Технология музыкального воздействия в детском саду что это

Обновлено: 17.05.2024

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья.
В. М. Бехтерев
Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его.
Р. Роллан
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык — музыка.

В работе педагога-психолога с детьми музыка используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.
В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:
1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технология музыкального воздействия.

Цель: Обогащать деятельность детей, углублять их представления, вводить в мир разнообразных чувств, развивать интеллект, творческие, музыкальные способности.

Методические указания

Использовать музыкальные произведения для прослушивания в записи фонограмм в повседневной жизни детского сада: сопровождение различных режимных процессов. Для усиления художественного образа музыка применяется на занятиях по изобразительной, речевой деятельности, а так же в режиссерской игре.

В условиях детского сада. Технологию музыкального воздействия применяет музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в разных видах музыкальной деятельности.

Рекомендации воспитателям

Рекомендуется использовать музыкальные фонограммы в повседневной деятельности детей: в качестве музыкального фона в утренний прием, при подготовке ко сну, прогулке. Так же, можно прослушивать фрагменты музыкальных произведений на занятиях по художественной, речевой деятельности в процессе режиссерской игры.

Прослушивание разнообразных произведений классической музыки влияет на развитие интеллекта, творческих и музыкальных способностей.

В последнее 10-летие дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные подходы к развитию детей. Одним из таких новшеств является музыкальная терапия, позволяющая корректировать поведение, формировать когнитивные и социальные навыки у воспитанников.

Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Поэтому музыкотерапия в детском саду используется все чаще.

Дети и музыка

Что такое музыкотерапия для детей

Музыкальная терапия является научно обоснованным методом, использующим различные свойства музыки в целях стимуляции чувственных переживаний.

Позитивные эмоции, возникающие у ребенка при прослушивании мелодий, оказывают благотворное влияние на его физиологическое и психологическое здоровье.

Музыкотерапия в основном реализуется посредством прослушивания мелодий, игры на инструментах, пения. Нередко ее методы сочетают с танцевальными упражнениями.

Цели и задачи музыкотерапии в ДОУ

Основной целью использования музыкотерапии в ДОУ является развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств воспитанников.

Перед педагогом, использующим эту методику, стоит несколько задач:

  • формирование творческих способностей у детей;
  • развитие эмоционального интеллекта;
  • расширение когнитивных возможностей;
  • тренировка общей и мелкой моторики.

Влияние ритма и тональности на организм человека

Основой музыкального произведения является мелодия, выражающая его главную мысль и образ. Она представляет собой комбинацию ритма и тональности, которые оказывают прямое воздействие на эмоциональное состояние и поведение человека.

Музыкальный ритм увлекает за собой сердечный: чем ниже его скорость, тем реже пульс. В этом случае мелодия будет оказывать на организм расслабляющее действие. Напротив, быстрый ритм сопровождается возбуждающим эффектом и формированием отрицательных эмоций.

В обработке тональности участвует лимбическая система мозга, которая отвечает за мотивацию. Минорная мелодия подавляет эмоции, усугубляет депрессивное состояние, ослабляет волю. Напротив, мажорные звуки способны улучшать настроение и воодушевлять человека.

С помощью мелодии можно влиять на физиологические показатели: секрецию гормонов и нейромедиаторов, артериальное давление, восприятие боли. Кроме того, ритмичный звук синхронизирует поведение и мышление людей в группе, а тональность является ключевым компонентом в построении взаимопонимания.

Когда была отмечена эффективность музыкотерапии для детей

Впервые использовать музыкальную терапию в сфере образования предложил в 1940-х гг. американский психолог Эверетт Гастон. Он разработал специализированные учебные программы, которые были утверждены несколькими крупными колледжами и университетами США. Эксперимент оказался удачным, после чего педагоги стали внедрять идеи Э. Гастона в школах.

Спустя всего 10 лет в стране начали работать программы по подготовке специалистов, использующих звукотерапию в детских образовательных и медицинских учреждениях.

Музыкотерапия

Как нужно подбирать музыку по темпераменту ребенка

Выбор музыкального произведения должен зависеть от темперамента слушателя. Спокойному, медлительному ребенку рекомендованы композиции с подвижным темпом.

Из классических произведений подходят вальсы или марши, например:

Активному и импульсивному дошкольнику следует слушать мелодии со спокойным ритмом, способствующим расслаблению и стабилизации эмоционального состояния.

Примером таких произведений являются:

Как используется музыкотерапия в ДОУ

Применение музыкотерапии сегодня является многообещающим направлением дошкольных учреждений. Эта технология помогает эффективно корректировать психофизическое здоровье учащихся в процессе их повседневной деятельности. Педагоги используют музыку для формирования социальных ценностей и созидательных параметров личности у детей раннего возраста.

Основные правила

Ключевым фактором результативности терапии является грамотно составленная музыкальная программа, которая учитывает возрастные особенности и эмоциональное состояние воспитанников.

При реализации подхода педагоги должны использовать все возможные методы, воздействуя на различные функции организма и аспекты личности детей.

Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание играет ключевую роль в формировании речевых функций. Также оно является важным фактором полноценного физического развития ребенка: сильные респираторные мышцы обеспечивают эффективный метаболизм и защиту от патогенных микроорганизмов.

Целью дыхательной гимнастики является формирование навыков управления частотой и глубиной дыхания, что достигается благодаря таким простым упражнениям:

  • выдуванию мыльных пузырей;
  • вдыханию цветочных ароматов;
  • имитации голосов животных;
  • вокализации букв, буквосочетаний и др.

Правильное дыхание также помогает приобрести навыки эмоционального самоконтроля: управляя фазами выдоха и вдоха, можно получить успокаивающий или мобилизующий эффект соответственно.

Фонопедические занятия

Высокоэффективным способом развития голоса, слуха и когнитивных способностей дошкольников считается система фонопедических упражнений российского педагога-исследователя В.В. Емельянова.

Его методика основана на преподавании техники вокала и артикуляционных приемах защиты и восстановления голосового аппарата. Фонопедическая гимнастика способствует формированию чувства ритма, правильного дыхания, навыков звукообразования и интонирования.

Система включает несколько типов упражнений:

Рекомендованные произведения

При подборе музыкальных произведений важно учитывать время суток и характер деятельности детей. Например, в утренние часы воспитанники дошкольного учреждения нуждаются в заряде бодрости, который обеспечивают быстрые и эмоционально насыщенные мелодии.

Напротив, перед приемом пищи или сном им необходимо расслабиться, прослушав тихие, медленные композиции.

Когда воспитанник приходит в образовательное учреждение, он должен ощутить атмосферу благожелательности. Формированию позитивного психологического климата способствуют короткие сбалансированные мелодии, написанные в классическом стиле.

К утреннему прослушиванию рекомендуются такие произведения:

Желательно выбирать динамичные и эмоционально насыщенные произведения, чтобы ребенок обратил на них внимание. Продолжительность одной композиции не должна превышать 5 минут.

Перед сном

Прослушивание медленных, тихих мелодий перед сном способствует расслаблению и быстрому засыпанию.

1. Презентация на тему: Технология музыкального воздействия

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает
сильным психологическим воздействием на детей. Она
влияет на состояние нервной системы (успокаивает,
расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает),
вызывает различные эмоциональные состояния (от
умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства,
подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить
внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ.
Музыкально-валеологическое воспитание – это
организованный педагогический процесс, направленный на
развитие музыкальных и творческих способностей детей,
сохранение и укрепление их психофизического здоровья с
целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальная культура понимается как жизненная и духовная
среда, в рамках которой только и может осмысленно
существовать собственно музыка.

Музыка в жизни ребёнка.
Сегодня мы все хотим научить детей быть творческими
личностями, способными к восприятию новизны, умеющими
импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в
современный мир, уметь решать проблемы творчески, без
предварительной подготовки, если это будет нужно. И для
достижения этой цели нет лучше средства, чем уроки музыки,
уроки музыкальной импровизации, активного творческого
музицирования, которые станут для детей уроками жизни.

Цели и задачи.
Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах
музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя
из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого
ребенка.
Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей
семье, сверстникам, самому себе.
Формировать осанку, гигиенические навыки
Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к
здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости

Условия ДОУ для развития музыкальных и творческих
способностей детей, укрепления их психофизического здоровья.
Музыкальный
зал
Групповые
комнаты
Физкультурный
зал
Территория
детского
сада
Утренняя гимнастика
Музыкальные занятия
Индивидуальные занятия
Танцевальный кружок
Праздники, развлечения
Самостоятельная музыкальная и театральная
деятельность в музыкальных уголках
Индивидуальная работа
Утренняя гимнастика
Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением
ЛФК (лечебная физкультура)
Музыкально-спортивные праздники и развлечения
Праздники и развлечения
Музыкальные и спортивные
развлечения, праздники

Музыкальные занятия и здоровье сберегающие
технологии на занятиях.
Музыкальные занятия.
Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,
целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование
музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная
педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных
занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной
деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Дыхательная
гимнастика.
Упражнения на
развитие дыхания
играют важную роль в
системе
оздоровления
дошкольников.
Дыхательная
гимнастика для детей
приучает дышать
носом (что важно для
профилактики
респираторных
заболеваний),
тренирует
дыхательные
мышцы, улучшает
вентиляцию легких,
повышает насыщение
крови кислородом.

Игровой массаж.
Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа
благотворно влиять на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник,
воздействуя на биологически активные точки тела. Тысячи лет назад тибетские
врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это
бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Делая
самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.
Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека
позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в
игре.

Музыкотерапия
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном
восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и
исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от
индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до
неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно
использовать для влияния на самочувствие человека.
Применение музыкотерапии.
Ребенка необходимо подготовить к восприятию музыки (предложить сесть
поудобней, расслабиться, сосредоточиться на музыке и предварительном
рассказе). Музыка, звучащая на занятиях, специально подобрана, аранжирована
для детей, подобраны и инструменты, мягко звучащие, благотворно влияющие, с
негромкой динамикой. В процессе слушания музыки дети могут активно
двигаться, играть на детских музыкальных инструментах.

Работа с детьми.
Алгоритм проведения музыкального занятия с
использованием
здоровьесберегающих технологий.
1. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические
движения.
2.Приветствие. песня-распевка для настройки на
рабочий лад.
3. Слушание музыки (активное и пассивное).
Физкультминутка, пальчиковая или жестовая игра.
4. Пение, песенное творчество: распевки,
артикуляционная гимнастика, дыхательная
гимнастика.
5. Танцы, танцевальное творчество.
6. Музыкальные игры, хороводы, речевые игры.
7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.
8. Прощание.

Заключение.
Музыкальные занятия с использованием технологий
здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребёнка, его интересов.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное
развитие.
Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий
повысит результативность воспитательно-образовательного процесса,
сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные
на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы
условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от
конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический
мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в
интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный
подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у
педагогов ДОУ и родителей детей.

Читайте также: