Тема народного бунта в поэме кому на руси жить хорошо кратко

Обновлено: 02.07.2024

… мы — богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою — а богатырь!

Стояли мы голодные,
А немец нас поругивал
Да в яму землю мокрую
Пошвыривал ногой.
Была уж яма добрая.

Девять мужиков, осмелев, столкнули Фогеля в вырытый колодец и дружно закопали в считаные минуты.

Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза. а всей гурьбой
Христьяна Христианыча
Поталкивали бережно…

Савелий крикнул только одно слово: наддай. Странники повторяют этот призыв, как молитву. Последовавшие за этим двадцать лет каторги и двадцать лет поселения были не слаще, но бунт поднял самооценку мужиков, доказал возможность противостоять угнетению.

Старцу в молитвенном бдении
Некий угодник предстал,

Рек «Не без божьего промысла
Выбрал ты дуб вековой,
Тем же ножом, что разбойничал,
Срежь его, той же рукой.

Прошли годы. Кудеяр усердно трудился, пытаясь спилить могучий, в три обхвата дуб своим ножом. Но вот однажды встретился ему пан Глуховский, славный своими преступлениями против крепостных крестьян. Его бахвальство и самоуверенность пробуждают в сердце атамана ненависть.

Трудно сказать, на чьей стороне правда. Правда всегда где-то посередине. Не будь столь жестоки и кровожадны помещики, может, не было бы необходимости народу бороться за своё освобождение. Отмена крепостного права в начале девятнадцатого века многое бы изменила в истории государства Российского. Но всё сложилось так, как сложилось. А вот идея святости преступления против крепостников впервые была высказана писателями демократами, именно Некрасовым.

Читаемое в разделе:

  • Уже само название этого произведения говорит о том, что автор будет раскрывать свою точку зрения на проблему счастья — и для каждого конкретного человека, и.

Ранее опубликованные в разделе:

Одна из важнейших проблем произведения — тема народного восстания. Чтобы показать, что бунты в стране возникали стихийно в ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений, поэт

До сей поры неведомо

Ни земскому исправнику,

Ни высшему правительству,

Ни столбнякам самим,

С чего стряслась

А вышло дело дрянь.

Осьмнадцать лет терпели мы.

Велел колодец рыть.

Вдевятером копали мы,

До полдня проработали,

И начал нас по-своему,

Не торопясь, пилить.

Стояли мы голодные,

А немец нас поругивал

Да в яму землю мокрую

В знак протеста мужики убивают немца-угнететеля, не сговариваясь сбросив его в яму и заживо закопав:

И немец в яму бухнулся,

Мы девятью лопатами

Под слово люди русские

Что ямы словно не было —

Сровнялася с землей!

Вот они, люди смелые и дерзкие! Их поведение свидетельствует о пробуждающемся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения.

Некрасов Николай Алексеевич

Понять глубину авторского замысла вам поможет краткий и полный анализ поэмы.

Годы написания — 1863-1877.
История создания — Некрасов собирал материалы и до, и в момент написания поэмы. Автору из-за смертельной болезни не удалось закончить произведение из 8 частей, как планировалось, однако он успел закончить одну часть.
Жанр — эпическая, лирическая или социально-философская поэма.
Направление — реализм с элементами фольклора и фантастики.
Основная идея — Рост самосознания крестьянства может помочь ему избавиться от рабского мышления и изменить жизнь.
Тема — Тяжелая жизнь русского народа и мрак рабства в его сознании.
Проблема — Для перемен важно пробудить в крестьянстве осознанность и недовольство нынешним положением.
Композиция — имеет хаотичный порядок, поскольку Некрасов не успел закончить произведение, да и писал его, будучи тяжело больным.
Завязка — семь мужиков отправляются в странствие по Руси, чтоб найти тех, кому живется хорошо;
Развитие сюжета — путешествуя, странники видят картины тяжелой жизни народа и не находят тех, кто живет счастливо;
Кульминация — Гриша Добросклонов чувствует душевный подъем, понимая, что приведет народ к счастью;
Развязка (предполагаемая) — мужики возвращаются домой с пониманием, что надо менять жизнь.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Свобода и преодоление рабства в сознании.

Проблема: Сознание людей инертно и противится переменам. Крестьянам сложно ощутить внутреннюю свободу, так как она не развита.

2. Тема: Несчастливое настоящее и счастливое будущее.

Проблема: Счастливое будущее народ построит, когда осознает свою силу, ценность и значимость.

3. Тема: Счастье человека и народа в целом.

Проблема: Отмена крепостного права изменила жизнь всех сословий, из-за чего они чувствуют себя несчастными и лишившимися чего-то важного.

4. Тема: Социальное неравенство.

Проблема: Дворянство считает крестьян ресурсом, расходным материалом, а не людьми. Савелий же за убийство угнетателя поплатился свободой.

2. Тема: Пьянство русского народа.

Проблема: Без алкоголя жизнь народа стала бы совсем невыносимой. Но водка – это и средство держать людей под контролем.

п.2. Идея и пафос

Впервые русский мужик не бездумно и покорно работает на благо хозяина, а задается вопросом: кто счастливо живет на Руси? Это попытка критически осмыслить свое место и роль в обществе, а также призвать к ответу тех, кто должен был привести страну к лучшей жизни. Крестьянин получил свободу, стал сам себе хозяином, но у него пока нет понимания, как жить дальше. Однако есть осознание, что жить по-прежнему нельзя.

п.3. Место героев в образной системе

п.4. Литературные приёмы

✓Использование народных песен или стилизация под них (Голодная, Соленая, Веселая, Барщинная, Русь и др.).
✓Коллективный герой (народ) – в главах, посвященных ярмарке и пьяной ночи.
✓Мотивы волшебной сказки скатерть-самобранка, волшебное число путников (7), речевые повторы и т.д.
✓Говорящие названия и фамилии: странники проживают в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка; главный герой носит фамилию Добросклонов и т.д.
✓Яркий образный язык, полный метафор, сравнений, эпитетов, гипербол.

п.5. Конфликт

В поэме есть внутренний конфликт в сознании крестьянина между обретенной свободой и неумением быть свободным. Мышление крестьян еще остается рабским, холопским, нет понимания своей ценности
Также обозначен внешний социальный конфликт – между высшими и низшими сословиями. Дворяне по-прежнему считают, что являются благодетелями для крестьян, которых они опекают, учат и направляют. Но дворянство живет в роскоши и праздности только за счет крестьянского труда.

Литература ЕГЭ 2021 | Examis

Литература ЕГЭ 2021 | Examis

Литература ЕГЭ 2021 | Examis запись закреплена

НАРОДНЫЙ БУНТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

👯‍♀

Тема народа в романе "ВОЙНА И МИР" разнопланова. Толстой, изображая бунт богучаровских крестьян, выразил свое собственное отношение к консервативным слоям патриархально-общинного мира, привыкшего сопротивляться любым переменам. В Богучарове стихийность народной жизни намного заметнее, чем в остальных местностях, поскольку здесь очень мало было помещиков, грамотных и дворовых. Небольшой замкнутой общностью живут здесь крестьяне. Они являются фактически изолированными от всего мира. Крестьяне без видимых причин вдруг начинают движение в некотором направлении, повинуясь непонятным законам бытия. Толстой подчеркивает, что в жизни крестьян из Богучарово были сильнее и заметнее, чем в других местностях, таинственные струи жизни русского народа, значение и причины которых бывают для современников необъяснимы. Через изображение бунта раскрывается с новой стороны тема народа в романе "Война и мир".

👯‍♀

Общее настроение, стихия бунта подчиняет себе полностью каждого крестьянина. Общим порывом был захвачен даже староста Дрон. Неудачей закончилась попытка княжны Марьи господский хлеб раздать крестьянам. Лишь "неразумная животная злоба" Ростова, его "неблагоразумный поступок" могли отрезвить эту возмущенную толпу. Грубой силе мужики подчинились беспрекословно, признавшись, что "по глупости" бунтовали. Лев Николаевич в произведении показал не только внешние причины бунта ("сношения с французами" и слухи о "воле", которую отняли господа). Скрытая глубинная общественно-историческая причина данного события заключалась во внутренней "силе", которая накопилась постепенно и, подобно лаве, вырвалась из кипящего вулкана. Именно поэтому восстал простой народ в романе "Война и мир"

✅

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ВКЛЮЧАТЬ УВЕДОМЛЕНИЯ,ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ

Читайте также: