Тема психологической консультации в доу как оказать помощь при злости гневе и агрессии

Обновлено: 05.07.2024

В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.

Основные причины агрессии:

• соматические заболевания, нарушение работы головного мозга;

• проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;

• непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, но и в социуме;

• равнодушие родителей к делам, интересам ребенка, его статусу, успешности;

• сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

• отсутствие единства в воспитании, а так же его непоследовательность;

• неспособность ребенка контролировать свои поступки, низкая самооценка;

• недостаточное развитие интеллекта;

• высокая степень возбудимости;

• отсутствие способности строить отношения в социуме;

• жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

Причины агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а так же когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Признаки агрессии у детей:

• желание ударить другого сверстника;

• отказ соблюдать правила;

• непризнание своих ошибок;

• вспышки гнева на действия окружающих;

• замахивание на близких;

• употребление бранных слов.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети - более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.

Что делать если ребенок проявляет агрессию?

Зачастую агрессивное поведение ребенка – это реакция на отсутствие внимания, и таким образом ребенок стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Ребенок быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому взрослые должны это учитывать и по максимуму общаться с ним, поддерживая позитивное общение.

Как реагировать на агрессию ребенка?

К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то взрослым следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах проявляются признаки агрессии, обязательно поставить себя на место ребенка, подумать чего ему не хватает.

Психологи утверждают : чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы - стимуляторы агрессии.

Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:

• не умеют контролировать свое поведение;

• испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят;

• имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте;

• становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми;

• теряют качество отношений с родителями.

Взрослые должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

Коррекция приступов агрессии у детей осуществляется через игровые ситуации /разыгрывание игрушками ситуаций, приближенными к реальности/. Как только приучите вести себя спокойно в игровой ситуации, ребенок сразу поменяет манеру общения с окружающими.

Способы коррекции агрессивности:

• предложить нарисовать свою злость, агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;

• переключение внимания на другое занятие;

• в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию ребенка;

• исключить запугивание и шантаж;

• стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;

• занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;

• специальная гимнастика, направленная на релаксацию для снятие напряжения;

• соблюдение витаминизированной диеты.

Воспитание ребенка должно включать единство требований взрослых и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером взрослые могут выработать поведенческие навыки у ребенка. Поступки и действия взрослых, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку. В семье, где ребенок видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов семьи, идет восприятие ее как нормы.

Рекомендации педагога-психолога при работе с агрессивными детьми.

Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение обычно понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие правила и нормы сосуществования, наносящие вред, причиняющие страдания и боль людям. Но при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и об эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это чувства, и прежде всего гнев. Но агрессия не всегда сопровождается гневом, к агрессии приводит не всякий гнев. Волевой компонент так же не менее важен при работе с агрессией.

Детей необходимо учить умению преодолевать импульсивность, владеть навыками саморегуляции.

Но важно помнить и о том, что в определённых пределах агрессия необходима человеку. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, добиваться успеха, т. к. агрессивность часто служит способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели.

Варианты проявления детской агрессивности

Классифицировать проявления агрессивного поведения детей можно по-разному.

Положив в основу классификации проявления детской агрессии, можно выделить четыре категории детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии активны, деятельны, целеустремлённы, отличаются решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми, проявлять садистские тенденции. Эти дети отличаются малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они действуют импульсивно и непродуманно, игнорируя этические нормы, моральные ограничения.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются психической неуравновешенностью, постоянной тревожностью, сомнениями и неуверенностью в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Поэтому часто внешне производят впечатление угрюмых, недоступных, высокомерных. Так же их отличает и низкая фрустрационная толерантность. Малейшие неприятности выбивают их из колеи. Свои чувства и отношение к окружающим они не скрывают и выражают их в агрессивных вербальных формах.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, отличаются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью своих действий. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному удовлетворению своих потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Эти дети очень плохо переносят критику и замечания в свой адрес.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются повышенной ранимостью и впечатлительностью, эгоистичностью, самодовольством, чрезмерным самомнением. Критику, равнодушие окружающих воспринимают как обиду и оскорбление и начинают сразу активно выражать своё негативное отношение.

При коррекции агрессивных форм поведения используются различные методы по следующим направлениям:

• игра (очень часто используется в работе с младшими детьми,

• изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (при установлении связи между агрессивным поведением ребёнка и его ближайшим окружением,

• творческое самовыражение (занятия различными видами творческой деятельности,

• сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа,

• сублимирование агрессии в спорт,

• участие в тренинговой группе.

Важным этапом работы по коррекции агрессивного поведения является проведение индивидуальной работы. При проведении данной формы работы у психолога есть возможность более тщательно изучить причины возникновения агрессивных особенностей ребёнка, оказать ему помощь в коррекции индивидуальных проблем в эмоционально-волевой и личностной сферах, сориентироваться в том, какие роли может выполнять ребёнок в группе. У ребёнка, в свою очередь, в данном случае появляется возможность ознакомиться с правилами и нормами коррекционной работы, получить мотивацию к внутренним изменениям, отреагировать агрессивные проявления в комфортных условиях.

Что делать если у ребёнка агрессивное поведение?

1. Учить ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.

2. Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.

3. Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

4. Пресекать любые агрессивные действия : останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.

5. Обсуждать поведение только после успокоения.

6. Обязательно показывать ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.

7. Учить нести ответственность за свои поступки.

8. Пусть за что-нибудь отвечает в школе и дома.

9. Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.

11. Дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.

12. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них терпимости и взаимовыручки.

13. Сохранять спокойный эмоциональный тон.

14. Никогда не позволять себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не разряжать на нем.

15. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.

16. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой.

17. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т. п.)

18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.

20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Психологи также рекомендуют педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом педагог должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие дети избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться.

Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.

4. Наказание не должно унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя.

1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

3. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. – М. : Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.

4. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М. : Генезис, 2011. – 216 с.

5. Костромина С. Н. Справочник школьного психолога. – М. : Астрель, 2012. – 512 с.

6. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 136 с.

7. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.

8. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2010. – 694 с.

9. Практическая нейропсихология: помощь неуспевающим школьникам / под ред. Ж. М. Глозман. –М. : Эксмо, 2010. – 288 с.

11. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьми

Коррекционные игры в работе с агрессивными детьми Данные игры можно организовать, как индивидуально, так и с группой детей-дошкольников. Они помогут детям выплеснуть в игровой форме агрессию,.

Направления в работе педагога-психолога

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога

Педагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших групп

Работа педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

для воспитателей и родителей дошкольников

«Агрессивные дети: какие они?

Различают прямую, выраженную открытым наступлением на жертву, непрямую (косвенную) агрессию, которые характеризуются следующими проявлениями:

Прямая агрессия

вербальная (словесная) – когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.;

физическая – когда дерутся, толкаются, колют друг друга острыми предметами, дёргают за волосы и т.д.;

материальная – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

Косвенная агрессия

частичное игнорирование – непринятие в некоторые виды деятельности (игры, разговоры и т.д.);

полное игнорирование – бойкот;

другие виды психологического давления.

Аутоагрессия – проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства.

Анализ причин агрессивных действий показал, что агрессивные действия выступают в качестве:

средства для достижения какой-либо цели;

способа психологической разрядки;

способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении;

защиты занимаемой территории;

стремлении к лидерству;

реакции личности на враждебную деятельность.

Агрессивность – свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность как свойство имеет различные уровни: от почти полного её отсутствия до её предельного развития.

Каждая личность должна обладать небольшой степенью агрессивности, её отсутствие приводит к пассивности, ведомости и зависимости.

Причины появления агрессивности у детей

Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые заболевания головного мозга, соматические заболевания.

Проявление нелюбви к ребёнку, формирование у него ощущения беззащитности, опасности, враждебности окружающего мира.

Стиль воспитания в семье (гипер- и гопотека). На становление агрессивного поведения оказывает характер наказания, которые применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребёнка. Родители резко подавляющие агрессивность у своих детей (крик, физическое наказание), частый запрет) взращивают это качество в своём сыне или дочери, зло порождает зло. Дети перенимают агрессивные формы поведения у родителей. Если родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребёнка, то он начинает считать, то такое поведение дозволено и одиночные вспышки перерастают в привычку.

Большое значение для появления агрессивности в дошкольном возрасте имеет популярность ребёнка в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребёнок кулаками стремится занять лидерское место в группе. Таким образом, агрессивность может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлённым самолюбием.

Восприятие агрессивности. Просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может, конечно, увеличить степень агрессивности. Однако чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают трудности в адаптации к реальной действительности.

Как выглядит агрессивный ребёнок

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребёнок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно ругается – одним словом дети от него плачут, воспитатели сердятся. Такого драчливого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, и ещё труднее понять.

Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение его внутреннего дискомфорта.

Если в процессе развития ребёнок не научится контролировать свои агрессивные импульсы, то в подростковом возрасте это грозит ориентацией на сверстников.

Как выявить агрессивность ребёнка.

Как правило, для педагогов не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться специальной анкетой, разработанной для воспитателей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Критерии агрессивности у ребёнка (анкета)

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение.

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно.

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот.

Часто не по возрасту ворчлив.

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

Легко ссорится, вступает в драку.

Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

Для определения особенностей агрессивности поведения взрослых людей можно использовать опросник Баса-Дарки.

Как помочь агрессивному ребёнку .

Пример : Дочка поздно приходит домой, мы встречаем её криком, скандалом. Что стоит за нашим гневом? Беспокойство и страх.

Пример : Ребёнок тянет руку, его не спросили. Тогда больше не буду вообще отвечать – чувство обиды.

Это третий слой кувшина наших эмоций. И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдём какую-нибудь нереализованную потребность.

Работа с агрессивными детьми проводится в трёх направлениях :

Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способом выражения гнева (с помощью предметов – заменителей).

Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Принципы общения педагогов при коррекции агрессивного поведения :

1. запрет на повышение голоса, тон спокойный и непреклонный.

2. не допускать при ребёнке вспышек гнева или нелестных высказываний об окружающих.

3. ребёнок должен чувствовать себя любимым и принимаемым.

Снять физическое напряжение помогают:

Замешивание теста (имитация)

Нарисовать обидчика и разорвать его портрет. Я рисую крестик, а ты его зачеркни (индивидуальная работа).

В группе могут быть лёгкие мячи, которые ребёнок может швырять в мишень.

Резиновые молотки, которыми ребёнок может бить по полу, стене.

Газеты, которые, которые можно комкать, швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить.

Эти предметы могут способствовать снижению эмоционального мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

8) Помогают снять физическое и эмоциональное напряжение игры с песком, водой, глиной. Из глины можно слепить обидчика, затем размять, сплющить его, а потом опять слепить его.

9) В песке можно строить постройки, разворачивать какой-то сюжет. Закапывать что-то, откапывать.

10) Игры с водой: сдувать из дудочки кораблик, топить, а затем наблюдать, как выскакивает шарик, струёй сбивать лёгкие игрушки.

13) Попытаться переключить агрессора (удивления, юмор):

Гнев не обязательно приводит к агрессии, но чем чаще ребёнок или взрослый испытывает чувство гнева, тем выше вероятность проявления различных форм агрессивного поведения.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

Далеко не всегда агрессивный ребёнок признается, что он агрессивен. Он даже уверен в обратном: все вокруг злые, ему мешают. Эмоциональный мир таких детей скуден, они сами мало улыбаются, часто настороженно смотрят на окружающих. Им трудно распознавать свои чувства и чувства других детей и взрослых. Поэтому:

Игры на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей.

Если ребёнок понимает своё состояние и чувствует, что оно близко к критическому, и он может сорваться, то, зная несколько приемлемых способов выплёскивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым предотвратить конфликт. Ещё важна роль взрослого, который заметит желание ребёнка и поможет ему.

Когда ребёнок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Одной из форм такой работы может стоять ролевая игра, в процессе которой ребёнок получает возможность поставить себя на место других оценить своё поведение со стороны.

Если произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать ситуацию, пригласив двух сказочных героев, которых дети знают. Можно разделить группу пополам, часть говорит от имени одного, другая – от имени соперника, затем просят помирить их детей.

Можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как попросить игрушку, как попроситься в игру, если дети уже играют, попросись, чтобы тебя впустили в круг, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули, и ты упал?

Очень важно, чтобы каждый ребёнок побывал и на месте обидчика и обиженного и рассказал о своих чувствах, чтобы понять себя и других.

Помогают и подвижные игры:

1. Жужа (с 6 лет)

Кем понравилось быть больше? Что чувствовал?

Опять спросить о чувствах.

Цель: доверие друг к другу, умение чувствовать соседа.

Содержание: Дети кладут руки на плечи друг другу, закрывают глаза и начинают медленно-медленно раскачиваться.

Что ты чувствовал? Мешали или помогали тебе соседи?

Первому игроку завязывают глаза, а другой ведёт его так, чтобы пройти путь и не удариться.

Дети говорят, кем понравилось быть больше, что чувствовали, доверял поводырю или было страшно.

Цель: снятие негативных построений и восполнение сил.

Чтобы оно подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Правда взрослым, работающим с агрессивным ребёнком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ФАЙЛЕ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

СКАЗКА "ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА" (можно использовать для профилактики вербальной агрессии в детском коллективе и для развития коммуникативных навыков)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно).
Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является:
- ввести ребенка в мир человеческих отношений;
- расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:
1. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.
2. Обучить ребенка приемам саморегуляции.
3. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования.
Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Читайте также: