Технология педагогического общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общение - важнейшее условие и средство развития личности, духовное богатство которой зависит, в частности, от уровня коммуникативной культуры. В процессе педагогического общения учитель обучает школьников способам умствен­ной деятельности, управляет процессами учения, поддерживает заинтересованность учащихся на уроке, обучает нормам взаимоотношений с людьми, стремится к мотивационному обеспечению учебного процесса и снятию эмоциональной напря­женности. Воспитать у ребенка положительное отношение к к.-л. нормам возможно только через сложившийся механизм

общения, т.о., педагогическое общение - это многоплановый процесс организации и развития комму­никации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый их совме­стной деятельностью. Педагогическое общение в технологическом плане выражается в умениях: - нала­дить контакт, управлять общением учащихся на уроке, - эффективно организовать взаимоотношения с детьми на основе понимания их состояния; - управлять собственным психическим состоянием в обще­нии, - передавать собственное эмоциональное отношение к учебному материалу. В педагогическом процессе общение выполняет несколько функций. Классификация А.В. Мудрика:

- нормативная функция общения - отражает освоение школьниками социальных норм поведения: а) в ходе специально организованных учителем мероприятий, б) в обычной повседневной работе; в) в общении учащихся между собой, если оно целенаправленно корректируется воспитателем, г) в семье, где осваиваются первые правила поведения;

- познавательная - усвоение знаний об окружающем мире, природных и общественных явлени­ях: а) в ходе повседневной работы на уроках; б) на внеурочных и факультативных занятиях; в) при групповой работе на уроке; г) в результате стихийного общения;

- эмоциональная - обогащение положительных состояний воспитанников в течение разнообраз­ных методов и видов воспитательной работы (урок, перемена, мероприятия). В это время обогащается память, развивается мышление, совершенствуются эмоции ребенка, возбуждается определенное отно­шение к знаниям, собеседникам, себе, миру;

- актуализирующая - реализация в процессе общения типических и индивидуальных сторон лич­ности школьника, самоутверждение его и учителя, понимание собственной значимости и индивидуаль­ности всеми учащимися.

Этапы решения коммуникативной задачи

: /. Ориентирование в условиях общения. Педагогу важно приспособить общий стиль своего обще­ния к конкретным условиям общения на уроке (мероприятии и т.п.). Он должен осознать собственный стиль общения с учащимися; мысленно восстановить предыдущие особенности общения в данном коллективе; уточнить стиль общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуа­ции в классе и текущих педагогических задач.

II. Этап привлечения к себе внимания. Приемы: а) вербальное общение с учащимися; б) выдерж­ка паузы, но не просто молчание, а активное внутреннее требование внимания к себе; в) двигательно-знаковый - применение наглядных пособий, запись на доске и пр.; г) смешанный вариант, включающий элементы трех предыдущих (используется чаще всего).

IV. Вербальное общение - основной этап, успешность которого определяется выразительной ре­чью педагога, умением логически излагать информацию, ориентацией речи на собеседника, инициатив­ностью в общении, способностью управлять общением, владеть жестами, мимикой, интонацией и др.

V. Организация обратной связи. Выделяют два вида такой связи: 1) содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Она осуществляется с по­мощью фронтального или индивидуального опроса и т.п. 2) Эмоциональная обратная связь устанавли­вается педагогом через чувствование настроя класса на уроке (мероприятии) - по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. В совокупности они эти два вида обратной связи дают педагогу информацию об уровне восприятия материала и познава­тельно-нравственной атмосфере проводимого занятия.

Стили педагогического общения Стиль пед. общения отражает особенности коммуникативных возможностей педагога; его общую и педагогическую культуру, профессионализм, творческую индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений с воспитанниками. Общепринятой классификацией стилейпедагогического об­щения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный (Маркова А.К.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично, исходя из собственных установок, при­нимает решения, касающиеся жизнедеятельности класса и каждого учащегося, субъективно оценивает ее результаты, акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не принимая во внимание мотивы этих поступков. Он не позволяет проявлять учащимся самостоятельность и инициативу, оцен­ивание учащихся неадекватно, основано лишь на показателях успеваемости, т.е. ученик - объект воз­действия. Методы: приказ, поучение. Несмотря на хорошую успеваемость и дисциплину на уроке, пси­хологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная, часто возникают устойчивые конфликтные ситуации.

Либеральный (попустительский) стиль общения характеризуется невмешательством педагога в деятельность класса, равнодушием к проблемам учащихся. Такой педагог формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. При этом контроль за деятельно­стью школьников и динамикой развития их личности практически отсутствует. Успеваемость и дисцип­лина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противопо­ложность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособ­ленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является демократический стиль, ориентированный на взаимодействие, на привлечение каждого к решению общих дел. Учащийся - субъект общения. Призна­ки этого стиля - взаимоприятие, сотрудничество, свободное обсуждение возникающих проблем, актив­но-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, сти­мулирование учащихся к творчеству, инициативе, организация условий для самореализации, глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Показатели успеваемости и дисциплины могут быть не очень высокими, но психологическая атмосфера в таких классах весьма благополучна. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высо­кой требовательностью к себе и другим. Методы: совет, просьба, побуждение к действию.

Общение — понятие сложное, неоднозначное, емкое. Довольно часто общение трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата в совместной деятельности.

С позиции деятельностного подхода, принятого, в основном, в отечественной психологической науке, общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека и т. д. Но человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного [речевого] обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми — оно многообразно и по содержанию, и по форме проявлений. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимодействия партнеров до узких, конкретных, свернутых, фрагментарных контактов.

Итак, конкретизируем и уточним: общение, как мы уже сказали, является многогранным явлением — оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение (аспект личностного отношения — один из компонентов, одна из граней данного явления). и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их духовное взаимопроникновение (аспект личностного отношения — один из компонентов, одна из граней данного явления).

Понятно, что в силу именно своей многогранности, общение изучается многими науками, причем, и фундаментальными, и прикладными. Для удобства анализа нашими учеными выделяются в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению.

Общение в логико-гносеологическом аспекте можно рассматривать как особый вид познавательнопрактической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Как видим, здесь вполне конкретно объясняется социальная сущность общения и структурные компоненты и их связи друг с другом. Процесс общения не может происходить без каких-либо [специальных, специфических] средств, причем, средства эти должны соответствовать содержанию, обстановке, целям и, естественно, особенностям партнеров общения, коммуникантов.

Основным средством общения, конечно, служит язык, а изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения исследуются в функционально-лингвистическом подходе к общению.

А вот психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования — наблюдаемые факты фиксируются в терминах психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями. Общение для психолога (и, кстати, педагога) — это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности (например, образовательной, получения образования).

Но общение как понятие широкое может рассматриваться и социологами, и философами, и медиками, и, как мы уже сказали, педагогами — и комплексный подход становится чрезвычайно важным сегодня.

Но наше исследование общения сосредоточено именно на его педагогической стороне.

Педагогическое общение — специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося, опосредующее усвоение знании и становление личности в учебновоспитательном процессе.

Иногда педагогическое общение определяется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение, по словам Л. Л. Леонтьева — неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Ранее А. Н. Леонтьев педагогическое общение определил как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива/>59

Педагогическое общение — основная форма осуществления педагогического процесса, и его продуктивность определяется целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса в качестве императива их индивидуального поведения.

Основная цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков, компетенций) от педагога учащимся и в обмене личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление/формирование индивидуальности учащихся да и самих педагогов.

Нами много сказано об информационной функции общения, однако можно определенно выделить и другие:

контактную как установление контакта, как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимной ориентации;

побудительную как стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

эмотивную как пробуждение в обучающемся нужных эмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний и др.

Педагогическое общение (правильное, грамотное) создает необходимые условия для реализации потенциальных сущностных сил всех субъектов педагогического процесса.

Высшая цель педагогического общения — сохранение индивидуальности педагога и обучающегося. Всегда относиться к себе и учащимся как цели общения — вот что по-настоящему важно! Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность данному слову и т. д.

Специфика общения проявляется в его направленности — не только на само взаимодействие и на обучающихся [с целью их развития], но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе знаний, умений, навыков, компетенций. Отсюда можно конкретизировать: педагогическое общение идет по трем векторам: учебное взаимодействие, актуальное состояние и перспективные линии развития молодых людей, предмет освоения/усвоения. Своеобразие педагогического общения, выражается в очень прочном сочетании элементов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

В педагогическом общении, заметим очень важна все же обучающая его функция как часть взаимодействия педагога и обучающихся и обучающихся между собой.

умение руководить, учить, воспитывать, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей;

умение слушать и выслушивать;

речевая (коммуникативная) культура;

душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту;

проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше;

наблюдательность и др.

Отечественная педагогика сегодня выделяет две основные модели общения : учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.

Новые формы общения с родителями Как выстроить гармоничные отношения с родителями? Мотивированные и вовлеченные родители помогут не просто достичь новых образовательных.

Радость общения на МAAM Как быстротечно время. сегодня ровно два года я на МААМ. вместе с вами,мои друзья постоянные и мимолётные. И каждая встреча радует. изумляет. сколько.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

педагогическое общение фото

Педагогическое общение - это многоплановое, профессиональное общение педагогов в процессе обучения с учащимися, включающее в себя развитие и установление коммуникаций, взаимодействие и взаимопонимание между преподавателями и учениками.

Эффективность педагогического общения напрямую зависит от степени удовлетворенности, которую испытывает каждый из участников в условиях реализации актуальных потребностей.

Стили педагогического общения

Факторами, влияющими на развитие личности учащегося, выступают стили педагогического общения.

Стиль педагогического общения и руководства определяют приемы и методы воздействия воспитательного характера, которые проявляются в наборе ожиданий и требований соответствующего поведения воспитанников. Стиль воплощается в формах организации деятельности, а также общения детей, имея определенные способы в реализации отношений к детям. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили педагогического общения.

Демократический стиль педагогического общения

Самым эффективным, а также оптимальным является демократический стиль взаимодействия. Он отмечается характерным широким контактом с воспитанниками, проявлением уважения и доверия, при котором педагог старается наладить эмоциональное взаимодействие с ребенком, не подавляет личность наказанием и строгостью; общение с детьми отмечается положительными оценками.

Демократичный педагог нуждается в потребности обратной связи от воспитанников, а именно того, как они воспринимают формы совместной деятельности, умеют ли признавать свои ошибки. Работа такого педагога нацелена на стимуляцию умственной активности и мотивацию в достижении познавательной деятельности. В группах воспитателей, где общение выстроено на демократических тенденциях, отмечаются соответствующие условия для развития детских взаимоотношений, а также эмоционального положительного климата группы.

Демократический стиль педагогического общения создает дружественное взаимопонимание между воспитанниками и педагогом, вызывает у детей только положительные эмоции, развивает уверенность в себе, а также позволяет понять ценности в сотрудничестве совместной деятельности.

Авторитарный стиль педагогического общения

Авторитарные педагоги, напротив, отмечаются ярко выраженными установками, избирательностью по отношению к воспитанникам. Такие педагоги зачастую применяют запреты, а также ограничения в отношении детей, чрезмерно злоупотребляют отрицательными оценками.

Авторитарный стиль педагогического общения - строгость и наказание во взаимоотношениях между педагогом и детьми. Авторитарный воспитатель ждет только послушания, его выделяет огромное число воспитательных воздействий при всем их однообразии.

Авторитарный стиль педагогического общения ведет к конфликтности, а также недоброжелательности в отношениях, тем самым создавая неблагоприятные условия в воспитании дошкольников. Авторитарность педагога зачастую выступает следствием недостатка уровня психологической культуры, а также стремлением ускорить темп в развитии воспитанников, вопреки индивидуальным особенностям.

Зачастую педагоги используют авторитарные приемы из благих намерений, поскольку убеждены, что ломая детей, а также добиваясь максимальных результатов, можно скорее достичь желаемых целей. Выраженный авторитарный стиль педагога ставит его в позицию отчуждения от воспитанников, поскольку каждый ребенок начинает испытывать состояние тревоги и незащищенности, неуверенности и напряжения. Такое происходит из-за недооценивая развития у детей инициативности, самостоятельности, преувеличения недисциплинированности, лени и безответственности.

Либеральный стиль педагогического общения

Для данного стиля характерны безответственность, безынициативность, непоследовательность в принимаемых действиях и решениях, отсутствие решительности в трудных ситуациях.

Либеральный педагог забывает о прежних требованиях и спустя определенное время предъявляет противоположные им. Зачастую такой педагог пускает дело на самотек и переоценивает возможности детей. Он не проверяет, насколько выполнили его требования, а оценка воспитанников либеральным воспитателем напрямую зависит от настроения: хорошее настроение – преобладание положительных оценок, плохое – негативные оценки. Такое поведение способно привести к падению в глазах детей авторитета педагога.

Либеральный воспитатель пытается сохранить хорошие отношения, не портит ни с кем отношения, в поведении доброжелателен и ласков. Всегда воспринимает воспитанников как самостоятельных, инициативных, общительных, правдивых.

Стили педагогического общения, являясь характеристиками индивида, не являются врожденными качествами, а воспитываются и формируются в процессе педагогической практики на основе осознания основных законов формирования и развития системы человеческих отношений. Но к тому или иному стилю формирования общения располагают личностные определенные характеристики.

Смешанный стиль отмечается преобладанием двух стилей: демократического и авторитарного или демократического и либерального. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.

В настоящее время большое значение отводится психологическим знаниям в установлении межличностных контактов, а также налаживании взаимоотношений педагога с учащимися.

Психолого-педагогическое общение включает в себя взаимодействие учителя-воспитателя с учащимися, коллегами, родителями, а также с представителями органов управления общественности и образованием, осуществляемое по профессиональной деятельности. Спецификой психолого-педагогического общения выступает психологическая компетентность педагога в области социальной и дифференциальной психологии при взаимодействии с детьми.

Структура педагогического общения

В структуре педагогического общения выделяют следующие этапы:

1. Прогностический этап (моделирование педагогом будущего общения (педагог очерчивает контуры взаимодействия: планирует, а также прогнозирует структуру, содержание, средства общения. Решающим значением в этом процессе выступает целевая установка учителя. Ему следует позаботиться о привлечении учащихся к взаимодействию, создать творческую атмосферу, а также открыть мир индивидуальности ребенка).

2. Коммуникативная атака (ее сутью выступает завоевание инициативы, а также налаживании делового и эмоционального контакта); педагогу важно овладеть техникой вхождения во взаимодействие и приемами динамического влияния:

- заражение (целью которого выступает эмоциональный, подсознательный отклик во взаимодействии на основе сопереживания с ними, несет невербальный характер);

- внушение (сознательное заражение мотивациями с помощью речевого воздействия);

- убеждение (аргументированное, осознанное и мотивированное влияние на систему взглядов индивида);

- подражание (подразумевает усвоение форм поведения другого человека, в основе которой лежит сознательная и подсознательная идентификация себя с ней).

3. Управление общением нацелено на сознательную и целенаправленную организацию взаимодействия. Очень важно создать атмосферу доброжелательности, в которой ученик свободно проявит свое Я, получит положительные эмоции от общения. Педагог в свою очередь должен проявить интерес к ученикам, активно воспринимать информацию от них, давать возможность высказывать свои суждения, передавать ученикам свой оптимизм, а также уверенность в успехе и намечать пути к достижению целей.

4. Анализ общения (сопоставление целей, средств с результатами взаимодействия, а также моделирования дальнейшего общения).

Перцептивный компонент педагогического общения нацелен на изучение, восприятие, понимание и оценивание партнёрами по общению друг друга. Личность педагога, его профессиональные и индивидуально-психологические качества являются важным условием, которые определяют характер диалога. К важным профессиональным качествам педагога относят умение давать адекватную оценку индивидуальным особенностям учащихся, их интересам, склонностям, настроениям. Только выстраиваемый с этим учетом педагогический процесс способен быть эффективным.

Коммуникативный компонент педагогического общения обуславливается характером взаимоотношения участников диалога.

Особенную важность приобретают активные методы обучения, которые стимулируют самостоятельное нахождение детьми необходимой информации, а также ее дальнейшее использование в разнообразных условиях. Овладев большим массивом данных и развив способности оперировать ими, ученики превращаются в равноправных участников учебного диалога, внося значительный вклад в коммуникации.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение рассматривают как установление межличностных близких отношений, основанных на степени общности интересов, мыслей, чувств; установление дружественной, доброжелательной атмосферы между объектом и субъектом, обеспечивающей максимально эффективный процесс воспитания и обучения, психического и интеллектуального развития человека, сохраняющего неповторимость и индивидуальность личностных особенностей.

Педагогическое общение многогранно, где каждая грань отмечается контекстом взаимодействия.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

За заинтересованность в успехе учащегося, а также поддержание благожелательного контакта и атмосферы отвечает общение, что способствует самоактуализации и развитию в дальнейшем ученика.

Педагогическое общение должно обеспечить уважение к личности ребенка. Понимание и восприятие личности ученика педагогом - это познание духовного мира, физических состояний ребенка, индивидуальных и возрастных, психических, национальных и других различий, психических новообразований и проявления сензитивности.

Понимание личности учащегося учителем формирует атмосферу заинтересованного к нему отношения, а также доброжелательности, способствует в определении перспектив развития личности и их регуляции.

Функцию понимания и восприятия личности ученика педагогом следует рассматривать как важнейшую.

Информационная функция отвечает за психологический реальный контакт с учащимися, развивает процесс познания, дает обмен духовными и материальными ценностями, создает взаимопонимание, формирует познавательный поиск решений, положительную мотивацию в достижении успехов в учебе и самовоспитании, в становлении личности, устраняет психологические барьеры, устанавливает межличностные отношения в коллективе.

Информационная функция отвечает за организацию группового, индивидуального, коллективного общения. Индивидуальное общение способствует познанию личности, а также воздействию на ее сознание, поведение, а также на ее коррекцию и изменение.

Контактная функция - установление контакта для обоюдной готовности к передаче и приему учебной информации.

Побудительная функция - стимуляция активности ученика, направленная на выполнение учебных действий.

Эмотивная функция - побуждение в учащемся необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью собственных состояний и переживаний.

Педагогическое общение должно иметь ориентир на достоинство человека и большое значение в продуктивном общении играют такие этические ценности как: откровенность, честность, доверие, бескорыстие, милосердие, забота, благодарность, верность слову.

Читайте также: