Тэффи жизнь и воротник краткое содержание анализ

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рассказ "Жизнь и воротник" был опубликован в сборнике "Тонкая психология"12 , куда вошли произведения 1904 - 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. Часто сравнение в названиях ее рассказов как бы заранее предопределяет направление развития сюжета ("Легенда и жизнь", "Свои и чужие", "Причины и следствия" и др.). В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что "человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами" (47)13 . А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней "крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой" (47) стал управлять ее жизнью, пока окончательно не разрушил ее.

Смысл произведения очевиден: оно направлено против мещанского взгляда на жизнь, против понимания ее сути как погони за вещами. По мере развития сюжета вещь обретает все больше черт живого существа и подчиняет себе волю героини. Это проявляется в обилии глаголов, выражающих волеизъявление. Можно предложить ребятам найти их и проанализировать, с какими словами они сочетаются. В начале рассказа явно преобладает слово "требовал", повторяющееся четыре раза. И каждый раз "требования" воротника становятся все настойчивее: героиня подбирает к нему вещи, включая не только одежду, но и мебель.

Особую важность обретает выражение "воротничковая жизнь" (48). Оно обозначает полное подчинение человека вещи. Изменяется и доминирующий глагол: если до этого воротник "требовал", то теперь он подменяет собой героиню ("вертит головой", отвечает за нее, не обращает на нее "никакого внимания"). Уже не человек управляет вещью, а наоборот.

Сюжет развивается по нарастающей. Сначала действия Олечки Розовой вызывают смех, но по мере того, как воротник "укреплялся и властвовал" (49), все больше чувствуется страх перед ним. Человек отходит на второй план, а вперед выдвигается ничтожная вещь, обретающая смысл символа.

Финал рассказа возвращает все в привычное русло: вещь в конце концов обращается к роли, которая отведена ей изначально (воротник потерялся). Заключительная фраза ("Эх, жизнь!", 50) принадлежит автору. Таким образом, авторский голос начинает повествование и заканчивает его, придавая незамысловатой истории более обобщенный характер.

Можно обратить внимание ребят на сходство между данным произведением и повестью Н. В. Гоголя "Нос". Оно основано на использовании фантастики, и смысл произведений исходит из того, что человек утрачивает власть над своей жизнью. Но, в отличие от классики, Тэффи не стремится к социальным обобщениям, а сводит все к глупости и ограниченности героини, которую вполне определенно называет "существом слабым и бесхарактерным" (48). Это важная черта не только творчества писательницы, вся "лирическая сатира" избегала социальности и искала причины несовершенства современников в них самих.

Воротник становится символом вещизма - стремления обладать материальными благами, вещами, которые создают физический комфорт, лишая комфорта душевного. Во времена Тэффи это называли мещанством и обывательщиной, сейчас это называют потребительством. Какое бы слово ни использовалось для названия подобных человеческих слабостей, важно то, что в погоне за материальными благами можно растерять все свои душевные богатства, а это и губительно для всех.
Примечательно, что у произведения получился сказочный финал: воротник был отдан в стирку прачке, где и потерялся. По законам жанра, его новая обладательница (возможно, и сама прачка) испытает те же злоключения, что и прежняя владелица.

Уделяя внимание комической стороне, Тэффи хочет не просто рассмешить, а прежде всего показать всю несуразицу и пустоту того, что некоторые персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Название: Жизнь и воротник

Жанр: Рассказ

Год написания: 1910 год


Время и место

Действие рассказа происходит в Москве в конце XIX – начале ХХ века. Об этом свидетельствуют черты поведения женщин, характерных для эры эмансипации: короткие стрижки, курение в общественных местах, нарочито развязное поведение.

Главные герои

Олечка Розова – молодая, скромная, застенчивая девушка, любящая жена, чьё поведение стало меняться после покупки модного воротничка.

Муж – супруг Олечки, любящий, наивный, доверчивый, честный молодой человек, не сумевший вынести измены жены.

Бабушка – добрая старая женщина, которая очень любила Олечку.

Студент – нахальный, ветреный, решительный и настойчивый молодой человек.

для самых рациональных -

Сюжет

Будучи скромной, застенчивой девушкой, Олечка Розова не предъявляла больших требований к жизни и довольствовалась тем, что имела. Она уже три года состояла в браке и была вполне счастлива, как только могут быть счастливы честные, добрые, простые люди. Однако привычный, размеренный ход жизни героини был навсегда нарушен после покупки такого, казалось бы, пустяка, как белый накрахмаленный воротничок.

Покрутившись дома перед зеркалом, Олечка поняла, что новый воротничок настоятельно требовал новой блузки, поскольку не подходил ни к одной из её старых кофточек. Девушка не спала всю ночь, но утром отправилась в магазин и купила новую блузку, взяв деньги, отложенные на хозяйственные нужды. Чтобы приобрести новые туфли, юбку, перчатки, сумку и шляпку, Олечке пришлось занимать у приятелей и даже обмануть любимую бабушку, сказав, что деньги нужны на лечение мужа.

Олечка Розова оказалась в полной зависимости от требовательного воротничка, который заставлял вести новый, непонятный ей образ жизни. Она остригла волосы, стала курить и громко смеяться, услышав непристойность. В глубине души ей претили эти перемены, но, будучи слабохарактерной от природы, она ничего не могла с собой поделать.

Однажды Олечку пригласили на ужин, где крахмальный воротничок требовал от неё фривольного поведения. К девушке стал нагло приставать подвыпивший студент, но она, находясь во власти воротничка, не пресекала новоявленного ухажёра. Вернулась Олечка только под утро. Муж, не спавший всю ночь, нашёл ломбардные квитанции и потребовал объяснений, на что Олечка лишь презрительно рассмеялась. Муж бросил ветреницу и переехал в другой город.

Вывод и своё мнение

Главная мысль

Находиться в полной зависимости у своих слабостей унизительно.

Авторские афоризмы

Толкование непонятных слов

Кухарка – прислуга на кухне, готовящая пищу.

Извозчик – кучер наемного экипажа, повозки.

Омнибус – многоместная повозка на конной тяге, вид городского общественного транспорта, характерный для второй половины XIX века.

Новые слова

Соя – род травянистых растений семейства бобовых.

Развязно – беззастенчиво, бессовестно, бесстыдно, вызывающе.

Ломбард – кредитное учреждение, ссужающее деньги под залог движимого имущества.

Смысл рассказа

Смысл книги

Нельзя создавать себе кумиров. Эта заповедь известна всем. Однако главная героиня не придала ей большого значения. Она решила поступить иначе. Олечка не только выбрала себе кумира. Она сделала своим повелителем простой воротник. Надежда Тэффи призывает не акцентировать внимание на конкретной материальной вещи. Воротник — это собирательный образ материальных благ, за которыми гонятся люди. Они уже не принадлежат себе. Они потеряли своё собственное я. Люди сузили необъятный яркий мир до размеров бездушной вещи. Их разум отказывается принимать очевидное, ведь они живут только ради удовлетворения свой зависимости.

Зависимость от бездушных вещей имеет огромную разрушающую силу. Именно это и пытается показать Надежда Тэффи на наглядном примере. Желание покупать все больше и больше разъедает человека изнутри. Если во время не остановиться, можно лишиться всего, что есть у тебя в жизни. Молодая женщина самостоятельно возвела воротник на пьедестал почета. У Олечки не было других ценностей и интересов. Она словно жила только ради этого воротника. Однако это не принесло ей счастья. Напротив, в конце рассказа героиня осталась ни с чем.

Упрощённый пересказ сюжета

Описание героини

Оленька была молодой замужней женщиной. Мужа любила и очень уважала. Вела тихий образ жизни, с подругами не гуляла, вызывающе не одевалась. В характере преобладали такие черты, как:

Оленька была молодой замужней женщиной

  • скромность;
  • покорность;
  • смирение;
  • честность.

Оля не была транжирой, к своим тратам относилась очень ответственно. Но уж больно понравился ей этот накрахмаленный воротничок. Да и стоил он недорого, поэтому девушка решилась и купила его. Долго примеряла обновку дома перед зеркалом, очень она ей шла. Но была одна проблема — не было блузки, которая бы подходила к воротничку.

Оленькины покупки

Свободных денег у девушки не осталось, но были отложены некоторые средства на хозяйственные нужды. Хоть и жалко было тратить, но Оля взяла их и снова отправилась в магазин. Быстро нашла подходящую вещь и купила её. Покрутилась в кофточке с воротничком перед зеркалом и поняла — здесь нужна юбка определённого типа, которой, конечно, у Оли в наличии не было.

Денег уже не осталось, но героиня заложила в ломбард свои украшения. Купив нужную юбку, девушка поняла, что воротник требует ещё и новые туфли. Пришлось и их приобрести. Однако что-то всё равно не хватало для полного ансамбля.

Утром девушка навестила свою бабушку

Утром девушка навестила свою бабушку. Между делом обмолвилась ей, что муж болен и денег на лекарства не хватает. Это, конечно, была ложь, но воротник требовал завершить образ. Добрая старушка решила помочь внучке и дала ей деньги на лекарства для мужа. Их девушка потратила на приобретение перчаток и шляпки.

Но воротничку всё равно чего-то недоставало. Оленька мучилась и плакала по ночам в подушку, а на следующий день бежала занимать деньги у друзей и родственников для приобретения никому не нужных вещей.

Так в доме появился уродливый диван, который не нравился никому, но очень подходил под воротник.

Встреча со студентом

Поведение главной героини стало меняться в угоду воротничку. Девушка страдала и проклинала тот день, когда увидела его в витрине магазина, но поделать уже ничего не могла. Выкинуть накрахмаленную вещицу у неё не хватало мужества. Таким малодушным она была человеком. Единственным облегчением для молодой женщины были моменты, когда злополучный воротничок находился в стирке. Однако стоило ему оказаться на шее девушки, всё начиналось сначала.

 Олю пригласили в гости

Воротничок вместо Оли разрешил студенту проводить её к себе домой. Он же повернул шею, когда студент поцеловал девушку.

Эта вещица наглым образом пила коньяк в гостях у студента, она же привела с ним ночь. Оле было очень стыдно, ведь она любила мужа, но поделать ничего не могла.

Возвращение домой

Пока Оленька гуляла по гостям, её честный муж нашёл квитанции из ломбарда, а также узнал, что его жена потратила не только семейные сбережения, но назанимала много денег по друзьям и родственникам. Мужчина был очень возмущён и отсутствием супруги всю ночь вне дома. Когда, наконец, женщина вернулась, он поинтересовался:

  • исчезновением семейного бюджета;
  • возникновением огромных долгов;
  • отсутствием супруги дома по ночам.

Вот тут настал единственный момент, когда Оля захотела соврать, но воротничок опередил её и выложил мужу всю правду. Рассказал ему и о студенте, и о ненужных покупках втайне от супруга. Мужчина не выдержал такого поворота событий и ушёл от жены.

Однако Оля была не столько обеспокоена уходом любимого мужа, сколько пропажей воротничка, который нерадивая прачка потеряла при стирке. Но вскоре её зависимость от этой вещицы постепенно исчезла и девушка зажила привычной жизнью. Теперь Оля работает в банке и ведёт очень скромный быт. Что же касается воротничка, так никто не знает, куда тот пропал. Возможно, его оставила себе нерадивая прачка.

Краткий анализ

Воротничок управляет поведением своей хозяйки

Воротничок управляет поведением своей хозяйки, как бы оправдывая все поступки девушки. Ведь это не Оля захотела купить новую кофточку, а она была просто необходима воротничку. И все остальные нехорошие поступки совершает не девушка, а её обновка.

Казалось бы, читатель должен испытывать жалость к молодой женщине, но этого не происходит. А всё из-за того, что писательница использует подтекст в произведении. Она описывает страдания Оли таким образом, что чувствуется сарказм и осуждение.

Если сделать разбор рассказа сухим языком литературных терминов, то он будет выглядеть следующим образом:

  • Год написания — 1910.
  • Автор — Н. Тэффи (Надежда Александровна Лохницкая).
  • Жанр — рассказ.
  • Направление — юмористическая проза.
  • Композиция — последовательная (завязка, основной сюжет, развязка).
  • Главные герои — Оленька Розова и воротничок.
  • Тема — неумеренность в желании приобретать ненужные вещи.
  • Основная мысль — нельзя оправдать свои пороки, прикрываясь кем-то другим.

При помощи сатиры автор пытается показать читателям отрицательные стороны человеческой натуры. Дать понять, что во всех своих пороках виноваты сами люди. И неважно, чем и как они пытаются оправдать свои плохие поступки, правда всё равно выйдет наружу.

Рассуждения и выводы

Большой удачей для девушки стала утеря обновки. Конечно, сначала девушка очень жалела об этом и страдала. Но такое состояние в психиатрии называется отменой. Если убрать из жизни человека раздражающий фактор, от которого тот испытывает зависимость, то состояние больного резко ухудшается, но затем наступает излечение.

Рассуждения и выводы

Однако так можно рассуждать только с точки зрения современного человека. В дореволюционные времена такое поведение не считалось болезнью и всячески порицалось. Так что понять главную героиню можно. Она боялась признаться даже себе, что зависима от постоянных покупок, а не то, что рассказать об этом другим людям.

Даже муж, которого она так любила, не смог понять состояния девушки и бросил её. Для него Олино поведение было сродни распутству. Так вести себя порядочная жена просто не должна. А учитывая, что репутацией в обществе тогда очень сильно дорожили, мужчина не мог её запятнать, оставаясь с женой, которая вела мещанский образ жизни. То, что его супруге нужна психологическая помощь, мужу даже в голову не могло прийти.

В своём рассказе автор очень образно прописала всех главных героев. Но понять, какую мысль вложила писательница в это произведение современному читателю очень сложно. В сатирической форме она описала человеческую зависимость, обличив её в порок, и порицая в подтексте всего повествования. Возможно, на момент написания рассказа это было действительно верным и удачным литературным приёмом, но сегодня всё видится иначе. Современный читатель не испытывает к главной героине чувства отвращения, скорее жалеет её, как больного человека нуждающегося в помощи.

Читайте также: