки творческая гостиная? Данная форма работы с родителями помогает решить сразу несколько задач:

  1. Такие встречи дают возможность расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности, познакомить с искусством; показать приемы работы (традиционные и нетрадиционные) с различными материалами (соленое тесто, пластилин, краски, песок, крупа, бумага и др.)
  2. Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере дает возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Развивает и улучшает детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности.
  3. Развивает эмоциональную сферу детей:
  • учит радоваться удачам других;
  • радости при дарении поделок, выполненных своими руками;
  • толерантности.
  1. Помогает установлению эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязи между поколениями.

Таким образом, творческая гостиная – как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей. Совместно выполненные работы детей совместно с родителями используются в оформительской части других встреч, выставках, в качестве подарков взрослым и детям, в организации конкурсов.

Родители познакомили детей с историей бисероплетения в России, научили детей простейшим способам плетения из бисера.

Родители с детьми сделали кормушки для птиц из бросового материала и развесили на деревьях по территории детского сада. Многие продолжили тему дома и совместно наделали настоящие дворцы, развесили у себя под окнами и кормили птиц всю зиму.

Вывод:

Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому, начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Приложение к докладу

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подготовила Галяутдинова Е.Г.

СЛАЙД 2

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

Актуальность проблемы
состоит в том, что детский сад -это первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым родители вступают в контакт и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.


К сожалению, не всегда между семьей и детским садом есть взаимопонимание. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Как обратить внимание родителей на важность общения, взаимопонимания со своим ребенком, научить взрослого видеть личность в ребенке?

Ведь традиционные формы работы с родителями -

(беседы, собрания, уголки) не дают результата.

Учитывая это, актуальным для педагогического коллектива ДОУ является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс.

Одной из таких форм в нашем детском саду стала организация творческих мастерских с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Основная цель работы творческих мастерских – укрепление детско – родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности. Благодаря творческой гостиной решаются следующие задачи:

Расширяются представления родителей воспитанников о творческой деятельности,
-Дети знакомятся с искусством;
-Развиваются и улучшаются детско-родительские отношения на основе продуктивной совместной деятельности.
-Развивается эмоциональная сфера детей:
-Устанавливаются эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми, взаимосвязь между поколениями.

Таким образом –взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма, и тогда многие родители станут активными участниками всех дел ДОУ и незаменимыми нашими помощниками, осознавая, что это нужно и важно для развития их собственных детей.

Читайте также: