Технология исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила : Макеева Ю. В.

Выпускник современной школы должен обладать практико- ориентированными знаниями, чтобы успешно адаптироваться и быть востребованным в современном обществе. Поэтому очень важной задачей становится развитие исследовательских компетенций обучающихся, основу которых составляют универсальные учебные действия.

Участие в исследовательской работе даёт учащемуся возможность осознать свою значимость, принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками, единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Задачи исследовательской деятельности :

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся :

соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

добровольность выбора темы учащимся;

максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,

осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности

Исследовательскую работу можно проводить в системе урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Можно выделить шесть этапов работы над исследовательским проектом:

-выбор темы исследования;

-предложение возможных вариантов решений;

-подготовка проекта (доклада, макета и т. д.);

В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня. Первый, когда педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику. Второй, когда педагог ставит проблему, но пути и методы её решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно. Третий (высший), когда ученики сами ставят проблему, ищут пути её решения и находят само решение.

Очень важно правильно выбрать тему исследования. От этого в значительной степени зависит результат работы. Темы, используемые в работе с детьми начальных классов, можно объединить в три основные группы:

-фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений);

-теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в книгах, фильмах и других источниках информации);

-эмпирические (предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов).

Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, такие исследования способны выполнять одарённые дети.

Основные правила выбора темы:

-тема должна быть интересна ребёнку;

-тема должна быть выполнима;

-учитывать интересы детей;

-тема должна быть оригинальной;

-тема должна быть доступной;

-сочетать желания и возможности.

На этапах поиска вариантов решения и сбора материала, надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели. Выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные. Определить эффективность каждого способа.

1 группа- Биография И. А. Крылова.( Дети этой группы работали с разными источниками, отбирали самый интересный материал об авторе).

Дети побывали в ученическом театре, посмотрев инсценировку басни

3 группа – Музей басни.

Ребята этой группы создали музей басни. Здесь мы увидели книги автора, детские иллюстрации к басням, крылатые выражения.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащемуся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

Основные направления исследовательской работы:

  • Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.
  • Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
  • Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:

  • актуализация исследовательской потребности ученика;
  • вовлечение в поисковую деятельность;
  • поиск средств, активизирующий процесс познания;
  • помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;
  • содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;
  • доведение ученика до результативности в деятельности;
  • создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в ученике, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от учителя, его умения организовать деятельность ученика и признание её ценности для окружающих, для сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность ученика стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.

Поэтому нам кажется важным провести основные отличия организации исследовательской деятельности в знаниевой и личностно-ориентированной моделях образования. Их отражает данная таблица.

Сравнение особенностей организации исследовательской деятельности школьников в знаниевой и личностно-ориентированной моделях

Параметры сравнения

Исследовательская деятельность в знаниевой модели

Исследовательская деятельность в личностно-ориентированной модели

Цель исследовательской деятельности

Получение навыков исследовательской деятельности, развитие активности, конкретные результаты работы.

Способ приобщения

Побуждение взрослым. Лекции о пользе исследовательской деятельности. Эпизодическое участие во внешних мероприятиях исследовательской деятельности.

Основные средства

Обучение исследовательской деятельности по ходу исследования.

Стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности с постоянной коррекцией.

Выполнение исследования по внешне заданному образцу этапов организации научного исследования.

Совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии.

По ходу исследования ученик периодически отчитывается учителю о собственной работе.

В ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется полилог со сверстниками-исследователями.

Познавательные предпочтения ученика игнорируются в ходе исследования.

В ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов учебного исследования

Чёткое и строгое следование принятым в научном мире этапам организации исследования.

Вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика.

Тема исследования выбирается учеником из готового списка вариантов.

Тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем.

Гипотеза, задачи и методы исследования в большей степени определятся руководителем.

Ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования согласовывая их с научным руководителем. Множество формулировок и попыток.

План исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности.

Особенности организации обратной связи

Обратная связь организуется в промежутках между этапами исследования и касается в основном содержания деятельности и результатов.

Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности

Результатами деятельности считаются в основном внешние параметры: выступления на конференциях, грамоты, победы на конкурсах.

Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!).

Использование приобретённого опыта в дальнейшем

Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

5 этап итоговый

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.

Результаты

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части.

Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.

Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Наиболее адекватным для оценки результата исследовательского обучения является экспертный путь оценки.

Таким образом, исследовательская деятельность является важным средством развития личности ученика, готового к самостоятельной жизни в быстро изменяющемся мире, способного ориентироваться в социуме, а главное реализовать свой творческий потенциал, стать созидателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.


В работе приведена технология организации исследовательской деятельности учащихся от формулировки гипотезы до защиты проекта.

Описание разработки

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Планирование учебного исследования.

В связи с этим актуальными становятся вопросы о педагогических целях выполнения исследовательских работ. Интерес педагогики к сравнительному анализу обучения и научного познания вполне понятен и закономерен, одна из основных задач обучения - сделать достоянием подрастающего поколения результаты научного познания [18].

Технология организации и проведения учебного исследования заключается в освоении учащимися логики научного исследования, в процессе которого добываются новые знания. Овладение методикой познания, в основе которой лежат методы научного исследования, решает задачу самообучения индивидуума в течение всей жизни. Это требование обусловлено более тонким структурированием общества, возникающим в результате усложнения и специализации во всех сферах деятельности общества, а также возрастанием роли науки в результате перехода общества к постиндустриальному развитию.

При этом возникает дидактическая проблема соотношения научного познания и обучения. Главное отличие между процессом обучения и процессом познания заключается в том, что субъект (учащийся) не способен выделить предмет познания из объекта. Это приводит к проблеме соотношения части и целого, которая в свою очередь приводит к парадоксу: в обучении объективно известно все, но субъективно для ученика и ученику самому содержание обучения можно вводить и использовать строго постепенно по частям.

При научном познании (исследовании) известно не все; более того, оно направлено всецело на объективно и субъективно неизвестное, но использовать для этой цели в принципе можно все известное [18, С. 29].

Другой важной характеристикой учебно-исследовательской деятельности является внутренняя активность, самостоятельность субъекта этой деятельности. Поэтому на начальном этапе формирования навыков исследовательской деятельности преобладает репродуктивное усвоение элементов научной методологии. Это закономерный процесс, так как только овладение некоторым методическим минимумом делает возможным содержательное и самостоятельное научное исследование [15, С. 47].

Все сказанное позволяет перейти к вопросу о структуре учебно-исследовательской деятельности.

Учебное исследование выполняется в связи с заданием руководителя, который сообщает информацию об объекте и предмете исследования. Для учебного исследования выбираются объекты с учетом имеющихся возможностей: наличие системы понятий о выделенном объекте (связи между объектами), которая позволит построить гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке гипотезы. На этом этапе мысленно воспроизводится весь цикл исследования. Любой вид исследовательской деятельности подразумевает при анализе наблюдаемых объектов, явлений и процессов сначала выдвижения многих версий, объясняющих образование или прогнозирующих их развитие, а затем сбор данных, позволяющих принять или отвергнуть эти версии или сформировать новые, пользуясь логическими построениями типа: если эта версия верна, то должно наблюдаться следующее; и наконец, выбор наиболее вероятной оптимальной версии.

Методы исследования делятся на теоретические и эмпирические, различающиеся целью и характером движения исследователя. Цель теоретического исследования - получать новые знания, цель эмпирического исследования - сбор эмпирического материала. В теоретическом исследовании исследователь движется по объекту во всех его проявлениях: рождение, существование, исчезновение [8]. Основной метод теоретического исследования - синтез, где новое знание получается в результате использования предшествующих, на основе фактов, добытых различными исследованиями в разное время. Вместе с тем в процессе дедуктивного развертывания теории, выведения из нее ядра преобладает аналитический метод. Результат теоретического исследования - целостное представление (теория) о какой-либо предметной области, например, хромосомная теория Т.Х. Моргана, теория относительности А. Эйнштейна, теория строения органических соединений А.М. Бутлерова и т.д.

Помимо анализа и синтеза методами теоретического познания являются: абстрагирование, идеализация, формализация, интерпретирование, индукция и дедукция, аналогия, выдвижение гипотез, системный подход. Главное препятствие для проведения теоретического исследования - не только отсутствие у учащихся глубоких знаний в той или иной области, но и несформированность собственно методологии теоретического уровня. Большинство из перечисленных выше методов исследования в школьном курсе либо не представлены (например, системный подход), либо представлены опосредованно (анализ, синтез) через выполнение учебных заданий.

Эмпирик вырывает отдельные объекты из целостной системы, поэтому результатом его движения является отдельный факт (факты) без должной содержательной интерпретации либо их классификация по внешним признакам.

Эмпирический уровень наиболее широко представлен в школьных исследовательских работах. Для этих работ очень характерно то, что деятельность ученика является чисто эмпирической и сводится к проведению наблюдений и измерений без понимания теоретических основ исследований (понимание теории, в рамках которой проводится исследование, недоступно школьнику по объективным причинам). Дидактическим результатом исследования должно быть формирование у школьников целостной картины исследовательской деятельности, основные элементы которой согласуются с методологическими нормами научного исследования.

Наиболее адекватно целям и задачам обучения учащихся проведению исследования в общеобразовательной школе отвечают работы экспериментально-теоретического уровня, которые позволяют проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, осуществлять обработку и интерпретацию данных, полученных в результате исследования на основе теории в физике. Основоположником нового метода является Г. Галилей (метод Галилея) [2, С. 165]. Для обучения исследованию необходимо придерживаться некоторой последовательности действий или технологии. Это позволит получить определенный результат, гарантированность которого будет тем выше, чем точнее соблюдаются предписания (инструкции). Технология обучения учащихся проведению исследования включает в себя следующие этапы обучения: планирование исследования; постановку исследовательской задачи; выдвижение, подтверждение и опровержение гипотез; методы исследования (наблюдение, эксперимент и т. п.); работу с литературой; оформление результатов исследования; подготовку доклада, тезиса, выступления.

Учебное исследование проводится учеником, как правило, после получения задания от руководителя. Задание должно нести определенную информацию об объекте и предмете исследования, его характере и цели. В соответствии с целью формируется исходный образ объекта и предмета исследования, разрабатывается методика проведения исследования. Главная задача - разрешение противоречия между наличным и требуемым уровнем знаний о предмете исследования .

План проведения исследования разрабатывается в условиях неопределенности, когда знания о предмете исследования неполные или недостоверные. При этом исследователь должен дополнить пробелы в знаниях догадками, гипотезами, т. е. на этом этапе происходит оперирование с гипотетическими знаниями (устанавливаются связи и отношения между ними).

Составляя программу исследования, организатор должен осознавать различие между научным творчеством и учебным исследованием (квазиисследованием) [8]. Ученые обнаруживают противоречия или недостаточности в той картине действительности (научной теории), которая является объектом его деятельности. Сбор информации по этому вопросу выявляет проблему, которая в научном познании - средство формировании и фиксации знания о незнании [18, С. 109].

При проведении квазиисследования (лат. quasi - подобный, похожий) перед учащимися ставится задача, которая, как правило, должна иметь строго сформулированные условия. В науке этому соответствует этап выявления информации, позволяющий поставить проблему. При решении задачи учитывается характер противоречия: информационно-познавательное или логическое. Далее ставится проблема и намечаются пути ее решения, которое обеспечивается наличным формальным и понятийным аппаратом и ведет к однозначному ответу. Для учебного исследования подбираются объекты с учетом имеющихся возможностей: наличие системы понятий о выделенном объекте (связей между понятиями), которая позволяет построить гипотезу, сконструировать ситуацию по проверке гипотезы. Введенные понятия об объекте позволяют сконструировать способы измерений, без которых затруднительно оценить исследование, тем более эксперимент.

Нажмите, чтобы узнать подробности

( М.Г. Качурин, автор книги «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. М., 1988 ).

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ? (ИЗ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ) Технология в широком смысле слова – наука о мастерстве. Технология – совокупность, система приемов в каком –либо деле, мастерстве. Технологии обучения – система, структурными составляющими которой являются цели и содержание обучения, средства и организация учебного процесса, учащийся и учитель, результат их совместной деятельности

ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ? (ИЗ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ)

Технология в широком смысле слова – наука о мастерстве.

Технология – совокупность, система приемов в каком –либо деле, мастерстве.

Технологии обучения – система, структурными составляющими которой являются цели и содержание обучения, средства и организация учебного процесса, учащийся и учитель, результат их совместной деятельности

ХУТОРСКОЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ (РОД. В 1960 Г.)

ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, ПО А.В. ХУТОРСКОМУ Одна из новых образовательных технологий в профильной школе, разработанная А.В. Хуторским, позволяет найти оптимальные приемы и методы в разработке уроков. Главное понятие этой технологии, разработанной А. В. Хуторским, – эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. Следовательно, эвристическое обучение для ученика – это непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. отыскиваю, нахожу, открываю).

ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ, ПО А.В. ХУТОРСКОМУ

Одна из новых образовательных технологий в профильной школе, разработанная А.В. Хуторским, позволяет найти оптимальные приемы и методы в разработке уроков. Главное понятие этой технологии, разработанной А. В. Хуторским, – эвристическая образовательная ситуация (ЭОС) – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через эвристическую деятельность всех ее участников. Получаемый в результате образовательный продукт непредсказуем, педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. Следовательно, эвристическое обучение для ученика – это непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. отыскиваю, нахожу, открываю).

Цель эвристической образовательной ситуации (ЭОС) – активизация познавательной деятельности, повышение интереса к исследовательской работе школьников. 1) предложить учащимся сформулировать проблему, возникающую в ходе обсуждения темы, которая и станет ЭОС; 2) выстроить технологию поиска разрешения ЭОС и создания нового образовательного продукта; 3) в процессе групповой или парной работы помочь составить карту памяти, основанную на визуализации мышления и альтернативной записи; 4) предложить ученикам

Цель эвристической образовательной ситуации (ЭОС) – активизация познавательной деятельности, повышение интереса к исследовательской работе школьников.

  • 1) предложить учащимся сформулировать проблему, возникающую в ходе обсуждения темы, которая и станет ЭОС;
  • 2) выстроить технологию поиска разрешения ЭОС и создания нового образовательного продукта;
  • 3) в процессе групповой или парной работы помочь составить карту памяти, основанную на визуализации мышления и альтернативной записи;
  • 4) предложить ученикам "собрать" представления, смыслы, ассоциации в такой последовательности: этимологический анализ, поиск аналогий из других предметных областей, выявление общего смысла, создание объемного представления о понятии, синтез полученных знаний;
  • 5) ученики записывают возникающие мысли, чувства, ассоциации либо выстраивают визуальные образы и в результате составляют ментальную карту, в которой содержится новое решение проблемы, сформулированной в ЭОС.

Создание эвристической образовательной ситуации (ЭОС)

на уроке внеклассного чтения

по лирике народного поэта Бурятии Б. Дугарова

1. Определить смысл слов в ЭОС. Соединить разрозненные представления, смыслы по алгоритму: 1) этимологический анализ; 2) поиск аналогий из другой предметной области; 3) выявление общего смысла; 4) создание объемного представления о понятии; 5) синтез полученных знаний.

2. Выбрав определенный сборник лирики поэта, найти такие стихи, которые дают значение понятий кочевое и городское пространство, кочевник и горожанин, природа и цивилизация.

3. Какие мысли и чувства либо визуальные образы возникают в сознании читателя при чтении данных стихов?

8. Отметить новое знание в записи о конфликте природы и цивилизации как вечном конфликте в стихотворениях Б. Дугарова.

- доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный и т. п.;

- предметно-содержательная область: моно-проект и межпредметный проект;

- по количеству участников проекта могут быть: личностные, парные, групповые;

- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

1) работа в ситуациях реального общения учителя и ученика, ученика и ученика;

2) акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

3) выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

4) отбор материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

5) наглядное представление результата.

а) подготовка, б) выполнение, в) защита, г) оценка проекта.

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

  • Тема: Мотив женской красоты в русской прозе
  • Задания:

2. Найти общее и особенное в финалах двух произведений:

I. Почему художник не выполнил видения поэтом обложки поэмы?

1) «Запрокинулась лицом,

2) «Нежной поступью надвьюжной,

Сравнить высказывания ученых о композиции романа.

… бросилось мне в глаза значительное лицо старухи, выражавшее безумное отчаяние. Она сидела на толстом бревне, облокотясь на свои колени и поддерживая голову руками: то была мать убийцы. Ее губы по временам шевелились: молитву они шептали или проклятие?

— Эй, тетка! — сказал есаул старухе, — поговори сыну, авось тебя послушает. Ведь это только бога гневить. Да посмотри, вот и господа уж два часа дожидаются.

Старуха посмотрела на него пристально и покачала головой.— Василий Петрович, — сказал есаул, подойдя к майору, — он не сдастся — я его знаю. А если дверь разломать, то много наших перебьет. Не прикажете ли лучше его пристрелить? в ставне щель широкая.

В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.— Погодите, — сказал я майору, я его возьму живого.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТЕСТИРОВАНИЯ

По сравнению с материалом учебного характера обучающие тесты воспринимаются учащимся совершенно по-иному, требуют подробного осмысления литературного текста, перечитывания, сравнительно-сопоставительных действий.

МЕТОДЫ ПРОЕКТНОЙ/ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

Методы решения задач

Метод абсурда Метод рекодификации

Конкурс творчес ких проектов

КОНСТРУКТОР СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Л.С. ИЛЮШИНА Ознакомление Понимание Познакомьтесь… Назовите причины… Применение Анализ Как можно использовать в своей деятельности и для чего? Каковы план и цель исследования Синтез Оценка Дайте свою оценку Оцените значимость проведенной работы

КОНСТРУКТОР СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ Л.С. ИЛЮШИНА

Как можно использовать в своей деятельности и для чего?

Каковы план и цель исследования

Дайте свою оценку

Оцените значимость проведенной работы

ПРИМЕР ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Наедине с тобою, брат, Хотел бы я побыть: На свете мало, говорят, Мне остается жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж. Да что моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. А если спросит кто-нибудь. Ну, кто бы ни спросил, Скажи им, что навылет в грудь Я пулей ранен был; Что умер честно за царя, Что плохи наши лекаря, И что родному краю Поклон я посылаю.

Когда одни воспоминанья О заблуждениях страстей, На место славного названья, Твой друг оставит меж людей, И будет спать в земле безгласно То сердце, где кипела кровь, Где так безумно, так напрасно С враждой боролася любовь, Когда пред общим приговором Ты смолкнешь, голову склоня, И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, Того, кто страстью и пороком Затмил твои младые дни, Молю: язвительным упреком Ты в оный час не помяни. Но пред судом толпы лукавой Скажи, что судит нас Иной, И что прощать святое право Страданьем куплено тобой .

Отца и мать мою едва ль Застанешь ты в живых. Признаться, право, было б жаль Мне опечалить их; Но если кто из них и жив, Скажи, что я писать ленив, Что полк в поход послали, И чтоб меня не ждали. Соседка есть у них одна. Как вспомнишь, как давно Расстались. Обо мне она Не спросит. все равно, Ты расскажи всю правду ей, Пустого сердца не жалей; Пускай она поплачет - Ей ничего не значит!

Какое из предложенных утверждений о чувствах и мыслях героев стихотворений Лермонтова подходит более всего (выберете один ответ из предложенных, объяснив свой выбор):

1. Образность, словоупотребление, лексический состав в речи лирических героев отличаются в связи (выбрать правильный на ваш взгляд ответ):

А. с разной ситуацией

Б. с разным характером каждого из них

В. с другой причиной

2. В каком из двух стихотворений Лермонтов сознательно прибегает к предельной ясности, а в каком - к затушеванности смысла? Почему?

3. Сравните синтаксическое оформление речи двух героев.

4. Каков социальный статус, интеллектуальный уровень того и другого героя, выраженные в речи?

1. В анализе поэтической ситуации можно придти к выводу (выбрать ответ):

В. Оба стихотворения одинаково трагичны

II . Можно ли считать основным качеством героев благородство, аристократизм духа, мужество?

Оцените мастерство поэта в обоих стихотворениях:

В. Оба стихотворения имеют сходство в стилевом выражении

Выполните следующие ситуационные задачи:

Когда одни воспоминанья О днях безумства и страстей Наместо славного названья Твой друг оставит меж

людей, Когда с насмешкой ядовитой Осудят жизнь его порой, Ты будешь ли его защитой Перед бесчувственной

Он жил с людьми как бы с

чужими, И справедлива их вражда, Но хоть виновен перед ними, Тебе он верен был всегда. Одной слезой, одним ответом Ты можешь смыть их

приговор, — Верь! Не постыден перед

светом Тобой оплаканный позор!

ПАНФИЛОВА А.П. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. М., 2009. В учебном пособии представлено большинство интенсивных обучающих технологий интерактивного характера, активизирующих учебный процесс (имитационные, ролевые игры, тренинги и неимитационные технологии: игровое проектирование, кейс-стади, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и др.); показана их специфика и особенности проведения, рассмотрены технологии обратной связи, включающие послеигровые дискуссии, рефлексии, дебрифинг; описаны требования к педагогу, ведущему игровое занятие, требования к организации игрового пространства и методическому обеспечению учебного процесса. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно широкому кругу специалистов: преподавателям, менеджерам по персоналу, менеджерам по развитию, психологам, коуч-менеджерам, руководителям тренингов и программ подготовки и переподготовки специалистов.

ПАНФИЛОВА А.П. ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ. М., 2009.

В учебном пособии представлено большинство интенсивных обучающих технологий интерактивного характера, активизирующих учебный процесс (имитационные, ролевые игры, тренинги и неимитационные технологии: игровое проектирование, кейс-стади, мозговой штурм, творческие мастерские, мастер-классы, дискуссии и др.); показана их специфика и особенности проведения, рассмотрены технологии обратной связи, включающие послеигровые дискуссии, рефлексии, дебрифинг; описаны требования к педагогу, ведущему игровое занятие, требования к организации игрового пространства и методическому обеспечению учебного процесса.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно широкому кругу специалистов: преподавателям, менеджерам по персоналу, менеджерам по развитию, психологам, коуч-менеджерам, руководителям тренингов и программ подготовки и переподготовки специалистов.

Читайте также: