Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования

Обновлено: 07.07.2024

Основная цель работы заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

Современная школа сегодня не может жить в разрез с изменениями, происходящими в мире. И одной из задач современной школы не случайно является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе повышения квалификации и педагогического мастерства учителя, применение им новых методов и форм их решения. Современный учитель как один из важнейших участников образовательного процесса не может сегодня не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.

Использование современных педагогических технологий позволяет перейти:
• от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
• от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
• от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
• от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции.

С использованием ИТ в обучении во всем мире связаны надежды повысить эффективность учебного процесса, уменьшить разрыв между требованиями, которые общество предъявляет подрастающему поколению, и тем, что действительно дает школа. Эффективность применения ИТ для решения этих задач обусловлена следующими факторами:

— разнообразие форм представления информации;

— высокая степень наглядности;

— возможность моделирования разнообразных процессов;

— освобождение от рутинной работы, отвлекающей от усвоения основного содержания;

— хорошая приспособленность для организации коллективной исследовательской работы;

— возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;

— организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. А как же этого достичь — использовать богатые иллюстративные, звуковые и интерактивные возможности компьютера, которые создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт, что способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмета.

Возможность применения ИКТ средств в обучении иностранному языку необычайно широка. Включение обучающихся в образовательную деятельность осуществляю на основе системно-деятельностного подхода, который позволяет организовать процессы мотивации обучающихся, строить и корректировать способы действий в условиях фронтальной, групповой и индивидуальной работы, организовывать рефлексию, самоконтроль, осуществлять самооценку и коммуникативное взаимодействия.

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках иностранного языка способствует тому, чтобы:

  1. Найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности;
  2. Создать благожелательную творческую атмосферу на уроке;
  3. Постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности;
  4. Искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний;
  5. Раскрыть и реализовать личностные особенности и ученика и учителя.

При работе с новыми технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Выполнение заданий с использованием новых информационных технологий позволяет учащимся погружаться в реальную языковую среду через телекоммуникационное обучение с носителями языка, дидактическим и справочным материалам, к актуальной аутентичной информации.

Применение новых информационных технологий на уроках английского языка, и во внеклассной работе, несомненно, является неотъемлемой составной частью процесса обучения, расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, повышает мотивацию учащихся в образовательном процессе и создает условия для их успешной самореализации в будущем.

В заключении можно сказать, что эффективность применения средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современное реформирование профессионального образования предполагает изменение педагогической системы профессионального обучения, т.е. определенной совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных средств, методов и процессов, обеспечивающих организацию целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. При реализации государственных образовательных стандартов основные вопросы организации образовательного процесса не будут решаться только через корректировку программ, переработку учебников, освоение активных методов обучения и пр. Эффективным должен стать сам образовательный процесс, обеспечивающий достижение целей.

Как показывает практика, для достижения заданных результатов обучения необходимо многостороннее, многоуровневое согласование и соподчинение всех элементов образовательного процесса, ориентация всех субъектов на определенный конечный результат.

Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, их личностно- профессионального поведения, владение компетенциями. Под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Компетентность рассматривается как одна из ступеней профессионализма, составляющая основу педагогической деятельности учителя. Компетентность учителя трактуется, как способность личности на разном уровне решать различные типы педагогических задач.

Повышение профессионального уровня педагогов – необходимое условие модернизации системы образования Казахстана . Педагог 12 - летней школы обязан обладать высоким уровнем сформированности ряда компетентностей:

Специальная , или деятельностная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.

Образовательная компетентность – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Основная цель деятельности заключается в повышении качества образования путем формирования ключевых компетенций субъектов образовательного процесса.

Цель деятельности - создание условий для творческой работы по внедрению деятельностного и компетентностного подхода в обучении; обеспечение единой, воспитательно – образовательной сферы формирования и развития личности учащегося, осуществления преемственности по схеме:

-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;

-создание условий для реализации деятельностного и компетентностного подхода в обучении;

повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;

-создание условий для самореализации и самоутверждения личности;

-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни.

-обеспечение качественного уровня освоения учащимися государственных общеобязательных стандартов начального общего образования РК;

-создание условий для реализации деятельностного и компетентностного подхода в обучении;

повышение мотивации учащихся в получении качественного образования;

-создание условий для самореализации и самоутверждения личности;

-организация деятельности школьного коллектива по воспитанию патриотизма, толерантности, ответственности, стремления вести здоровый образ жизни.

Принципы методической работы

-принцип позитивности, оптимистичности оценивания

-принцип личного стимулирования

Реализация творческого потенциала учащихся.

Создание здоровье сберегающей среды обучения.

Использование инновационных технологий.

Обеспечение качественного выполнения стандарта.

- совершенствование современного урока;

- разнообразие форм научно – методической работы;

- составление измерителей обученности;

- сотрудничество с родителями.

2. Диагностическая деятельность:

- выявление уровня интеллектуального развития и творческого потенциала

для определения индивидуальных стратегий обучения;

- отслеживания уровня обученности учащихся по изученным темам, по

четвертям и полугодиям и т.д.

- осуществления мониторинга и коррекции результатов обученности

Признаками технологичности образовательного процесса являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо – культурной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека.

Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.

Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений

Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его эффективность и направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса

В рамках образовательной парадигмы технологии соединяются в систему – цели, задачи, структурированный учебный материал, методы обучения, способы усвоения содержания, отработки учений с формами организации учебно-познавательной деятельности, способами контроля, самодиагностики и коррекции усвоения.

Список литературы

Психология и педагогика: Учебное пособие. О.Б.Бетина.

Руководство для учителя.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002

Что должно изменяться в нем самом и стиле его работы?
Усвоение обучающимися учебного материала осуществляется согласно их учебным достижениям и интеллектуальным способностям посредством разработки уровневых заданий для самостоятельных работ по каждой изучаемой теме. Организация учебного процесса на основе уровневой дифференциации позволяет углубить процесс мышления и обеспечить индивидуализацию на основе максимально объективной оценки результата обучения.

Оценить 531 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Автор программы понятие "Этикет" рассматривает в самом широком смысле, ставит очень актуальные задач. Подробнее.

Особенно ценно, что именно учитель, совместно с психологом, является автором программы адаптации реб. Подробнее.

Соглашусь с мыслью учителя о необыкновенной важности духовно-нравственного воспитания у детей в млад. Подробнее.

Замечательно, что воспитатель ставит задачу развивать коммуникативные навыки у учащихся младших клас. Подробнее.

Прекрасное раскрытие темы, очень полезные приемы и стратегии, которые используются на уроках. Думает. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности


В настоящее время образование Казахстана находится в стадии обновления. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода через технологию критического мышления, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у школьников навыки деятельности в конкретных ситуациях.

Педагогическое чтение

Педагогическое чтение

Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования Жуманова Х.Н., учитель казахского языка и литературы Александровская основная школа

Технологизация образовательного процесса как ресурс обновления содержания школьного образования

Жуманова Х.Н., учитель казахского языка и литературы

Александровская основная школа


Критическое мышление- Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно применить в реальной жизни.

Критическое мышление-

Умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно применить в реальной жизни.

Три стадии технологии развития критического мышления Вызов - актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; - пробудить интерес, активизировать обучаемого; -структурировать последующий процесс изучения материала Осмысление - получение новой информации; - ее осмысление - соотнесение новой информации с собственными знаниями; - поддержание активности, интереса. Рефлексия -выражение новых идей и информации собственными словами; - целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

Три стадии технологии развития критического мышления

- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

- пробудить интерес, активизировать обучаемого;

-структурировать последующий процесс изучения материала

- получение новой информации;

- ее осмысление

- соотнесение новой информации с собственными знаниями;

- поддержание активности, интереса.

-выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем

Чтение с остановками (лекция с остановками)

  • Кластер
  • Составление маркировочной таблицы

(Знаю – Хочу узнать - Узнал)

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Согласны ли вы…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Схема реализации приема:

Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А4 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Читайте также: