Технологическая карта проекта в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Методическое пособие

«Технологическая карта

Выполнила: Жукова Александра Анатольевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ №1 – школа отечественной

Учебно-исследовательская деятельность постепенно занимает все более важное место в процессе обучения. На данный момент индивидуальные проекты введены как часть единого государственного экзамена с определенным набором требований. [4]

Это говорит о том, что учебно-исследовательской деятельностью необходимо заниматься на всех этапах обучения, начиная с начальной школы.

Проектная деятельность явление не новое. Много учителей с успехом применяют ее в своей работе.

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебная проектная и исследовательская работа, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать проектные компетенции учащихся.

В табл.1 представлены базовые этапы проектной деятельности и раскрыто содержание деятельности ученика на каждом из них. [ 6]

Концептуализация Программирование

Разработать совокупность концептуальных идей Создать программу

Планирование

Разработать план деятельности

Практический

Получить продукт проектной деятельности

Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т. д. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов Графическое представление результатов

Аналитический

Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Контрольно-коррекционный

Осуществить при необходимости коррекцию

Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

Заключительный

Представление содержания работы, обоснование выводов

Базовые этапы проектной деятельности представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения учащегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов.

Для того, чтобы у ученика сформировались инновационно-исследовательские компетенции, необходимо активно участвовать в учебно-исследовательской деятельности. Основная трудность состоит в формулировании различий проектной работы и исследовательской. Сиденко А. С., к.п.н, профессор АПКиППРО, на основе исследований вывел следующие различия. [6] Они представлены в табл. 2.

Проектная и исследовательская работы также могут иметь различия и в процессе. Например, проектная работа чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной, исследовательская же индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной. Владение отличительными признаками видов проектов позволяет ученику сделать осознанный выбор и рефлексию ситуации, в которой он наиболее успешен, а учителю – грамотно провести ученика по траектории личностного развития, опирающейся на потенциал и ресурсы личности ученика.

Проанализировав Положение о проведении школьного и муниципального этапов учебно-исследовательской конференции, в котором представлены требования к оформлению и содержанию работ, я разработала следующие технологические карты. [ 1]

Технологическая карта технических, точных производств – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т.п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. [ 2]

Исходя из выше перечисленных определений, можно сформулировать определение технологической карты проектной и исследовательской работ.

Технологическая карта проектной и исследовательской работы – это способ графического проектирования работы, таблица, позволяющая структурировать работу по выбранным учителем параметрам.

Наличие технологической карты избавит учителя от излишней опеки ученической группы, поможет действовать целеустремленнее и результативнее .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены примеры технологических карт учебных проектов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

1. Технологическая карта учебного проекта

ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:

Учебные предметы – история, технология

Руководитель проекта – учитель истории (ФИО).

Консультанты: учитель технологии (ФИО), преподаватели истории и этнологии ФГБОУ ВО Череповецкого Государственного Университета и Череповецкого высшего военного инженерного училища радиоэлектроники (ФИО по согласованию).

Смысл проектной деятельности.

Кому адресован проект.

Смысл проектной деятельности - погружение в историческую атмосферу 19 столетия. Проект поможет мне овладеть технологией изготовления исторического костюма, воссоздать, по возможности, аутентичную версию военного мундира пехотинца наполеоновской армии, позволит принять участие в исторической реконструкции битвы при Бородино.

Конечная цель проекта: изготовление мундира французского пехотинца времен 1812 года.

Проект будет интересен всем, кто, как и я, увлечен историей.

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности.

Мундир французского пехотинца времен 1812 года

1. Соответствие мундира историческим образцам военной формы 1812 года.

2. Качество пошива изделия (наличие самостоятельно подготовленных выкроек, точность и аккуратность выполнения технологических операций пошива, посадка по фигуре, соответствие изделия размеру)

3. Наличие элементов военного костюма и обмундирования, изготовленных вручную в соответствии с образцами исторической эпохи.

4. Экономическая обоснованность и оптимальность расходов, необходимых для создания мундира

Что необходимо для выполнения проекта:

Архивные и музейные материалы.

Книги и энциклопедии, содержащие сведения об Отечественной войне 1812 г.

Каниик П. Военная униформа всех стран мира.- М., 2002.

Интернет ресурсы, содержащие сведения по выбранной теме.

Приборы и материалы

1)Швейная машина SINGER Heavy Duty 4423 (есть в наличии);

2)Иглы универсальные N 70,80(2),90,100, 5ш. (121руб.) 3) Набор надфилей

7) Набор саморезов

1) Мундир: 1,5 пог.м. синего сукна; 0,5 пог.м красного сукна; 0,5 пог.м. белого сукна (общая цена 760 руб.) 100 пуговиц: латунных, номерных (35 руб. за штуку)

2) Шинель: 2 пог.м. серого сукна (500 руб.) 30 пуговиц: латунных, номерных (35 руб. за штуку) 3) Форменный жилет: 0,5 пог.м. серого сукна (230 руб.) 9 пуговиц (35 руб. за штуку) 4) Штаны 0,5 пог.м. льняной ткани (240 руб.) 5 деревянных пуговиц ( 25 руб. за штуку) 5) Кюлоты суконные: 0,4 пог.м. сукна (185 руб.) 4 пуговицы: латунных, номерных (35 руб. за штуку) 6) Кивер: 0,5 пог.м. синего сукна (230 руб.). Обрезная латунь для налобной бляхи.

7) Ранец: выделанная рыжая кожа (материал из остатков старого чемодана)

8) Перевязь: кожаная полоса 1,5 м. шириной 6 см.

9) Бутафорское ружьё образца 1809г.: деревянная доска 1,8 м. толщина 6 мм., металлическая труба: длина 1 м. диаметр 2 см. Деревянный брусок под имитацию ружейного замка и пороховой полки. Золотая и серебряная краска.

Необходимые умения, способы работы

Умение снимать мерки, кроить, шить с помощью машины - SINGER Heavy Duty и вручную, иметь навыки обработки кожи, дерева и металла.

План работы над проектом

Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Снятие мерок. Изготовление выкроек. Пошив мундира и шинели.

Консультация учителя технологии, руководителя проекта.

Консультация учителя технологии, руководителя проекта.

Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Пошив жилета, штанов и кюлот. Изготовление кивера. Консультация учителя технологии, руководителя проекта. Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Изготовление ранца, патронной сумки и перевези. Копирование полковых значков.

Консультация учителя технологии, руководителя проекта.

Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Май (первая половина)

Изготовление макета ружья. Устранение дефектов. Оформление проекта.

Консультация учителя технологии, руководителя проекта.

Предоставление итоговых результатов руководителю проекта

Май (вторая половина)

Защита проекта: демонстрация, рассказ о истории мундира, технологии изготовления отдельных частей. Отзыв руководителя.Оформление проекта в портфолио.

2. Технологическая карта учебного проекта

Учебные предметы – английский язык, история, география , информатика

Научный руководитель – ФИО (учитель английского языка)

Консультант(ы) – учителя истории, географии и информатики (ФИО)

Смысл проектной деятельности.

Кому адресован проект. Его цель.

Используя формат видеофильма создать привлекательный для туристов образ старинного русского провинциального города – Тотьмы. Вызвать у туристов (особенно иностранных) желание познакомиться с природным богатством, историей и культурой провинциальной России, её традициями, мастерами.

Проект адресован планирующим путешествие иностранным туристам и гостям города в качестве справочной информации
Цель проекта: создание привлекательного для туристов образа провинциального русского города через видеофильм на английском языке .

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

Видеофильм о Тотьме на английском языке для иностранных туристов.

1. Отбор информации, актуальной для иностранного туриста, её достоверность, оригинальность, соответствие замыслу фильма.

2. Качество текстов на английском языке, сопровождающих видеофильм (наличие оригинальных авторских текстов, правильность устной и письменной речи, достоверность перевода интервью с мастерами и горожанами)

3. Качество видеосъемки, озвучивания и монтажа фильма (композиция кадра, контрастность, резкость изображения; точность наложения видео и звукоряда по времени, соответствие изображения и информации; логичность следования эпизодов, наличие связок между эпизодами).

Что необходимо для выполнения проекта:

Архивные и музейные материалы, интервью с Тотемскими мастерами и старожилами, книги, газеты, журналы, Интернет, данные о современной инфраструктуре города и транспорте. Словари и пособия по английскому языку.

Справочники по видеосъемке и созданию фильмов.

Приборы и материалы

Видеокамера, диктофон, микрофон, компьютерное оборудование, программное обеспечение (видеоредактор, видеоконвертор).

Словари и пособия по английскому языку.

Ориентировочная стоимость билетов в музеи Тотьмы (Краеведческий музей, “Музей церковной старины”, “Музей мореходов”, “Дом-музей Ивана Кускова”, “Дом-музей Н.М.Рубцова”, колокольню) не будет превышать 500 рублей , включая видеосъемку.

Необходимые умения, способы работы

Хороший уровень владения английским языком, первичные навыки видеосъёмки и видеомонтажа, умение собирать, систематизировать и обрабатывать информацию.

План работы над проектом

Определение проблемы, актуальности и социальной ценности проекта. Целеполагание, выбор темы и формата проекта.

Заполнение технологической карты. Разработка подробного плана деятельности, составление примерного списка источников информации. Согласование с родителями.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта.

Поиск, обработка и систематизация информации. Видеозапись интервью. Составление черновых текстов на английском языке и их редактирование.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта.

Написание сценария видеофильма. Отработка чистовиков текстов, сопровождающих эпизоды фильма. Аудиозапись текстов на английском языке.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта.

Создание видеофильма: съёмка объектов, редактирование, монтирование, озвучивание. Размещение видеофильма в сети Интернет. Анализ отзывов адресатов.

Представление промежуточных результатов руководителю проекта.

Подготовка к защите проекта.

Защита проекта: презентация видеофильма, ответы на вопросы, отзывы адресатов проекта, оценивание по заявленным критериям.

Отзыв руководителя проекта. Оформление проекта в портфолио.

3. Технологическая карта учебного проекта

Учебные предметы – музыка, география

Научный руководитель – учитель географии (ФИО)

Консультант – учитель музыки (ФИО)

Смысл проектной деятельности.

Кому адресован проект.

Музыкальные произведения П. И. Чайковского известны во всём мире, мы слушаем их в школе на уроках музыки, на концертах, разучиваем и исполняем в музыкальной школе. Музыка композитора обладает удивительной магической силой – с ней хочется встретиться вновь и вновь.

У П.И. Чайковского есть много произведений, название которых указывает на их национальную принадлежность. Меня заинтересовало – при каких обстоятельствах были сочинены эти произведения, как повлияли впечатления от путешествий на создание музыкальных шедевров?

Проект адресован обучающимся общеобразовательных и музыкальных школ в качестве справочной информации. Может быть использован на уроках музыки, географии, на тематических классных часах.

Цель проекта: составить музыкально – географический маршрут композитора П. И. Чайковского в виде карты и презентации.

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

1. Достоверность информации о путешествиях П.И.Чайковского по странам Европы, точность её отражения на карте.

2. Выявление музыкальных произведений, сочиненных П.И.Чайковским во время или после путешествий по странам Европы.

3. Включение в презентацию фрагментов музыкальных произведений, отражающих путевые впечатления П.И.Чайковского.

4. Выявление в произведениях П.И.Чайковского национальных мотивов, характерных для музыки стран Европы, где он побывал и их характеристика.



Отличия между технологической картой и конспектом

В новых ФГОС к современному уроку предъявляются особые требования, направленные на повышение его эффективности. Урок должен носить проблемный и развивающий характер, способствовать формированию личностных и предметных компетентностей, УУД. Также в процессе введения ФГОС учителю нужно ориентироваться на достижение школьниками трех групп планируемых образовательных результатов, которые должны быть сформулированы не в виде списка традиционных знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Эти требования должны найти свое отражение в описании хода урока.

Технологическая карта урока по ФГОС имеет вид таблицы. Однако это не единственное отличие от традиционного конспекта. Их намного больше и касаются они информационной наполненности каждой из указанных форм.

Приведем их сравнительную характеристику (см. ниже).

Таким образом, запись хода урока в форме технологической карты дает учителю возможность еще на стадии подготовки к нему максимально детализировать его содержание, эффективно отразить основные моменты рабочей программы, соответствующие теме занятия. Позволяет оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранного содержания, форм, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Технологическая карта урока по ФГОС

Позволяет демонстрировать системно-деятельностный подход в ходе проведения урока, поскольку содержит описание деятельности всех участников учебного процесса при выполнении каждого действия, указывает характер взаимодействия между учителем и учениками.

Имеет вид сценария, который включает в основном описание слов и действий учителя.

Включает характеристику деятельности обучающихся с указанием УУД, формируемых в процесса каждого учебного действия.

Содержит указание и описание основных форм и методов, используемых на уроке.

Помогает осознавать планируемые результаты каждого вида деятельности и контролировать этот процесс.

Указываются только общие цели всего урока.

Рекомендации по разработке технологической карты

Вопрос обязательных требований к разработке, структуре и форме технологической карты урока не имеет законодательного урегулирования. Приведем несколько рекомендаций и образцы, которые предоставлены педагогами, имеющими опыт в составлении технологической карты урока по ФГОС.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Корень слова. Как найти корень слова?

Прогнозируемые результаты

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями для групповой работы.

Оборудование: цветные стикеры, шаблоны деревьев и листочков для групповой работы, макеты снежков.

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

4.В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5.Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

7.После технологической карты можно разместить необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты.

8.Можно воспользоваться специальными компьютерными программами, которые ускоряют процесс создания такой технологической карты. Они содержат рабочую программу по определенному предмету, описание всех УУД и планируемых результатов.

При введении в электронный конструктор темы и номера урока все соответствующие параметры автоматически вносятся в шаблон технологической карты. Учителю остается сделать необходимую коррекцию и заполнить содержательный раздел карты.

Рассмотрим образец составления технологической карты урока по ФГОС: фрагмент урока русского языка в 3 классе.


Проект поможет развивать умение строить монологическую речь, умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта.

Описание разработки

Цели

1) Создание представления о весне на основе изученных произведений.

2) Развитие у детей творчества, воображения, фантазии. Развитие коммуникативной и исследовательской компетентности, умения работать в группе.

3) Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к игрушкам, чувство сопричастности сохранению его уникальности и потребности.

. развивать умение строить монологическую речь;

. умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

. умение анализировать свой проект и выстроить защитную речь.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно исследовать свой проект.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в исследуемых проектах.

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с проектом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Умение работать в паре и в группах.

1. Развиваем умения выказывать и выражать свои выводы.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Этапы проведения

Технологическая карта занятия по проектной работе В мире кукол

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Составила: Михайлова Анна Фридриховна

учитель начальных классов

Внеучебная: Проектная деятельность

Класс:4 класс

Тип урока: технология деятельностного метода

1)Создание представления о весне на основе изученных произведений.

2)Развитие у детей творчества, воображения, фантазии. Развитие коммуникативной и исследовательской компетентности, умения работать в группе.

3)Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к игрушкам, чувство сопричастности сохранению его уникальности и потребности.

Проектные цели:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;

.умениеанализироватьсвой проект и выстроить защитную речь.

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно исследоватьсвой проект.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в исследуемых проектах.

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с проектом.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

3. Умение работать в паре и в группах.

1. Р азвиваем умения выказывать и выражать свои выводы.

2 . Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемый результат

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности проектной деятельности.

Метапредметные:

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с проектом; оцениватьтворческие действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план),осуществлять познавательную и личностную рефлексию(Регулятивные УУД).

Уметьслушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в исследуемых проектах; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Читайте также: