Технология групповой деятельности в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьном возрасте, что приводит к качественной перестройке психических процессов и становлении психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия. Все это необходимо для успешного развития детей в среднем и старшем звене школьного обучения. Учитель начальных классов должен способствовать этому процессу, целенаправленно выбирая и применяя современные технологии развития младших школьников.

В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе. Следует отметить, что групповое обучение это использование малых групп (3-5 человек) в образовательном процессе. Оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий. Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС. Диагностика подготовленности детей к обучению в школе выявляет низкий уровень самостоятельности дошкольников.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С нашей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Следует отметить, что применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Прежде всего нужно выяснить вопрос о составе учебной группы. Положительный эффект в обучении достигается наиболее полно в гетерогенных группах, где участники обладают разными способностями и разным уровнем информированности по теме.

При формировании групп необходимо учитывать и психологическую совместимость детей, их симпатии. Желательно, чтобы преподаватель не участвовал в распределении по группам, а предложил это сделать детям, сообщив, какие критерии помогут сделать их работу плодотворной.

Следующая практическая проблема — внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе лидера или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор лидера является задачей самой группы. Оптимальная же величина группы – 4 человека, что обеспечивает более полную связь между ее членами.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I Подготовка к выполнению группового задания.

  1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.
  2. Инструктаж о последовательности работы.
  3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

III. Заключительная часть.

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться приблизительно 6 единиц, а заключительная часть — 2.

Следует также подчеркнуть, что групповая работа наиболее эффективна, если индивидуальный личный поиск предшествует обмену идеями, то есть групповому обсуждению.

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

Групповая работа как одна из форм отработки умений по решению ключевых задач

Девиз:

Цель: воспитывать любовь к родному языку, формировать универсальные учебные действия:

  • личностные: вырабатывать умение работать в группе, развивать творческие способности каждого обучающегося
  • предметные: в процессе формирования устойчивого интереса к изучению русского языка учить работать с информацией
  • регулятивные: формирование умения организовывать свою деятельность

Отборочный творческий тур для интеллектуальной игры:

1 класс:

собери 8 — 10 слов из разбросанных слогов и букв, нарисуй 3 схемы: МА, ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, Й, РО, ША

2 класс:

расшифруй слова, в которых Баба – Яга перепутала буквы:
АЛЬМВАИН, САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР
(Мальвина, Карлсон, Емеля, Белоснежка, Буратино);

3 класс :

назовите одним словом и запишите его:
— исконный житель России (рус..кий)
— документ об окончании школы (ат..естат)
— группа дружных детей ( кол..ектив)
— сотрудник газеты ( кор..еспондент)
— помещение, где идет урок ( клас..)

Что за странные слова? Ходит кругом голова.
Кто поймет? Кто разберет?
Как читать? Наоборот? Догадался? Молодец!
Слова первого конец
Стал началом для второго.
Подсказал нам это Вова.
Тебе понравилась игра?
Тогда, дружок, найди слова:
Ребятарелкартинарод (ребята, тарелка, картина, народ )
Собакартонародина (……………………………… )
Яблоколопатарелкартофель (………………………………………………..)

(конкурс знатоков словарных слов с творческим заданием: изобразить одну отгадку в форме пантомимы: лягушки или поезда из вагончиков)

1. Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш)

2. Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки)

3. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью под кроватью. (Ботинки)

4. Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон)

5. Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака)

6. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит – кричит,
Сядет – молчит;
Кто его убьет –
Свою кровь прольет. (Комар)

7. Я землю копала –
Совсем не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

8. В поле родился,
На заводе варился,
На столе в стакане
Быстро растворился. (Сахар)

3. Найдите крылатые выражения:

— Саша не стучи: уже поздно, соседи спят, — сказала мама.
А Саша стучит.
— Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит…
— Как об стенку горох , — говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а он все свое… Отберу молоток.
Стучит.
— Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
— Отдай!
— Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!
Саша заплакал.
— Я машину чиню…
А бабушка:
— Всему свое время.
-Зачем молоток унесла?
— Ему про Фому, а он про Ерему . Да ты как с луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
— Не все: мы не спим.
— Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
— Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана, что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
— Кашу маслом не испортишь.

4. Конкурс скороговорок:

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон!

5. Конкурс капитанов:

Команда должна ответить на 3 интеллектуальных вопроса. Например:

2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мечом?
а) от холода;
в) от кирпича;
б) от голода;
г) от меча.

3. Какого падежного вопроса в русском языке на существует?
а) по чему?
в) к чему?
б) по чем?
г) с чем?

4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы государства?
а) интервенция;
в) инаугурация;
б) имплантация;
г) импичмент.

6. Упражнения с каким предметом нет в художественной гимнастике?
а) булава;
в) скакалка;
б) мяч;
г) ракетка.

Игра со зрителями .

(Используем загадки, занимательнее вопросы)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото)

Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет –
Последний лист отпадет. (Календарь)

На привале нам помог
Суп варил, картошку пек
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь… (Огонь и костер) и др.

8. Собери пословицу.

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1 балл.

ВОДУ

ПОТЕРЯЕШЬ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза.

В этом конкурсе участвуют по 2 представителя от команды, которые получают карточки с незаконченными текстами пословиц.

Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы выбрать из черного ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить смысл пословицы.

1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Алфавит или азбука)
2. П
очему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?
3. Как написать, не употребляя букв я,ю,е,еследующие слова: ярмо, слезы сюда, заяц, ель, елка?(Йармо, сльозы и т.д.)
4.
какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й,ъ,ь)
5.
Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусской азбуки? (Аз-и-я)

10. Рефлексия. Подведение итогов.

Творчество педагога в данном мероприятии заключено в том, что

Об этом свидетельствуют отзывы ребят и педагогов, принимавших участие в турнире.

Форма проведения урока: дидактическая игра-КВН

Цель: Расширить и углубить знания детей о живой и неживой природе (растения и животные) РМЭ и Красной книги в процессе формирования универсальных учебных действий

Задачи:

  • Учить детей эффективно работать в группе
  • Развивать креативное мышление детей, устную речь, умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
  • Формировать чувство ответственности за все живое, что нас окружает.

Оборудование:

ПЛАН проведения КВН

3. Сегодня вы будете отгадывать загадки, филворды, изображать животных, решать разные задачи, главная из них — научиться любить природу. Сопутствовать вам будет мудрая сова, обратите внимание на ее подсказки и советы.

4. Начинаем КВН: приветствие команд: команды называют капитана, название, девиз, эмблему (жюри оценивает работу команд при помощи разноцветных бабочек).

Разминка для команд: слайд с вопросами, на которые команды отвечают по очереди:

Из чего делают лыжи?
(из березы)
Что знаете о березах?
Более половины территории РМЭ занимают леса.Самое распространенное дерево в наших лесах – это березы.Красив березовый лес в любое время года. Его нужно беречь. Из нашего леса пришли письма для конкурса:

(задание для первой команды)
У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные. А грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: различные зернышки,крошки хлеба, особенно люблю соленое сало. Догадались, кто я? (рисунок с синицей)

6. Спасибо нашим ребятам за интересные исследования и верные решения, которые, будем надеяться, они выполнят. Переходим к следующему конкурсу филворды:

Командам по очереди задаются вопросы, ответы они составляют из букв филворда:

Кто зимой, забыв тревоги.
Крепко спит в своей берлоге? ( медведь)

Какая коняшка ходит в тельняшке? ( зебра)
С длинной шеей своей
Стал он выше всех зверей. (жираф)

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)

Что за чудо? Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчат да ноги. (черепаха)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А ниток ни одной ( еж)

Живет в норке, грызет корка,
Короткие ножки, боится кошки ( мышь)

Он огромен, полосат,
А вообще-то, кошки брат (тигр)

Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам (слон)

Каждая команда представляет презентацию или рассказ об одном представителе животного мира РМЭ из Красной книги.

Группа ребят нашей школы несколько раз ранней весной сажала березки на одном и том же месте. Для посадки они выбирали небольшие зеленые крепенькие саженцы, копали ямки, перед посадкой их поливали, хорошо притаптывали землю после посадки, уговаривали березки хорошо расти и уходили. Приходили посмотреть на них осенью и всегда сильно огорчались: березки стояли неживые, некоторые были сломанными. В чем дело, думали ребята? Почему наши саженцы не растут? (гипотезы капитанов, поиск правильного решения, оценка жюри).

Молодцы, капитаны, а сейчас вы, ребята, им задайте свои вопросы.

— Не за то волка бьют, что сер, а за то… (что овцу съел)
— Два медведя в одной берлоге… (не уживутся)
— Не та собака пугает, что лает, а та… (что молчит да хвостом виляет)
— Здоровое дерево дятел… (не долбит)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…(хлопают)

Что неправильно? (мухи — насекомые)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны (объяснение детей)

Прилетели птицы: голуби, синицы,
Галки и стрижи, чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы- плюшки, лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!

11.Приступаем к конкурсу «Загадочные животные: командам предлагается расшифровать названия животных, записанных на слайде:
1 команда: льдоша, соль, вайруем (лошадь, лось, муравей)
2 команда: зока, бакоса, кабел (коза, собака, белка)

12. Тестирование учащихся по вопросам:
1.Запишите по порядку времена года: осень,………………………………………….
2.Самое главное осеннее изменение в неживой природе……………………………
3.Как называется наука о животных:
а) ботаника б) зоология в) астрономия
4.Напиши названия растений и животных, занесенных в Красную книгу:…………………………………………
5. Какой самый важный газ воздуха человек использует при дыхании:
а) водород б) кислород в) углекислый газ
( листочки с ответами сдаются жюри)

13.Наше уважаемое жюри оценивает работу команд, а мы с вами еще раз вспомним, как нужно вести себя в природе: (слайд)

14.Кто из писателей давал детям полезные советы об этом? Посмотрите на этот слайд и послушайте, что советует М.М.Пришвин (рассказ ученицы)

Я предлагаю домашнее задание, которое будет интересным и вам, и вашим родителям (открывается слайд):

  • Смастерить макет домика для птиц или человека (картон, бумага, пенопласт, пластиковые бутылки, пустые коробки, зубочистки и др.)
  • Вести дневник наблюдений за природой и быть настоящими друзьями природе и людям.
  • Сочинить пословицы по теме.

Представляем слово жюри (идет показ слайдов о родной природе, о помощи детей в уборке березовой рощи и др.)

Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе. а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:

  • Инициативный, любознательный;
  • Искренний, доброжелательный;
  • Умеет использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях;
  • Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
  • Может оценивать свои и чужие поступки;
  • Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело

Ожидаемые результаты
ЕСЛИ Я:
вижу свою цель;
планирую её достижение;
выполняю задуманное;
делаю выводы из оценки сделанного, значит, я –САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ.

Технология групповой работы в начальной школе : Один комментарий

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной деятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания.

Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

Групповая форма работы описана в работах А.Г.Ривина, В.К.Дьяченко, И.Первина, В.Фирсова. По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповая деятельность.

Групповое обучение – это использование малых групп (3-7 человек) в образовательном процессе. При такой организации работы обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта. Главное условие групповой работы состоит в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группами. Преподаватель, используя групповые технологии в образовательном процессе, руководит работой через устные и письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

При формировании групп нужно учитывать психологическую совместимость учащихся, их симпатии. Величина групп может варьироваться от 3 до 6 человек. Оптимальная величина группы – 4 человека. Состав группы должен зависеть от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Группы формируются в зависимости от уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, - это позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач.

Групповая работа начинается с фронтальной работы всех детей, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление учащихся по группам и распределение заданий.

Групповая работа бывает двух видов: единая и дифференцированная. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы; дифференцированная групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Внутригрупповой распорядок работы связан с выбором в группе ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения.

Этапы технологического процесса групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания:

  • Постановка познавательного задания.
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

3. Заключительная часть:

Организовать группы и раздать им задания недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта группой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем они должны научиться делать это самостоятельно. Если кроме этого учитель не оговаривает задания для каждого члена группы, тогда от результатов выполнения каждого будет зависеть успех всей группы. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся.

В конце занятия, выработанные каждой группой, решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Таким образом, использование групповой технологии способствует организации внимания учащихся; развитию мышления, активизации познавательной деятельности, формированию умения работать в коллективе; развитию сплоченности учащихся; развитию грамотной речи; отработки алгоритма выполнения заданий во время работы. Групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь. Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества – как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу, при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества.

Итак, групповые технологии оптимизируют учебный процесс, сделав его более эффективным и личностно ориентированным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповые технологии в начальной школе. Особенности их применения в развивающем образовании и традиционной системе.

Групповые технологии в начальной школе

В современной педагогической литературе нет единого мнения о категории групповой работы. Её рассматривают как форму, метод, технологию обучения.

На наш взгляд, групповая работа – педагогическая технология. Это означает, что она имеет определенную цель, есть принципы измерения. И самое, пожалуй, главное – определенное требование к содержанию. Таким образом, групповая работа – целостная система, со своей целью, содержанием, методами и формой организации обучения, процедуры контроля и оценки, направленность на развитие личности обучающегося.

Вопрос использования или адекватности групповой работы очень важен для её эффективности.

Исследования Р.Я.Гузмана, В.В.Рубцова, Е.Е.Шулешко, Г. А. Цукерман и др. показали, что при определенной организации взаимодействия между детьми можно добиться высокого уровня овладения учебным материалом, а отсюда и более высокого развития ребенка.

Групповая технология обучения - это технология обучения в совместной деятельности. Она является составной частью личностно-ориентированного подхода, концепции развивающего обучения в начальной школе.

Концепцией групповой работы является концепция сотрудничества –как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества и учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Причем для младших школьников функция субъектов учебной деятельности пока ещё сложна, но вполне доступна роль коллективного субъекта, где группа учащихся совместно, в сотрудничестве друг с другом решает учебную задачу. (Г.Цукерман), при этом реализуются принципы соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления.

Вывод 1: Групповая работа реализует гуманно- личностный подход к ребенку, приоритет формирования субъектно – субъектных отношений.

Почему же групповая работа?

Технология обучения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач: научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения, помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность; воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимы в общении и совместных делах; сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Разработчики групповой работы считают, что технология групповой работы включает в себя ряд этапов, каждый из которых реализует ту или иную промежуточную цель становления личности младшего школьника.

На первом этапе необходимо научить младших школьников сотрудничеству друг с другом при выполнении учебных заданий.

Начинать здесь следует с обучения школьников приемам непосредственного взаимодействия друг с другом при фронтальной работе:

- ученик при затруднении сам вызывает себе помощника;

- для оценки своего ответа ученик сам назначает рецензента;

- требование учителя при групповой работе представлять неиндивидуальные результаты работы учеников, а результаты работы всей группы в целом;

- использование игр, развивающих умение слушать другого;

- составление коллективных рассказов на заданную учителем тему.

Вывод 2: Эффективной технологией обучения младших школьников деловому взаимоотношению является дискуссия.

Чаще всего дается следующее понятие. Учебная дискуссия – это спор, направленный на решение задач обучения. На наш взгляд такими задачами можно считать:

- задачи на сопоставление разных точек зрения, поиска истины;

- подготовка школьника к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);

- активизация познавательной деятельности учащихся;

- развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;

- развитие у школьников потребности в аргументации высказываемых положений;

- воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию.

Групповая работа – это обучающая игра. Азарт этой игре придает сложность и неординарность заданий.

Конечно, для проведения дискуссии важно правильно подобрать вопросы. Это должны быть проблемные задачи, предполагающие не менее двух гипотез или вариантов решения. Это могут быть проблемные задачи, связанные с неизученным пока школьниками материалом, до первого знакомства с материалом.

Так на уроке русского языка, чтобы создать ситуацию диалога, учитель задает следующий вопрос: одинаково ли количество звуков и букв в русском языке, если нам известно, что звуки на письме обозначаются буквами?.

Это могут быть задачи, содержащие мнения, которые на сегодняшний день не являются бесспорными: например, о происхождении человека.

Дискуссионными являются положения, противоречащие выделенным представлениям детей о действительности: лиственница не хвойное растение, потому что опадают листья.

Постепенно в ходе проведения дискуссии правила дополняются. Организуя дискуссию, учитель действует следующим образом:

- вызывает ученика, желающего высказаться;

- выслушав совет, не оценивает его;

- выслушивается следующий ученик;

- вновь учитель, не комментируя ответ, организует обсуждение высказанных мыслей;

- по возможности заостряет противоречия между ними;

- в ходе полемики учитель старается втянуть в обсуждение всех учеников, следит за логикой, пресекает посторонние споры.

После такой работы анализируем вместе как прошло обсуждение, что помогло, что мешало в достижении результата.

Учитель не всегда видит отличие дискуссии от беседы, фронтального опроса. Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Трудность для учителя заключается в том, чтобы не спешить с высказыванием правильного ответа, дать учащимся время поспорить, привести свои аргументы, пусть даже и нелепые с точки зрения взрослого.

Другая трудность в проведении дискуссии – быстрое ее затухание в силу недостатка аргументов. В этом случае учитель использует прием высказывания ошибочной, но формально аргументированной точки зрения.

При проектировании урока с использованием дискуссии следует:

- четко сформулировать задание для учащихся;

- записывать вывод, к которому должны будут прийти дети в процессе обсуждения;

- придумать реплики, поддерживающие дискуссию.

Дискуссия – сложная технология. Анализ методической литературы, изучение передового педагогического опыта показывает, что необходима предварительная подготовка учащихся к работе в группах и парах. Можно использовать и панель, аквариум, перекрестную дискуссию, дебаты в начальной школе. Но в начале простые приемы, описанные выше. Сформированные навыки во фронтальном обсуждении переносятся в дальнейшем в работу групп.

Не менее сложным моментом является мотивация младшего школьника в совместной деятельности, показать пользу учебного сотрудничества. С этой целью можно использовать такие приемы:

- чтение книг, статей, рассказы родителей о пользе и важности кооперации людей для достижения ими лучшего результата в решении производственных, исследовательских и других задач;

- анализ совместных классных дел;

- использование заданий, позволяющих детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. При организации групповой работы учителю необходимо постоянно подчеркивать значимость сотрудничества школьников для их обучения.

Например, ученики делятся на две группы, одна из которых работает в парах, а другая индивидуально:

- составить целую картинку из кусочков;

- решить пример в несколько действий, со скобками и т.п.

Анализируется работа и показывается эффективность работы в паре, группе.

Вывод 3: Постепенно учебное сотрудничество рассматривается не как цель, а как средство обучения.

На этом этапе введение групповой технологии необходимо учитывать оптимальное сочетание групповых форм обучения с фронтальными и индивидуальными. Невозможно строить процесс обучения лишь на основе групповой технологии, да и это не всегда эффективно.

В работах И .М. Чередовой, Г.А.Цукерман, В.К.Дьяченко описывается проведение групповой работы в начальной школе (в которой незаслуженно редко используется). Ставится проблема бессистемности проведения, не учитывается усложнение групповой работы, которое осуществляется за счет:

- усложнения групповых технологий;

- повышения степени самостоятельности учащихся в групповой работе;

- усложнения содержания учебного материала, прорабатываемого в группе.

Сложность групповой работы обуславливается количественным составом материала, количеством взаимодействий, в которые должен вступать ученик в процессе работы.

Вывод 4: Исходя из этого, на наш взгляд, целесообразно усложнять групповые технологии.

Это можно делать следующим образом: работа в парах постоянного состава, единая групповая (Чередова И.М.), кооперировано - групповая (Цукерман Г.А.), дифференцированно-групповая, работа в динамических парах, работа в парах сменного состава (Дьяченко В.К.).

После того, как дети научились работать в режиме каждой из указанной выше технологий, выбор уже зависит от цели и содержания обучения.В ходе овладения учащимися навыками групповой работы необходимо усложнять содержание материала, над которым работают группы.

Постепенно от заданий репродуктивного характера группы переходят к работе , требующей преобразующей и поисковой деятельности. Наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом, обращению за помощью, совместное обсуждение возникшей догадки.

Степень самостоятельности также варьируется из-за способа организации работы школьников над учебным материалом внутри групп:

- группа сообща решает предложенную задачу без распределения функций между учащимися;

- задание делится на отдельные операции, которые распределяются между участниками группы;

Увеличение меры самостоятельности учащихся обеспечивается и за счет постепенного перехода от непосредственного руководства работой групп к опосредованному.

Вводя каждый новый вид групповой работы следует сначала задать его образец, вызвав к доске пару или группу учащихся и управляя каждым шагом ее работы. Затем учитель осуществляет такое же непосредственное руководство деятельностью групп на местах, а затем постепенно передает свои функции консультантам, а также опосредованно руководит при помощи памяток. Первоначально памятки регламентируют каждый шаг работы группы, но постепенно предоставляют ученикам все больше самостоятельности в организации своей деятельности.


Вывод 5: Эффективность групповой технологии зависит от организационных условий.

К ним можно отнести:

- специальный подбор учащихся в группу;

- размещение детей за партами таким образом, чтобы они могли хорошо видеть друг друга, а также учителя и доску; при необходимости свободно перемещаться в пределах класса;

- постоянная смена ролей участников групп.

Вывод 6. Особенностью групповых технологий является то, что результат, полученный учащимися, является коллективным продуктом их самостоятельной деятельности.

Поэтому оцениваться должна, прежде всего, деятельность всей группы в целом. Каждая групповая технология предусматривает этап оценки.

Групповую работу можно оценивать и по другим критериям, которые вырабатываются самими участниками (можно заранее обсудить):

- выдвижение предложений о порядке работы;

- обсуждение хода работы;

- индивидуальная работа по поиску способов решения;

- выделение способа решения;

- наличие позиции организатора;

- оформление результатов группы и др.

И еще несколько слов об организации учебной деятельности на уроках в системе развивающего обучения.

Фронтальная работа - должна быть для учителя моделью групповой работы, когда учитель не только исполнитель роли координатора, секретаря и докладчика (обобщает версии учащихся), но и анализирует вслух вместе с учениками смысл и способы выполнения. Постепенно процесс фронтальной работы организуется так, что частично или поэтапно эти функции делегируются нескольким учащимся (несколько секретарей фиксируют версии, несколько докладчиков делают обобщение).

Парная работа - служит способом сокращения времени на поиск версий, переводом умений в навыки, реализацией способов взаимопомощи и простейшей ситуации для демонстрации способов обучения других. Качество парной работы зависит от того, насколько учитель поможет ученикам осознать и освоить необходимые педдействия.

Групповая – основной вид организации учебной деятельности. Это не просто способ организации образовательного пространства, а ежедневная среда развития, место его комплексной личностной самореализации (всех его социальных позиций). Чтобы она была успешной, требуется освоение разных способов ролевого поведения: координатор, секретарь, эксперт, оппонент-критик, сопереживающий участник и др.

Индивидуальная форма – высший этап проявления способности к саморазвитию. Индивидуальная работа – это сугубо добровольная работа. Особенно эффективно для творческих заданий, социально-значимых и социально-признаваемых проблем.Групповая работа в рамках индивидуальной образовательной программы.

Но это не просто вместе играть, а значимое и высоко ценимое в мире взрослых. И учитель обращается не к отдельному ученику, а к сообществу в целом. Таким образом, групповая работа – это форма соорганизации детского сообщества.

Когда начинать работу в группах?

Затем эти навыки переносим на учебный предмет. В последующем формируются умения и навыки индивидуальной работы.

Несколько слов об организационном устройстве группы.

Группа от 4 до 8 учащихся. Развитие группового взаимодействия зависит от организатора группы, который следит за соблюдением правил:

- говорить не одновременно, по очереди;

- отвечать на поставленный вопрос одному, а не нескольким сразу и т.д;

- следит за временем.

Как и в любой деятельности, необходимо учитывать экологию групповой работы.

Чем меньше ребенок, тем больше он ориентирован на групповую сплоченность, солидарность и слишком зависит от реакции других. Он не может разделять позицию участника группы и Я - личности. Поэтому нельзя любого ученика ставить организатором в группу (но стремиться , чтобы сами себя назвали).

Таким образом, развивающая групповая работа учит ставить цель (целеполагание), находит соответствующие учебные действия. Традиционная групповая форма – лучше держит внимание ребенка, больше включенность участников в обсуждении, чем ответ у доски одного ученика..И тогда, главное отличие: в развивающем обучении – это способ постановки рефлексии (осмысление деятельности, способа) ; в традиционном обучении – упрощенный, но все же анализ проделанной работы.


ГРУППОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Требования, предъявляемые обществом к образовательным институтам, изменились, так как ведущая роль отводится личности. Федеральный государственный образовательный стандарт основан на личностно-ориентированной парадигме и предусматривает системно-деятельностный подход. А это значит, что педагогу необходимо пересмотреть методы и формы обучения, найти наиболее эффективные средства педагогического воздействия.

Л.С. Выготский выявил прямую взаимосвязь между результатами развития личности и интенсивностью, выполняемой ею деятельности. Он подчеркнул также, что важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, проявляющаяся в этой деятельности [2, с.90]. Согласно этому утверждению, в современной педагогике ученик рассматривается как активный участник образовательного процесса – субъект деятельности. В связи с этим меняется и сам образовательный процесс: внедряются технологии, способствующие устранению однообразия на уроке, создаются условия для постоянной смены видов деятельности обучающихся, реализуются принципы здоровьесбережения.

Урок имеет определенную структуру модель, которая основывается на новых стандартах:

1. Главной целью организационного этапа урока является создание мотивации, позволяющая построить план действий на уроке. В основе построения плана действий лежит целеполагание. Происходит осмысление ребенком того, что он уже знает и того, что ему необходимо узнать, для того чтобы найти выход из проблемной ситуации или решить учебную задачу. Благодаря этому учащиеся смогут сориентироваться в теме предстоящего урока. Важной частью этого этапа является актуализация знаний или представлений учащихся по данной теме (Что я уже знаю об этом?).

2. Основной этап урока является ключевым, так как именно на этом этапе происходит в большей степени формирование универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных). В процессе работы с информацией, осуществления деятельности, учащиеся пропускают через свою понятийную сферу и запоминают материал. А.Н. Леонтьев неоднократно подчёркивал, что возникновение в сознании человека осязательного, зрительного или слухового образа предмета возможно лишь тогда, когда между человеком и этим предметом сложилось деятельностное отношение [1, с.12].

3. Завершающим этапом урока становится обобщение и рефлексия. Иначе говоря, на этом этапе происходит осмысление того, в какой мере были реализованы те цели и задачи, которые ставились в начале урока. Ребенок анализирует продукты своей активности, деятельности и оценивает себя, он сравнивает те знания, умения и навыки, которые у него были до урока с теми, что появились после.

Организация образовательного процесса невозможна без учёта возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Специфика работы учителя заключается в том, чтобы грамотно распорядиться имеющимися знаниями о качествах ребёнка и создать оптимальные условия необходимые для усвоения знаний, формирования навыков, развития способностей каждого школьника. Это возможно при реализации личностно-ориентированной парадигмы, в основе которой заложен индивидуальный подход. Этот подход также находит своё отражение в дифференцированном обучении. Опираясь на возможности и способности учащихся, учитель планирует программу педагогического воздействия. Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В условиях реализации требований ФГОС НОО наиболее актуальными становятся технологии: информационно – коммуникационная; развития критического мышления; проектная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; педагогика сотрудничества; групповые технологии.

Более подробно рассмотрим групповую технологию, так как она может включать в себя множество различных технологий, становясь при этом наиболее эффективной при подаче материала. Групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая.

Существуют различные методы групповой работы:

Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи;

Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить;

Групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения [2, с.54].

Работа в группе позволяет увеличить потенциал понимания учебного материала учащимися, способствует развитию творческой самостоятельности, формированию познавательной активности. Происходит формирование коммуникативных навыков: возрастает сплочённость класса, дети учатся высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения одноклассников, происходит переоценка своих возможностей, улучшение самоконтроля.

При групповых методах работы действуют следую­щие принципы:

• Взаимного обогащения, засчет обмена информацией;

• Активности (исчезает анонимность деятельности);

• Использования личного опыта;

• Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания;

• Ответственности и долга [2, с.54].

Следующее задание было направлено на воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Детям было необходимо выбрать одну из представленных ситуативных картинок и раскрасить её. Изображения демонстрировали примеры поведения детей на природе, они были диаметрально противоположными: 1) дети мусорят в лесу; школьники собирают мусор; 2) мужчина вырубает лес; дети сажают новые деревья и т.д; На данном занятии мы смогли расширить кругозор детей, их знания по окружающему миру, раскрыли важность рационального использования ресурсов и охраны окружающей природы. Участие в активной деятельности, в рамках группы, способствовало воспитанию экологической культуры школьников, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что использование на уроке групповой технологии способствует лучшему усвоению материала, развитию коммуникативных навыков, а также личностных качеств, которые в будущем найдут свое отражение в будущем. Вместе с тем важно понимать, что применение данной технологии и её эффективность зависит от насколько учащиеся включены в активную деятельность. Поэтому организация такой работы требует от педагога высокого уровня профессионализма и постоянного совершенствования педагогических компетенций. Только от этого будет зависеть успех в достижении положительного результата образовательной деятельности.

Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. – 130 с.

Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы в начальной школе / И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №4. – c .54-58.

Подласый, И.П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, - 2009. – 540 с.

Чистякова, О.И. Из опыта формирования коммуникативной компетенции у младших школьников / О.И. Чистякова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2010. - №2. – с.109-113.

Читайте также: