Текст как объект филологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, расположенных в определенной последовательности, объединенных единством темы, основной мысли, а также при помощи различных языковых средств.

Текст как понятие культуры

В контексте культурологического подхода одним из основных признаков текста является признание наличия специфической имманентной структуры, что обусловливает высокую значимость такой категории, как границы. В общей системе культуры текст выполняет две функции – порождение новых смыслов и адекватную передачу значений. В первой функции основным структурным признаком текста является внутренняя неоднородность. Текст – это семиотическое пространство, где взаимодействую, иерархически самоорганизуются, интерферируют языки культуры.

Текст является одним из ключевых понятий гуманитарной культуры 20 века. Это понятие используется в таких дисциплинах, как структурная лингвистика, семиотика, философия текста, филология, структурная и генеративная поэтика.

Таким образом, текст – это последовательность осмысленных высказываний, имеющих общую тему, обладающих свойствам цельности и связности.

  • То, что сотворено человеком, то есть неприродное
  • Связность элементов внутри этого сотворенного
  • Искусность этого сотворенного.

Готовые работы на аналогичную тему

В соответствии с этими маркерами, текст изучается текстологией, герменевтикой, поэтикой.

Текст погружен в культурное пространство эпохи, он отражает знания автора, особенности личности автора, его цели, мотивы, лексикон, мировоззрение. Текст несет в себе печать культуры конкретного периода в жизни общества, его культуры с присущими устоями, традициями, менталитетом народа. Так как культура – это правила деятельности людей, способ самоорганизации мыслящего универсума, способ жизнедеятельности, то у текста и культуры существую общие параметры, позволяющие рассматривать текст как ее единицу. Такими параметрами являются:

  • Антропоцентричность. Человек является творцом культуры, текст также создается человеком
  • Знаковость. И культура, и текст являются семиотическими системами
  • Диалогический характер
  • Символичность
  • Нормативность. И тексту, и культуре присущи разные нормы
  • Функциональная общность.

Текст как понятие филологии

В лингвистике текста текст рассматривается как речевое образование с его языковым построением и смыслом.

Однако наиболее распространенным в литературоведении является представление о том, что текст – это строго организованная последовательность речевых единиц. В связи с этим различают основной текст литературного произведения и побочный – примечания, заглавия, авторские предисловия, эпиграфы, посвящения, обозначения мест написания и дат, ремарки и перечни действующих лиц в драматических произведениях.

Текст как семиотическая категория

Текстом здесь является любая знаковая система, которая имеет целостное значение и связность.

Таким образом, текст – это то, что создано человеком для удовлетворения своих духовных и материальных нужд.

Первоначально (и наиболее глубоко) этот термин укрепился в языкознании. Текст для лингвиста — это акт применения естественного языка, обладающий определенным комплексом свойств. Ему присущи связность и завершенность. Текст четко отграничен от всего ему внешнего, от окружающей речевой и внеречевой реальности. Проще говоря, он имеет ясно выраженные начало и конец, составляя цепь (группу) предложений, которая является минимальной (неделимой) коммуникативной единицей.[593]

Но наиболее укоренено в литературоведении представление о тексте как строго организованной последовательности речевых единиц. В этой связи, в частности, различаются основной текст произведения и его побочный текст: заглавия и примечания, которые стали предметом специального изучения[597], эпиграфы, посвящения, авторские предисловия, обозначения дат и мест написания, а также перечни действующих лиц и ремарки драматических произведений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Понятие текста

Понятие текста

Понятие текста В основу понятия текста, видимо, удобно будет положить следующие определения.1. Выраженность. Текст зафиксирован в определенных знаках и в этом смысле противостоит внетекстовым структурам. Для художественной литературы это в первую очередь выраженность

Понятие персонажа

Понятие персонажа Таким образом, в основе построения текста лежит семантическая структура и действие, представляющее всегда попытку преодоления ее. Поэтому всегда даны два типа функций: классификационные (пассивные) и функции действователя (активные). Если мы вообразим

Предмет изучения славянской филологии

Предмет изучения славянской филологии Филология есть наука о культуре в ее словесно-текстовом выражении — она изучает язык, а также преломленные в нем культурно-исторические и культурно-бытовые реалии, мифологию, фольклор, литературу и т. п. (текст подразумевается как

IX. Представление, суждение, понятие

IX. Представление, суждение, понятие <…> Слово с самого своего рождения есть для говорящего средство понимать себя, апперцепировать свои восприятия. Внутренняя форма, кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ

4. Понятие стиля дневника

4. Понятие стиля дневника Как жанр нехудожественной прозы дневник обладал оригинальной системой словесных форм. В XIX в. они окончательно сложились и дифференцировались.Для анализа стилевых закономерностей дневника первостепенное значение имеет вопрос о функции слова в

4. Понятие дневникового сюжета

4. Понятие дневникового сюжета Как нехудожественный жанр с незавершенным рядом событий, дневник не имеет сюжета с точки зрения категорий беллетристики. Вместе с тем дневник отражает линию судьбы автора. Так же как и в художественном повествовании, в нем имеются свои

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики

§ 2. Диалогичность как понятие герменевтики Оригинальное обсуждение проблем герменевтики, сильно повлиявшее на современную гуманитарную мысль (не только отечественную), предпринял М.М. Бахтин, разработав понятие диалогичности. Диалогичность — это открытость сознания и

§ 2. Текст как понятие семиотики и культурологии

Развитие филологии во второй половине XX в

Развитие филологии во второй половине XX в Структурализм Появление структурализма в гуманитарном знании XX в. связано со стремлением превратить филологию в точную науку. Основная идея структурализма состоит в том, что художественный текст является структурой, в которой

Понятие классицизма

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА

1. ПОНЯТИЕ СИНКРЕТИЗМА Синкретическое (комплексное, нерасчлененное) представление различных семантических и грамматических признаков в одном слове — древнейший способ познания и отражения мира в языке, способ, восходящий к эпохе мифологического мышления, когда в

М.М. Бахтин о месте текста в гуманитарных науках. Что такое текст. Смысл как основа текста. Неоднослойность текста. Текст и дискурс. Трудные вопросы текстологии. Бессознательное в структуре познания и в творчестве. Система языка и бессознательное. Процесс коммуникации и бессознательное.

Содержание

М.М. Бахтин о месте текста в гуманитарных науках

Итак, объектом гуманитарных и в их числе филологических наук является текст.

Допуская широкое понимание текста как всякий связный знаковый комплекс, например произведения искусства, М.М. Бахтин полагает, что филолога интересуют только словесные тексты.

Двусубъектность текста предполагает концептуальную безусловность наличия диалога и понимания — двух оснований методологической концепции Бахтина.

Что такое текст

Вопрос, что такое текст, пока не получил однозначного ответа. Обратимся к толковому словарю, универсальной и лингвистической энциклопедиям.

Если опустить выделенные слова, то получим формулировку расширительного понимания текста, которую не исключал и Бахтин, когда рассматривал поведенческий акт. Текст может предстать не только как письменная фиксация речи, но и как связный знаковый комплекс, как значащая, содержащая смысл система, связанная с личностью и человеческой индивидуальностью [Ильин, Калинкин 1985: 180].

Системолог В.В. Налимов, например, полагал, что эго человека можно рассматривать как особый, живой текст, способный самостоятельно изменять, реинтерпретировать самого себя [Налимов 2000: 16].

Текст по своей природе полифункционален: он и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определённой исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определённых социокультурных традиций. Список фукций указанными не ограничивается [Прохоров 2009: 12].

Смысл как основа текста

Основанием для существования феномена текста служит наличие в нём смысла. Смыслы — это то, что делает знаковую систему текстом [Налимов 2000: 16]. Д.С. Лихачёв полагал, что над текстом витает некий метасмысл, который и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную [Лихачёв 1979: 37].

В лингвистике различают 1) языковые значения, т.е. значения единиц, классов и категорий данного языка, рассматриваемые в парадигматической системе и в речевых реализациях, и 2) смысл (смысловое, мыслительное, когнитивное содержание) — содержание, представляемое как инвариант внутриязыковых синонимических преобразований и межъязыковых соответствий [Бондарко 1992: 5].

Между значениями слов и смыслами текста существуют сложные диалектические отношения: с одной стороны, статические значения слов, упорядоченный синтаксис и однозначные грамматические категории, а с другой — сложная, подвижная система семантических полей, обретающая свои динамические особенности в процессе коммуникации.

Неоднослойность текста

Для любого внимательного читателя очевидна неоднослойность как фундаментальное свойство художественного (возможно, и любого другого) текста.

Неоднослойность объясняют тем, что любой текст невозможно изъять из мира культуры, вне которого они теряют свою значимость. На этом настаивал С.С. Аверинцев: филология — путь выяснения культуры через язык и анализ текста. Отсюда его представление о двух полюсах филологии: скромнейшая служба при тексте и универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее.

Скажем с полной определенностью, что неоднослойность текста предопределяет возникновение и целесообразность филологии как области научного познания.

Текст и дискурс

Дискурс — это речемыслительный процесс, результатом которого является языковая структура. Дискурс показывает язык с необычайно сложной динамической стороны. В нём стабильные языковые единицы обнаруживают многозначность, а также формальную и семантическую вариативность. Понятие дискурса стало доминирующим в филологии, когда интересы языкознания сместились от структурного описания языка на исторический контекст, в котором язык становится, функционирует и развивается. Под дискурсом понимают процесс общения, научного рассуждения, художественное произведение, все тексты, принадлежащие одному автору, ораторская речь и проч. Термин дискурс активно используется не только в филологии, но и в философии, социологии и политологии, культурологии, в работах по психоанализу и т.д. Дискурс предполагает поиск и разработку новых, нетрадиционных подходов и методов.

Трудные вопросы текстологии

Если явленный (сказанный, написанный) текст самоочевиден и структура его тысячекратно исследована и описана, то область семантики текста, того, что составляет, по Турбину, сферу макротекстологии, исследована только в первом приближении, и это первая проблема анализа текста.

На многие трудные вопросы можно дать ответы, если обратить внимание на связь порождения и понимания текста с феноменом бессознательного. Полагаем, что текст создаётся автором и интерпретируется получателем с учётом бессознательного, которое является обязательным элементом человеческого существования.

Бессознательное в структуре познания и в творчестве

Ещё в древности было замечено, что в трудных ситуациях человек мог найти верные интуитивные решения, опираясь на внутренние резервы бессознательного. Эти резервы, говоря словами физиологов, кроются в психофизиологии человека, деятельности его мозга, сенсорных механизмах, саморегуляции [Гримак, Кордовский 2009: 149].

Индивидуальное сверхсознание влияет на сознание человека, мышление, язык, поведение, с его решающим участием протекают процессы творчества, интуиции, воображения, рождаются религиозные, художественные и даже научные образы. Оно управляет культурой, ответственно за исторические феномены, регулирует здоровые и болезненные состояния, будучи своего рода прочной и питательной почвой, в которой кроются корни как личной, так и общественной жизни. Короче, сверхсознание отвечает за генезис и формообразующую, креативную силу человеческой деятельности.

В современной когнитивистике — совокупности наук о познании как приобретении, хранении, преобразовании и использования знания — произошла революция: выяснилось, что не существует единой памяти и единой сети памяти, что память может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная, или неявная, память — это память о событиях, которые влияют на то, что мы знаем и делаем сегодня, но этого не осознаём. Например, когда мы слушаем кого-то или что-то читаем, то опираемся на те знания, которые получили в прошлом о языке, смысле слов, грамматических конструкциях, правилах, позволяющих сформулировать или понять отрицательные или вопросительные фразы и т.д. Память помогает понимать речь собеседника, делая это неявным образом. Когда мы вспоминаем слова, сказанные кем-то, то делаем это сознательно, но когда эти же слова мы слышим в первый раз, то задействуем свою память автоматически. Уместно добавить, что память не существует в чистом виде. Это как иммунная система, которую можно определить только по отдельным внешним параметрам [Благутина 2009э].

Неслучаен тот факт, что из 232 опрошенных психологами учёных сообщили, что решение научной проблемы пришло к ним внезапно, а не в результате строго логической цепи рассуждений [Симонов 1992: 5].

Система языка и бессознательное

Благодаря символике трансцендентные содержания, находящиеся за пределами языка и языкового мышления и в силу этого неподвластные человеческому сознанию, могут предстать в музыке и поэзии, в идеях религии и философии, в сюжетах мифологии и ритуальных действиях, в формах искусства любо- го времени, в архитектурных формах. В них заключены познавательные истоки жизни, долга, мужества, счастья и судьбы. По Витгенштейну, трансцендентны этика и эстетика, математика и логика.

Процесс коммуникации и бессознательное

В недрах бессознательного рождается поэтический текст.

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встаёт один, всё победивший звук.

……………………………

Но вот уже послышались слова
И лёгких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

(Ахматова. Творчество)

Сначала в груди возникает надежда.
Неведомый гул посреди тишины.
Хоть строки
еще существуют отдельно,
они еще только наитьем слышны.
Есть эхо.
Предчувствие притяженья.
Почти что смертельное баловство.
И — точка.
И не было стихотворенья.
Была лишь попытка.
Желанье его.

(Р. Рождественский)

Наличие неоднослойности текста и укоренённость его в бессознательном предопределяют особенности филологического анализа и специфику исследовательского инструментария филолога.

Лингвистика текста как особая филологическая дисциплина сформировалась во второй половине XX в. не на пустом месте. Во-первых, она возникла на стыке ряда наук: поэтики, риторики, стилистики, герменевтики, семиотики, психолингвистики, теории искусственного интеллекта и др. Во-вторых, ее возникновение было подготовлено тысячелетним опытом интерпретации текста представителями разных школ и научных воззрений. Истоки лингвистики текста многочисленны и многообразны. Перечислим важнейшие из них:

v прежде всего, это античные риторики с их вниманием к ситуативно обусловленным типам речи.

v Образцы и опыты целостного филологического анализа литературных произведений, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого и культурологического подходов, которые блестяще продемонстрированы в классических филологических работах наших выдающихся ученых (см. работы М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Б. М. Эйхенбаума и др.).

v Теория языка художественной литературы, разработанная академиком В.В. Виноградовым.

v Учение о сложном синтаксическом целом (ССЦ) в лин­гвистике 1960-1970-х гг.

v Традиционная стилистика, особенно стилистика образных средств языка, которая имеет огромный в количественном отношении и са­мый продолжительный по времени опыт анализа литературно-художествен­ных произведений.

v Функциональная стилистика, основное внимание в которой уделено изучению функционально-стилистических параметров текста (В. В. Ви­ноградов, М. Н. Кожина, В. В. Одинцов, Э. Г. Ризель, Д. Н. Шмелев и мн. др.).

v Теория актуального членения, напрямую связывающая лек­сику, грамматику и текст (работы пражских ученых, функцио­нальная грамматика Г. А. Золотовой).

v Теория деривации, выявляющая универсальные законы деривации (порождения) слова, предложения и текста (Е. С. Кубрякова. Л. Н. Мурзин, Е. А. Земская).

v Достижения семантического синтаксиса (Н. Д. Арутюнова, ван Дейк, Г. А. Золотова, В. Г. Гак, А. И. Новиков и мн. др.), позволившие по-новому взглянуть на семантическую организацию текста.

Наряду с собственно филологическими достижениями, особую роль в становлении лингвистики текста сыграли и результаты исследований погра­ничных с филологией наук: психологии, эстетики, теории искусственного интеллекта, философии, физиологии, психолингвистики, когнитивной линг­вистики.

Сегодня настоятельной потребностью становится разработка модели комплексного филологического анализа текста на основе фундаментальных дос­тижений лингвистики текста и других областей лингвистики, прежде всего теории речевых актов и жанров, стилистики, философии и эстетики языка, а также достижений в области литературоведения.




Лингвистика текста как особая филологическая дисциплина сформировалась во второй половине XX в. не на пустом месте. Во-первых, она возникла на стыке ряда наук: поэтики, риторики, стилистики, герменевтики, семиотики, психолингвистики, теории искусственного интеллекта и др. Во-вторых, ее возникновение было подготовлено тысячелетним опытом интерпретации текста представителями разных школ и научных воззрений. Истоки лингвистики текста многочисленны и многообразны. Перечислим важнейшие из них:

v прежде всего, это античные риторики с их вниманием к ситуативно обусловленным типам речи.

v Образцы и опыты целостного филологического анализа литературных произведений, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого и культурологического подходов, которые блестяще продемонстрированы в классических филологических работах наших выдающихся ученых (см. работы М. М. Бахтина, В. В. Виноградова, В. М. Жирмунского, Л.В. Щербы, Б. М. Эйхенбаума и др.).

v Теория языка художественной литературы, разработанная академиком В.В. Виноградовым.

v Учение о сложном синтаксическом целом (ССЦ) в лин­гвистике 1960-1970-х гг.

v Традиционная стилистика, особенно стилистика образных средств языка, которая имеет огромный в количественном отношении и са­мый продолжительный по времени опыт анализа литературно-художествен­ных произведений.

v Функциональная стилистика, основное внимание в которой уделено изучению функционально-стилистических параметров текста (В. В. Ви­ноградов, М. Н. Кожина, В. В. Одинцов, Э. Г. Ризель, Д. Н. Шмелев и мн. др.).

v Теория актуального членения, напрямую связывающая лек­сику, грамматику и текст (работы пражских ученых, функцио­нальная грамматика Г. А. Золотовой).

v Теория деривации, выявляющая универсальные законы деривации (порождения) слова, предложения и текста (Е. С. Кубрякова. Л. Н. Мурзин, Е. А. Земская).

v Достижения семантического синтаксиса (Н. Д. Арутюнова, ван Дейк, Г. А. Золотова, В. Г. Гак, А. И. Новиков и мн. др.), позволившие по-новому взглянуть на семантическую организацию текста.

Наряду с собственно филологическими достижениями, особую роль в становлении лингвистики текста сыграли и результаты исследований погра­ничных с филологией наук: психологии, эстетики, теории искусственного интеллекта, философии, физиологии, психолингвистики, когнитивной линг­вистики.

Сегодня настоятельной потребностью становится разработка модели комплексного филологического анализа текста на основе фундаментальных дос­тижений лингвистики текста и других областей лингвистики, прежде всего теории речевых актов и жанров, стилистики, философии и эстетики языка, а также достижений в области литературоведения.

Читайте также: