Техника как социокультурное явление кратко

Обновлено: 05.07.2024

В данной работе я попытаюсь показать, основываясь на источниках информаций, что техника, технология, являются социокультурным явлением.
Для этого:
1) Докажем что культура и техника развиваются совместно.
2) Докажем что культура является двигателем техники, технологий.

Содержание работы

Введение 3
Понятие техники 4
Взаимодействие техники, природы и человека 5
Мир техники в пространстве культуры 7
Техника как средство создания культурной среды 8
Техника как ответ культуры на социальный заказ 10
Техника как инструментарий культуры 11
Техника как знаковая система культуры 12
Образ техники в культуре 14
Перспективы технического прогресса 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Содержимое работы - 1 файл

культурология.doc

Министерство образования и науки Российской Федераций

Факультет среднего профессионального образования

Реферат по культурологи.

Техника как социокультурное явление.

Выполнил студент группы ГМО.К.- 06з

Понятие техники 4

Взаимодействие техники, природы и человека 5

Мир техники в пространстве культуры 7

Техника как средство создания культурной среды 8

Техника как ответ культуры на социальный заказ 10

Техника как инструментарий культуры 11

Техника как знаковая система культуры 12

Образ техники в культуре 14

Перспективы технического прогресса 16

Список использованной литературы 19

Культура - очень сложный фактор человеческого бытия. Существуют различные подходы к ее пониманию. Исследование культуры выступает как одна из важнейших проблем науки об обществе. Это не только теоретическая, но и практическая проблема, которая с особой остротой встает сегодня перед мировой цивилизацией.

В данной работе я попытаюсь показать, основываясь на источниках информаций, что техника, технология, являются социокультурным явлением.

  1. Докажем что культура и техника развиваются совместно.
  2. Докажем что культура является двигателем техники, технологий.

В современной научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Такой подход к пониманию техники выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.

К миру техники относятся артефакты двоякого рода.

Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Они являются как бы дополнением к человеческому телу и многократно увеличивают силы и возможности человека.

Давайте вспомним истоки техники, когда первобытные люди зависели от природных явлений. Когда шёл дождь, искали укрытие. Когда мучил голод, искали пропитание. Впоследствии человек сам не дожидаясь капризов природы, готовился к непогоде, делал запасы пищи и т.д. Этот момент и стал началом развития социо (технологической) культуры.

С одной стороны, техника есть артефакт, изобретение человека. Она не возникает в природе сама собой, а появляется и сохраняет свое существование благодаря тому, что человек ее эксплуатирует, регулирует, ремонтирует. Брошенная людьми и не обслуживаемая ими техника рано или поздно перестает работать и разрушается. Но, с другой стороны, в технике нет ничего, что нарушало бы законы природы. Она создается и функционирует в полном соответствии с ними. То, что противоречит законам природы, сделать невозможно. Таким образом, искусственные, придуманные человеком технические объекты и технологические процессы являются вместе с тем естественными - в том смысле, что подчиняются естественным законам природы.

Объяснение отмеченного парадокса состоит в следующем. Все, что согласно законам природы является возможным, имеет определенную вероятность возникновения. Но теоретическая вероятность случайного образования условий, необходимых для естественного возникновения хотя бы каменного топора, настолько мала, что даже 20 миллиардов лет существования нашей Вселенной недостаточно для реализаций этой малой вероятности. Человек с помощью разума создает условия, которые случайно сами по себе в природе не возникают. Это и позволяет ему делать по законам природы то, что она сама по своим законам сделать не в состоянии.

Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники.

С первобытных времен техника - это не просто совокупность средств человеческой деятельности, но и способ человеческого бытия. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Совершенствуя технику, люди изменяют не только окружающую их природу, но и самих себя. В этом смысле можно сказать, что техника - это образ жизни человека. Она есть выражение его сущности. Она является как бы продолжением и дополнением человека, своего рода социальным органом человека - подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных. И как сущность орла или тигра выражается в том, что они обладают данными им природой органами, так и сущность человека выражается в творимой им самим технике.

В статье мы кратко рассмотрим понятие техники в системе культуры, историю развития техники и ее влияние на культуру.

Сегодня техника — это совокупность навыков и приемов деятельности человека. Это система искусственных органов деятельности общества, один из основных элементов производительных сил. Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой в процессе труда.

Современную технику в зависимости от функционального назначения подразделяют на следующие виды:

  • производственная;
  • транспорта и связи;
  • научных исследований;
  • военная;
  • медицинская;
  • техника обучения;
  • техника управления;
  • техника культуры;
  • техника быта.

Техника оказывает свое влияние на все стороны жизни общества. Искусство, культура, быт, образование в значительной степени преобразуются под воздействием техники. Достаточно вспомнить изобретение радио, кино, ТВ, звукозаписи, чтобы увидеть воздействие техники на всю человеческую культуру. Техника тесно связана с наукой, эта связь взаимообусловлена.

История развития техники

В истории развития техники выделяют следующие основные этапы соответственно перемещению функций от человека к технике:

  1. ремесленная техника — орудия удлиняют или усиливают руку человека, которая приводит их в движение, успех производственного процесса зависит от его физической силы, точности движения рук и тела, от его внимания, наблюдательности, накопленного производственного опыта, существующего в виде рецепта — совокупности производственных операций, которым должен подвергнуться обрабатываемый материал для получения желаемого продукта;
  2. машинная техника — орудие труда передается машине, которая точными механическими движениями перемещает его вокруг обрабатываемого материала, машина начинает приводиться в движение силами природы (движением воды, пара, электрического тока), человек управляет движением машины и обслуживает ее;
  3. автоматическая техника — человек передает машине не только физические, но и некоторые интеллектуальные функции, машины управляют работой системы машин;
  4. семиотическая техника — техническое устройство выполняет интеллектуальные функции, быстродействие и объем которых несравнимы с человеческими возможностями, возникает человеко-машинный комплекс, в рамках которого человек может создавать и оперировать знаковыми системами, которые вне такого комплекса ему недоступны.

Техника является составной частью культуры общества, она существенно влияет на периодизацию культурно-исторических эпох: каменный век (простейшие орудия труда), эпоха бронзы, эпоха железа, индустриальная эпоха и т. д.

Говоря о технике, нужно иметь в виду не только произ­водственную, военную, экономическую и другую технику, связанную с комфортом жизни. Можно говорить о технике музыканта, технике живописца, скульптора, о технике мышления, духовной жизни, технике письма и т. п. На огромную роль техники в культуре указывает и то обстоятельство, что одно из определений человека (homo faber) звучит так: это существо, изготовляющее орудия труда.

В разные исторические эпохи взаимоотношение техники и человека носили разный характер. Древние греки считали, что техника имитирует природу и действует аналогично естественным процессам. Техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода. Согласие техники с природой в античности базировалось на вере в существование вечного объективного порядка природы. Но, связывая технику с природой, греки отмечали, что техника способна созидать то, чего природа достичь не может. Для греков функция техники, совершенствующей природу, является искусством, мастерством делания. Они с большим интересом рассматривают, описывают и изобретают словесно, в камне и рисунке технологические процессы того времени (как Одиссей строит корабль, как Гефест кует щит для Ахиллеса и т. п.).

В эпоху Возрождения возникает новый тип отношений между наукой и техникой. Авторитет научного знания возрастает. Леонардо да Винчи рассматривает технику не как вершину или часть теоретической науки, а как продолжение природы. То, что может быть сконструировано — это границы возможностей самой природы. Поэтому познание природы становится равнозначным экспериментальному конструированию. Пробуждается активный интерес к естествознанию.

Начиная с XVII века появившаяся техника стала активно разрушать веру в вечный порядок природы. Господство техники и машины, по мнению Н. А. Бердяева, есть переход от жизни органической, растительной к жизни организованной, конструктивной.

До конца ХIX века науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, хотя и оставались технически ориентированными. В XX веке наступил новый уровень взаимодействия науки и техники: он привел к тому, что новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований. Изменилась социокультурная роль техники — она стала средством преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта техники нашла свое отражение еще в древних мифах: Прометей учил людей техническим навыкам, Дедал и Икар решали проблему полета с помощью крыльев, неудача постигла строителей Вавилонской башни.

Безусловно, что техника на определенном уровне развития культуры и общества расширяет человеческие возможности, создает условия для развития способностей человека. Но преувеличенная оценка роли техники в жизни человека ведет к двум противоположным идейно-теоретическим учениям: техницизму и технофобии.

Технофобия — страх перед техникой, негативное восприятие технического прогресса, недоверие к нему. Сторонники этой теории считают, что новые технологии опасны и непредсказуемы, что техника — враг человека, т. к. она подавляет индивидуальность человека в труде и в быту, превращает его в придаток машины. Кроме того, развитие научно-технической революции, утверждают представители этого течения, ведет к неограниченному потребительству и беспредельному внедрению технических средств во все сферы жизни человека.

Образ техники в культуре

В античные времена на технику смотрели как на творение разума, а изобретательский талант считался у греков божественным даром.

В религиозной культуре Средневековья техника считалась одним из данных Богом условий человеческого бытия. Новации осуждались как попытки отойти от установленных Богом законов. Изобретателей нередко обвиняли в колдовстве и связях с нечистой силой. Тем не менее, творческая мысль не останавливалась, а технические новшества постепенно входили в жизнь.

С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного процесса. Вместе с тем появление машин, заменяющих ручной труд, вызывает и недовольство у части населения. В глазах пролетариев, теряющих работу из-за применения машинной техники, машина представляется источником бед. В Англии в начале ХIX века возникает движение луддитов, участники которого громят машины.

Образец техники в массовом сознании у разных народов получает национальную окраску, связанную с историко-географическими особенностями страны. У земледельческих народов техника — это прежде всего орудия труда земледельца: соха, плут, телега, мельница. В западноевропейских странах под техникой понималась главным образом строительная техника: тачки, подъемные механизмы, инструменты для обработки камня. На Востоке, где господствовал культ духовного совершенства, образ техники связывался с определенными упражнениями: техника йоги, восточной борьбы, медитации и т. п.

В России до XX века народный образ техники был связан с бытовыми приспособлениями и выполнением нехитрых хо­зяйственных работ: молот, горн, наковальня, коса. Кузнец пользовался особым уважением в крестьянской среде. Техника воспринималась крестьянами как естественное условие быта, она не противопоставлялась природе.

Стремительный рост совершенства техники порождает иллюзию ее всемогущества. Однако техника позволяет изменять природу только в соответствии с законами самой природы, одним из фундаментальных свойств которой является целостность. Поэтому техническое преобразование определенной части природы в соответствии с нашими желаниями влечет также и преобразования других ее частей, которые могут быть и часто бывают совершенно нежелательными для нас. К пониманию этой особенности техники как феномена культуры, люди приходят с большим трудом, усваивая горький опыт экологического кризиса и масштабных техногенных катастроф.

Особенностью техники как феномена культуры является использование технических достижений прошлого на более высоких стадиях ее развития (например, обработка давлением или применение рычага, известные с глубокой древности, используются и в самых современных технологиях). Соответственно, появление качественно новых технических приспособлений возможно только в рамках определенных технико-технологических традиций, обусловлено ими. Эту характеристику техники принято называть внутренней детерминацией технического развития.

Но следует заметить, что технический прогресс не сопровождается автоматически одновременным моральным и художественным прогрессом. Очень часто технические достижения превращаются в новые средства истребления и порабощения человека. Если мы не стремимся к самоистреблению человеческого рода, то в развитии техники должно присутствовать также и человеческое, ценностное измерение. Ныне каждое существенное техническое изобретение ставит личность и человечество в целом перед проблемой выбора нравственных оснований, духовных ценностей и гуманитарных последствий наступления технической цивилизации.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

В XXI веке нет более противоречивого по отношению к нему явления в культурной жизни как техника. И если в эпоху Просвещения господство человека над природой вызывало восхищение, то сегодня есть немало критиков достижений человечества в этой области.

Социокультурные черты

Среди социокультурных черт техники следует выделить следующие:

  • это средство преобразования среды, природы и самого человека (восходит еще к мифам – Прометей, научивший людей пользоваться огнем, Дедал создал крылья и под.);
  • это посредник между человеком и природой, задающий тип отношения между ними (в дохристианский период человек не выделял себя из мира природы, в христианский стал ее царем);
  • это средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники (каково место техники в жизни людей, как она включается в различные социальные отношения и под.).

Взгляды ученых

Готовые работы на аналогичную тему

Видит в технике историческую судьбу современной цивилизации Ж. Эллюль, всматриваясь в нее с социологических позиций. К. Маркс с таких же позиций рассматривает технику, отмечая разрушительной воздействие машин на рабочего. Этические проблемы, связанные с техникой также волновали ученых.

Российские ученые начали заниматься культурными проблемами техники в начале XX века – инженер-механик П.К. Энгельмейер и философ Н. А. Бердяев. Однако революция на долгие годы прекратила исследования в этой области, назвав их идеалистическими. Вернулись к ним только во второй половине XX века, а в 80 – 90-х годах в центре внимания кульутрологов встали проблемы экологических последствий научно-технического прогресса. Исследование техники в качестве многомерного, сложного явления культуры – такая задача стоит сегодня перед культурологами.

Ученых всегда волновал вопрос о происхождении техники. На протяжении длительного времени сложились такие подходы к осмыслению этого вопроса:

Пожалуй, ничто из явлений, окружающих человека на рубеже ХХ века, не вызывает такого противоречивого к себе отношения, как техника. Эту противоречивость люди заметили сравнительно недавно. До второй мировой войны судьбы техники волновали больше художников и поэтов, чем философов и социологов. Непрерывный технический прогресс со времен промышленной революции, как казалось всем, подтверждал идею рационалистов о господстве человека над природой и оптимизм века Просвещения. Укреплялись надежды на культурный, экономический, моральный прогресс с помощью науки и техники. Сегодня этой убежденности брошен вызов. Растут беспокойства и нападки на технику. Из спасительницы она для многих стала виновницей всех бед нашего времени.

2. Специфика культурологического изучения техники

Из многочисленных определений видно, что техника предстает как многогранное, многоаспектное явление. Можно выделить пять важнейших аспектов техники, изучаемых различными науками.

Если в первом аспекте техника изучена основательно, второй аспект вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечеством, и поэтому интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании третьего аспекта сделаны первые шаги. Особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и других. Последняя проблема – социокультурное измерение техники – только начинает разрабатываться и далеко не всеми еще осознается как проблема.

Капп сосредоточил свое внимание на поиске антропологических оснований возникновения и существования техники. Затем Ф. Диссауэр поставил проблему возникновения, существования особенностей науки как специфической области знания в системе наук. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет развили экзистенциалистскую интерпретацию техники о ее роли в динамике культурного пространства. А. Гелен, Г. Плесснер осуществили анализ техники с позиций филосовско-социальной антропологии. С социологической точки зрения рассматривает технику Ж. Эллюль, видя в ней историческую судьбу современной цивилизации.

Отметим вклад в социологическое осмысление техники К. Маркса, показавшего разрушительное воздействие машинного производства на рабочего. В 70-80-х годах ХХ столетия особое внимание было уделено этическим проблемам техники (например, американским философом Л. Мэмфордом).

В России в начале ХХ века одним из првых поставили вопрос о теоретическом осмыслении техники инженер-механик П.К. Энгельмейр и философ Н.А. Бердяев, Но после 1917 года философия техники была объявлена идеалистической областью исследования, изучение возобновилось лишь в начале 60-х годов (работы В.Г. Горохова, В.И. Белозерцева, В. Чешева, Г. Шеменева и т.д.).

В 80–90-х годах ХХ века акцентировалось внимание на экологических последствиях научно-технического прогресса. Сегодня приоритетым становится культурологический анализ техники как сложного, многомерного явления культуры. Традиция культурологического подхода к технике была заложена в США и Германии, во-первых, в связи с проблемой управления в индустриальном, постиндустриальным, информационном обществе, так как остро встал вопрос о технике и существующих ценностях.

Другая культурологическая проблема – оценка техники, ее критерии, ее человеческое измерение. И наконец, огромное значение имеет вопрос о роли в бытии человека и человечества, ее воздействие на социокультурную динамику. Социокультурный анализ техники сопряжен еще и с выяснением того типа отношения человека к миру (природе), которое формируется под воздействием и на основе техники.

Читайте также: