Театрализованная деятельность в детском саду в средней группе картотека с целями

Обновлено: 04.07.2024

учить отождествлять с заданным персонажем; побуждать к самостоятельному выбору роли; развивать пантомимические навыки; развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; развивать имитационную способность, умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Оценить 9369 0

Театрализованные игры и упражнения в средней группе

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Старенькая бабуля Красотка на подиуме

Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах.

Цель. Развивать имитационные способности.

- Солнце нужно всем! Цветам, бабочкам, муравьям, лягушкам. А кому еще нужно солнце? (Дети перечисляют.) Сейчас вы придумаете, в кого превратитесь, и под музыку изобразите того или то, что загадали, а я попытаюсь отгадать. Включается грамзапись, дети имитируют движения задуманного персонажа. Это могут быть цветы, насекомые, животные, птицы, деревья и т.д. Педагог отгадывает, уточняет.

- Солнышко скрылось за тучку, пошел дождь. Скорее под зонт!

Игровые упражнения

Цель. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли.

- Представьте себе, что вы идете по лесу. Солнышко припекает, до дома далеко, ваши ноги устали, и вы решили отдохнуть. А вот и пень! Сели на пенек, вытянули ноги, глаза прикрыли, отдыхаете. И вдруг. что это? Кто-то ползет по вашим ногам. Ой, это муравьи! Вы сели на пень-муравейник! Скорее стряхивайте с себя муравьев и осторожно, чтобы не подавить их, отпрыгивайте в сторону.

Игра проводится несколько раз коллективно и по желанию индивидуально.

Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.

На паркете в восемь пар мухи танцевали.

Увидали паука - в обморок упали. Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала все вскопает,

Там играл зимой в снежки, а потом всё разровняет,

Ну а летом - в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород и пойдет сажать морковку.

Ямка - семя, ямка - семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожаи свои соберет.

И как раз - здесь закончился рассказ!

Цель. Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес - тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, сел в уголок

Воды наносил, и съел его сам! Aм!

После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение (Дети имитируют движения по тексту).

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла.

- Почему река исчезла в озере?

Ролевые диалоги

Хозяйка: Почему ты черен, кот?

Кот: Лазил ночью в дымоход.

Хозяйка: Почему сейчас ты бел?

Кот: Из горшка сметану ел.

Хозяйка: Почему ты серым стал?

Кот: Меня пес в пыли валял.

Хозяйка: Так какого же ты цвета?

Кот: Я и сам не знаю это.

После разучивания дети делятся на пары и, используя шапочки-маски - детали костюмов, разыгрывают мини-сценку.

Ребенок: Очень, еж, ты хорош, только в руки (в лапы) не возьмешь!

Ёж: Нехорош? Ну и что ж! Без иголок я - не еж!

Эту сценку педагог разучивает с детьми, а затем, меняя персонажей (ребенок, волк, лиса, медведь), предлагает разыграть ее по ролям, обращая внимание на интонационную выразительность. Дети разбиваются по желанию на пары и проигрывают эту мини-сценку, используя шапочки-маски.

Театральный этюд.

с использованием кукол театра би-ба-бо.

Педагог: Тсс. Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил.

Бедняга побежал к врачу.

Великан: Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Педагог: Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век.

Врач: Откройте рот, скажите: А-а-а. Живую мышь? Зачем? Когда?

Врач: Так что же вы сидите? Идите, кошку проглотите!

педагог (или ребенок): На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жук: Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь,

Обратить внимание на интонационную выразительность при произнесении слов жука.

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюды - настроения

Цель. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Этюд "Новая кукла"

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

Этюд "Баба Яга"

Баба Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Медвежата лежат в берлоге. Подул сильный ветер, пробрался в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в клубочки - греются. Стало жарко, медвежата развернулись и зарычали.

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Этюд "Один дома"

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке-еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Этюд "Лисичка подслушивает"

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух: Я всех умней!

Ведущий: Кричал петух.

Петух: Умею я считать до двух!

Ведущий: Ворчит хорек.

Хорек: А я могу до четырех!

Жук: Я — до шести!

Ведущий: Воскликнул жук.

Паук: Я — до восьми!

Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука —

Считаю я до сорока.

Ведущий: Ужаснулся уж.

Уж: Ведь я ж не глуп,

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик: А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.
Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

ЦЕЛЬ: пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: развивать интонационную выразительность речи.

Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.

Петух: Я всех умней!

Ведущий: Кричал петух.

Петух: Умею я считать до двух!

Ведущий: Ворчит хорек.

Хорек: А я могу до четырех!

Жук: Я — до шести!

Ведущий: Воскликнул жук.

Паук: Я — до восьми!

Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка.

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко

Жука и даже паука —

Считаю я до сорока.

Ведущий: Ужаснулся уж.

Уж: Ведь я ж не глуп,

Нет у меня ни рук, ни ног,

А то и я считать бы смог!

Ученик: А у меня есть карандаш.

Ему что хочешь, то задашь.

Одной ногой умножит, сложит,

Все в мире сосчитать он может!

Цель: развивать пантомимические навыки.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Был у зайки огород, Зайка с радостью идет.

Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает,

Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет,

Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко

А весною в огород И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

ЦЕЛЬ: пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи для педагога: Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

Игровая задача для детей: Развивать умение согласовывать действия с другими детьми

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (дед, баба, заяц, волк, медведь, лиса, колобок, декорации леса.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 7 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев

Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

(Театр на руке - пальчиковый)

Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление

Игровая задача для детей: Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Атрибуты: Сшитые герои сказки на пальчик (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка, репка большая, репка маленькая).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, просмотр мультфильма.

Игровые правила: Играет 8 детей. Дети с помощью воспитателя распределяют роли и определяют очередность выступления героев

Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.

Результат: Инсценировка сказки

Задачи для педагога: Совершенствовать артистические навыки детей.

Игровая задача для детей: Учить детей действовать ладошкой, передавая эмоции героя.

Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (три медведя и Маша, декорации: дом медведей и спальня медведей.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев. Играет 4 детей и воспитатель – ведущий.

Игровые действия: Маша идет в лес за грибами и ягодами. В лесу девочка заблудилась. Увидела дом, зашла в него. Поела, посидела на стульях, прошла в спальню и легла спать. Приходят медведи, находят Машу. Маша просыпается и испугавшись, убегает.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

(Театр на руке – варежковый)

Задачи для педагога: Развивать дикцию, интонацию.

Игровая задача для детей: Развивать коммуникативные навыки

Атрибуты: Сшитые из варежки три медведя (папа медведь, мама медведица и мишутка,декорации: дом медведей и спальня медведей)

Предварительная работа: Просмотр мультфильма по сказке «Три медведя, вспомнить в беседе сюжет сказки.

Игровые правила: Играет 4 детей и взрослый – ведущий. Дети определяют очередность действий своих героев.

Игровые действия: Взрослый начинает со слов автора. Маша заходит в дом медведей, кушает и ложится спать. Приходят медведи, находят Машу. Она, испугавшись, убегает.

Результат: Инсценировка сказки.

Задачи для педагога: Закреплять правильное произношение всех звуков родного языка.

Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя

Атрибуты: Сшитые из варежки герои сказки (Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, слуга, декорации: пруд, дорога, лес, дом.

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Играет 5 детей и ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев

Игровые действия: Воспитатель говорит слова автора, а дети слова героев своих по сценарию.


Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

(Театр на руке – варежковый)

Задачи для педагога: Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев.

Игровая задача для детей: Развивать творчество и самостоятельность в создании художественного образа.

Атрибуты: Сшитые из варежки лиса и козел, декорации –иллюстрации колодца и ворон на дереве.

Игровые правила: Играет 2 ребенка и ведущий взрослый.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора, потом лиса попадает в колодец. Мимо проходит козел, который очень хочет пить. Лиса его обманывает козла и он прыгает в колодец. А сама, встав на козла, выбирается из колодца. Козел с трудом, но выбирается из колодца.

Результат: Инсценировка сказки

Задачи для педагога: Развивать связную речь детей

Игровая задача для детей: Расширить словарный запас детей

Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки, два домика.

Предварительная работа: Разучивание слов героев сказки.

Игровые правила: Воспитатель помогает распределить роли. Играет 7 детей, они определяют очередность по сюжету сказки.

Игровые действия: Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.

Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя

(Театр на руке - пальчиковый)

Задачи для педагога: Развивать понимание эмоциональных состояний.

Игровая задача для детей: Развивать умения звукоподражания своим героям.

Атрибуты: Связанные на пальчик лиса, заяц, петух, домик для лисы и дом для зайца, собака, медведь, бык.

Игровые правила: Играют трое детей и взрослый-ведущий.

Игровые действия: Игра начинается в лесу зимой. Стоят 2 избы: ледяная и лубяная. В ледяной живет лиса, а в лубяной живет заяц. Весной ледяная изба растаяла. Лиса выгоняет зайца из лубяной избушки и поселяется сама в ней. Заплакав, заяц жалуется собаке, медведю, быку. Они не смогли выгнать лису. А петух с косой выгоняет лису. Заяц и петух стали дружно жить. Результат: Инсценировка сказки.

Дети в костюмах персонажей сказки Теремок

Одним из наиболее продуктивных приёмов работы с дошкольниками среднего возраста (4–5 лет) являются театрализованные игры. Ведь с одной стороны, малыши проявляют свои творческие способности, а с другой — с помощью игры дети усваивают учебный материал, развиваются физически и духовно, а также постигают морально-этические нормы поведения в обществе. Поэтому педагоги, работающие с малышами средней группы, с особой тщательностью подходят к организации такого рода лицедейства.

Цели и задачи театрализованной деятельности в детском саду

Дети в игре тянут репку

Театрализованные игры помогают малышам легко и быстро социализироваться

Театрализованные игры также помогают:

  • развивать речь малышей (детям средней группы очень важно быть понятыми, отчего они с особой тщательностью подбирают слова, стараются правильно выстраивать предложения, а заучивание текстов роли в драматизации помогает обогатить набор речевых средств — слов, грамматических конструкций);
  • осваивать новые теоретические и практические знания из разных областей жизни (малыши не только получают ещё неизвестную им информацию, в частности, о театре, но и осваивают её в непосредственной деятельности);
  • учиться адекватно реагировать на разные игровые ситуации и принимать самостоятельные решения;
  • развивать память, мышление, воображение через восприятие образов и запоминание порядка выполнения игровых действий с ними;
  • укреплять здоровье (многие театрализованные игры подразумевают умеренные физические нагрузки, что способствует тренировке координации, гибкости и ловкости у детей);
  • воспитывать чувство коллектива через творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Реализовать эту миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

Пять принципов организации театрализованной игры

Дети в костюмах персонажей Теремка перед ширмой-теремком

В играх малыши учатся координировать свои действия с действиями других участников

Методистами сформулировано пять требований к практической реализации любого вида игровой активности. В контексте театрализации в средней группе эти принципы имеют ряд нюансов.

  1. Многообразие тематики. Обычно для театрализованной деятельности используются программные сказочные сюжеты. Однако нельзя забывать и о популярных мультипликационных фильмах, детской прозе и поэзии в качестве основы игровых действий.
  2. Универсальность. Элементы театрализации можно использовать на разных этапах урока не только для закрепления, но и для знакомства с новой информацией. Игры также проводятся на прогулке, утренниках.
  3. Отсутствие факторов стресса. Речь идёт о резкой смене одно вида деятельности на другой. Например, от пересказа сказки к физкультуре. Театрализованной игры позволяют такой переход сделать лёгким и гармоничным, перетекающим один в другой.
  4. Творческая самостоятельность малышей. В театрализованных играх дети раскрепощаются. Особенно если практиковать совместные с родителями постановки, где малыши, с одной стороны, предстают артистами, а с другой — находятся рядом с близкими людьми и ощущают поддержку мамы, папы.
  5. Обязательная ситуация удачи для каждого малыша. Каждого участника театрализации после игры необходимо похвалить. Это закон.

Девочка в декорациях аптеки

Игры дают возможность каждому ребёнку испытать ситуацию успеха

Формы организации игр

Кроме уже упомянутых игр, в которых родители и педагог — непосредственные участники действия, можно выделить ещё две формы организации театрализованной деятельности в работе с детьми:

Классификация театрализованных игр

Все театрализованные игры делятся на две группы:

  • те, в которых малыши предстают в образе персонажей, то есть драматизации;
  • те, в которых дети выступают режиссёрами, организуя действия кукол, игрушек, то есть режиссёрские.

И в драматизациях, и в режиссёрских играх выделяются отдельные виды.

Вырезанные фигурки животных

Из всех видов театрализованных игр режиссёрские на фланелеграфе позволяют проявить самостоятельность в большей степени и поэтому нравятся воспитанникам средней группы больше других

Таблица: основные виды театрализованных игр в средней группе

Методические приёмы проведения театрализованных игр

В средней группе стандартный комплекс приёмов для организации игровой деятельности малышей имеет ряд особенностей.

Словесные приёмы

Беседа и объяснение

Педагог показывает детям лисичку на пальцах

Педагог сопровождает объяснением описание всех игровых действий

Загадки и стихотворения

Как правило, эти приёмы используются для мотивации малышей на работу, так как они позволяют переключить внимание ребят с одного вида активности на другой и при этом увлекают настолько, что в театрализованную деятельность включаются сразу почти все дети.

  • Румяный озорник От бабушки ушёл, И по тропинке вмиг Он в лес густой забрёл. Он встретил зайца, волка, Медведя повстречал, А для лисы-плутовки, Увы, обедом стал. (Колобок);
  • С длинными ушами он. Первый повстречался на пути у колобка. Пытался, но не съел его. (Заяц);
  • Рыжешёрстая хитрица Колобочка проглотила … (Лисица).

В средней группе загадки уже могут быть без договорок и необязательно рифмованные.

Для ряда игр уместным мотивационным приёмом оказываются стихотворения. При этом принципиальным моментов выбора текстов является их объём: рифмовки должны быть короткими, иначе ребята отвлекутся и сосредоточиться на игре не смогут.

Короткие истории

Литературные сюжеты — традиционная иллюстрация игры: дети слушают сказку, обсуждают её, а затем на основе текста включаются в игровую деятельность. Но для мотивации малышей можно использовать и рассказы, придуманные, что называется, на ходу. Преимущество таких историй в том, что их можно подобрать под любую тему, особенно если игра основывается на давно известном сюжете.

Наглядные приёмы

Без воздействия на зрительный канал восприятия в работе с дошкольниками, у которых ведущей является наглядно-образная оценка окружающего мира, добиться необходимых результатов нельзя.

Иллюстрации

Картинки, фотографии с театральной тематикой (элементами костюмов, накладными волосами, носами, щеками и пр.) или с сюжетами игр — обязательный элемент наглядности.

Лэпбук о пальчиковом театре

Лэпуки могут быть посвящены отдельным видам театра

Демонстрация

К этому виду наглядных приёмов относятся:

Принадлежности для игр

Останавливаясь на стандартном, минимальном, наборе атрибутов для игр, нужно отметить, что он включает:

  • ширма (настольная и напольная, выполняющая роль универсальной декорации, например, замка и теремка);
  • маски с нарисованными мордочками животных (изготовить такие маски можно из картона или в технике папье-маше);
  • бумажные или картонные шапочки с картинками сказочных персонажей (бабки, деда, кошки и др.);
  • куклы (перчаточные, пальчиковые);
  • декорации из бросового материала (желудей, спичек и пр.);
  • картинки на твёрдой основе для разыгрывания сценок на стенде (фланелеграфе или магнитной доске);
  • куклы на ложках, пластиковых стаканчиках;
  • костюмы или отдельные элементы для разыгрывание сценок самими ребятами (сарафан, платок — для бабки, шаровары для деда, жёлтый платочек для репки и пр.).

Дети сидят за столом с игрушечной посудкой

Реквизиты для сюжетно-ролевых игр могут использоваться в разных постановках

Группа практических приёмов

Это все те виды работы, которые несут в себе материализацию творческих замыслов:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки из пластилина;
  • проекты (работы по освещению темы, касающейся театрализованной деятельности, выполненные совместно с родителями).

Однако, кроме вышеперечисленных, в группу практических приёмов включены ещё два, используемые именно в театрализованных играх: задания на социально-эмоциональное развитие и психогимнастика.

Упражнения на социально-эмоциональное развитие

Суть этих заданий в том, что ребята учатся сосуществовать с миром вокруг в очерченных условиями игры ситуациях.

Задания для психогимнастики

Задача этих упражнений — рефлексия после игры. Как правило, проводится психогимнастика под спокойную, умиротворяющую музыку.

Дети с педагогом выполняют психогимнастику

Психогимнастика призвана снять мышечное напряжение после активной игры

Вопросы индивидуализации в театральных играх

Даже в таком групповом виде работы, как игра, педагог должен индивидуализировать поставленную задачу. Этого можно достичь благодаря:

  • выбору роли (чтобы найти своё амплуа, малыш должен примериться ко всем ролям, что обеспечивает создание ситуации успеха);
  • атрибутам (те дети, которые не хотят перевоплощаться в образ ни при каких условиях, могут отвечать за подбор реквизита);
  • чтению наизусть (в 4–5 лет ребята способны разучивать и запоминать тексты довольно больших объёмов, поэтому театрализованную деятельность может сопровождать декламация стихотворений).

Мальчик и девочка держат аппликацию со снеговиком

Если в группе есть дети, которые не любят публичные выступления, им можно давать задания, связанные с подготовкой декораций

Методика подготовки и проведения театрализованных постановок

Таблица: картотека театрализованных постановок в средней группе (фрагменты)

  • формирование умения играть по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
  • формирование умения режиссировать игровые действия по собственному замыслу;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.
  • развивать умение детей определять отдельные черты характера персонажа, передавать их, самостоятельно находя выразительные средства;
  • закреплять умение инсценировать знакомый литературный материал.

Временной план

Театрализованная постановка в средней группе по времени занимает до 7 минут. Исключение составляют инсценировки, а также некоторые виды режиссёрских игр, к примеру, постановки с куклами. При этом игровая деятельность не должна превышать 20 минут.

Театрализованная игра включает четыре ступени организации.

  1. Презентация игры — от 1,5 до 3 минут. В этот временной отрезок педагог мотивирует ребят, а также обращается к опорным знаниям воспитанников.
  2. Разъяснение и проигрывание воспитателем действий каждого из участников постановки — от 1 до 3 минут.
  3. Собственно игра — от 3,5 до 12 минут. В работе с детьми среднего дошкольного возраста участие воспитателя непосредственно в игре составляет около 20%: взрослый присутствует на уровне подсказок, зачитывания сопровождающего текста.
  4. Заключительный этап — 1–2 минуты. Педагог оценивает работу каждого участника и спрашивает малышей о впечатлениях от игры.

Дети в костюмах персонажей Колобка

Хорошо знакомые сюжеты дают возможность детям проявить большую самостоятельность при подготовке игры

Читайте также: