Психолого педагогическое сопровождение детей с уо в школе

Обновлено: 04.07.2024

В материале представлен опыт работы двух учреждений с детьми, имеющими умственную отсталость. Система оказания коррекционной помощи обучающимся. Организация психолого-педагогического сопровождения, его цель, задачи.

Оценить 755 0

Психолого-педагогическое сопровождение – особый вид помощи ребенку, обеспечивающий эффективность его развития в условиях образовательной деятельности, процесс, включающий этапы: диагностики, коррекции, абилитации, прогнозирования и профилактики. Цель сопровождения - оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).[7, с. 13].

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение включает:

оказание комплексной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода обучения;

организацию деятельности специалистов службы ППС в форме консилиума;

разработку и реализацию адаптированной образовательной программы, маршрута сопровождения.

Участники сопровождения: обучающиеся, родители, обучающиеся, учитель, педагог-психолог, медицинский работник, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Для достижения поставленной цели команда специалистов решает ряд задач:

- обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;

- реализация коррекционно-развивающих программ сопровождения, направленных на профилактику и устранение проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья учащихся;

- осуществление информационной поддержки учащихся, учителей и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;

- распространение опыта сопровождения учащихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса [4, с. 60].

Психолого-педагогическое сопровождение в образовательной деятельности имеет свои особенности:

Является мультидисциплинарным, т.е. осуществляется при участии разных специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника и др.).

Сопровождение ограничено во времени и пространстве, так как охватывает период нахождения ребенка в образовательной организации и понимается как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения.

Основные принципы сопровождения полностью согласуются с базовыми принципами современного педагогического процесса:

- принципом развития личности за счет ее собственной активности;

- ориентации на субъект-субъектное взаимодействие;

- принципам непрерывности, открытости, гуманизации, индивидуализации [2, с. 19].

Этапы процесса сопровождения:

1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных носителей;

2) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными субъектами образовательной деятельности и выбор наиболее целесообразного пути решения;

3) информационный поиск методов и ресурсов, которые могут помочь решить проблему;

4) построение программы сопровождения: проектирование путей решения проблемы; отбор содержания, средств; распределение ролей и функциональных обязанностей;

5) оказание помощи ребенку и другим носителям проблемы на различных этапах реализации плана действий; реализация программы;

6) анализ качества программы индивидуального сопровождения;

7) прогноз [1, стр. 52].

Целью диагностического этапа является осознание сути проблемы, определение ее носителей и потенциальных возможностей решения.

Сбор информации предполагает поиск различных источников информации о возможных в данной ситуации путях преодоления проблемы. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения, выявляют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности. На данном этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок/подросток. Стимулирование самостоятельной активности носителя проблемы – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

На этапе разработки программы сопровождения в результате анализа полученной информации о путях и способах решения проблемы, создаются условия для осознания проблемы самим сопровождаемым, распределяются обязанности по реализации плана действий, определяется последовательность шагов, уточняются сроки исполнения и возможность корректировки программы.

На этапе реализации программы сопровождения особенно важной является первичная помощь ребенку/подростку, всем участникам проблемной ситуации в реализации плана действий со стороны специалистов. Необходимо фиксировать любые, даже минимальные, успехи на пути к поставленной цели.

Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних служб. В этой ситуации специалист сопровождения принимает на себя координационные функции.

Оценочные этапы. Сопровождение предполагает выделение двух этапов оценки: промежуточной, которая позволяет выявить общую целесообразность выбранного плана решения проблемы и итоговой, которая позволяет оценить, приобрел ли сопровождаемый опыт решения подобных проблем. Этот этап может стать заключительным в отношении программы индивидуального сопровождения, а может стать стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и решения проблем, типичных для значительных групп учащихся.

На заключительном этапе сопровождения необходимо предоставить возможность ученику реализовывать приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе дальнейшего развития.

Помощь ребенку в преодолении различного рода проблем оказывается на трех уровнях:

1 уровень – помощь со стороны ближайшего окружения ребенка (родители, родственники и друзья), помощь в классе (одноклассники, учителя, классный руководитель);

2 уровень – школьный консилиум;

3 уровень – специалисты других организаций и служб города [1, с. 23].

I модуль - диагностический

1. Первичное обследование детей:

- изучение продукции детей

2. Консультации с родителями

II модуль - организационно-методический

1. Изучение детей в процессе обучения

2. Определение направлений коррекционной работы, моделирование индивидуального маршрута сопровождения

3. Составление индивидуальных коррекционных программ, программ обучения, индивидуальных маршрутов сопровождения, технологий обучения и развития

4. Прогнозирование результатов

III модуль - коррекционно-развивающий

1. Реализация индивидуальных коррекционных программ, программ обучения, индивидуальных маршрутов сопровождения, технологий обучения и развития, маршрута сопровождения

2. Динамическое наблюдение за обучающимися

3. Внесение корректировок в программы и процесс работы с обучающимися по результатам обучения и развития.

4. Психолого-педагогическая поддержка родителей и участников педагогической деятельности (консультирование, рекомендации).

Рассматривая любого ребенка как субъекта образовательной среды с ограниченными возможностями адаптации, можно говорить о том, что цели и задачи сопровождения – это непрерывное поддержание силами всех специалистов равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка и динамическими показателями психолого-педагогических воздействий со стороны педагогов, родителей, других субъектов социального взаимодействия.

Следовательно, психолого-педагогическое сопровождение ребенкав образовательном процессе – это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия [3, с. 112].

Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / авт.-сост. А.Д. Вильшанская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 120 с.

Григорьева О.Б., Петрова Е.П., Лосина О.А., Тебенькова О.Б. Консилиум - решение школьных проблем: нормативно-правовые документы, психодиагностические материалы / авт.-сост. О.Б. Григорьева и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 271с.

Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов/ Под ред. Е.А. Екжановой. – М.: Крылья, 2012. – 388 с.

Калягин В.А., Т.С. Овчинникова Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. - СПб.: КАРО, 2008 - 432 с.

Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др. ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат).

8. Шипицына Л.М. Олигофренопедагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю.Б. Зеленская и др.; под ред. Л.М. Шипицына, В.М. Сорокин, Ю.Б. Зеленская и др.; под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательский центр "Академия", 2011. - 336 с. - (Сер. Бакалавриат).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью.

Психолого-педагогическое сопровождение – это комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Содержание системы помощи, определение направлений деятельности различных специалистов, оказывающих ее, определяется общими задачами обучения и воспитания детей умственной отсталостью: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетентности. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории учащихся указывают на необходимость соблюдения в ходе организации образовательного процесса ряда условий:

1. Индивидуализация процесса обучения. Программы обучения для детей с умственной отсталостью составляются учителем-дефектологом после направленного изучения (диагностики) возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с умственной отсталостью – это специально устроенная система, процесс взаимодействия ребенка и взрослого (психолога или педагога), основанная на поддержке и заботе, направленная, прежде всего, на преодоление затруднений в ходе обучения и на окружающую ребенка жизненную ситуацию. Она в свою очередь может видоизменяться по прошествии всего времени отводимого на этап обучения .

Процесс психолого-педагогическогосопровождения, как правило, основан на ряде следующих принципов таких как:

1. Гуманизация – предполагает, веру в способности детей.

2. Системный подход – основан, прежде всего, на идее понимания человека как целостной системы.

3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.

4. Учет его индивидуальных и возрастных характеристик, предполагающий формы, способы, содержание, сопровождения, соответствующие имеющимся возможностям ребенка, темпам его развития.

5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно, преемственность и последовательность сопровождения .

Психолого-педагогическое сопровождение – это формирование ребенка, которое может быть рассмотрено как сопровождение отношений, их развитие, коррекция и восстановление . Психолого-педагогического сопровождение учеников в учебно-воспитательном процессе, прежде всего, направленно на определенную цель. Целью будет являться обеспечение или создание необходимых условий для нормального развития ребенка .

Процесс психолого-педагогического сопровождения содержит в себе решение следующих задач , таких как:

- Профилактика возникновения проблем развития у детей.

 Поддержка (содействие) ребенка в решении значимых для него задач

 развития: социализации, обучения, преодоление учебных трудностей, затруднение эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений с другими детьми, учителями, родителями. Психологическое выполнение образовательных программ.

 Формирование психолого-педагогической компетентности.

Процесс психолого-педагогического сопровождения может содержать в себе различные виды (направления) работ таких как:

. Развивающая и коррекционная работа.

Выделяют пять разных ступеней психолого-педагогического сопровождения.

- Первая ступень – диагностика. На этом этапе выполняется сбор нужных данных о ребенке. Он также может содержать в себе первичную диагностику развития ребенка на ПМПК. В ходе первичной консультации экспертами комиссии выделяются проблемы ребенка в виде заключения и выбираются специализированные условия его воспитания и обучения . В процессе проведение диагностики, могут использоваться следующие методы: тестирование, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности ребенка, исследование документации и анкетирование родителей.

- Вторая ступень – это поисковые действия . Они, прежде всего, будут сориентированы на анализ полученной информации о психическом созревании ребенка и его социальной ситуации развития. На этом этапе обговаривается, какими способами будет решена исходная проблема и какие именно для этого понадобятся специальные условия развития, обучения и воспитания ребенка .

- Третья ступень носит название – консультативно-проективный этап . На этом стадии заключается договор с родителями и специалистами психолого-педагогической реабилитации и коррекции, исследуется медицинская карта развития ребенка. Каждый специалист производит детальное обследование по направлениям коррекционно-развивающей работы: общего развития ребенка, речевого развития, личностной сферы, общения, навыков деятельности. Совместно специалисты обозначают стратегию сопровождения, разрабатывают комплексный план коррекционно-развивающего процесса в виде индивидуального образовательного маршрута .

-Четвертая ступень – деятельностный этап. Данный этап подразумевает целеустремленный психолого-педагогический процесс. В нем совершается взаимодействие специалистов, родителей и детей. Основная его суть – разработка и осуществление комплексной, коррекционно-развивающей программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Совместно с этим необходимо отметить, то, что при разработке и в процессе исполнения программы сопровождения, очень важно, чтоб были учтены некоторые факторы: Индивидуальные особенности детей, т.е. черты его развития, степень дефекта, сильные и слабые стороны развития; степень коммуникации и социальные навыки. Возрастная категория ребенка. Более сформированные навыки и особенности его адаптации.

 Сменная позиция касательно особенностей его развития, характера

 взаимоотношений родителей и специалиста, характер социального поведения ребенка и т.д. периодичность коррекционных занятий, взаимосвязь разнообразных специалистов, обстоятельства, уровень разработанных специалистами программ, методические рекомендации и дидактические материалы .

-Пятый этап – рефлексивная ступень , на которой выполняется анализ возможностей исполнения задач сопровождения, реализации рекомендаций всеми участниками сопровождения. Этот этап может стать завершающим в реализации индивидуальной программы сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение может быть проведено в различных формах, таких как: консультирование, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение, диагностика, экспертиза .

В своей работе опираюсь на научно-методологические исследования отечественных педагогов и психологов Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Л. М. Шипициной, Н. Д. Шматко, А. В. Семенович. За теоретическую основу своей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с интеллектуальными нарушениями беру следующие положения:
— ранняя диагностика проблем ребёнка способствует более полноценной их коррекции;
— коррекция проблем наиболее эффективна на фоне успехов ребёнка в какой-либо сфере деятельности;
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии — сохранение психического и социального благополучия учащихся во время учебно-воспитательного процесса; оказание различного вида психологической помощи детям, родителям, педагогическому коллективу школы (коррекционно-развивающей, консультативной).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Отслеживание особенностей психологического развития ребёнка.
2. Создание условий для полноценного развития учащихся в рамках их возрастных и индивидуальных возможностей.
3. Создание специальных условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеющим проблемы в развитии.
Опыт моей работы по оказанию психолого-педагогической помощи формировался в процессе реализации следующих этапов:
-1) Диагностический , который предполагает определение особенностей психофизического развития учащихся, уровня познавательных способностей и потенциальных возможностей. Диагностируя личностное развитие ребёнка, я провожу целостное изучение личности, при этом, обращаю внимание на такие критерии, как степень депрессивности, уровень агрессивности и тревожности, акцентуации характера, что очень важно учитывать при планировании профилактической и психокоррекционной работы.
-Результаты психологической диагностики обсуждаются с психологами и логопедами, дополняют результаты педагогической и медицинской диагностики, что позволяет составить наиболее целостное представление о познавательных способностях, личностных особенностях каждого ребёнка с нарушениями интеллектуального развития. И на этой основе определяются его особые образовательные потребности.
Это дает возможность составлять индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка, выделив его сильные стороны, на которые можно опереться, а также подвести итоги мониторинга, определив эффективность проделанной работы.

2) Коррекционно-развивающий , который дифференцируется по направлениям: психокоррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление) и девиантного поведения учащихся.
Психологическая помощь учащимся с интеллектуальными нарушениями осуществляется мною на индивидуальных занятиях, которые направлены на включение ребёнка в систему социальных отношений, приобретение им навыков межличностного общения, формирования чувства адекватного восприятия окружающего мира. Содержание занятий позволяет мне активно использовать различные виды помощи (стимулирующую, организующую, обучающую). Организовывается и стимулируется деятельность ребёнка побуждающими вопросами, привлечением внимания к образцу, совместным формулированием правил, поощрением правильных действий.

Занятия строю таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. В структуру каждого занятия включаю следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, упражнения на расслабление, элементы дыхательной гимнастики, рефлексию, ритуал прощания. Основное содержание коррекционно-развивающих занятий составляют игры и упражнения, направленные на оптимизацию общения, способствующие целостному развитию и решению конкретных проблем ребёнка в соответствии с индивидуальными программами развития.
В коррекционной работе сочетаю учебные и игровые формы, наглядность в зависимости от возраста детей, этапов работы по преодолению отклонений и с учетом их индивидуальных особенностей. Для повышения мотивации использую нетрадиционные методы: рисование, художественное слово, пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, психогимнастику, элементы релаксационного тренинга, которые позволяют избежать быстрого утомления.
На занятиях с детьми создаю атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности ученика, положительного эмоционального настроя на работу в течение всего занятия, стараюсь создавать искреннее обучение и желание в деловом контакте. Все это повышает интерес, внимание, активность учащегося.
3) Считаю очень важной мою работу с педагогами, включёнными в психолого-педагогическое сопровождение, с целью обеспечения психологически грамотной организованной деятельности. С одной стороны, чтобы коллеги понимали образовательные потребности учащихся с интеллектуальными нарушениями в развитии. С другой стороны, компетентно строить взаимоотношения с учащимися

4) Значительным элементом психолого-педагогического сопровождения ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитии является работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, в ходе которых решаю следующие задачи:
— информирование родителей о динамике коррекционно-развивающей работы, достижениях и успехах ребёнка;
— получение от родителей информации об особенностях поведения ребёнка дома, об его эмоциональном состоянии, об особенностях общения и взаимодействия с родителями;
— выработка в процессе совместного обсуждения с родителями оптимальной тактики взаимодействия и общения с ребёнком в семье.
Считаю достаточно эффективной формой повышения психолого-педагогической грамотности родителей — родительский всеобуч. Опыт моей работы в этом направлении свидетельствует о том, что просветительские материалы побуждают родителей чаще обращаться к психологу, видеть больше проблем и лучше их формулировать. Предлагаю им прислушаться к психологическим советам: как организовать рабочее место дома, как готовить домашние задания, как слушать ребёнка и другие.
Результат моей деятельности позволил оформить личное видение коррекцинного обучения — это:
• обучение всех детей в доступной обучающей среде с предоставлением им всей необходимой помощи в достижении успеха;
• удовлетворение потребностей каждого ребёнка;
• участие на равных всех детей во всех элементах учебной деятельности;
• содействие установлению дружеских отношений и возникновению социального взаимодействия между детьми с интеллектуальными нарушениями и нормально развивающимися детьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебно-тематическое планирование……………….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы………………………………………………………

В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровье, социальное благополучие, самореализация и защищённость ребёнка в образовательной среде.

Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих направлениях: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

В настоящее время проблеме обучения младших школьников с различными речевыми нарушениями уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Школьники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой и др. Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

Цель: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с УО и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.

Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития.
  2. Создание социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка в социуме.
  3. Систематическая психологическая помощь родителям ребенка и его близкому окружению.
  4. Систематическая психологическая помощь ребенку в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки.
  5. Организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом его психических и физических возможностей

Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ОВЗ.

1. Создание оптимальных условий для удовлетворения базисных потребностей ребенка, а именно активности и самостоятельности.

2. Формирование у детей чувства психологической защищенности.

3. Создание в школе условий для максимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его индивидуальности.

4. Создание условий для формирования познавательной активности, познавательных процессов, оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.

Специальные задачи (сформулированы в соответствии с рекомендациями ЦПМПК):

  1. Формирование умения правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников.
  2. Формирование положительной мотивации к участию на уроках и занятиях.
  3. Формирование и развитие умений общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, развитие способности к эмпатии, сопереживанию.
  4. Выработка навыка предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения ( тренировка управляющих функций (планирования, прогнозирования, сверки с образцом, противостояния отвлекающим факторам, гибкого изменения последовательности действий, торможения импульсивных реакций)). Формирование поведенческого компонента - методичности в работе и привычку проверять себя.
  5. Формирование самоанализа поведения и прогнозирования его последствий.
  6. Формирование познавательной активности.
  7. Обогащение практического и чувственного опыта.
  8. Развитие произвольности и устойчивости внимания.

1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения

Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с УО.

Принципы психолого-педагогического сопровождения

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

1.4.Характерные особенности психического развития ребенка с умственной отсталостью

1.4.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью.

Умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет).

Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.

Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. В соответствии с международной классификацией умственной отсталости (МКБ-10) выделяют четыре степени умственной отсталости: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую. Своеобразие развития детей с легкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает негативное влияние на овладение чтением, письмом и счетом в процессе школьного обучения.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, обучающихся с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Названные логические операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделения их существенных признаков, и дифференцияция их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т.д.

1.4.2. Индивидуальные особенности развития Ивана Н.

Школьный материал Ваня усваивает не в достаточном объеме, самостоятельная работа с учебником затруднена, при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интерес, но для понимания нового и решения задач по образцу требует учебной помощи педагогов. Не умеет осуществлять действие по образцу и заданному правилу, не всегда сохраняет заданную цель и видит указанную ошибку, умеет исправлять ошибку по указанию взрослого, не всегда контролирует свою деятельность по результату. Испытывает трудности понимания сложных, многоступенчатых инструкций. Темп деятельности медленный.

Способность к концентрации внимания проявляется нестойко, снижение устойчивости и концентрации внимания наблюдаются по мере столкновения с трудностями.

Познавательная активность не достаточная, характерны медленный темп переключаемости психических процессов, произвольное внимание сформировано не достаточно, внимание недостаточно устойчивое, организующая помощь эффективна, объем и скорость запоминания слухоречевой памяти и устойчивость зрительной памяти не соответствуют возрастной норме, знания пространственно-временных отношений сформированы недостаточно. Иван с трудом осуществляет классификации, не умеет устанавливать причинно-следственные связи, не всегда умеет оперировать образами предметов, способен соотносить предметы к определенному классу понятий. Запас общих представлений не соответствует возрастной норме.

В контакт вступает сразу, проявляет в нем заинтересованность, контакт стабилен на протяжении всего исследования. Приёмами и навыками эффективного межличностного бесконфликтного общения со сверстниками владеет, инициативу в установлении контактов не проявляет. Внешне эмоциональные проявления выражены не отчетливо. Дистанционные отношения взрослый – знает и выполняет.

Личностные особенности: тревожность отсутствует, самооценка и уровень притязаний адекватные.

1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.

1.6. Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с умственной отсталостью в различных средах:

Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка:

• овладение навыками умения правильно выражать свои чувства, управлять своими эмоциями, понимать и оценивать отношение к себе других людей, сверстников;

• максимальная включенность в совместную учебную деятельность в классе;

• овладение навыками самоанализа своего поведения и прогнозирования его последствий;

• овладение умением общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, способностью к эмпатии, сопереживанию;

• овладением навыком предварительного обдумывания своих действий и контроля их выполнения;


В статье авторы раскрывают содержание этапов индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью, на занятиях с учителем-дефектологом, на примере ученика 3 класса.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальный подход, умеренная умственная отсталость.

В Исследованиях Е. А. Стребелевой и В. И. Бельтюкова, психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, определяется, как вид помощи ребёнку в решении актуальных задач развития, позволяет увидеть динамику развития ребёнка в процессе обучения и воспитания, являясь не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, но и выступает, как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, основано на индивидуальном подходе, что даёт достаточно полное представление о нем, его особенностях и возможностях на данном возрастном этапе развития.

Индивидуальный подход — важный принцип психологии и педагогики, обеспечивающий педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности. Это принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности [3, c. 216].

Ориентировочный IQ, при умеренной умственной отсталости колеблется от 35 до 49. Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки.

В силу своих психофизических особенностей и индивидуальных возможностей, дети с умеренной умственной отсталостью нуждаются в индивидуальном психолого-педагогическом сопровождении.

Рассмотрим организацию индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.

Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью включает себя следующие этапы:

Сроки проведения — 3.09.2018 г. — 14.09.2018 г.

Цель: диагностика актуального уровня развития младшего школьника с умеренной умственной отсталостью

2 этап — Реализация разработанной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника с умеренной умственной отсталостью на занятиях учителя-дефектолога.

Сроки проведения:17.09.2018 г. — 24.05.2019 г.

Цель: проведение коррекционной работы с учетом уровня сформированности изучаемых навыков и индивидуальных возможностей младшего школьника с умеренной умственной отсталостью.

3 этап — Контрольный эксперимент

Сроки проведения:27.05.2019 г. — 31.05.2019 г.

Цель: выявление динамики развития навыков самообслуживания, математических представлений, представлений об окружающем мире в результате оказания коррекционной помощи с учётом индивидуального подхода.

В нашем исследовании принимал участие один ребёнок младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью — Даниил Ф.

Оценка результатов проведения пробы осуществляется по трех бальной шкале.

3 балла — навык сформирован, выполняет самостоятельно.

2 балла — самостоятельно выполняет частично, для выполнения требуется незначительная помощь взрослого.

1 балл — выполняет с помощью взрослого.

0 баллов — не выполняет задание.

Диагностическое обследование осуществлялось в 3 направлениях:

1. Навыки самообслуживания,

2. Математические представления,

3. Окружающий мир.

По результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод, о том, что ребенок испытывает сложность в самостоятельном одевании/раздевании, посещении туалета и мытье рук, Даниил всегда ждет помощи взрослого, отказываясь самостоятельно одеваться и раздеваться. У ребенка наблюдаются трудности: формирования математических представлений (самостоятельно узнает, только цифры 1 и 2,умеет писать цифру 1, считая до 3 допускает ошибки, затруднено сравнение предметов по длине, ширине, высоте, не может найти средний предмет) бедны и неточны представления об окружающем мире.

Результаты актуального уровня развития ребенка

Уровень освоение навыков

Представления об окружающем мире

Для достижения максимально возможных результатов обучения ребенка с умеренной умственной отсталостью обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Для достижения таких результатов необходима разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью.

На втором этапе индивидуализации психолого-педагогического сопровождения младших школьников с умеренной умственной отсталостью нами была разработана и реализована на занятиях учителя-дефектолога, коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения ученика 3д класса Даниила Ф.

Коррекционно-развивающая программа направлена на развитие навыков самообслуживания, формирование математических представлений и представлений об окружающем, что способствует получению образования на доступном ребенку уровне, достижению максимально возможной социальной адаптации.

Комплекс занятий рассчитан на 1 академический год с 03.09.2018 г. по 31.05.2019 г., включая диагностику. Коррекционно-развивающие занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность урока 40 минут. Обязательным, является проведение в середине урока пальчиковых гимнастик и физкультминуток.

Тема каждого занятия посвящена формированию представлений об окружающем мире (Пример: дикие и домашние животные, птицы, насекомые и другие), т. к. Даниил лучше воспринимает занятия, те, на которые к нему на урок приходят гости.

Первым этапом урока, является мотивация к дальнейшей деятельности, на данном этапе приходят гости на урок. 2 этапом является формирование представлений об окружающем мире, это способствует повышению заинтересованности ребенка к выполнению последующих заданий. Следующим этапом является формирование математических представлений (изучение новых цифр, счет и соотнесение количества с цифрой, написание цифр, сравнение по величине и др.) и навыков самообслуживания на изученном материале. Последним этапом является подведение итогов занятия, рефлексия.

На 3 этапе работы нами был проведен контрольный эксперимент. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.

Уровень освоения навыков, витоге реализации коррекционно-развивающей программы

№блока

Название блока

Уровень освоение навыков

Представления об окружающем мире

Таким образом, из результатов видно, что у Даниила повысились все уровни: уровень развития навыков самообслуживания повысился на 14 %, уровень развития математических представлений — на 22,2 %, уровень представлений об окружающем мире — на 16,1 %.

После проведения коррекционной работы с ребенком, отработки полученных навыков дома, ребенок стал более самостоятельным. Многие вещи ребенок пытается сделать сам. Мотивацией к самостоятельности послужили блестящие наклейки, которые очень любит Даниил.

Ребенок научился: сравнивать предметы по величине, высоте, длине, хорошо считать до 3, узнает цифры 4 и 5, соотносить количество предметов с цифрой.

Наблюдается развитие уровня представлений об окружающем живом мире, ребенок стал различать животных, птиц, насекомых, которых не знал ранее. Повысились представления об окружающем мире, созданном руками человека.

Таким образом, индивидуализация психолого-педагогического сопровождения ребенка с умеренной умственной отсталостью, позволяет достичь эффективных результатов обучения.

  1. Елисеева, Е. Н. Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого­педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) [Текст] / Е. Н. Елисеева, Е. А. Рудакова, О. В. Истомина; под общ. ред. А. М. Царёва — Пермь: ФРЦ, 2018. — 884 с.
  2. Никуленко Т. Г. Коррекционная педагогика: уч. пособие для вузов [Текст] / Т. Г. Никуленко — Москва: Феникс, 2006. — 382 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — Москва: Академия, 2002. — 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): умеренная умственная отсталость, окружающий мир, психолого-педагогическое сопровождение, представление, индивидуальный подход, навык самообслуживания, занятие учителя-дефектолога, контрольный эксперимент, младший школьник, психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Модель психолого – педагогического сопровождения детей тяжелой умственной отсталостью.

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Данную модель можно использовать при составлении психолого - педагогического сопровождения детей с тяжелой умственной отсталостью. В модели указаны субъекты психолого - педагогического сопровождения, их функции. А так же цель и задачи сопровождения, основные этапы, направления и принципы коррекционной работы с детьми.

Модель психолого - педагогического сопровождения.docx

Читайте также: