Телевидение как вид искусства кратко

Обновлено: 02.07.2024

На экране телевизора. А ведь за этим при­вычным словосочетанием тоже стоит одно из самых больших изобретений века.

Стремление видеть, видеть как можно боль­ше, было присуще человеку с того самого мо­мента, когда он осознал себя разумным сущест­вом. И не просто видеть, но и передавать свои сведения о мире при помощи изображений. Ведь древние наскальные рисунки, по мнению некоторых ученых, не только продукт художе­ственного творчества наших далеких предков, но и отражение их стремления найти, изобре­сти универсальное средство общения. А рядом жила другая мечта — видеть на расстоянии. Недаром фольклор каждого народа обязатель­но хранит миф, сказку, предание о волшебном зеркале или о незамутненной глади чудесного озера, которые могут явить образ того, кто находится за тридевять земель.

Чем больше человечество накапливало зна­ний, сведений, чем шире раздвигались его миры, тем реальнее становилась сказка, тем необхо­димее становилось ее воплощение в жизнь. Те­левидение — не только результат гениального озарения, посетившего талантливого изобре­тателя. Телевидение появилось в XX в. потому, что без него больше нельзя было обходиться. И совсем не случайно, что над телевидением одновременно бились изобретатели в разных странах — Америке, Англии, России.

В России появление дальновидения связано с именем профессора Б. Л. Розинга, который в 1907 г. запатентовал свое открытие — первую электронную трубку.

Иконоскоп Катаева и Зворыкина, трубка Шмакова и Тимофеева, устройство Брауде для демонстрации кинофильмов. А в новогоднюю ночь 1939 г. начал работу Московский теле­центр на Шаболовке.

Но истинный век телевидения и у нас и за рубежом начался в послевоенные годы. Не­сколько цифр дадут представление о том, как бурно оно развивалось: в 1945 г. передачи Мос­ковской телестудии принимали только 425 те­левизоров; в 1948 г. число телевизоров уве­личилось. до 250 тыс. Телестанции работали, кроме нашей страны, в Англии и США. А в 1965 г. пятая часть жителей Земли уже регуляр­но смотрела телевизионные передачи. Теперь армия телезрителей на нашей планете ежемесяч­но увеличивается более чем на 2 млн. человек.

Что же принесло планетарное зрение века искусству?

Но телевидение начинает говорить и своим художественным языком, вырабатывая собст­венные выразительные средства. Молодое ис­кусство ищет себя в разных жанрах и формах. Уже появились и моноспектакль (спектакль одного актера, который родился на эстраде, но получил свою подлинную жизнь на телевидении), и документальная драма, и телевизионный фильм. На телевидении родился многосерийный повествовательный лите­ратурный театр, который позволяет нам вечер за вечером следить за жизнью ге­роев, войти в их мир, ощутить их судьбу, как свою собственную. Телевидение экранизирует театральные пьесы, сценарии, прозу, поэзию. Но уже рождается и оригинальная телеви­зионная драматургия.


На этот вопрос сейчас еще нельзя дать исчерпывающего ответа: ведь телевидение очень молодо, художественное телевидение еще мо­ложе; оно развивается, меняется на глазах, ищет, ошибается, добивается успехов.

При таком подходе рамки понятия телеви­зионное искусство раздвигаются так широко, что включают и репортаж, и очерк, и выступление человека на экране, и другие публицистические и документальные передачи.

В этом простейшем примере нетрудно обна­ружить те свойства телевидения, которые тео­ретики назвали эффектом присут­ствия, сиюминутностью, до­стоверностью, интимностью,— свойства, которые принято считать его специ­фикой.

Но сколько бы художественных элементов ни содержали в себе хроникальные, докумен­тальные, публицистические передачи, они не становятся от этого произведениями искусства. Подлинные произведения телевизионного искус­ства лишь те, в основе которых лежит худо­жественное содержание, образное отражение мира. И те специфические качества телевидения, которые мы перечислили, в художественных, игровых передачах воплощаются иначе, чем в документальных. Сущность образного строя телевизионного искусства нельзя понять, не обратившись к опыту театра и кинематографа— старших искусств.

Многое роднит телевидение с кино. Основа и того и другого — движущееся на экране двухмерное изображение; и там и тут мы встре­чаемся с делением изображения на кадры, с монтажом. Наверное, поэтому телевидение иногда называют малоэкранным кино.


Но кино и телевидение не близнецы. Призна­ков различия у них не меньше, чем сходства. Ведь на киноэкране мы видим результат завершенной работы: съемка, монтаж, озвучивание — все отделено от нас временем. А живая телевизион­ная передача рождается в тот момент, когда мы ее смотрим у своих телевизоров. Актеры играют перед студийными телекамерами, одно­временно в режиссерской аппаратной идет мон­таж — и режиссер из нескольких вариантов изображений, которые видит на экранах, тут же, на ходу, отбирает то, которое через несколь­ко секунд будет послано в эфир и принято мил­лионами кинескопов.

Телевидение, в отличие от кино, не может так смело распоряжаться пространством, сжи­мать и растягивать время, его изображение не столь многопланово, но ему и не следует стре­миться к этому. Мир телевизионного изображе­ния — это мир живого, сиюминутного действия, крупного плана. Не на столкновении заранее снятых кадров, а на живом, непрерывном актерском переживании строится действие. Телевизионные камеры (их не­сколько) наблюдают за актером, не мешая ему.

Если сравнивать кино- и телеизображение, то и тут можно найти очень важные различия. Кино родилось немым. Киноизображение с са­мого начала было главным средством выраже­ния мысли, идей, эмоций в кинематографе. А первых телезрителей даже называли радио­зрителями. Телевидение состоит в тесном род­стве с искусством звучащего слова. Изображение в телевидении обычно не играет той главенст­вующей, подавляющей роли, которая принад­лежит ему в кинематографе.

Отличается телевидение от кино и по ха­рактеру восприятия: кинематограф — зрелище для больших аудиторий, а телевизионная пере­дача адресуется отдельному человеку.

Различие между телевизионным и театраль­ным действием заключается в том, что в театре обычно мы сразу видим всю сцену, целую кар­тину, ограниченную рампой. Телевизионный экран дает последовательную смену изображе­ний: общие планы чередуются со средними и крупными, мы словно рассматриваем отдель­ные детали, останавливая свое внимание то на одной, то на другой. Телекамера (в этом ее сходство с кинокамерой) активно следит за действием, меняя планы, ракурсы, ритм.

Для нашего времени вооб­ще характерно стремление ис­кусств к синтезу, к обмену вы­разительными средствами. По­граничные знаки между раз­ными видами искусства пере­двигаются у нас на глазах. Ки­но, театр, литература изменяют свой язык, пользуясь опытом друг друга. Телевидение, толь­ко начав ощущать себя искус­ством, сразу включилось в этот всеобщий процесс. Как эстети­ческое явление оно интересно как раз зримым, ежедневным воплощением тенденций разных искусств к синтезу.

Однако искусства стремятся не только к сближению, но и к самоутверждению, к обособ­лению. Говоря об особенностях искусства телевидения, нельзя обойти то, что по справедливости считают его сердцевиной, его сутью,— характер его восприятия. Ведь впервые за тысячи лет ис­кусство получило зрителя не гостя, а хозяи­на, который принимает в своем доме тех, пе­ред кем он робел и кем восхищался в те­атральных и концертных залах, картинных галереях, на кинопросмотрах, Искусство, при­шедшее к нам в дом, приспосабливается к нам, становится проще, доступнее, человечнее. Од­ним словом, выразительные средства телеви­зионного искусства обусловлены целой суммой особенностей телевидения: и размером экрана, и характером телевизионного изображения, и тем, как оно сочетается со словом, и мерой условности, которая допустима на телеэкране, и интимностью восприятия, и тем, что искусство приходит к тебе домой.

Наиболее удачные произведения малоэк­ранного искусства отличаются лаконизмом, скромностью изобразительного решения.

Контакт актера в телевизионном спектакле со зрителем более прямой, а главное, более непосредственный, чем даже в театре, не гово­ря о кино. Сидя у домашнего экрана, мы пси­хологически готовы к тому, что человек на экра­не обратится прямо к нам. Очень часто так и происходит: герои телеспектаклей, не выходя из образа, обращаются непосредственно к нам, делятся своими соображениями о происходя­щих событиях.

Своеобразие телевизионного искусства, пе­ревес в нем слова определяют характер те­левизионной драматургии. Повествовательное начало, элемент рассказа, монолога в ней силь­нее, чем в кино или театральной драматургии, Телевизионная драматургия еще только фор­мируется, но уже можно сказать, что основная ее черта — преобладание действия внутрен­него над внешним, фабульным. Слово само становится действием; недаром говорят, что природе телевидения больше всего соответст­вует психологическая драма и драма идей, Передать мысль, идею телевизионный экран способен лучше, чем киноэкран. И поэтому крупный план человеческого лица, передающий ход мыслей и движение чувств, играет такую большую роль в арсенале изобразительных средств телевидения.

В наш век бурного развития наук вымыслы фантастов очень быстро устаревают. Действи­тельность смелее и энергичнее в поисках нового. И вот уже 1 октября 1967 г. в 16 часов 15 ми­нут советское телевидение начало регулярные цветные передачи. А в лабораториях ученых уже родилось стереоцветное телевидение! Скоро все экраны станут многоцветными, а изображе­ние на них — стереопластическим, звук — объемным. Система спутников связи, запущен­ных в околоземное пространство, сделает круго­светное телевидение реальностью.

Но как бы ни развивалась, как бы ни совер­шенствовалась техника телевидения, у телеви­зионного искусства всегда останется одна глав­ная задача — помогать человеку познавать окру­жающий мир и самого себя.

Еще с момента своего появления телевидение стало притязать на место среди других видов искусства, существовавших к тому времени.

Континент ТВ

Телевидение и его место в системе искусств

Изначально телевидение породило новое направление – киноискусство. Мастера-кинематографы снимали немое кино, передавая статичные или движущиеся картинки или изображения. Потихоньку кинематограф начал завоевывать свою публику, привлекая все больше людей к новому виду искусства. Кинематограф пытался объединить в себе выразительные средства, задействуя актерское умение людей или образность, а также кинематограф использовал и визуализацию. На смену немому кино пришло звуковое, а значит, кино стало передавать разнообразные шумы природы, машин и речь людей. Таким образом, кинематограф попытался объединить в своем искусстве другие виды.

Со временем телевидение выходит за рамки обычного кинематографа. Телевидение занимает свое углубление и становится одним из средств массовой информации. С этого момента телевидение обладает возможностью не только создавать свое собственное искусство, использовать художественные средства, но и повышать популярность других видов искусств. А это значит, что при помощи телевидения можно посмотреть театральный спектакль, не посещая театр, или насладиться произведениями изобразительного искусства, не бродя по залам галерей, к тому же телевидение дает возможность и послушать любимую музыкальную группу, абсолютно не тратя деньги на билеты.

В этом плане телевидение занимается своеобразной пропагандой других искусств.

Однако телевидение считается и самобытным и самостоятельным видом искусств. Телевидение уже не только передает образ или картинку, оно стремиться произвести эту картинку художественной и эстетичной. Для этого используются самые разнообразные средства. Причем каждый работник телевидения знает свою роль и место, а ведущие становятся главными актерами телевизионного действия, обращаясь, как в театре, непосредственно к своим зрителям, даже если их разделяют не метры, а сотни километров. Телевидение в последнее время использует достаточно часто спецэффекты, созданные при помощи компьютера. Компьютерное устройство позволяет не только создавать нужный образ без лишних усилий, но и образовывать любой звук. Ведь для телевидения становится важным донести полноценную информацию к зрителю, насыщенную эстетикой, эмоциями и чувствами.

Телевидение — самое молодое искусство. Но хотя оно только еще вырабатывает свои художественные средства, популярность его огромна. Миллионы людей отдают просмотру телевизионных перздач большую долю своего свободного времени. Чем же так приковывает к себе телевидение? Прежде всего тем, : что это не только искусство, но и средство массовой информации.

Заслуга в изобретении техники телевидения принадлежит прежде всего профессору Петербургского технологического института Б. Л. Розингу (1869 — 1933), который в 1907 г. первым в мире изобрел электронную трубку, а в 1911 г. публично продемонстрировал опыт передачи изображения на расстояние.

Все 20-е и начало 30-х годов велась напряженная работа по совершенствованию передачи изображения на расстояние. В октябре 1931 г. в СССР приступили к опытным передачам, в ноябре 1934 г. — к регулярным, а в 1938 г. были пущены два первых телевизионных центра — в Москве и Ленинграде. В 30-е годы один за другим вступили в строй телевизионные центры в США, Германии, Англии и Франции. Но настоящее развитие телевидения началось лишь после 1945 г.

За короткий срок, в течение каких-нибудь нескольких десятков лет, телевидение не только выросло и окрепло, но и стало в один ряд с печатью, радиовещанием и кинематографом.

Сегодня жители Москвы смотрят 4 телепрограммы, а жители других городов — от 2 до 5, но недалек день, когда программ будет много. Суммарное время передач только одного Центрального телевидения более 45 ч в сутки. Всесоюзный Останкинский телецентр с его одной из самых высоких телебашен в мире (536 м) — это не только выдающееся сооружение, но это и гигантский творческий организм, в котором работают тысячи специалистов: сценаристов, режиссеров, операторов, художников, редакторов, инженеров, техников и т. д.

Телевизор сегодня — неотъемлемая принадлежность каждой семьи. Ведь телевидение — это окно в мир. С его помощью люди узнают, что нового произошло в их городе, стране, мире, что нового в науке, литературе, искусстве, спорте, т. е. оно выступает, прежде всего, средством информации. Кроме того, это самая массовая, обладающая большой эмоциональной силой трибуна: с ее помощью тысячи людей могут делиться своими мыслями, опытом, планами. Таким образом, телевидение служит средством формирования общественного мнения.

Телевидение — это и народный университет. Научно-популярные фильмы и передачи помогают расширить человеку свой кругозор, овладеть сокровищницей человеческой культуры, т. е. телевидение служит и средством массового просвещения.

Далее, телевидение выступает и как средство тиражирования и доставки на дом произведений других видов искусства и своих собственных. Поэтому телевидение сегодня — самое массовое средство эстетического воспитания.

И последнее, телевидение — домашний клуб. С его помощью можно отдохнуть, отвлечься от работы, организовать свой досуг.

Итак, телевидение служит средством массовой информации, пропаганды, просвещения, эстетического воспитания и организации досуга. В одних передачах преобладает одна функция, в других — другая, но тем не менее каждая передача выполняет их все. И хотя эстетическая функция находит наиболее яркое выражение в художественных передачах, она присуща и всем остальным.

Что же отличает телевидение от других видов искусства? Каковы его особенности, его специфика? Первое — это доступность. Ведь с помощью телевизионных передач осуществляется общение между всеми членами общества, уровень образования которых далеко не одинаков. И поэтому, конечно, телепередачи должны быть доступными всем.

Не менее ценное качество телевидения — это личностный, индивидуальный характер общения с тем, кто выступает с телеэкрана. Когда человек выступает по телевидению, хотя он и обращается одновременно к миллионам, каждому зрителю кажется, что он обращается именно к нему лично. А это делает разговор более конкретным, более интимным.

Еще одно важное качество, которое зритель очень ценит в телевидении, — это удобство. Ведь телепередачи можно смотреть в любой обстановке, везде и всюду.

Какие же программы предлагает своему зрителю телевидение? Передачи телевидения посвящены самой различной тематике, всесторонне освещают все без исключения области окружающей нас действительности. Телевидение дает возможность миллионам зрителей быть свидетелями важнейших событий: встреч глав правительств, визитов руководителей партии и правительства в зарубежные страны, подписания исторических документов, торжественных заседаний, парадов и демонстраций, полетов в космос, фестивалей искусств и международных спортивных чемпионатов. Всем памятны передачи о первом полете в космическое пространство Ю. Гагарина, о заседаниях XXV съезда КПСС, о празднованиях, посвященных 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и 50-летию создания Союза Советских Социалистических Республик. Телевидение стремится не только сделать зрителя участником важнейших событий, но и раскрыть богатый духовный мир советского человека, рассказать о его героических трудовых подвигах, о его лучших чертах характера. И все это находит выражение в самых различных типах передач. Назовем основные из них.

Основные типы художественных передач телевидения — это телеспектакли, телеконцерты и телефильмы. В чем особенности каждой из этих форм?

Телеспектакль и телеконцерт могут передаваться прямо из театра или концертного зала — это передача по трансляции. Но они могут передаваться и из телевизионной студии. В студии театральный спектакль или концертную программу приспосабливают к специфическим требованиям телеэкрана, т. е. трансформируют. Такой вид передачи называют адаптацией. На телевизионных студиях создаются собственные оригинальные спектакли и концерты.

Выразительные средства у телевидения те же, что и у кинематографа. Это план, ракурс, монтаж, цвет, темп, ритм. Вместе с тем телеспектакль и телеконцерт отличаются от кинофильма весьма существенно. Во-первых, им свойственно реальное время и пространство. Так, если актеру по ходу спектакля нужно перейти из одного конца сцены в другой, он будет двигаться столько же времени, сколько и в жизни. А в кино это движение можно сократить до нескольких секунд, склеив изображения отдельных его моментов, т. е. в кино время и пространство условны.

Условия восприятия телефильма принципиально отличаются от восприятия кинофильма. В зрительном зале кинотеатра темно и человека окружает большое количество незнакомых ему людей. Полная тишина, отсутствие посторонних шумов и темнота помогают сосредоточиться. Реакция окружающих как бы заражает кинозрителя. У телевизора обстановка другая. Иные и взаимоотношения между зрителями. Обычно у телевизора собирается семья или друзья. Поэтому у телевизора царит обстановка активного сопереживания.

Небольшой размер экрана, а главное, те особенности телевидения, о которых мы уже говорили: реальное время и пространство, личностный характер общения, эффект присутствия и т. д. — диктуют и иное, чем в кино, соотношение между словом и изображением. В телевидении устной речи принадлежит большая роль, и содержание художественного произведения в телевидении в большей мере раскрывается в диалоге, чем в действии.

Успех многосерийного повествования на телеэкране — результат относительного постоянства телевизионной аудитории. Из вечера в вечер перед экранами телевизора собираются одни и те же люди, они привыкают к постоянным персонажам, как привыкают к дикторам, комментаторам, ведущим. Постоянные герои становятся для них близкими, дорогими. Естественно, что зрителям хочется продлить эти встречи и узнать, а что же произошло с героями дальше. Телевидение идет навстречу этой потребности зрителей, и некоторые герои живут на телеэкране по многу лет.

И наконец, большое развитие, наверное, получит кассетное телевидение. Сегодня телезритель зависит от расписания телепрограммы. Передают его любимую серию, а он в это время на работе, в школе или должен готовить уроки. Кассету же с записью того или иного фильма, спектакля, концерта можно будет взять в библиотеке (возможно, их будут называть фильмотеками) или купить в магазине и составить свою домашнюю библиотеку любимых передач.

Актуальный, наиболее массовый вид искусства нашего времени – телевидение может включить в поле нашего зрения весь мир и способно заставить зрителя задуматься над судьбами человечества, дать художественный анализ состояния мира и раскрыть его в живых, видимых образах. Для осуществления этой возможности на телеэкран должны попасть другие, нежели сегодня, люди, с другой философской и художественной подготовкой, способные создать телеклассику, которая сможет передать последующим поколениям дух культуры и суть нашей эпохи. Эту репрезентативную функцию сегодня наиболее полно выполняют кино и литература. ТВ необходима своя классика, без нее не живет ни один вид искусства.


1. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. – М.: ИПК, 1997. – С. 34.

4. Мясникова М.А. О научных подходах к исследованию сущности телевидения // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2009. – Т. 151, кн. 5, ч. 2. – C. 262.

5. Потемкин С.В. Влияние эстетики видео и специфики телеискусства на эволюцию киноязыка: дис. … канд. иск. наук. – М., 2007.

6. Разлогов К.Э. (отв. ред.). Новые аудиовизуальные технологии: Учебное пособие. – О.В. Грановская, Е.В. Дуков, Я.Б. Иоскевич и др. – М., 2005. – С. 51.

8. Утилова Н. И. Природа аудиовизуального творчества: Язык и образная система телевидения: дисс. … д-ра иск. наук. – М., 2000.

Целью исследования является выявление, описание и анализ природы телевизионного экранного творчества с точки зрения ее основных значимых характеристик и свойств. Предметом исследования является специфика телевизионного искусства как вида творчества, рассмотренная с художественной, социальной и коммуникативной сторон. В качестве методологической основы используются методы: искусствоведческий, культурологический, сравнительно-исторический.

Позиция В. С. Саппака относительно того, является ли телевидение отдельным видом искусства, двойственна. С одной стороны, он говорит о новых специфических свойствах телевизионного произведения, явно выражая отношение к телевидению как к отдельному виду искусства, с другой, настаивает на сдержанности относительно глобальных выводов, подкрепляя свою позицию тем обстоятельством, что телевидение является недостаточно освоенным и малоизученным видом творчества. Все обозначенные Саппаком специфические свойства телевидения остаются важными и сегодня. Стоит отметить, что на фоне других медиа, телевидение как и прежде обладает вышеуказанными особенностями в большей мере, чем другие. В данном исследовании вышеизложенный перечень специфических художественных свойств телевидения принят как теоретическая основа.

Таким образом, в середине двадцатого века в телевизионном искусстве усиливаются свойства симультанность и синкретизм. Их влияние сказалось на форме телевизионного произведения, на появлении специфических профессий, относящихся к сфере экранного творчества, на активности зрительской аудитории.

Свойства дигитального хронотопа наиболее ярко проявляется в интернет-телевидении, где можно наблюдать нелинейность демонстрации, в которой нет заданной последовательности выпусков, сцен и даже кадров. Пользователь может с любого момента, в удобное для себя время, обращаться к любому месту материала, в произвольной последовательности, а так же давать ссылку на это место. Аудиовизуальное произведение стало дискретно и управляемо.

Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что с точки зрения эстетики произошло формирование некоего метаязыка. Фактически это можно назвать новым способом построения произведения, который базируется на инструментах языка классических искусств (текст, символ, композиция, монтаж, нарратив), но автор может создавать свои комбинации, и правил для него не существует. Экранное произведение - больше не последовательность кадров, оно может обладать более сложной структурой, если это потребуется авторам. В частности, телевизионное произведение может быть многосерийным, существовать как комплекс, включающий в себя фильм, сайт, проекцию, инсталляцию.

Одним из ярких примеров, который вобрал в себя весь спектр возможностей современного творчества на телевидении, являются открытие и закрытие олимпиады в Сочи 2014 года. Сложносоставное массовое представление включает в себя смешанные аудиовизуальные произведения, включаемые в прямую трансляцию не только с помощью монтажа, но и методом совмещения компьютерного изображения с геометрическим пространством кадра, а также дополнять пространство непосредственно внутри арены происходящих действий посредством экранных проекций (в том числе по технологии 3d mapping). В самом представлении использовались элементы парада, балета, танца, цирка, были построены большие куклы-аниматроники. При этом весь перфоманс создавался преимущественно для телевизионной трансляция. Для этих целей на арене стадиона Фишт была установлена автоматизированная система перемещения многокамерной съемки. Многие ракурсы, детали были доступны только телевизионной аудитории.

Мы полагаем, что наиболее существенные изменения на телевидение XXI века оказали два явления:

Выводы - отличительные свойства телевидения, равно как и телевизионное экранное произведение, претерпели значимые изменения благодаря техническим новациям, развитию языка телевидения, усилиям художников и теоретиков. Сегодня можно говорить о новом этапе, для которого характерны расширение представления о том, что может являться произведением телевизионного искусства, усложнении языка, формы произведения. Как уже было отмечено выше, есть существенная необходимость введения новой профессиональной терминологии в поле теории искусства. Необходимо учитывать сложившуюся телевизионную специфику, изменившуюся образность, новый творческий инструментарий. Для осуществления поставленных целей необходимы исследователи, знакомые в том числе и с международной практикой современного цифрового интерактивного телевидения.

Рецензенты:

Алдошина И.А., д.т.н., профессор кафедры режиссуры мультимедиа Санкт-Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов, г. Санкт-Петербург.

Казин А.Л., д.филос.н., в.н.с. сектора художественной культуры Российского Института истории искусств РАН, г. Санкт-Петербург.

Читайте также: